– На 1-м часе кафисмы нет. – Во вторник ради канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров; на «Господи, воззвах...», как полагается на такой службе, стихиры поются на 10: Триоди 6 и Минеи 4. При этом из Триоди сначала поются стихиры со стиховны, затем – подобны из «Господи, воззвах...». Изменения в расписании кафисм на 5-й седмице в случае переноса Великого канона на вторник Отметим, что в идеале нам необходимы три варианта расписания, по одному для каждого из трёх случаев: 1) Благовещение в четверг 5-й седмицы; 2) Благовещение в среду 5-й седмицы; 3) храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы. Типикон в 17-й главе содержит расписание только для первого случая; для двух других случаев предложим расписание самостоятельно, руководствуясь теми принципами, которые обнаруживаются при составлении первого варианта расписания. Благовещение Пресвятой Богородицы в четверг 5-й седмицы Для этого случая Типикон предлагает следующее расписание кафисм. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Мы видим, что в схеме чтения кафисм реализуются следующие принципы: – кафисмы идут по порядку (кроме привычных исключений: 17-я кафисма пропускается, меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу), в том числе и на вечерне читается рядовая кафисма; – в день службы Великого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1-м часе кафисмы нет; – на вечерне накануне и в сам праздник Благовещения кафисмы нет; – для компенсации отмены кафисм на вечерне в праздник Благовещения добавляется чтение кафисмы в понедельник на 1-м часе (единственный случай в Уставе, когда в понедельник на 1-м часе есть кафисма). Кроме того, 18-я кафисма читается только раз за седмицу (так как в другие седмицы она читается чаще других, то именно её однократное прочтение на 5-й седмице в качестве исключения является вполне понятным). Благовещение Пресвятой Богородицы в среду 5-й седмицы Этого варианта в Типиконе нет, но его можно составить на основании предыдущего расписания. Так как здесь праздник выпадает на среду, то следует отменить кафисмы на вечерне вторника и среды; напротив, кафисму в четверг вечером нужно прочитать. Точно так же кафисма на 1-м часе в понедельник сохраняется и 18-я кафисма будет прочитана 1 раз. В итоге этот вариант расписания будет отличаться от предыдущего только в период от вечерни вторника до вечерни четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Земля, яже терние страстей печальна изолстившая, взыграя ликуй: се бо Земледелатель бессмертный клятвы изимаяй тя, ныне приходит»; «тем же и мы радующеся вопием»: «воплотивыйся непреложно Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость». Тропарь, гл. 4. Днесь всемирныя радости начатки, предпразднственное воспети повелевают; се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие и к Ней вопиет: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Кондак, гл. 8. Всем земным начало спасения нашего Ты еси Богородице Дево: Божий бо служитель с небес послан предстати Тебе, великий чиноначальник Гавриил, радость обрадованную Ти принесе; тем еси зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Порядок отправляемой 23 мар. (накануне предпразднсства) вечерни и литургия Преждеосвященных Даров (если 23 мар. будет в среду или пяток) излагается в Уст. 24 мар.; там же находится и порядок отправляемой 24 мар. утрени. Порядок совершаемой 24 мар. вечерня и литургии Преждеосвященных Даров налагается в Уст. 25 мар. Эта литургия совершается 24 мар. тогда, когда это число падает на среду или пяток Вел. поста; если же предпразднство случится в понедельник или вторн., или четв. (когда не положено совершение лит. Преждеосв. Даров), то 24 мар. отправляется одна вечерня без литур. Преждеосв. Даров, почему в Уст. 25 мар. и находится указание относительно того, как совершать эту вечерню. «аще несть Преждеосвященных». Мр. Аще случится предпразднство: 1. в субботу 3-й, 4-й недели Великого поста; 2. в неделю Крестопоклонную; 3. в понедельник 4-й, 5-й, 6-й недели; 4. в среду Крестопоклонной недели; 5. четверток 4-й недели; 6. среду 5-й недели; 8. 4-й, 5-й недели; 9. в субботу 5-й недели. – Если предпразднство на 5-й седмице Великого поста во вторник, – служба предпразднства поется в понедельник, 23 мар.; если в четверток, – служба в среду, 23 мар. (с вечерни во вторник, кончая утреней среды); если в субботу Лазареву, – служба в четверток той же седмицы, 22 мар. – О нед. Ваий и проч. см. выше, 25 мар. Пр. отца нашего Захарїи, монаха, затворника, прославившегося страннолюбием и получившего за это название «Отверстый».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но принадлежала ли эта особая редакция его самому св. Кириллу и, следовательно, представляла особую самостоятельную переработку его с приурочением к страстной седмице, как полагает г. Лопарев, недавно издавший по рукописи XVI в. эту редакцию названного слова (Памятн. древ. письм. XCVII, Спб. 1893 г.) – сказать трудно. Во всяком случае, во второй своей редакции, внесенной и в печатный Златоуст 1797 года, оно не представляет ничего такого, что заставляло бы считать его особым и отдельным произведением Кирилла Туровского . В старых рукописях отдельные части его обыкновенно указывались особым киноварным надписанием (о Иосифе, о Мироносицах, похвала Иосифу), причем делались отметки: «отселе чти в Великую субботу»: возможность выделения из него особой части давалась, следовательно, самым текстом, и в силу этого особая редакция его легко могла явиться совершенно независимо от намерений автора. – Слово это считается одним из высокопоэтических произведений (Макарий, Ист. р. ц. т. III, стр. 135). Все оно как бы соткано искусным мастером из чудных церковных песнопений пятницы и субботы страстной недели, представляет ораторски-поэтическое переложение таких умилительно-потрясающих мелодий, как – «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного», «Тебе одеющагося светом яко ризою» и других песен и стихир великой пятницы и субботы (ср напр. 3 и 4 стихиры на Господи воззвах в велик. пятницу, из канона на вечерню пятка пес. 3 ст. 1 и 2, п. 4 – 2 и 3-й, 6 п. – ст. 1, п. 7-й – 1-й и 4-й, п. 8-й – 1-й и 9-й, п. 9 – 1-й и 3-й и др.). Проповедник всецело погружается в их звуки и тоны и их языком слагает свою речь, их чувством оживляет и проникает ее, а потому, при всем видимом сходстве его речи с мелодической речью страстных церковных песнопений, он остается столько же самостоятельным, сколько самостоятельным он был и в его молитвах, образцами для которых служили общие церковные молитвословия. В таких же отношениях находится он и к тем церковно-отеческим чтениям, которые назначались на эти дни. В наших рукописях XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Эмболистический лунный год – от пасхи до пасхи – имеет продолжительность: 383, 384, 385 дней. Простой год состоит из 354 или 355 дней. Два года предшествующие четвёртой пасхе, могли быть: либо два простых, либо один простой и один эмболистический. И их продолжительность должна составить целое число недель, плюс один день, чтобы, начавшись с четверга, четвергом и кончиться (так как нужно подойти к пятнице). Возможны следующие варианты: вари анта Возможная продолжительность пасхального года от 2-й пасхи до 3-й (число дней) Возможная продолжительность пасхального года от 3-й до 4-й пасхи (число дней) Всего недель и дней за два пасхальных года 739дн.=105н.+4дн 738=105 +3 737=105 +2 740=105 +5 739=105 +4 738=105 +3 710=101 +3 709=101 +2 708=101 +1 Из всех возможных вариантов подходит к Евангельскому условию 9-й вариант, в котором два года перед последней Пасхой страданий были простыми и состояли из 354 дней. Только в этом случае период, состоящий из двух еврейских пасхальных лет, начавшись в четверг, закончится также четвергом, а следующий год начнётся пятницей. И тогда получается, что пасха за год до страданий приходилась в понедельник 20 . Итак, имеем следующую последовательность дней недели (по нашему привычному счёту) для трёх последних, из 4-х праздников пасхи в земной жизни Спасителя, которые можно проследить из Евангелия: 2-я пасха – четверг; 3-я пасха – понедельник; 4-я пасха – пятница. Вот это и есть тот искомый дополнительный признак для установления даты страданий, который покрывает возможные погрешности расчётов полнолуний. Итак, нужно, чтобы перед пятницей страданий предшествовали два года, когда иудейская пасха была бы соответственно в четверг и понедельник. И видим (из таблицы 2), что год 5550 от с. м. (42 г. н.э.) опять удивительно подтверждается этим дополнительным условием: перед ним были годы с пасхой: именно в четверг – в 40 г. н.э., и в понедельник – в 41 г. н.э. Но может случиться, что из-за возможных погрешностей расчёта, а также по причине колебания действительной продолжительности лунного месяца относительно среднего его значения в некоторые годы числа 14 нисана, указанные в таблице приходящимися на четверг или субботу, на самом деле соответствовали пятнице. Например, в 25 году н.э. указано в таблице 31 марта – суббота, могла же быть пятница 30 марта; аналогично для 29 г. н.э.: 14 нисана могло быть в пятницу 15 апреля; и для 33 г. – в пятницу 3 апреля, на которую указывал проф. Болотов. Однако, в рассмотренных случаях не соблюдается дополнительное условие, по которому две предшествующие пасхи должны приходиться на четверг и понедельник, и кроме того, эти даты не находятся в одной седмице с равноденствием. И таким образом, найденный дополнительный признак действительно покрывает возможные погрешности в принятых пасхальных полнолуниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

У. Холл. Грешница у ног Христа Вечером Христос удаляется в Вифанию. Там проводит время в кругу своих близких. Одна из женщин падает к ногам Его, омывает их слезами. Другая – возливает миро на главу Его. Ученики недоумевали, что же это значит, для чего все это нужно. Особенно Иуда говорил: «Лучшее было это миро продать и деньги отдать нищим». Господь же отвечает: «Нищих всегда имеете. А то, что она делает, останется достоянием всех времен и веках. Она этим приготовила Меня к погребению». Господь позволяет тем, кто был движим Духом Божьим, интуитивно сердцем чувствовать, что наступают великие дни. Они приносили свое свидетельство о своей верности и любви к Богу. И вот действие этой женщины стало предметом обсуждения. А Господь прямо и откровенно сказал, что это уже идет подготовка к Его погребению. Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) и другие материалы, посвященные Страстной седмице Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость. Итак, утреня, первый час, третий, шестой и девятый час, изобразительны, вечерня, и на вечерне — литургия Преждеосвященных Даров. Она начинается литургийным возгласом Благословенно Царство… но ответ мы слышим непривычный: отвечает Аминь только один чтец, и сразу же Приидите, поклонимся… и читается 103-й предначинательный псалом. Почему? Потому что это вечерня, за которой мы причастимся заранее освященными Святыми Дарами. Во время чтения 103-го псалма священник читает на солее перед Царскими вратами светильничные молитвы, но не все, а только 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю (первые три будут читаться на вечерне в других местах, они не исчезают, а только переносятся). Откуда такое название — светильничные? Дело в том, что вечерня имеет еще одно, более редкое название — «светильничное»: это богослужение, на котором зажигают светильники, так как уже вечер, темнеет. Введем нумерацию.   1)  Благослови, Владыко — Благословенно Царство… 2)  Аминь — Приидите, поклонимся… 103-й псалом, светильничные молитвы. 3) Великая (или мирная) ектения. Она всегда первая в службе. 4) 18-я кафизма (кроме 5-й седмицы поста; на 5-й седмице поста другой порядок чтения Псалтири). Кафизма — это греческое слово, означающее «седален». Обычно считается, что во время чтения кафизм разрешается сидеть. В действительности сидеть полагается во время пения седальнов и назидательных чтений, следующих за кафизмами. Но, поскольку никаких чтений в нашем приходском богослужении давно нет, ради отдыха можно присесть и во время чтения псалмов. Но во время чтения 18-й кафизмы на литургии Преждеосвященных Даров сидеть совершено неуместно, и более того: на третьем антифоне этой кафизмы уместно встать на колени. Почему? Потому что в это время в алтаре происходят очень важные священнодействия, сопровождаемые земными поклонами священнослужителей, и Служебник говорит о «благоговении мнозе», т. е. все эти действия священнослужитель должен совершать с величайшим благоговением. Что же именно?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

В аналогичном порядке «Неделя молитвы» проводится также и в дни седмицы 4-й Великого поста, Крестопоклонной. Объединенным комиссиям митрополий по взаимодействию с руководством территориальных органов ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы, епархиальным отделам по тюремному служению в епархиях, не входящих в состав митрополий, и помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими рекомендовано совместно с руководством территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний заблаговременно разрабатывать общий график поочередного проведения богослужений «Недели молитвы» (Литургии или молебных пений) в разных тюремных храмах, расположенных на территории учреждений УИС. График, согласованный с руководством территориальных органов ФСИН России, должен быть представлен на благоусмотрение Преосвященных архипастырей — правящих архиереев. Помощникам начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими, наделенным правами благочинных тюремных храмов в границах субъекта Российской Федерации, рекомендовано в эти дни лично посещать тюремные храмы для совершения богослужений и осуществления благочиннического надзора за состоянием канонического благоустройства храмов, а также требоотправления для осужденных. Порядок проведения «Недели молитвы» предусматривает совершение соборных (по возможности) богослужений тюремного духовенства, несущего послушание пастырского окормления в храмах, обустроенных в исправительных учреждений УИС и находящихся на канонической территории митрополий или епархий, не входящих в состав митрополий. Впервые богослужения «Недели молитвы» прошли в тюремных храмах следственных изоляторов УФСИН России по городу Москве, организованные по линии Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы в марте 2014 года — на Крестопоклонной седмице Великого поста — что явилось, по сути, «пилотным проектом», успешно осуществившимся среди подследственных учреждений УИС. Этот проект ставил своей целью поочередное совершение во всех следственных изоляторах города Москвы Божественной литургии или, в случае отсутствия таковой возможности, молебных пений для подследственных, подозреваемых и осужденных лиц в течение всей Крестопоклонной — 4-й седмицы Великого поста (24-29 марта 2014 года).

http://patriarchia.ru/db/text/6068220.ht...

А ведь в начале Великого Поста так хотелось читать и читать ленту, а потом — забыл о ней, и сейчас уже — вроде и пост закончен, а потребности — уже нет. Так что если мы подготовительные недели и сам Великий Пост проводим так, как канонически полагается нам поститься: телесным постом, молитвой, милостынею, проживаем его по-настоящему глубоко, с чтением молитв, с посещением храма Божия, то потом и не нужно думать, как сохранить Пасхальную радость. После всего, что переживает человек, что он проходит со Христом, проживает с Ним на Страстной седмице, Пасхальная радость затем будет с этим человеком еще долго. Все просто Ольга Патрий, незрячая певица, лауреат Международных музыкальных конкурсов: Фото: miloserdie.ru На самом деле очень просто сохранить Пасхальную радость. Нужно ловить душой все, что находится вокруг нас. Нам Господь в каждом дне дает столько всего хорошего, доброго, что невозможно просто не испытывать благодарной радости. Только нужно учиться замечать хорошее. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 мая, 2024 7 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 2 мая, 2024 2 мая, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/kak-soxranit-pasxalnuy...

На Сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи; но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди Постной, или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне). В частности: На вечерни в неделю Мясопустную (накануне понедельника Сырной седмицы). Стихиры на Господи воззвах на 6 из Октоиха и Минеи. Слава, если есть, из Минеи. И ныне, богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи. Если Славы святаго нет; то Слава, и ныне, богородичен Минеи. Стихиры на стиховне – Триоди. Слава – святаго из Минеи, если есть. И ныне, богородичен по гласу Славы из дополн. части Минеи. Если Славы святаго нет; то Слава, и ныне, богородичен Триоди 531 . Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха. Повечерие после вечерни малое. Полунощница – повседневная. На утрени понедельника Сырной седмицы. Порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На Бог Господь поется тропарь святаго и т. д. „Каноны поем, якоже обычай, Октоиха и Минеи святаго. В коих же песнях приходит трипеснец, аще ли есть двоирмосен, оставляем оба канона Октоиха. И поем Минеи канон с ирмосом на 6, и Триоди на 8, последи ирмос: Песнь победную“. Это означает то, что в данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник покаянный, или умилительный, и безплотным), первый с ирмосом на 6, ирмос по 1, второй без ирмоса на 4; а после них канон Минеи без ирмоса на 4. Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, имеющие, каждый, свой ирмос (впрочем, в понедельник в 1 песни у того и другого трипеснца ирмос один), в этих песнях Октоих оставляется; поются же сначала канон Минеи с ирмосом на 6, ирмос по 1, потом трипеснцы, каждый на 4, оба на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат именно 1, 8 и 9 песни: в другие дни 8 и 9 всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания, при пении канона, стихословятся так, как в седмичные дни при пении Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010