обер–священника 1–й армии главным ее священником, в 1862 г., именно при упразднении учреждения 1–й армии и армейских корпусов (1, 2 и 3) с штабами этих частей и при образовании–взамен того для главного управления войсками–военных округов: варшавского, виленского и киевского. При устройстве нового окружного управления войсками признано неудобным, чтобы духовенство расположенных вне Царства Польского полков находилось далее в подчинение одному лицу с званием главного священника армии. Вследствие сего и было положено звание главного священника 1–й армии в Варшаве с его управлением упразднить, как упразднена и самая 1–я армия, с тем, чтобы православное духовенство войск этой армии состояло в непосредственном ведении главного священника армии и флотов. По упразднению управления главного священника в Варшаве, при штабе войск в Царстве Польском учреждена должность армейского благочинного, который, состоя священником находящейся при означенном штабе церкви, имеет в своем наблюдении тех священников, которые командируются в части войск Царства Польского, не имеющие своих священнослужителей. (Дело арх. канцел. главн. свящ. армии и флотов 1862 г. 51. 172 На таких именно основаниях были уволены полевые обер–священники прежних лет протоиереи: Карышев, Лосев и Верзилов и полевые обер–священники, служившие в крымскую войну, протоиереи: Мицкевич, Левковский и Мазюкевич. Первые получили пению по 738 р. 38 к., последние по 696 р. 90 к. и пожелали быть причисленными или к киевской, или к московской епархии. См. дело арх. канцел. главн. свящ. армии и флотов 1827 г. 61. 1831 г. 96. 1835 г. 33. 1856 г. 122. 174 В нынешнюю войну при главном штабе действующей дунайской или южной армии состоит полевой главный священник протоиерей Смолич, который назначен на эту должность Св. Синодом, по представлению главного священника армии и флотов и по одобрению главным штабом; 175 Приказ военного министр. 1868 г. 109 см. Свод, военн. постановл. 1869 г. ч. 1, кн. IV, гл. VIII отд. VI, ст. 429–435 и ст. 444 приказа об обязанности полевого главного священника армии наблюдать за отделенными от полков священниками в госпиталях и в вагенбурге опущена в своде.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

26 дек. 2003 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 25 февр. 2004 г. возведен в сан митрополита. С 2004 по 2009 г. председатель Международных образовательных Рождественских чтений и комиссии по их подготовке и проведению. Возглавлял организационные комитеты по подготовке и проведению церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (окт. 2004), 1-го (нояб. 2004) и 2-го (окт.-нояб. 2006) фестивалей правосл. СМИ «Вера и слово»; празднований 625-летия Куликовской битвы (май-сент. 2005) и 90-летия восстановления Патриаршества в РПЦ (окт.-нояб. 2007). Инициатор учреждения премии и председатель комиссии РПЦ по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009). В 1993-1996 гг. К. являлся членом Общественной палаты при Президенте России. В 1994-2009 гг. входил в состав Комиссии по вопросам религ. объединений при Правительстве РФ. С 2004 по 2009 г. член Совета по взаимодействию с религ. объединениями при Президенте России. С окт. 2005 по янв. 2010 г. являлся членом Общественной палаты РФ, был председателем комиссии Общественной палаты по сохранению духовного и культурного наследия (с 2006). Архиерейским Собором РПЦ 25 янв. 2009 г. избран одним из 3 кандидатов на Патриарший престол (получил 32 голоса). 27 янв. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. по итогам голосования на выборах патриарха занял 2-е место (169 голосов из 702 голосовавших). 31 марта 2009 г. Свящ. Синодом назначен председателем Издательского совета РПЦ и освобожден от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии. С 2010 г. председатель комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. С 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета РПЦ. Председатель открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» (с 2009). Секретарь Палаты попечителей Патриаршей лит. премии им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 2010).

http://pravenc.ru/text/1841361.html

С.– Петербургского 45 , в толковании на все Свящ. Писание Феофилакта (Горского, с 1769 до 1774) и в записках по классу чтения Св. Писания Афанасия (Иванова с 1786 до 1788) 46 , – значительная доля посвящается изъяснению книги Псалмов. Но особенно много потрудился в изъяснении ее бывший наставник той же Моск. Академии, а впоследствии Архиеп. Псковский Ириней (Клементьевский) . Составленное им обширное толкование на Книгу Псалмов существует в двух различных изданиях, из коих в первом (Москва 1791 г.) он, пользуясь западным толковником Беллярмином, главным образом объясняет иносказательный и таинственный смысл; во втором (1807 г.), а также и других последующих изданиях, – преимущественно излагает смысл буквальный, при чем пользуется Еврейским текстом, изданным в Вене с приложением латинского парафраза, перевода 70 толковников и с подстрочными примечаниями 47 .Объяснения его в обоих изданиях большею частью правильны и основываются на церковном Предании, в изложении отличаются простотой, ясностью, логическою последовательностью, и, по крайней мере, во втором издании, не страдают схоластикою предшествовавших ему толкователей. Поэтому толкование Преосв. Иринея, с первых же пор одобренное Св. синодом, и доселе составляет почти единственное полное и лучшее толкование Псалтири. Но оно еще очень далеко от совершенства. Сообразно со своим назначением для общенародного употребления оно не имеет строго научного характера и занимается почти исключительно положительною стороною книги, с целью дать простейшее изложение мысли свящ. текста в том виде, как он употребляется при Богослужении. Поэтому при своих объяснениях Преосв. Ириней обыкновенно следует славянскому тексту Псалтири и обращается к еврейскому подлиннику лишь тогда только, когда первый представляет затруднение к пониманию. По той же самой причине довольствуясь простейшею передачею мысли, какая заключается в букве текста, или какая указывается в нем Церковным Преданием, он вовсе опускает общие библиографические сведения о Псалтири, редко и только мимоходом касается вопроса о писателях псалмов 48 и мало останавливается на точнейшем определении исторических обстоятельств их происхождения, которыми большею частью обуславливается их содержание, равно как не входит в критические исследования, которые бы оправдывали его объяснения, по крайней мере важнейших догматических мест, против нападений экзегетов-рационалистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская духовная академия (1685), Санкт-Петербургская духовная академия (1797), Киевская духовная академия (1701), Минская духовная академия (1996), Кишиневская духовная академия (1997). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом. В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г. , к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.

http://pravenc.ru/text/63752.html

и розданы печатные брошюры правил по одному экземпляру на пять человек для руководства и исполнения; 5) службу инспектора считать со дня состоявшегося о нем определения св. синода т. е. 22 февраля сего года, а жалованье выдавать ему с нынешнего числа; по 11-е же марта включительно рассчитать жалованьем исправлявшего должность инспектора протоиерея Попруженко; 6) согласно заявлению в сем заседании инспектора, предоставить ему преподавание литургики, на основании § 40 уст. сем.; 7) согласно резолюции его высокопреосвященства, сообщить об определении свящ. Алексея Соловьева инспектором херсонской семинарии в херсонскую дух. консисторию, препроводив ей копию указа св. синода и в редакцию херсонских епархиальных ведомостей для напечатания; 8) на место свящ. Ал. Соловьева представить на утверждение его высокопреосвященства членом педагогического собрания правления избранного на общем съезде духовенством кандидата в члены протоиерея магистра Михаила Диевского 267 . Здание херсонской семинарии, как ранее было замечено, по тесноте помещений не удовлетворяло своему назначению: в одной комнате находилось и правление, и канцелярия, ученики собирались на молитву в столовой и проч. Эта теснота чувствовалась при старом уставе семинарии, когда три отделения составляли три класса, теперь же, при новом уставе, необходимо было разместить шесть классов. Как мы видели, с трудом и неудобствами это было сделано, тем не менее необходимость расширить здание семинарии этим не устранялась. И вот, в апреле последовал на имя архиепископа указ, что св. синодом разрешено прекратить в херсонской семинарии учение с испытаниями в настоящем году в мае месяце по случаю предстоящей перестройки зданий херсонской семинарии, но с тем, чтобы в будущем учебном году учение почато было своевременно. На указе этом от 27 апреля сего же года его высокопреосвященство сделана следующая резолюция: «семинарское правление имеет учинить по сему надлежащее распоряжение». 6-го мая правление постановило: 1) учение по всем классам семинарии прекратить 7-го мая; 2) 8 мая по всем классам назначить ученикам письменные упражнения, которые должны быть написаны под надзором особого наставника в каждом классе, а прочтены и оценены другими наставниками, по назначению правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главным объектом интересов В. была библеистика, что определяло его интерес к смежным областям знаний: античной лит-ре, истории Др. Востока, археологии и религиеведению. В. не принадлежал к академической научной среде, в основе его исследовательской деятельности лежала личная увлеченность. 1-я кн. «Библия и наука» (СПб., 1870) была написана как апологетика библейского Откровения. Для подтверждения истинности библейских сообщений в работе привлечены выводы геологии, истории, археологии, сравнительного религиеведения и др. наук. Целью главного сочинения В. «Священная летопись» (СПб., 1875-1898) было показать единство действий Промысла Божия в ВЗ и НЗ. Книга представляет собой обширный комментарий на Пятикнижие с общим введением (Т. 1-3); обзор Свящ. истории ВЗ: от завоеваний Иисуса Навина до кончины прор. Елисея, включающий разбор Псалтири, книг Иова, Песни Песней, Притч и Екклесиаста (Т. 4); экскурс в Свящ. историю времени служения прор. Исаии и подробный комментарий на книгу этого пророка (Т. 5). После издания первых 3 томов В. был удостоен грамоты Святейшего Синода. «Священная летопись» была рекомендована Учебным комитетом для приобретения б-кам духовных семинарий, Святейшим Синодом - приходскому духовенству для просветительской работы, аналогичные рекомендации были даны Военным ведомством б-кам военных уч-щ и Мин-вом народного просвещения б-кам средних учебных заведений. В качестве основного текста в этой работе был взят недавно вышедший Синодальный перевод Библии. Труд В. стал прототипом наиболее полного комментария на всю Библию, осуществленного впосл. А. П. Лопухиным . В предисловии к 5-му т. «Священной летописи» В. отмечает, что его книга - «попытка популярного объяснения этой пророческой книги... с целию говорить сердцу брата моего во Христе» (Т. 5. С. I, VII). Сочинения В. эклектичны и представляют собой компиляцию из различных источников: из святоотеческих толкований, работ отечественных экзегетов (напр., «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета (Дроздова)), совр. зап., прежде всего англ., комментариев к Библии. Сознавая себя в библеистике дилетантом, автор видит в этом и сильную сторону своего творчества, он считает, что ему, «как человеку, живущему в мире, может быть виднее и яснее, что более всего нужно в комментарии обыкновенному читателю» (Т. 5. С. VII). Сочинение В. является уникальным в своем роде опытом толкования Библии верующим мирянином, не получившим систематического богословского образования.

http://pravenc.ru/text/155021.html

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В состав ВЦС, возглавляемого, как и Свящ. Синод, Святейшим Патриархом, входило в соответствии с определением Собора «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» 15 членов, в т. ч. 3 архиерея из состава Свящ. Синода, к-рые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора на 3-летний межсоборный срок 1 монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. В ВЦС из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики, а также лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами ВЦС избирались также в равном числе заместители, к-рые должны были в межсоборный период заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определяющейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались (помимо скончавшихся) также те члены ВЦС, к-рые больше месяца не посещали заседаний без уважительной причины. Дела в ВЦС решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. В соответствии с соборным определением никто из присутствовавших не мог отказаться от голосования. В определении Собора содержалось положение о том, что если Патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, то он может заявить протест на том же заседании, затем его необходимо изложить в письменном виде и передать в 3-дневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться ВЦС. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо Патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им т. о. решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от к-рого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право предоставлено было исключительно Патриарху, но не замещающим его по тем или иным обстоятельствам иерархам в качестве председательствующих на заседаниях ВЦС.

http://pravenc.ru/text/161111.html

Весной 1384 г. по неясной причине И. Г. покинул осажденную Фессалонику и приехал в К-поль. Патриарх Нил неоднократно обращался к И. Г. с призывами вернуться в епархию. В сент. 1384 г. решением Свящ. Синода К-польской Церкви И. Г. был низложен в связи с его длительным отсутствием на кафедре. Возможно, неожиданный переезд И. Г. в К-поль был лишь предлогом для его низложения; его политические связи с различными визант. деятелями, в т. ч. с представителями правящей династии Палеологов, делившими между собой власть и земли империи, в этот период не отражены в источниках. Жители Фессалоники также были недовольны отъездом митрополита: 15 июля 1385 г. иером. Досифей Карантин отправил ему письмо, где упрекал за то, что он покинул город. В ответ 14 сент. 1385 г. И. Г. отправил послание-апологию с извинениями, он объяснял, что оставил Фессалонику против своей воли, и выразил надежду на скорое возвращение, тем более что страдал и от разлуки с братом, к-рый находился в осажденном городе. В нач. 1386 г. И. Г. был возвращен сан митрополита Фессалоники. Возможно, к этому моменту в связи со смертью имп. Андроника IV в 1385 г. политическая ситуация в Византии изменилась и прежние конфликты И. Г. с имп. Мануилом и Свящ. Синодом оказались исчерпаны. Тем не менее по намекам в письмах И. Г. можно заключить, что отношения с патриархом Нилом были холодными (Ibid. 1912. Επ. 5. Σ. 376-379). И. Г. оставался в К-поле при дворе по крайней мере до сер. лета 1389 г. В 1387 г. турки захватили Фессалонику и увели в М. Азию большое число пленных (оккупация продолжалась до 1392 и в 1394-1403). После 1389 г. И. Г. отправился в Анатолию ко двору султана Баязида I, чтобы вести переговоры, вероятно, о судьбе плененных и о будущем положении Фессалоники и ее жителей-христиан под тур. правлением. Тяжелому путешествию И. Г. в Анатолию посвящена монодия ритора Константина Иванка из Фессалоники (PLP, N 7973), обращенная к митрополиту. И. Г. вернулся на престол Фессалоники, возможно, в 1393 г. (известны 2 его гомилии, произнесенные в Фессалонике в окт.

http://pravenc.ru/text/674902.html

Однако в отличие от извлечений из подлинно „символических книг“ извлечения из „Апостольских постановлений“ печатаются, нами хотя и в тексте, но мелким шрифтом. Затем, в настоящем выпуске извлечения из символических книг и тексты Священ. Писания в них ради большей общепонятности и общедоступности его для читателей приводятся в русском переводе, а не в славянском, как в первом выпуске. Исключение составляют извлечения только из тех символических книг, русского перевода которых не существует, именно – „Правил Св. Апостолов и Правил Св. Отцев“; но тексты Свящ. Писания и здесь приводятся по-русски. Взять же на себя новое, трудное и ответственное дело перевода указанных символических книг на русский язык мы естественно не решились... Наконец, в отличие от первого выпуска Сборника, в настоящем, особенно в первой половине его, есть очень много, иногда довольно обширных, подстрочных примечаний. Примечания эти состоят в объяснении некоторых малопонятных выражений в символических извлечениях, в дополнении мест Свящ. Писания, которые в тексте извлечений приводятся неполно, более же всего в научном разъяснении нравоучительного содержания извлечений. Питаем надежду, что никто из читателей нашего сборника не посетует на него за примечания, так как в них обсуждаются такие вопросы православно-христианского учения о нравственности, которые имеют первостепенную важность в нем и глубокий интерес для каждого верующего, но которые всего менее могут быть признаны вполне обработанными в научном отношении. Общий план в расположении символических извлечений нравоучительного характера в Сборнике соответствует программе по Нравственному Богословию, утвержденной Святейшим Синодом для духовных семинарий. Разделяя Нравственное Богословие на общее и частное, синодская программа предполагает в первом изложение православно-христианского учения о нравственной жизни вообще, во втором – о частнейших обязанностях христианина к Богу, самому себе и ближним. Подобным образом и наш Сборник этот делится на две половины с ответственною семинарской программе задачею для каждой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010