Во время ответного визита архимандритом Иаковом было заявлено митрополиту Евдокиму, что о всех происшедших церковных переменах уже сообщено в благоприятном смысле Вселенскому Константинопольскому Патриарху» 132 . Подробнее беседа Димопуло с Мещерским была описана в рязанском обновленческом издании в заметке под броским названием «Восточные патриархи против Тихона». В уста константинопольского представителя вкладывались следующие слова: «В двадцатых числах июня текущего (1923-го. – свящ. А.М.) года я получил из константинопольской патриархии запрос о положении церковных дел в России. Я тогда же отвечал, что патриарх Тихон, как подсудимый, не может управлять церковью. Он живет частным образом, как бы на покое (...) Надлежащей церковной властью, вполне соответствующей переживаемому страной моменту, является священный синод, состоящий из старейших и ученейших епископов, лучших пастырей и мирян. – Не признавайте никакой другой церковной власти, кроме синода, – писал я константинопольскому патриарху. По полученным ныне сведениям, мой доклад заслушан патриархией и по нему вынесена резолюция: поддерживайте общение со священным синодом и возможно чаще извещайте нас обо всем, что делается в российской церкви» 133 . Разумеется, нет никаких гарантий, что позиция архимандрита Иакова, а тем более Константинопольской Патриархии в этой заметке была отражена без искажений. В хронологию событий явно была привнесена путаница: получалось, что за обновленческий лжесинод, учрежденный в августе, Димопуло начал агитировать Фанар чуть ли не в июне. Заведомо ложные сведения сообщались в заметке об Антиохийском и Сербском Патриархах, что они якобы «с синодом стремятся восстановить сношения также» 134 . По поводу сношений архимандрита Иакова с раскольническим «Священным Синодом» в русской зарубежной прессе в октябре 1923 г. даже было дано опровержение: «Запрошенный по сему поводу председатель Синода Вселенской Константинопольской Патриархии Митрополит Кесарийский Николай заявил, что сообщение это представляет собой сплошной вымысел» 135 . Вымыслов, конечно, в большевистских и обновленческих газетах тогда хватало, но то, что московский представитель Фанара имел контакты с раскольниками, было фактом. Интерпретировать этот факт можно было по-разному. Так, например, епископ Бирский Серафим (Афанасьев) писал в конце 1926 г.: «Не лишним будет напомнить, насколько признаны Восточными Патриархами живоцерковники с их «синодом». Вот что об этом говорил однажды с церковного амвона в 1924 году епископ Антонин, отошедший от них и выдававший не одну их тайну: «Берут живяки извозчика, сажают старика архимандрита Иакова на извозчика, везут его в Троицкое подворье, поят его чаем и увозят, а потом кричат и пишут: нас посетил представитель Вселенского Патриарха, нас Патриархи признали " " 136 . С извозчиком, вероятно, так оно и было, но старик Димопуло не мог не знать, кто его потчевал на Троицком подворье, да и одной любовью к чаю, очевидно, его визиты не объяснялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Относительно вопроса о нарушении (или ненарушении) автокефалии каждая из сторон утверждала противоположное. 26 февр. 1903 г. сторонники Китийского митрополита Г. Россидис, Заннетос и Феодоту подали Верховному комиссару доклад, в к-ром говорилось, что для успешного проведения выборов необходимо назначить местоблюстителем митр. Кирилла Китийского. 25 марта брит. власти направили обращение к Свящ. Синоду с предложением в случае проволочек с выборами назначить местоблюстителем Кирилла Китийского. Свящ. Синод ответил письмом только через год - 8 марта 1904 г., т. к. митр. Кирилл Киринийский все это время не покидал свою епархию. В письме вина за задержки была возложена на митр. Кирилла Китийского, а также указывалось, что тот в свое время сам согласился на передачу Свящ. Синоду функций местоблюстителя; Синод просил помощи в проведении новых выборов под руководством 6 епископов. После этого до 1907 г. для решения «архиепископской проблемы» не было предпринято никаких действий. В результате выборов 1906 г. в Законодательном совете 8 мест получили сторонники митр. Кирилла Китийского и 1 - приверженцы митр. Кирилла Киринийского. В марте 1907 г. в Законодательном совете началось обсуждение предложенного лимасольским депутатом И. Кириакидисом законопроекта об архиепископских выборах, но он был отвергнут Свящ. Синодом и К-польским патриархом Иоакимом III, указавшими на недопустимость вмешательства в дела Церкви светской иноверной власти. Проект предусматривал применение данного закона о выборах лишь единственный раз. В состав Свящ. Синода должны были войти 3 представителя от др. правосл. Церквей. Процедура выборов в целом оставалась прежней, но генеральные делегаты избирались непосредственно паствой, а не специальными делегатами, и вводилась строгая регламентация подачи и рассмотрения апелляций по выборам (в т. ч. в состав комиссии, рассматривающей апелляции, ввели 3 чиновников окружных судов с наибольшим стажем). Этот законопроект ставил проведение выборов под гос. контроль. На избирательных участках должны были присутствовать служащие судов, запечатанные урны передаваться комиссарам округов, к-рые считают голоса в присутствии председателей участков и кандидатов и сообщают результат генеральному секретарю брит. правительства. Законопроект был передан на рассмотрение комиссии, состоявшей из 2 правительственных членов (генерального секретаря и адвоката короны) и 4 депутатов Законодательного совета (Созоса, С. Араузоса, Кириакидиса и Хами Эфенди).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Из-за ссылки половины членов Свящ. Синода не была доработана и введена в действие новая Уставная хартия КПЦ, которая начала составляться в 1924 г. для замены Уставной хартии 1914 г. Проект был отправлен для замечаний Александрийскому патриарху Мелетию II (Метаксакису) и профессору церковного права Афинского ун-та К. Раллису. 1 июня 1929 г. Уставная хартия была одобрена Свящ. Синодом и направлена депутатам Законодательного собрания, где вызвала дискуссии. После этого Уставная хартия должна была быть утверждена брит. администрацией, но из-за событий окт. 1931 г. этого не произошло. Основные изменения в Уставной хартии касались вопросов церковного имущества и др. экономических вопросов, надзор мирян за которыми должен был возрасти: планировалось учреждение Центрального смешанного совета, в к-рый кроме архиепископа, митрополитов, игумена Киккского мон-ря должны были войти 4 мирянина (избираемые по одному от 4 епархиальных комиссий), и Отдела контроля (Ст. 132-133, 204-205, 224-230). Предполагалось, что Центральный смешанный совет будет осуществлять высший надзор за управлением всей церковной собственностью и принимать решения по всем экономическим вопросам (Ст. 142. 3). Этот орган также должен был распоряжаться общей церковной кассой, ее доходы состояли из 10%-го взноса от дохода епархиальных касс и ставропигиальных мон-рей, а также от судебных сборов, взимаемых секретариатом Свящ. Синода (Ст. 144). КПЦ собиралась учредить «Церковный банк» для предоставления ссуд на благоприятных условиях земледельцам и церковным об-вам (Ст. 223). Также предполагались изменения в вопросах выборов клириков членами избирательных собраний и семейных отношений (напр., отмена договора о приданом как обязательного для помолвки - Ст. 96). Высшей церковной властью являлся Свящ. Синод (Ст. 2). Уточнялось, что в случае отсутствия кворума Свящ. Синод приглашает епископа не просто одной из «ближних» правосл. Церквей, а одной из «ближних» Греческих Православных Церквей (Ст. 12). В архиепископских выборах должно было участвовать 79 делегатов (28 от приходского духовенства и 51 от мирян) (Ст. 32).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Раскольники, разумеется, не преминули выразить свое ликование: «Грамота Иерусалимского Патриарха Священному Синоду представляет собою событие огромного значения, факт первостепенной важности, явление в высшей степени характерное и знаменательное». Сфотографированную грамоту было решено разослать по всем обновленческим епархиальным управлениям, но вышла заминка: сначала собрали по рублю за экземпляр фотографии, но потом посчитали, что этого мало, и постановили, что «во избежание несвоевременной отсылки в ЕУ, необходим дополнительный взнос в сумме 2-х рублей» 385 . В местных органах обновленческой печати дамианово послание также помещалось на самом виду. Так, в 1927 г. в Свердловске стали выходить «Уральские церковные ведомости». Первым, с чего после приветственной редакционной заметки начиналось новое издание, была грамота Патриарха Дамиана 386 . «Деятельность Свящ. Синода РПЦ в маститом первоиерархе Иерусалимской церкви вызывает не осуждение, а радость и благодарение, – комментировал грамоту раскольнический редактор. – Боже! Какое счастье всем, идущим за Свящ. Синодом, слышать эти слова! Какое счастье для них знать, что там, в далекой, но в бесконечно милой и дорогой сердцу каждого христианина св. стране Палестине, есть у них сердечный друг-патриарх, который пред св. животворящим Гробом Господним молится за них и за их Свящ. Синод и благословляет их! Сердце замирает от восторга, когда читаешь эти строки патриаршего послания» 387 . На радостях раскольники даже приоткрывали «секрет» появления иерусалимской грамоты: «Официальному обращению Патриарха Иерусалимского и состоящего при нем Св. Синода к Св. Синоду предшествовало обращение неофициальное. Патриарх Дамиан выражал сожаление, что он по неосведомленности некоторое время считал староцерковников представителями истинного Православия и даже являл им некоторые знаки своего патриаршего внимания. Но по ознакомлении с действительным положением дела Патриарх со своим Св. Синодом убедился в своей ошибке и пожелал войти в каноническое общение именно со Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в древности отказ Е. от управления епархией был неординарным событием и расценивался крайне отрицательно (см., напр.: 3 Всел. Посл.), то впосл. отношение к таким действиям стало более терпимым. Е. разрешалось уйти на покой, напр., по состоянию здоровья, сохраняя свой священный сан (и соответственно право совершать богослужения и проч.); все властные полномочия он при этом утрачивал. В наст. время в РПЦ предусмотрена обязательная подача Е. прошения об уходе на покой по достижении 75-летнего возраста. Прошение подается на имя Патриарха Московского и всея Руси и рассматривается Свящ. Синодом (Устав РПЦ, 2000. X 26); как показывает практика, оно удовлетворяется не всегда. Что касается перемещения Е., то оно является законным только тогда, когда совершается по решению высшей церковной власти (Ап 14). Так, в РПЦ подобное решение принимается Свящ. Синодом, причем лишь в исключительных случаях (Устав РПЦ, 2000. V 26а). Кроме того, Е. отстраняется от управления епархией в результате совершения им церковного правонарушения, если ему будет назначено наказание в виде запрещения в священнослужении или лишения сана. Материальное обеспечение Е. Е. призван надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности и соблюдать законодательство РПЦ (ее Устав, постановления Соборов и Свящ. Синода); в случае совершения им правонарушений он несет церковно-юридическую ответственность. Жалобы на Е. принимаются Патриархом Московским и всея Руси, к-рый при наличии в действиях Е. признаков правонарушения передает жалобу в церковный суд по подсудности. Дела по обвинению Е. рассматриваются в 1-й инстанции общецерковным судом (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 28.1), во 2-й (и последней) инстанции - Архиерейским Собором РПЦ (Там же. Ст. 31.2, 3). На время рассмотрения его дела в церковном суде Е. может быть отстранен от управления епархией. Т. к. Устав РПЦ не определяет порядок судопроизводства по делам такого рода, то до принятия «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» Архиерейским Собором 2008 г.

http://pravenc.ru/text/190033.html

Активно участвовал в благотворительной деятельности: учредил больницы для духовенства, 186 касс помощи неимущим, несколько центров и 110 домов для престарелых, лагеря для детей духовенства и др., оказывал помощь пострадавшим от стихийных бедствий; организовал «Движение любви» (Κνημα Αγπης). Отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств Крещения, Брака, обряда похорон и др., предоставив верующим возможность самим определять сумму пожертвований за совершение того или иного таинства. В принятый в 1969 году новый церковный Устав не было включено постановление прежнего Патриаршего и Синодального акта 1928 года, которым митрополии « новых земель » (Сев. Греции) эпитропически уступались Элладской Православной Церкви, что вело к полному изъятию этих епархий из ведения Константинопольского патриарха. 8 марта 1969 года архиеп. Иероним неожиданно подал в отставку, ссылаясь на то, что исполнение обязанностей предстоятеля требует больших физических сил, но она не была принята Свящ. Синодом. Сложности во взаимоотношениях архиепископа с митрополитами, главным образом митрополий «новых земель», требующими равного представительства в Свящ. Синоде с архиереями «древних земель», претензии Константинопольского Патриархата на фактическое подчинение северных митрополий, а также проблемы со здоровьем заставили архиеп. Иеронима в конце марта 1973 г. снова заявить о своем желании уйти в отставку. Однако Свящ. Синод предоставил ему отпуск для лечения, и архиепископ удалился на родину - остров Тинос . После нового военного переворота 25 ноября 1973 года, повлекшего свержение президента Г. Пападопулоса, личного друга архиеп. Иеронима, предстоятель публично заявил о своем решении уйти в отставку, которая была принята Священным Синодом 19 декабря 1973 года. Последние годы жизни архиеп. Иероним провел на острове Тинос. Скончался 15 ноября 1988 года на острове Тинос , Греция . Сочинения Литература Использованные материалы Редакция текста от: 11.05.2019 21:40:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678812.h...

В. П. Рыбинский, проф. КДА. Фотография. Нач. XX в. С нач. ХХ в. состав преподавателей-библеистов в КДА заметно обновился. Первой причиной этого стал перевод мн. старейших профессоров в положение «сверхштатных» и освобождение неск. кафедр. В результате с 1907 г. кафедру библейской истории вместо проф. Покровского в должности доцента занял выпускник КДА, кандидат, затем магистр богословия В. Ф. Иваницкий. Др. причиной стало расширение базы для изучения Свящ. Писания в связи с принятием академического устава 1910 г. Оно выразилось в основании т. н. вторых кафедр по ВЗ и НЗ и в увеличении количества лекционных часов в неделю с разделением занятий на теоретические и практические. После того как Глаголев по собственному прошению был переведен на 2-ю кафедру Свящ. Писания ВЗ (1-ю продолжал занимать проф. Рыбинский), вакантную кафедру евр. языка и библейской археологии с 1911 г. занял магистр богословия Попович. В то время как на 1-й кафедре НЗ продолжал преподавать Богдашевский, на вакантную 2-ю кафедру был назначен доцент, затем ставший экстраординарным профессором, магистр богословия М. Э. Поснов (1910-1913). С 1914/15 уч. г. кафедры НЗ решениями Совета КДА, утвержденными Синодом, заняли соответственно магистр богословия свящ. Н. П. Смирнов и канд. богословия Н. Д. Бессарабов. Основные обязанности преподавателей КДА, в т. ч. библеистов, в уставах формулировались несколько по-разному. Напр., в 80-90-х гг. XIX в. к ним относилось: а) «изложение своего предмета в лекциях в соответствии ее современному состоянию и в строгом согласии с духом православия… по порядку составленных и утвержденных Советом программ»; б) «руководство студентами в разработке вопросов, касающихся предметов их специальных занятий и рецензирование их сочинений…»; в) «проверка знаний и оценка успехов студентов в репетициях и экзаменах»; г) «специальный труд учебный и литературный». В 10-х гг. XX в. преподавателям вменялось в обязанность чтение лекций по предметам, практические занятия со студентами по этим предметам и учено-лит. деятельность. К последней кроме научных публикаций в Трудах КДА относилась просветительская и проповедническая деятельность с элементами гомилетической экзегезы Свящ. Писания, часто выходившая за пределы учебного процесса. Это были и популярные публикации для просвещения приходского духовенства и правосл. мирян в «Руководстве для сельских пастырей» и «Воскресном Чтении», и слова-проповеди на недельные библейские чтения во время Великого поста.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В 1876 г. в России была издана Библия «для домашнего назидательного чтения», а в 1889 г.- Библия с параллельным текстом на церковнослав. и рус. языках (см. подробнее: Алексеев А. А. Библия. Переводы на рус. яз.//ПЭ. Т. 5. С. 153-161). Давно назревавшая потребность в общедоступном истолковании книг Свящ. Писания побудила одного из членов об-ва Ф. Г. Тернера составить «Опыт краткого изъяснения на Евангелие от Иоанна» (СПб., 1886). С кон. 90-х гг. XIX в. наблюдается снижение количества распространяемых изданий Свящ. Писания, что отчасти было связано с ростом числа орг-ций, занимающихся аналогичной деятельностью. Среди причин этого явления руководители об-ва называли появление политических движений в стране и снижение активности среди членов самого общества. Наиболее интенсивно процесс распространения книг проходил в 1871-1873, 1882-1888, и 1894-1897 гг. К нач. XX в. об-во распространило в европ. и азиат. частях России более 2 млн книг Свящ. Писания, преимущественно НЗ и Псалтирей на рус. языке (с 1863 по 1914 - ок. 2,6 млн экз.). Наиболее популярны были издания НЗ, с Псалтирью и без нее, Четвероевангелия, Библии на рус. языке, Библии с параллельным текстом на церковнослав. и рус. языках, Псалтири на церковнослав. языке. С начала ХХ в. наибольшим спросом стали пользоваться отдельные издания Евангелий на рус. языке. Покупателями об-ва были представители мелкого чиновничества, мещане, купцы, рабочие, крестьяне, но наибольшей популярностью его книги пользовались у нижних военных чинов. Учредителю об-ва Карелю принадлежала идея об издании Синодом НЗ в 32-ю долю листа, чтобы книга помещалась в солдатском ранце. Распространение книг среди войск внутри России (помимо С.-Петербурга и окрестностей) началось в 1871 г. Еще ранее книгоношам об-ва «дано было исключительное право входа с св. книгами в казармы и лагерные расположения войск» (Годовой отчет, 26-й//ЦВ. 1895. С. 2), которое сохранялось за ними в 1876 г. из уважения к деятельности об-ва и запрещалось др. продавцам (в 1903 вход для посторонних в казармы и места расположения войсковых частей был закрыт). Книгоноши об-ва распространяли книги во время русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войн, причем не только в лазаретах и госпиталях, но и в местах военных действий. 27 янв. 1904 г. в действующую армию была командирована книгоноша Ю. З. Сикст. Солдатам, отправлявшимся на Дальн. Восток, она продала 30 511 экз. изданий отдельных Евангелий (по 6 к., в коленкоровом переплете), что составило почти половину от всего количества книг, распространенных об-вом в 1904 г. Крупная акция по бесплатной раздаче книг Свящ. Писания нижним чинам и солдатам была предпринята об-вом в начале первой мировой войны.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВЦС), наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС - церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета. В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

http://pravenc.ru/text/161111.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010