Здесь, на земле, доступно это блаженство Богопознания, здесь, в сердцах людей, еще облеченных бренной плотью, водворяется Царствие Божие. Только бы не мечтали люди, что они сами приобрели это великое сокровище. Не вы Мене избрасте, – прямо против этого говорит Христос, – но Аз избрах вас и положих вас, да выйдете и плод принесёте, и плод ваш пребудет, да, аще просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 15, 16 ). И смиряющий себя, вседушно верующий Слову Божию и исполняющий его, по молитве своей приемлет в сердце свое Самого Господа; поистине всюду видишь и слышишь Его. Даже и тогда, когда поносят его и злословят на него, он слышит вразумляющий голос Божий, видит указующий на греховные раны перст Его и с благодарностью приемлет от руки врачующего этот жгучий, но цельбоносный пластырь. Он знает, что нет ни от кого такой пользы, как от врагов, и легкой, даже желанной становится для него заповедь: любите враги вашя, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы ( Мф. 5, 44 ). Он считает их своими благодетелями, способствующими ему приблизиться к Богу, войти в Царствие Его, и не только не ненавидеть и не сердиться, но любить их даже больше других и скорбеть об их ожесточении и гибели. Вспоминая своего Спасителя, молящегося на кресте за врагов, и он взывает к Богу: Авва, Отче, не вмени им греха сего! Поистине, когда возгорится в сердце человека пламенная любовь к Богу, он на все бывает готов, все с радостью терпит ради Возлюбленного своего. Как воск тает от огня, так сердце его тает под горящими лучами любви. Как угодно обидь его тогда, он и не заметит обиды, ибо он будет сознавать себя ничтожеством в сравнении с всегда стоящим пред его глазами Божественным Страдальцем, понесшим на кресте все наши немощи и скорби. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, – воззовет он, – и не подвижуся! ( Пс. 15, 8 ). Он ощущает и видит простирающуюся к нему силу благодати от креста Иисуса Христа распятого; событие прошедшее являет ему силу в настоящем подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Идущу тебе во обитель Верхотурскую издалеча ко многоцелебным мощем угодника Божия во исполнение обета, ему данного, узрел еси святаго в виде странника дивнаго. Милостыню же ему сотворив, услышал еси от него: « Монах будеши, схимник будеши, зде будеши». Мы же, дивящеся Божию о тебе благоволению, зовем ти: Радуйся, всего себя водительству Божию предавый; Радуйся, узкий и прискорбный путь монашескаго жития Его волею избравый; Радуйся, древних подвижников усердный соревнителю; Радуйся, добродетелей христианских рачителю; Радуйся, молитвами праведнаго Симеона исцеленный; Радуйся, в монашестве его предстательством предвосхищенный; Радуйся, любве ради Господа отечество оставивый; Радуйся, к воздержанному житию себе от юности наставивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Кондак 4 Бурею сомнений смутився и родительскаго гнева убоявся, яко класы хлебныя градом уязвленныя увеща отца оставити, у Самаго Бога испросити изобилия нивы дерзнул еси. Услышав же громоподобный глас с Небеси и зря велия дары Божия, воспе Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слыша велие житие Богомудрых отцев и старцев Оптиной пустыни и благочестию их подражати желая, благословения родительскаго испросил еси, отче преподобие. Они же, смирению твоему дивящеся, благословиша тя на тесный путь иноческаго жития. Мы же, восхваляюще твое благое изволение, поем ти: Радуйся, любовь велию к Богу показавый; Радуйся, в силе Его преспевавый; Радуйся, любовию божественною распаленный; Радуйся, образом жития отцев пустынных плененный; Радуйся, преподобным Амвросием благословенный; Радуйся, старцем Мелхиседеком от уныния и скорбей огражденный; Радуйся, пустыннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче; Радуйся, за враги своя и за вся теплейший молитвенниче; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Кондак 5 Боготечная великая светила, сияющия в пустыни Оптиной, облисташа тя, отрасль благую, ты же, духовным учителем подражая незлобием и кротостью, возсиял еси новою звездою и вкупе с ними взывал еси Богу: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Но уже весной на Казанскую кафедру вступил архиепископ Никанор (Каменский) . Специалист по нравственному богословию, он занял в отношении старца жесткую позицию. У владыки были на то веские причины. Седмиезерная пустынь считалась самым богатым и многочисленным монастырем епархии, и ее настоятель, которым по традиции числился правящий архиерей, получал оттуда значительные доходы. На столь важном административном посту, каковым являлась должность наместника пустыни (как бы на месте представлявшего интересы высокопреосвященного настоятеля), должен был находиться «свой» человек, облеченный особым доверием руководства. Таковым старец Гавриил заведомо не являлся. А у владыки имелась вполне удобная кандидатура в лице архимандрита Андроника (Богословского), из вдовых священников, администратора, по-видимому, опытного и деятельного. (Еще в бытность свою одним из казанских викариев епископ Никанор приблизил его к себе, а по вступлении на кафедру сразу же назначил в Архиерейский дом.) Все, что случилось в дальнейшем, – это уже дело техники. Начальственное лицо подчас имеет только лишь одно намерение, а его канцелярия уже запускает ведомственные механизмы для воплощения этих еще не оформившихся желаний высокопоставленных лиц. Интрига, несмотря на ее нелепость (с точки зрения непредвзятого восприятия), была рассчитана искусно, по всем законам аппаратной борьбы. Не успел новый архиерей вступить в должность, как 11 мая 1908 года поступил донос на старца. Его сочинитель – представитель благонамеренной части общества – купец Иванов впоследствии оказался личностью несуществующей, всего лишь анонимом, однако свою задачу выполнил успешно. Он докладывал (за бытовыми обвинениями, не забывая и вопросы государственной важности) 186 : «Имею честь сим до сведения донести, что, имея обыкновение как христианин помолиться чудотворному образу Седмиезерной Пустыни и там поговеть святым великим постом, приезжаю ныне в монастырскую гостиницу. И что же оказалось? Почти вся занята квартирантами, двумя земскими врачами с семейством, акушеркой и фершелицей. Посему был принужден ночевать в деревне в крестьянской избе и поспешить уехать обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие, указывая прообраз для нашего исцеления в медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. Как угрызаемые змеями сыны Израилевы, взирая с верой на того медного змия, исцелевали от смертных язв; так и нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего – диавола, должно взирать на вознесенного грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1, 29 ). Той же язвен бысть за грехи наша… Его язвою мы изцелехом ( Ис. 53, 5 ). Так и Он Сам учил, говоря: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3, 14–15 ). Господи мы редко вспоминаем о медном змии, вознесенном на древо Моисеем в пустыне. И не ассоциируем этот образ с вознесенным на крест Сыном Божиим. Мы с умиленным и сокрушенным сердцем не просим у Тебя исцеления от язв греховных. Прости нас, Господи. Итак, всякому согрешающему должно взирать на Христа Распятого, к Нему, седящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верой просить греховным ранам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий! Господи, и нам должно взирать на Христа Распятого, к Нему возводить сердечные очи и с верой просить исцеления нашим греховным ранам. Господи, прости нас, мы недостаточно ценим ту целебную силу, которую Ты посылаешь для исцеления наших греховных ран. Прости нас и за упущенное для исцелений время, в которое мы об этом животворящем Источнике не вспоминали и к силе его не прибегали. Слышу многих, говорящих: «И хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собой усилия, чтобы с верой воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его». Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать ее, и бывает тому человеку последняя горше первых. Господи, прости нас за потерю Твоего мира, и, по этой же причине, благодатной молитвы; прости, что впадаем в греховные страсти, которые терзают нашу душу, принося нам горесть утраты. Береги же, брат, раз возженный в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо когда пресытишься и упьешься, священный мир перестанет в тебе действовать, и грех опять возобладает тобой. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо ты их не найдешь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного), надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя. Господи, мы тщательно не бережем воженный в нас огонь благодати, не остерегаемся пресыщения, позволяем себе дерзость. Господи, прости нас, ибо, делая это, мы возбраняем действовать в нас священному миру. Господи, мы любим земное, пристращаемся к вещам и людям, хотим найти правду и спокойствие здесь, на земле, услаждаемся греховными блудными помыслами, через что теряем надолго мир душевный. Прости нас, Господи, что допускаем в себе проявление греховного зловония. Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, непрестанно молитеся ( 1Фес. 5, 17 ) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердце ваше и помышления ваша во Христе Иисусе, и Бог любви и мира будет с вами (см.: Флп. 4, 7 ; 2Кор. 13, 11 ). Аминь. Господи, заповедь о непрестанной молитве не часто посещает наш ум, мы не удаляемся от худых и скверных дел, слов, помышлений и теряем мир Твой. Прости нас за это и помоги нам исправляться, держи нас, Боже, в единстве жизни с Тобою. 9. Возбуждение к подвигу

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Познав такое великое благо умной молитвы, уподобимся, братия, евангельскому купцу и взыщем сего доброго бисера – сердечного призывания имени Иисусова. Изучим искусство делания и хранения мысленного рая, и, подобно поселённым Богом в раю прародителям, начнем возделывать Царствие Божие в сердцах наших. Господи, нам еще недоступно благо сердечного призывания имени Иисусова, мы не изучаем искусства делания и хранения этого мысленного рая и не возделываем в наших сердцах Царства Божия. Господи, прости нас, что мы не ищем этого евангельского бисера и оставляем землю сердца своего невозделанной для сеяния в ней молитвы. Начало этого умного делания есть внимание, собранность мыслей в Боге. Святой Иоанн Лествичник так говорит об этом: сидя на высоте, наблюдай, если только умеешь, и тогда увидишь, как, когда и куда, сколько и какие тати приходят, чтобы войти и украсть твои грозди… Душа, утомившись, встает и молится, потом опять садится и мужественно принимается за прежнее делание (Святой Иоанн Лествичник , Слово 29 о умной молитве). Господи, начинать умное делание необходимо со внимания. Его суть – в собранности мыслей в Боге. А для этого нам необходимо наблюдать за собой, чтобы увидеть тех воров, которые крадут из нас плоды молитвенного делания. Господи, прости нас, мы не следим за вниманием, совершая свое молитвенное делание. Чтобы яснее познать значение внимания для умной молитвы, возьмем другое сравнение. Сердце человека подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходит свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущается просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому, как если выгорит масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада; так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, – делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает и молитва делается пред Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, нам следует помнить, что к душе, объятой любовью к Тебе, Богу нашему, не может приблизиться ни один нечистый помысел. Господи, прости нас, что не предаемся в волю Твою и всеми силами души не стремимся к Тебе единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу. Господи, умилосердись и пошли нам такую сильную любовь. Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к вещам первой необходимости, например, к одежде, сосудам и тому подобное, ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «От того-то и бывает, – говорит авва Моисей, – что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например, за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливостью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже прикасаться к ним не дозволяют. От чего можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом ( 1Кор. 13, 2–7 ) любви. Господи, нам следует сокрушать страсти искренним осознанием своей немощи, смирением, нищетой духовной. И непременно ими охватывать всю душу, простирать на все расположения, желания, мысли. Господи, прости нас, что не умеем эти качества души держать в рабочем состоянии и простирать их на все состояния души, желания, мысли. И в дополнение к этому нам необходимо побеждать в себе пристрастие к разным вещам, ибо они дают повод к нетерпеливости и погибели. Господи, прости нас: мы таковым пристрастием не в состоянии бываем достигнуть совершенной, описанной апостолом, любви. Прекрасный для достижения бесстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь, – говорит он, – впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не беспокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя, давай; если по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется какой-нибудь из них – не печалься. Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, душа каждого из нас Тебе дороже неба и земли и всей вселенной. Ты ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. Господи, прости, что мы не испытываем восторга от Твоего человеколюбия и от достоинства нашей человеческой души. Господи, прости, что нашу благородную, бесценную душу мы желаем поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить опьяненную в грязь. Нам же, о христиане, да будет един Христос – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселье, блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенные, в день же онь явиться имущие во откровении славы сынов Божиих! Господи, Ты для нас всё – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселие, блаженство, ныне сокровенные в тайне нашего сердца. Господи, прости: мы не созерцаем в тайне своего сердца этих качеств, которые Ты сообщаешь нам Твоим присутствием в нас. Господи, прости нас, что не ждем Твоей помощи в деле раскрытия этих качеств во вне, в нашем поведении, и не готовимся к откровению и для нас славы сынов Божиих. Он – наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопченное, презирают и как Маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нем и Он в нас и довлеет нам. Господи, мы не ценим Тебя, наше Сокровище, которое мы носим в скудельных сосудах нашей плоти. Прости нас, что мы часто смотрим на Тебя как на закопченное золото и как на Маргарит, драгоценный камень, валяющийся в грязи. Господи, помоги нам почувствовать, что мы в Тебе, и Ты в нас, и что этого чувства нам для жизни достаточно. Верите ли вы этому? Если верите, то отвратитесь от призрачных сокровищ, которыми, как какими-нибудь миражами, мир прельщает любителей своих, обратитесь ко Христу и у Него взыщите истинного сокровища. Господи, мы не испытываем своей веры и потому не отвращаемся от призрачных сокровищ, которыми, как каким-нибудь миражом, мир прельщает нас, прости нас. Мы относимся к людям, более любящим мир, и не обращаемся к Тебе, Христу и Богу, чтобы у Тебя найти истинное сокровище, прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, трудом молитвы у нас еще не соединены ум и сердце, и мир Твой еще не вошел в нашего внутреннего человека; мир, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Господи, прости, что не только всего этого не имеем, но и хорошенько не ищем. Если через умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твое, храни, брат, со всевозможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов – это веяние Духа Святого, – тонок, почти незаметен для нас, грешных, и немедленно отступает от души, которая предается греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не возненавидеть, ни уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову премудрого, печаль многих уби, и нет в ней пользы ( Сир. 30, 25 ). Господи, у нас нет хотя бы посильного желания через умную молитву искать мир Христов. Нет у нас и старания хранить этот дар Божий, когда Ты даруешь его нам. Господи, прости, что мы не замечаем, как он отступает от нас по нашим грехам: мы не избегаем гнева, ярости, осуждения других, все время желаем приобрести нечто из сущего, разрешаем себе ненавидеть и унижать других, не удаляем от себя уныние. Прости нас, Господи. Есть еще одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушающие Его (см.: Мк. 8, 11 ). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался бы тьмой (см: Лк. 11, 35 ). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: Благодатию естé спасéни чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится ( Еф. 2, 8–9 ). Господи, мы не заостряем внимания на том, какого качества свет, который в нас – не тьма ли он? – и впадаем в самообман. Прости нас, Господи, что часто мы праведность приписываем себе, тогда как она от Тебя, нашего Бога, от Твоей благодати, а не от наших дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Взирайте на Христа очами веры и непрестанно взывайте к Нему: даждь нам сию воду, да не вжаждем во веки! – и Он источит из ребра Своего Кровь и живую воду, – и они утвердят вас в вере, сделают вас готовыми умереть за Христа, за заповеди Его, умирать радостно, в убеждении, что такая смерть (страдания) за Христа приносит жизнь (см.: Мф. 16, 25 ), нищету обращает в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знатность. Тогда, ничего не имея, вы всем будете обладать. Это – состояние уже познавших Христа, стяжавших Его неисследимое богатство. Господи, прости нас, мы не взираем на Тебя очами веры и не взываем к Тебе: «Даждь нам сию воду, да не испытаем жажды во веки!» Господи, источи нам из ребра Своего Кровь и живую воду, чтобы утвердиться нам в вере, сделаться готовыми умереть за Тебя, за Твои заповеди, умереть радостно, в убеждении, что такая смерть принесет нам жизнь, даст возможность обладать Твоим неисчислимым богатством. О, как счастливы они, взирающие на все видимое, как на прах и дым; вера во Христа делает не только то, что они небрегут о приятностях жизни, но еще и то, что терпеливо и благодушно переносят всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, ожидая, пока благоволит Бог призреть на них. Господи, мы мало походим на тех, кто на все видимое взирает как на прах и дым. Господи, наша вера в Тебя еще не отгоняет от нас заботу о приятностях жизни, еще не помогает нам терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, печали, скорби и неприятности, покорно ожидая пока Ты благоволишь призреть на нас. Прости нас за это. Подражая Давиду, они говорят себе: Терпя, потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39,2 ), то есть терпя скорби, уповаю, что Господь поможет мне, что Он, видя, как я, не колеблясь, ожидаю помощи от Него, призрит на меня и явит мне милость Свою. Господи, прости, что терпя скорби, мы слабо уповаем на Тебя и на Твою помощь, колеблемся в ожидании её, и не готовимся принять милость Твою, изливающуюся на нас. Родные мои о Господе! Вы знаете, как восхваляет Христос таких терпеливо стремящихся к Нему: блажени, – говорит, – жаждущие, яко тии насытятся. Верю этому неложному обетованию Божию и надеюсь, что и вы будете утешены Им, ибо и вы ищете и жаждете Царствия и правды Его. Только бы не возроптать вам как-нибудь в жажде вашей и терпеливо ждать помощи Божией; посетила бы тогда это терпение ваше Божия Благодать, и настал бы тогда конец ваших очистительных странствований по пустыне и начало наследования земли обетованной, ибо это конец всех чаяний и стремлений человека, верх его совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010