Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. 20 марта, 2013 Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов?  На эти и другие  вопросы наших читателей  о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский.  Мой младший сын (4 месяца) до сих пор по ряду причин не крещен. Окрестить ребенка получится только в апреле, а это время Великого поста. Для нас крещение ребенка – праздник, а во время поста ведь нельзя устраивать веселые застолья? Крещение – величайшее церковное таинство, в котором духовно рождается новый человек. Это именно праздник, а не повод для очередного застолья. Впрочем, ничего плохого не будет, если после крещения родители с друзьями и родственниками вместе потрапезничают. Из постных продуктов тоже можно приготовить вкусный обед. По церковному уставу даже Великим постом по большим праздникам благословляется употребление вина. И я считаю, что если люди, собравшиеся после крещения ребенка за столом, выпьют понемногу вина, в этом не будет греха. Что значит понемногу? Это не чувствовать ни малейшего опьянения. А пьянствовать грешно не только постом, но и на Пасху, и на Светлой седмице, и на Рождество, и на святках, и в любой другой день. Главное, чтобы и родители, и крестные, и гости понимали духовный смысл крещения. Поэтому я желаю вам всерьез подумать о Боге, о смысле жизни, исповедоваться и причаститься (могу ошибаться, но судя по вашему вопросу и по тому, что ребенок до сих пор не крещен, вы человек малоцерковный). А воцерковляясь, вы вскоре осознаете необходимость крещения ребенка и крестите его как можно быстрее.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

По исшествии из ада, Спаситель его с пречистой душой Своей был в раю. Это мы знаем из собственных уст Его: ибо когда распятый с Ним разбойник молил помянуть его во Царствии Своем, Он отвечал: «днесь со Мной будеши в раи». Надлежало Самому Спасителю лично ввести в рай тех, кои освобождены были из ада: ибо только перед Его лицом пламенное оружие, хранящее врата рая, могло обратить плещи своя; только по Его всемощному гласу, Херувим мог отступить от древа жизни и дать новым обитателям рая причаститься райские пищи. Было и другое дело в раю: «зерно пшенично», падшее на землю и умершее на Голгофе, долженствовало сотворить «плод мног» ( Ин. 12:24 ); вознесенный на крест Спаситель мира имел повлечь за Собой «вся» ( Ин. 12:32 ). Итак надлежало осмотреть все пространство рая, и распределить рукой Домовладыки достаточное число обитателей в дому Отца Небесного для новых чад Его ( Ин. 14:2 ). Если, братие, и в аде, при разрушении твердынь его, было торжество для освобождаемых и Освобождающего: то тем паче в раю, у древа жизни. Здесь-то Давиду время было возгреметь новый псалом на десятострунном псалтыре и взыграть пред ковчегом Нового Завета, новым, святым взыгранием, за которое уже некому его осуждать ( 2Цар. 6:16 ); здесь-то исполнилось желание Моисея – видеть Бога лицом к лицу: ибо он увидел Единородного Сына Его, в Коем «вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ); здесь-то удовлетворилось и святое прошение Авраама, о непогублении грешников, ради добродетели праведных ( Быт. 18:32–33 ): ибо теперь, ради единого Праведника, даровано прощение всем грешникам. Можем думать, что умерший Богочеловек был и у Отца. – Ибо Сам неоднократно говорил ученикам: се «оставляю мир, и иду ко Отцу» ( Ин. 16:28 ). Мы слышали, с каким чувством исповедывался Он перед наступлением Своих страданий: «Отче, дело совершил, еже дал еси Мне, да сотворю» ( Ин. 17:4 ). Тем с большей радостью должны быть повторены слова сии на небе, когда Победитель смерти явился пред престолом Отца с знамением победы, уже не преднамереваемой, а совершенной, – со крестом! О, сколько раз, после сего нового крещения кровью, должен был под небесами небес раздаваться глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф. 3:17 ). «Того послушайте!» – Послушайте уже не одни человеки, а «еси Ангелы Божии» ( Евр. 1:6 ), вся «тварь» ( Мк. 16:15 ). Ибо на Голгофе небо и земля увидели, что Агнец закланный «достоин... прияти силу и богатство, и премудрость и крепость и честь и славу и благословение» ( Откр. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

И этот мытарь, этот богатый человек, который жил только для себя, для наживы и для семьи, встал и сказал, что он понимает теперь, что он все, что он взял с людей, отдаст нищим, что он будет заботиться о людях и не будет больше как хищник среди людей. И вот вопрос перед нами снова стоит: кто из нас ради того, чтобы встретить Христа, готов подвергнуться насмешкам, издевательству? Кто из нас готов к тому, что его из его обычной, нормальной среды выкинули вон, что для него достаточно встретить Бога? Поставим перед собой вопрос об этом, кто из нас на это готов? И когда мы встретим Христа, поставим перед собой вопрос: что же эта встреча означает? Она означает то, что мы выбрали Учителя нищеты, Учителя любви. Мы выбрали Того, который нам говорит: все отдай для чужой нужды, пожалей и никого не обойди. Вот два примера. Это не притчи, это не рассказы, это случаи из жизни Христовой. Вот два рассказа, которые перед нами стоят, нас как бы подготавливая к началу Великого поста, когда мы будем встречаться глубже, глубже, глубже со Христом, раньше, чем мы Его встретим на Страстной седмице отдающим Свою жизнь за нас. Подумаем об этом. Подумаем всем существом. Будем готовы к этой встрече. Благодарим портал:  masarchive.org  за предоставление видеозаписи! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-sur...

На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д. В пятый или малый колокол благовестят к малой вечерне 109 . Звон, или трезвон к малой вечерне бывает в два колокола. Этот звон в два колокола еще бывает: 1) Пред вечернею и утренею: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, до четверга Страстной седмицы 110 , если только в эти дни не случатся: праздник Благовещения, празднования со всенощным бдением, полиелеем. 2) Если не бывает преждеосвященной литургии 24 февраля, то после часов пред вечернею параекклисиарх знаменует в два кампана (Тип., послед. 24-го февраля в понедельник 2, 3, 4-й седмицы Великого поста). На этот звон в два колокола и указывается в 9-й главе Типикона: «И по корце его (9-го часа) знаменует в два или четыре кампана по уставу». 3) В самый день Благовещения, случившийся в понедельник Вел. поста, бывает вечером только малое повечерие. Благовест к нему костный (редкий). Звон для служб в разные дни различается своим тоном. Иногда бывает веселее, т. е. чаще, иногда – печальнее, т. е. реже. Звон Великого поста бывает медленный, косный 111 . В противоположность ему, всякий другой называется в уставе «звон в красныя». Звон в красные положен на 5-й седмице Великого поста в среду к вечерне и в четверток к утрени и вечерне (Тип.. послед. среды 5-й седмицы Великого поста – вечера). Обыкновенно в посту и в праздники с полиелеем (наприм., 24-го февраля, 9-го марта) звон к утрени, часам, литургии бывает не протяжный 112 , а красный 113 . В уставе назначается количество времени для благовеста и для звона перед службами. О том, как продолжителен должен быть благовест, в Типиконе пишется так: «ударяет» (к всенощному бдению) «в великий кампан нескоро, поя Непорочны, или глаголя псалом 50-й тихо двенадцатью» (Тип., гл. 1). Для трезвона же устав назначает менее времени, именно: прочтение однажды 50-го псалма. Так, по окончании полунощницы: «параекклисиарх клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико, рещи псалом 50-й весь» (Тип., гл. 9). В великие праздники, например, в Пасху, Благовещение, благовест назначается более продолжительный. В Типиконе говорится: «ударяет в великое и клеплет довольно» (Тип., послед. Пасхи, послед. 15-го марта). Вообще же следует к вечерням, утреням и литургиям звонить без всякого излишества (Опред. Св. Синода 1722 г., 14 дек., Собр. Постан., т. II, 933).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кроме того, события эти совершились как раз в этот период времени в дни Пятидесятницы. Последование недели разслабленнаго поется еще только в понедельник и вторник, ибо в среду празднуется особый праздник – Преполовение. Преполовение Пятидесятницы В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника – Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Иоан., 7). и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет» ( Ин.7:37 ). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира. На день Преполовения совершается Великая вечерня с ветхозаветными чтениями – паремиями, но кафизма бывает рядовая, а не «Блажен муж». Поется тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе. На утрени не положено полиелея, а только Великое славословие. Катавасия в самый день праздника и в день отдания не пасхальная, а «Море огустил еси». На утрени и литургии, вместо «Честнейшую» и «Достойно есть» поется ирмос: «Чужде матерем девство…» В самый праздник бывает крестный ход на источники и освящение воды малое. Преполовение празднуется 8 дней и отдается в среду на 5-ой седмице. В отдание тоже поется, вместо: «Достойно есть», «Чужде матерем девство…» Предпразднства нет. Неделя о Самаряныни В неделю 5-ую по Пасхе – Самаряныни – вспоминается, как Господь, придя в самарийский город Сихар на источник Иаковль, в беседе с женой-самарянкой преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов», открыл, что Он есть Сердцеведец и ясно исповедал Себя Мессиею-Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сокращение количества кафизм на полиелейной утрене связано с тем, что полиелей увеличивает продолжительность богослужения. Перенесение третьей кафизмы на следующую вечерню не нарушает порядка последовательного чтения псалмов, поскольку в те периоды, когда на утрени читается три кафизмы, на вечерне читается одна и та же кафизма. Расписание чтения кафизм Расписание чтения кафизм имеется как в Следованной Псалтири, так и в 17 главе Типикона. В соответствии с этим расписанием, год делится на восемь периодов: Три кафизмы на утрене прочитывается, согласно этому расписанию, во второй и в четвертый периоды, а также в период Великого поста. Время, когда на утрене читается три кафизмы, часто называют зимним периодом. Во второй и в четвертый периоды, когда на утрене бывает три кафизмы, Псалтирь все равно прочитывается полностью на одну неделю. Происходит так от того, что на вечерне в эти периоды кафизма не меняется. В период Великого поста Псалтирь прочитывается дважды потому, что кафизмы читаются на часах. На страстной седмице Псалтирь прочитывается только один раз, поскольку не читается с четверга до воскресенья. От Великого Четверга (страстной седмицы) до Фоминой недели Псалтирь не читается. Хотя расписание чтения Псалтири включает восемь периодов, вариантов чтения кафизм меньше – всего пять. Первый вариант включает 1, 3, 5 периоды, второй – 2, 4, третий – 6, четвертый – 7, пятый – 8. Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник Состав Часослова Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике. Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Священник: малый отпуст. Хор: «Аминь». Если же 9-й час совершается в храме, то отпуста нет, сразу начинается вечерня. В приходских храмах 9-й час всегда совершается без отпуста. §3. Последование великопостного часа Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. 3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника). 4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. 5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (или тремя) поклонами. 6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и 2-й прокимен. §3.1. Общее последование великопостного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава…». Чтец: «И ныне…» , читает кафисму. Каждая кафисма, как обычно, разделяется на 3 «славы», по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…» , «Аллилуиа…» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтение кафисмы не положено только в понедельник на 1-м часе и в пятницу на 1-м и 9-м часах. В этих случаях сразу после псалмов следует великопостный тропарь часа. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Священник поет тропарь часа , затем совершает поклон (вместе с народом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2. Кто может проводить катехизацию . Предварительные беседы могут проводиться священником, диаконом, а также катехизатором из мирян по благословению клирика. Из переписки бл. Августина с диаконом Карфагенской церкви Деограцием, мы узнаем, что предварительную беседу с язычниками в древней церкви могли поручить диакону. Диакона в древней Церкви ценили не за внушительные размеры и шаляпинский бас, а, в частности, за способность преподать азы веры. 3. Курс по катехизации в семинариях . Для этого в семинариях целесообразно ввести специальный курс о том, как проводить евангелизацию и катехизацию. Этим вопросам также следует уделять время в курсах по гомилетике и пастырскому богословию. Необходимо выработать модели катехизации в современных условиях, основываясь как на опыте свв. отцов, так и на опыте священнослужителей, которые занимаются катехизацией сегодня. В этом случае священнослужитель по окончании семинарии будет иметь ясное представление о том, как создавать общинную жизнь на приходе и как заботиться о просвещении прихожан. 4. Практическая трудность: недостаток времени . Нередко приходится слышать, что священники и так выбиваются из сил, что многочисленные требы и длительные богослужения просто не оставляют времени для чего-то дополнительного. На это можно возразить, что это вопрос не времени, а приоритетов. То обстоятельство, что в древности даже у патриархов и епископов хватало времени для оглашения, должно нам всем служить убедительным примером. Если священнослужитель понимает важность евангелизации и оглашения, то у него найдется для них время. Как я уже говорил, обязанности катехизатора вовсе необязательно полностью перекладывать на плечи священника. Кроме того, несколько приходов могут обьединить свои усилия в деле прочтения огласительных бесед. В США это делается, например, в городе Миннеаполис, штат Миннесота, где греческие и антиохийские приходы объединились с приходами Американской Православной Церкви в проведении огласительных бесед. 5. Когда проводить огласительные беседы . Необходимо повсеместно возродить регулярные огласительные занятия для взрослых. В древней Церкви наиболее интенсивные занятия проводились, как я уже упоминал, во время Великого поста, а также перед Пятидесятницей, Рождеством и Богоявлением. Традиционными темами подобных занятий были: десять заповедей Моисеевых, заповеди блаженства, священная библейская история, Символ веры и «Отче наш». На Светлой седмице существовал также обычай проводить так называемый тайноводственный катехизис, то есть рассказывать новокрещеным о таинствах.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

В песни 2-й . Разумейте и видите, яко Аз есм Бог, испытуяй сердца и истязуяй мысли, обличаяй деяния и попаляяй грехи, и судяй сиру и смиренну и нищу. В песни 4-й. Марии . Бесплотных жительство во плоти прешедши, преподобная, благодать велию воистину от Бога прияла еси—предстательствовати о чтущих тя верно: тем же молим тя, от всяких напастей избави и нас молитвами твоими. В песни 5-й . Кровоточивей подражай, окаянная душе: притецы, емлися за ометы одежды Христовы, да исцелишися от ран и услышиши от Него: вера твоя спасе тя. __________________ Эти пять тропарей не вошли в состав чтений на первой седмице, неизвестно почему. Кроме того, Троичен 9-й песни великого канона в четверток 5-й седмицы читается несколько иначе, чем тот же Троичен в первую седмицу, и именно так: Отца славяще. Сына величающе и Духу покланяющеся, воспеваем Тя, Троице единосущная, Единице триипостасная, единого естеством истинного Бога, Жизнь и Жизни, царство бесконечное. _________________ Между тропарями великого канона, читаемыми в первую седмицу тропарь-6-й песни «Востанн и побори, яко Иисус Амалика», встречается два раза, в среду и четверток. А тропарь «Богатство душевное иждив», читающийся в четверток на первой песни, есть, кажется, не более, как вариант тропаря; «Имение мое, Спасе, расточив», читающегося в среду, на первой же песни. По крайней мере, в великом каноне 5-й седмицы читается только один этот последний тропарь, а первого вовсе нет. Наконец, в первую седмицу после каждого чтения канона прибавляется еще тропарь св. Андрею Критскому , а в четверток 5-й седмицы тропари св. Андрею прилагаются после каждой песни канона (всего 9 тропарей). Тропари эти оставлены нами без перевода, так как они, понятно, не составляют собою части великого канона св. Андрея, а составлены и приложены к его канону кем то впоследствии, как бы в благодарность ему за составление этого великого, умилительного и назидательного произведения. Е. А. 1 Здесь легкий перифраз. Буквально следует перевесть так: «страстный помысл, показующий сладкая и вкушающая присно горькое напоение .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010