II. Вопрос о каноне Ветхого Завета в связи с изданиями русской Библии. Важнейшим событием в церковной жизни России в XIX в. стал перевод на рус. язык Свящ. Писания. Публикация синодального перевода Библии в 1876 г. способствовала широкой библейской образованности. Все издания рус. Библии, осуществленные Святейшим Синодом до 1917 г., сохраняли полную преемственность славянской в составе, объеме (за исключением предисловия Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова) и последовательности книг. В них не отмечалось подразделение книг ВЗ по их статусу. Возникает вопрос, насколько определения богословов XIX в. повлияли на характер изданий русской Библии. Включение Катехизиса во все общеобязательные учебные программы по Закону Божию Мин-вом народного просвещения указывает на нек-рое знакомство общественности с концепцией разделения состава книг ВЗ по их каноническому достоинству. Однако распространение терминологии, использованной во «Введении...», было достаточно ограниченным: авторы, не получившие специального, семинарского образования, с ней определенно не были знакомы. Даже Н. А. Астафьев , председатель Об-ва для распространения Свящ. Писания в России, перу к-рого принадлежит исследование по истории Библии в России, не знал термина «неканонические книги» и использовал для обозначения книг данной группы термин «апокрифические» ( Астафьев. 1889. С. 19-21, 25 и др.). Общеупотребительным термин «неканонические книги» стал только после 2-го издания Библии Московской Патриархией в 1968 г., где было опубликовано приложение «О книгах канонических и неканонических», повторяемое затем всеми последующими церковными изданиями. В оглавлении «неканонические книги» помечались звездочкой. (Первое издание (1956) этих особенностей не имело и следовало синодальным изданиям.) Приложение дает следующее определение: «В Ветхом Завете есть книги канонические и неканонические. Основное различие между ними в том, что книги канонические более древние, написаны в XV-V вв. до Р. Х., а книги неканонические, т. е. не вошедшие в канон, в собрание священных книг, написаны позже, в IV-I вв. до Р. Х.» (С. 1000). Как видно, определения, предлагаемые в приложении, целиком и полностью отвечают позиции Катехизиса, заимствуют терминологию митр. Макария, лишая, однако, «неканонические книги» статуса «священных». По существу это выражение протестант. позиции по вопросу о ветхозаветном каноне, возвращение к Катехизису без учета той корректировки его положений, к-рая была осуществлена уже менее чем через 10 лет после его опубликования.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

3. Ст. 11). Независимо от епархиальных комиссии и кассы архиерей может создать Совещательный экономический орган для изучения экономических проблем епархии (Ст. 44). Размер жалованья приходского духовенства зависит от его образования, в связи с чем все священники разделены на 4 разряда (Ст. 48. 3). Если в епархии или в приходе нет достаточных средств для выплаты нужной суммы, недостающие деньги выплачивает Единый фонд зарплаты (Ст. 48. 2). Приходские комиссии состоят из председателя (клирика или мирянина, назначаемого архиереем) и 4 выборных мирян (Ст. 52). Решение приходской комиссии не вступает в силу без утверждения архиереем, или епархиальной комиссией, или Свящ. Синодом (Ст. 64). В каждом приходе действует приходская касса (Ст. 63), средства в к-рую поступают от недвижимой и движимой собственности прихода, от продажи свечей, от совершения треб и выдачи удостоверений, от сборов и пожертвований (Прил. 3. Ст. 12). Эти средства расходуются на отчисления в епархию и в Центральную церковную комиссию, зарплату певчим и алтарникам, ремонт и содержание храма, выплату налогов, помощь благотворительным и образовательным учреждениям, ремонт и содержание приходской собственности (Прил. 3. Ст. 13). КПЦ имеет следующие судебные органы: епархиальный архиерей, епископские 3-членные суды в каждой епархии под председательством архиерея, Синодальный суд из 5 архиереев, имеющих епархию, и Свящ. Синод (Ст. 78). Уставная хартия 2010 г. детально регламентирует церковное судопроизводство (Прил. 2, разд. 1-2), в т. ч. признано право обвиняемого иметь адвоката (Прил. 2, разд. 2, ст. 26 Δ). Осужденный архиерей может апеллировать к К-польскому патриарху (Ст. 81). Новая Уставная хартия признает гос. институт брака, но не дает права гос-ву аннулировать брак-таинство, заключенный в Церкви. При заключении браков вводятся возрастные ограничения. Не разрешается совершение бракосочетания над лицами младше 18 лет (в особых случаях допускается после 16-летия) (Ст. 83. 3). В случае если разница в возрасте буд. супругов составляет больше 25 лет, требуется особое разрешение архиерея (Ст. 83. 4). Уставная хартия 2010 г. закрепила временную передачу 4 приходов, расположенных в пригородах Никосии, в состав Киринийской митрополии (территория к-рой оккупирована тур. войсками), чтобы Киринийский митрополит мог осуществлять их пастырское окормление и тем самым реализовать свое архиерейское служение на практике (Введение. 4).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Оказывали влияние на редакцию Катехизиса также отзывы некоторых частных лиц об его неточностях – в роде, напр., определения церкви, как „соединенного множества верующих“. Правда, в официальных документах определенного указания на это влияние мы не встречаем; но исправление означенных неточностей, – особенно в последней редакции Катехизиса, – побуждает думать, что отзывы частных лиц были приняты во внимание. – Как митр. Филарет лично относился к влиянию факторов административно-правительственного и литературного? Факт исполнения им всех поручений Св. Синода относительно составления Катехизиса и факт дополнения или исправления Катехизиса показывают, что митр. Филарет подчинялся этим влияниям, считая поправки за улучшение своего труда (А. Городков, Догматическое богословие по сочинениям Филарета, м. Московского , Казань 1887, стр. 296); но подчинялся, однако не всегда с одинаковым настроением: временное запрещение Катехизиса в 1824 году он, напр., встретил с горьким сетованием, а введение в Катехизис учения о предопределении – с протестом, что „учение о предопределении составляет предмет богословский“, но не катехизический. Благодаря протесту, не вошли в Катехизис, между прочим, так называемые церковные заповеди из „Православного Исповедания“, хотя первоначально граф П. А. Протасов хотел, во что бы то ни стало включить их сюда. В последней своей редакции 1839 года, Катехизис оглавляется: „Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, и изданный для преподавания в училищах, и для употребления всех православных христиан, по Высочайшему Его Императорского Величества повелению“. По содержанию своему, он делится на введение и три части. Во введении, после предварительных понятий о православном Катехизисе, о вере и добрых делах, нужных для спасения души, говорится об откровении божественном, о свящ. предании и Свящ. Писании, о Священном Писании в особенности, и намечается состав Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Там же. 1879 г. Т. I. Из этого ряда сочинений, относящихся к изучению Библии , не все собственно (специально) истолковательные (экзегетические). Только «Записки на книгу Бытия», «Толкование второго Псалма» и «Опыт изъяснения псалма LXVII» представляют последовательное изъяснение самого свящ. текста. Прочие же сочинения содержат или предварительные (исагогические) сведения о Свящ. Книгах и более или менее подробный обзор некоторых частей содержания их, или краткое историческое повествование по ним, или руководственные в толковании Библии советы, правила, замечания. Притом, большая часть этих сочинений издана после смерти м. Филарета, по запискам его слушателей 4 . Понятное дело, поименованные нами сочинения м. Филарета, как написанные уже более ста лет тому назад, не могут стоять теперь так высоко в научном отношении; но, с другой стороны, именно в отношении чистоты православия, они, нужно заметить, не потеряли своей ценности даже до сих пор. Мы не говорим уже здесь о подвигах м. Филарета в деле перевода Библии на русский язык. Эти подвиги его, как ученого мужа и первоклассного богослова (разумеется, для своего времени), показывают нам всю глубину его ума, просвещенного светом веры Христовой, и всю кропотливую, истинно подвижническую пастырскую деятельность его в этом отношении. М. Филарету принадлежат: а) забота по изданию славянской Библии и б) редакция сочинения: «О цели Библейских обществ» 5 . Особо нужно поставить ученые труды м. Филарета по веро- и нравоучению христианскому. Здесь мы имеем дело с м. Филаретом, как автором, так называемого, катехизического учения, которое выразилось в изданных им по этому поводу катехизисах (пространном и кратком), имевших свою довольно продолжительную историю. В 1823 году вышел из печати катехизис м. Филарета, который имел такое полное заглавие: Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви. Рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, и изданный по Высочайшему Его Императорского Величества повелению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Синод принять на себя труд научного, авторитетного издания славянского текста ее. В дальнейшем инициатива этого важного предприятия переходит всецело в Петроградскую Духовную Академию. Идея научного издания славянской Библии нашла себе здесь воодушевленного, энергичного и вооруженного глубокой осведомленностью в этой области, деятеля в лице проф. И.Е. Евсеева . В 1911 г. он вошел в Совет Академии с особой «Запиской о научном издании славянского перевода библии и проектом означенного издания» (записка эта напечатана в «Христ. Чтении» за 1912 г. и отдельно). Принятое и одобренное Советом, предположение об этом издании было рассмотрено и одобрено и св. Синодом. Однако, решение св. Синода не было окончательным: впоследствии оно подверглось новому обсуждению, и от 11 сентября 1914 г. последовал на имя Совета Петроградской Академии новый указ, поручавший издание славянской Библии этой академии на несколько измененных условиях, сравнительно с первым указом 1912 года. Как видно из совокупности всех обстоятельству душой всего дела был проф. И.Е. Евсеев самоотверженно положивший не мало трудов для осуществления великого начинания. Плодом всех подготовительных работ и было образование при Петроградской Академии особой Комиссии по изданию славянской Библии. В эту Комиссию, по приглашению Совета Академии, кроме лиц, принадлежащих к ее корпорации вошли лица из состава Императорской Академии —869— Наук, между прочим – академики А.И. Соболевский и А.А. Шахматов, представители различных университетов, Нежинского Историко-филол. Института, Киевской и Московской Духовных Академий (из последней – профессоры: Г.А. Воскресенский , М.Д. Муретов , С.Й. Смирнов, свящ. В.Н. Страхов, Н.Л. Туницкий, иером. Варфоломей, свящ. И.М. Смирнов и оставленный при Академии М.К. Струменский) и многие отдельные ученые. Первое же заседание Комиссии объединило идеей общего важного предприятия деятелей академической науки и университетской, богословов, библистов, филологов, славистов, историков и архивных деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой же мере могут быть подвергнуты и епископы, когда появляются основания для подозрения их в церковных преступлениях. Широкое распространение в новейшую эпоху, после 1917 г., З. с. по обвинениям, к-рые согласно канонам влекут за собой извержение из сана, объясняется не столько снисходительностью церковных властей, сколько затруднительностью или невозможностью проведения доказательного расследования и судебного разбирательства по делу. Условия, сложившиеся в этот период, радикально отличались от синодальной эпохи, когда помощь в рассмотрении дела в церковном суде оказывалась гос-вом: при необходимости обеспечивался принудительный привод свидетелей, за лжесвидетельство перед церковным судом, который в епархии вершился через духовные консистории, а на уровне высшей церковной власти - Святейшим Синодом, полагалось уголовное наказание. Поэтому применение такой меры, как З. с., в советский период и в нек-рой степени последующий часто по существу дела имело характер не судебного приговора, а предсудебного акта, даже если это специально не оговаривалось. Канонический порядок наложения З. с. следующий: запрещение налагается на низших клириков, диаконов и пресвитеров епархиальной властью, а на епископов - высшей властью Поместной Церкви. В соответствии с «Положением о церковном суде», принятым Архиерейским Собором 2008 г., пожизненное З. с., равно как извержение из сана пресвитеров и диаконов, налагается правящим архиереем с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом (Ст. 47. 4). Апелляции могут подаваться в Общецерковный суд, к-рый во 2-й инстанции выносит окончательное решение, не подлежащее обжалованию (Ст. 28. 2). Дела по обвинению архиереев, а также клириков или иных лиц, назначенных решением Свящ. Синода или указом Святейшего Патриарха на должности руководителей синодальных и др. общецерковных учреждений, в церковных преступлениях, в т. ч. и таких, по к-рым они наказываются З. с., рассматриваются Общецерковным судом (Ст. 28. 1), затем окончательное решение по делу принимает Свящ.

http://pravenc.ru/text/182613.html

стали вмешиваться варварские короли, а участие простых мирян было сведено к минимуму (хотя далеко не так быстро, как на Востоке; см.: Gryson. 1980). Позднее в католич. Церкви выборы Е. стали проводиться капитулом кафедрального собора епархии (с утверждением их результатов клиром и знатными мирянами) и контролироваться папой или представителями гос. власти ( Piolanti. 1954. Col. 1315-1316). В позднем средневековье сделалась обычной практика прямого назначения Е. папой ( Avril. 2002. P. 504-505). (О Е. в католич. Церкви см. статьи Епископальная система , Епископские конференции и др.) Поместным Собором Российской Церкви 1917-1918 гг. было решено возвратить клиру и мирянам епархии право участвовать в выборах Е. (ст. 16 Определения «Об епархиальном управлении»). Однако последующее церковное законодательство этого права не предусматривало. Согласно Положению об управлении РПЦ 1945 г. (п. 24), Е. назначался указом Патриарха Московского и всея Руси (на практике такое назначение производилось после соответствующего решения Свящ. Синода). Устав об управлении РПЦ 1988 г. (VII 6) определял, что Е. избирается Свящ. Синодом под председательством Патриарха, факт избрания оформляется указом Патриарха; такая же норма содержится в Уставе РПЦ 2000 г. (X 7). На проведение выборов Е. отводится определенное время. Согласно канонам (4 Всел. 25), выборы должны состояться в течение 3 месяцев со дня появления вакантной епископской кафедры. В наст. время в РПЦ этот срок сокращен до 40 дней (Устав РПЦ, 1988. VII 23; Устав РПЦ, 2000. X 23). Лицо, избранное на должность епархиального архиерея, рукополагается в сан Е. и после этого вступает в должность. Рукоположение должно совершаться как минимум двумя или тремя Е. (Ап 1); обычно в нем принимает участие предстоятель соответствующей Поместной Церкви. По общему правилу Е. занимает свою должность пожизненно. Но в отдельных случаях допускается его отставка - «уход на покой» - по собственному желанию, а также перемещение Е. из одной епархии в другую.

http://pravenc.ru/text/190033.html

При этом Н. убежден в том, что перевод LXX также является авторитетным древнейшим текстом Библии, переведенным с евр. оригинала, хотя во многом и отступающим от подлинника, но всегда его предполагающим. В тексте Септуагинты по-своему отражено понимание мн. мест Библии, однако ни в чем не искажен ее существенный смысл. Древним и авторитетным переводом Библии является и церковнослав. перевод, который, хотя во мн. местах отступает от подлинника, ни в чем его не искажает по существу и также нуждается в обстоятельном исправлении. Поэтому главная задача, стоящая перед библейской наукой, по мнению Н., состоит в том, чтобы получить такой «снимок» с оригинала Библии, который бы наиболее достоверно передавал смысл и внешнюю форму Божественного откровения. При этом Н. убежден, что органически понять Свящ. Писание как в целом, так и в его отдельных частях можно только опираясь на евр. подлинник Библии, в к-ром «слышится живая речь Господа через Его пророков». При этом необходимы многосторонние знания как евр. языка, на к-ром написан первоначальный текст Библии, так и ближневост. филологии и ориенталистики. В качестве иллюстрации важности языкознания в деле правильного понимания и перевода Библии Н. предлагает примеры филологических подходов к интерпретации некоторых мест из начальных глав Книги Иова в синодальном переводе, к-рые наглядно показывают не только трудности самого перевода, но и возможные ошибки из-за малейшего невнимания к выводам евр. языкознания. Высокая оценка деятельности Синода в деле изучения и популяризации Библии содержится и в ст. «По поводу приготовляемого издания Св. Синодом комментированной Библии Ветхого Завета» (1877). Автор считает весьма своевременным и нужным предписание Синода духовным академиям о составлении объяснений «неудобопонятных» мест русского перевода Свящ. Писания ВЗ с тем, чтобы издать впосл. комментированную Библию. Н. отмечает, что верующему читателю не надо быть экзегетом, чтобы понимать Библию: для верующего сердца Слово Божие ясно само по себе, все его части проникнуты одной и той же мыслью Божией, с к-рой сжилось сердце всякого христианина.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

б) Свящ. Петр Лебедев, 56-ти лет, имеющий жену и детей. Он за пьянство прежде содержался 6-ть лет в Невельском и Марковом монастыре, а затем пятый уже год находится в Тадулинском. в) Запрещенный в священнослужении свящ. Герасим Образский, 39 лет, имеющий жену (весьма нетрезвого пове- (Продолжение следует) . Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1899 год//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 321–336 (4-я пагин.) —321— XV . О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекоштным студентам Справка: 1) В настоящее время свободны следующие стипендии: одна имени В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 руб., одна имени прот. А.И. Невоструева в 142 руб., пять Московской кафедры по 110 руб. каждая, две М.А. Хлудова по 118 руб. каждая и три Г.И. Хлудова по 86 р. каждая. 2) В число своекоштных студентов I курса принят Советом Академии, после поверочных испытаний, студент Вифанской духовной семинарии, сирийский уроженец, Илья Абуррус, в течение шестилетнего обучения в семинарии содержавшийся на особой стипендии Святейшего Синода. Определили: 1) Стипендию имени В.Д. Кудрявцева-Платонова назначить студенту I курса Ивану Зеленцову, стипендию имени прот. А.И. Невоструева – студенту того же курса Ивану Кесарийскому: пять стипендий Московской кафедры – студентам IV курса Парфению Грузинову (двойную в 220 р.), Петру Соколову (в 110 р.) и I курса Льву Лучинину (двойную в 220 р.); две стипендии М.А. Хлудова – студентам I курса Василию Знаменскому и Николаю Воронову; три стипендии Г.И. Хлудова – студентам того же курса Николаю Соловьеву, Павлу Кудинову и Михаилу Успенскому. 2) Просить ходатайствва Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом о назначении сирийскому уроженцу Илье Абуррусу на содержание в Академии особой стипендии из Синодальных сумм. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1899 г. Сент. 21. По ст. IX. Действительные студенты Академии: Пшеничников, Масин, Коханович, Предтечевский, Германиди, Кириако и Кушевич утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XII. О студенте Московской семинарии Пушкине есть моя особая резолюция. Казанцева допустить к слушанию академических лекций. – Прочее смотрено и утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вне этих исключительных случаев члены синода обязаны воздавать патриарху подобающую честь как высшему духовному начальнику и главе всего клира (ντατοζ πνευματικζ ρχηγζ κα κεφαλ παντοζ… κλρου), и как председателю синода. Они обязаны уступать и внимать его советам и наставлениям, вести себя на заседаниях синода, и вне его с подобающей скромностью и достоинством, избегая всякого слова, компрометирующего достоинство патриарха 321 . За нарушение этого обязательного отношения к патриарху член синода подвергается на первый раз вразумлению патриарха, а при повторении – публичному выговору синода и затем – суду его 322 . Для делопроизводства священный синод имеет свою канцелярию, состоящую в непосредственном заведывании первого и второго секретарей, определяемых на должность патриархом и синодом. Первый и второй секретари участвуют в заседаниях синода только в качестве докладчиков дел, но без права голоса; они избираются из клириков и могут быть представляемы кандидатами на епископство, первый по истечении 5-лет службы, второй 7-ми 323 . Обычные заседания синода происходят трижды в неделю; каждая бумага, из него исходящая, должна иметь синодскую печать. Эта печать составная – из шести частей, которые хранят шесть членов синода, а ключ – патриарх 324 . Одною из существенных обязанностей священного синода служит попечение о благоустройстве и благосостоянии человеколюбивых учреждений: женского детского приюта – Παρθεναγωγεον и сиротского дома для мальчиков ρφανοτροφεον, также точно и попечение о народных человеколюбивых учреждениях в Константинополе – больницы, народной школы в Фанаре, народных школах епархиальных и приходских. В непосредственном ведении и зависимости от свящ. синода состоят: скевофилакс, заведующий хранением ризницы и свящ. сосудов патриаршего храма и библиотекарь, заведующий патриаршею библиотекою; и тот, и другой состоят под непосредственным ведением одного из членов священного синода. 325 Народный постоянный смешанный совет. (θνικν διαρκζ μικτν συμβολιον) состоит так же как и священный синод, из 12-ти членов: 4-х архиереев и 8-ми мирских лиц; председательствует в нем старейший из членов – архиереев, а в делах особенной важности – патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010