Иоанн Семёнов (за «тяжкие погрешности во время церковной службы»), в 1765 г.- иером. Арсений, в 1785 г.- дворовый человек В. Максимов и новокрещеный В. Кириллов, в 1786 г.- диак. Симеон Моисеев и артиллерийский канонир Толстой (за убийство жены), в 1787 г.- новокрещеный Я. Яковлев, в 1800 г.- свящ. Павел Сергеев, служивший в с. Грибоедове Саранского у., в 1804 г.- свящ. Иоанн Васильев, в 1827 г.- крестьяне Петров и Подковыркин (за «содействие к распространению раскола»), в 1829-1830 гг.- несколько «татар, склонных к отпадению для увещевания в правилах Христианской веры» и проч. В 1883 г. в К. м. проживали казначей иером. Диодор, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 послушников, в 1893 г.- казначей архим. Митрофан, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, неск. послушников, в 1900 г.- казначей, 4 иеромонаха, 4 иеродиакона, монах и 18 послушников. В 1919 г. в братии состояло 9 чел. Необщежительный устав обители способствовал тому, что состав братии часто менялся. Обычно переходы в др. мон-ри совершались вскоре после 26 июня (дня совершения крестного хода, а назначения в К. м., напротив, стремились произвести незадолго до 26 июня. Святыни и библиотека Главной святыней К. м. являлись частицы мощей 9 Кизических мучеников, переданные в июле 1693 г. патриархом Адрианом (мощи были привезены митр. Кизическим Анемподистом в дар царю Михаилу Феодоровичу ). Для мощей был устроен киот в серебряной ризе, с чеканным изображением Иисуса Христа и 9 мученических венцов. На одной дверце киота имелась надпись: «Сей ковчег с мощами святых девяти мучеников устроен сего ради да носится в домы благочестивых христиан», на другой - «идеже молебное пение и водоосвящение бывает в приятие благодати Божия к здравию немоществующих» ( Никанор (Каменский). 1891. С. 42). Киот вкладывался в чтимую икону 9 Кизических мучеников. Саму икону украшала сребропозлащенная риза со стихотворными описаниями страданий. Обычно икона находилась в приделе Кизических мучеников монастырской Введенской ц., летом помещалась в т. н. будничный ковчег и участвовала в ежегодных крестных ходах из Седмиезерной пуст.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Б. Проломной (ныне ул. Баумана; 1897, архит. М. Д. Михайлов) - самую высокую из звонниц в виде ступенчатого сооружения, где центральный высотный объем дополнен 2 небольшими шатровыми главками, отмечающими церковь на 2-м этаже здания. Как правило, в это время тип храма: 5-главая церковь, одноэтажная трапезная, ярусная колокольня, также увенчанная главкой. Стены обильно украшались преимущественно уступчатыми филенками, создававшими сложный пластический эффект. Новые церкви обозначали разросшиеся границы города, как, напр., ц. Смоленско-Седмиезерная в Козьей слободе на дороге к Седмиезерной пуст. (1900, архит. Ф. Н. Малиновский, не сохр., см.: Фролов. 2005. С. 70-71), построенная на средства Кизического мон-ря, или ц. Казанских чудотворцев за пределами Суконной слободы (1909, не сохр., см.: Там же. С. 70). Национальный вариант исторического стиля использовали для перестройки обветшавших зданий, как, напр., при возведении Варваринской ц. на Арском поле у Сибирской заставы (1901-1908, архит. Ф. Н. Малиновский, см.: Там же. С. 33-34), в которой применено цветовое сочетание красного кирпича и белого (отштукатуренного) декора, а вместо восьмерика или традиц. главы на барабане - широкий низкий купол с двойными окнами и главкой наверху, или Макариевская (Рождества Пресв. Богородицы) ц. в Адмиралтейской слободе (1907-1917, архит. Ф. Н. Малиновский; Там же. С. 64), получившая не только богатейшую декорацию, но и пятиглавие, с массивной высоко расположенной центральной главой. Несколько упрощенный вариант национального стиля был использован при строительстве 2 каменных зданий старообрядческих церквей нач. XX в. в Суконной слободе Казани. Крупнейшим из храмов, возведенных на территории К. и Т. е. в нач. XX в., стал новый теплый собор во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1898-1906, архит. Э. Д. Малиновский) Иоанно-Предтеченского женского мон-ря в Свияжске. Его планировка, композиционное и декоративное оформление были сделаны в визант. стиле: центрический храм, перекрытый огромным световым куполом, с 4 полукружиями-экседрами по сторонам света, с небольшими галереями-портиками на фасадах.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Богородицы» XVI в. Шитье. XIX в. (НМРТ) В этот период в К. и Т. е. при поддержке патриарха Адриана возникает монастырь с редким посвящением, приобретающий важное значение в жизни епархии,- Кизический (во имя Девяти мучеников, пострадавших в Кизике, 1683-1687). История его основания и первых вкладов может служить примером роли личного благочестия на рубеже средневековья и Нового времени, а также связей с правосл. Востоком. Из Москвы были присланы иконы, частицы мощей святых: в 1693 г.- икона Кизических мучеников с частицами мощей ( Никанор (Каменский). 1891. С. 13) и образ Богоматери; в 1695 г.- антиминс, освященный патриархом Адрианом (судя по надписи, мон-рь имел статус патриаршего: Там же. С. 14. Примеч. 1). Эти дары, вероятно, почти сразу стали местночтимыми: икону-мощевик Кизических мучеников носили ежегодно в Казань вместе с иконой Божией Матери из Седмиезерной пуст. Образ Божией Матери, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, был исполнен, возможно, по специальному замыслу (был написан на холсте и положен на доску); он стал почитаться чудотворным и получил название Кизического (Там же. С. 13, 45; характерно, что письмо иконы в XIX в. воспринималось как «древнее» и «греческое»; размещение на иконе стихов, прославляющих заступничество Божией Матери за монастырь, в 4 клеймах указывает на рубеж XVII и XVIII вв.). Обе иконы были поставлены на клиросах монастырского собора в честь Введения Пресв. Богородицы во храм: перед правым клиросом - икона Божией Матери Кизической; перед левым - образ 9 Кизических мучеников (Там же. С. 12-13, 29). Помимо вкладов патриарха Адриана для Кизического мон-ря важны были дары патриаршего служителя иером. Стефана (Сахарова) - «дома святейшего патриарха Протосиггел тоя обители протоктитор монах Стефан иеродиакон Сахаров» (Там же. С. 14-15, 41, 103-104; Покровский. 1906. С. 215). В 1692 г. иером. Стефан вложил в Кизический мон-рь кн. «Спирида» («Кошница»), где были изложены Служба девяти Кизическим мученикам, Слово об их мучениях и история основания казанского Кизического мон-ря ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Б. Ковали на 12 лет с ежегодной платой по 15 р. серебром. В 1865 г. земли близ с. Каймары сдали в оброчное содержание крестьянину соседней дер. Алдербыш сроком на 9 лет, но уже с ежегодной платой по 26 р. 60 к. серебром, а в 1892 г.- на 9 лет крестьянину дер. Ибра Казанского у. за 30 р. 13 к. годовых. На оз. Светлое, у дер. Кузёмкиной Свияжского у., обитель владела мукомольней, к-рую сдавали на 12 лет в оброчное содержание коллежскому секретарю Е. А. Албанскому. Когда в 1846 г. мельницу разрушило вешними водами, мон-рь был вынужден согласиться в течение 3 лет не взыскивать с Албанского оброк с тем, чтобы он перестроил мельницу. За оставшиеся 9 лет Албанский вносил ежегодно в обитель по 60 р. серебром. В 1860 г. мукомольня была отдана на 6 лет в оброчное содержание казанскому мещанину С. П. Пенкину по 20 р. ежегодно, в 1890 г.- на 12 лет Е. Константинову за 17 р. в год. В 18 верстах от мон-ря, в затоне р. Волги близ дер. Б. Отары Казанского у., именуемом «Соляная Воложка», обитель владела заводью для рыбной ловли. В 1852 г. этот промысел был отдан в 6-летнее оброчное содержание казанскому мещанину А. П. Фролову, в 1891 г.- на 6 лет казанскому мещанину М. И. Церулеву. В 1891 г. мон-рю был отведен участок Кизической дачи площадью в 23 дес. С 1 июня 1891 г. обители был выделен надел пашенной земли (более 116 дес.) близ дер. Тавели (Ходяшево) Лаишевского у., доход от которого ежегодно составлял 445 р. Также К. м. принадлежали 2 участка леса в 147 дес.: близ Седмиезерной пуст. (88 дес.) и близ дер. Мендели (59 дес.). Большие доходы К. м. получал от крестного хода 26 июня, от заказных молебнов перед иконами Кизических мучеников и Виленской иконой Божией Матери, а также от погребений на монастырском кладбище. К. м. оказывал материальную помощь Казанским ДС и ДА, в 1818 г. пожертвовал книги в академическую б-ку, в 1833 и 1834 гг. давал деньги в пользу бедных учеников. В 1855 г. мон-рь израсходовал на «военные нужды» 150 р., в 1856 г. героям обороны Севастополя пожертвовал 50 р.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

И вознесли мы от земли моления наша и воззвали к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш! будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять. Господи! Хвала наша во устах наших будет пищей и питьем и никогда мы не насытимся ею. О дыхание наше, воскресение и жизнь вечная! Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем, и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость!» Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наша сладость Твоего хваления. Господи Боже наш, поклоняемый от Херувимов, Серафимов, Престолов, господств и от безчисленного воинства сил небесных певаемый и хвалимый! Ты отверз уста наша к хвалению – и мы славословим Тебя! Преклоняем выи, колена наши, понесшие благое иго Твое. Ты дал нам его, дал и силу снести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твое. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Дусе Святе! Слава Тебе во веки веков! Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смиренно, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. Поспешим куплю деять, ибо только здесь, в мире сем, – место торга и время умножать Богом данные таланты доброделанием; здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Не обманывайте себя, – говорит об этом апостол Павел, – ни воры, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые Царствия Божия не наследуют (см.: 1Кор. 6, 9–10 ), если не покаются и не оставят своего нечестия. И святой Иоанн Богослов учит: в Царствие Небесное не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи ( Апок. 21, 27 ). Сознавая это, и пророк Давид молился: Сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50, 12 ). Невозможно молиться, не очистив наперед сердца от греховных помыслов и пожеланий. Ибо сердце – источник всей жизни человека, и когда оно нечисто, и помышления от него исходят злые (см.: Мф. 15, 19 ), потому и Христос прямо заповедует: очисти прежде внутренность... чтобы чиста была и внешность (см.: Мф. 23, 26 ). Если помыслы и пожелания греховные оскверняли сердце и делали его нечистым, то имя Господа Иисуса, произносимое с благоговением, помыслы о Нем, о Его заповедях и Царствии послужат оружием, с силой изгоняющим из сердца все греховные пожелания и недопускающим греху овладеть волей человека. Зная такую силу молитвы против греха, святой Иоанн Златоуст умоляет христиан, говоря: молю вас, братие, не оставляйте никогда призывания Господа нашего Иисуса Христа, но при всяком занятии в страхе Божием непрестанно трисвятое имя Его произносите. И апостол Петр заповедал: Господа Бога святите в сердцах ваших ( 1Пет. 3, 15 ). Кто освящает свое сердце именем Господним, у того все чувства бывают святы и для врагов спасения неприступны. У такого сердце делается исходящем живота (см.: Притч. 4, 23 ), из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живой, то есть мысли духовные, полные жизни и мира (см.: Ин. 7, 38 ; Рим. 8, 6 ). Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение во всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или как они называют – языкоболия, – нет ничего зловреднее болтливого языка; ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как смех и многоглаголивые уста.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же Своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше и радости нашей никтоже возмет от нас. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его явленное, стоим пред Ним и обращаемся к Нему в молитве, пении, славословии, хвалении, но, Того, Чьи слова слышим, Кому молимся, поклоняемся и поем, – не зрим. Тогда же и Самого лицом к лицу узрим и будем без сытости зреть Его, яко же Он нас (см.: 1Ин. 3, 2 ), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже мати утешает дитя свое, тако утешу вы... узрите и возрадуется сердце ваше ( Ис. 66, 13. 14 ). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, легкие, светлые, одухотворенные, по слову апостола: сеется в тлении, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор. 15, 42–44 ). О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были смерти и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих – как Ты избавил надеющихся на Тебя и спасал их от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

В каком состоянии будет грешник тогда, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судии, когда увидит он пред очами огненную реку, в которой он будет гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать? В тот час цари и вельможи, богатые и судьи неправедные, у которых мзда заменяла правду, сильные и славные и всяк раб и свободный возжелают скрыться в пещерах, посреди горных камней и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? ( Апок. 6, 16–17 ). Что тогда будете делать вы, содержатели и посетители театров, портретных, маскарадов? Закроют ли ваши маски преступные порывы ваши, как закрывают их здесь от людей? Вы, посетители ресторанов, бильярдные игроки, спасут ли вас ваши трактиры и погребки от ярости и огня, готового пожрать грешников? Горе вам, которые зло называете добром и добро – злом, тьму почитаете светом и свет тьмой, жизнь смертью и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собой! Горе храбрым пить вино и приготовлять крепкие напитки, оправдывающим за подарки виновных и лишающим правых законного! Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой замышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божией, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах. Вы отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева, за то возгорится гнев Господа, прострет Он руку Свою и поразит вас так, что содрогнутся горы, и трупы ваши будут, как помет на улицах, и при всем том гнев Его еще не отвратится и рука Его будет простерта, и вот Он (опять) приидет легко и скоро (см.: Ис. 5, 20–26 ). Кто мы, чтобы противостоять Ему тогда? Земля мы и пепел! Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да слышится в ушах ваших и души ваши да уразумеют пророческое слово: Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать... людем в правоте ( Пс. 9, 8–9 ). Готов Судья на Суд, готов Престол Его, готовы Ангелы Его вострубить и собрать всех на Суд, готово Царствие Небесное благословенным, готова геенна нераскаянным грешникам, но ожидает нашего покаяния (Творения святого Тихона Задонского ). Не замедлит Господь исполнить обещанное, как некоторые думают, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет. 3, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010