По крайней мере, богородичны второго печатного трипеснца четвертка сырной седмицы сильно напоминают собою богородичны канонов св. Феофана, а первый из них (Тебе пристанище спасения) даже так прямо стоит в его каноне св. Никите мидикийскому (3 апр., 4 п.). Выше было отмечено, что, быть может, трипеснцы св. Иосифа на сырную седмицу составлены были им не в одно время с его триодью: если последняя появилась прежде, то св. Феофан мог составить свои трипеснцы раньше св. Иосифа. Таким образом выходит, что первый, как будто, дополнял триодь второго, – составил две группы вступительных и заключительных к ней трипеснцев. Раз это так, – триодь св. Иосифа должна была явиться не позднее 850 г., потому что около этого года св. Феофан уже скончался. 339 Данный вывод был бы справедлив, если бы можно было быть уверенным, что св. Феофан составлял свои трипеснцы для дополнения песнопений, именно, св. Иосифа: весьма возможно, что он дополнял триодь не последнего, а св. Феодора Студита . Как мы видели, трипеснцы св. Феодора от Вознесенья до недели всех святых, как и у подражавшего ему св. Иосифа, тоже идут в восходящем порядке гласов. В ряду прочих произведений св. Иосифа его триодь является сравнительно уже поздним его созданием. Она написана была им после песнопений Октоиха. Это видно из следующего. Все печатные песнопения св. Иосифа на первую седмицу поста – второго гласа: быть может, у него первоначально была даже мысль – составить песнопения 40-цы в последовательном порядке гласов, посвятив каждому гласу по седмице, начиная с сырной седмицы, т. е., сделать то, что сделал св. Феодор для трипеснцев 50-цы, но потом он почему то эту мысль бросил. Если сравнить трипеснцы названной седмицы с канонами Иосифа 2-го гласа из Октоиха, то оказывается, что и те, и другие, за ничтожными исключениями, составлены по одним ирмосам. В синайской триоди 734–735 в каждом из указанных трипеснцев есть по нескольку тропарей, перенесенных сюда из канонов Октоиха. И в нашей печатной триоди в первой песни понедельника еще стоит один такой тропарь – Един аз греху поработихся, взятый из первой песни покаянного канона на понедельник 2 гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Аскетические и богословские трактаты. М., 1994, с. 89. 498 Так, думается, лучше переводить в данном случае слово συνστορα (букв, «свидетеля», но и «сочувствующего, сторонника» и «адвоката»). 500 Выражение, явно восходящее к св. Апостолу Павлу и предполагающее духовную незрелость (см.: 1Кор. 3, 1 ; Еф. 4, 14 ; Рим. 2, 20 ), но не «младенчество на злое» ( 1Кор. 14, 20 ). В одном из своих наставлений, сохранившихся на коптском языке, преп. Феодор, ссылаясь на 1Кор. 3, 1–2 , говорит, что пока мы пребываем в младенческом возрасте, Христос питает нас и соответствующей пищей; а когда мы начинаем возрастать и мужать «в возрождении», Он уже хочет кормить нас «пищей истины». См. английский перевод: Pachomian Koinonia, ν. III. Instructions, Letters and other Writings of Saint Pachomius and His Disciples. Kalamazoo, 1982, p. 118. Вероятно, для «младенчествующих» среди пахомиевских иноков грехи, которые-собирались публично исповедовать обличенные монахи, могли стать большим соблазном. Поэтому преп. Феодор и воспрепятствовал в данном случае такому всенародному обнаружению их. 502 Об этом обычае см.: Desprez V. Le monachisme primitif. Des origines jusqúau concile d " Ephese. Abbaye de Bellefontaine, 1998, p. 255. О нем свидетельствует, в частности, блаж. Иероним в своем предисловии к переводу «Правил» преп. Пахомия, где, отметив, что начальствующий над всеми монастырями тавенниеиотов пребывает в монастыре Bay, говорит: «Во дни Пасхи, исключая самых необходимых в монастыре людей, κ нему собираются все, так что страсти Господни празднуют вместе до пятидесяти тысяч человек (цифра явно преувеличенная. – А: С.)». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 4. Киев, 1903, с. 56. Обычай этот восходит к самому преп. Пахомию и сохранилось два его послания, где он увещевает намеревающихся собраться вместе братий достойно приготовиться к великому дню Праздника праздников. См.: Pachomian Koinonia, v. III, p. 63–67, 69–71. Вероятно, пахо-миевские иноки собирались на Страстной Седмице и оставались в Bay всю Светлую Седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Наконец, тропари в честь преподобного Андрея, автора канона, – самые поздние в нынешней службе четверга 5-й седмицы. В старопечатных Триодях присутствует только один тропарь на 9-й песни (как у нас на 1-й седмице); также Никифор Каллист, насчитавший 250 тропарей во всём каноне, возможно, имел перед собой текст, не содержавший тропарей в честь автора (впрочем, не исключено, что Никифор намеренно мог их не учитывать при подсчёте). Интересно также, что и эти тропари – индивидуальные, составленные специально для четверга 5-й седмицы, ибо в службе 4 июля в Минее они не встречаются. Структура Великого канона Любому человеку, даже поверхностно знакомому с церковными песнопениями, сразу бросается в глаза главное внешнее отличие Великого канона от других – наличие большого количества тропарей. Составитель синаксаря насчитывает около 250 тропарей и так говорит о превосходстве Великого канона над всеми остальными: «Тогда как в других канонах по тридцать с небольшим тропарей, в этом – 250, и поэтому он доходит до каждого, проникает и трогает его, источая невыразимую сладость» 407 . Если же говорить точно, то в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всём каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5-й седмицы. С литературной точки зрения ирмосы и тропари канона написаны прозой, но архиепископ Филарет (Гумилевский) считает их поэтическими по содержанию: «Они – самое высокое произведение поэзии: так много в них чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною!» 408 . Ирмосы Великого канона отличаются своей текстуальной близостью к стихам библейских песней: некоторые ирмосы (1-й и 7-й) представляют собой просто совокупность двух фрагментов (стихов) библейской песни, в ирмосе 6-й песни соединены две фразы, но в изменённой форме 409 . Напротив, ирмосы 8-й и 9-й песней – почти полностью авторские, в обоих из текста библейской песни заимствована только заключительная фраза. Наконец, ирмосы других песней в этом смысле представляют собой «золотую середину»: здесь есть и цитаты из библейской песни, и авторские предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шутили, например, что в Москве есть два парадоксальных явления: непьющий извозчик и непьющий дьякон. Извозчик — тот, который стоит на Большом театре, а дьякон — первопечатник Иван Федоров. (Имелся в виду, разумеется, памятник). 4 быть (лат). — Концевая сноска 1 на с. 384. 5 Снежноягодник. — Концевая сноска 2 на с. 384. 6 Епископ Вассиан (Пятницкий) в миру, еще до революции, был адвокатом. Слышал я о нем такой рассказ: когда его постригли в монашество (в строгом лаврском скиту, на первой седмице Великого Поста), к нему приехали его прежние московские друзья–юристы и привезли торт со сливочным кремом. Вассиан, не зная, что ему делать, пошел за советом к старцу, и тот сказал: «Друзей обижать нельзя». Так и пришлось Великим постом есть торт. 7 Действительно, когда мы потом на военной кафедре, готовясь быть офицерами–путейцами, проходили военную подготовку, самые большие успехи у нас были в штыковом бою. «Длинным, с выпадом, коли!» — была фраза, всем нам знакомая. Вообще русский воин — человек труда. Штык для него был продолжением тех вил, которыми он метал стога или той косы, которой косил траву. Наш национальный герой — пахарь Микула Селянинович, который в бою оказывается сильнее «профессионального воина». Если мы говорим о профессиональной армии, то в определенном смысле не соответствуем нашему национальному менталитету. 8 Относительно недавно, уже после перестройки один бывший партийный деятель мне говорил: «Константин Владимирович! Вы совершили в жизни большую ошибку: вы не были комсомольцем!» — «Знаете, — сказал я, — я совершил даже две ошибки: я и пионером тоже не был». — «Как же это было возможно? — удивился он. — В те годы!» — «А вот так, по тамбовскому упрямству». 9 Московский автомеханический институт. — Концевая сноска 3 на с. 384. 10 Кстати, с селедкой был у меня такой случай. Покойный Патриарх Пимен был большой любитель и ценитель соленой рыбы, в том числе селедки, и на приемах тарелку с ней специально ставили перед ним. Как–то раз я сидел на приеме возле него, и он стал мне ее предлагать: «Владыка, что же вы не кушаете селедочку?» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» Потом опять: «Нет, но вы посмотрите, какая жирненькая!» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» — «И совсем не сильно соленая!» — «Спасибо, Ваше Святейшество!» — «Но что же вы все–таки не берете?» — с этими словами он подцепил кусок своей вилкой и — ах! — положил его мне в тарелку. Что было делать? Пришлось есть — за послушание. Подобная неприятность случилась у меня однажды в монастыре. Вижу: лежит передо мной на блюде что–то очень красивое, на мимозу похожее. Я — вот любопытство–то! — положил себе на тарелку. Взял в рот — аж небо свело — селедка! Но по монастырскому правилу что взял на тарелку — ешь. Выдохнул, зажмурился — и проглотил. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

§ 119. «Обедне преждеосвященных (Даров)» непременно а) предшествуют: 3-й 6-й и 9-й часы; б) она всегда соединяется с вечернею; в) Апостол и Евангелие, собственно в велик. пост, не читаются, но «паремии» бывают, после которых г) следует трогательное пение: да исправится молитва моя…., с прочими стихами; д) вместо: «иже Херувимы»…., поется: ныне, сцлы Небесныя с нами невидимо служат….; е) «милость мира, жертву хваления»…. и проч. относящееся собственно к совершению таинства Тела и Крови Господней, очевидно, не поется; остальное же все отправляется почти так, как и на обыкновенной обедне, кроме немногих исключений. Особенности седмичного великопостового Богослужения § 120. Богослужение каждой седмицы велик. поста, сверх общих своих особенностей, имеет частные, более, или менее сложные, и лишь известной седмице свойственные, так: 1) на первой седмице: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, во время «велик. повочерия» по частям, читается великий канон Андрея Критского , с припевом: помилуй мя, Боже, помилуй мя! б) в субботу совершается память великомуч. Феодора Тирона; в) в Воскресенье отправляется торжество православия. 2) На второй седмице: а) в субботу отправляется заупокойная служба; б) это же самое бывает и в две следующие субботы; в) в Воскресенье празднуется память великого ревнителя и защитника православия, св. Григория Паламы . 3) На третьей седмице совершается поклонение честному и животворящему Кресту Господню. 4) Ha четвертой седмице: а) в некоторых местах нашего отечества, в пятницу, на «малом повечерии, читается евангелие от Иоанна о страданиях Господних; б) то же самое совершается в три предыдущие пятницы, по трем первым Евангелистам; в) в Воскресенье восхваляются великие подвиги великого подвижника и учителя подвижничества, св. Иоанна Лествичника . 5) На пятой седмице: а) в четверток на утрене, за один раз, прочитывается тот же самый «великий канон», который на первой седмице читается по частям, в продолжение четырех дней; б) в субботу, так называемую похвальную, на утрени, особенным торжественным образом, читается акафист, иначе – похвала Божией Матери; в) в Воскресенье совершается память о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли соблюдать трёхдневный пост перед Причастием на этой седмице, если она сплошная? Спаси Господи! Похожие вопросы 4 Ответа Из документа об участии верных в Евхаристии: Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям. Простите, Сергей, кратко резюмирую: если кому-то недостаточно поститься около половины дней года, то он находит духовника, который будет рекомендовать или требовать ещё по 3 дня перед каждым Святым Причащением, если же ему достаточно многодневных и однодневных постов, то находит духовника, который этого не требует. Надо готовиться ко причастию так же, как Вы обычно это делаете, в том числе в отношении поста. По церковным правилам пост отменяется только на Светлой седмице. Но вообще меру поста лучше обсуждать не здесь, а со своим духовником. Отец Евгений, т.е. Вы советуете Ирине поститься «как обычно», т.е. и в пятницу? Игнорируя сплошную седмицу? Кирилл, я не могу ей вообще ничего конкретного советовать, т.к. лично с ней не знаком. Не знаю, как часто она причащается, какова ее духовная жизнь. Поэтому и предложил поститься так, как она обычно привыкла. Вы ведь понимаете, что евхаристический пост — это мера нашего личного усердия ради таинства причастия. Такого рода вопросы надо решать с духовником, конечно. Отец Евгений, т.е. имеет смысл нарушать церковные порядки ради «личного усердия». Получается, что Церковь на этой седмице не постится, в знак того, чтобы не подражать фарисею, а некоторые, более усердные, продолжают поститься?

http://azbyka.ru/vopros/kak-podgotovitsj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010