В этом руководила меня мысль, что ошибки на месте виднее, и самыми моими ошибками не подам ли случая исследователям на месте, более меня сведущим и опытным, к верным открытиям. Все таковые мои поверки почти от всех этих иерархов, удостоены признательного отзыва. Преосвященный Филофей, епископ Костромской и Галичский, предлагал мне такую поверку представить и по прочим епархиям, но это показалось мне слишком затруднительным по недостатку в переписчиках, потому что по некоторым епархиям поверка простирается свыше 50 листов. Так отозвался я и потому, что в исходе 1853 года представлена мною поверка иерархических каталогов с летописями и актами в Святейший Синод также чрез Обер-Прокурора, именно по епархиям: Архангельской, Астраханской, Белогородской – нынешней Курской, Владимирской на Клязьме. Вологодской, Воронежской, Вятской, Казанской, Полоцкой – нынешней Могилёвской, Пермской, Псковской, Рязанской и Суздальской. По рассмотрении этой поверки, Св. Синодом определено: „объявить свящ. Диеву, что составленная им рукопись: „Иерархические каталоги древних Российских епархий с летописями и актами», препровождена к преосв. митрополиту Московскому при указе для зависящего распоряжения о принятии той рукописи в соображение при исправлении книги „История Российской иерархии» и для заключения: не будет ли сверх того признано полезным напечатать её и отдельным изданием». О чём чрез епархиальное начальство и объявлено мне синодальным указом от 25 ноября 1853 г. По декабрь 1855 г. вчерне окончена мною поверка по епархиям: Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Ростовской, Черниговской, называвшейся иногда Брянскою; из закрытых епархий: Белогородская близ Киева, Владимирская на Волыни, Галицко-Львовская, Коломенская, Корельская, Крутицкая, Луцкая, Перемышльская, Турово-Пинская, Холмская, Юрьевская близ Киева и Юрьевская в Ливонии» 57 . – Результатом рассмотрения названной поверки „Иерархических каталогов» было со стороны м. Филарета „Донесение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Отдел. Епарх. Учил. Совета. Лица, допущенные сим путем к учительству, не пользуются льготой по 63 ст. Уст. о воин. повинности. Te же учители школ грамоты, которые имеют свидетельства на звание начального учителя или учителя церковно-приход. школы, пользуются всеми присвоенными сим званиям правами и освобождаются от отбывания воинской повинности по 63 ст. Уст. о воин. повин., с тем, чтобы в течение пяти лет со времени зачисления их в запас уездные отделения Епарх. Учил. Советов представляли о таковых учителях в подлежащие по воинской повинности присутствия удостоверения в том, что означенные учители школ грамоты не оставили соответствующих их званию занятий (§§6–9). Впрочем, учители школ грамоты, как и церк.-прих. шко, имеющие свидетельство на учительское звание, пользуются льготою, предоставленною п. 3, ст. 63 Уст. о воин. пов., лишь в том случае, если они лично преподают в сих школах не менее четырех уроков ежедневно и при том, если в школе, в какой они состоят учителями, имеется не менее 15-ти учащихся (опр. Син. 1891 г. 459 . Предметы курса школ грамоты составляют: Закон Божий (краткая свящ. история Ветх. и Нов. Завета и краткий катихизис), церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. Преподавание производится по книгам, указанным Синодом и Училищным при Синоде Советом. При школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки из книг, допущенных Училищным при Синоде Советом. В каждой школе должна быть классная книга, в которую учитель вносит имена и фамилии учащихся, отмечает пропущенные ими уроки, с объяснением причин пропусков и ведет запись содержания преподавания уроков. В эту же книгу священник, попечитель и наблюдатель, от времени до времени, вносят свои замечания об успехах учащихся и вообще о ходе школьного обучения. Определение учебного времени в течение года и составление расписания недельных уроков для сих школ возлагается на Уездн. Отдел. Епар. Учил. Советов (§14–17). По окончании учебного года, священник совместно с учителем и попечителем школы и, по возможности, в присутствии сельских властей и родителей учащихся, производит испытания всем ученикам школы и грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Прежде всего в сем курсе состоялось увольнение от духовно-училищной службы знаменитого профессора философских наук, протоиерея И. М. Скворцова, во уважение неоднократно приносимых им о том прошений. Но ревностный почитатель науки, прослуживший академии более четверти века, ещё не оставил её решительно, и в следствие ходатайства высокопреосвящ. митрополита Филарета и изъявленного им самим на то вызова, продолжал читать философию безмездно, по одному уроку в неделю. Духовно-учебное управление св. Синода, приняв во внимание долговременную, усердную и полезную службу Скворцова, а также и изъявленную им готовность быть ещё полезным академии, в тоже время положило выдать ему годовой оклад профессорского жалованья из духовно-учебных капиталов. На открывшуюся же профессорскую вакансию, по классу философских наук, определен экстраординарный профессор иеромонах Феофан (Авсенев), а на место его назначен воспитанник Киевской академии Поспехов Димитрий, с званием бакалавра. На бакалаврскую вакансию по классу Чтения Свящ. Писания определен воспитанник сей же академии Фаворов Назарий, а на класс немецкого языка Скворцов Константин . Того же 1845 года 7 ноября бакалавр Капустин Андрей принял монашество и наречён Антонином; a 4 июня 1846 года уволен, по прошению, от училищной службы бакалавр Аскоченский, кафедра которого, согласно предложению обер-прокурора св. Синода, поручена бакалавру Фаворову. Октября 14 того же года инспектор академии архимандрит Иоанникий определён ректором и профессором богословских наук в ярославскую семинарию, а должность его при академии поручена высовопреосвящ. митрополитом профессору философии Феофану, незадолго перед тем (31 мая) указом св. Синода возведённому в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля первоклассного монастыря. 31 декабря того же года он был утверждён св. Синодом в должности инспектора академии; кафедра же богословских наук поручена бакалавру иеромонаху Антонину другая же бакалаврская вакансия по богословию замещена вызванным из калужской семинарии иеромонахом Даниилом. Некоторые из наставников за свою «долговременную, постоянно-усердную и весьма полезную службу» награждены выдачею годового оклада жалованья; это были: профессор Амфитеатров, бакалавры: Минервин, Подгурский, Максимович, Гогоцкий и Бобровницкий, а равно и бакалавр Крамарев, как «наставник весьма способный, усердный и деятельный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ст. 260 там.) Для предупреждения злоупотреблений, могущих произойти со стороны сочинителей, переводчиков или издателей, которых рукописи рассмотрены в одном из Комитетов, но не одобрены к напечатанию, каждый из Комитетов сообщает другому о одобренном им сочинении или переводе, излагая вообще содержание его, и в особенности некоторые неодобренные места. (Ст. 265 там.) Все духовно-цензурные Комитеты обязываются не разрешать на будущее время к печатанию ни одной из нижеследующих, изданных учрежденным в 1876 г. «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения» и признанных Святейшим Синодом непригодными для распространения в народе брошюр: 1) Брачная одежда; 2) Молишься ли ты; 3) Первая молитва Джесина; 4) Пастух и овцы; 5) Иисус Назарей идет; 6)Спасен ли ты или погиб, и Будьте готовы; 7)Что такое христианин; 8) Благая весть; 9) Напоминания христианам от Слова Божия; 10) У Бога не остается бессильным никакое слово; 11)Жизнь Иисуса Христа по Свящ. Писанию; 12) Брачный пир; 13)Встреча со старушкой; 14) Приди ко Иисусу Христу; 15) Рай и Ад; 16) Этогодня или никогда; 17) Застигнутые врасплох; 18) Краткое руководство к чтению Нового Завета; 19) Беседы двух друзей о возрождении; 20) Истинная радость; 21) Примирился ли ты с Богом; 22) Звание христианина и его значение;23) Два слова о святой Библии ; 24) Перекличка; 25) Разговор двух матросов после бури; 26) Благодатное дитя; 27) Он любит меня; 28) Христос все и во всем; 29) Как был завоеван яблоневый двор; 30) Путь ко спасению; 31) Два брата и 32) Радостная весть. В случае представления поименованных брошюр на рассмотрение, Духовно-цензурные Комитеты представляют в Святейший Синод. Точно также поступают они и относительно других изданий «Общества поощрения духовно-нравственного чтения» и, даже те из них, которые по своему содержанию и направлению окажутся несомнительными, допускают к новому изданию только в том случае, если на то последует разрешение Святейшего Синода. (Указ. 20 Августа 1884 г. 9.) Всякий сочинитель, переводчик или издатель, намеревающийся представить в Комитет какую-либо книгу на рассмотрение, должен заботиться, чтобы она была чисто и четко написана, и имела поля на случай замечаний Комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Активный сторонник восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 8 марта 1917 г. по инициативе А. на квартире свящ. Н. Талаквадзе состоялась встреча представителей части духовенства и лидеров политических движений Грузии, на к-рой присутствовал также и Н. Н. Жордания, буд. глава Грузинского социал-демократического правительства, и на к-рой было решено объявить 12 марта 1917 г. в Патриаршем соборе Светицховели о восстановлении автокефалии ГПЦ. После этого акта А. активно участвовал в разработке проекта об управлении ГПЦ и подготовке созыва Поместного Собора ГПЦ. В марте 1917 г. был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , ведшим переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии, в связи с чем 9 июля - 2 авг. 1917 г. А. находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Гос. Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским . Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии 2 иерархов - Католикоса-Патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митр. Тифлисского РПЦ (для правосл. негрузин) с резиденцией в Тифлисе. Груз. церковная диаспора, т. о., оставалась без иерарха. По инициативе и настоятельным просьбам А. в Грузию прибыл находившийся до этого в России еп. Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 авг. 1917 г. на покой. 17 сент. того же года он был избран на Поместном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом Грузии, А. был назначен на Кутаисскую кафедру ГПЦ и возведен в сан митрополита. Автокефалия Грузинской Церкви не была признана ни Св. Патриархом Тихоном , ни Поместным Собором РПЦ 1917-1918 гг. 18 сент. 1918 г., через неск. месяцев после убийства Католикоса-Патриарха Кириона, А. был отравлен (по одной из версий, его зятем). Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 30-х гг. ХХ в., вследствие чего точное место захоронения А. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/115958.html

При этом доказывалось, что, при посредстве сектантства, проповедь Евангелия охватит широкими кругами православную Россию, коснеющую в бездушном поклонении обрядам (да, так и сказано!), эта евангелизация возбудит энергию православного духовенства к проповеди Евангелия и таким образом будет... двойная польза для отечества“. Так откровенно аргументировали ходатаи штунды свои петиции о даровании свободы сектантам. Некоторые петиции были написаны тонко, горячо и изящно, в духе адвокатского красноречия, но некоторые апологии штунды, как, напр., записка г-жи Ясевич-Бородаевской, уж через чур аляповато; были и такие, которые сплошь уснащены бабскими сплетнями, сектантской клеветой, кляузами и инсинуациями по адресу духовенства и местных властей, и церковных деятелей (в том числе, конечно, не забыт ваш покорный слуга). При чтении подобных памфлетов, становилось обидно, что государственным людям преподнесён какой-то дилетантский суррогат добровольцев, вместо научных и беспристрастных трудов компетентных исследователей. Как это ни странно, но впервые в истории нашей церкви вероисповедная Законодательная реформа совершилась без сношения с Св. Синодом и без участия наших учёных богословов, профессоров и сектоведов, – их мнения и отзыва никто не спрашивал. В то время, когда, помимо агитации в печати, в особое совещание комитета министров, как из рога изобилия, сыпались записки, доклады и проекты на тему дарований свободы совести, от разных непрошенных радетелей и опекунов расколо-сектантства, наши архипастыри, пастыри, учёные богословы, профессора и миссионеры хранили молчание, по обычаю ожидая запросов, а их и не последовало. Напрасно наш корреспондент зазирает и обвиняет иерархов, – они здесь не причём, их мнения и отзыва никто не спрашивал и они его не высказали; правда, в совещании были представители из духовного ведомства, в лице митрополита Антония и бывшего товарища обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблера, но они присутствовали не по особому полномочию и назначению от лица всей церкви, а как призванные наряду с другими членами совещания: Μ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несколько месяцев тому назад в Екатеринодаре, сначала в религиозно-просветительном отделе Совета государственного объединения, а потом у высшего командования Добровольческой армии возникла мысль об учреждении на Юге России Высшего церковного управления, потому что оторванные от Святейшего Патриарха и высших церковных учреждений местные епархиальные власти вынуждены были действовать разрозненно по многим вопросам, и, кроме того, пред ними вставали вопросы, выходящие из пределов их компетенции и прямо не разрешимые ни для епархиальной духовной, ни для светской высшей власти. Сношение по этим вопросам с Святейшим Патриархом, вследствие перерыва связи, невозможно ни для епархиальных учреждений, ни для высшего командования, и, кроме того, сношения последнего с Патриархом небезопасны для Патриарха. И еще одно обстоятельство несравненно высшего, идейного порядка заставляло помышлять об учреждении на Юге России Высшего церковного управления: Россия раздроблена, расщеплена на части; необходимо гражданское и духовное объединение этих частей, и в этом отношении Высшее церковное управление может сослужить великую службу, объединяя раздробленные части России единою мыслию и властью. Возможность опасений, что образование высшей местной церковной власти послужит к умалению прав Св[ятейшего] Патриарха и высших церковных учреждений при нем, устраняется соображением, что благостный Патриарх, как отец, радеющий о благе Церкви, не может быть обижен и неблагосклонно посмотреть на установление этой временной церковной власти, которая по установлении связи с Патриархом тотчас же сложит свои полномочия, передав их Св[ятейшему] Патриарху и священному Всероссийскому Собору. После этого докладчик приступает к оглашению выработанных отделом положений о Высшем церковном управлении, но по прочтении первого пункта открываются общие прения по данному вопросу. «П[ункт] 1) Высшая церковная власть на Юге России до установления правильных с Св[ятейшим] Патриархом и Свящ[енным] Синодом сношений сосредоточивается в учреждаемом церковным Поместным Собором Юго-Востока России Высшем церковном управлении, которое именуется «Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его приказанию вытребовано было от Верюжской церкви древнее рукописное сказание о явлении мощей и чудесах праведного Прокопия, при чем бывшие тогда при ней священноцерковнослужители показали, что прежде было при церкви и житие святого, но вместе с указом и грамотою об освидетельствовании мощей взято в Архангельскую Консистории, и там в 1793 году во время пожара в Консистории сгорело, что и подтверждено сею последнею на отношение Вологодской Консистории 224 . В 1800 году статский советник Березников доносил Государю Императору, что во время бытности своей, по делам службы, в уздах Яренском, Устьсысольском и Сольвычегодском, подвергся он тяжкой болезни, и призвав в помощь праведного Прокопия Усьянского вскоре получил от нее исцеление, и просил Государя о повсемстность оглашении о мощах угодника Божия. Вследствие его прошения Святейшим Синодом в 180 1 году, декабря 16 дня, было постановлено, что «как по свидетельству сим мощам 1696 и 1739 года не оказалось многих на теле сего почитаемого за святого частей, и притом с которого времени оное открыто и кем? кто он и откуда верного сведения не найдено; описание же о происходивших якобы от оного чудесах к совершенному признанию его за святого и оглашению мощей весьма недостаточно, да и после того от епархиальных архиереев никакого об оных мощах в Святейший Синод донесения не было; то и оставить их в таком положении, в каком ныне состоять, не делая об оных повсеместного оглашения; о чем и Государю Императору донести». Но такое решение Святейшего Синода не удовлетворило усердных почитателей святого угодника; крестьянин Федор Кузнецов, по случаю исцеления своего от продолжительной и тяжкой болезни, полученного им от праведного Прокопия, положил обещание стараться об оглашении святых мощей его, и заручившись доверенностью четырех тысяч лиц, в 1809 году подал прошение Государю Императору, подобно Березникову, прося нетленные и уже дважды свидетельствованные мощи угодника огласить всенародно, а Государыню Императрицу Марию Феодоровну просил о пожертвовании на построение храма и дарование нового покрова на раку угодника взамен уже обветшавшего от временн покрова, данного Императрицей Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании коллоквиума. Преосвященный Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту удовлетворительною, а магистранта – достойным утверждения в степени магистра богословия и должности доцента Академии. Справка: По § 172 устава духовных академий: „Степени магистра богословия удостоиваются кандидаты богословия по напечатании признанного Советом достаточным для означенной степени сочинения и по надлежащей защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц на коллоквиуме, а числящиеся по второму разряду, сверх того, и по успешном выдержании указанных в § 171 испытаний“. – 2) По § 67 того же устава: „Для получе- —154— ния должности доцента надлежит иметь степень не ниже магистра богословия“. – 3) По § 109, лит. в. п. 6 и 2, устава, как „удостоение степени магистра богословия“, так и „избрание кандидатов на должности доцентов“ – значатся в числе дел Совета Академии, представляемых чрез местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении исправляющего должность доцента Императорской Московской Духовной Академии, кандидата богословия, священника П.А. Флоренского в степени магистра богословия и должности доцента Академии по занимаемой им кафедре истории философии. – 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод – пятнадцать экземпляров диссертации священника Флоренского и копии с отзывов о ней Преосвященного Ректора Академии Епископа Феодора и ординарного профессора С.С. Глаголева. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „6 июня 1914. Ходатайствовать“. 22 мая 1914 года. 6 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, – Инспектор Академии архимандрит Иларион, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов ; ординарные профессоры – С.И. Соболевский, С.С. Глаголев и Μ. М. Тареев ; экстраординарные профессоры – И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , Н.Л. Туницкий, А.П. Орлов, священник Д. В. Рождественский и священник И.В. Гумилевский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скворцов В. М. Отдел VI. Единоверие I. Единоверие и его правила Единоверие есть православие, содержимое с соблюдением благословенных церковью чинов и обрядов до Никоновского исправления. Содержат его глаголемые старообрядцы, возсоединившиеся с св. Церковью под условием ея благословения на соблюдение ими указанной чино-обрядности. Начало такому условному воссоединению старообрядцев с православною Церковью положено в Стародубье иноком диаконовского согласия Никодимом в 1783 г. За стародубскими «старообрядцами» вскоре последовали некоторые из старообрядцев нижегородских, казанских и петербургских. До 1800 г. условия воссоединения с Церковью для раскаявшихся в своем отступничестве раскольников в частностях не везде были одинаковы. В 1800 г. условия для сего воссоединения, представленныя московскими старообрядцами, просмотренныя и в некоторых пунктах оговоренныя м. Платоном 38 , приняты церковью и Высочайше утверждены, как обязательныя навсегда и для всех, желающих воссоединиться (под условием удержания «старого» обряда) из раскола с прав. Церковью. Условия эти получили название «правил единоверия». Всех их 16. Существенное содержание их таково: 1 . Св. Синодом разрешаются клятвы, положенныя прежде на двуперстие и другие подобные сему обряды 39 . 2 . священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей (буде они изъявят на то свое желание), или же хиротонисуются кандидаты на свящ. степени по избранию архиерея или по желанию прихожан. Хиротонисует и благославляет (пр. 9) единоверческое духовенство православный епископ по старопечатным книгам и с соблюдением «старых» обрядов. 3 . Единоверческие священно-церковно-служители совершают божественную службу, таинства и требы по старопечатным книгам. 4 . По тем же книгам совершается освящение единоверческих церквей (архиереем или с его благословения единовер. священником) и антиминсов (с изображениями согласно старопеч. потребников) для них. 5 . Единовер. священники не требуются в правос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010