Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память сорока мучеников Севастийских Сегодняшнее воскресенье совпало с днем памяти сорока мучеников Севастийских. Святые мученики не были аскетами и молитвенниками, они были простыми воинами. И осталась память о том, что воевали они прекрасно, то есть воинами были хорошими, храбрыми. Храбрость – качество духовное, потому что ничего не боится только сумасшедший. Нормальному человеку чувство страха ведомо, и оно для него естественно. Храбрость – это не отсутствие боязни, а возможность страх преодолеть. А для этого нужна сила души. И конечно, к тому подвигу, который сорок мучеников совершили, они подготовились своей жизнью. Ничто не бывает случайным, всегда и греху что-то предшествует, и подвигу. Их подвигу предшествовало их военное искусство. Мученикам Севастийским придумали очень интересную казнь. Вообще в те времена люди были весьма изобретательны на всякие такие штуки. Им не стали рубить головы, не стали давать их на съедение диким зверям, а решили их заморозить, поставили на лед. А чтобы приятнее было стоять на льду, соорудили на берегу баню и жарко ее натопили, чтоб они все-таки дрогнули и отказались от своего, как их мучители думали, заблуждения – от веры во Христа. Святые мученики, будучи воинами, имели полную возможность защищаться, драться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа потерпеть. Только один не выдержал и побежал к этой бане. И как только он туда вошел, упал замертво: сосуды не выдержали резкого расширения, а может быть, и сердце – инфаркт случился. В это время один из стражников увидел спускающиеся с неба на головы этих мужественных людей тридцать девять венцов. Тогда он быстро разделся донага и бросился к ним в озеро. Так в одну секунду он был причтен к этому сонму сорока мучеников, хотя и не был крещеным, никогда не слышал, наверное, о Христе и вряд ли читал Евангелие, потому что тогда книгопечатания не было и Евангелия целиком не имели даже в христианских общинах. Были только отдельные книги, их переписывали от руки и читали в церковных собраниях. Но святая Церковь почитает этого человека вместе со всеми мучениками, и на иконе изображен сороковой венец, спускающийся на главу вот этого последнего, хотя он вместе с ними не страдал всю ночь, не терпел, а в нем этот переворот случился в одно мгновение. Но то, что с ним произошло, – это именно то самое главное, что должно произойти с каждым из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Феодора Стратилата Память 8 февраля Нечестивый царь Ликиний 1260 , приняв скипетр после нечестивого Максимиана и подражая ему во всем, тотчас же воздвиг великое гонение на тех, которые отличались благочестием; указ об этом нечестивом повелении он разослал по всем городам и странам. В это время было убито множество храбрых воинов Христовых: Ликиний умертвил сорок мучеников Севастийских , также славных воинов и князей палаты своей, и, наконец, убил триста мужей из Македонии. Когда же нечестивый Ликиний увидел, что почти все христиане, презирая его повеление, предают себя за святую веру на смерть, тогда он приказал отыскивать только знаменитейших и благороднейших из них, т. е. только тех, кто находился в его войске, или жил в городах, и только их повелел (не обращая при этом внимания на множество простого народа) принуждать к идолопоклонению; он надеялся страхом убедить всех находившихся под его властью оставаться верными идолопоклонству. В то время, как повсюду с великим тщанием стали искать знаменитейших из христиан, Ликиний, находившийся тогда в Никомидии, узнал, что в Гераклее 1261 , близ Черного моря, живет некий святой муж, по имени Феодор Стратилат, что он христианин и многих обращает ко Христу. Святой Феодор был родом из Евхаит 1262 , находившихся недалеко от города Гераклей; он был человеком храбрым и мужественным, по наружности – весьма красивым; кроме того он отличался своею мудростью и большим красноречием, так что его называли «вриоритором», т. е. – искуснейшим витиею 1263 . По царскому повелению, он был поставлен стратилатом, т. е. воеводою, и под его управление был отдан город Гераклея; этим он был награжден за свою храбрость, которая всем стала известна после того, как он убил змия в Евхаитах. Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нем большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чудо возвращения волком поросенка. Клеймо (26) рамы с Житием сщмч. Власия Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) († ок. 316), сщмч., еп. Севастийский (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.); пострадал при имп. Лицинии в г. Севастия Армянская в Каппадокии (ныне Сивас, Турция). В ряде источников мученическая кончина В. относится ко времени правления Диоклетиана, т. к. святитель назван современником казненного при этом императоре мч. Евстратия (пам. 13 дек.). В. посещал мч. Евстратия в темнице и, когда тот умер, предал его тело земле. Во время гонений святой скрывался в пещере на горе Аргеос, где подвизался в безмолвии, постничестве и молитве. К его пещере приходили дикие звери, к-рых В. исцелял от болезней возложением рук. По приказу правителя Севастии Агриколая он был схвачен. По дороге в город он обратил мн. язычников в христианство, по молитве В. был спасен отрок, у к-рого в горле застряла кость, В. заставил волка вернуть вдове похищенного поросенка. В Севастии епископ был заключен в темницу. Узнав об этом, благочестивая вдова заколола единственного поросенка и, приготовив из него кушанье, отнесла в темницу. Приняв подношение, В. обещал ей и всем, кто будет чтить его память, благополучие и достаток. На требование Агриколая поклониться языческим богам В. ответил отказом, и тогда правитель приказал жестоко избить святого, затем подвесить его на дереве и строгать железными орудиями. По дороге в тюрьму за епископом следовали 7 благочестивых женщин, собиравших кровь из ран святого и помазывавшихся ею. Их взяли под стражу и привели к Агриколаю. Правитель предложил им великие почести и богатства, если они одумаются и принесут жертвы богам. Женщины сделали вид, что согласились, и, взяв идолов, отправились к озеру для омовения. Однако они утопили идолов. Узнав об этом, Агриколай был в ярости и приказал раздеть женщин, подвесить и строгать железными гребнями, но вместо крови на землю капало молоко, а тела их стали белы как снег. Мучениц укрепляли ангелы, и, когда их бросили в печь, огонь тотчас погас, и женщины вышли из печи невредимыми. Видя их стойкость и непреклонность, Агриколай приказал отсечь мученицам головы. Перед смертью одна из женщин препоручила своих 2 сыновей В. После казни правитель приказал утопить епископа в озере. В. осенил озеро крестным знамением и пошел по воде как по суше. Затем он обратился к язычникам с призывом показать силу их богов и последовать за ним. Тогда 68 человек вошли в озеро и утонули. Разгневанный правитель приказал отсечь головы В. и 2 отрокам. Тела мучеников были погребены на месте казни за городом женщиной по имени Елисса. На их гробнице происходили исцеления.

http://pravenc.ru/text/155013.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Это был символический расстрел самой России» На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских Протоиерей Геннадий Беловолов   10:03 01.04.2024 565 Время на чтение 7 минут Уже прошло девять дней после чудовищного теракта в Крокус-Сити, но боль от пережитой всей страной трагедии не проходит. И все эти дни трагедия продолжается. Каждый день число погибших увеличивается. В первые дни фигурировала цифра 40 убиенных, и она невольно заставляла вспомнить, что трагедия произошла на день памяти Сорока Мучеников Севастийских. Вскоре цифра удвоилась, а уже через три дня перевалила за сто. Вчера еще называли цифру 140 погибших, а сегодня уже 144, и судя по всему и это еще не предел.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/et...

иером. Иаков (Цветков) Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го) 163 Кондак.глас 6-й Подоб.: Еже о нас исполнив смотрите... Оставив все воинство мира сего, вы, страстотерпцы Господни четыредесять, соединились на небесах со Владыкою: ибо прошед огнь и воду ( Пс. 65:12 ), блаженные, вы достойно восприяли славу с небес и венцев множество. Икосы: (Τ ν θρνω) 164 Принося моление мое, припадаю, недостойный, к Садящему на престоле неприступном, распростершему свет яко кожу ( Пс. 103:2 ), утвердившему землю, собравшему воды в сонмы их ( Быт. 1:9 ), всякое существо во от нетытия сотворившему, и всем подающему дыхание и жизнь; к приемлющему песнь архангелов, от ангелов покланяемому и от всех хвалимому, ко Христу Вседержителю, Зиждителю и Богу нашему, – прося от Слова благодати слова, да возмогу и я воспеть благочестно святых, которых явил Он победителями, даровав им славу с небес и венцев множество. (Οτοι) Сии подвигоносцы, как звезды небесный, премудро возвышаются пред всеми паче всякого слова похвалы: они поразили сатану, посрамили гордыню идолов, ниспровергли чтилище нечестия; они твердые проповедники благочестия, руководители к истине для колеблющихся; они всегда исцеляют болящих, слепым прозрение подают, очищение – прокажнным; исправляют несчастных и возбуждают ленивых; они – пристань плавающим, благие руководители путешествующим, сильные отмстители мучителям, как вместе восприявшие славу с небес и венцев множество. (πρ λου) Светлость святых сих сияет чрезмерно, паче светозарения солнечнаго; ибо блистание онаго закрывают облака, сияние же их никогда не прерывается (οδ νν διαδχεται). Солнце восходящее испускает от себя лучи, и, во время обращения своего, скоро влечет за собою всякое изобилие и распространяете светлое сияние; – и день наступивший возвещает (о дивных делах Создателя), но в след за сим (υθις) и ночь являет в себе премного чуднаго: – как могла она разсеять (διασχσαι) мрачно-греховную бурю деяний? 165 Предстали преславные мужи пред Господом,прславляющим верных рабов своих, и услышали от Него глас: «Прославляю вас, прославляющих Меня, пред земнородными; а посему Я дарую вам славу на небесах, как восприявшим от Меня знамение славы с небес, и венцев множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Русским людям издавна было присуще связывать церковный календарь с природным, и это никакие не «языческие приметы» — это стремление освятить свой трудовой год. Вот почему на Николу Вешнего сажали репу и картошку, а в день памяти мучеников Флора и Лавра прекращали выгонять в поле скот… А на Сорок мучеников радовались предстоящей весне. И ловили звонкую песенку в подтаявших уже полях, и пекли сладких постных жаворонков, потому что человеку нужна радость. Воины Двенадцатого Молниеносного римского легиона, однажды решившие стать воинами Христа, заповедали нам радость непреходящую и главную: «Мелетий, Аэтий и Евтихий — узники Христовы — во всяком граде и стране сущим святым епископам, пресвитерам, диаконам, исповедникам и прочим всем церковным мужам — радоваться о Христе!..» Так начинается «Завещание Севастийских мучеников» — три письма, написанных ими в темнице перед казнью. Исследователи читают этот документ аутентичным, то есть изначальным, подлинным, а не результатом позднейших редакций или пересказов «по памяти». В первом письме мученики просят о том, что не было, увы, исполнено — чтобы останки их после сожжения в печи (они были уверены, что их именно сожгут) были погребены в одном месте и чтобы их не разбирали на части и не разносили по всему христианскому миру: «Хоть все мы происходим из разных деревень, однако предпочитаем одно и то же место для упокоения; ибо так как мы поборолись общей бранью за венец, то условились иметь и общее упокоение в вышеуказанной деревне» (Сарим. — М.Б.) В этом первом письме есть пронзительное упоминание об «отроке Евноике» — видимо, о мальчике-подростке, «сыне полка». Взрослые надеются, что мальчик избежит казни, и в этом случае просят его «хранить заповеди Христовы»; если же Евноик « достигнет того же конца брани, да удостоится иметь одинаковое с нами пребывание».Отрок удостоился — его имя есть в списке мучеников Севастии. Во втором письме воины убеждают своих братьев твердо стоять в вере: «…быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью».

http://ruskline.ru/opp/2024/03/22/sorok_...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #83a2cbc08b Закрыть Господь подаст силы к перенесению любых искушений К дню Ангела Валерия Павловича Филимонова Валерий Филимонов   09:17 22.03.2021 1786 Время на чтение 4 минуты От редакции : 22 марта в праздник сорока мучеников Севастийских отмечал свой день Ангела безвременно почивший русский православный писатель, как он предпочитал себя называть, постоянный автор «Русской народной линии» Валерий Павлович Филимонов. К дню памяти писателя его вдова поэтесса Лариса Пахомьевна Кудряшова прислала нам заключительную главу из последней книги Валерия Павловича «Мы приближаемся ко времени антихриста» (СПб.: Сатисъ, Вектор, 2020). Вспомним, помянем, помолимся. Цели и задачи слуг грядущего антихриста хорошо известны и очевидны. Они хотят сократить «лишнее» население планеты, а оставшихся превратить в стадо послушных рабов. Собственно, подручные «сына погибели» уже и не скрывают своих планов… И что же? Смириться перед вселенским злом и молчать, глядя на творящееся беззаконие? Принять цифровую кличку раба «нового мирового порядка» антихриста, сдать лихоимцам сокровенные биометрические данные, получить электронный «документ» и ждать, когда на «законных» основаниях «для всеобщего блага и безопасности» начнут наносить апокалиптическое начертание на тело? Неужели всеблагая воля Божия предлагает христианам принять участие в построении царства антихриста? Никак. « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33), — назидает верных Сам Спаситель. Человек сотворен по образу Божию — свободным и ответственным. Образ Божий в человеке выражается в его душе, в его свободной творческой личности. Человеческое произволение всегда испытывается скорбями и искушениями, которые и попускает Бог как средство нравственного совершенствования христиан. Сам Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос « возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4: 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/22/go...

  разделы   рассылка  распечатать Священнослужители о " закате Запада " Источник:  Regions.ru Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН убежден, что западная модель развития общества сдает свои позиции и интеллектуальный спор ее элит с остальным миром уже проигран. " Да, у них пока больше оружия и больше денег, чем у остальных частей мира, но ответить ничего на вопрос о пределах роста, на вопрос об основаниях несправедливой силовой и экономической доминанты элит они не могут, интеллектуальный спор они проиграли " , – сказал он в эфире радиостанции " Эхо Москвы " . По убеждению отца Всеволода, диктату испорченного человеческого разума в современных доминирующих в мире экономических и политических структурах осталось " очень немного лет " . " И я надеюсь, что удастся, по крайней мере, аккуратно, тихо, спокойно сказать людям: вы не должны жить ради материального благосостояния, ради эгоистических побуждений, ради того, чтобы заниматься только собственным здоровьем, только собственной земной жизнью, а должны жить, в том числе на уровне организации общества, ради Божьей правды. И я надеюсь, что люди постепенно будут все больше это понимать " , – сказал священник. Разговоры о кризисе Запада идут очень давно – по меньшей мере с " Заката Европы " (1918-1922) О. Шпенглера. Однако пока что западный мир – не только самая богатая, сильная и влиятельная, но и самая привлекательная часть мира, что показывает непрекращающийся приток иммигрантов в страны Запада со всего света. " Видите ли вы какие-либо признаки того, что западная модель развития общества сдает свои позиции? Что могло бы прийти ей на смену? Как могла бы выглядеть " организация общества ради Божьей правды " ? " – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала " Наследник " : Запад остается самым комфортным и безопасным местом, по образцу которого стремится жить большинство жителей планеты – в смысле комфорта, материального благополучия, хотя и тут наблюдается в последние десятилетия замедление темпов роста экономики, как и снижения уровня нравственного состояния.

http://religare.ru/2_104304.html

Духовная жизнь очень занятого человека О том, как готовятся к исповеди и причастию в храме протоиерея Максима Первозванского 25 февраля, 2015 О том, как готовятся к исповеди и причастию в храме протоиерея Максима Первозванского Кому могут быть даны послабления в подготовке к причастию? Как готовиться к причастию детям? Разговор о приходской практике причастия продолжает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник». В нашем храме есть самые разные люди. Есть те, кто причащаются несколько раз в год. Кто-то приходит причащаться первый раз в жизни. Есть люди, которые подходят к Чаше раз в две – три недели, как это, собственно, было принято в очень многих московских приходах с благословения отца Кирилла (Павлова). Есть и не очень большое количество людей, которые стремятся причащаться чаще, – каждую неделю. У нас в храме служат три священника, и у всех – единодушное мнение, как относиться к этому вопросу. Подготовка к причастию для прихожан устанавливается в зависимости от частоты причащения и от того, насколько человек ведет аскетическую жизнь, соблюдает установленные церковные посты: однодневные и многодневные. Если человек не соблюдает продолжительных и однодневных постов и причащается редко, то ему рекомендуется минимум дня три поговеть перед причастием. Если человек причащается регулярно, раз в две-три недели, то ему к еженедельным постным дням добавляется еще один или, хотя бы, постный ужин накануне причастия. То же самое касается людей, которые причащаются действительно часто, на каждой службе. Если человек собирается подойти к Чаше в первый раз, я во время предварительной беседы рассказываю, что нужно поговеть, хотя бы один день. Если в ответ слышу уверенное «конечно!», предлагаю еще пару дней. Если начинает сомневаться – не требую большего. Конечно, рассказываю о том, что нужно обязательно исповедоваться: исповедь у нас остается обязательным элементом подготовки ко причащению, за исключением, когда человек причащается совсем часто.

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-prich...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010