Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. По подобию Его, пострадали и идущие к Его цели, помня Божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: внемлите себе, предадят бо вы на собрания иудейские и на соборищах их биют вас. Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; и пред владыки же и цари ведени будете имене Моего ради ( Мф 10.17–18 ), а не сами себя поведете. Ибо Он хочет, чтобы мы переходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, как и вновь слышим Его, глаголющего: «егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий» ( Мф 10.23 ), поскольку Он не хочет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копиеносцам диавола, да не соделаемся для них виновниками множайших смертей, словно вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертоносных дел, но чтобы мы ожидали и внимали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Так Стефан, первый по стопам Его принявший мучение, взят беззаконными во Иерусалиме, приведен на сонмище и, камнями побиваемый за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и глаголя: «Господи, не вмени им греха сего» ( Деян 7.60 ). Так Иаков, взят быв Иродом, второй мечом во главу усечен. Так избранный из Апостолов Петр, многократно быв взят, ввержен в темницу, поруган, наконец, в Риме ко кресту пригвожден. И прехвальный Павел, после того как многократно быв предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечом во главу усечен. И он, хвалясь страданиями, заключил тем, что в Дамаске в корзине свешен был по стене ночью и «избежал... рук ищущего взять его» ( 2Кор 11.32 ). Ибо первым предметом их было благовествовать и учить Слову Божию, чем утверждая братию пребывать в вере, они глаголали и это, что «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» ( Деян 14.22 ), ибо они искали не своей пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы сказать о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением, но, как Апостол глаголет, «не достанет мне, повествующему, времени " ( Евр 11.32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandr...

И несколько раз он удостоился лицезреть Сына Бога Живаго на Престоле, дающаго рукою архиепископа причастие верным, которые были достойны этого. Однажды некий человек приступил к причастию Святых Таин Господа нашего Иисуса Христа. Но когда архиепископ, святой Феона, протянул руку, чтобы причастить этого человека, Петр увидел, как рука Сына Божия воспрепятствовала архиепископу совершить причащение. Петр услышал при этом глас Божий, повелевавший: «Архиепископ, не причащай его, ибо он недостоин принятия Моего Святаго Тела». Тогда архиепископ сказал человеку: «Сын мой, ты не сможешь приобщиться к этим Страшным Тайнам, пока ты не очистишься от греха». Потом, обращаясь ко всем присутствующим, архиепископ сказал: «Итак, всегда, когда милосердный Господь, в Своей любви к людям, дарует вам раскаяние, – очистите себя, перед тем, как приступить сюда, дабы не получить вам вместо прощения великой кары». Кроме архиепископа и святаго Петра, никто из присутствовавших не удостоился видеть это чудо. Потом архиепископ Феона занедужил. Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?» – Архиепископ ответил им: «Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: «Добрый садовник сада духовнаго, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими». Простите мне, дети мои возлюбленные, мое неразумение, но я не могу скрывать от вас, от всего великаго собрания, истину Божию, которая в моем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Rout, Reliquice Sacrae, ed. 1846. Ill, 283; Pitra, Juris ecclesiastici graec. historia et monumenta. I, 566). Содержание этой схолии заимствовано из правил Василия Великого , которому она в несколько распространенной редакции действительно и приписывается как в греческом синопсисе (см. Συνταγμα IV, 405) так и в нашей печатной Кормчей (гл. 23). Всего ближе стоят к схолии 56 и 75-е правила Св. Василия Великого ». В Πηδαλιον это т. наз. правило сопровождается следующею сколиею: «настоящее правило не содержит в себе ничего иного, кроме описания четырех мест, в коих стояли кающиеся. Заметь же, что хотя оно и почитается правилом, но оно не подлинно. Во 1-х потому, что сказанное в нем заимствовано буквально из 75-го правила позднейшего по времени великого отца Василия; во 2-х потому, что превосходнейший из толкователей Зонара не написал к нему толкования и совсем не упомянул о нем; в 3-х потому, что в некоторых рукописях оно называется сколиею. Однако по соизволению и исследованию мудрого господина моего Дорофея приложена и она в качестве правила, как находится в пандектах и иных (сборниках)» 22 . «Петр – начало Апостолов, Петр – конец мучеников». Рассказывают, что в момент мученической кончины Св. Петра раздался чей-то голос, произнесший вышеозначенные слова. Его смертью действительно закончилось жесточайшее и последнее гонение Диоклетиана. Рукоположен был во епископа Александрии в 296 году, преемствовав епископу Феоне, «Три неполных года управлял церковью до гонения, остальное же время жизни проводил в строжайших подвигах и не без славы заботился об общей пользе церквей, за что на девятом году гонения усечен был и украсился венцом мученичества» 24 . Выдающимися событиями во время управления им александрийскою церковью, имевшими впоследствии значение в истории, были; низложение Мелетия епископа Ликополъского в Фиваиде, низложение диакона Ария, впоследствии известного ересиарха и жесточайшее гонение Диоклетиана – события глубоко удручавшие доброго пастыря, все время управления его церковью сплетавшиеся в непрерывную цепь страданий священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Теперь, когда мы частично уже коснулись основной гипотезы Лоофса в отношении к личности Леонтия Виз., благовременно подвергнуть ее разбору и в целом виде. Итак, Леонтий Византийский , по Лоофсу, есть тот самый, о котором говорится в двух древних житиях: Vita Sabae и Vita Cyriaci 156 . В обоих житиях, относящихся к VI-мy веку, упоминается некто монах Леонтий, при чем особенно подробно и выразительно повествуется о нем в житии Саввы, где читаем следующее: «об искоренении гибельной ереси Оригеновой Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом Византиец, по имени Леонтий ( τς τν μετ’ ατν μοναχν Βυζντιος τ γνει Λεντιος, νματι) 157 , который, будучи принять в Новую лавру в числе прочих принятых с Нонном но кончине игумена Агапита (около 520 года) 158 , держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а на самом деле держался Оригеновых мыслей. Почему отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнивши слова блаженного Агапита, (Ново-лаврского игумена, отказавшегося принять в свою лавру Леонтия и его сообщников), употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества, как Леонтия, так и державшихся мнений Феодора Мопсуестийского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь» 159 . В житии Кириака Отшельника точно также говорится: «Нонн был начальником этого зла (т. е. оригенизма в Новой лавре) и приобрел себе ревностного помощника в лице Леонтия Византийского , ( Λεντιον ββηκς τν κ Βυζαντου) " 160 . К Нонну, который был «родом палестинец» 161 , в деле распространения им оригенизма, присоединились еще и другие и «прежде всего те, кто были в Новой лавре ученейшими, именно: Петр Александрийский , и другой Петр, родом из Греции, даже самый наместник лавры, родом Скифопольский, вернейший в религии и в добродетелях и просвещенный в науках» 162 . Дальнейшая судьба Леонтия в связи с развитием оригенизма в Палестине представляется по сказанию жития св. Саввы в таком виде. После кончины св. Саввы (532 г.) Нонн и его последователи, почитая смерть Саввы удобным для себя моментом, начали распространять то зловерие, которое они скрывали в глубине души 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Скачать epub pdf Похвальное слово было произнесено в часовне святаго в западной части города в то время, когда праздновали день его славной памяти, каковой есть двадцать девятый день месяца Атора 3 . Да пребудем в мире Господнем. Аминь. В то время, как твоя славная память ныне осеняет нас, о мой святой отец, девственник, архиепископ и мученик Христов, святой авва Петр, ея блистательные лучи просвещают нам разум и вдохновляют его на произнесение тебе слов хвалы. Ведаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая к безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебе по заслугам. Но ведаю также, о блаженнейший, что ты примешь наши посильныя воздаяния, приносимыя от благих желаний, хотя и среди немощи; примешь, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, принявшаго благосклонно от бедной вдовы два обола (лепты. – Ред.) 4 , ибо они составляли все ея достояние. И я не помедлю высказать то, что буду в состоянии сказать или, вернее, – то, что будет мне ниспослано по милости. О славный праведник, явившийся на свет по обету, подобно Иоанну Крестителю! О ты, который явился как дар Божий, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, с детства был одарен благодатью пророчества и чудесных откровений! О ты, призванный к первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от котораго ты унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу, укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями, сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно Иоанну Богослову, заградил уста еретиков! О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу! Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: «Я Тот, Котораго вы ищете», – и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итак, да дерзаем, дети мои верные, и да возрастим себя отныне в соответствии с этими словами моими и с тем, что мне довелось услышать и увидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

В пятницу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре 3 марта 2017 г. 21:46 Вечером 3 марта 2017 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню (на этот день с четверга, 17 февраля с.с./2 марта н.с., перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца). Его Святейшеству сослужили: архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; духовенство г. Москвы. В храме молились глава управы Мещанского района г. Москвы Д.Н. Башаров, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа) , сестры Богородице-Рождественской обители. Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Рождественского монастыря, регент монахиня Сергия (Инютина). По окончании богослужения игумения Викторина приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону Спасителя (Вседержитель на Престоле) и вышитые покровцы. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал скульптурное изображение священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, а насельницам монастыря сборники своих проповедей. Завтра, в субботу 1-й седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском храме святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сицевом Вражке. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4824781.ht...

В нашем отечестве январь принят началом года с XVII столетия. Но прежде новолетие у нас было в 1 день марта, а потом с 1425 года или еще ра­нее стало входить в употребление новолетие в 1 день сентября. В 1492 году созванный в Москве собор, под председательством митрополита Зосимы, уложа церковную пасхалию на восьмое тысячелетие от сотворения мира, постановил, с согласия Великого Князя Иоанна Васильевича, перенести начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября. Таким образом, круг гражданского года в 1492 году в нашем отечестве соединился с церковным. В 1674 году летопрошение и величание Спасу составлено было вновь. Петр Великий, приняв летосчисление от Рождества Христова, по­велел в империи своей начинать гражданский год с 1 января, и 1700 год, первый начатый с января, празднован был во всей России с отличным торжеством. Впрочем, следуя летосчислению от Рождества Христова, Церковь наша и отечество хранят летосчисление и от сотворения мира и на книгах церковных и иных грамотах означают год от сотворения мира и от рождества по плоти Бога Слова. Времясчисление, восприявшее начало свое у древних римлян, было двукратно исправляемо в продолжение времени. В первый раз оно ис­правлено было за 45 лет до Р. X. при Юлии Цезаре, помощью Созигена, из­вестного Александрийского астронома; при сем исправлении начало года у римлян перенесено с 1 дня марта на 1 января. Вторично времясчисление исправлено было в 1582 году при папе Григории XIII. Принятое Юли­ем называется Юлианским времясчислением старого стиля; а введенное Григорием – Григорианским времясчислением нового стиля, от которого старый отстает ныне 13 днями. Наша Церковь употребляет старый стиль, дабы не пришлось праздновать Пасху вместе с евреями, как это и бывает на Западе, вопреки постановлениям соборов, а в других землях Запада следуют новому, который и по своем исправлении неисправен и ошибочен. В день нового года – 1 января – Церковь с коленопреклонением и с торжественным звоном благодарит Господа за благодеяния, излиянные на нас в прошедшее лето, и просит Его благословить наступающий год. «Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и бессмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Про­мыслом! Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил на нас в мимошедшее время. Молим Тя: благослови венец наступающего лета, Твоею благостью сохрани Императора, Дом и вся люди Его, умножи дни живота их в непо­колебимом здравии и во всех добродетелях преуспеяние даруй им». Окан­чивая благодарения и прошения, Церковь молит Господа о многолетии Благочестивейшего Государя, Государыни и прочих лиц Царского Дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в) Ариистин в толковании 84 правила: «Епитимии определены, как написано о них. Но должно смотреть не на время епитямии, а на образ покаяния. И если согрешающий приносит исповедь в грехах со слезами, сердечным сокрушением и великим смирением, если оставляют его и от всей души взыскуют Господа, то будет во власти того, кому вверено вязать и решать, сократить срок назначенной им епитимии» (см. Полн. Кормч.). г) 73 пр. Василий Вел. предписывает отрекшимся от христианства и потом раскаявшимся быть «во всю жизнь» вне общения и до смерти находиться в числе плачуших. Зонара: «Священномученник Петр, архиепископ Александрийский, делает в своих правилах много разграничений между отрекшимися от веры и определяет для них различные сроки епитимий; на всю же жизнь не отлучает от общения никого. Точно, так же и Анкирский собор... до смерти не определил отлучать от общения никого» (Полн. Кормч.). III. Св. Иоанн Златоуст : «Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе; и делает все, чтобы привести в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению. Так, для ниневитян не было нужды во многих днях, чтобы загладить грехи свои, но краткого дневного срока было достаточно для изглаждения беззаконий их; и разбойник не в течении долгого времени достиг входа в рай, но, во столько времени смыв все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его на произнесение одного слова, получил еще прежде апостолов награду православия» (т. I, стр. 8–9). IV. Св. Григорий Нисский : а) «Вовбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или по некоему подозрению или обвинению невольно обличенный, подвергается продолжительному исправлению... Для проходящих же покаяние ревностнее и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в цервовном домостроительстве сократить время слушания и скорее приводить оных к обращению» (4-е правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

  Опасно богословствование, которое отрывается от библейской почвы, делая человеческий ум мерой вещей Божественных. Но учение Церкви, содержащееся в Пре­дании, догматическое ее самосознание, богодухновенны, потому что принадлежат благодатной полноте жизни церковной.   И вот, — свидетельства Церкви о Воплощении Бога Слова совершенно определенны. Святоотеческая тради­ция здесь непоколебимо едина. Никакие различия школ, начиная с Александрийской и Антиохийской, не нару­шили общего согласия " во всеобъятном и всестороннем " раскрытии всего спасительного смысла дела Господня, начавшегося с Воплощения, в раскрытии, данном еще самим апостолом Павлом в знаменитом христологиче-ском отрывке из послания к Филиппийцам (Филип 2:5-11). Вочеловечивается Бог. Рождающийся в Вифлееме Иисус Христос, Бог Слово становится Богочеловеком, Сын Божий сыном человеческим бывает.   И никто под зраком раба не узнает Господа сил, по­тому что в Воплощении произошло уничижение Слова (Филип 2:7). Это значит, что перед нами теперь не новое бытие, но новый способ Богоявления. Будучи сопрису-щей Единородному от Отца, Слава Божия теперь уже не всегда будет обнаруживаться; она будет проявляться время от времени в чрезвычайных знамениях и в таких событиях, как, например, Преображение (Лк 9:22; 2 Петр 1:17).   Конечно, уничижение имеет свои цели и соответству­ет спасительным для нас намерениям Божиим (Евр 2:9 и далее). Уничижение славы оказывается богоустановлен-ным путем к Славе (Евр 2:9-10): " Всяк смиряйся возне­сется (Лк 14:11; 18:14), и в славе Спасителя, увенчавшей Его земной подвиг, будет участвовать уже все человечество, потому что в Воплощении Его человечество вос­принято Им как Свое, в ипостасное с Ним единство, уже отныне нераздельно и неразлучно соприсуще Ему во всем Его блистательном прославлении: в Воскресении, Вознесении, даже в седении одесную Отца. Это означает полное и окончательное преодоление разделения земного и небесного.   " Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы и че­ловек стал сыном Божиим " , говорит священномученик Ириней. Человеческой природе возвращено благосло­вение Божие, отнятое силой греха. Она обновлена Во­человечением Бога Слова. Она воссоздается воспри­ятием Божественной Жизни и тем спасается. В святом Воплощении, в пресвятом Рождестве Господа нашего Иисуса Христа начинается наше Спасение, как Искуп­ление, начинается освобождение человеческого естест­ва от скверны зла, преображение этого естества до обожения сверхизбыточным излиянием Божественной благодати. В этом сокровенный смысл великой благо­честия тайны, содержащейся в Откровении о Рождест­ве Христовом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=408

В целом известны 27 наименований книг, напечатанных здесь. Среди работавших и преподававших в Остроге греков были, в частности, экзарх Вселенского Патриарха архидиакон Никифор Парасхес-Кантакузин, уморенный поляками голодом в Мальборкском замке в заточении после достопамятного собора в Бресте 1596-го года, где Никифор вместе с князем Острожским организовал параллельный, уже православный собор, предавший церковной анафеме отступников в епископских мантиях. В 2002 году Никифор был причислен к лику священномучеников в соборах Галицких и Белорусских святых; архиепископ Кизический Дионисий Ралли-Палеолог, будущий Патриарх Александрийский, Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, ставший также вторым ректором Острожской академии, и многие другие. Тот факт, что такие образованнейшие люди своего времени тесно сотрудничали с Острожской академией, вели здесь исследовательскую и учебную работу свидетельствует об уровне учебного заведения, о его статусе и репутации. Вероятно, вполне по праву Острожская академия считается первым университетом в Восточной Европе, или «Волынскими Афинами», как ее называли. Среди выпускников академии были люди, сыгравшие судьбоносные роли в истории Руси-Украины: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий, писатель-полемист, философ, автор знаменитого «Апокрисиса» Христофор Филалет и другие. Но славный род князей Острожских пресекся в 1620 году, а старый князь оказался последним православным в родовой цепи. С основанием в Остроге иезуитской коллегии в 1624 году Академия пришла в упадок и в 1636 году прекратила свое существование. Вот это, на мой взгляд, главный вклад княгини Гальши Острожской в историю и культуру сегодняшней Украины. Беата Косцелецкая Обратимся же к личной и непростой судьбе как Гальши Острожской, так и ее матери Беаты Костелецкой. Беата была внебрачной дочерью короля Польши Сигизмунда Старого от Катаржины Костелецкой (Тельничанки).

http://pravoslavie.ru/153912.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010