А.А. Кострюков Глава 7. Новый курс митрополита Сергия (Страгородского) и реакция на него Российской Церкви §1. Деятельность митрополита Сергия первые месяцы после освобождения Митрополит Сергий (Страгородский) находился в тюрьме до начала апреля 1927 г. Условиями его освобождения должны были стать заявление в поддержку советской власти, осуждение контрреволюционных выступлений как внутри страны, так и за границей, наложение прещений на эмигрантское духовенство, изгнание с кафедр неугодных властям иерархов. Впредь заместитель должен был согласовывать назначения кандидатов с ОГПУ. Еще одним обязательным условием было поминовение властей за богослужением. Митрополит Сергий согласился на эти условия ради легализации Московской Патриархии и других органов церковной власти. Иерарх также просил освободить заключенных архиереев, открыть духовные школы, разрешить издавать журнал, созвать Поместный Собор. В мае по согласованию с властью митрополит Сергий выбрал из епископата ряд архиереев, согласных поддерживать его политику: митрополита Серафима (Александрова) , архиепископов Севастиана (Вести), Сильвестра (Братановского), Филиппа (Гумилевского), Алексия (Симанского), епископа Константина (Дьякова). Из этих иерархов был составлен Временный Патриарший Синод. Позднее в состав нового органа вошли архиепископы Анатолий (Грисюк) , Павел (Борисовский), а также номинально митрополит Арсений (Стадницкий) , не имевший возможности покидать Среднюю Азию, где он находился в ссылке. Последний из перечисленных иерархов был включен в состав Синода для придания ему большей авторитетности, ведь в 1917 г. митрополит был одним из претендентов на патриаршество, к тому же он был упомянут в завещании священномученика Петра как один из заместителей. Однако митрополит Арсений к работе Временного Синода допущен не был. Большинство просьб митрополита Сергия советская администрация проигнорировала, причем полноценную регистрацию в органах власти Московская Патриархия также не получила. 20 мая 1927 г. митрополит Сергий получил лишь разрешение на работу Временного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Посылаю тебя на страдания» Издательство «Царское Дело» выпустило книгу «Молитвой окрыленный», разоблачающую клевету о митрополите Мануиле (Лемешевском) 27.04.2018 1462 Время на чтение 20 минут В этом году, 12 августа, исполняется 50 лет со дня блаженной кончины митрополита Мануила (Лемешевского), чье имя навсегда войдет в историю Русской Церкви как неустрашимого архипастыря-молитвенника, отстоявшего чистоту православия в Петроградской- Ленинг радской епархии, практически полностью перешедшей в 20-е годы в руки обновленцев. К этой дате издательство «Царское Дело» подготовило жизнеописание приснопамятного митрополита, основанное на его дневниках, письмах и иных архивных документах. Книга называется «Молитвой окрыленный». В те черные революционные годы, когда узурпировавшие власть богоборцы обезглавили самую крупнейшую, знаковую епархию, расстреляв митрополита Вениамина и выслав из Петрограда всех викарных епископов, никто из архипастырей не соглашался возглавить столь опасную для их судьбы кафедру. Тогда православные вспомнили о «фанатичном», бесстрашном иеромонахе Мануиле, которого они хорошо знали по работе в Спасском православном братстве и Литейном отделении Александро-Невского братства трезвости. Протоиерей Александр Дернов направился в Москву ходатайствовать о возведении его в сан епископа. Патриарх не возражал, однако повелел о. Александру посоветоваться с местным духовенством. Общее собрание одобрило выбор, однако настояло, чтобы было выдвинуто не одна, а несколько кандидатур: о. Серафим (Протопопов, будущий архиепископ), о. Варлаам (Сацердотский, будущий архимандрит) и о. Мануил (Лемешевский, будущий митрополит). Выбор Святейшего пал на о. Мануила. Его хиротония была совершена 23 сентября 1923 года в церкви св. Димитрия Солунского на окраине Москвы, в Благушах. Богослужение совершали Патриарх Тихон (слабый от только что перенесенного нефрита), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Костромской Севастиан (Вести), недавно принесший покаяние за уклонение в обновленчество, и епископ Иерофей (Афонин), впоследствии примкнувший к иосифлянскому расколу. После литургии Патриарх, опираясь на посох, напутствовал новопоставленного владыку кратким, но сильным словом: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию...»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876, г. Кинешма Костромской губ., ныне Ивановской обл.- 13.08.1945, с. Бирилюссы Красноярского края),свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., 7 июня - в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Из семьи священника. В 1885-1890 гг. учился в Кинешемском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду с правом поступления в ДС без экзамена, в 1890-1896 гг. учился в Костромской ДС, по окончании к-рой был направлен на казенный счет в КДА. Завершив в 1900 г. обучение в академии со степенью канд. богословия за дис. «Славяно-русский скитский Патерик», до 1910 г. преподавал в Воронежской ДС; в это время написал дис. «О скитском Патерике», за к-рую получил степень магистра богословия. В 1910-1911 гг. учился в Лондоне. По возвращении преподавал иностранные языки и всеобщую историю в Миргородской муж. гимназии, с 1914 г.- лат. язык в Петровской гимназии в Москве, в эти годы окончил педагогический ин-т. Осенью 1917 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую ц., в к-рой служил его отец. Вскоре В. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее окрестностях правосл. кружков, основной целью к-рых было изучение Свящ. Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиеп. Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем в честь Василия Великого. Свт. Василий, еп. Кинешемский. Икона. 2000 г. Свт. Василий, еп. Кинешемский. Икона. 2000 г. 19 сент. 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии, в к-рой участвовали архиеп. Серафим (Мещеряков), еп. Юрьевский Иерофей (Померанцев) и еп. Нерехтский, вик. Костромской епархии, Севастиан (Вести) . Став епископом, В. вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под голову полено.

http://pravenc.ru/text/150493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Захаров Владимир Иванович; 20.03.1897, Москва - 14.12.1966, Ростов-на-Дону), архиеп. Ростовский и Новочеркасский. Из купеческой семьи. В 1916 г. окончил Московское коммерческое уч-ще. В 1916-1918 гг. учился на филологическом фак-те Московского ун-та, одновременно в Ин-те экспериментальной психологии проф. И. Челпанова (ныне Психологический ин-т им. Л. Г. Щукиной), был вольнослушателем МДА. В 1918 г. в связи со смертью отца оставил учебу и поступил на службу в Красную Армию. Работал делопроизводителем, завхозом, помощником зав. клубом на Московских командных курсах тяжелой артиллерии (нояб. 1918 - авг. 1919), на Екатеринославских командных инженерных курсах (1920-1922), в учебном отделе Главного управления военно-учебных заведений (1923). С 1923 г. был пономарем и иподиаконом в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . Позднее поступил послушником в московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь , 22 авг. 1925 г. был пострижен в монашество с именем Иероним, в память почитаемых им блж. Иеронима Стридонского и Иеронима (итал. Джироламо) Савонаролы . Гомельским еп. Тихоном (Шараповым) был рукоположен 7 сент. 1925 г. во диакона, 21 сент.- во иерея. В сер. 20-х гг. познакомился с М. Е. Губониным , дружбу с к-рым поддерживал всю жизнь. После уклонения настоятеля Сретенского монастыря Можайского епископа Бориса (Рукина) в григорианский раскол И. уехал в Костромскую епархию, на родину матери. 10 янв. 1926 г. Костромским еп. Севастианом (Вести) был назначен духовником Свято-Троицкого жен. мон-ря в с. Н. Теляково (Сумароково) Галичского у. Костромской губ. В янв. 1928 г. вернулся в Москву, назначен помощником благочинного московских монастырей архим. сщмч. Петра (Руднева ; впосл. архиепископ). В том же году переведен настоятелем ц. арх. Михаила в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В 1929 г. возведен в сан игумена, 19 сент. 1930 г. вик. Московской епархии Подольский еп. Иннокентий (Летяев ; впосл. архиепископ) возвел И. в сан архимандрита. В 1931 г. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», приговорен к 5 годам ИТЛ. В 1931-1935 гг. отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала в качестве рабочего административно-хозяйственной части. В 1935 г. освобожден досрочно. В 1935-1944 гг. работал в различных учреждениях г. Костромы истопником, кассиром, бухгалтером.

http://pravenc.ru/text/293700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (16.12.1364 - ок. 5.03.1417, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 20 марта 1390). М. В. К.- младший сын имп. Алексея III Великого Комнина и Феодоры Кантакузины; стал наследником престола в 1377 г., после смерти его старшего брата Василия. В период правления М. В. К. Трапезунд был вынужден лавировать между державами Османов и Тамерлана, попадая от них в зависимость. М. В. К. был свидетелем борьбы огромных сил мусульм. мира, повлиять на ход к-рой он был не в состоянии. В кон. XIV в. давление на Трапезунд оказывал османский султан Баязид I, к-рый в 1398-1400 гг. провел кампанию в Вост. Анатолии, расширяя свои владения. Он захватил Амис (Самсун), Севастию (Сивас) и ряд др. крепостей, вплотную приблизившись к границам Трапезунда. В 1396/97 г. войско туркменского правителя Сулейман-бека ибн Хаджи Амира захватило Керасунт, прежде принадлежавший Трапезунду. М. В. К. поддерживал тесный союз с палеологовской Византийской империей, а также с эмиром Эрзинджана Мутаххартаном, стремясь тем самым нейтрализовать османскую угрозу. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Важнейшим партнером Трапезунда на Западе являлась Венеция, чьи купцы пользовались значительными привилегиями в трапезундской торговле. В 1391 г. М. подтвердил договор с Венецией, заключенный еще в 1319 г. В 1396 г. М. В. К. подписал «Золотую буллу», к-рая позволяла венецианцам вести торговлю в Трапезунде без пошлин, иметь свою церковь, банк и юридическую контору. В 1416 г., когда в Трапезунде сломались городские часы, М. В. К. отправил механизм в Венецию для ремонта. В это же время отношения с генуэзцами были враждебны. В 1416 г. они даже готовились к войне с Трапезундом, хотя о дальнейшем развитии этого конфликта сведений нет. Вероятно, уже в 90-х гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста Память 13 декабря В царствование императоров Диоклетиана и Максимиана язычество господствовало во всей Римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам, в особенности, – когда по всем городам и селениям рассылались императорские указы начальникам областей и судьям, повелевавшие приносить в определенные дни и праздники обильные дары и жертвы богам. Этими указами тем, кто усердно служит богам, обещалась царская благодарность, почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, – после всевозможных мучений, – и смертная казнь. Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия 8363 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклетиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, не сумевших привести народ к повиновению. На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив – Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю – общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадным правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе 8364 , как только находил где-либо христиан, – мужчин или женщин, – после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно так же делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии 8365 , к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель – причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Костромская Костромская и Галичская. Основана 16.07.1744 (выделена из Московской епархии). Викарные кафедры: Кинешемская, Макарьево-Унженская, Ветлужская, Нерехтская. 31.03.1745 18.08.1745 10.11.1745 25.04.1750 16.04.1753 01.08.1757 21.05.1758 16.06.1769 06.09.1769 31.03.1778 Симон II Лагов (Лаговский) 15.04.1778 15.01.1800 Павел Зернов 04.03.1800 09.12.1811 17.03.1812 04.06.1817 Сергий Крылов-Платонов 19.08.1817 06.04.1830 26.05.1830 26.09.1836 Павел II Подлипский 26.09.1836 14.11.1842 Владимир Алявдин (Алаудин?) 14.11.1842 11.08.1845 Виталий Шепетов (Щепотев) 11.08.1845 25.02.1850 Иустин Михайлов 25.02.1850 19.08.1853 Леонид Зарецкий 19.08.1853 15.02.1857 Филофей Успенский 15.02.1857 12.05.1877 11.02.1878 07.06.1883 06.08.1883 16.12.1888 24.12.1888. 14.12.1891 Августин Гуляницкий 14.12.1891 30.05.1905 16.06.1905 11.07.1914 18.05.1910 18.07.1910 11.07.1914 10(23)08.1918 10(23)08.1918 30.04(13.05)1919 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 07.1923 09.1923 Севастиан Вести 09(22)09.1923 03(16)02.1924 25.11(08.12)1929 31.12.1929(13.01.1930) 30.04(13.05)1932 Сщмч. Димитрий Добросердов 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 28.05(10.06)1932 20.11(03.12)1936 08.1937 13(26)08.1937 03(16)11.1953 17(30)11.1953 29.10(11.11)1954 Иоанн Разумов 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 04(17)09.1956 02(15)06.1959 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.04(05.05)1961 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 Донат Щеголев 28.07(10.08)1961 08(21)04.1964 Никодим II Руснак 07(20)05.1964 17(30)11.1988 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 13(26)09.1989 14(27)09.1989 Костромская, обн. Основана 03(16)06.1922. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Чухломская, Кинешемская, Нерехтская. 03(16)06.1922 Севастиан Вести 01.1924 04(17)02.1925 Софроний Иванцов 16(29)06.1924 02(15)10.1925 Николай Орлов II 19.08(01.09)1929 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 04(17)03.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1931 24.08(06.09)1934 02.1935 06.1935 Владимир Ковин (Кован?) 09.1935 27.08(09.09)1937 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 08(21)11.1943

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Себастиан (Вести Григорий), архиепископ Костромской Родился в 1870 году в бедной крестьянской семье Кишиневской епархии. Первоначальное образование получил в сельской школе и в уездном училище. В самый день окончания училища явился к нему некий священник г.Бендер, по имени о.Севастиан, не связанный с ним никакими узами родства, и взял его к себе в дом и предложил ему готовиться в духовную семинарию. В этом он увидел особую милость к нему Всевышнего. В 1894 году он успешно окончил Кишиневскую духовную семинарию и принял рукоположение во священника. В 1897 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Единецкого духовного училища. В 1903 году – инспектор Холмской духовной семинарии. С 1906 года – ректор Подольской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1909 года – ректор Донской духовной семинарии. 8 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Кинишемского, вик. Костромской епархии. В 1919 году переименован во епископа Нерехтского, вик. той же епархии. С 1920 года – архиепископ Костромской. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В июле 1923 года, после освобождения Свят. Патриарха Тихона, покаялся и оставлен на той же кафедре. Но в конце сентября того же года вновь уклонился в обновленческий раскол. В начале 1924 года снова покаялся пред Патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским. В 1925 году на приглашение Епархиального Управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра Крутицкого, а без них “может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприеме клириков, приходящих из обновленческого раскола”. “Кроме того, – добавил еп. Севастиан, – ...я полагаю, что переговоры о церковном мире могут начаться только в том случае, если и в центре, и на местах установится нормальное духовное управление патриарших церквей и религиозных общин“.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александрович Виноградов (3.08.1897, г. Кострома - 12.11.1941, близ г. Чердынь Пермской обл.), сщмч. (пам. 30 окт., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. В возрасте 8-10 лет часто ездил с матерью к св. прав. Иоанну Кронштадтскому (Сергиеву). Когда Л. исполнилось 12 лет, он лишился родителей и был отправлен на воспитание к бабушке. Отказавшись идти согласно ее воле в обучение к купцу, Л. вскоре ушел в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь . Жил на попечении монахов до совершеннолетия, затем служил в мон-ре пономарем. В 1918 г. Л. женился и был назначен псаломщиком в с. Пушкино Костромского у. и губ. В 1920 г. рукоположен Костромским еп. Севастианом (Вести) во диакона и назначен в с. Вознесение Буйского у. Костромской губ. 27 марта 1924 г. в Костроме Л. был рукоположен патриархом Московским и всея России свт. Тихоном во иерея. Был направлен еп. Севастианом служить священником в с. Никола-Эз Кинешемского у. Иваново-Вознесенской губ. (ныне дер. Совки Кинешемского р-на Ивановской обл.). В том же году Л. был арестован, но через год отпущен по ходатайству прихожан. После освобождения в 1925 г. назначен священником в с. Панино Буйского у. Костромской губ., где вскоре был арестован повторно. После освобождения из-под ареста он был переведен священником в с. Плоскинино Красносельского р-на Ивановской Промышленной обл. Затем служил священником в с. Сокольское Костромского окр. Ивановской Промышленной обл. В нач. янв. 1935 г. арестован в с. Сокольское вместе со старостой церкви А. А. Косулиной и с членом церковного совета Х. А. Сафоновой за протест против разрушения храма и разорения кладбища. 7 янв. 1935 г. Л. был приговорен к 7 годам ИТЛ, но после пересмотра дела был освобожден в нояб. того же года. Назначен священником в с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской Промышленной обл. 17 сент. 1938 г. вновь арестован, приговорен к 4 годам ИТЛ и отправлен в с. Николо-Елнать Юрьевецкого р-на Ивановской обл. В кон. окт. 1941 г. переведен в ИТЛ близ г. Чердынь Пермской обл. Умер в заключении.

http://pravenc.ru/text/2463411.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010