До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений 4 . В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями. Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною 5 . К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым 6 . Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского 7 , в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича. Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны 8 . И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана 9 , избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

После кончины родителей А. С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский ) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А. С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А. С. стала собираться братия, в 1506 (1508) г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А. С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь ). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму , А. С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А. С. освятил в честь Св. Троицы. А. С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А. С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А. С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А. С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А. С. стал убеждать его, что игумен - «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи. А. С. повелел рыбаку вновь закинуть невод в реку и пойманного осетра отнести судье. Рыбак ответил, что это невозможно, т. к. такого осетра он не может поймать уже 3 года, но исполнил повеленное, поймал большого осетра, отнес судье и был избавлен от напасти.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья 20 . Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: “Лета 7050 девятаго свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великии Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа” 21 . Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии — 14 июня 1551 года “в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря” 22 . Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен “епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря” 23 , в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх. Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по “жалобницам” новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону 24 . 15 июля 1551 года “по приказу” царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием “со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном” 25 . Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья 966 . Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: «Лета 7050 девятаго свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великий Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа» 967 . Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии – 14 июня 1551 года «в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря» 968 . Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен «епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря» 969 , в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх. Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по «жалобницам» новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону 970 . 15 июля 1551 года «по приказу» царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием «со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном» 971 . Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. ВМОИДР Временник Московского Общества истории и древностей российских. Полное собрание русских летописей. Российское историческое общество. СКиКДР Словарь книжников и книжности Древней Руси. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. _______________________ 28 мая 2002 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась презентация книги архимандрита Макария (Веретенникова) “Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси”. 1 Протоиерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державе в 1478 году до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 году. Т. 2. Вып. 1. Новгород, 1985. С. 7–11. 2 Там же. С. 78–99; Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 147–165. 4 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря/Издание подготовили Клитина Е. Н., Манушина Т. Н., Николаева Т. В. М., 1987. С. 38. 6 Во Вкладной книге, где записаны вклады Новгородских владык, названа мать архиепископа Серапиона и инока Иова — инокиня Марина. Среди вкладных записей рода Курцовых называется еще одно женское монашеское имя — инокиня Маремьяна (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 68). Если предположить, что они были между собою сестрами, то можно продолжить генеалогические построения. Сын инокини Маремьяны — Никита Фуников сын Курцов. В таком случае Никита был двоюродным братом владыки Серапиона, жену Никиты звали Екатерина. Никита Афанасьевич Фуников-Курцов — личность в истории известная. Это дьяк, казначей, печатник царя Иоанна Грозного, то есть он был хранителем государственной печати. В 1570 году он был казнен царем (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие… С. 282; Шмидт С. О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984.

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Попоян Постник (8) 42. Серапион Курцов 35. Серапион 37. Серапион (39) 38. Георгий 43. Пимен Черный 36. Пимен 39. Пимен 40. Макарий (40) 44. Леонид 37. Леонид 41. Леонид 45. Александр 38. Александр Очевидно, что в списке иконописного подлинника наблюдаются частые сбивки в нумерации, причём иногда значительные (так, например, Иоанн Попоян, занимавший кафедру в 1108−1130 гг., оказался в перечне Титовского списка под 35 номером, предшествуя Серапиону, который архиепископствовал с 1506 по 1509 г. Евфимий I Брадатый и Евфимий II, которые следовали друг за другом, оказались разделены тремя именами, и т. д.) Среди имён новгородских владык в иконописном подлиннике читаются имена, которых нет в других списках: Исайя, Исидор и Георгий. Возможно, все отмеченные ошибочные чтения были сделаны составителем Титовского списка, хотя нельзя отрицать вероятности того, что уже протограф перечня иконописного подлинника имел ряд дефектов Следующий, за этим списком, перечень Ростовских архиепископов, является простым перечислением. На л. 10 об.−12 читается второй Список, сопровождённый описаниями, присущими толковым иконописным подлинникам – «Митрополиты царствующаго града Москвы посл котораго которой былъ митрополитъ на Москв, сколко лт былъ описуетъ и на престол, и подобие образа их зд». Запись о каждом из митрополитов имеет киноварную нумерацию, кроме последних – после 21 имена двух митрополитов не были пронумерованы. Всего в списке 23 имени. Записи, в отличие от перечня новгородских владык, можно разделить только на два типа: 1) полная запись, в которой указано имя митрополита, количество лет пастырского служения, его описание; 2) запись о святых митрополитах, в которой есть сведения об имени митрополита, сроке его пастырского служения и отсылка к календарному иконописному подлиннику. В качестве примера приведём самое начало перечня: «1. Блаженный митрополитъ Максимъ, родомъ грекъ, пас церковь 22 лт. А подоб(ием) рус, брада Златоустаго. В бломъ клобук и сак лазоре киноварь, испод голубецъ амфор и Еуангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—194— В списке святых собора, подобно тому, как и в списке святых собора 1547-го года, один признается сомнительным. Это – Нифонт, архиепископ Новгородский, имя которого вместе с именем епископа Никиты, как мы сказали, в рукописи жития митр. Ионы приписано на поле. Но существуют некоторые указания, которые говорят за вероятность относить его канонизацию к нашему Собору 1549-го года. Житие Нифонта написано известным Псковским клириком Василием, в монашестве Варлаамом, когда ему – Нифонту уже уставлено было празднование, о чем прямо говорится в житии. Но в заключение жития автор его обращается к Нифонту с молитвою о митр. Макарии, который уставил ему празднование, и об архиепископе Новгородском «имярек». 1382 Это «имярек» со всею вероятностью должно быть понимаемо так, что когда Василий писал житие Нифонта, кафедра Новгородская оставалась праздною по причине смены архиепископа, почему имя архиепископа и оставалось неизвестным (что значит «имярек»). Но кафедра Новгородская оставалась праздною с 21-го Декабря 1550-го года, когда низведен Феодосий, до 14-го Июня 1551-го года, когда поставлен был Серапион Курцов, и потом с 29-го Октября 1552-го года, когда умер Серапион, до 22-го Ноября того же года, когда поставлен был Пимин. О деятельности собора 1549-го года, как мы указывали выше, сообщает сведения царь Иван Васильевич в своей речи к Стоглавому собору. Царь говорит, что по окончании собора 1547-го года он обращался с молением к святителям Российского царствия, – к митрополиту, архиепископам и епископам, да койждо их во своих пределах, порученных им, – во градех и в монастырях и в пустынях и во весех, известно пытает и обыскивает о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены и священники и иноки и пустынники и князми и боляры и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении, от коликих времен и в каковы лета, – и что —195— святители вскоре исполнили его-царя поручение с радостью духовною и с вожделением сердечным. 1383 На собор 1547-го года епископы явились с доказательствами прав на канонизацию, как чудотворцев, известного количества святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В списке святых нашего собора, подобно тому, как и в списке святых собора 1547-го года, один признается сомнительным. 182 Это – Нифонт, архиепископ Новгородский, имя которого вместе с именем епископа Никиты, как мы сказали, читается только в одном из двух известных списков жития митр. Ионы и при том не в самом тексте, а приписанным на поле. Но существуют некоторые указания, которые говорят за вероятность относить его канонизацию к вашему собору 1549-го года. Житие Нифонта написано известным Псковским клириком Василием, в монашестве Варлаамом, когда ему – Нифонту уже установлено было празднование, о чем прямо говорится в житии. Но в заключение жития автор его обращается к Нифонту с молитвою о митр. Макарии, который установил ему празднование, и об архиепископе Новгородском «имярек» 183 . Это «имярек» со всею вероятностью должно быть понимаемо так, что когда Василий писал житие Нифонта, кафедра Новгородская оставалась праздною по причине смены архиепископа, почему имя архиепископа и оставалось неизвестным (что значит «имярек»). Но кафедра Новгородская оставалась праздною с 21-го Декабря 1550-го года, когда низведен Феодосий, до 14-го Июня 1551-го года, когда поставлен был Серапион Курцов, и потом с 29-го Октября 1552-го года, когда умер Серапион, до 22-го Ноября того же года, когда поставлен был Пимин. О деятельности собора 1549-го года, как мы указывали выше, сообщает сведения царь Иван Васильевич в своей речи к Стоглавому собору. Царь говорит, что по окончании собора 1547-го года он обращался с молением к святителям Российского царствия, – к митрополиту, архиепископам и епископам, да койждо их во своих проделах, порученных им, – во градех и в монастырях и в пустынях и во весех, известно пытает и обыскивает о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены и священники и иноки и пустынники и князми и боляры и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении, от коликих времен и в каковы лета, – и что святители вскоре исполнили его – царя поручение с радостию духовною и с вожделением сердечным 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Назар, некто, 744. Олександр, некто, 121. Олексей, некто, 386. Ондрей, некто, 708. Орест Софрониев, 456. Офоня с. Корнилов, 144. Паисий, инок (Троиц. Серг. мон.), 701. Паисий Ярославов, игумен, 764. Паисий Ильин, инок Киржач. мон., 702. Пафнутий, старец, 3. Пахомий, некто, 25. Пимен (инок Троиц. Серг. мон.), 407. Серапион, иером. обители на Лисичьей горке, 175. Серапион Курцов, архиеп. новгородский, 85. Стефан, диакон Михайловский, тверитин, 90. Тимофей, диакон, 495. Тимошка, некто, 724. Тит, монах, 146. Тит Крутицкий, поп, 780. (Упирь Лихый, поп, 89). Филимон, некто, 761. (Христофор, игумен Кириллобелоз. мон., 16). Шамало, 489. Феодор, некто, 371. Феодор Юрьевич, 482. Федко Микифоров Пестов, 65. Феодосий Шастун, инок Трц. Серг. Мон., 368, 369. Феодул, некто, 745. Фома (инок), 226. Питирим, еп. пермский, 313, 645. Питирим, игумен сийский, 694. Плешкин Захар, 734. Погожий Феодор Дементьевич, владелец, 80. Подлесов см. Авраамий. Подольский см. Антоний. Пожарский Димитрий Мих., князь, автограф, 137. Полевого История. Ссылка, 252. Поликарпа киево-печерского, послания, 676, 712–714, 800. Полтавской победе служба, 639. Полувия, епископа, послание к Савину епископу, 34, 712, 745. Попов Первый с. Алексеев, владелец, 187. Попов Филипп Феодор., поп, то же, 265. Попов Иона Евтихиев, игумен, то же, 318. Попов Артемий с. Васильев, то же, 394, 395. Попов Феодор Исаев, священник Воскресенский, 655. Попов Фетка Иванов, слуга Троиц. Серг. мон., 448. Попов Ивашко Осипов, крестьянин Дим. Пожарского, владелец, 463. Порфирий, игум. Троиц. Серг. мон., 100, 123, 146, 292, 739. Порфирия Маркова, старца, книга, 659. Послания неизвестных, 408, 700, 809. Постные недели. Поучения, 9, 11, 39, 99–106, 129–134, 142–144, 160, 180, 204, 404, 723, 724, 753, 775, 780, 793, 802, 804, 807. Постниковы Сильвестр, Иван, владельцы, 791. Похвальная неделя. Поучения в субботу 5 недели поста, 9, 142, 143, 146, 805. Похвальные слова см. Слова похвальные. Пояса Богородицы праздник, 681. Правда русская см. Ярослав.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Одоевский, князь Михаил Никитич, стольник, 138. Одоевский, князь Никита Иванович, 68, 138, 139. Одоевский, князь Стефан Феодорович, князь, 154. Одоевский, князь Феодор Никитич, боярин, 138, 153. Осин Козмин, Ярославский кормовой иконописец, 11. П Павел, митрополит Рязанский, 314. Павлова, Параскева Феодоровна, жена окольничего, 275. Павлов, Иван, Троицкий слуга, 316. Павлов, Родион Михайлович, окольничий, 275. Палицын, Авраамий (в мире Аверкий Иванов), 51, 287, 301. Патрикий, священник церкви в селе Шарапове, 307. Пафнутий, Троицкий казначей, 228. Пахомий Барташев, Троицкий казначей, 49. Пётр Могила, митрополит Киевский, 323. Пётр Алексеевич, царь, 2, 6, 7, 11, 13, 21, 131. Пётр Кононов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Пётр Михайлов, 196, 289. Писемский, Иван Андреевич (во иночестве Иор), 148. Поводов, Андрей, 216. Пожарский, князь Дмитрий Михайлович, 334. Полинский, Иов Никонов, 312. Попов, Иван, Новгородец, серебряных дел мастер, 28. Порфирий, Троицкий игумен, 28. Пронская, княгиня Феодосия Ивановна, 138. Протопопов, Филарет, строитель Богоявленского монастыря, 315. Прохор, Троицкий келарь, 11, 131, 185. Прохор, священник церкви в селе Хрептове, 303. Пушкин, Никита Борисович, стольник, 251, 252. Р Радилов, Максим Иванович, 224. Ребров, Феодор Флоров, Троицкий приказный, 17. Реншельд, Шведский генерал-фельдмаршал, 6. Репнина, княжна Вера Борисовна, 59. Репнин, князь Борис Александрович, боярин, 59. Репнин, князь Иван Борисович, боярин, 31. Романов, Никита Иванович, боярин, 32, 199. Ртищев, Василий, дьяк, 337. Рудольф Август, герцог Брауншвейг-Люнебургский, 296, 297. С Савватий Часовников, монах, 226. Салтыков, Василий Львович, 160. Сватков, Семён Никифоров, пономарь Воскресенской церкви в Кукуевой слободе, 306. Серапион, святитель, архиепископ Новгородский, 135. Серапион Курцов, архиепископ Новгородский, 171. Сергий, Троицкий казначей, 11, 17, 26, 131. Сергей Константинов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Симеон Алексеевич, царевич, 72. Симеон Иоаннович, великий князь, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007