Очевидно, в связи с заключением брака стали создаваться родословные легенды, которые должны были обосновать высокое место Глинских в кругу московской знати. Родоначальник Глинских Лекса стал внуком знаменитого правителя Золотой Орды Мамая, а Мамай, в свою очередь, — отпрыском знатного рода Киятов, которые «кочевали по сей стороне Волги до Чингиз царя». В легенде говорилось и о браке одного из предков Мамая с дочерью Чингиз-хана, почему Кияты «и именуютца царского рода». Так составитель легенды пытался обосновать право Глинских быть на равной ноге с наследниками Чингиз-хана, потомками правителей Большой орды, Крыма и Казани. Однако есть основания думать, что для сына Елены, царя Ивана IV, это значения не имело. В его обширном письменном наследии мы не находим никаких сведений о предках по материнской линии. Единственные его предки, о которых он говорил постоянно и настойчиво,— это русские государи, потомки святого Владимира. Новый брак на первых порах не принес того, чего ждал от него великий князь, а именно сына-наследника. Василий снова стал ездить по монастырям с молодой женой, прося о помощи чудотворцев. Судьба подарила ему сына лишь через четыре года после свадьбы, когда великому князю было уже за пятьдесят. Долгожданный наследник родился 25 августа 1530 года, «в седмый час нощи». Он был назван Иваном, очевидно, в честь деда, великого князя Ивана III; его христианским патроном стал Иоанн Креститель. Крещению наследника великий князь постарался придать большое значение. Василий направился с младенцем в самую почитаемую русскую обитель — Троице-Сергиев монастырь. В написанном в связи с этим «Похвальном слове великому князю Василию» указано, что младенца сопровождали мамка — «Агрипина Василье. ва» — Аграфена, вдова боярина Василия Андреевича Челяднина, и кормилица, очевидно, простая женщина, имя которой автор «Слова» не счел нужным упомянуть. Крестных отцов-восприемников для княжича выбрал сам великий князь. Именно по его настоятельному желанию крестным отцом Ивана стал один из самых почитаемых старцев Иосифо-Волоколамского монастыря — любимой обители Василия III, Кассиан Босой. Старца, глубокого старика, «яко младенца привезоша» и во время совершения обряда постоянно поддерживали два троицких инока. Другим крестным отцом стал хорошо известный великому князю игумен Троицкого монастыря в Переславле-Залесском Даниил, образцовый организатор монашеского общежития, вскоре после смерти причисленный к лику святых. Третьим восприемником был старец Троице-Сергиева монастыря Иев Курцов. Это обстоятельство способствовало быстрой и успешной карьере родственников троицкого старца, которая привела затем к их трагической гибели. Впоследствии имя Иева Курцова было удалено из рассказа официальной летописи о крещении Ивана IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/438911/

Того же лета в Ярославле и в иных городах тамошних не родилося никакое жито, ни обилие, ни сено». Кроме того, под 7030 г. В Софийском 2-м своде находится известие о нападении Ногайских Татар на Крым, опущенное в Воскресенском и Никоновском сводах. В последних есть некоторые слова, дополняющие Софийский 2-й; под 7031: «пан Петр Станиславов... Горностаев»; «и посланника великого князя... уби»; подробнее описан под 7032 г. поход под Казань (в Софийском 2-м пропущены имена всех воевод и остальные подробности); под 7038 г. пропущены слова: «да диака своего... сына Курицына» (VIII, 269–271; VI, 264–265). На 7034 год прекращается общий источник для Воскресенского и Софийского 2-го сводов; далее в Воскресенском, Никоновском и Софийском 2-м находится только одно известие из общего источника – о рождении у великого князя сына Юрия (VI, 266; VIII, 280). Буквальное сходство Воскресенского свода с Никоновским продолжается до конца Воскресенского свода, то есть, до 7041 г.) с следующими отличиями: под 7036 г. Великий князь вышел против Татар по Воскресенскому своду «не со многими людми»; по Никоновскому «со многими» (VIII) 272; Ник., VI, 283); в числе крестивших князя Иоанна назван в Воскресенском своде троицкий старец Иов Курцов (VIII, 274); прибытие королевских воевод к Стародубу приурочено к июлю (VIII, 290). 243 Там же, стр. 214, 215, сходно с Арх. списком XIX) Пск. 1-й летописи; также, как и в последней, в Никоновском своде после слов: «Новгородцы нам не помогают» находятся прямо слова: «он же (Ольгерд) прият челобитье их»; между тем как в других списках той же летописи сказано: «а сами Псковичи ... приведоша. и ссекоша» (Пск. 1-я лет., IV, 187:188) 244 П. С. Р. Л., Х, 213. Тишинов волость смоленская (Соловьев, Ист. Росс., Т, 179, прим.) Крошенских князей 281 Там же, 15–17; при одном из этих известий – о нападении Дмитрия Донского на Тверь – сказано: «Божиим же заступлением град не вземше возвратишася вспять»; по справедливому замечанию г. Борзаковского (Ист. Тверск. княж., прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове - русском полководце. Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета? Дело в том, что правнук Захарии Чета Константин Шея имел дочь, которая стала женой Федора Кутуза - основателя рода Кутузовых. А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков (его отец - праправнук брата Шеи Ивана Красного), спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода - Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей - Семена и Андрея. Я уже не раз говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть - они имели место, но количество их сильно преувеличено: согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того, чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние 7 лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек это больше, чем было казнено в правления предыдущих великих князей. Однако, до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не совершил таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой можно привести цифру - в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины - 40 000 протестантов... Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Бориглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов (потомок знаменитого Ратши) был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября (память преподобномученика Стефана Нового) приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! В Кормовой книге Троице-Сергиевой Лавры род Пешковых-Сабуровых поминается именно под этим числом: «Род Пешковых. Поминати Димитрия (Семеновича, двоюродный брат отца Соломонии), Семиона, Акилины, Иоанна, Никифора (трое последних мужчин - троюродные братья Соломонии), Доминики, Димитриа, инока Сергия, инока Андреяна (Ангелова - старец, келарь Троице-Сергиева монастыря). Дачи их [на помин души - ] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» . Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

33 . ФEOДOCUЙ II хиротонисан в 1543 году, Июня 1, по другим – Июня 18, из Игуменов Хутынских. В 1551 году был на Стоглавом Соборе. По 9-летнему правлению, того же 1551 года скончался. 34 . CEPANUOH II, прозванием Курцов, хиротонисан в 1551 году, Июня 14, из Игуменов Троицы Сергиева монастыря. В 1553 году, Октября 29, скончался и погребён в Софийском соборе в притворе св. Иоанна Предтечи. 35 . ПИМЕН хиротонисан в 1553 году, Ноября 20, из старцев Корнилиева Белоезерского монастыря, а по другим – из Андрияновой пустыни. В 1556 году, Февраля 11, основал Тихвин монастырь оградой и поставил первого Игумена Кирилла. В 1567 году был на Соборе о разделении Государства. В 1570, по пришествию Царя Иоанна Васильевича Грозного в Новгород, взят под стражу, лишён сана и заточён в Николаевский Веневской монастырь, где скончался и погребён. 36 . ЛЕОНИД хиротонисан в 1572 году из Архимандритов Чудовских. В том же году был на Соборе о четвёртом браке Государя Царя Иоанна Васильевича. В 1576 году взят в Москву и, по повелению Царя, удавлен в Новинском монастыре. Погребён там же. Неофит, Феодосий сомнительные. III. Mumponoлumы Велико-Новгородские, Великолуцкие и Всего Поморья 37 . АЛЕКСАНДР хиротонисан в 1577 году в Архиепископа из Архимандритов Юрьевских, а в 1589 году пожалован Митрополитом, и с него учреждена в Новгороде Митрополия. Скончался в 1591 году, Июня 2, и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. 38 . ВАРЛААМ хиротонисан в 1592 году, Февраля 22, из Архимандритов Чудовских. По 9-летнему правлению скончался в 1601 году, Апреля 15. Погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. Сильвестр 1593 год, сомнительный. 39 . ИСИДОР хиротонисан в 1603 году, Февраля 6, из Игуменов Соловецких. По 16-летнему правлению, в 1619 году, Апреля 10, скончался и погребён в Софийском соборе в Корсунской паперти. 40 . МАКАРИЙ хиротонисан в 1619 году, Апреля 10. По 7-летнему правлению, в 1627 году, Сентября 13, скончался и погребён в притворе Софийского собора. 41 . КИПРИАН переведён из Митрополитов Крутицких в 1627 году. По 8-летнему правлению, в 1635 году, оставив Епархию, Декабря 17, скончался и погребён в Софийском соборе в Корсунской паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

17. ДOCUФEЙ II с 1508 года. Начальствовал 1 год и полнедели. 18. NAMBA I Мошнин с 1509 года. Скончался в 1515 году, Мая 6. Начальствовал 8 лет. 19. ИАКОВ Кашин с 1517 года. В 1521 году, Ноября 8, оставил Игуменство. 20. NOPФUPUЙ I с 1521 года, Февраля 2. В 1525 году в Сентябре оставил Игуменство. 21. APCEHUЙ I Сахаров с 1525 года. Начальствовал 3,5 года. 22. АЛЕКСАНДР с 1529 года. Начальствовал 5,5 лет. 23. ИОАСАФ Скрыпицын с 1536 по 1539 годы. Потом возведён на Митрополию Всероссийскую. 24. NOФUPUЙ II с 1539 года. Начальствовал 2 года. 25. АЛЕКСИЙ с 1542 по 1543 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 26. NOPФUPUЙ III с 1544 года. Начальствовал 5 недель. 27. НИКАНДР с 1548 по 1547 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 28. ИОНА I Щелепин с 1547 года. Начальствовал 3 года и 30 недель. 29. CEPANUOH II Курцов. Начальствовал 3 года и полмесяца. Потом хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 30. АРТЕМИЙ Пустынник. Начальствовал полмесяца. 31. ГУРИЙ Лужецкий с 1553 по 1554 годы. Потом хиротонисан в Епископа Рязанского. 32.  ИЛАРИОН Кириловец в 1584 году. Начальствовал 8,5 месяцев. 33. ИОАСАФ Черной с 1555 года. Начальствовал 5,5 лет. Всего Игуменства было 219 лет, 33 недели и 3 дня. Б) Архимандриты 34. ЕЛЕВФЕРИЙ в 1560 году произведён в Игумена, а в 1561 году, Января 6, – в Архимандрита. 35. МЕРКУРИЙ Дмитровец с 1562 года. Начальствовал 4 года, 5 недель. 36. KUPUЛЛ I с 1566 года. Начальствовал 3 года. 37. NAMBA II с 1568 года. Начальствовал 25 недель. 38. ФEOДOCUЙ I Вятка с 1569 года. По 2-летнему правительству в 1571 году уволен на покой. 39. NAMBA III с 1571 года. Начальствовал 3 года. 40. BAPЛAAM I с 1574 года. Начальствовал 3 года и 3 месяца. 41. UOHA II с 1576 года. 42. МИТРОФАН Дмитровец с 1585 года. Начальствовал 3,5 года. 43. КИПРИАН Балахонец с 1588 года. Начальствовал 5,5 лет. 44. KUPUЛЛ II в 1594 году переведён из Новгородского Антония Римлянина монастыря. Начальствовал 11 лет. 45. UOACAФ I с 1605 года. Переведён из Пафнутьева Боровского монастыря. Начальствовал 5 лет неполные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Для митрополита же пожалован был новгородский помещик Курцов, не велено было отнимать у него старого поместья: по просьбе новгородского архиепископа Пимена и митрополита Макария уменьшен был денежный взыск с князя Ивана Буйносова-Ростовского. Хотя митрополит на просьбы литовских панов о посредничестве для заключения мира обыкновенно отвечал, что он в эти дела не входит, знает только свои церковные дела, однако мы встречаем известие, что государь совещался с митрополитом о делах вовсе не церковных; так, в 1550 году государь приговорил с митрополитом, братьями и боярами, где быть на службе боярам и воеводам по полкам. 9 февраля происходило поставление избранного: пред литургиею он должен был громогласно прочесть исповедание православной веры. Во время литургии на третье «Святый Боже» нареченного привели в алтарь в царские двери, и архиепископ с епископами поставили его митрополитом, и он сам служил литургию, причем, однако, посоха митрополичьего поддьяконы не держали; после литургии, когда новый митрополит сел на свое святительское место каменное, подошел к нему государь и после речи подал посох. По выходе из церкви митрополит с крестом в руках сел на осля и поехал на великокняжеский двор благославлять государя: осля вел великокняжеский конюший да боярин митрополичий. Побыв у государя, митрополит ездил на свой двор завтракать с архиепископом и епископами; после завтрака отправился опять на осле около города каменного благославлять народ и весь город, после чего обедал у себя с архиепископом и епископами. В письменном исповедании своем митрополит клялся, между прочим, соблюдать православную веру согласно со вселенскими патриархами, а не так, как Исидор принес от новозлочестивне процветшего несвященного латинского собора: исповедовал, что при поставлении ничего никому не дал, не обещал дать и не даст; обещал соблюдать все по-старине и не делать ничего по нужде ни от царя или великого князя, ни от князей многих, если и смертию будут грозить, приказывая что-нибудь сделать вопреки божественным и священным правилам; обещал не позволять, чтоб кто-нибудь из православных соединился с армянами, латинами и прочими иноверными браком, кумовством и братством. 9 февраля был поставлен Иоасаф, и только 26 марта предшественник его Даниил дал, то есть принужден был дать, отреченную грамоту. По смерти митрополита Макария в 1564 году царь с сошедшимися для избрания нового митрополита архиереями приговорил: митрополит архиепископам и епископам всем глава, а в том его высокопрестольной степени почести нет, что он носит черный клобук и владыки все носят черные же клобуки, а новгородский архиепископ носит белый клобук: от сего времени носить митрополиту клобук белый с рясами и херувимов, печатать грамоты красным воском; архиепископу новгородскому носить белый клобук и печатать грамоты красным воском; архиепископу казанскому красным же воском. Тогда же написан был новый чин митрополичьего поставления. с некоторыми незначительными переменами против прежнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

– было бесконечное преумножение всех видов распутства; империи подтачивались съедавшим их изнутри червем блуда, и, казалось бы, нерушимые колоссы рассыпались в прах. Напротив, дух аскетизма всегда сопутствовал растущей силе и героизму. Да, аскетизм – удел героев духа, а целомудрие и чистота – источник богатства любви и счастья жизни, ибо вне любви нет счастья. Сохранение девства в духовном и физическом смысле до его гармоничного разрешения в браке – это обеспечивающая полноту развития личности победа духа над плотью; развратное разрушение девства – это уничтожение человеческой природы, это грубое насилие над ней, это падение, «опускание» в самом грубом и точном смысле этого слова. Поражение целомудрия есть серьезное поражение личности, переходящее в поражение цивилизации. Это понимают уже в самом «продвинутом» западном обществе: объевшись сверх меры «свободной любовью», ощутили оскомину от такой «свободы». Плоды ее оказались безрадостны: счастья в блуде не обретешь, страстью не насытишься. Заговорили о целомудрии, появилась даже мода на девственность 69 . Курение в странах Запада уже не только не признак мужественности и раскрепощенности, то напротив, признак именно закрепощенности, примитивности, очевидный признак низкого социального положения. Не то ли ожидает вскоре развратников? Вчера «крутые» ребята посмеивались на некурящими «маменькиными сынками», сегодня некурящие свысока смотрят на примитивных «курцов»: сегодня сексуально раскрепощенные «френды» иронично относятся к закомплексованным, по их мнению «лопухам», недотрогам, завтра сегодняшние недотроги с высоты своего положения  — кто сочувственно, а кто пренебрежительно – глянут на копошащихся в грязи обитателей сексуальных бомжатников. Очень интересен в этом плане фильм Шахназарова «Мусорщик». При всей неоднозначности сюжета фильма, весьма показателен жизненный путь двух героев: целомудренного с юных лет идеалиста и сексуально и нравственно раскрепощенной герл-френды. Сила духа, выросшая из того, что могло показаться слабостью, и полное фиаско, вплоть до физической гибели того, что претендовало на силу и прагматичную свободу.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Я помотал головой — не выбросил. — Ддаа, брат, уж долгая так долгая! — я опустил голову, погрузился в раздумье. Кандыба терпеливо ждал. — В груди харчит, голову обносит, кашель бьет, аж искры из глаз секутся… Но… — Я хотел объяснить, что щетина вроде бы на спине у меня поднимается против казенного дома, против воспиталок- мамочек, хотя и слышал я о них только от него, от Кандыбы, но все равно знаю их. Очень уж много ласковых тетенек пыталось заменить мне мать: пряником, рублевкой, поношенной рубахой. Зная по опыту, что убогому возле богатых жить — либо плакать, либо тужить, я неуверенно добавил: Попробую… С дедом рыбачил, может, еще порыбачу. Психованный он, да ничего, стерплю… терпел же… “Привыкнет собачонка за возом бегать, так и за пустыми санями трусит”, — сказать бы Кандыбе, но друг мой — человечина чуткая, он не хотел у меня отымать последнюю надежду — притулиться к кому-то родному. — Ну-ну, ладно! Знай наших, поминай своих! — хлопнул себя Кандыба по коленям. — Я уваливаю. Обед скоро, после обеда “мертвый час”, мамочки считают по головам. Ну я двинул. Если чЕ, ищи меня… Этот парнишка давно перестал терзать себя пустыми надеждами на совместную жизнь и содружество с людьми, кроме беспризорной шпаны, которая была ему ближе всякой родни. Я не сказал Кандыбе, что повстречал на улице мордастенького, ходкого сына бабушки из Сисима, Костьку — моего дядю. Невзирая на девятилетний возраст, суровые запреты матери и со всех сторон сыплющиеся на него колотушки, Костька курил, ловко выуживая папиросы из нераспечатанных пачек старших братьев, Вани и Васи, не брезговал и бычками — этой вечной пищей безденежных и бродячих курцов. За сбором бычков я и прихватил Костьку. Он обрадовался мне, сообщил, что дядя Вася как-то изловчился добыть документ и улетел на самолете в Красноряск, учить уму-разуму разметчиков и сортировщиков древесины. — Ты приходи, — сказал Костька. Вид и слова его были обнадеживающими, Костька хотел надеяться, что на этот-то раз “наши” не откажут мне. Ваня был на работе. Костька в школе. Дед Павел слеповал у обмерзшего окна, в звеньях которого маленько вытаяло, — починял старую мережку, опасливо побрякивая кибасьями. “Сяма”, закутавшись в пуховую шаль, лежала в постели, смежив глаза.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

— Вот, слава Богу, про-хо-одит… Вот, слава Богу, ожива-аю, перехваченным голосом известил он. Часто и все еще сорванно дыша, дед согнутым пальцем тыкал под глаза, сморкался громко, с чувством, вытирая пальцы о голенище катанка и уже без спешки, обстоятельно курил, не соря искрами, не захлебываясь дымом. — Сама-то в городу, видать, заночевала, — не то спросил, не то сообщил дед, помолчал и мрачно прибавил: — Меньше гвалту в избе. И в деревне грохоту… — И стал жаловаться мне, что бабушка прячет табак, прячет и прячет, никаких слов не понимает… чисто дитя… Кто из них теперь дитя — сказать трудно. Та прячет кисет, этот за ворота вылазки делает в надежде, что его кто-нибудь попотчует табачком, та разгоняет курцов, этот с ней сутками не разговаривает — забастовка! С табаком у деда проруха — лишь в уголках кисета спеклась табачная пыльца, он и тому радехонек, тянет носом табачный запах. До свежего табаку далеко, он только еще зацветает на дальней, почти в жалицу оттесненной гряде. Я втихую помогаю деду, когда кто из мужиков оставит кисет — отсыплю горсть, но мужики к нам редко стали заходить, какой им интерес со стариками якшаться? В нашем селе — так уж повелось — табачное дело стояло на парнишках. Бабы, зловредничая, ткнут табачишко на огородных выселках, не поливают зряшное, по их рассуждениям, растение, не полют, не пасынкуют. Гробовозы мужики гордые, огород полоть и поливать не пойдут. Вот и крутись парнишка, поливай, щипли цвет, отростки, иначе вся крепость из листа уйдет. Пальцы слипаются, душина от рук, горечью рот дерет, а мужики только и соизволят, что срубить острым топориком табак, свалить его в борозды, поморить да связками на чердак поднять. Выветрится табак, олютеет во тьме, и целое беремя его завалят в печь сохнет он там дня три, и все домашние ходят ровно бы чумовые, клянут табакуров, малые дети головами маются и даже блюют. Зато парнишкам полная власть — они начинают сечь табак, просеивать, и редко какая хозяйка выдюживает бряк, стук, табачное удушье — сбегает из дома.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения» - этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стану Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова - одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой - князе Юрии Васильевиче ! Поистине - тесна история... То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых были казнены, не повлияло не только на судьбу других представителей, но и напротив - царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность - при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне - наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче - младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов. Все было очень логично и закономерно. И Бориса Годунова и будущего патриарха Иова возвысил именно царь Иван Грозный. Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в Патриархи свою кандидатуру - Иова. Это ложь, - именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет (!) боярином. Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу (к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским). О Борисе Годунове и его сестре Ирине мы с вами будем еще говорить специально. А сегодня я расскажу вам о той части их биографий, которая приходится на правление Ивана Грозного. При этом часто будет упоминаться о женах Ивана Грозного, поэтому давайте разберемся сколько же их было: Анастасия Романова, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева, Мария Нагая. Итого - семь. С первой женой царь прожил 13 лет и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили - это Иван-царевич и Федор-царь. По те временам это считалось немного, так как многие дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников - это вопрос государственной важности, мы помним это по делу Соломонии Сабуровой.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

   001    002    003    004   005     006    007