Другим является вопрос, касающийся возможности рукополагать в священный сан женатых мужчин, когда их супружеские узы ещё продолжаются. Уже было сказано, что после недавнего восстановления «постоянного диаконата» была признана возможность наделять им мужчин зрелого возраста, в том числе и женатых, с согласия жены, с которой они могут продолжать жить по-супружески. Вопрос о том, можно ли женатых мужчин рукополагать в священники, особо рассматривался III Синодом Епископов. В его заключительном документе о «служебном священстве» для голосования Отцам Синода были предложены две формулы по этому поводу, составленные следующим образом: а) «При постоянном сохранении права Верховного Понтифика рукоположение в священники женатых мужчин не допускается даже в особых случаях»; б) «Только Верховному Понтифику надлежит в особых случаях, по пастырской необходимости, ради блага вселенской Церкви, допускать к священническому рукоположению женатых мужчин зрелого возраста и испытанной честности» 92 . За первую формулировку было отдано больше голосов. Св. Отец принял и подтвердил все заключения, которые в документе соответствовали действующим нормам; особым образом он подтвердил, что в Латинской Церкви будет с Божьей помощью всецело соблюдаться нынешняя дисциплина священнического безбрачия. Что же касается двух изложенных формул, то он оставил за собой право «в дальнейшем со всей тщательностью проводить рассмотрение, посредством которого он будет размышлять о том, какие предложения, содержащиеся в пожеланиях синодального собрания, целесообразно будет утвердить как предписания или нормы действия» 93 . Слова Папы не исключали возможности рукополагать в священники женатых мужчин. Известно, что посредством Свящ. Конгр. Таинств Папа предоставил такую возможность, чтобы некоторые из них были рукоположены в священники 94 , предварительно получив согласие жены и отказавшись жить с ней как с супругой. После смерти жены не только эти последние, в силу обязательства безбрачия, которое они продолжают нести, не могут заключить новый брак, что представляется очевидным, но и, согласно кан. 1087 – лица, рукоположенные в постоянные диаконы, уже женатые, если только в отдельных случаях им не будет дана диспенсация. Такое право принадлежит Апостольскому Престолу, то есть Свящ. Конгр. Таинств, или, если речь идёт о тех странах, где ведётся миссионерская деятельность – Свящ. Конгр. евангелизации народов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

120 По этому Высочайше утвержденному 19 марта 1855 г. штату в канцелярии управляющего придворным духовенством обер–священника гвардейского и гренадерского корпусов назначены: секретарь с жалованьем 500 р. в VIII классе по должности и мундиру, в VII разряде по пенсии; регистратор, он же и архивариус, с жалованьем 250 р. и X классе по должности и мундиру, в IX разряде по пенсии и два канцелярских служителя с жалованьем по 150 р. каждому, в XII классе по должности, X по мундиру и IX разряде по пенсии. Сумма на содержание этой канцелярии назначена частью из государственного казначейства, частью из сумм духовного ведомства, а именно к отпускаемым уже из государственного казначейства 971 р. и 75 к. прибавлено 278 р. 25 к. с. из сумм духовного ведомства с тем, чтобы остатки расхода по одной статье назначались по усмотрению обер–священника, на открытие могущих быть недостатков по другой, а также на награды и на пособие чиновникам и канцелярским служителям (Указ Св. Синода 4 апр. 1855 г. сн. дело канцел. главн. свящ. гвардии и гренадер 1855 г. 16). 121 Там. дело 1855 г. 16. Не лишне прибавить, что вакансия второго канцелярского служителя, положенная по назначенным штатам, остается незамещенною. Практика эта ведёт свое начало с 1838 г., когда бывший обер–священник главного штаба и отдельного гвардейского корпуса протопресвитер Музовский ходатайствовал пред Св. Синодом, чтобы остающейся свободным оклад второго писца (400) разделять тем лицам, которые будут исполнять его обязанности впредь до замещения сей вакансии, и Св. синод дозволил это, с вычетом 10% в пользу инвалидов (Дело арх. Св. Синода 1838 г. 1626). Подобное же замечание позволительно сделать и относительно должности помощника секретаря, вакансия которого «по неимению в ней надобности» оставалась незамещенною и ассигнованный на нее деньги разделялись между секретарем и писцом (Дело арх. Св. Синода 1849 г. 3321). 122 См. Отнош. Обер. Свящ. Державина к Синод. Обер Прокур кн. Голицину. Дело канц. Главн. Свящ. Армии и флота 1808г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Синодом, смирять виновного отлучением, делая только это без особой торжественности – «без великих оных чрез протодиакона провозвещений, а лишь на малой хартинке написав вину преступника и отлучение его»; притом и самое отлучение, в этом случае состоит только в отрешении от сообщения с правоверными в общих молитвах, в запрещении входа церковного и на некоторое время – причастия св. Тайн.  Не только подпавший малому отлучению, но даже и анафематствованный отлучается от причастия Даров духовных не навсегда, а «дондеже истинно от сердца не покается». Даже в случае надругания над анафемой, не изрекается таковому ругателю безусловного и вечного отлучения, а только Епископ должен послать о том челобитную к Духовному Коллегиуму (т. е. Св. Синоду), а Коллегиум, разыскав истину, будет с настоянием просить суда у подобающей мирской власти, или у самого Царского Величества. Вообще же Духовным Регламентом Епископу «во употреблении власти своей связательной, то есть в отлучении и анафеме», предписывается, чтобы он не был «скор, но долготерпелив и рассудителен: даде бо Господь власть сию в созидание, а не на разорение» (Дух. Регл., о Еписк., 16 п.). В прежнее время, по силе Духовного Регламента, великие отлучения действовали у нас неослабно. Только со времени Императрицы Екатерины II они заметно стали исчезать из духовно-судебной практики (см. «Церк. Отлуч.», проф. А. Лебедева , 8–9 стр.; об отлуч. в древне-христ. Церкви см. в соч. проф. В. Кипарисова «О церковной дисциплине», 249–346 стр.). В последующее время великое отлучение определенных лиц хотя не практиковалось, но оно всегда оставалось (см. Дух. Регл., о Еписк., 16 п.) юридически возможным (Кр. курс лекций по церк. праву, свящ. А. Альбова, 160 стр.; Кур. Церк. Права, проф. Н. Суворова , 2 т., 160–161 стр.). От ближайшего к нам времени известны случаи отлучения Св. Синодом определенных лиц путем обнародования об этом через напечатание в «Цер. Ведомостях». Кроме великого отлучения отдельных определенных лиц, есть еще великое отлучение общее, которое в настоящее время совершается у нас каждогодно, по установленному для этого особому чину.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Преемник Иоакима, Софроний 417 , созвал (24 февраля 1864 г.) общее собрание, состоявшее из всех патриархов, как управляющих, там и живущих на покое, синодальных членов и других архиереев, живущих в Константинополе, архиепископа Синайской горы, членов церковнонародного собрания и других светских и духовных лиц, всего до 70 человек, в числе которых было несколько и болгар. По определению этого собрания 418 разъяснительная коммиссия из 9 членов подробно обсудила и за тем осудила 8 болгарских пунктов и отрицательный ответ её, рассмотренный синодом, препровожден быль к турецкому правительству, но остался без всяких последствий 419 . Между тем турецкий министр прислал (1866 г.) в патриархию на рассмотрение еще 6 болгарских предложений; но эти предложения также были отвергнуты, по поручению патриарха и синода, коммиссиею из 6 членов. Преемник Софрония, патриарх Григории VI с свящ. синодом, желая скорее придти к решению болгарского вопроса, изготовил (в мае 1867 г.) и представил Порте такой проект, который, по его мнению, нимало не нарушая священных канонов, допускал некоторое ограничение патриаршего престола по управлению болгарами. Он состоял из 18 пунктов. Сущность его такова: а) для болгар образуется особый экзархат, обнимающий пространство от Дуная до Емоса, что и составляет собственно болгарию; б) экзархат этот, заключая в себе определенное число митрополий и епископий 420 , зависит от Константинополя; в) он управляет внутренними делами посредством областного синода и при богослужении употребляет тот язык, который будет признан более удобным, но вместе с тем экзархат находится под наблюдением вселенского патриарха, который утверждает и защищает законного иерарха и подведомых ему митрополитов в отношении церковном и гражданском, и по обычаю имеет право апелляционного суда по важнейшим догматическим и каноническим вопросам: г) экзарх и все болгарские мйтрополиты поставляются вселенским патриархом и поминают имя его; д) составленный на основании церковных канонов и преданий устав областного синода представляется на утверждение патриарха; е) берат экзарху выдается только по представлению патриарха 421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Синодом, как сказывал мне преосвящ. председатель нашего комитета. Перевод Свящ. Писания Св. Синодом 1342 продолжается. —427— Сему труду посвящается одно из заседаний Св. Синода, собственно понедельничное, когда члены собираются к первоприсутствующему, на библейное заседание, как выражаются синодские сторожа. По исполнении Ваших поручений, позвольте, Ваше Высокопреподобие, обратиться к Вам со следующей просьбой: во время представления мною одного комитетского журнала преосвящ. председатель выразил желание, что он очень желал бы и ему весьма нужно бы познакомиться с находящимися в нашей Академической библиотеке Волоколамскими рукописями 1343 , и спрашивал – не может ли —428— быть выслано ему описание сих рукописей 1344 не на долгое время. При сем прилагаю тезисы Нильского. Наши комитетские дела движутся медленно. Самый краткий срок для окончания наших дел, указанный обер-прокурору юрисконсультом, три месяца. И дай Бог, чтобы это оправдалось. – Журналы наших заседаний печатаются, и редакция, которую я даю комитетским рассуждениям, председателем и некоторыми членами не осуждается. В Казанской Академии помощником ректора по Богословскому отделению сделан сам ректор 1345 . Во исполнение указа о не подавших курсовые рассуждения 1346 , Киевский Митрополит представил, что таковых —429— из Киевских воспитанников – 15 человек, которые и должны будут низойти до училищ. Душевную благодарность приношу Вашему Высокопреподобию за благожелание и призывание Божией помощи на делание мое и усердно прошу преподать мне Ваше благословение и напутствовать благожеланиями и на будущее время. С совершеннейшим почтением и душевной преданностью имею честь быть Вашего Высокопреподобия всепокорнейшим слугой э.-о. профессор Александр Лавров 5 ноября 1870. С.-Петербург. 14 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Ныне утром послал я письмо Вашему Высокопреподобию. А вечером ныне же открылась нужда вновь писать Вам. Пред заседанием комитета преосвящ. председатель наш обратился ко мне с вопросом: не может ли быть ему выслана находящаяся в нашей Академической библиотеке рукопись: «Сборник Митрополита Даниила» 1347 на некоторое время? и поручил мне обратиться с сим вопросом к Вашему Высокопреподобию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В тот же день виделся я с преосвящ. Леонидом на Саввинском подворье. 3-го ч., четверг, оставался в квартире и принимал многочисленных посетителей, как знакомых Московских, так и приезжих из других мест по случаю юбилея. 4-го ч. утром, после ранней литургии, в 8-м часу отправился по железной дороге в Лавру. На станции встретился с преосвящ. Филофеем, архиепископом Тверским, который вместе с преосвящ. Нектарием Нижегородским и протоиереем придворной церкви И. В. Рождественским , послан был, как присутствовавший тогда в Синоде, в качестве депутата от Св. Синода для приветствования высокого юбиляра. Преосвященнейший благосклонно пригласил меня сесть вместе с ним в особое отделение вагона, и мы, сидя вдвоем, в продолжение всего пути, беседовали с ним самым искренним, откровенным образом, в чем я не мог не видеть доброго отеческого ко мне расположения, хотя прежде я не был никогда в особенно близких к нему отношениях. В беседе этой, между прочим, Тверский владыка рассуждал о поспешности в действиях обер-прокурора графа Д. А. Толстого; о новом семинарском уставе, который не был внимательно рассмотрен членами Св. Синода (хотя обер-прокурор в своем отчете за 1867 г. (стр. 99) и выражался, что будто бы труды комитета по образованию средних и низших духовно-учебных заведений всесторонне были обсуждаемы Св. Синодом); о перенесении мощей препод. Евфросинии, чему он вполне сочувствует; в об известном писателе – памфлетисте свящ. Белюстине 802 , который будто-бы находится под особенным покровительством Киевского митрополита Арсения; о его сочинении: «Страстная Неделя» (которое в 1865 г. поручено было мне Св. Синодом рассмотреть и о котором мною сделан был неодобрительный отзыв: велено запретить с извещением о том цензурных комитетов); о лишении меня к Пасхе награды, по настоянию митрополита Исидора, под тем предлогом, что Петербургские викарии уходили без этой награды; о ревизии мною Московской академии в 1866 г.: определено поставить на вид академическому правлению и обратить внимание на преподавание догматического Богословия 803 ; о преосвященном Ярославском Ниле 804 (не высокого понятия о нем в религиозно-нравственном отношении).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Разделы портала «Азбука веры» 17 Май 2023 Священный Синод утвердил порядок назначения на должность и освобождения от должности ректоров семинарий, игуменов и игумений обителей в особенных случаях В Избранное Фото: свящ. Игорь Палкин, foto.patriarchia.ru 16 мая 2023 года участники  заседания  Священного Синода Русской Православной Церкви обсудили порядок назначения на должность и освобождения от должности ректоров семинарий, игуменов и игумений обителей в особенных случаях ( журнал 39 ). В Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи с просьбой об указаниях относительно порядка освобождения от должности ректоров семинарий, наместников, игуменов и игумений обителей в случае их нахождения под церковным судом или в связи с длительной болезнью, препятствующей исполнению обязанностей, а также о порядке назначения на упомянутые должности в перечисленных случаях или в случае кончины должностного лица. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальные архиереи вправе издавать указы о назначении или освобождении лиц, замещающих упомянутые должности, на основании решения Священного Синода ( пункт л статьи 18 главы XVI ). В целях обеспечения уставной деятельности епархиальных монастырей и духовных семинарий епархиального подчинения члены Священного Синода постановили, что в исключительных случаях, в том числе в связи с тяжелой и препятствующей исполнению обязанностей болезнью наместника (игумена, игумении) монастыря, ректора духовной семинарии или нахождением его (ее) под церковным судом, епархиальный архиерей вправе на основании письменного согласия (резолюции) Патриарха Московского и всея Руси и с последующим изданием Священным Синодом соответствующего определения указом освободить от должности наместника (игумена, игумению) епархиального монастыря, ректора духовной семинарии епархиального подчинения. В случае смерти наместника (игумена, игумении), ректора духовной семинарии а также при освобождении его (ее) от должности на основании определения Священного Синода или в порядке, предусмотренном выше, епархиальный архиерей вправе на основании письменного согласия (резолюции) Патриарха Московского и всея Руси и с последующим изданием Священным Синодом соответствующего определения указом назначить сроком на один год (с правом продления полномочий) на должность исполняющего обязанности наместника (игумена, игумении) епархиального монастыря, ректора духовной семинарии епархиального подчинения (с внесением сведений о нем (о ней) в соответствующие государственные реестры юридических лиц).

http://azbyka.ru/news/svjashhennyj-sinod...

Относительно внешнего благоустройства в адресе сказано, между прочим, следующее: «Благодаря Вашему попечению и ходатайству пред Св. Синодом, Тамбовская духовная семинария получила необходимые средства для распространения своей слишком тесной усадьбы, не соответствовавшей современным нуждам семинарского хозяйства и учебно-воспитательного дела. Приобретение двух смежных с семинарией усадебных мест дало возможность семинарии освободиться от многих хозяйственных неудобств и непроизводительных расходов, обусловленных теснотой семинарской усадьбы, увеличить жилые помещения для казенно-коштных воспитанников и семинарской администрации и с большим удобством поместить в своих стенах те, служащие делу христианского просвещения, епархиальные учреждения, которые со дня основания своего неизменно пользовались доселе материальной и нравственной поддержкой со стороны семинарии и трудами ее начальников и учебного персонала.... В целях дальнейшего благоустройства семинарии Вашим Преосвященством предприняты еще более важные ходатайства пред Св. Синодом о капитальном ремонте всех семинарских зданий, давно нуждающихся в этом, и о расширении семинарского храма, главного классного корпуса, образцовой церковно-приходской школы и семинарской больницы.... Время Вашего управления Тамбовской епархией будет отмечено в истории нашей духовной семинарии весьма значительным увеличением благотворительных капиталов для вспомоществования беднейшим ученикам семинарии. Капитал этот, ко времени вступления Вашего на Тамбовскую кафедру состоявший из 57000 руб., в настоящем году, после ликвидации поступивших в распоряжение семинарии имуществ, имеет возрасти до 80000 руб. Попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской духовной семинарии, три с половиной года находившееся под Вашим Архипастырским покровительством, также значительно увеличило свой основной капитал и расширило свою деятельность, ежегодно пользуясь щедрыми пожертвованиями из личных средств Вашего Преосвященства и других благотворителей». «Благодаря Вашей Архипастырской заботливости и представлению в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее проблематичной оказалась реализация положений устава, касающихся учебного процесса. Прежде всего необходимо было обеспечить кафедры преподавателями с соответствующим научным уровнем. Согласно Уставу 1869 г., было закрыто 2 кафедры по физико-математическим наукам и учреждено 8 новых: 2-я кафедра Свящ. Писания, кафедры основного богословия, метафизики и рус. церковной истории (отдельно от гражданской), библейской археологии, библейской истории, 2-я кафедра гражданской истории (новой) и кафедра рус. языка и слав. наречий. Ряд преподавателей было назначено для чтения лекций по гомилетике с пастырским богословием и церковной археологии с литургикой. Синод разрешил не устраивать баллотировку преподавателей, прослуживших 25 лет и продлил им срок службы еще на одно пятилетие. В МДА после распределения преподавателей по кафедрам оказались вакантные кафедры, и новообразованному Совету академии пришлось приложить немало усилий к формированию корпорации. Прежде всего были привлечены к преподаванию выпускники предреформенных лет: выпускник 1868 г. Н. А. Елеонский преподавал гомилетику и литургику, а в 1870 г. был избран доцентом кафедры Свящ. Писания, его однокурсник, П. И. Цветков, был направлен на кафедру латинского языка и словесности (выпускник 1870 г.), А. П. Лебедев - на кафедру древней церковной истории, его однокурсник, А. П. Смирнов,- на кафедру библейской истории. Исключение из академии физико-математических дисциплин вызвало серьезные споры: возникала проблема подготовки преподавателей математики и естественных наук для семинарий и духовных уч-щ. Кроме того, профессор дореформенного физико-математического класса МДА Д. Ф. Голубинский хотел своими знаниями по естественным наукам быть полезным академии «в разъяснении вопросов, соприкосновенных с областью Богословия и областью наук естественных». Личное ходатайство Голубинского перед Синодом, поддержанное Советом академии, Горским и свт. Иннокентием, позволило учредить для МДА на средства Московской епархии внештатную кафедру естественно-научной апологетики. Хотя дисциплина была необязательной, практически все студенты 1-го курса ежегодно изъявляли желание слушать лекции на этой кафедре. На кафедру рус. гражданской истории пригласили выпускника Московского ун-та В. О. Ключевского : это был редкий случай привлечения на небогословскую кафедру университетского специалиста.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

332 «Это, – говорит Низе, – общеизвесгный факт, касательно которого я могу указать на римские рукописи Момзена, 1, 47». Ibid. s. 31. 334 Во 2-ой Макк., напр., V гл. 11 ст., чаще употребляется „διλαμβανειν“ в значении „υπολαμβανειν“. То же самое находится, напр., в нτсколько позднейшей эфесской надписи у Диттенбергера (Syll. 1,329. 20). Далее сравним, XI, 23, в письме Антиоха Евпатора, выражение „του πατρος ημων εις θεους μετασταντος“ с надписью из Гиераполиса: „επει βασιλισσα Απολλωνις – μεθεστηκεν εξς θεους“. Цитовано из Низе. стр. 31. 339 Творения св. священномуч. Киприана, выпуск второй. Труды Киев. Дух. Акад. за 1884. Письма к Фортунату об увещании к мученичеству, стр. 311–313. Прим. Далее: P . g. следует читать – Migne. Patrologie latine. 396 85 апост. прав. «Правила св. Апостол, св. соборов Вселенских и поместных и св. отец, с толкованиями». Изд. Моск. общ. любит. дух. просв. Москва. 1876 г. стр. 158–159. 400 Соч. Епифания Кипрского в русском переводе. Москва. 1863 г. В I т., 254–255 стр., и во II, с. 182, 352, Епифаний ясно говорит об эпохе Маккавеев; во II т., стр. 280, 372, 437 и VI т., стр. 220, он разделяет все книги на признанные каноническими и книги непризнанные всеми за книги Свящ. Писания; в 1 т., стр, 49, 50; VI, 219, 220, 254–256, перечисляя книги Свящ. Пис. Ветх. Зав., призн. всеми за канонические, в числе их не помещает книг Маккавейских. 405 Пространный христианский катихизис православные кафолические восточные церкви, рассм. и одоб. Святейшим Синодом. Москва. 1842 г. 10–12 стр. 407 Tischreden. Bd. 62. s. 131. Е. А. См. у Zöckler’a: „Die Apokryphen des Alten Testaments...” s. 95. 408 „Grund u. Ursach aller durch die röm. Bulle unrechtlich verurt. Artikel u. E. A. 24, 148”. См. у Zückler’a, ibid. s. 95. 410 Взято у Grimm’a: „Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zu den Apokryphen d. A. T.“ s. 28. Т. IV. 411 Пелликан говорит (Comment, ad apocryph. libr. p. 332): „Non abs re judicant peritiores quique, hoc libro secundo carere posse ecclesias, sed et mihi quoque a juventute semper hic liber lectus et saepe auditus magnos injecit scrupulos tum ob stili dissim ilitudinem ad reliquos ecclesiaticos libros omnes, tum quia in multis non tantum aliéna, sed et contraria videbam dici libro primo, quae concordare neutiquam poteram“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010