Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сорок жаворонков Севастийских 22.03.2024 11 Время на чтение 4 минуты Источник: Православное Поолжье Весны в России выдаются разные, ранние и поздние, дружные и вялые, но в двадцатых числах марта, как правило, еще холодно. Однако перелетные птицы ориентируются не на температуру воздуха, а на длину светового дня. День растет, и полевой жаворонок, скромная серая птаха, поднебесный колокольчик, невзирая на погоду, спешит домой. Русским людям издавна было присуще связывать церковный календарь с природным, и это никакие не «языческие приметы» — это стремление освятить свой трудовой год. Вот почему на Николу Вешнего сажали репу и картошку, а в день памяти мучеников Флора и Лавра прекращали выгонять в поле скот… А на Сорок мучеников радовались предстоящей весне. И ловили звонкую песенку в подтаявших уже полях, и пекли сладких постных жаворонков, потому что человеку нужна радость. Воины Двенадцатого Молниеносного римского легиона, однажды решившие стать воинами Христа, заповедали нам радость непреходящую и главную: «Мелетий, Аэтий и Евтихий — узники Христовы — во всяком граде и стране сущим святым епископам, пресвитерам, диаконам, исповедникам и прочим всем церковным мужам — радоваться о Христе!..» Так начинается «Завещание Севастийских мучеников» — три письма, написанных ими в темнице перед казнью. Исследователи читают этот документ аутентичным, то есть изначальным, подлинным, а не результатом позднейших редакций или пересказов «по памяти». В первом письме мученики просят о том, что не было, увы, исполнено — чтобы останки их после сожжения в печи (они были уверены, что их именно сожгут) были погребены в одном месте и чтобы их не разбирали на части и не разносили по всему христианскому миру: «Хоть все мы происходим из разных деревень, однако предпочитаем одно и то же место для упокоения; ибо так как мы поборолись общей бранью за венец, то условились иметь и общее упокоение в вышеуказанной деревне» (Сарим. — М.Б.) В этом первом письме есть пронзительное упоминание об «отроке Евноике» — видимо, о мальчике-подростке, «сыне полка». Взрослые надеются, что мальчик избежит казни, и в этом случае просят его «хранить заповеди Христовы»; если же Евноик « достигнет того же конца брани, да удостоится иметь одинаковое с нами пребывание».Отрок удостоился — его имя есть в списке мучеников Севастии.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/22/sorok_...

иером. Иаков (Цветков) Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го) 163 Кондак.глас 6-й Подоб.: Еже о нас исполнив смотрите... Оставив все воинство мира сего, вы, страстотерпцы Господни четыредесять, соединились на небесах со Владыкою: ибо прошед огнь и воду ( Пс. 65:12 ), блаженные, вы достойно восприяли славу с небес и венцев множество. Икосы: (Τ ν θρνω) 164 Принося моление мое, припадаю, недостойный, к Садящему на престоле неприступном, распростершему свет яко кожу ( Пс. 103:2 ), утвердившему землю, собравшему воды в сонмы их ( Быт. 1:9 ), всякое существо во от нетытия сотворившему, и всем подающему дыхание и жизнь; к приемлющему песнь архангелов, от ангелов покланяемому и от всех хвалимому, ко Христу Вседержителю, Зиждителю и Богу нашему, – прося от Слова благодати слова, да возмогу и я воспеть благочестно святых, которых явил Он победителями, даровав им славу с небес и венцев множество. (Οτοι) Сии подвигоносцы, как звезды небесный, премудро возвышаются пред всеми паче всякого слова похвалы: они поразили сатану, посрамили гордыню идолов, ниспровергли чтилище нечестия; они твердые проповедники благочестия, руководители к истине для колеблющихся; они всегда исцеляют болящих, слепым прозрение подают, очищение – прокажнным; исправляют несчастных и возбуждают ленивых; они – пристань плавающим, благие руководители путешествующим, сильные отмстители мучителям, как вместе восприявшие славу с небес и венцев множество. (πρ λου) Светлость святых сих сияет чрезмерно, паче светозарения солнечнаго; ибо блистание онаго закрывают облака, сияние же их никогда не прерывается (οδ νν διαδχεται). Солнце восходящее испускает от себя лучи, и, во время обращения своего, скоро влечет за собою всякое изобилие и распространяете светлое сияние; – и день наступивший возвещает (о дивных делах Создателя), но в след за сим (υθις) и ночь являет в себе премного чуднаго: – как могла она разсеять (διασχσαι) мрачно-греховную бурю деяний? 165 Предстали преславные мужи пред Господом,прславляющим верных рабов своих, и услышали от Него глас: «Прославляю вас, прославляющих Меня, пред земнородными; а посему Я дарую вам славу на небесах, как восприявшим от Меня знамение славы с небес, и венцев множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22.03.2017 #исповедь #рассказ #Сорок Севастийских мучеников #Художественная литература Подпишитесь на наш Телеграм      × (Посвящается отцу Борису Левшенко . С благодарностью) Это случилось много-много лет назад. Исповедовал отец Борис. Чтобы объяснить ему, что происходило со мной, мне пришлось коротко рассказать о своей прошлой жизни. Я понимал так, что, честно обличив себя перед Богом, заслужу прощение. Это приблизительно то, что я ранее сумел вычитать в правильных книжках и услышать в словах друзей. Ты приходишь с твердой решимостью прекратить греховную жизнь и обвиняешь себя. Что я и сделал. Поначалу добродушный и даже веселый, отец Борис вдруг изменился. Перестал доброжелательно улыбаться и смотреть в сторону, он вдруг взглянул мне в глаза и сказал: – Мне так вас жаль. – И еще раз, точно хотел найти другие слова и не мог. – Мне очень вас жаль. Я тоже взглянул ему в глаза. И увидел там настоящее сострадание. Что-то такое произошло, что этому пожилому мужчине стало меня жаль. И жаль так сильно, как можно жалеть только очень несчастного человека. Но я был совершенно благополучен! Прекрасная работа, постоянное, даже докучливое внимание женщин, большой талант, который я в себе ощущал, как магическую игрушку, волшебную палочку, позволяющую мне с доброй усмешкой взирать и на товарищей по творчеству, и на коллег, и на конкурентов…. “Мне вас очень жаль”. Почему он так говорит? Ведь я – христианин… Я видел – он сочувствует моему ужасному несчастью, которого у меня не было. Сочувствует моей решимости, моей воле, моей неотступной упёртости. И тут я вдруг заплакал. Исповедь закончилась, я почти бегом выбежал из храма, а слезы все лились и лились… И в голове звучало одно. “Мне так вас жаль”. А другое прошло мимо. Осталось в тени. Незамеченным и неосознанным. Так бывает. “Это путь, на котором много скорби. Но у меня есть надежда порадоваться за вас”. Долгое время этот эпизод не имел для меня особого смысла. Я больше никогда не видел отца Бориса. И только потом, много, много позже, когда скорби серыми тенями обступили всю мою жизнь, когда они мертвыми лапами сдавили мне горло и ледяным холодом заморозили душу, я, усмехнувшись, вспомнил отца Бориса.

http://blog.predanie.ru/article/odin-iz-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СМАРАГД (КРЫЖАНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Смарагд (Крыжановский) Смарагд (Крыжановский) ( 1796 - 1863 ), архиепископ Рязанский . В миру Крыжановский Александр Петрович, родился 9 марта 1796 года в с. Великой Березянке Таращенского уезда Киевской губернии в семье местного священника. Семья священника была большая, но обеспеченная. Воспитывая своих детей в труде, отец заботился и об образовании их. В 1805 году поступил в Киевскую духовную семинарию , а затем и в академию , где проучился до III курса ( 1815 г.), затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую академию , которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в С.-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников . В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона , а 20 сентября - во иеромонаха . 30 июня 1821 года был переведен инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию , где в 1823 году был утвержден действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архим. Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила ему звание профессора с утверждением его членом цензурного комитета. Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений. Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвел всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчет о своей ревизии. В 1823 году проводил ревизию Каменец-Подольской семинарии; в 1821 - 1825 годах состоял членом комитета по построению академических зданий

http://drevo-info.ru/articles/14870.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Господь подаст силы к перенесению любых искушений К дню Ангела Валерия Павловича Филимонова 22.03.2021 1783 Время на чтение 4 минуты От редакции : 22 марта в праздник сорока мучеников Севастийских отмечал свой день Ангела безвременно почивший русский православный писатель, как он предпочитал себя называть, постоянный автор «Русской народной линии» Валерий Павлович Филимонов. К дню памяти писателя его вдова поэтесса Лариса Пахомьевна Кудряшова прислала нам заключительную главу из последней книги Валерия Павловича «Мы приближаемся ко времени антихриста» (СПб.: Сатисъ, Вектор, 2020). Вспомним, помянем, помолимся. Цели и задачи слуг грядущего антихриста хорошо известны и очевидны. Они хотят сократить «лишнее» население планеты, а оставшихся превратить в стадо послушных рабов. Собственно, подручные «сына погибели» уже и не скрывают своих планов… И что же? Смириться перед вселенским злом и молчать, глядя на творящееся беззаконие? Принять цифровую кличку раба «нового мирового порядка» антихриста, сдать лихоимцам сокровенные биометрические данные, получить электронный «документ» и ждать, когда на «законных» основаниях «для всеобщего блага и безопасности» начнут наносить апокалиптическое начертание на тело? Неужели всеблагая воля Божия предлагает христианам принять участие в построении царства антихриста? Никак. « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33), — назидает верных Сам Спаситель. Человек сотворен по образу Божию — свободным и ответственным. Образ Божий в человеке выражается в его душе, в его свободной творческой личности. Человеческое произволение всегда испытывается скорбями и искушениями, которые и попускает Бог как средство нравственного совершенствования христиан. Сам Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос « возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4: 1). Скорби и искушения, попускаемые Промыслом Божиим от мира, плоти и диавола признаются святыми отцами величайшим даром Божиим человеку. Необходимо только помнить, что они попускаются не только через то, что бедственно и болезненно, но и через то, что для земных умов весьма выгодно и полезно. Причем последние искушения являются наиболее тяжкими и опа­сными, ибо в таких случаях зло действует под личиной добра.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/22/go...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пока жареный петух… Там, в Кремле, всё никак не избавятся от либеральных игр… 25.03.2024 131 Время на чтение 3 минуты 22 марта, в день сорока святых севастийских мучеников, погибших за Христа, а также в день сожжения Хатыни, исламистские террористы устроили бойню в Подмосковье — в красногорском концертном зале «Крокус Сити Холл» (владелец Араз Агаларов), вмещающем до 9 тыс. зрителей. В восемь часов вечера исламистские бандиты ворвались в зал перед началом концерта и начали из автоматического оружия расстреливать людей. Затем произвели несколько взрывов, после чего начался пожар. С места теракта им удалось сбежать, но в Брянской области вблизи границы с Украиной они были схвачены. Само название «Крокус Сити Холл» у нормальных русских людей должно было бы вызывать отвращение. Хотя подобных названий в наших городах на каждом шагу — десятки, если не сотни тысяч. Привыкли, притерпелись, хотя уже десять лет воюем с врагами, которые нам эти названия внедрили. На вечернее представление рок-группы «Пикник» было продано 6 тысяч билетов. Какие-то зрители приехали с детьми. История эта напомнила «Норд-Ост». Даже по количеству жертв вполне сопоставимо. Теперь погибло более 150 человек и около 130 ранено. Тогда, при «Норд-Осте», была война в Чечне. Теперь — война на Украине. Исламские террористы, устроившие бойню в «Крокус Сити», не зря ведь мчались в сторону украинской границы. Там их ждали и готовили им восторженную встречу. Не дождались. На следующий день, 23 марта, в Москве и других городах страны были отменены все массовые развлекательные мероприятия, концерты, спектакли, даже футбольные матчи… Как всегда — ПОСЛЕ того, как произойдет нечто сверхтрагическое. Хотя даже американцы в марте предупреждали нас о готовящихся терактах во время концертов… Страна третий год ведёт войну под названием СВО. Но память о «Норд-Осте» для многих во власти оказалась короткой. Каждый день идёт обстрел из американо-французско-чешских артиллерийских установок Белгорода и прилегающих к Украине наших областей. Каждый день гибнут наши мирные люди, не говоря уже воинах на фронтах. И каждый день по всей стране — эстрадные и рок-концерты в многотысячных зрительских залах… В надежде на то, что враг не воспользуется возможностью устроить нам кровавый погром. И только после того, как он этот погром устроил, — власти отменили все массовые тусовки, песни-пляски и даже соревнования. Как сказано в набившей оскомину поговорке: «Пока жареный петух не клюнет…». Клюнул. И началась массовая запретная суета. Недели на две. Потом всё начнётся заново — в надежде на то, что служба безопасности больше этого не допустит. На третьем году войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/25/po...

Кто кому помогает? То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний. Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства. Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных». Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные. Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста , всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!» Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

http://pravoslavie.ru/45387.html

Некоторые православные думают, что раз они ходят на службы и водят ребенка в воскресную школу, то остальное их не касается. После службы они спешат поскорей убежать, а если их просят помочь, разводят руками на ходу: мол, некогда; мы же свечки купили, записки написали, чего еще от нас нужно? Мы говорили об этом с моим другом батюшкой Олегом, настоятелем храма 40 Севастийских мучеников в Камышлове, отцом восьмерых детей, с которым когда-то вместе пришли к вере в нашем родном Покровском соборе, где я был звонарем и пел на клиросе, а он алтарничал. В те благословенные времена, когда храмы восстанавливали и открывали, жизнь на приходах была совсем не такой, как теперь, хотя с тех пор прошло всего каких-то 15–20 лет. Тогда на приходах жили в основном дружно, друг о друге заботились, помогали. Помню, как мы собирались вместе и копали картошку у наших одиноких бабушек, зимой снег чистили, дрова кололи. Женщины соления готовили, варенье варили, компоты разные. С благословения нашего настоятеля отца Валерия священникам отдельно никогда не готовили, все ели из одного котла за одним столом, что Бог посылал. И все были довольны, чувствовали себя одной семьей. Если праздник на носу, значит, мужикам ковры хлопать, продуктов привезти, двор прибрать, чтобы блестел, а женщины стирали, украшали, праздничное угощение готовили. А сейчас люди иногда друг с другом в храме даже не здороваются. Раньше в нашем храме бабушки часто по вечерам оставались, чтобы акафисты и каноны читать. До сих пор не забуду, с каким благоговением и любовью они перед иконами поклоны клали! Храм был для них главной на свете святыней, которую они выстрадали, вымолили, выплакали, вернули из безбожного небытия. А сейчас для многих современных прихожанок храм вроде клуба по интересам, где удобно обсуждать последние сплетни и телесериалы. Люди привыкли как в миру – каждый сам по себе, и в храме ведут себя так же. Пока священник с амвона не попросит помочь что-нибудь для храма сделать, никто пальцем пошевелить не захочет…

http://pravoslavie.ru/119172.html

«О любви немало песен сложено»… А также немало сложено стихов и романов, написано научных и популярных статей. А она все равно остается загадочной и таинственной гостьей… Почему приходит в наше сердце любовь? Почему вдруг умирает? Можно ли оправдать любовью грех? Нужно ли без любви вступать в брак с хорошим человеком? Эти и множество других вопросов задают себе люди с самыми разными судьбами… А мы беседуем о любви с протоиереем Максимом Первозванским, клириком храма во имя Сорока севастийских мучеников (Москва), главным редактором православного журнала для молодых людей «Наследник», духовником движения «Молодая Русь», отцом девятерых детей. — Отец Максим, мне вспоминаются слова одного поэта: «Любовь… Как жаждет обрести живущий каждый это чувство». Откуда в нас жажда любви? — Знаете, чем я старше становлюсь, тем прагматичнее делаюсь. Не утверждаю, что человек произошел от обезьяны, но вслед за святителем Василием Великим считаю, что человек — это обезьяна, которая получила повеление стать богом. Поэтому первоначальная влюбленность вполне выводится из животной составляющей человеческого естества, из естественной и инстинктивной тяги к противоположному полу. — Но почему мы так стремимся любить и не менее (а то и более) быть любимыми? И не только конкретным представителем противоположного пола, но и просто ближними, окружающими нас людьми. — Человек в принципе требует признания, принятия. Это такой вот базовый эгоизм. Но когда мы говорим о христианской любви, то тут речь идет уже о любви-жертве, любви-отдаче. И здесь может быть все уже не так просто. — Любовь дается Богом или человек может ее как-то обрести своими усилиями: воспитать, заслужить, внушить? — С одной стороны, все, что у нас есть, дается Богом. Неслучайно во время Литургии мы произносим слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Бессмысленно разделять, что дано нам Богом и что мы якобы заработали сами. Ведь и сама способность зарабатывать дана нам Богом. В старых молитвословах после вечерних молитв было такое напутствие — вспомнить все хорошее, что было сделано нами за день, и поблагодарить за это Бога, а все то плохое, что сделано, приписать себе и попросить за него прощение. Поэтому никаких сомнений в том, что любовь дается Богом, нет.

http://pravoslavie.ru/95168.html

Сортировать по Исключить новости Духовная жизнь очень занятого человека О том, как готовятся к исповеди и причастию в храме протоиерея Максима Первозванского 25 февраля, 2015 О том, как готовятся к исповеди и причастию в храме протоиерея Максима Первозванского Кому могут быть даны послабления в подготовке к причастию? Как готовиться к причастию детям? Разговор о приходской практике причастия продолжает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник». В нашем храме есть самые разные люди. Есть те, кто причащаются несколько раз в год. Кто-то приходит причащаться первый раз в жизни. Есть люди, которые подходят к Чаше раз в две – три недели, как это, собственно, было принято в очень многих московских приходах с благословения отца Кирилла (Павлова). Есть и не очень большое количество людей, которые стремятся причащаться чаще, – каждую неделю. У нас в храме служат три священника, и у всех – единодушное мнение, как относиться к этому вопросу. Подготовка к причастию для прихожан устанавливается в зависимости от частоты причащения и от того, насколько человек ведет аскетическую жизнь, соблюдает установленные церковные посты: однодневные и многодневные. Если человек не соблюдает продолжительных и однодневных постов и причащается редко, то ему рекомендуется минимум дня три поговеть перед причастием. Если человек причащается регулярно, раз в две-три недели, то ему к еженедельным постным дням добавляется еще один или, хотя бы, постный ужин накануне причастия. То же самое касается людей, которые причащаются действительно часто, на каждой службе. Если человек собирается подойти к Чаше в первый раз, я во время предварительной беседы рассказываю, что нужно поговеть, хотя бы один день. Если в ответ слышу уверенное «конечно!», предлагаю еще пару дней. Если начинает сомневаться – не требую большего. Конечно, рассказываю о том, что нужно обязательно исповедоваться: исповедь у нас остается обязательным элементом подготовки ко причащению, за исключением, когда человек причащается совсем часто.

http://pravmir.ru/kak-gotovitsya-k-prich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010