Воззваша праведнии,/и Господь услыша их. Стих:Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за веру Христову при императоре Диоклетиане (284–305) в Армении Каппадокийской (или Малой Армении), бывшей тогда римской провинцией. Наместниками ее были жестокие правители – Лизий и Агриколай. Лизий пребывал в Городе Сатале, Агриколай – в Севастии. Христиан, схваченных в Сатале, они отправляли для пыток в Севастию, а христиан из Севастии направляли в Сатал. Казненные на чужой стороне мученики как бы пропадали без вести и не могли быть погребены по христианскому обряду. Видя непоколебимую твердость в вере множества христиан, знатный и благородный военачальник города Саталы Евстратий – тайный христианин – решился на открытое исповедание своей веры. Пресвитер Авксентий, настоятель церкви в близлежащем городе Аравраке (откуда Евстратий был родом), взял пояс Евстратия, принесенный в Аравракийский храм его слугой; это послужило для святого Евстратия видимым знаком, что Церкви угодно, чтобы и он пострадал за Христа. Когда пресвитер Авксентий был схвачен и заключен в темницу, святой Евстратий открыто обличил Лизия в жестокости и безбожии. За это он предстал перед судом, где, несмотря на бесчеловечные пытки (тело его жгли огнем, строгали острыми черепками, а раны поливали соленой водой с уксусом), отверг язычество, исповедуя веру в Господа Иисуса Христа. По приказу Лизия, мученика Евстратия обули в железные сапоги, подбитые острыми гвоздями, выходившими наружу, и повели в Севастию. В городе Аравраке к святому Евстратию присоединился христианин Мардарий, также решившийся на подвиг исповедничества. Боясь проявить малодушие и попасть в сети языческого суемудрия, он просил у мученика Евстратия совета, как ему отвечать на допросах и пытках. Святой Евстратий сказал: «Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: «я – христианин», «я – раб Христов», и больше ничего не отвечай...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    17. Свв. отроков Анании, Азарии и Мисаила (Вас.). Св. пр. Даниила (Вас.). Св. муч. Вакха (Вас.). Во 2 ред. свв. мучч. Закхея диакона и Алфея чтеца в Кесарии. Св. муч. Еввиота, иже бе от села Птокета и мучен при Диоклитиане. Св. чудотворицы Софии. Пр. Михаила Синкелла.     18. Пр. Флора еп. (Вас.). Свв. мучч. Севастиана, Терентия, Никострата, Клавдия, Кастора, Тивуртия, Марка. Св. муч. Закхея диакона и Алфея чтеца. Св. чудотворицы Софии. Муч. Еввиота. Св. Михаила Синкелла. Священие дому Пречист. Богородицы в Халкопратии. В Соф. еще Елисаветы. Во 2 ред. Севастиана и дружины (в. краткое сказ.). Капитона, еп. корсунского (Вас. и 1 ред. 22 дек. тоже).     19. Свв. мучч. Прома, Арея и Илии (Вас.). Св. муч. Тимофея диакона (Вас.). Св. муч. Полиевкта (Вас.). Св. муч. Афинодора от междоречья Сирского. Св муч. Агапия в Кесарии. Св. Григентия, еп. негранского. Св. муч, Евтихия и с ним 200 жен. Свв. мучч. Бонифатия и Ермолы. Слово о Бонифатии милостивом. Во 2 ред. св. муч. Бонифатия (Вас. и 1 ред. 20 дев. сказ. тоже).     20. Св. священномуч. Игнатия (Вас.). Св. муч. Бонифатия (Вас.). Свв. мучч. Евгения и Макария (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Милия пустынника и с ним двух учеников его (Особ. сказ. В Вас., 1 ред. и во 2 ред., в сей вторично, 13 нояб. другое сказание).     21. Св. муч. Иулгании (Вас.). Св. муч. Фемистоклея (Вас.). Св. о. Филогона еп. (Вас.). Постановление патриархом в Константине граде Иоанна Златоустого.     22. Св. муч. Анастасии (Вас.). Св. священномуч. Капитона, еп. корсунского (Вас.). Св. муч. Хрисогона (Вас.). Свв. жен Ирины, Агапии и Хионии (Вас.). Св. муч. Феодотии и чад ее (Вас.). Отверзение Великие церкви (и тропарь сему в Соф. прологе).     23. Свв. мучч. 10 в Крите (Вас.). Во 2 ред. пр. о. н. Нифонта (сказ. Вас. нет).     24. Св. муч. Евгении и иже с нею (Вас.). Обновление Великие церкви.     25. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Вас.). Поклонение волхвов (Вас.). Приятие вести Иосифом от ангела и бегство в Египет (Вас.).     26. Собор Св. Богородицы во Влахернах. Бегство Богородицы в Египет (Вас.). В той же день творим память прор. Давиду, Иосифу обручнику и Иакову брату Господню (Особое сказ.). Пр. Евареста. Св. Евфимия, еп. сардийского. Во 2 редакции еще Петра, еп. александрийского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ [Сербская Православная Церковь в Соединенных Штатах Америки и Канады; серб. Српска православна enapxuja американско-канадска] Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1921-1963). Либертвилльский мон-рь св. Саввы Либертвилльский мон-рь св. Саввы Правосл. сербы, переселившиеся в Америку во время 1-й (1815-1880) и 2-й (1880-1914) волн эмиграции (к 1914 ок. 200 тыс. чел.), получали духовное окормление в этнически смешанных (рус., греч., арабо-сир.) приходах Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ. Первой серб. орг-цией стало Добровольное об-во помощи бедным (1874), переросшее позже в 1-й Сербский народный союз в Питтсбурге. Серб. церковные общины в юрисдикции РПЦ были образованы при храмах св. Саввы в Джэксоне (1894, шт. Калифорния), святых Константина и Елены в Галвестоне (1895, шт. Техас), св. Саввы в Мак-Киспорте (1902, шт. Пенсильвания) и Дугласе (1902, шт. Аляска). Испытывая нужду в сербоязычных священнослужителях, советы общин неоднократно обращались к Патриарху Сербскому Георгию (Бранковичу) с просьбой о вхождении серб. приходов в юрисдикцию СПЦ, но Патриарх Георгий считал это неканоничным и рекомендовал советам серб. общин обращаться к священноначалию РПЦ. В марте 1905 г. еп. Алеутским и Североамериканским свт. Тихоном (Белавиным) была образована Сербская духовная миссия , руководителем к-рой был назначен игум. Севастиан (Дабович). Не добившись разрешения на переход серб. общин (к 1910 - 19, их окормляли 14 серб. священников) в юрисдикцию СПЦ, архим. Севастиан подал в 1910 г. в отставку. Поскольку место руководителя миссии оставалось вакантным, в том же году Сербский культурный и благотворительный фонд в Америке под председательством проф. Нью-Йоркского ун-та М. Пупина самочинно уполномочил настоятеля в Минго-Джанкшен (шт. Огайо) иером. Данило (Букоровича) вести миссионерскую деятельность на территории Сев. Америки и совершать богослужения в серб. поселениях, не имеющих своего храма.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Ряд людей, о которых повествуется в Ветхом и Новом Завете, могли рассматриваться как осязаемые примеры для подражания; они вели жизнь в пустыне или же жизнь без дома, в которой человеку негде было приклонить голову. Вероятно, не на пустом месте родилась идея, которая впоследствии была общепринятой среди сирийских монахов, о том, что в своём подвиге они следуют библейским образцам. Для Ефрема этими библейскими прототипами монахов чаще всего были Иоанн Креститель и ветхозаветные Илия и Елисей. Возможно, появление подражания этим прототипам в виде отшельничества появилось в Месопотамии столь же спонтанно, как и идея, возникшая в Египте у Антония после прочтения 19-й главы Евангелия от Матфея. В апокрифической литературе упоминаются и другие библейские тексты, которые также могли иметь влияние. У нас есть и прямое свидетельство о том, что для аскетов был важен известный отрывок из Послания к Евреям: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли...» ( Евр.11:37 и далее). Рассказ Евсевия о Наркиссе Иерусалимском, относящийся к началу III века, также мог описывать события, имевшие место в Месопотамии, хотя, конечно, это невозможно доказать из-за скудности наших знаний. В пользу же этого говорит то, что мы высказали ранее в отношении взгляда на мир, господствовавшего в древности в общинах сирийского Востока. Внешние условия могли даже увеличивать число подобных случаев и делать такой образ жизни обязательным в определённых условиях жизни. Так могло обстоять дело в Персии в результате враждебности последователей маздаизма, которые делали жизнь аскетов в общине невыносимой. В таких условиях идея о том, чтобы покинуть общину и вести безмятежную подвижническую жизнь в одиночестве, могла казаться совершенно естественной. Определённое влияние могли также иметь преследования. Во время гонений епископ Власий Севастийский оставил своё жилище и поселился в пещере в горах. Можно также вспомнить свидетельство Ипполита, который пишет о некоем сирийском епископе: этот епископ во время преследований во имя Христа побуждал свою общину спасаться в пустыне. Община, которая (как часто бывало) представляла собой группу людей, помещающуюся в одну комнату, вполне могла стать аскетической колонией в пустыне. Всё это имело место на римской территории. Когда впоследствии начались гонения в Персии, большинство христиан бежало в горы, некоторые же искали прибежища в пустыне и в других удалённых местах. Можно предположить, что, когда они получили возможность вернуться, некая часть предпочла остаться, для того чтобы вести спокойную уединённую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В Корсунской епархии начали издавать «Вестник Русской Православной Церкви» на французском языке . «Messager de lEglise orthodoxe russe» будет рассказывать о новостях Православной Церкви в России, Франции и других странах Европы, а также вести летопись епархии. В Берлинской епархии Московского Патриархата основан мужской монастырь . По инициативе архиепископа Берлинского и Германского Феофана, в Германии был открыт мужской монастырь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Обитель располагается на территории бывшего санатория для советских военнослужащих в местечке Геттендорф недалеко от города Темплин (земля Бранденбург). Первыми насельниками нового монастыря стала монашествующая братия Берлинской епархии Московского Патриархата – девять человек. Кроме того, совершился еще ряд событий, свидетельствующих о росте и укреплении Православия в неправославных землях. Так, Брюссельско-Бельгийская епархия пополнилась двумя приходами : приходом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – в г. Льеж и приходом во имя преподобного Серафима Саровского – в г. Намюр, регион Валония. Берлинско-Германская епархия обогатилась, во-первых, Свято-Георгиевским монастырем, о чем выше уже было сказано, а во-вторых, тремя новыми приходами : приходом во имя преподобного Севастиана Карагандинского, исповедника – в г. Бамберг, Бавария; приходом во имя священномученика Илариона Верейского – в г. Леер, Нижняя Саксония и приходом в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» – в г. Дуйсбург. Корсунская епархия обрела два новых прихода в Италии : приход во имя святой мученицы Агафии – в г. Катания, Сицилия, и Свято-Троицкий приход в г. Брешия; и два во Франции – ставропигиальный приход во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены в г. Кламаре и православную общину Покрова Божией Матери в г. Лион, образованную в 1930-х годах. Община приняла решение перейти из Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата в лоно Матери – Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5066.html

Вот еще примеры. У святой Эмилии, жены образованного ритора города Неокесарии, жившей в IV веке, после смерти мужа осталось девять детей. Вместе с матерью Макриной она воспитала всех их в глубокой вере и благочестии. Трое из них впоследствии были епископами и великими учителями Церкви: святые Василий Великий , архиепископ Неокесарийский, Григорий Нисский и Петр Севастийский (память 1, 10 и 9 января). Благочестивая Анфуса, мать вселенского учителя святого Иоанна Златоуста (память 13 ноября), овдовев на двадцатом году своей жизни, не захотела вступать во второй брак, а вся отдалась обязанностям христианской матери. Она занялась воспитанием своего сына и особенно старалась, чтобы он изучил с юности Божественное Писание. И ничто потом не могло изгладить из души ее сына этого христиански-благочестивого воспитания – ни дурные примеры товарищей, ни языческие учителя. Пример Моники, матери блаженного Августина , особенно ясно показывает, что может сделать мать-христианка для своих заблуждающихся детей. Блаженный Августин получил от своей матери первое наставление в вере и благочестии; но не успев укрепиться в истинах веры, живя в угоду развратным товарищам, он увлекся их примером, стал вести беспорядочную жизнь и даже впал в ересь. Много слез пролила мать в своих неустанных молитвах к Богу о сыне. И под конец ее жизни сбылись слова одного престарелого епископа, сказавшего, что «сын стольких слез и молитв не может погибнуть». В возрасте тридцати пяти лет в душе Августина произошел резкий перелом, и он снова возвратился к Богу и стал вести строго подвижническую жизнь. Впоследствии он прославился своими богословскими трудами, будучи епископом Иппонийской Церкви в Северной Африке. Вот как велико, благотворно и душеспасительно влияние матерей-христианок на своих детей. В христианской Церкви и мужчины, и женщины одинаково призваны для благовествования Святого Евангелия. Из истории нам известно много примеров, когда жены, наравне с мужьями, были проповедницами Христовой истины среди неверных. Примером женщин – благовестниц Святого Евангелия служат святые жены-мироносицы, которые не только служили Господу при Его земной жизни, но и после Его Воскресения потрудились для проповеди Евангелия среди язычников. Святая Мария Магдалина, например, после вознесения Господа проповедовала веру Христову во многих странах и даже была в Риме ( Рим.16:6 ). Сохранилось предание, что, находясь в Риме, святая Мария Магдалина предстала кесарю Тиверию и возвестила ему о Христе Спасителе. Из Рима она прибыла в город Ефес к святому Иоанну Богослову и там тоже проповедовала о Христе 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

Положение патриарха Тихона в те годы охарактеризовал священномученик Петр (Полянский) : «Святейший в настоящее время находится в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подчиниться гражданской власти, а с другой – в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению Церкви». Ради сохранения Церкви и возможности вести борьбу с расколом новый Синод заявил об отмежевании от контрреволюции и предписал поминать власть за богослужением. Удаление от политических вопросов способствовало сохранению единства Церкви и осуждению раскола. В посланиях от 15 июля и от 5 августа 1923 г. патриарх Тихон объявил обновленческую структуру раскольничьей, а все ее таинства безблагодатными. Восстановление патриаршего управления привело к массовому возвращению тех, кто отпадал в раскол. Кающиеся часто приносили покаяние перед всем народом. 27 августа 1923 г. принес покаяние перед патриархом митрополит Сергий (Страгородский) . Вернулись в Церковь и другие архипастыри – Анатолий (Грисюк) , Серафим (Мещеряков), Филипп (Ставицкий), Севастиан (Вести), Софроний (Арефьев). В 1924 г. вернулся в Церковь и отпадавший в обновленческий раскол епископ Александр (Трапицын). В Церковь переходили также архиереи обновленческого поставления. Вопрос о признании их сана решался в индивидуальном порядке. В 1924 г. был принят в сане игумена будущий священномученик Антоний (Панкеев), получивший «архиерейство» в расколе. Вскоре он был рукоположен патриархом Тихоном во епископа Мариупольского. В том же году были приняты в архиерейском сане Петр (Савельев) и Ианникий (Чанцев), а в 1925 г. – Александр (Белозор). В Петрограде успешно действовал рукоположенный в сентябре 1923 г. епископ Лужский Мануил (Лемешевский) , кафедральным собором которого стал поначалу маленький храм святых Косьмы и Дамиана. Под влиянием епископа Мануила в Церковь вернулись из раскола монахи Александро-Невской лавры. К концу года из 113 петроградских обновленческих церквей 85 присоединились к Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Премудрый Лев, почитая благочестие жены своей Феофании, воздвиг храм во имя ее, но она этого не захотела; он обратил этот храм, по совету отцов в храм всех святых и учредил празднество в честь их, говоря: «если Феофания блаженна, то пусть празднуется со всеми святыми». 18. Св. муч. Севастиан и дружина его Вера дороже злата Больной епарх, призвав тайно из темницы мученика Транквилина, давал ему деньги, чтобы тот исцелил его; но мученик сказал, что «Бог гневается на хотящих купить, или продать благодать; если же хочешь получить исцеление, веруй в Сына Божия и будешь здоров, как и я от того же выздоровел“. Ангел неприкосновен для не крещенных Когда епарх идолов разрушал, явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает чрез меня тебе совершенное здоровье». Епарх вскочил и хотел броситься к ногам и облобызать ангела, но ангел сказал: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада“. Мученичество и исповедничество По совершении Божественной литургии, папа сказал: «Господь наш Иисус Христос, ведая немощь естества нашего, два пути верующим показал: один мученический, а другой исповеднический, чтобы тот, кто путем мученичества идти не может, шел путем исповедничества“. 19. Св. муч. Вонифатий Польза иметь у себя святые мощи Аглаида говорила, что она слышала от некоторого благочестивого мужа, что если кто имеет у себя мощи мучеников и почитает их сколько может, тот ко спасению многую получает помощь и в душе его грех не умножается, но он удостоится вечного воздаяния, удостоится того блаженства, которым наслаждаются мученики. Иногда и грешника пророчество исполняется Св. Вонифатий, посылаемый из дому за покупкою мощей, сказал шуточно Аглаиде: «что если вместо тела мученика, мое тело, за Христа замученное, принесут к тебе, – приимешь ли честно?» Но Аглаида строго заметила: «теперь не время шуткам, но благоговению; надлежит тебе в пути вести себя честно, благочестиво, воздержно и кротко, помня, что берешься служить тем, которых недостоин ты и коснуться и воззреть». Предсказание Вонифатия скоро исполнилось, ибо он, видя страдания мучеников, сам присоединился к ним, был замучен, стал нетленным и был представлен к госпоже в виде мощей. Мертвый мученик улыбкою изъявил прощение обид

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

О чем и послать Преосвященному митрополиту Ярославскому для исполнения и для объявления Преосвященным – архиепископу бывшему Пермскому Варлааму [Ряшенцеву] и епископу Ростовскому Евгению [Кобранову] указ. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Синода: Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Дионисий [Сосновский], архиепископ Оренбургский. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской и Галичский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Рязанский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Одесский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, архимандрит Питирим [Крылов]. Архив составителя 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни Архив составителя 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль,1957. Т. 2 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Польский. M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феофилу, епископу Кубанскому и Краснодарскому протоиерея Воскресенской, г. Майкопа, церкви Сергия Молчанова Рапорт Вследствие того, что многие отнеслись с недоверием к тому, что митрополит Агафангел воссоединился с митрополитом Сергием, я, желая доказать правоту сего, запросил митрополита Агафангела телеграммой, на что он дал мне определенный ответ. Вот копии этих телеграмм:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010