Разделы портала «Азбука веры» Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) " decoding="" title="" > Оглавление 26 октября 2020 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, на 73м году жизни отошел ко Господу иеродиакон Илиодор (Гайриянц), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь . Иеродиакон Илиодор оставил о себе добрую память как у братии, так и у паломников и прихожан обители многочисленными делами милосердия, которые совершал, казалось, не зная усталости, круглые сутки. Отец Илиодор родился 23 июня 1947 года в Баку. Святое Крещение принял в августе 1947 года с именем Георгий в честь святого великомученика Георгия Победоносца . С 1966 по 1969 гг. проходил срочную службу в войсках противовоздушной обороны в г. Гвардейск Калининградской области. Получил высшее экономическое образование в московском Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. В монастыре Оптина пустынь нес послушания с 1989 года. Иноческий постриг с именем Феофил в честь одного из сорока Севастийских мучеников принял 28 августа 1990 года от архимандрита Евлогия (Смирнова † 22.07.2020). Монашеский постриг будущего иеродиакона Илиодора совершил 7 апреля 1994 года во Введенском соборе архимандрит Венедикт (Пеньков † 22.01.2018). Отец Илиодор был пострижен в честь мученика Илиодора (память 2 декабря). 4 декабря 1990 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был рукоположен сан иеродиакона. В 1992 году получил право ношения двойного ораря. «Первый человек, которого я встретил в Оптиной» – часто можно услышать об отце Илиодоре от тех, кто в эти дни с любовью молятся, чтобы Господь принял его душу в селениях праведных. Самой востребованной в наше время и, возможно, самой редкой, стала добродетель милосердия. Может быть, именно поэтому так запоминаются люди, стяжавшие ее при жизни. Несомненно, одним из них был иеродиакон Илиодор. Те, кто приезжал в Оптину , конечно же, хотели приобщиться оптинскому духу – духу старчества, молитвы, милосердия и сострадания – почувствовать благодатную помощь монастырских святынь, дать уставшей от бурь житейского моря человеческой душе то, в чем она больше всего нуждается.

http://azbyka.ru/way/privratnik-materi-b...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Максим Первозванский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Правильное христианское отношение в семьях не подразумевает деспотизма Протоиерей Максим Первозванский В Избранное ( 5  голосов:  3.6 из  5) Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины пытаются требовать от мужчин любви. Должно быть не так, считает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей. – Православный муж говорит жене: я тебе запрещаю работать, ты меня должна слушаться. Расти детей, вари борщ и поменьше высказывай свое мнение, особенно в Церкви. Это по-церковному? – Муж не имеет права ничего подобного своей жене сказать, если он настоящий православный мужественный мужчина. В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее. А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача – умереть на кресте, если у него жена будет непослушная. У Клайва Льюиса на эту тему есть прекрасный афоризм. Он говорит, что никто не может отнять у него право быть сораспятым со Христом собственной женой. И непослушная жена не может это право отнять, а лишь утверждает мое уподобление Христу в Его страданиях от непослушания людей. Поэтому правильное христианское отношение в семьях вовсе не подразумевает деспотизма со стороны мужа и попыток загнать жену на кухню.

http://azbyka.ru/semya/pravilnoe-hristia...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Максим Первозванский " decoding="" title="" Протоиерей Максим Первозванский о своем пути к вере и священству Протоиерей Максим Первозванский В Избранное Протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе Неофит в Советском Союзе Я родился в обычной советской семье, где о Боге говорить было не принято. Хотя прадед мой был священником . Но узнал я об этом только, когда сам им стал. Я рос, как и все мальчишки в то время. В институте с большим энтузиазмом изучал физику хотел достичь успехов на научном поприще. И к тому времени, когда Господь меня призвал, даже успел жениться. Мое активное воцерковление началось с 1989 года. И к началу 90х я был неофитом со всей горячностью и перегибами, какие только можно себе представить. Помню, как в Библиотеку иностранной литературы завезли книги издательства YMCA-Press, которое специализируется на издании христианской литературы на русском языке, и я безвылазно просидел в читальном зале около недели, переписывая и перечитывая все, что только можно, поскольку таких книг в свободном доступе не было. «Добротолюбие» , труды Иоанна Златоуста , Василия Великого … А еще я с жадностью проглатывал самый разнообразный самиздат, который ходил тогда по рукам перечитал о Боге всё, что смог тогда отыскать. И мне хотелось всего себя посвятить Церкви миссионерствовать , помогать ближним. В то время общество «Радонеж» занялось созданием православных школ. А у меня за плечами было два года работы в научно-исследовательском институте. И когда в моей жизни появился «Радонеж», я сразу же уволился и стал ответственным секретарем курсов усовершенствования православных педагогов. Я тогда ходил в храм Петра и Павла на Яузе к отцу Аркадию Станько. Но наше общение не выходило за пределы литургии , а я жаждал живой связи с людьми Церкви. Я, как Алеша Карамазов , не понимал: как можно, если Господь велит отдать Ему всего себя, «отдать два рубля, а вместо «иди за Мной» и ходить лишь к обедне»? Но куда податься и что делать, я не знал. И Господь все решил за меня. Я пришел ругаться со священником

http://azbyka.ru/way/protoierej-maksim-p...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 70. О сорока мучениках Севастийских. (Празднование 9/22 марта) Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, удостаиваются за это и особенных почестей. Свт. Иоанн Златоуст Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня Церковь Христова чтит память святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Они были воинами-христианами и жили в IV веке. Известно, что людей этих приговорили к лютой и жестокой смерти за отказ принести жертву языческим идолам. Зимой, в студеный мороз воинов раздели донага и вывели на лед озера. Безумные мучители желали сломить волю верных последователей Господа нашего Иисуса Христа. А на берегу в это время, как соблазн и искушение, топилась баня, где можно было бы тут же согреться. Но условием прекращения страданий являлось отречение от истинного Бога, отречение от Христа. Однако замерзающие до смерти люди, обожженные ледяным ветром, засыпаемые снегом, не поддались искушению. Лишь один из них не выдержал мучений, поколебался духом и выбежал на берег, дабы избежать смерти и спасти свою жизнь. Но тут же упал замертво. В то же самое мгновение совершилось невиданное чудо – лед в озере растаял, а над головами святых страдальцев появились блистающие венцы. Необычное явление это было видимо для посторонних глаз и, конечно, не могло не поразить свидетелей его. Один из стражников, охранявших мучеников, вдохновленный чудом, уверовал в Господа и, присоединившись к страдающим воинам, вместе с ними разделил муки и принял жестокую кончину. Так Господь восполнил число угодников Своих, дав взамен отпавшего нового святого. На следующий день римские воины, видя, что мученики пребывают в молитве и радовании, перебили им голени и сожгли. После казни местные христиане благоговейно собрали святые останки и погребли их. Совершилось это близ армянского города Севастии в 320 году.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2006 15 мин., 11.04.2006 1-я страница обложки – портрет актера и кинорежиссера Никиты Михалкова (фото Сергея Тетерина). Пролог: (на заставке – фото Евгения Глобенко) Федор Тютчев . « Над этой темною толпой …» (Стихотворение. 1857)//Фома. - – ноябрь 2006. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Анонсы : С.4. Вопрос номер один: (на заставке – Нижегородский Кремль. Бойница в крепостной стене. Фото Виталия Каплана) Есть ли у России враги и кто они? //Фома. - – ноябрь 2006. – С.5-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Епископ Серафим (Сигрист), США. Тьма внутри человека /Фото Евгения Глобенко. – С.7; Священник Дионисий Поздняев , настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге, Китай. Россия должна служить Церкви /Фото Ирины Чудновой. – С.7; Протоиерей Владимир Сорокин , настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Центрального округа, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербург. Главные враги России – зависть и лень. – С.7; Священник Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», Москва. Наш враг – отсутствие единства. – С.8; Священник Александр Пелин , ректор Саранского духовного училища. Неправильно понятая страсть . – С.8; Священник Игорь Выжанов , секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Москва. Наш враг – скептицизм в отношении самих себя /Фото Зои Печоркиной. – С.9; Протоиерей Антоний Ильин , настоятель Свято-Никольского Собора в Брюсселе, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вице-президент Европейского Русского Альянса. У России должны быть национальные интересы. – С.9. Грани: Грани (…интернета, …взаимодействия, …прессы, …археологии, …сотрудничества, …праздников)/Подготовил Алексей Соколов; Фото Д. А. Ерикова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.10-11. – (рубрика « Грани »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста. Инфографика 5 мин., 17.03.2024 Календарь Великого поста 2024 года: когда начинается и заканчивается Великий пост, какие подготовительные недели ему предшествуют, чему посвящены воскресные дни поста и каждый день Страстной недели — все это в инфографике «Фомы». Календарь Великого поста 2024 (недели Великого В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а «седмица» — неделя в современном понимании. Подготовительные недели Великого поста (воскресные дни) Смотреть Неделя о мытаре и фарисее — 25 февраля На литургии читается притча о мытаре и фарисее Следующая седмица (26 февраля — 2 марта) — сплошная: отменяется пост в среду и пятницу. Неделя о блудном сыне — 3 марта На литургии читается притча о блудном сыне Следующая седмица (4–9 марта) — пост в среду и пятницу 9 марта — Вселенская (мясопустная) родительская суббота — день особого поминовения усопших. Неделя мясопустная, о Страшном суде — 10 марта Мясопустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть мясную пищу. На литургии читается Евангелие о втором пришествие Христа Следующая седмица (11—16 марта) — Масленица (другое название — Сырная седмица): сплошная, но уже без мяса (можно яйца, рыбу и молочные продукты). Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье — 17 марта Сыропустная, т.к. это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть молочную пищу. Заговение на Великий пост. На литургии читается Евангелие о прощении и посте, вечером совершается Чин прощения. Свернуть Седмицы и недели (воскресные дни) Великого поста 1-ая седмица 18—23 марта 18—21 марта. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского. 23 марта: Первая суббота Великого поста — день памяти вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером совершается служба великомученику и раздача колива. В 2024 году на эту же дату переносится празднование памяти Сорока Севастийских мучеников.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Святитель Василий Великий Жизнь Св. Василий Великий , первый в числе трех Великих каппадокийцев (вместе со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским ), a также один из трех особо чтимых Православной Церковью «вселенских великих учителей и святителей» (вместе со свв. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ), родился около 330 г. в аристократической греческой семье в Кесарии Каппадокийской (Понтийская провинция Малой Азии, ныне в Турции). Его отец, также Василий, был известным ритором Неокесарии и Понта; бабушка по линии отца, св. Макрина, училась y св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (III в.), a мать Еммелия происходила из семьи христианского мученика. Трое сыновей Еммелии стали епископами Церкви – свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Петр Севастийский, a дочь Макрина вела аскетический образ жизни и тоже впоследствии прославлена в лике святых. В раннем детстве Василий находился под сильным религиозным влиянием Макрины-старшей, которая дала ему начатки христианского благочестия. В юности Василий изучал античную литературу под руководством отца, стремившегося дать ему блестящее светское образование, a также занимался в кесарийском училище. Св. Василий навсегда сохранил уважение к эллинской книжности и впоследствии не однажды высказывался с похвалой о Гомере и Гесиоде, историках, философах и риторах Древней Греции. Для продолжения образования Василий едет в Константинополь, где учится y знаменитого ритора и педагога Ливания. Затем он прибывает в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , и поступает в знаменитую Академию, основанную Платоном. Здесь вместе с ним учатся Григорий, с которым его связали узы преданной дружбы на всю последующую жизнь, и Юлиан, будущий император и отступник. В Афинах св. Василий изучает, помимо философии и риторики, еще и естественные науки. Св. Григорий вспоминает о Василии в эти годы: «Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до того, как выслушал философские положения, a что всего важнее – иереем для христиан еще до священства» («Надгробное слово Василию»). Друзья сочетали любовь к наукам с глубоким и искренним христианским благочестием: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая... вела к наставникам наук внешних» (Там же). Окончив курс Академии, Василий возвращается на родину и здесь принимает Крещение (обычай откладывать Крещение до совершеннолетия был широко распространен в его времена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, " принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим " , - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий , епископ Иконийский († 394; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: " Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому " . Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - " это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы " .

http://patriarchia.ru/db/text/909470.htm...

святитель Григорий Нисский Каноническое право Догматико-полемические труды Экзегетические труды Нравственно-аскетические труды Проповеди Письма Собрание сочинений Труды на иностранных языках Аудиокниги На пути к Богу Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце. Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины. По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью. Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий. Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емилию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей. Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель. Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого ) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Святых 40 мученик, в Севастийстем езере мучившихся ВЕЧЕР На Господи, воззвах: предваряет самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобны Триоди 3, и святых мучеников на 4. Стихиры самогласны. Глас 2. Иоанна монаха: Терпяще настоящая доблественне,/радующеся надеемыми,/друг ко другу глаголаху святии мученицы:/не бо риз совлачимся,/но ветхаго человека отлагаем./Люта зима, но сладок рай,/болезнен лед, но сладко восприятие,/не уклонимся убо, о воини!/мало претерпим,/да венцы победными увяземся/от Христа Бога и Спаса душ наших. Мещуще одеяния вся,/входяще без трепета во езеро,/друг ко другу глаголаху святии мученицы:/за рай, егоже погубихом,/риз тленных днесь не пощадим,/змия ради иногда тлетворнаго облечени бывше,/совлецемся ныне за всех воскресение,/пренебрежем лед растающийся и плоть возненавидим,/да венцы победными увяземся/от Христа Бога и Спаса душ наших. Видяще яко наслаждение муки,/текуще ко езеру студену, яко к теплоте,/глаголаху святии мученицы:/не устрашимся часа зимнаго,/да страшныя геенны огня убежим;/сожжена буди нога,/да ликовствует вечно,/рука же отъемлема,/да воздеется ко Господу./И не пощадим естества умирающаго,/изволим смерть, да венцы победными увяземся/от Христа Бога и Спаса душ наших. Слава, глас тойже, первую стихиру: Терпяще настоящая: И ныне, Богородичен: Прейде сень законная: Вход. Прокимен. И чтения дне, и святых, 3. Пророчества Исаиина чтение (глава 43): Тако глаголет Господь:/вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них./Кто возвестит сия в них?/Или, яже от начала, кто слышана сотворит вам?/Да приведут свидетели своя, и оправдятся,/и да услышат, и да рекут истину./Будите Ми свидетели,/и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог,/и отрок, егоже избрах./Да познаете и веруете Ми/и разумеете, яко Аз есмь,/прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет./Аз есмь Бог,/и несть, разве Мене, спасаяй./Аз возвестих и спасох,/уничижих и не бе в вас чуждий./Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог,/и еще от начала Аз есмь,/и несть от рук Моих избавляяй./Сотворю, и кто отвратит то?/Сице глаголет Господь Бог,/избавляяй вас Святый Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010