рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) 11.03.1458 Иона, архиепископ, свт. рукоположен с февраля 1459 05.11.1470 Феофил, архиепископ, свт. рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточён в Чудов монастырь, в июле 1482 отрёкся от кафедры; 26.10.1482 Сергий, архиепископ рукоположен с 04.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; 9.04.1495 Геннадий (Гонзов), архиепископ, свт. рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрёкся от кафедры; 04.12.1504 Серапион, архиепископ, свт. рукоположен с 15.01.1506 по 1509 лишён кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь; 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет Макарий, архиепископ, свт. рукоположен с 04.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосии, архиепископ рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удалён на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь; 26.02.1563 Серапион (Курцов), архиепископ рукоположен с 14.06.1551 29.10.1552 Пимен (Чёрный), архиепископ, свт. рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишён кафедры; 25.09.1571 Леонид, архиепископ рукоположен с 04.12.1571 по октябрь 1575 лишён кафедры; 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре) Александр (Бердов), архиепископ рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведён в сан митрополит Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Имена Сведения Александр (Бердов), митрополит бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 30.01.1589 02.06.1591 Варлаам (Белковский), митрополит рукоположен с 20.02.1592 15.04.1601 Исидор, митрополит рукоположен с 06.02.1603 (1604) 10.04.1619 Макарий, митрополит бывший архиепископ Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 12.09.1626 Киприан (Старорусенков), митрополит бывший митрополитСарский и Подонский с 20.10.1626 17.12.1634 Аффоний, митрополит, свт. рукоположен с 08.03.1635 по 07.01.1649 удалился на покой в Хутынский монастырь; 06.04.1653 Никон, митрополит рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

237 Сравн. Стоглав, гл. 41, вопр. 20-й и 14ое «несправление» еп. Кассиана; вопрос 16-й и «неисправление» 15-ое. 239 В числе лиц, с которыми были посланы постановления Стоглавого собора, назван троицкий игумен Серапион Курцов, который, как мы знаем (см. выше, примеч. 56) 17-го мая 1551 года уже не был троицким игуменом. 240 Стоглав, гл. 99. – Иосаф Скипицын сделался митрополитом в феврале 1539 года из игуменов Троицкого монастыря, в 1542 году был свергнут с престола во время смут боярского правления, и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда впоследствии был переведен в Троицкий монастырь, где и умер. Макарий, т. VI, стр. 205 – 206. Карамзин, т. VIII, стр. 50, 69 – 70 и прим. 358. – О жизни Иоасафа в Троицком монастыре весьма нелестно отзывается Иоанн Грозный в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь, около 1578 года: «Пригоже ли так в Кириллове быти, как Иоасаф Митрополит у Троицы с крылошаны пировал». (А. И. m.I, 204, стр. 383). – Архиепископ ростовский Алексей был прежде также игуменом Троице-Сергеева монастыря, а с 25 февраля 1543 года сделался архиепископом ростовским (Карамзин, т. VIII, прим. 153): 17 марта 1549 года на его место был поставлен игумен Троицкий Никандр, член Стоглавого собора. – Троицкий бывший игумен Иона был, вероятно, тот самый Иона, который находился в числе обвинителей Артемия на соборе 1554 г. (А. А. Э., т. I, 239, стр. 252). О чудовском архимандрите Вассиане (в некоторых списках Стоглава он назван Кассианом; см. Стоглав, изд. Казанской Дух. Акад., стр. 415, прим. 2) на ничего не известно. – «соборные старцы», о которых говорится в 99-й главе Стоглава (и в других местах) существовали почти во всех монастырях того времени. Это были выборные из всей монастырской братии, составлявшие совет монастырей, имевший большое значение в администрации монастыря, а также в монастырском суде. Кроме «соборных старцев» были еще «приказные старцы», управлявшие монастырскими имениями, и «рядовая братия» все прочие монахи. Лоховицкий «Очерк церковной администрации в древней России», Русский Вестник, 1857 г., II, стр. 262.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30. Иона, Щелепин, из келарей монастыря, с 1545 по 1549 год. 31. Серапион 2-й, Курцов, из келарей монастыря, с 1549 по 1551 год, потом архиепископ Новгородский. 32. Артемий, постриженник преподобного Корнилия Комельского, ученик Порфирия, бывшего игумена Троицкого, и подвижник его один из самых видных представителей Белозерского, или заволжского, образа мыслей; поставленный в игумены в половине мая 1551 года и отказавшийся от игуменства через шесть с половиной месяцев, так как нашел его неполезным для своей души; в конце 1553 – начале 1554 года подвергнутый соборному суду и отчасти за действительное некоторое вольномыслие, главным же образом, как уверяет Курбский, по проискам его врагов – так называемых «любостяжателей», лишенный священного сана, отлученный от церкви и заточенный в Соловки; бежавший из Соловков в Литву и прославившийся там борьбою за православие против еретиков; один из замечательнейших людей своего времени; по его ходатайству преподобный Максим Грек переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря. 33. Гурий Лужецкий, из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, с 1552 по 1554 год, потом епископ Рязанский. 34. Иларион, Кирилловец, то есть из Кириллова Белозерского монастыря, в 1554–1555 годах, в продолжение восьми с половиной месяцев. 35. Иоасаф 2-й, Черный, с 1555 по 1560 Архимандриты: 36. Елевферий, поставленный в 1560 году, возведенный в архимандриты 6 января 1561 года, остававшийся архимандритом до следующего, 1562 года (или же до 1564 года, когда был поставлен в епископы Суздальские?). 37. Меркурий, Дмитровец, то есть уроженец города Дмитрова, постриженник Троицкий, бывший в монастыре казначеем, с 1562 (или 1564) по 1566 год. 38. Кирилл 1-й, с 1566 по 1568 потом митрополит всероссийский. 39. Памва 2-й, в 1568–1569 годах, в продолжение двадцати пяти недель (посланный Грозным в заточение). 40. Феодосий 1-й, Вятка, с 1569 по 1572 год (удалившийся на покой или отставленный). Переведен из архимандритов Андрониковских. 41. Памва, во второй раз, с 1572 по 1575 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

9. Митрополит Афоний скончался в Хутынском монастыре 6 апреля 1653 года, а погребен в Мартириевскои паперти 234 . Кроме угодников сих, почивающих поверх земли и под спудом, по сказанию летописей и по оставшимся надписям на гробницах и на стенах, 235 в новг. Соф. соборе погребены новгородские князья и святители. В Мартириевской паперти остались записанными на гробницах имена: Мстислав Ростиславич, Василий Мстиславич. О первом князе известно по летописям, что он был внук в. к. Георгия, умер 20 апреля 1178 года, за два года до смерти соименного ему троюродного брата св. Мстислава Ростиславича, и погребен в притворе св. Софии 236 . А о втором Василии известно, что он был сын князя Мстислава Андреевича и погребен 1218 года, в Богородице-Рождественском приделе 237 . В соборе также погребен в 1095 году князь Изяслав, сын Момонахов , но в каком именно притворе, неизвестно; 238 а в придельной церкви Архидиакона Стефана, находившейся у северной стены собора, погребена княгиня Александра, 239 супруга св. благоверного князя новгородского Владимира Ярославича, скончавшаяся в молодых еще летах 240 . Из святителей новгородских погребены в Мартириевской паперти собора, по надписям и летописям 241 : 1. Митрополит Александр (+ 1591 г.) 242 2. Митрополит Варлаам (+1601). 3. Митрополит Евфимий ( + 1697). 4. Митрополит Иов (+1716). 5. Архиепископ Феофан Прокопович (+1736). 6. Архиепископ Стефан Калиновский (+1753). 7. Митрополит Димитрий Сеченов (+1767). В Корсунской паперти, по настенным надписям имен, списанных в 1836 году с прежних гробниц, погребены святители новгородские: 1. Митрофан архиепископ (+1223) 243 2. Спиридон архиепископ (+1249) 3. Далмат архиепископ (+1271). 4. Климент архиепископ (+1299). 5. Давид архиепископ (+1324). 6. Феофил архиепископ (+1481). 7. Исидор митрополит (+1619). 8. Макарий митрополит (+1627). 9. Киприан митрополит (+1635). В приделе Усекновения честной главы Иоанна Предтечи : 1. Архиепископ Серапион П. Курцов (+1552). 2. Митрополит Гавриил Петров (+1801).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В конце ркп. приложены три стихиры на всемирное Воздвижение честнаго и животворящаго Креста. На первых листах внизу: Троецкаа Сергиева монастыря в маковце. 411. (1326.) Стихирарь крюковый, полууст., нач. XVI века, в большую четверть, 517 листов. Изображение Индикта (Лк:4:10–22) и заглавная заставка с красками и золотом, Симеон Столпник на столпе, нарисованы превосходно. Жаль, чшо верхний угол первого листа, на обор. коего написано изображение Индикта, оторван. Заглавие золотом: Стихераль месячный о Бозе починаем, благослови отче. л. 160. Стихираль постной. После стихир в неделю всех Святых следуют в связи на гласы: Господи возвах. Свят Господь Бог наш. Бог Господь и явися нам. Аллилуия. л. 295 об. Указ знамению (Оп. Рум. Муз. стр. 652) и трепеснец в великий четверг на умовение ног. л. 299. Книга глаголема Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. Сверху заставка с красками искусна. В конце приложены стихиры избранным Святым, без крюков. л. 377. Чин Охтаика, начало створяем на 8 гласов, по уставу иже в святых отца нашего Савы, писание створяем, якоже и в Охтаиках новых положено. л. 446. Указание ирмосов по гласам Октоиха, Триодей и по месяцеслову. На первых листах внизу: Сиа книга глаголемаа Стихараль Владыки Дософея сарьскаго и подоньскаго, († 1544 г. Истор. росс. Иерар. ч. 1. л. 235). 412. (1324.) Стихирарь крюковый, полууст., нач. XVI века, в большую четверть, 468 листов. л. 4. Октаих, сиречь осмогласник, о Бозе починаем по уставу иже во святых отца нашего Савы. л. 76. Стихараль постный. л. 198. Стихиры евангельскыа и светилны, творение Леона премудраго. л. 205. Стихеларь месячный. л. 346. Припелы на Господскыа праздникы, без крюков. л. 351. Ермолой, Иоанна Дамаскына. л. 424. Степенна 8 гласов. л. 431. Ирмосы предпразднственные Р. Хр. и Крещению. л. 435. Богородичникы на 8 гласов. Указание ирмосов по гласам Октоиха, Триоди постной и цветной и по месяцеслову. Впереди на белом листе: Стихераль дал игумен Серапион Курцов. См. 86. 413. (1327.) Стихирарь крюковый с прибавлениями, полууст., нач.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Во время Богослужения Митрополита Макария в Успенском соборе нередко молился блаженный Василий, Христа ради юродивый, – «нагоходец», как его называли современники. Из его жития известно, как однажды «в некий праздник и поиде государь за Литоргию с благоверною царицею и со всем своим сигклитом во святую Божию церковь в собор Успения Божией Матери, и тогда безчисленну народу быву во оной соборной церкви за Литоргиею. Ту же бысть и Василий Блаженный стояв во едином угле царю не являяся тогда, яко же прежде обычно ему завсегда являлся. За оною же Литоргиею царю помышляшу о созидаемом дворце на Воробьевых горах како бы его лепо внутри и добре устроити и чем покрыта оныя палаты». После службы царь, встретив Блаженного, очень удивлялся, что не видел его в храме, «Блаженный же рече: «Благоверный царю во оной Церкви Успения Божией матери за Литоргиею не бе множество народа яко же ми поведуеши, но токмо трое: первое Митрополит, вторая благоверная царица, третий аз грешный " » 696 . Митрополит здесь не назван по имени, но хронологически это мог быть только святитель Макарий. В другом месте жития говорится о том, как Первоиерарх узнал о московском подвижнике: «не может укрытися град верху горы стоя: дойде бо слава о нем жития его ради чистоты, и терпения крепкаго, в слухи и благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца и преосвященнаго Митрополита Макария Московского и вся России. О его же житии сказа самодержавнейшему сей преосвященный Митрополит Макарий, и зело дивишеся о его терпении и похвалиша Бога яко в их время дарова Бог такова свята мужа» 697 . Святитель сам лично отпевал и погребал Блаженного. «Преосвященный же Макарий Митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробныя певе над мощами святаго, погребоша я честно» 698 . Число русских подвижников, с кем общался Митрополит Макарий, несомненно больше. К их числу следует отнести также преподобного Адриана Ондрусовского (†1550; пам. 26 авг.). Это был ученик преподобного Александра Свирского . В 1549 году он, будучи в Москве, крестил царскую дочь Анну (†1550) в Новодевичьем монастыре, «да старец Геннадий Сарарайскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов» 699 . Вторым старцем при крещении царской дочери был преподобный Геннадий Любимоградский (†1565; пам. 23 янв.), который начинал свои монашеские подвиги с благословения преподобного Александра Свирского 700 . Несомненно, оба Преподобных виделись и общались при этом с Митрополитом Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Все это условные приемы иконописи, равно как и венец на голове Великого Князя, которого лечат доктора. 4-й (рис. 60) изображает прибытие больного В. К. Василия Ивановича в монастырь Иосифа Волоцкого . Великого Князя ведут под руки Князь Дмитрий Шкурлятев и Князь Дмитрий Палецкий, а встречает игумен с братией и со священниками. Перед Великим Князем идет Иван Грозный. Л. 20. 5-й (рис. 61) к тексту: «Бяху же у него (у В. К. Василия Ивановича) представленные многие снесеные чудотворные образы; и ту бяше образ Великомученицы Екатерины, на ню же зря неуклонно радостным лицем, глаголаше: «Государыня, Великая Екатерина, рече, пора нам царствовати, и сия третицею глагола, и возбудився, яко от сна, и прием образ Великомученицы Екатерины, и любезно приложися к ней, и коснуся рукою правою образу ея, понеже бо в те поры рука ему больна сущи». Л. 55. Вдоль внешних стен домов, как бы по улице, выставлен ряд икон: Иисуса Христа, с Божиею Матерью и Иоанном Предтечей по сторонам, Козмы и Дамиана, Николая Чудотворца, Преподобного Сергия и других. По особенной 61. Из «Царственной Книги». 62. Из «Царственной Книги». странности, не соблюден древний обычай тем, что присутствующие стоят в шапках перед иконами, между тем как Великий Князь даже без царского венца на голове прикладывается к иконе Великой Екатерины. Потом, по наивному правилу русской миниатюры, он же рядом лежит уже в венце, как бы уже приложившись к иконе. 6-й (рис. 62) к тексту: «Сам же Митрополит постриже его (т. е. Великого Князя), и претвори имя ему Варлаам, и положи на него переманатку и ряску, а манатии не бысть, занеже бо спешачи и несучи выронили, и взем с себя келарь Троицкий Серапион Курцов манатию, и положи на него и схиму ангельскую, и Евангелие на груди положиша. Бяху же ту и инии иноцы, с ними же преже того мудрствова самодержец о души своей». Л. 62 об. Особенно замечательно в этой миниатюре двойное изображение одной и той же фигуры, сначала постригаемой и потом уже постриженной. 63–64. Из «Царственной Книги». 7-й (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Естественно, что поэтому ограничивалось право митрополичьего суда. Короли даже трактовали суд над епископами, как дело, принадлежащее по праву только им, и принимали жалобы на епископов 107 . Митрополит судил епископа только тогда, когда это предоставлял ему сам король 108 . В северной России, хотя притязания светской власти не доходили до таких размеров, однако бывали случаи, когда великие князья сами производили суд и казнь над епископами или заступались за них в споре с митрополитом. Например, Uob III заключил в заточение новгородского архиепископа Феофила, когда Новгород нарушил договор с московским князем и передавался Казимиру литовскому (1480 г.) 109 ; подобным образом Василий III сослал в один из отдаленных монастырей смоленского епископа Варсонофия, подозреваемого в передаче Смоленска под скому королю Сигизмунду (1514 г.) 110 ; Иоанн III заступился за архиепископа ростовского Вассиана, когда митрополит Геронтий взял у него Кириллов Белозерский монастырь и передал князю Верейскому (1478 г.) 111 . Иоанн IV заключил Новгородских епископов Серапиона. [Вероятно, ошибка. Еп. Серапион (Курцов) умер задолго до Новгородского восстания (прим. ред.).] Пимена по подозрению в поддержке новгородского восстания (1570 г.), а Леонида (1576 г.) велел лишить жизни (по одним сказаниям, удавить, по другим – зашить в медвежью шкуру и затравить собаками) 112 . Как на севере, так и на юге России светская власть нередко брала в свое непосредственное ведение монастыри в пределах епископских и даже митрополичьих епархий. В «княжих " монастырях сам князь назначал настоятеля, сам заправлял жизнью монастыря, сам даже судил настоятеля, а митрополиту запрещал его «судить и рядить», кроме дел собственно духовных, когда тот должен участвовать в суде вместе с князьями 113 . На юге России такие монастыри даже передавались нередко в управление, или – лучше сказать – в аренду светским лицам за какие-нибудь гражданские заслуги или за деньги, и король считал себя вправе так делать (право подаванья или покровительства – juspatronatus) 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

И ныне отчего то ослаблено»? В мае 1551 года, тотчас по окончании заседаний Стоглавого собора, Феодосий отрекся от архиепископии и поселился в Волоколамском монастыре – месте своего пострижения, – где и умер в 1563 году. 55 Причины, побудившие Феодосия оставить кафедру, в точности не известны. Известно только то, что не позднее 17-го мая 1551 года игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион Курцов был назначен на место Феодосия архиепископом новгородским, а 14-го июня того же года был посвящен. 56 Однако есть основания думать, что Феодосий вынужден был удалиться в монастырь вследствие жалоб на него новгородских священников в том, что он обременял их поставкой излишнего количества подвод и взиманием пошлин архиепископских не «по старине». По этим жалобам новгородским священникам была дана 26 июня 1551 года митрополитом Макарием грамота, в которой было приказано назначить количество подвод для архиепископа по казенным книгам, так называемые праздничные пошлины, взимавшиеся с попов новгородских в пользу причта Софийского собора были отменены, и кроме того было дано еще несколько определений относительно святительского суда, избрания попов и дьяконов и проч. 57 Об этих жалобах мы будем говорить подробнее в своем месте. Никандр, архиепископ ростовский и ярославский был прежде игуменом Троице-Сергиева монастыря. Поставление его на архиепископию было 17 марта 1549 года. 58 О нем, равно как и о некоторых других членах Стоглавого собора, сохранился следующий отзыв известного князя А. М. Курбского. Говоря о соборе 1554 года, на котором присутствовала большая часть членов собора Стоглавого (кроме м. Макария, Никандр Ростовский, Кассиан Рязанский, Акакий Тверской, Феодосий Коломенский и Савва Сарский). Курбский рассказывает так: «Тогда же царь с митрополитом своим и с другими, яко рех, неискусными и пьяными епископы, вместо исправления и духа кротости, яко оных раскольников не наказуют любезно, но со всякой яростью и лютостью зверской, в заточение, в узкие и темные темницы отсылают окованных… Итого предреченного мниха Савву також в заточение на смерть отсылают к Ростовскому владыце Никандру, в пиянстве погруженному… Таков в нынешнем веце, пачеж в онной земле, презлый и любостяжательный, лукавства исполнен, мнишеский род».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И потом – конец его приближался – перестал он языком владеть, но пострижения просил и, простыню захватывая, целовал ее. А затем рука его правая перестала подыматься, и подносил ее боярин его Михаил Юрьевич; он же непрестанно осенял лицо крестным знамением и смотрел вверх, направо, на образ Пречистой Богородицы, который перед ним на пристенке стоит. Тогда Даниил-митрополит послал за старцем Мисаилом, велел принести платье монашеское в комнату, а патрахиль и все необходимое для пострижения у митрополита было с собой; отречение же князь великий еще тогда исповедал митрополиту, когда святые дары принимал, в воскресенье, перед Николиным днем; и приказал он митрополиту тогда: «Если не дадут тебе меня постричь, то хотя бы мертвого меня одень в платье монашеское, ведь это издавна было моим желанием». И пришел старец Мисаил с платьем, а князь великий был уже при смерти. Митрополит взял патрахиль и подал – через постель великого князя – игумену троицкому Иоасафу. Князь же Андрей Иванович и боярин Михаил Сергеевич Воронцов не хотели дать постричь великого князя. И сказал Даниил-митрополит князю Андрею: «Я тебя не благословлю ни в этой жизни, ни в будущей, но князя великого тебе у меня не отнять: серебряный сосуд хорош, а позолоченный – и того лучше!» Князь великий отходил, и спешили постричь его: Даниил-митрополит положил на троицкого игумена патрахиль, а сам постриг великого князя и возложил на него переманатку и ряску, а манатии не было: ее, в спешке неся, выронили; и снял с себя троицкий келарь Серапион Курцов манатию, и положили ее на великого князя, а также и схиму ангельского чина, и Евангелие на грудь возложили. И стоял около него Шигона. И как только положили Евангелие на грудь, увидел Шигона, что дух его отошел, как слабый дымок. Все люди тогда плакали и рыдали, горько плакали бояре, а простые люди еще больше, и вся земля. И просветлело лицо великого князя и как будто озарилось светом, и стал он белым, как снег. После преставления его и от раны запаха не стало, и наполнилась горница благоухания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007