Прости нас за эту забывчивость. И вознесли мы от земли моления наша и воззвали к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш! будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять. Господи! Хвала наша во устах наших будет пищей и питьем и никогда мы не насытимся ею. Господи, прости нас за то, что не возносили мы от земли моления наши, не взывали к Тебе и Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас в дни нашей скорби, когда не было нам помощи от людей. Господи, прости, что не обучились мы Тобою Тебя прославлять и благословлять. Прости нас, Господи, что хвала наша в устах наших не стала еще пищей и питием, которыми мы никогда не сможем насытиться. О дыхание наше, воскресение и жизнь вечная! Будучи еще юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоем молились Тебе о ней и не оставили поисков ее до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом ее, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго ее, принимали и слагали ее в сердце своем, и, находя в ней много полезных наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: «Воздадим славу Давшему нам мудрость!» Мы решили следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наша сладость Твоего хваления. Господи, от юности своей мы вяло искали Твоей премудрости, не молились Тебе о ней в храме Твоем и позволяли себе слабинки, когда оставляли поиск её. Господи, прости нас, мы не научились радоваться сердцем, когда оно озарялось ее светом, не наклоняли постоянно головы своей под ее иго, не принимали и не слагали ее в сердце своем. Господи, прости нас, мы в помрачении своем не видели многих полезных наставлений для себя и для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

О прекрасная и вожделенная весна, которая произращает такие цветы на земле новой! Горя благодарностью за все к Богу, предстанут тогда пророки, апостолы, святители, преподобные, исповедники, мученики, праведники и праведницы, и все святые, течение свое добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с Ангелами сольются во едины уста, исповедуя и прославляя Господа, Царя славы. Господи, мы не горим благодарностью к Тебе за все, мало стараемся течение свое по жизни добре совершить, веру соблюдать и сливаться в единые уста вместе с Ангелами, исповедуя и прославляя Тебя, Господа и Царя славы. И воспоют: «Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и по множеству милости Твоея избавил нас от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восставших на нас; исхитил нас от зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были к смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. Искали мы глазами заступления от людей – и не было его. Господи, прости нас, ибо мы не всегда чтили Тебя Покровителем и Помощником нашим, в должной мере не замечали множества милости Твоей, которой Ты избавлял нас от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь и от восстающих на нас, от многих скорбей, случавшихся с нами и от руки, искавшей души нашей. И очень часто (ох, как часто) искали мы глазами заступления от людей – но его не было. Прости нас, что не там мы его искали. И вспомнили мы, Господи, о Тебе; о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости и делах Твоих от века сущих – как Ты избавлял надеющихся на Тебя и спасал их из руки врагов. Господи, во дни испытания веры нашей, когда мы больше ожидали помощи от людей, мы забывали вспоминать о Тебе, о Твоих страданиях, которые Ты за нас претерпел, о Твоей милости, которой Ты избавлял нас, надеющихся на Тебя и спасал нас от руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, мы, согрешившие на земле, в день, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха гнева Твоего, Судии нашего, когда мы увидим пред очами огненную реку, в которой мы будем гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать, возжелаем скрыться в пещерах, посреди горных камней и будем говорить горам и камням: «Падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» Господи, прости, что не держим в уме этой страшной картины Суда Твоего и в свете этого Суда не видим в себе преступных порывов, склонности добро называть злом, и зло – добром, тьму почитать светом и свет тьмою… Господи, прости, что мы мудры в своих глазах и разумны перед собой, прости за храбрость пить вино и приготовлять крепкие напитки, прости, что за подношения оправдываем виновных и лишаем правых законного. Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой замышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля Своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божией, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах. Прости, Господи, что не заповедям Твоим внимаем, а о суете единой заботимся, не Тебе, Богу нашему, а себе угождаем, не Тебя, Создателя и Благодетеля нашего, а себя и тварь любим и почитаем, не Твоей, Боже, а своей чести и славы ищем. Не помяни всего этого на Суде Твоем. Вы отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева, за то возгорится гнев Господа, прострет Он руку Свою и поразит вас так, что содрогнутся горы, и трупы ваши будут, как помет на улицах, и при всем том гнев Его еще не отвратится и рука Его будет простерта, и вот Он (опять) придет легко и скоро (см.: Ис. 5, 20–26 ). Кто мы, чтобы противостоять Ему тогда? Земля мы и пепел! Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да слышится в ушах ваших, и души ваши да уразумеют пророческое слово: Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать… людем в правоте ( Пс. 9, 8–9 ). Готов Судья на Суд, готов Престол Его, готовы Ангелы Его вострубить и собрать всех на Суд, готово Царствие Небесное благословенным, готова геенна нераскаянным грешникам, но ожидает нашего покаяния (Творения святого Тихона Задонского ). Не замедлит Господь исполнить обещанное, как некоторые думают, но долготерпит нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние придут ( 2Петр. 3, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Около 7–8 часов вечера доктора два раза осматривали батюшку, и нашли положение его уже близким к концу. Тотчас же академическая братия приступила к соборованию старца по полному чину. И в тот момент, когда отец Г. читал первую тайносовершительную молитву, батюшка сделал попытку перекреститься; но рука его, поднявшись до половины груди, бессильно опустилась. Между тем жар все усиливался; около 11 часов ночи пришлось дать батюшке кислород, с ним он вздохнул свободнее; но ненадолго. Господу угодно было взять к Себе светлый дух старца. В полной тишине, как спокойно спящий, под звуки последних слов «отходной», любимый батюшка мирно и благочестно почил о Господе, в 11 часов 10 минут ночи. Тотчас была отслужена краткая лития по новопреставленном, затем тело его помазали крестообразно елеем, облачили в погребальные одежды и приступили к совершению полной паннихиды, в глубокую ночь, на 25-е сентября [по гражданскому счету времени]. Служили ее преосвященный ректор академии епископ Анатолий и весь сонм иноческой братии: все были потрясены и взволнованы, и чувствовали себя придавленными громадностью для них этого события и таинством смерти. Тотчас по окончании первой паннихиды академической братией, во главе с преосвященным Анатолием, было начато непрерывное чтение Евангелия у гроба почившего. В этом чтении на другой же день приняла участие и братия Седмиезерной пустыни, так как весть о кончине батюшки быстро распространилась по Казани. Ежедневно стали совершать торжественным служением большие паннихиды и парастасы; а в свободное от них время служились еще многочисленные литии и паннихиды приходящими батюшками и почитателями, так что моление об упокоении почившего у его гроба сделалось почти непрерывным, являясь как бы продолжением непрестанной и только что умолкшей молитвы самого старца. Вообще можно сказать, что все пять дней до погребения были временем сплошной молитвы, которая, умиляя скорбные сердца осиротевших чад батюшки, вливала в них совершенно необычную при потере близких радостную надежду, что светлый дух батюшки останется присноживым и еще более близким для всех в его дерзновении к Богу. Особенно же чувствовалось это в ночь на 28 сентября, когда ко гробу батюшки старца, уже поставленному в академическом храме, был принесен из Седмиезерной пустыни чудотворный образ Божией Матери. Была глубокая полночь. При мерцании свечей у гроба и иконы был отслужен молебен Царице Небесной. И это неожиданное посещение Богоматери до глубины души поражало и умиляло всех. Казалось, Сама Она в этом образе пришла благословить Своего избранника и труженика в смертном его упокоении и как бы прияла дух его в горние обители, которые он выну-предзрел и куда с усилием стремился всю жизнь. Удивительно то, что даже и люди посторонние переживали это общее чувство – радости за батюшку и грусть за себя. «Ему там лучше, – он у Бога!..» [так говорили или думали все], – и хотелось всем, молясь о нем, получить его молитвы для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Батюшка не винил братию: он понимал, что до такого ожесточения мятеж доходит только по действию врага, и поэтому начал усиленно молиться Матери Божией, чтобы Она Сама вступилась в дела обители Своей. В скором времени бунтари в чем-то не поладили между собою, и начали сами уходить из Седмиезерной пустыни – кто куда, некоторых же недовольных архиепископ Арсений сам перевел, и таким образом поле деятельности на некоторое время было расчищено для батюшки. Техника на службе братии. Улучшения внешние и внутренние Главным источником для существования Седмиезерной пустыни служили и служат крестные ходы с чудотворным образом Божией Матери. Батюшка сам бывал в этих ходах и на своих плечах испытал всю тяжесть их физическую и нравственную. Как духовник, знал и о том вреде, какой причиняют эти ходы молодым послушникам, вынужденным целые месяцы проводить в теснейшем соприкосновении с миром, и притом с деньгами в руках. Искушений и соблазнов много, и не каждый мог стать выше их. Зная все это, батюшка пришел к мысли: завести постепенно новые источники содержания обители, и именно такие, от которых была бы и духовная польза для самой братии. Поэтому он обратил внимание на сельское хозяйство в широком смысле слова. Перестал отдавать землю за дешевую аренду, а начал обрабатывать ее своими средствами. На так называемой «череде» (в 7–8 верстах от пустыни) построил хутор, приобрел все усовершенствованные машины: плуги, бороны, сеялки, косилки, жатвенные машины и проч. Начал сеять разные травы для скота; завел добрых лошадей, обновил всю сбрую и выезды; построил обширный скотный двор, с улучшенной породой молочного скота, и на этом дворе – особый телятник (куда была проведена даже теплая вода). На скотном же дворе была устроена маслобойка с сепаратором (сливко-отделителем), вырабатывалось прекрасное масло и с большим успехом сбывалось в городе. Для утилизации разных кухонных отбросов батюшка завел породистых свиней, построил свинарник и довел это дело до большой доходности. Для надобностей кухни был устроен хороший огород – на месте, прежде представлявшем только гниющее болото, и овощной подвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Так, собственно, надо вообще писать жития, что доселе не делалось, но что мир в биографиях своих «светочей» всегда делает» 175 . Жизнеописание не доведено автором до окончательного завершения. Он предполагал «хорошо стилизовать и научно обработать» 176 текст, дополнив его новыми случаями из жизни учителя, намеревался также поместить в виде приложений ряд статей на темы, сопутствующие главным мыслям книги, в частности очерк о диете, монашеской полноте и тучности партийных чиновников, образными ассоциациями связав научные сведения о предмете с повседневными представлениями о них в советской действительности (см.: Добавки…). Вот перечень новых свидетельств об о.Гаврииле (в сравнении с уже известными из книги архим. Симеона), сообщенных в его жизнеописании еп. Варнавой: 1 . Случай в оптинской пекарне: озорные послушники насмешничают над Ганей Зыряновым. 2 . Проявление его необычайной физической силы: сцена прощания с игуменом Оптиной пустыни, когда Гавриил сорвал крюк с двери; отражение наскока со стороны оборванца (Москва, район Цветного бульвара). 3 . Письмо старца академику-монаху (по-видимому, Николаю Беляеву ). 4 . Описание собственных, о.Варнавы, встреч со старцем; видение старца – предсказание будущих испытаний своему ученику (о.Варнаве). 5 . Пример сверхъестественной памяти старца: в разговоре со случайным попутчиком цитирует наизусть страницу из Исаака Сирина . 6 . Случай с князем Д. – пример подхода старца к людям. 7 . Упоминание о чудесном видении старца камчатскому миссионеру. 8 . Отношение о.Гавриила к Распутину. 9 . Свидетельство о рукописях, оставшихся после смерти старца. 10 . Последние слова старца: «Спастися подобает многими скорбями». Рукопись книги представляет собой самодельную тетрадь (157 листов), сшитую из желтых контокоррентных бланков (размером 10,5 х 17 см), предназначавшихся «для машин Астра и Герц». Последнее изгнание (По архивным материалам) Старец Гавриил пробыл в должности наместника Седмиезерной пустыни неполных семь лет (1902–1908 гг.). За это время он попытался возродить в ней подлинно монашеский дух и придать ее хозяйственной деятельности больший размах и динамичность. При нем численность братии возросла вдвое (до 130 человек, не считая послушников) 177 , что говорило, как о привлекательности обители для ищущих спасения, так и о ее возросшем материальном благосостоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

О, какое приращение сокровища обретет он тогда в сердце своем! Еще ярче возгорится в нем любовь Божественная, еще теснее прильнет он к Господу своему и взойдет от прежней силы в новую, большую. Вот награда за поношение! Вот безконечное милосердие Божие к страдающему ради Него сердцу! Вот неописуемое и конца неимущее блаженство! Человек, приняв в себя, сам как бы горит, отражает и распространяет вокруг тот свет, о котором сказал Господь: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный ( Ин. 8, 12 ). Сердце сокрушенное и смиренное заменяют ему все правила, и, идя во свете Божием, он приближается прямо к Богу, в простертые к людям объятия Его. Умягчим же сердца свои и смирим – они сами научат нас тогда всему. Аминь. О смирении Возлюбленные о Господе N.N., радуйтесь о Дусе Святе и спасайтесь! Об этом, то есть о том, как нам спастись – и побеседуем в настоящий раз. Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется. Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение. Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания. Очистив самоотвержением душу от нечистот греха и заложив в ней прочный фундамент смирения, можно возводить и самое здание духовное – совершенство. Слагаясь из трудов доброделания и богоугождения, оно возводится и возглавляется конечной и высочайшей добродетелью – любовью. Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа. Она есть, по учению Священного Писания, первая и большая заповедь (см.: Мф. 22, 38 ), сущность закона (см.: Мф. 22, 40 ; Рим. 13, 10; 8, 38 ), совокупность, верх духовного совершенства (см.: Кол. 3, 14 ). Без любви, никогда не престающей, все прочие добродетели и духовные дары (даже дар чудотворения и подвиг мученичества) не имеют цены (см.: 1Кор. 13, 1–3 ), как средства без цели. Она есть высшее совершенство для человека, ибо ведет его к конечной цели его бытия – к единению с Богом. Бог есть любовь по преимуществу, так что пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает (см.: 1Ин. 4, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Делатели виноградника Христова! Смиряющий себя, когда поносят его и злословят на него, слышит вразумляющий голос Божий, видит указующий на греховные раны перст Его и с благодарностью приемлет от руки Врачующего этот жгучий, но цельбоносный пластырь. Он знает, что нет ни от кого такой пользы, как от врагов, и легкой, даже желанной становится для него заповедь: Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы ( Мф. 5, 44 ). Смиряющий себя человек считает их своими благодетелями, способствующими ему приблизиться к Богу, войти в Царствие Его, и не только не ненавидеть и не сердиться, но и любить их даже больше других и скорбеть об их ожесточении и гибели. Вспоминая своего Спасителя, молящегося на кресте за врагов, и он взывает к Богу: Авва, Отче, не вмени им греха сего! Господи, встречаясь с лицами, поносящими нас, мы не умеем с благодарностью принимать от их руки врачующий, хоть и жгучий, но цельбоносный пластырь. Прости нас за это неумение, Господи. Мы не научились еще видеть спасительную пользу от врагов, для нас еще не стала легкой и желанной заповедь Твоя о любви к врагам. Прости нас за отсутствие такой любви. Поэтому мы и не считаем их своими благодетелями, способствующими нам войти в Царство Небесное. Мы не стараемся через них приблизиться к Тебе, Богу нашему, не любим их больше других и не скорбим об их ожесточении и гибели. Господи, прости нас и дай нам способность взывать к Тебе: «Авва, Отче, не вмени им греха сего!» Делатели виноградника Христова! Поистине, когда возгорится в сердце человека пламенная любовь к Богу, он на все бывает готов, все с радостью терпит ради Возлюбленного своего. Как воск тает от огня, так сердце его тает под горящими лучами любви. Как угодно обидь его тогда, он и не заметит обиды, ибо он будет осознавать себя ничтожеством в сравнении с всегда стоящим пред его глазами Божественным Страдальцем, понесшим на кресте все наши немощи и скорби. Прездзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, – воззовет он, – и не подвижуся! ( Пс. 15, 8 ). Он ощущает и видит простирающуюся к нему силу благодати от Креста Иисуса Христа распятого; событие прошедшее являет ему силу в настоящем подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, мы призваны принять в себя богатство Твоей Любви, загореться от нее сердцем, отражать и распространять вокруг себя тот свет, о котором Ты сказал: «Аз есмь свет миру». Господи, прости, что мы не выполняем это призвание, что сердце наше еще не наполнено смирением и сокрушением, в каждом правиле этот свет не присутствует и не приближает нас прямо к Тебе, Богу нашему. Господи, прости нас, что не видим простертых к нам объятий Твоих и не богатеем Твоей Любовью . Делатели виноградника Христова! Умягчим же сердца свои и смирим их, и они тогда сами научат нас всему. Господи, прости нас, что не умягчаем своих сердец и не смиряем себя так, чтобы они учили нас всему. 2. О смирении Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется. Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Господи, старец Гавриил учит нас, что дело спасения – это совокупность подвигов, согласованное действие которых похоже на строительство здания, в котором есть основание, стены, возглавия. Господи, прости нас, что мы с этой точки зрения не смотрим на дело нашего спасения, и не заостряем своего внимания на составляющих его подвигах. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение. Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже и говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания. Основанием строящегося здания является самоотвержение, происходящее от смирения. Без него не может быть чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Без смирения мы не устоим в подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты. Господи, прости нас, не желающих дело спасения строить на прочном основании смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

И как ни странно, такая позиция отца ректора встретила далеко не однозначную оценку даже в среде духовенства и преподавателей семинарии. У архимандрита Феодора появились и преданные единомышленники, но и активные противники. Светский преподавательский состав становиться более церковным не собирался и больше поддерживал требования «революционно настроенной» молодежи. Во время смуты так называемой «первой русской революции» архимандрит Феодор был одним из самых активных представителей духовенства, занявших антиреволюционную позицию. Отец ректор семинарии не мог равнодушно смотреть на то, как определенные силы сбивают простой народ с его исконного православного пути. В октябре 1905 г., чтобы «во всеуслышание доказать, что русский народ вовсе не держится того образа мыслей, какой ему хотят навязать его самозванные представители», он создал и стал председателем «Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей», задачей которого было «содействовать мирному процветанию Отечества, основанному на единении православного и самодержавного Царя с православным русским народом» 4 . Союз вел активную антиреволюционную работу, выпускал разъяснительную литературу, листки и воззвания, в которых давалась церковная оценка происходящего, объяснялось, какие силы борются с монархическим и православным устройством России и к чему это в результате может привести. Через полгода Союз уже насчитывал более 10 000 членов, причем людей всех сословий, но в основном, конечно, крестьян. В его ряды вступали целыми приходами во главе со священниками. 5 И в этом своем начинании архимандрит Феодор снова сталкивается с непониманием в своей же церковной среде и вместо поддержки в борьбе с разрушителями народных устоев часто встречается с активным противодействием. Так большинство духовенства не только не помогали в разоблачении целей и средств революции, а даже всячески пытались отгородиться от деятельности «Союза Русских Людей». Была развернута активная борьба не против пропаганды и деятельности «революционеров», а против собраний Союза в здании духовного училища, причем причиной этого, явно издевательски, называлась угроза антисанитарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010