Скачать epub pdf Содержание «Я не столько археолог и музеист, сколько историк-археограф и архивист…» 1. Из отчета И. М. Покровского о командировке в г. Чистополь, в Чистопольский и Лаишевский уезды для осмотра, ревизии архивов, принятия мер к охране архивных фондов и наблюдения за вырезкой чистой бумаги и за исполнением учреждениями декретов Совнаркома по архивной части 2. Из отчета Казанского губернского архивного фонда о его деятельности 3. Из письма И. М. Покровского заместителю наркома просвещения М. Н. Покровскому     Иван Михайлович Покровский (1865 – 1941), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии. Сначала – краткие биографические данные. Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду. В 1886 году – Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. Служил псаломщиком в церкви Липецка, затем надзирателем в Тамбовском духовном училище. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1895 году окончил еесо степенью кандидата богословия. Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года – исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию «Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в» и утверждён в звании доцента. С 1905 по 1907 год – редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Произведён в чин статского советника. В 1906 году И.М. Покровским составлена и издана Карта Казанской епархии. Составил исторические описания монастырей Казанской епархии: Седмиезерной пустыни, Свияжского Иоанно-Предтеченского. Был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Являлся одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Видел еси со скорбию яко, игумен, иноческаго пострижения тя лишает, обаче не возможе то поколебага крепости произволения твоего. Ты же, старческаго благословения испросив, во град Москву пришел еси. Мы же, видяще тя тяжкий крест на себе сим возложившаго, поем ти: Радуйся, не ради риз, но покаяния радионашество приемый; Радуйся, сладости плотския богомудре презревый; Радуйся, братолюбия прилежный строителю; Радуйся, постнически испытавый в Московских обителех; Радуйся, таланты своя в земли не сокрывый; Радуйся, сети тщеславия и гордыни сокрушивый; Радуйся, унывающих столпе утешения; Радуйся, монашествующим образе терпения; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Кондак 6 Проповедует стольный град Москва труды твоя и подвиги, богомудре Гаврииле, идеже во двою обителех потрудился еси, да новоначальному монашеству образ древнеотеческий будеши, научающий братию достойно воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси от Уральския страны яко светило светозарное, преподобне отче, светом богопросвещенным освящая обителей множество. Посреде же них и Раифская пустынь, идеже священства удостоился еси. О сем тя ублажающе, воспеваем ти сице: Радуйся, хранителю старческих повелений; Радуйся, сопричастниче тайных откровений; Радуйся, восприявый древних отец следы; Радуйся, на зловерныя и враждотворцы от Бога получив победы; Радуйся, яко тобою зависть попирается; Радуйся, яко молитвами твоими к Богородице бесы изгоняются; Радуйся, в любви Христу дивный подражателю; Радуйся, тоя яко единаго богатства стяжателю; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Кондак 7 Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, кротость и смирение Его себе усвоив, от завистных человек всякия обиды и скорби безропотно претерпел еси, егда из обители во град Казань удален бе; но ведый, яко скорбьми временными подается вечное спасение, взывал еси Спасу всех: Аллилуиа. Икос 7 Новым повелением архиереовым стопы своя направил еси, отче присноблаженне, в пустынь при седми езерах, идеже Пресвятая Богородицы чудотворный образ стояше. Ты же, прославляя Ю, и обитель сию, паче прежняго прославил еси, егда поставлен бысть архимандритом тамо. Мы же тя прославляем сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к вещам первой необходимости, например к одежде, сосудам и тому подобное, ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «От того-то и бывает, – говорит авва Моисей, – что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливостью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже прикасаться к ним не дозволяют. От чего можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом (см.: 1Кор. 13, 2–7 ) любви. Прекрасный для достижения безстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь, – говорит он, – впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не безпокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя, давай; если по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется какой-нибудь из них – не печалься. Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления». Итак, будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, – тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало премудрости – страх Господень и совет святых Его – разум». О тщеславии и смирении Не тщеславься! – Тщеславный – безплатный работник, труд несет, а награды не получает.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Господи, Ты – Существо беспредельно совершенное, и наша любовь к Тебе должна развиваться до бесконечности, быть чистой, без всяких примесей самолюбия и земных расчетов. Господи, прости нас, что мы не умеем любить Тебя для Самого же Тебя. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души: Возлюбиши, – говорит Он, – Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею ( Мф. 22, 37 ). После своей действенности эта любовь, объемля и упражняя все силы души, должна иметь также владычество над человеком, чтобы он и мыслил только о Боге, и желал единого Бога, и жил и дышал только Им. Все мысли, расположения, намерения такого человека делаются отпечатком жизни Божественной, образом Божественной истины, святости, блага, лепоты. Господи, именно такая любовь должна иметь над нами такое владычество, чтобы мы мыслили только о Тебе, желали только единого Тебя, жили и дышали только Тобой. Господи, прости нас, что любви, над нами владычествующей, мы еще не имеем. Господи, помоги нам, чтобы все наши мысли, расположения, намерения и желания имели отпечаток жизни Божественной, образ Божественной истины, святости, блага, красоты. На этой высоте своего развития любовь к Богу делает нас чистыми орудиями воли Божией, совершенными оргáнами жизни Его, так что душа взывает с апостолом Павлом: Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2, 20 ). Господи, прости нас, что мы не стали еще чистыми орудиями воли Твоей, совершенными оргáнами Твоей жизни. Господи, прости нас, что мы не можем сказать, что Ты живешь в нас. Любовь! – само слово это звучит в моей мысли и сердце как бы слово «Бог». Какая же преграда существует к приобретению этого сокровища? Почему многие его не имеют и не ищут? Причина тому – злосчастное самолюбие. Нет надобности толковать это слово – оно всякому понятно; это – прямая противоположность любви Божественной: одно – любить Бога, а другое – любить себя. Господи, в наших мыслях и сердце слово «Любовь» еще не звучит как слово «Бог». И причина тому – наше злосчастное самолюбие, прямая противоположность любви Божественной. Господи, прости нас за то, что мы отдаем предпочтение самолюбию, когда приходится делать выбор между любовью к Тебе, Богу нашему, и любовью к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся, сеют, – с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаивают себя; так будет и в день онь. Боголюбцы с радостью пожнут плоды своей веры и благочестия и получат благая, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ), а миролюбцы, видя тех награжденными, а себя лишенными таковых благ, восплачут и возрыдают. Но тогда уж безполезно будет покаяние еже бо сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, истлевая вечно... а сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный ( Гал. 6, 7–8 ). Се работавшии Ми, скажет тогда Господь, ясти будут, вы же пьяницы, сластолюбцы, беззаконники, взалчете; се работающии Ми возрадуются и взвеселятся, вы же покрыйтеся срамом, возопийте в болезни сердца вашего, восплачьте и возрыдайте в сокрушении духа. И поразят грешников жалость, скорбь и болезнь, когда они увидят в славе, радости и несказанном блаженстве со Христом праведников; когда увидят, что это были все такие же немощные и с той же плотью люди, как и они сами, что между ними и те, которых они на земле презирали, осмеивали, злословили, считали злодеями или лицемерами, попирали, как какой-нибудь сор; когда увидят всех их в Царствии Божием, себя же в крайнем окаянстве, бедствии и безчестии, отверженными от источника жизни и света навеки; тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмой, и сие познание еще более увеличит их мучение, и будет, – по слову Господню, – плачь и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон ( Лк. 13, 28 ). О вечность злополучная, коль горька память твоя страшная! Тяжко будет вечно терпеть вечное жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, угрызение червя неусыпающего и от всего этого страдать душой и телом! Познайте убо вечное страдание от временного и берегитесь, да не впадете в тое и вы; ныне сходите умом во ад, да не потом душой снидете (Творения святого Тихона Задонского ). Помышляй о суде и муках – и в твое сердце вселится страх и внимание к своей судьбе. Вонми слову Спасителя: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Теките, теките, возлюбленные мои о Господе! Теките, – Владыка Христос всерадостно объятия Свои отверзает. Теките, да постигнете Христа, и явит Он вам Самого Себя сладостью – Благодатью Духа Своего. Приидет и обитель Свою сотворит внутри вас, водворит Царствие Небесное в сердцах ваших. Тогда, очистив душу, освятив силы, стяжав не мятущийся и не увлекающийся страхованиями помыслов ум, почтите и возлюбите паче всего другого Творца и Владыку всех; к Нему обратите все свои желания, со страхом и трепетом осяжите Его, вкусите безсмертной трапезы Его, обоняйте воню духовную от риз Его, и познаете, что нет никого другого более прекрасного, приятного, сладостного, могучего, премудрого, кто бы мог животворить, делать безсмертными и нетленными, как Бог. Не смущайтесь, родные мои, что, начав подвиг, вы чувствуете себя как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей млеком и медом. Напротив, ободряйте себя к дальнейшим подвигам тем, что хотя вы и в пустыне, зато избавились от рабства фараону мысленному – врагу спасения нашего, перешли посуху бурное море страстей и стоите у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего. Взирайте на Него очима веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! – и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, – и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.: Мф. 16, 25 ), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это – состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым: вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Подражая Давиду, они говорят себе: Терпя, потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39, 2 ), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, чаю помощи от Него, призрит на мя и явит мне милость Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет душе свет Христов, и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничто бо есть лучше мира во Христе, – мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Этот мир, как некое безценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью, говоря: Мир оставляю вам, мир даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается ( Ин. 14, 27 ). Если чрез умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, со всевозможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого, – тонок, почти не заметен для нас, грешных, и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не возненавидеть, ни уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову премудрого, печаль многих уби, и нет в ней пользы ( Сир. 30, 25 ). Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушающие Его (см.: Мк. 8, 11 ). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмой (см.: Лк. 11, 35 ). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится ( Еф. 2, 8–9 ). Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Береги же, брат, раз возжженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо когда ты пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать, и грех опять возобладает тобой. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо их ты не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Теките, теките, возлюбленные мои о Господе! Теките, – Владыка Христос всерадостно объятия Свои отверзает. Теките, да постигнете Христа, и Он явит вам Самого Себя сладостью – Благодатью Духа Своего. Придет и обитель Свою сотворит внутри вас, водворит Царствие Небесное в сердцах ваших. Тогда, очистив душу, освятив силы, стяжав не мятущийся и не увлекающийся страхованиями помыслов ум, почтите и возлюбите паче всего другого Творца и Владыку всех. Господи, и нам необходимо возбуждение к подвигу, а для этого притекать ко Христу, постигать Его и принимать от Него сладость – Благодать Духа. Мы должны готовить себя к исполнению на нас словес Твоих, чтобы Ты сотворил обитель Свою внутри нас, водворил Царствие Твое в сердцах наших. Господи, прости нас: мы не заботимся об очищении души, не освящаем силы, не приобретаем ум, не мятущийся и не увлекающийся страхованием помыслов. К Нему обратите все свои желания, со страхом и трепетом осяжите Его, вкусите бессмертной трапезы Его, обоняйте воню духовную от риз Его, и познаете, что нет никого другого более прекрасного, приятного, сладостного, могучего, премудрого, кто бы мог животворить, делать бессмертными и нетленными, как Бог. Господи, прости нас, что мы не обращаем все желание к Тебе, не осязаем Тебя со страхом и трепетом, не вдыхаем благоухание духовное от риз Твоих. Господи, оживотвори нас и сделай бессмертными, ибо Ты – Бог наш. Не смущайтесь, родные мои, что, начав, подвиг, вы чувствуете себя как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей млеком и медом. Напротив, ободряйте себя к дальнейшим подвигам тем, что хотя вы и в пустыне, зато избавились от рабства фараону мысленному – врагу спасения нашего, перешли посуху бурное море страстей и стоите у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего. Господи, как же часто мы смущаемся тем, что начав подвиг, мы чувствуем себя находящимися как бы в безводной пустыне, вдали от обетованной земли, текущей молоком и медом! Господи, прости нас, ибо мы не ободряем себя к дальнейшим трудам тем, что хотя мы в пустыне, но зато избавились от рабства фараону мысленному, перешли посуху бурное море страстей и стоим у камня, источающего воду живую, у ног Самого Христа, Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, бурное море жизни окружает нас, желающих совершать молитвенный подвиг. Враг нашего спасения будет возбуждать против нас полчища страстей, вздымать волны невзгод, грозить разбить наш корабль искушениями. Господи, прости нас, что мы часто испытываем свое бессилие и беспомощность, когда встречаемся с невзгодами. Мы часто забываем обращаться к Тебе в таком состоянии апостольскими словами: «Наставниче, Наставниче, спаси нас, погибаем!» Господи, прости нас за эту забывчивость и ослабление надежды на Твою помощь. Затворись же, брат, в клети сердца твоего, смиряй себя, помня, что место на нем же ты стоишь, свято, ибо ты предстоишь Самому Богу. Непрестанно взывай в мыслях: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Или когда начнут одолевать какие-либо страсти или помыслы: Сыне Божий, помози мне; Христе мой, помилуй мя! Твой есмь аз, сохрани мя, Господи! Господи, через старца Гавриила Ты ставишь перед нами наисерьёзнейшую задачу: «затвориться в клети своего сердца, смирять себя и помнить, что место, на котором мы сейчас стоим, свято, ибо предстоим Самому Богу». Господи, прости, что мы не учимся среди обстояния страстей и худых помыслов, непрестанно взывать к Тебе в мыслях: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! И, я верую, последует тебе Его помощь, все страсти твои замрут и греховные помыслы отпадут, как зажившие болячки. Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнет пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдет Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рожденный, встретишь начало обновленной жизни в слезах и радости умиления. Господи, утверди в нас веру в Твою помощь и пробуди надежду, что страсти наши Твоею помощью замрут и греховные помыслы отпадут. При этом мы должны учитывать, что по мере омертвения в нас греха, создается тот благодатный «коридор», через который начнет пробиваться в душу благодатный огонь молитвы и мало-помалу овладеет нашим умом, приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Господи, прости нас, что мы не освоили еще последовательности зарождения и действия в нас молитвы. Боже, пошли Дух Твой по всем изгибам нашего существа, отними всякую греховную нечистоту и дай нам разумение встречать начало обновленной жизни в слезах радости и умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Сердце смиренномудренное есть сокровищница, отовсюду огражденная Благодатью Божиею, возграждение, идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкопывают, ни крадут ( Мф. 6, 20 ). Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви, а страх Божий – добродетельную душу. – Возделывай ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. – Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой. – Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая. Господи, наше сердце умудряется смирением. И когда это происходит, оно становится сокровищницей, местом, огражденным благодатью Божией, где «моль и ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». В этой сокровищнице действует страх Божий, ум воспитывается поучением в законе Господнем и всегдашней памятью о Боге. Господи, прости нас, что не умудряем своего сердца смирением, поучением в законе Твоем не искореняем худых помыслов, памятью о Тебе не делаем ум свой небом, не умеем радоваться смирению, от Тебя исходящему в наше сердце. 5. Призыв грешников ко спасению Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрыты гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы почерпая из него с верой, мы прохладили души наши, грехами и страхом Суда Божия сокрушенные? Каждый, наверное, задавался целью отыскать его, многие, как та евангельская больная, истратили все свое имение, ища его среди людей, но не нашли, ибо нет против этих язв лекарств у людей. Господи, к большому сожалению мы не видим, как наши души изъязвлены грехами, поистине в них не осталось целого места. И нет у нас страха и ужаса. Прости нас, Господи. И мы редко задаемся вопросом: где искать лекарства от этой душевной болезни? Прости нас, Господи, что ищем лекарства против этих язв у людей, а не у Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010