Из истории русской иерархии второй половины XVI века Новгородский архиепископ Серапион (1551–552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 947 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 948 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 949 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 950 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 951 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 952 . Самый ранний документ, где упоминается «старец Серапион Курцов», это «разъезжая грамота» Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 953 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван «чернец Серапивон Курцев» 954 . Несколько подобных «разъездов» было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 955 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: «1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упом[инается] старцем» 956 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 957 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 958 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 2 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 3 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 4 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6 . Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 7 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев” 8 . Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 9 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем” 10 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 11 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 12 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, «а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкий Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша» 959 . В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца – Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну «старец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническая игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов» 960 . 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе 961 . В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга «по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею» 962 . Очевидно, им были систематизированы сведения о «кормах» по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона «в серебряной золоченой сканной оправе», на которой «высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке» 963 . В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь «соборным старцам» на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99-ю главу Стоглава 964 . В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: «Сарапион Курцов – 2 года и полмесяца» 965 . Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, “а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкии Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша” 13 . В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца – Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну “ста­рец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов” 14 . 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе 15 . В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга “по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею” 16 . Очевидно, им были систематизированы сведения о “кормах” по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона “в серебряной золоченой сканной оправе”, на которой “высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке” 17 . В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь “со­борным старцам” на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99 главу Стоглава 18 . В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: “Сарапион Курцов – 2 года и полмесяца” 19 . Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 26 лет, как сообщает житие, он принял постриг в Валаамском мон-ре, подвизался на близлежащем пустынном о-ве Ладожского оз., получившем наименование Святой (на острове сохранилась пещера, в к-рой жил преподобный, и установленный им, как утверждает предание, крест). После кончины родителей А.С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А.С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А.С. стала собираться братия, в 1506 г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А.С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, А.С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А.С. освятил в честь Св. Троицы. А.С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А.С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А.С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А.С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А.С. стал убеждать его, что игумен — «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи.

http://sedmitza.ru/text/397677.html

В последующее время монашество принимали и другие князья, причём обстоятельства и результаты такого решения могли быть различны. В 1462 году скончался Московский князь Василий II, вошедший в историю как Василий Тёмный. В летописи читаем: “…и бысть ему болезнь тяжка, и въсхоте в черньцы постричися, и не даша ему воли, а в тои болезни преставися месяца марта 27 день в субботу в 3 час нощи” 9 . Это же могло произойти и при кончине его внука. Перед своей кончиной князь Василий III (†1533) высказал Митрополиту Даниилу (1522–1539; †1547) своё желание принять монашество. Присутствовавшие при этом Старицкий князь Андрей, боярин М. С. Воронцов и И. Шигона стали возражать: «“Князь Велики Владимир Киевскии умре не в чернецех, не сподоби ли ся праведного покои”? и бысть промежи ими пря велика”» 10 . Но Митрополит Даниил, венчавший ранее князя при его вступлении во второй брак, теперь также проявил волю и первосвятительскую власть. “Данил Митрополит посла по старца Мисаила, повеле принести платье чернечское в комнату, а патрахиль бе и постризание у Митрополита с ним” 11 . Слабеющий Великий князь «приказал Митрополиту тогда: “Аще ли не дадут мене постричи, но на мертваго мене положи платие чернеческое, бе бо издавна желание мое”. И прииде же старец Мисаило с платием, а князь Велики приближашеся к концу. Митрополит же взем патрахиль и подаст чрез Великаго князя игумену Троецкому Иасафу, князь же Андреи Иванович и боярин Михаило Семеновичь Воронцов не хотеша дати Великого князя постричи. И глагола Данил Митрополит князю Андрею: “Яз тебя не благословляяю ни в сеи век ни в будущии, а того тобе у мене не отняти, зане же сосуд сре­брян добро, позлащен того лучши”. Князь Велики отхожаше, но спешаху стричи его: Данил Митрополит положи на игумена на Троицкого патрахиль, а сам постриже его, и положи на него переманатку и ряску, а манатии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь Троицкии Серапион Курцов мантию, и положиша на него и схиму ангельску и Еваггелие на груди положиша. И стоящи же близ его Шигона, и как положили Еваггелие на грудех, и виде Шигона дух его отшедш аки дымец мал» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений 4 . В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями. Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною 5 . К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым 6 . Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского 7 , в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича. Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны 8 . И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана 9 , избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья 20 . Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: “Лета 7050 девятаго свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великии Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа” 21 . Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии – 14 июня 1551 года “в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря” 22 . Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен “епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря” 23 , в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх. Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по “жалобницам” новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону 24 . 15 июля 1551 года “по приказу” царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием “со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном” 25 . Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья 966 . Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: «Лета 7050 девятаго свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великий Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа» 967 . Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии – 14 июня 1551 года «в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря» 968 . Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен «епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря» 969 , в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх. Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по «жалобницам» новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону 970 . 15 июля 1551 года «по приказу» царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием «со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном» 971 . Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006