Они составлены в 1-й половине IX века и автор взял за образец великопостные трипеснцы преподобного Феодора Студита . Далее 1-я песнь понедельника и трипеснец среды составлены преподобным Антонием Студитом (IX в.). То, что нынешний трипеснец понедельника является синтезом творений двух разных авторов, объясняется тем, что в рукописных Триодях анонимные трипеснцы часто смешивались с трипеснцами Антония из-за близости их содержания и времени происхождения с. 147 – 148, 169] . Наконец, автор второго трипеснца четверга сырной седмицы неизвестен. В соответствии с наличием указанных песнопений служба в понедельник, вторник и четверг сырной седмицы приобретает следующие особенности: – на вечерне (равно как и на утрене) стихиры на стиховне поются только по Триоди: самогласен (дважды), мученичен (припевы берутся вседневные из Часослова); «Слава, и ныне»: Богородичен; Начиная с этого дня и по Троицкую седмицу включительно на стиховне (и вечерни, и утрени) стихиры Октоиха не поются. В седмичные дни Великого поста поются только стихиры Триоди, а в период Пятидесятницы – стихиры Триоди в случае вседневной службы и стихиры Минеи (на стиховне великой вечерни) в случае праздника бденному или полиелейному святому. – на утрене читаются две кафисмы, седальны по 1-й кафисме – из Октоиха, по 2-й – из Триоди (без малой ектении); Возникает вопрос относительно добавления мученична к седальнам Октоиха по 1-й кафисме (мы подразумеваем, что святой имеет кондак по 6-й песни канона, ибо в противном случае мученичен Октоиха читается вместо кондака, см. 9-ю главу Типикона). Ясно о необходимости читать мученичен с предварительным стихом «Дивен Бог во святых Своих…» сказано только при изложении чина великопостной утрени. Однако это предписание, скорее всего, не является в строгом смысле особенностью служения седмичных дней Святой Четыредесятницы, а имеет компенсационный характер. Дело в том, что обычно на вседневной службе мученичен читается вместе с седальнами Октоиха по 2-й кафисме. Но в седмичные дни поста по 2-й и 3-й кафисме полагаются седальны Триоди, потому для мученична места не находится и Устав, не желая пропускать его вовсе, назначает читать мученичен как добавочное молитвословие к седальнам по 1-й кафисме, взятым также из Октоиха. На сырной седмице седальны Октоиха по 2-й кафисме также не читаются (вместо них – седален Триоди), потому мученичен, руководствуясь той же идеей, уместно также прочитать по 1-й кафисме. – Канон поется следующим образом: а) в тех песнях, где нет трипеснца – каноны Октоиха и Минеи по обычаю (1-й Октоиха на 6, 2-й Октоиха на 4 и Минеи на 4), катавасия по 3-й и 6-й песни – ирмос Минеи); б) где есть трипеснец – Минеи на 6 и оба трипеснца на 8, катавасия Триоди. Кроме того, во вторник 2-я песнь поется только по Триоди без стихов библейской песни с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что касается его симпатий к прежней излюбленной им специальности – литургике, то они дремали в покойном профессоре, хотя и обнаруживались в последние годы его жизни сравнительно слабо. Плодом его этого интереса нужно считать специальную статью: «О древних литургических толкованиях» (Летоп. истор.-филолог. общ. в. 6, 1894) и две обстоятельные рецензии на мои книги: «Богослужение страстной и пасхальной седмице в Иерусалиме в 10–11 в. и «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» т. 1 в. 1 Τυπικ», напечатанные в «Византийском временнике» (т. 2, в. 6 и т. 4, в. 3–4), деятельным сотрудником которого он сделался, с самого появления в свет этого почтенного журнала, несомненно, по сочувствию к его задачам и направлению, и, наконец, частые запросы его ко мне о судьбе печатающегося второго тома «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока», посвященного греческому евхологию. Вот краткий очерк учено-литературной деятельности Н. Ф. Красносельцева за всю его сравнительно недлинную, двадцати-восьми-летнюю, профессорскую службу. Из него, однако же, со всей очевидностью становится ясным, что почивший профессор был весьма плодовитым работником на ниве русской науки и работал, не покладая рук, до последнего дня своей жизни, – это во первых, а во вторых, что он не был узким, односторонним специалистом, но работал своим мастерским пером в разных областях человеческого ведения, интересовался многими живыми вопросами русской науки и поработал усердно над решением их с выдающимся успехом. Как литургист, покойный Николай Фомич, после смерти проф. И. Д. Мансветова , не имел себе равного во многих отношениях, и к его голосу в данной области знания прислушивались с глубоким интересом завзятые специалисты, а для неспециалистов он был непререкаемый авторитет. Как церковный археолог и как добросовестный исследователь византийских древностей, у лиц весьма компетентных в этой отрасли человеческого ведения он пользовался уважением, и его работы этого рода встречались ими с живым интересом и ценились высоко. Внес так же не малоценную лепту Николай Фомич и в историю русско-византийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Так, Астраханским Е.Н. было объявлено священникам и диаконам, к должному с их стороны и непременному исполнению, чтобы они исповедовались по возможности четыре раза и никак не менее двух раз в год (Астр. Е.В. 1894, 4). – Томским Е.Н. было предписано священнослужителям епархии, чтобы они исповедовались неопустительно во все посты (Том. Е.В. 1890, 20). То же самое Тобольским Е.Н. вменено было в обязанность всем священно-церковно-служителям епархии; причем, в частности, было обращено внимание священников на то, чтобы они возможно чаще старались проверять своё духовно-нравственное состояние, направление своих мыслей, чувств и воли, ежедневно вопрошали свою совесть – все ли пастырские обязанности выполнены так, как того требует священническая грамота, не подан ли соблазнительный пример в чём-либо ближнему, не сам ли пастырь, если не всецело, то в значительной мере служит виною нравственного упадка своих пасомых: принимал ли своевременно пастырские в духе евангельском меры к их исправлению; занят ли был святым попечением об усовершенствовании себя в более благотворном и живом пастырском действовании на своих прихожан, поставляя себя и дела свои на суд грозного Судии и верховного Пастыреначальника, Господа Иисуса Христа; более частая исповедь и должна располагать и побуждать пастыря к глубокому самоиспытанию и самоуглублению, а чрез то к большему преуспеянию пастырской деятельности (Тобол. Е.В. 1889, 8). – Во всяком случае священно-церковно-служителям не следует забывать, что если многие благочестивые миряне имеют обыкновение исповедоваться и причащаться св. Таин в четыре поста в году, то тем более это должно делать не только священникам, но и всем прочим членам клира, которые обязаны быть примером для прихожан во всём благом. В виду этого только в исключительных случаях, по особо уважительным причинам, священно-церковно-служители могут дозволять себе исповедоваться менее 4 раз в год, и такие исключения не следует им возводить в общее правило. 587 По определению Св. Синода 1887 г., 5–28 мар., воспитанницы епархиальных училищ исповедуются и приобщаются на первой седмице св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О каноне на повечерии накануне Мясопустной субботы в Тип., в послед. в субботу Мясоп., л. 298 на об., также ничего не говорится; но в послед. на нед. Блудного сына сказано: «Подобает ведати, яко в седмице Мясопустной аллилуиа (постовое) не поем... Не поется же и междочастие и канон молебный пресвятой Богородице, поемый на повечерии, а повечерие поется малое» (л. 298). Отсюда ясно, что на повечерии накануне Мясопустной субботы не должно быть богородичного канона. Руководствуясь же тем соображением, что на панихиде после вечерни пропет уже покойный канон, мы должны придти к мысли, что и этого канона на сем повечерии не должно быть. Но, как в своем месте мы разъяснили, это время Типикон признает самым удобным и приличным для пения канона святого, прилучившегося в Мясопустную субботу в тех храмах, в которых накануне недели отправляется вечерня с повечерием, и недельного святого в тех храмах, где совершается всенощное бдение, так как в этих храмах канон субботнего святого должен быть пропет ранее на одном из мимошедших повечерий 889 . Относительно канонов для этого повечерия и богослужебных книгах имеются следующие указания: 1) В Типик., в послед. пятка 1 седм. Вел. поста, л. 319, замечено: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы… повечерия поем великая, на нем же... поем покойный канон настоящаго гласа»; в Тр. Постной также говорится: «Во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы... повечерия поем великая, на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице», л. 131. На этом основании на повечериях накануне субб. 2,3 и 4 Великого поста надобно петь покойные каноны настоящаго гласа, напечатанные в Октоихе в послед. утрени. В означенные пятки Типикон назначает их на повечерии потому, что не предписывает петь панихиды. 2) В Типиконе, в πослед. пятка 1 седм. Великого поста, л. 319, находится такое указание: «Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившихся святых в субботы (разумеются, впрочем, не все субботы, а только те, в которые отменяется служба рядового святого) или недели св. Четыредесятницы, поется в повечериях или егда изволит екклесиарх. Тако творим во всех пятках в вечер св. и вел. Четыредесятницы». На этом основании Триодь Постная, л. 131, в пяток 1 седм. Великого поста указывает на повечерии петь канон святого, прилучившегося в субботу той же седмицы. В субботы 2,3 и 4 седмиц Великого поста служба святых не отменяется; поэтому каноны их не следует петь на повечерии; но отменяется служба святых, прилучившихся в 2, 3 и 4 нед. 890 ; каноны их и следует петь в пяток на повечерии в тех храмах, в которых накануне недели отправляется всенощное бдение; в тех же храмах, в которых накануне ее поется вечерня с повечерием, в пяток на повечерии следует петь очередной канон святого из разряда тех, память которых бывает в период времени от Лазаревой субботы до недели Фоминой (подробнее чит. об этом выше: ч. 2, отд. 5, гл. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На 5 седм. представленное распределение канонов может подвергнуться изменениям при следующих обстоятельствах: 1) Если в четверток 5 седмицы случится праздник 40 мучеников, то служба их переносится на вторник той же седмицы (Тип.; л. 197 на об.). Канон святаго, прилучившегося во вторник, должен быть пропет накануне на повечерии. 2) Если праздник 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то „поем службу их в нед. 5 постов“ (мр. гл. 9 март. Тип., л. 197 на об.). В данном случае, кроме канона рядового святаго, прилучившегося в неделю 25 февраля, и канон Марии Египетской может быть пропет на одном из повечерий. 3) Накануне Благовещения, которое может случиться на этой седмице, как и на предыдущих, великое повечерие поется без канона: малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как выше сказано, поется „канон рядовый Минеи“, т. е. канон, стоящий на очереди, каковым может быть, напр., 13 и т. д. (Тип., л. 219 на об.). 4) В какой бы день ни случился праздник Благовещения, служба его в этот день и отправляется. Но при этом, если Благовещение будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 23 марта (Тип., л. 207 на об.). Канон святаго сего последнего числа должен быть пропет на одном из повечерий, примерно, в неделю 4-ю. 5) Если Благовещение будет в субботу, то субботний четверопеснец утрени переносится на повечерие в четверток (Тип., л. 208). 6) Если Благовещение будет в неделю 5-ю, то служба Марии Египетской в это время не поется (Тип., л. 206 на об.), но поется, „егда екклисиарх разсудит“ (ср. Тип., л. 202). Следовательно, одно из повечерий может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 7) Служба отдания праздника Благовещения также отправляется в тот самый день, в который случится. Но если отдание будет в четверток, то великий канон четверга переносится на вторник 5 седм. (Тип., л. 217 и 219 на об.). В этом случае на повечерии 4 нед. надобно петь тот канон, который указан ниже в следующем (10) пункте; повечерия понедельника, как дня, предшествующего пению великого канона, вторника, как дня, предшествующего празднику Благовещения, и среды, как для самого праздника, останутся без канона; но в четверток, накануне пятка, можно будет петь канон пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1. Каково происхождение наименования Октоиха? Из скольких частей состоит Октоих? 2. Молитвословия какого богослужебного круга содержит Октоих? 3. Какие молитвословия – изменяемые или неизменяемые – содержит Октоих? 4. С какой службы начинается каждый глас Октоиха, и какие службы каждый глас включает? 5. Как Типикон называет молитвословия Октоиха? 6. В какие дни Октоих не поется? 7. Что имеется в начале и в конце Октоиха? 8. Какие утренние каноны будних дней содержит Октоих? 9. Какие каноны субботней и воскресной утрени содержит Октоих? 10. Виды стихир. 11. В какие моменты утрени читаются седальны? Как называются седальны по полиелее, поемые на воскресной утрене? 12. Каково происхождение наименования светильна и эксапостилария? 13. Где находятся эксапостиларии утрени? Какие существуют виды эксапостилариев? 14. Сколько воскресных утренних эксапостилариев? Почему именно столько? 18. Вопросы к теме «Ирмологий. Минея» 1. Что главным образом содержит Ирмологий, и для кого он предназначен? 2. Какие молитвословия – изменяемые или неизменяемые – содержит Ирмологий? 3. Молитвословия каких служб суточного круга богослужения имеются в Ирмологии? 4. Виды Минеи. 5. Последования каких суточных служб главным образом содержит Минея? Как Типикон называет молитвословия Минеи? 6. В последовании служб святых какого знака имеются в Минеи стихиры на стиховне? 7. Что такое крестобогородичен, и когда он используется? 8. С последования какой службы в Минее начинаются молитвословия святому с бдением? 9. Назначение приложений Минеи. 10. Как чаще всего определяется глас богородичного для стихир, если в Минее есть «Слава»? 11. Как чаще всего определяется глас богородичного отпустительного, если поются два тропаря? 12. На службах святых какого знака используются богородичные воскресные? 13. Что такое самоподобен, подобен и самогласен? 14. Что такое паремия? На каких службах суточного круга читаются паремии? 19. Вопросы к теме «Триодь» 1. Каково происхождение наименования Триоди? Что такое двупеснец, трипеснец и четверопеснец? 2. Из каких книг состоит Триодь? Изменяемые песнопения каких периодов входят в Триодь? 3. Как называются подготовительные недели к Великому посту? 4. По каким богослужебным книгам с изменяемыми молитвословиями совершается богослужение в седмичные и воскресные дни Великого поста? 5. Молитвословия каких суточных служб входят в Триодь? 6. От чего происходит название Цветной Триоди? 7. Молитвословия какой богослужебной книги внесены в Цветную Триодь? 8. Особенность распределения гласов на Светлой седмице. 9. Особенность распределения гласов от Фоминой недели до недели Всех святых. 10. Как в Типиконе называются молитвословия Цветной Триоди? 11. Авторы молитвословий Триоди. 12. Что такое пролог и синаксарь? Два вида синаксарей, или прологов. 13. Кто является автором синаксарей, печатаемых в современной Триоди? 14. В какой период на богослужении используется только Постная Триодь? 20. Вопросы к теме «Требник. Книга молебных пений»

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Храни только Вас Господь – покинуть науку и Академию – это Ваш пост, Ваш долг, и нет у Вас нравственного права покинуть его во время смятения духа. Подкрепи Вас Господь! Более не стану Вас терзать, но прошу хоть два слова написать. Горячо любящий Вас А. Ветухов. на конверте:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому. Петропавловская ул., д. Ивойлова. от А. Ветухова Харьков. Лермонтовская ул. 18. штампы:       Харьков. 2.10.09. Сергиев Посад. 4.10.09. черными чернилами: «получ. 1909.Χ.4. Серг. Пос.». 14 1909.Χ. 23. Дорогой Павел Александрович! Между мной и Вами, очевидно, существует какое-то особенное духовное тяготение: вчера я собрался писать Вам открытое письмо с оплачиваемым ответом (т. к. на два предыдущих Вы не отвечали), чтобы узнать, уж не больны ли Вы, что так долго молчите – как вдруг приносят Ваше письмо, так сильно порадовавшее меня. Я все время под влиянием Вашего предпоследнего письма, пребывал в трепете сердечном: что если вздумаете Вы бросить Академию и свою научную деятельность! Ведь это было бы нечто ужасное; ведь теперь так мало истинных делателей науки... И вдруг читаю, что Вы уж теперь ни в коем случае от нея не уйдете. Слава Богу за все! Я имел счастие видеть одного «кроткого богатыря» – Потебню, а теперь привел Бог видеть зарождение другого. Ведь тоска-то Ваша, дорогой мой, от того, что силы прибыло, а приложения она еще не нашла. Ведь наука – только та, которая живет и дышит поэтическим размахом, а иначе, она и в вершинах – лишь дивное, тонкое ремесло. Да и все, милый мой, на свете, если живет полной жизнью, то лишь при наличности поэзии, вдохновения, порыва, подъема. Вот теперь пытаются, и не без основания, «омолодить» состав армии, чтоб использовать и здесь героические замашки юности. Пока мы ищем «пуп» земли, чтоб, взявшись за него, землю повернуть, мы могучи, растем духовно. И дай нам, Господи, почаще и подольше быть «гимназистами 4 – 5 кл., а то и помоложе» ...А что до «культуры» современной, то я, хотя и не в одной седмице с Вами, а родич близкий Вам: тоже считаю ее хищной, но потому, что она все дальше уходит и уводит за собой толпы от Христа и истинной науки, «долженствующих стоять» между собой в теснейшей связи и порождающих, к сожалению, только очень редко, «кротких богатырей». Но cuiopce suum 35 – культура создает для многих на земле счастье, хотя скоропреходящее и тленное, или по крайней мере довольство, самоуслаждение и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В праздники: во-первых, храмовые (Тип.. храм. гл. 34 и 35); во-вторых, в дни великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще день постен) на каждом часе бывает только по три поклона великих. В день же Благовещения в Четыредесятницу полагается три поклона только на 1-м часе, а на прочих часах вовсе не бывает поклонов (Тип., послед. 25-го марта). Но в Благовещение, случившееся в понедельник, вторник и среду страстной седмицы, бывает по три поклона на каждом часе (Тип., послед. 25-го марта, аще в страст. седм.). Если на великопостных часах после службы часа не бывает расхода, как, например, после 3-го часа, а иногда и после 6-го, то после великих поклонов сряду читаются молитвы, полагаемые и на вседневных часах, именно: на 3-м часе: «Владыко Боже, Отче Вседержителю» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, часы); на 6-м часе молитва: «Боже и Господи сил» (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста); на 9-м часе: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш» (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и послед. 24-го февраля в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста). Если же после службы часа бывает расход, т. е. выход из церкви, как, например, после 1-го часа, а иногда и после 6-го часа (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста), то после великих поклонов читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз, и после сего – молитва на 1-м часе: «Христе свете истинный», а на 6-м часе: «Боже и Господи сил» (Часослов и Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста, 6-й час – зри). После молитвы 1-го часа: «Христе свете истинный» поется: «Взбранной воеводе» 550 (Обиход нотный. Служба на 1-й седмице Великого поста, отдельно изд.). Если в седмичные дни Великого поста случатся праздники 24 февраля, 9 и 25 марта, то по поклонех не глаголем Трисвятого, но глаголем: «Христе свете истинный» (Тип., послед. 24 февраля, аще случится в понед. 2-й, 3-й и 4-й Недели поста и послед. 25 марта). Затем, если на часах бывает отпуст, так на 1-м часе (кроме царских часов) и на 9-м часе (если 9-й час совершается в притворе, Тип., гл. 1), священник славословит Господа, говоря: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служебн., послед. утрени). Лик продолжает славословие, произнося: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», и произносит молитву: «Господи, помилуй», трижды, и просит у священника благословения, говоря: «Благослови» (Служебник и Часослов). Священник говорит отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

[Смотри] Аще ли ни, на стиховне стихиры триоди праздника, с припевы праздника. Слава, святаго, аще есть: Аще ли ни, Слава, и ныне, праздника. По трисвятом тропарь воскресн. Слава, святаго: И ныне, праздника. Ектениа, и час 1-й, на немже тропарь и кондак праздника, и прочая, и совершенный отпуст. [Смотри] Аще полиелей, на часех глаголем тропарь праздника. Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. Кондак же праздника, и святаго, глаголем пременяюще. [Смотри] Аще ли в седмице святых мироносиц, глаголем тропарь на 1-м часе прежде: Благообразный Иосиф: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом, кондак праздника: На 3-м часе, тропарь: егда снизшел еси к смерти: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго: На 6-м часе тропарь: Мироносицам женам: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По трисвятом, кондак праздника, и святаго такожде пременяюще глаголем. На 9-м часе, тропарь: Благообразный Иосиф: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. [Смотри] Аще ли седмица 4-я, или 5-я, или, 6-я, кроме попразднства преполовения, и вознесения. На часех, глаголем тропарь воскресн. Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. Кондаки же праздника, и святаго, пременяюще глаголем. В попразднстве же преполовения, и вознесения, глаголем на часех тропарь праздника: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. Кондаки же праздника, и святаго такожде пременяюще глаголем. На Литургии , блаженна, от канона праздника песнь 9– я на 6. Аще ли святаго песнь: блаженна от канона праздника песнь 9-я на 4: И святаго песнь 6-я, на 4. Сей же указ написанный о святей 50– це, в седмицах о пяти днех, и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотряти прилежно, со опасением и разсуждением: како поется служба минеи, коего святаго с триодию, вечер и утро, и на Литургии. В пяток 2-я седмицы по пасце вечера. Обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры самогласны, глас 1: Дверем заключенным: по сих минеи святаго, 3. Слава, глас 6: Дверем заключенным: И ныне, Богородичен, глас 1: Всемирную славу:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В греческом слово источник(πηγ) – женского рода, а вода (δωρ) – среднего. В Евангельской фразе πηγ δατος λλομνου причастие λλομνου – среднего рода в родительном падеже, т.е. оно согласовано со словом вода(δατος), которое также среднего рода и в родительном падеже, а не со словом источник (πηγ), которое женского рода в именительном падеже. Текущей является вода, а не источник. Простите, привожу примеры из того, что было под руками (с факсимильных изданий обоих памятников: Остромирово Евангелие (ГПБ, Г-.п. 1.5) М, 1988; Елисаветградское Евангелие (РГБ. Ф. 187. 9500) М, 2009. Триодь Цветная. Старый и новый обряд: среда Преполовения, 2-й канон, 7-я песнь, 3-й тропарь (здесь и далее греческие источники соответствуют новообрядным). Триодь Цветная. Новый обряд: пяток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Старый обряд (та же стихира): четверток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Триодь Постная. Старый и новый обряд: вторник 4-й седмицы поста, песнь 8-я канона, 3-й тропарь. В старопечатной Триоди перевод: вода жива почерпаема. Минея декабрь (старый и новый обряд): 3-е декабря, 3-й воззвах (в греч. 1-й). В старопечатном тексте перевод: воду почерпающа [в жизнь вечную]. Триодь Цветная. Новый обряд: неделя 5-я, эксапостилларий на и ныне, Преполовению. В старопечатной Триоди этого эксапостиллария нет. Богородичная служба по старому чину на Светлой седмице служится во вторник – Одигитрии (бдение). Это древнейшая служба, которая имеется, например, в Триоди Моисея Киянина (XII в.). Греки ее не сохранили, исчезла она после никоновской справы и из наших книг. Так, например, в той же стихире ниже есть выражение: [δωρ] τν μβροσαν το νκταρος. Его следовало бы перевести: [вода] нектара бессмертия(или божественного напитка), но переводчик вводит неологизм и переводит – [воду] амвросию, нектара(в ущерб, кстати, грамматике, не соблюдая падежные формы). Неологизм амвросия(амброзия) не прижился в богослужебных текстах, но прижился в светском речевом обиходе конца XVII и в XVIII веке, как и похожий неологизм харатир(характер), введенный Евфимием Чудовским (см. Крылов I , 232 ).

http://bogoslov.ru/article/2308475

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010