Боязнь потерять Христа побуждает христианина не бежать куда-то в сторону от законного священноначалия, а наоборот, крепче за него держаться и от него неустанно искать разъяснений по всем недоумениям, смущающим совесть. Вот почему каноны нашей Св. Церкви оправдывают разрыв со своим законным епископом или Патриархом только в одном случае: когда он уже осуждён Собором или когда начнёт проповедовать заведомую ересь, тоже уже осужденную Собором. Во всех же остальных случаях скорее спасётся тот, кто останется в союзе с законной церковной властью, ожидая разрешения своих недоумений на Соборе, чем тот, кто восхитив себе Соборный суд, объявит эту власть безблагодатной и порвёт общение с ней (правило 15-е Двукратного Собора и многие другие). Поэтому апостольски умоляем вас: не будем больше «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). Не пойдём за теми, кто по всякому мнимому поводу торопится раздирать хитон Христов, а, наоборот, будем «стараться сохранить единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), помня о едином Теле Христовом, о Святой Его Церкви, Которой одной на земле дано совершать наше спасение ( Еф.4:12 ), через Богом учреждённое и Апостолами начатое священноначалие ( Еф.4:11 ), Господь же все устрояющий но благое да дарует Своей Церкви мир и ими же весть судьбами, да соберёт расточенное паки воедино. Благодать Его, милость и мир да пребудут со всеми вами. Аминь. Зам. Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Патриарший Экзарх Михаил [Ермаков], митрополит Киевский, Галицкий и всея Украины. Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Самарский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в) в случае невозможности по каким-либо причинам исполнить в указанный срок предписанного в пункте “б», представить в трёхдневный срок объяснение и вполне определенное заявление об осуждении ими епископов Димитрия и Сергия с их соумышленниками и о полном своём отмежевании от образованного «самочинного сборища» и о своём послушании законной церковной власти в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода; г) при неисполнении предписанного в пунктах «а» и «б» и непредставлении в срок указанного в пункте «в» заявления Преосвященными Шлиссельбургским Григорием и Колпинским Серафимом, по докладе о сем Преосвященного Петергофского Николая [Ярушевича] иметь о них суждение. 4 . Членам Патриаршего Священного Синода, Преосвященным Архиепископам: Вологодскому Сильвестру [Братановскому], Костромскому Севастиану [Вести] и Самарскому Анатолию [Грисюку] предложить в срочном порядке выбыть в г. Ростов и в личной беседе с Преосвященным Митрополитом Иосифом [Петровых], которую они имеют должным образом запротоколировать, запросить его: а) с его ли ведома, согласия и благословения Преосвященные бывший Гдовский Димитрий и бывший Копорский Сергий распространяют обращение и воззвание к пастырям и пасомым с призывом порвать молитвенно-каноническое общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и единомыслящими с ним епископами, обвиняя последних в утрате чистоты православия и церковной свободы и призывая верующих объединиться около одного, якобы православного Митрополита Иосифа [Петровых]; б) признает ли митрополит Иосиф приведённую выше резолюцию от 25 декабря 1927 г. (7 января 1928 г.) на рапорте ленинградских викариев и распространённую ныне раздорниками за свою резолюцию; в) случае отклонения Митрополитом своей ответственности за распространяемую от его имени литературу и непризнания им своей резолюции от 25 декабря 1927 г. [ст. ст.], предложить ему в особом кратком послании оповестить ленинградскую паству о своём отмежевании от происходящей церковной смуты, с осуждением епископов-раздорников и всего их «самочинного сборища» и о своём молитвенно-каноническом общении с Высшей Церковной Властью в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Патриаршего Священного Синода и о неизменном им послушании;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14/27 сентября 1905 г. Праздничная литургия была отмечена диаконской хиротонией чикагского псаломщика Иоанна Кедровского. 18 сентября/1 октября 1905 г. «Время, остававшееся до воскресенья, Владыка провел в беседах с местным священником о приходских делах и с только что прибывшим из России новым членом нашей миссии кандидатом Московской Духовной Академии В. М. Бензиным. Этому новому работнику нашей семьи предстоит новое, трудное и ответственное дело подготовления сеятелей православия на американской ниве в только что открытой Миннеаполисской семинарии. Понятно, как благовременны и необходимы были для него эти беседы с Архипастырем – бывшим духовным педагогом в нескольких семинариях России и глубоким знатоком нужд своей епархии, для удовлетворения которых и открыта семинария. Характеризующая В. М. Бензина идеальная настроенность и его искреннее желание всецело посвятить себя педагогическому делу ручаются за то, что отеческие советы и наставления нашего Владыки найдут в его душе добрую почву и помогут ему без промахов и ошибок с честью вести трудное дело 813 . В воскресенье 18-го Сентября, ввиду открытия Сербской миссии и для возведения её настоятеля Игумена Севастиана в сан архимандрита 814 , Высокопреосвященнейший Тихон имел служение в Чикагской Сербской церкви, помещающейся в недавно купленном сербами доме 815 . Ввиду её сравнительно малой вместимости решено было, чтобы свящ. Кочуров служил в русской церкви. За литургиею игумен Севастиан был возведен в сан архимандрита. При вручении жезла Владыкою была сказана вышепомещенная приветственная речь 816 . В числе присутствовавших в церкви был русский консул в Чикаго барон А.А. Шлиппенбах, много американцев и в их числе известный догматист англиканской епископальной семинарии в Чикаго Dr. F.J. Hall. По окончании литургии сербы чествовали Владыку обедом. В своей застольной речи о. Архимандрит в трогательных выражениях от лица американских сербов благодарил Владыку за его отеческие заботы о них и за учреждение особой миссии. Владыка ответил пожеланием Сербской миссии процветания, а её руководителю – пастырских успехов. Были провозглашены здравицы Императору Русскому, Королю Сербскому, Владыке, консулу и другим лицам, более или менее причастным к настоящему сербскому торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 10 часов утра мы прибыли в Бари и направились к собору, где находится рака с мощами святителя Николая. Здесь мы все поклонились его раке, которая хранится под алтарем большого храма, и просили у него помощи и ходатайства о нас и нашей стране. Затем отец Клеопа со слезами прочел первую часть акафиста святителю Николаю, а мы, остальные, продолжили, и все вместе пели: – Радуйся, Николае, великий чудотворче! Это были минуты очень сильных чувств, и их невозможно забыть. Отсюда мы направились в Рим и посетили там катакомбы святого Каллиста и святого Севастиана. Затем сделали остановку в монастыре Челие в Югославии, у великого сербского богослова Иустина Поповича 46 . Всем нам хотелось поговорить с этим догматистом и богословом, известным во всем мире, сосланным в этот монастырь. В течение двух дней архимандриты Иустин и Клеопа общались через переводчика. Затем отец Клеопа попросил у архимандрита Иустина совета. Ему хотелось бы провести всю оставшуюся жизнь на Горе Афон, но у него были некоторые сомнения. Тогда архимандрит Иустин сказал ему: – Отец Клеопа, если ты уйдешь на Святую Гору, то на один цветок больше будет в Саду Богородицы. А верующих кому ты оставишь? Там только ты получишь пользу, а в своей стране можешь принести пользу и другим, приводя к Богу много душ, не имеющих наставника. И я подвизался одно время на Горе Афон, но потом вернулся, чтобы вести миссию в моей стране. Я тебе говорю, чтобы ты оставался в своей стране, чтобы и ты спасся, и спасению других помог. Это самое великое благое дело монаха наших дней. Особенно теперь, когда мы боремся с безверием, сектами и религиозным безразличием! Последовав его совету, отец Клеопа вернулся домой со спокойной душой!» Перосхимонах Паисий и архимандрит Клеопа Из всех духовников румынских монастырей во второй половине ХХ века лишь двое считались наиболее опытными: иеросхимонах Паисий Олару и его ученик архимандрит Клеопа Илие . К, обоим приходило множество монахов и простых верующих. Оба были наделены даром слова и даром слез. Оба воспитали за свою жизнь тысячи учеников из всех сословий – и простых крестьян, и интеллектуалов, священников и иерархов. Оба были благодатны и прозорливы. Оба были великими молитвенниками и жертвовали собой ради спасения многих. И отец Паисий, и отец Клеопа были искусными духовниками, но особенности личности и характера каждого их них, конечно, накладывали отпечаток на их духовническую деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

30 .08(12.09).1943–02(15).05.1944: Сергий Страгородский 02(15).05.1944–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский в. у. 22 .01(04.02).1945–04(17).04.1970: Алексий Симанский Московский и всея России Патриархат (обн.) 21 .11 (04.12).1941–12.1941: Александр Введенский 1 Мотовилихинская (обн.) 09(22).05.1924–: Феофан Брюханов Мстерская 1918(?)–1926(?): Амвросий Сосновцев 1927–: Иов Рогожин Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев Мукачевская и Ужгородская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Нестор Сидорук, в. у. 11(24).10.1945–21.05 (03.06).1948: Нестор Сидориук Муромская 15(28).07.1912–01.1919: Митрофан Загорский 05 .1919–10.1922: Серафим Руженцев 17(30).09.1923–03(16).01.1924: Григорий Козырев 1924–1926: 14(27).03.1926–02(15).09.1927: Евгений Кобранов 02(15) .09.1927–02.1933: Макарий Звездов 29 .04(12.05).1933–20.04(03.05).1934: Николай Муравьёв-Уральский 20 .04(03.05).1934–01(14).05.1934: Иоанн Широков 01(14).05.1934–12(25).11.1935: Амвросий Смирнов 12(25).11.1935–10(23).10.1937: Симеон Михайлов Муромская (обн.) 24 .04(07.05).1924–17(30).09.1924: Алексий Покровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Рафаил Прозоровский 1925–1934: 1934–: Александр Гладышев Мюнхенская (заруб.) 1929–1938: Серафим Лядэ Александр Ловчий Ηарвская 20 .03(02.04).1914–1919: Геннадий Туберозов 1919–1924: 10 .1924–1926: Сергий Дружинин 1924–12(25)(?).08.1929: Евсевий Гроздов 1929–1933: 1933–1933: Иоанн Булин 1933–1937: 20 .09(03.10).1937–03.1945: Павел Дмитриевский Нарвская (нос.) 1927–1930: Сергий Дружинин Нежинская 22 .03(02.04).1944–04.1945: Борис Вик Неженская (обн.) 05 .1928–10.1928: Павел Циприанович Нежинская (укр.) Николай Шарай Нерехтская 17(30).09.1917–1919: Севастиан Вести Нерехтская (обн.) 16(29).06.1924–02(15).10.1925: Андрей Смирнов Нерчинская 1922–1923: Софроний Старков, в. у. Нерчинская (обн.) 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Александр Спасский Нижегородская см. Горьковская Нижегородской Слободы Пётр Нижне-Камская (обн.) 1935–1936: Михаил Вяткин, в. у. Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы, григорьевцы и украинские самосвяты. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но 30 марта 1927 г. был освобожден митрополит Сергий. 7 апреля архиепископ Серафим передал ему бразды церковного правления. Выйдя из заключения, митрополит Сергий получил наконец возможность жить в Москве. 7 мая митрополит Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. Из рассказов близкого к нему митрополита Сергия (Воскресенского) известно, что в тюрьме от митрополита Сергия требовали сделать заявление в поддержку советской власти, осуждения контрреволюционных выступлений внутри страны и за рубежом, церковных прещений эмигрантскому духовенству, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями. Настаивали на том, чтобы выбор кандидатов на архиерейские кафедры согласовывался с НКВД, арестованные архиереи увольнялись или даже запрещались в священнослужении церковной властью и прекращалось их поминовение за богослужением, гражданская же власть должна была обязательно поминаться на литургии. В ответ митрополит Сергий просил о легализации высшего и епархиального церковного управления, о разрешении на созыв Поместного Собора и выборы патриарха, об освобождении заключенных и сосланных священнослужителей, о разрешении на восстановление духовных школ и издание церковного журнала. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский священномученик Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этой ситуации Сергий, как и ранее патриарх Тихон, не уклонился от тяжкого жребия, посланного ему судьбой. Он сделал шаг навстречу власти осознанно, а не в малодушном стремлении извлечь какие-либо личные блага. Сделал шаг, который лично ему не мог принести славы и почета, но давал шанс выжить всем тем, кто был рядом с ним, кто пришел в церковь в эти и последующие годы, и вместе с тем не дал бы прерваться тысячелетней нити православия на Руси. Наверняка он не однажды вспоминал при этом патриарха Тихона, говорившего в период поиска компромисса с Советским государством: «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы церкви была польза». С подпиской о невыезде из Москвы 30 марта 1927 года Сергий был освобожден из четвертого своего тюремного заключения послеоктябрьского периода. Он жил в Москве, в Сокольниках, в том самом доме, что был присмотрен для патриарха Тихона и органов высшего церковного управления при нем. Здание патриаршей резиденции в Сокольниках вновь становилось центром возрождающейся церкви. 7 мая, после передачи архиепископом Серафимом своих таких нежданных для него полномочий, Сергий вновь принял бразды церковного правления. Весна и лето 1927 года ушли на то, чтобы завершить работу над прошлогодним проектом обращения к пастве и получить разрешение на легальное действие Синода. 7 мая Сергий обращается с ходатайством в НКВД о легализации церковного управления. 16 мая – просит разрешение на проведение совещания епископов для обсуждения состава Синода и текста декларации. …Вечером 18 мая в доме по улице Короленко собрались приглашенные митрополитом Сергием Страгородским иерархи: митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумский Константин (Дьяков). – Архипастыри и пастыри, – взял слово хозяин дома, – я просил вас собраться по чрезвычайному обстоятельству. На глазах наших нестроения в жизни церковной. После смерти нашего смиренного патриарха Тихона нет покоя ни среди мирян, ни среди пастырей, ни среди иерархов. Митрополит Петр от нас далеко… церковь распадается, и надо что-то делать. Я предлагаю образовать при мне, как временном заместителе первого епископа Российской православной церкви, вспомогательный орган – Синод. Надеюсь на вашу поддержку и что вы не откажетесь войти в состав Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

д. Все они отличались строгой нравственностью в пользовались любовью и доверием своих общин. С этой стороны их аттестуют и православные историки. «Жизнь их, на которую народ больше всего обращает внимания, была, говорит Созомен 1692 , безукоризненна, походка – степенна, правила препровождения времени – сходны с монашескими, речь – проста, нрав – привлекателен». Все они отличались склонностью к монашеству в благотворительности 1693 . В особенности это надо сказать об Евстафии и Марафонии. Первый был основателем монашества в Армении, Понте и Пафлагонии 1694 , что же касается второго, то он, по словам Созомена 1695 , «нажив в должности государственного счетчика при областных войсках большое богатство, оставил военную службу и сначала сделался смотрителем общины больных и бедных, а потом по убеждению севастийского епископа Евстафия начал вести жизнь подвижническую и основал в Константинополе общину монахов и был причиной того, что учение Македония не исчезло в Константинополе» до времен историка. Борьба с торжествующим в эпоху Юлиана язычеством и крайними христианскими партиями, главным образом аномейством, заставила представителей омойузианской партии теснее сблизиться между собой и образовать союз, охватывавший епископов четырех диэцезов, именно Фракии, Азии, Понта в Востока 1696 . Средством объединения явились соборы. Одним из первых был собор в Зеле еленопольской, составивший новую формулу веры 1697 . В чем она заключалась мы не знаем. Более многочисленное собрание епископов этой партии состоялось в Лампсаке в 364 г. 1698 Твердо держась формулы «подобен по существу (μοιος κατ’ οσαν) для отличения Ипостасей (δι τν σημασαν τν ποστσεων)» 1699 собор в развитии антиарианской тенденции в омойузианском мышлении сделал шаг вперед: постановления константинопольского собора 360 г. были кассированы, смещенные омеями вскоре после названного собора епископы были объявлены законными владетелями своих кафедр, никская формула отброшена 1700 и провозглашена анафема над Акакием и Евдоксием и их единомышленниками 1701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

560 Севастиан (Вести Григорий) (1870 – 1934), архиепископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа. С 1920 г. архиепископ Костромской и Галичский. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. Принес покаяние, затем вновь перешел в раскол. В 1924 г. вторично принес покаяние. С 1927 г. Член Временного Патриаршего Священного Синода. С 1929 г. в заключении. 561 Сергиенко Андрей Александрович (1902 (по другим сведениям 1903) – 1973), протоиерей. Родился в Киеве. Воевал в Белой Армии, эмигрировал. В 1921 г. окончил Русскую высшую школу в Константинополе, в 1926 г. – юридический факультет в Праге. В 1931 г. закончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1928 г. рукоположен во диакона и вскоре во иерея. Служил настоятелем храма св. Иоанна Воина в г. Медон в пригороде Парижа. В 1939 г. Вступил добровольцем в санитарную часть французской армии. После окончания Второй мировой войны член епархиального совета Русского Западно-Европейского православного экзархата Московского Патриархата. В 1947 г. был редактором журнала «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». В 1948 г. вернулся в СССР. Преподавал догматическое, пастырское и нравственное богословие в Ленинградской духовной академии. В 1955 г. защитил диссертацию и получил звание кандидата богословия. С 1958 по 1966 г. служил на приходах в гг. Иваново и Горький, работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1966 г. преподавал в Московской духовной академии. Магистр богословия, профессор. Служил в г. Александров под Москвой. Скончался в г. Александрове Владимирской области ( http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_l13.htm ). 562 Ошибка. Следует: Свято-Сергиевский православный богословский институт. Создан в Париже по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского). Учрежден в 1925 г. на втором съезде Русского студенческого христианского движения. Стал духовным центром русской эмиграции. 567 В книге приняты сокращения: цифра за именем – год окончания семинарии или выхода данного лица из семинарии, затем следуют отчества, разряд (римскими), номер в общем разрядном списке (арабскими) и отделение или класс (начальными буквами).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

– При работе с нарушителями воинской дисциплины обращаться к примерам из Священного Писания и Предания, а также к увещеванию из опыта святой жизни угодников Божиих, покровителей русского воинства (таких как вмч. Георгий Победоносец, 40 мучеников Севастийских, блгв. кн. Александр Невский, блгв. кн. Димитрий Донской, прав. адм. Феодор Ушаков и др.), жизнеописания которых миссионер должен очень хорошо знать. – В целях укрепления воинского духа, воспитания преданности Отечеству и верности воинскому долгу, присущих русскому воинству, необходимо использовать не только общезначимые примеры из истории Отечества и Церкви, но и обращаться к истории части (подразделения), а если возможно – привлекать и героико-патриотический материал из прошлого и настоящего времени по месту дислокации или несения службы данной части (подразделения). Разумеется, это обращение должно быть наглядным, зримым. – Миссионер должен иметь возможность поощрения наиболее отличившихся при выполнении воинского долга военнослужащих подарками, Благодарственными письмами, ходатайствовать перед епархиальным архиереем о награждении архиерейской грамотой и другими наградами Русской Православной Церкви. – В гарнизоне военные священники должны организовать между собой взаимодействие и сотрудничество, способствуя тем самым повышению воинской дисциплины и боеготовности гарнизона. – Во взаимоотношениях с военнослужащими разного уровня священник должен вести себя с достоинством и честью, не позволяя себе панибратства с личным составом и заискивания перед командованием, быть для всех духовным отцом и авторитетом. 2.6.6. Проповедь в молодежной среде «Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности. Святейший Патриарх Московский Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010