Иона Красейской, старец, 230. Иона Скобельцын, Троицкий старец, 203. Иона, Вязьмитин, старец Чудова монастыря, 327. Иона Зуй, иеродиакон, 39. Иона, Нижегородец, Троицкий иеродиакон, 6. Иосиф, патриарх Московский, 317. Иосиф, архим. Новоспасскаго монастыря, 298, 320, 333, 336. Иосиф Ерофеев, чернец, 302. Иосиф, Троицкий книгохранитель, 313. К Казанцова, Ксения Ермолаевна, 273. Казанцов, Феодор Петрович, 273. Калинник, епископ Мусконисийский, 178. Калинник, Троицкий казначей, 8, 35, 229, 345. Карл XII, король Шведский, 6. Киприан, митрополит Всероссийский, 27, 171. Киприан, Троицкий казначей, потом келарь, 26, 301. Киприан, инок, 324. Кирьяков, Иоасаф, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Клементьевский, Тимофей, старец, 306. Кондратий Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Коровин, Стефан Яковлев, стольник, 197. Красейской, Иона, старец, 230. Крунеников, Анисим, гостиной сотни, 246. Крутецкий, Антип, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Кувшинов, Матфей Борисов, диак, 332. Кувека, Аника Григорьев, иконописец, 84. Куракина, княгиня Ксения (в схиме Капитолина), 44. Куракин, князь Иван Васильевич, 44. Курцов, Серапион, архиепископ Новгородский, 171. Л Лачинов, Нестер Исаевич, 66. Лговский, Зосима, Троицкий соборный старец, 26. Леонид, строитель Богоявленского монастыря, 330. Леонтий Дернов, Троицкий казначей, потом келарь, 223, 267, 301, 344. Логгин Воеводин, соборный старец, 5, 187. Лопухин, Авраам Никитич (в схиме Александр), думной дворянин, 146. Лосевский Ефрем, старец, 331. Лука Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Лукин, Игнатий Аникеев, подьячий, 173. Лукиан Емельянов, крестьянин, 307. Лыткин, Иван Артемьев, серебряных дел мастер, 21. Львова, княгиня Феодора, 266. Львов, князь Василий Петрович, окольничий, 266. М Макарий, митрополит Московский, 247. Малов, Андрей Петров, серебряных дел мастер. 49. Марина, игуменья Владимирского Успенского монастыря, 298. Мария Владимировна (в монашестве Марфа), королева, 15, 143, 201. Мария Ильинична, царица, 72, 345.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

л. 1. Указ о поклонах, когда бывают в церкви и в кельях и в домех приходные (другою рукой прибавл.: и исходные) и когда не бывают. л. 2. Предисловие к читателю книги сея. – об. Предисловие (на) книгу глаголемую Псалтырь от богодохновенных Отец. В предпоследней статье сего предисловия: Разумно буди и се, како подобает иноку пети Псалтырь, написаны две молитвы. Первая нач. Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковль Боже отец наших, велий и страшный и сильный Вседержителю Боже наш, иже благодатию Св. Духа избравый Давыда царя; вторая та же, какая в нынешних изданиях Псалтыри. А в последней (л. 17): По совершении кафизмы, показан один тропарь: Пречистому образу покланяемся благий, молитва по отпусте написана та же, какая означена первою 61 л. 27. Впрочем, л. 17 и заглавиий 18 приписаны кем-то другим, первоначально на этом месте был один лист. На полях против некоторых надписаний Псалмов тем же писцом сделаны приписи, но позднейшим, конечно раскольником, они зачеркнуты с след. замечанием на поле заглавного листа: Зри благочестивый читателю, аще где обращении сказание псалмам на полях, то оные зде, помараны для того, что из новых книг еретических в сию книгу надписаны, понеже в сей книзе не обреталося, такожде и в прочих в древлеписменных не обретается таковых надписаний, а сие надписание ис киевской печати. На первом белом листе: Сия Псалтырь принадлежит московской духовной цензуре, куплена у московскаго купца Игнатия Ферапонтовича Ферапонтова 1812 года марта 8 дня. См. Оп. библ. Общ. истор. и древн. отд. 2, 252. 86. (829.) Псалтырь толковая, полууст., средины XVI века, в огромный лист, 415 листов. Вторая половина Псалтыри, заключаюшая конечные 13 кафиз. и 9 библейских Песней (с толкованием же). В начале каф. 8 и 11-й превосходные заставки (в последней две) с красками и золотом, заложенные закладками в бумажной рамке. Листы 137, 254 и 389 порожние. На первом белом листе, приклеенном к верхней доске: В лета благочестиваго Царя и Государя В. Князя Ивана Васильевича всея Руси, и при его благочестивом сыне царевиче Иване, и при митрополите Макарие в обители Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, при игумене Иоасафе, и при келаре Андриане Ангилове написана сиа книга толковаа, глаголемая Псалтырь, Максимова переводу грекова. А в сей Псалтыре 13 кафизм, да и песни, а в первой книге предесловие да 7 кафизм Максимова же переводу тоеже книгы. А писана сиа книга во обители Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, а расплетена на двое потому, что писал седмь кафизм архиепископ Серапиеон Великаго Новогорода и Пскова в Новгороде. Серапион II-й Курцов поставлен в архиепископа новгородского 1551 г. 14 июня, сконч. 1553 г. 29 октября. Иоасаф II-й Черный, при коем написана вторая книга, был игуменом Сергиева монастыря 1555–1560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

После кончины Василия III на Московский престол взошел его сын Иоанн Грозный, будущий первый царь на Руси. Вскоре после начала нового правления, 9 февраля 1534 г., был пересмотрен и подтвержден целый ряд льготных монастырских грамот. При этом была подтверждена грамота о невзимании «туковых» денег 369 с некоторых принадлежавших монастырю сел 370 , отменялась пошлина при провозке монастырских товаров 371 . Великий князь подтвердил грамоту судебного характера 372 , другой грамотой обитель преподобного Сергия освобождалась от пошлин 373 , были даны также грамоты: «о дозволении держать клеймо» 374 , чтобы в монастырских селах не брались корма 375 , о монастырских льготах в Переславле 376 и др. В целом было подтверждено не менее 24 грамот, которые были скреплены подписью дьяка Афанасия Курицына 377 . Кроме подтверждения ранее данных грамот, Иоанн IV дал жалованную грамоту «на судные сроки крестьянам Кашинской отчины» Троице-Сергиева монастыря 378 . Через 18 дней был подтвержден еще ряд грамот, предоставлявших пошлинные льготы монастырю 379 . В 1536 г. Великий князь своей грамотой воспретил отягощать излишними работами троицких крестьян в Переславском уезде 380 . В 1537 г. Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, т. к. «под манастырем у Пречистой на Киржачи, на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съезжаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром». В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен 381 . Монастырским казначеем при игумене Иоасафе был старец Серапион (Курцов) 382 , впоследствии настоятель обители (1549–1551), а затем архиепископ Великого Новгорода (1551–1552). Настоятели обители преподобного Сергия нередко были возводимы на Московский первосвятительский престол. Первым был митрополит Симон (1495–1511), вторым – святитель Иоасаф. Никоновская летопись довольно подробно говорит о его поставлении: «Тоя же зимы Великий государь и самодръжец Иван Васильевичь всея Русии послал по всех архиепископов и епископов, иже под его государьством; съшедшимъся архиепископом и епископом в преименитый и царствующий град Москву, и бывшу взысканию доволну о митрополите, и Божественным судбам, по благодати Святаго Духа, и Великаго государя и самодеръжца изволением и съветом архиепископлим и епископлим и всего священнаго Събора Великиа Росиа, избран и наречен на митрополию Иоасаф Скрыпицын, игумен Сергиева монастыря Живоначальныя Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Старицкий князь Андрей, боярин М.С. Воронцов и И. Шигона стали возражать Главе Церкви: «Князь Велики Владимир Киевский умре [не] в чернецех, не сподоби ли ся праведного покои»? и бысть промежи ими пря велика» 469 . Но Митрополит Даниил, венчавший ранее князя при его вступлении во второй брак, теперь также проявил волю и первосвятительскую власть. «Данил Митрополит посла по старца Мисаила, повеле принести платье чернечское в комнату, а патрахиль бе и постризание у Митрополита с ним» 470 . Слабеющий Великий князь «приказал Митрополиту тогда: «Аще ли не дадут мене постричи, но на мертваго мене положи платие чернеческое, бе бо издавна желание мое». И прииде же старец Мисаило с платием, а князь Велики приближашеся к концу. Митрополит же взем патрахиль и подаст чрез Великаго князя игумену Троецкому Иасафу, князь же Андреи Иванович и боярин Михаило Семеновичь Воронцов не хотеша дати Великого князя постричи. И глагола Данил Митрополит князю Андрею: «Яз тебя не благословляя [ю] ни в сеи век ни в будущий, а того тобе у мене не отнята, зане же сосуд сребрян добро, позлащен того лучши». Князь Велики отхожаше, но спешаху стричи его: Данил Митрополит положи на игумена на Троицкого патрахиль, а сам постриже его, и положи на него переманатку и ряску, а манатии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь Троицкии Серапион Курцов мантию, и положиша на него и схиму ангельску и Еваггелие на груди положиша. И стоящи же близ его Шигона, и как положили Еваггелие на грудех, и виде Шигона дух его отшедш аки дымец мал» 471 . В монашеском звании скончалась и первая супруга князя Васлия III – Соломония Сабурова. Вскоре после их развода, в 1526–1528 годах, возникла Повесть о втором браке князя Василия III, в которой говорится, как его первая супруга Соломония, «видя неплодство чрева своего, яко же и древняа она Сара, начат молити государя Великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» 472 . Затем она просит Главу Церкви – Митрополита Даниила, «да умолит о сем государя и сътворит волю еа быти... Царь же и государь всеа Руси, видя непреклонну веру еа и молениа отца своего Данила Митрополита не презре, повеле сътворити волю еа» 473 . После своего пострига, в котором она была наречена Софией, новоначальная инокиня просит государя разрешить ей «отити в обител Пречистыа Владычица Богородица честнаго еа Покрова в Богом спасаемый град Суждаль» 474 . В Покровской обители она подвизалась до последних дней своей жизни и была погребена в ней. Ныне преподобная София Суздальская (†1542; пам 16 дек.) прославляется в службе: «...не восхоте бо земныя красоты самодержавства и вселися во обитель Пречистыя Божия Матери» 475 ; «...земное царство презревши, на Небесное взирающе» 476 ; «...от версты бо юностныя, самодержцу супруга предобрая была еси и царство земное оставила еси, наставление восприим Божественнаго разума» 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

МОЖАЙСКАЯ 04.11.1862 16.06.1866 ВИТЕБСКАЯ 16.06.1866 07.12.1874 ХАРЬКОВСКАЯ 07.12.1874 13.04.1879 ТВЕРСКАЯ 13.04.1879 13.10.1896 Савва Черный КРУТИЦКАЯ 24.02.1544 17.02.1554 Савва Шпаковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 18.02.1739 30.06.1740 КОЛОМЕНСКАЯ 30.06.1740 29.07.1749 Савватий АСТРАХАНСКАЯ 04.03.1683 01.07.1696 Савватий в/у? ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) (1571) КОЛОМЕНСКАЯ Савватий Антонов в/у АЛАТЫРСКАЯ 11(24)12.2004 17(30)01.2005 АЛАТЫРСКАЯ 17(30)01.2005 Савватий Зосимович СЛУЦКАЯ, обн. 28.09(11.10)1926 02.1931 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 02.1931 10.1931 СЛУЦКАЯ, обн., паки 10.1931 19.03(01.04)1933 Самсон(Сампсон) АСТРАХАНСКАЯ 02.02.1697 03.04.1714 Самуил Запольский-Платонов КОСТРОМСКАЯ 19.08.1817 06.04.1830 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.02.1826 Самуил Миславский КУРСКАЯ 28.12.1768 24.09.1771 КРУТИЦКАЯ 24.09.1771 17.03.1776 в/у МОСКОВСКАЯ 20.01.1775 ЯРОСЛАВСКАЯ 17.03.1776 22.09.1783 КИЕВСКАЯ 22.09.1783 05.01.1796 Севастиан СМОЛЕНСКАЯ Севастиан Вести КИНЕШЕМСКАЯ 08.09.1914 30.05.1917 МАКАРЬЕВО-УНЖЕНСКАЯ 30.05.1917 17.09.1917 КИНЕШЕМСКАЯ, паки 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 НЕРЕХТСКАЯ в/у КОСТРОМСКАЯ, обн. 07.1923 КОСТРОМСКАЯ 07.1923 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, обн. 09.1923 КОСТРОМСКАЯ, паки 25.11(08.12)1929 Севастиан Пилипчук в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 23.09.1977 03.10.1977 КИРОВОГРАДСКАЯ 03.10.1977 31.08.1989 Блаж. Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Серапион ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 05.10.1634 25.02.1653 Св. Серапион НОВГОРОДСКАЯ 15.01.1506 04.1509(5?) Серапион Александровский ДМИТРОВСКАЯ 11.06.1788 16.10.1799 КАЛУЖСКАЯ 16.10.1799 21.10.1799 КАЗАНСКАЯ 21.10.1799 11.12.1803 КИЕВСКАЯ 11.12.1803 24.01.1822 Серапион Курцов (Курцев) НОВГОРОДСКАЯ 14.06.1551 29.10.1552 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) ВИКАРИАТСТВО ПЕРЕСЛАВЛЬ- ЗАЛЕССКОЙ ENAPXIU 30.03.1745 16.02.1746 МОЖАЙСКАЯ 16.02.1746 03.03.1753 ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 03.03.1753 29.10.1753 ВОЛОГОДСКАЯ 29.10.1753 12.1761 Серапион Маевский НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 29.05.1869 15.05.1876 ЧЕРНИГОВСКАЯ 15.05.1876 06.03.1882 АРХАНГЕЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в опричнину были казнены двоюродные братья отца Евдокии – Семен Борисович и Никита Борисович Вислоуховы Сабуровы (последний – с женой и пятью детьми). Их отец Борис Семенович приходился троюродным братом великой княгине Соломонии. Однако в том же 1571 году Иван Грозный женил своего сына Ивана на Евдокии Сабуровой! Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты – Василий Борисович – после свадьбы были пожалованы в бояре. Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу. Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост (ныне – республика Карелия): пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы. Третьяк Лукьянчиков – это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма. В 1540–1560 годы он собирал налоги с храмов Новгородской архиепископии: «Из Двинского присуда за Егорьевского священника, за Иева со Влодмы архиепископлю десятиннику Третьяку Иванову сыну Лукьянчикову да подьячему Лобану Денисьеву Архангелской игумен Феодосей з Двины платил подъезд и десятину по книгам. А отпись писал Лобан Денисьев лета 7050 втораго. Третьяк руку приложил». В этом документе говорится о получении десятины с храма великомученика Георгия в селе Лодьма (неподалеку от Архангельска). Представляете себе расстояние от Новгорода до Архангельска? Больше 1000 километров. Вот такая была служба… При этом Лукьянчиков служил дому Святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526–1542 годах владыкой Новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий – лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного. Его преемником стал Феодосий II Косой (1542–1551), который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551–1552 годах архиепископом был Серапион (Курцов) – крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны (умерла в младенчестве) и родич государственного казначея. Его сменил святитель Пимен Черный (1552–1571), который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом – при нем дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства.

http://pravoslavie.ru/58844.html

При этом Лукьянчиков служил Дому святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526-1542 годах владыкой новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий - лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного. Его преемником стал Феодосий Второй Косой (1542-1551) - который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551-52 годах архиепископом был Серапион (Курцов) - крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны (умерла в младенчестве) и родич государственного казначея. Его сменил святитель Пимен Черный (1552-1571), который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом - при нем Дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства. Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова - писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих выступлениях, и которая вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром (упокоился в 1533 году). Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине - в селе Люговичи владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять. Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце 14 века явилась Тихвинская икона Божией Матери (Имоченицы), - от того места, где родились и жили родители преподобного Александра - преподобные Варвара и Сергий (Мандеры), а в 19 веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах (Окулова гора). После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину, - были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова. Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574 - 1624 годов» поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову . Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

Тогда же Данил митрополит посла по старца Мисаила, повеле принести платье чернечское в комнату, а патрахиль 82 бе и постризание у митрополита с ним, а отрицание же бе еще тогда исповедал князь великий митрополиту, когда дары взял, в неделю, пред Николиным днем, и приказал митрополиту тогда: «Аще ли не дадуть мене постричи, но на мертвого мене положи платие чернеческое, бе бо издавна желание мое». И прииде же старец Мисайло с платием, а князь велики приближашеся к концу. Митрополит же взем патрахиль и подасть чрез великого князя игумену троецкому Иасафу. Князь же Андрей Иванович и боярин Михайло Семенович Воронцов не хотеша дати великого князя постричи. И глагола Данил митрополит князю Андрею: «Аз тебя не благословляю, ни в сей век, ни в будущий, а того тебе у мене не отняти, занеже сосуд сребрян добро, а позлащен – того лучши». Князь велики отхожаше, но спешаху стричи его: Данил митрополит положи на игумена на троицкого патрахиль, а сам постриже его и положи на него переманатку и ряску, а манатии 83 не бысть, занеже бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь 84 троецкий Серапивон Курцов манатию, и положиша на него, и скиму ангельскую, и Евангелие на груди положиша. И стоящи же близь его Шигона. И как положили Евангелие на грудех, и виде Шигона дух его отшедшь, аки дымец мал. Бе же в те поры плачь и рыдание во всех, и зелное стенание от великих людей, от простых паче же, и во всей земли. И просветися лице его аки свет, и бысть бел, аки снег. По преставлении же его от раны духа не бысть, и исполнися храм той и благоухание. Престави же ся князь велики Василей Иванович всеа Руси, во иноческом чину наречен бысть Варлам, в лето 7041, месяца декабря в 3 день, сь середы на четверг, в 12 нощи, противу Варварина дни. 85 И тоя же нощи облекоша его во всю чернеческую одежю; Данил жо митрополит взем сам бумагу хлопчатую, и воды мало воспусти на нее, и оттре его от пояса. Тогда бысть плачь и рыдание неутешно во всех людех. Данил жо митрополит и бояре унимаху людей и от плача, но не слышати бе во мнозем кричании, что друг ко другу глаголаху. Еще же бе великая княгини тогда не ведала преставления великого князя, бояря же унимаху людей от плача того ради, чтоб не слышати великие княгини, ни в хоромех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек – это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, – 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов (потомок знаменитого Ратши) был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября (память преподобномученика Стефана Нового) приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! В Кормовой книге Троице-Сергиевой лавры род Пешковых-Сабуровых поминается именно под этим числом: «Род Пешковых. Поминати Димитрия (Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. – М.Е.-Л.), Семиона, Акилины, Иоанна, Никифора (трое последних мужчин – троюродные братья Соломонии. – М.Е.-Л.), Доминики, Димитриа, инока Сергия, инока Андреяна (Ангелова; старца, келаря Троице-Сергиева монастыря. – М.Е.-Л.). Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» . Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова – одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой – князе Юрии Васильевиче ! Поистине – тесна история…

http://pravoslavie.ru/58844.html

   001    002    003   004     005    006    007