И это был только один из эпизодов гонений, продолжавшихся целое десятилетие и свирепствовавших на большей части Римской империи, а Палестина была одной из сотни римских провинций. Уже из приведенных примеров видно, что в гонение, начатое Диоклетианом и продолжавшееся при его преемниках, пострадали по меньшей мере десятки тысяч мучеников. Священномученик Петр Александрийский Жертвой гонений при Галерии и Максимине пал предстоятель Александрийской Церкви священномученик Петр. В 311 году «Петр, славно управлявший Александрийской епархией, дивный для епископов образец добродетельной жизни и глубокого знания Писания, был без всякого основания схвачен и без малейшего промедления сразу же беспричинно обезглавлен, будто бы по приказу Максимина. Вместе с ним также были казнены многие епископы Египта» . В разгар гонений, когда некоторые из христиан, страшась мучений или чтобы сохранить жизнь, пали и отреклись от Христа, святитель увещевал свою паству, призывая ее к верности Спасителю, к подвигу исповедничества и мученичества, но он не отвергал и тех, кто после падения сокрушался о своем малодушии и просил принять их в церковное общение. В составленном им в 306 году «Слове о покаянии» святитель предлагает разные сроки отлучения от причастия для раскаявшихся грешников в зависимости от обстоятельств их падения. Отрывки из этого его «Слова» впоследствии были включены в канонические сборники, составив основу покаянной церковной дисциплины применительно к падшим чрез отречение от Христа. Священномученик Петр занимал Александрийскую кафедру с 300 года. Его преемником стал Ахилла. Антиохийскую Церковь в эти же годы (299–311) возглавлял Тиран, а Иерусалимскую с 303 по 313 год – Ермон. На первенствующей Римской кафедре в эту пору сменяли друг друга Маркеллин, скончавшийся в 304 году, святой Маркелл и в 310 году – Евсевий, которого в свою очередь сменил Мелхиад, доживший до дарования Церкви свободы. Между тем жизнь первого августа и, по суждениям многих современников и историков, главного подстрекателя гонений приближалась к концу.

http://pravoslavie.ru/42737.html

“Жизнь святого Петра сохранялась для его Церкви, пока ей нужна была его жизнь и духовная помощь. Подобно Моисею, ему было дано видеть обетованную землю, в которую Господь вел свой народ, хотя сам он не мог войти в нее. Он слышал о том, что гонение прекратилось на западе и в Палестине; он получил известие об эдикте, разрешающем свободное отправление христианского Богослужения, который исторгли у Галерия его предсмертные агонии, – тогда святой Петр был призван последовать за своими собратьями и закончить собою длинный ряд мучеников за Христа” 29 . По личному приказанию Максимиана Петр, архиепископ Александрийский, был схвачен и посажен в темницу. Это известие вызвало большое стечение народа к месту заключения Святителя с намерением воспрепятствовать воинам причинить ему какое-либо зло. В это время еретик Арий предпринимает лицемерную попытку примирения с Церковью : он обращается за содействием к наставнику училища Ахилле, а также к Александру – будущим предстоятелям Церкви. Но их ходатайства святой Петр отверг и рассказал им о своем видении. Ночью ему явился Христос-младенец в раздранном хитоне. На вопрос святителя Петра: “Кто Ти, Спасе, ризу раздра?” – Он ответил, что это сделал Арий 30 . Святитель Петр, зная, что встреча с клириками, пришедшими просить за Ария, будет последней, обращается к ним с прощальной беседой. “В ней вспоминает он о всех ужасах гонения и о своих заботах о Церкви. С глубоким сознанием исполненного долга он говорит о себе: «Я не переставал день и ночь писать господнему стаду, порученному мне, утверждая их в единстве Христовом». Высказав затем похвалу мученикам-пресвитерам и всем исповедникам Христа, он останавливается на Мелитии: «Что мне сказать вам о Мелитии? Вы хорошо знаете, какие скорби причинил он мне своим поступком Об одном прошу вас, – остерегайтесь его козней! Сам я готов совершить путь, завещанный мне Господом моим, и ознаменовать служение, мною принятое, верностью Ему. Моя совесть спокойна, ибо я никогда не уклонялся от прямой своей обязанности – возвещать вам то, что вверено было мне от Господа Будьте внимательны и вы к вверенному вам стаду, ввиду предстоящих опасностей Церкви Христовой " ” 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

На Руси композиция видения П. получила значительно большее распространение, чем единоличные изображения священномученика. В составе композиции I Вселенского Собора видение П., как правило, соотвествующее описанию подлинника, представлено: в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и сыновья), собора Спасо-Преображенского ярославского мон-ря (1563-1564, 1781) и др.; в иконописи - на иконе-таблетке из комплекта новгородского собора Св. Софии в Вел. Новгороде (XVI в., НГОМЗ), на иконе XVI в. (ГМЗРК); на 2 иконах - ок. 1666 г. и 2-й пол. XVII в.- из ГТГ (см.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 766. С. 297-298, 770. С. 300); в шитье - на т. н. Малом саккосе митр. Фотия (датируется от кон. 1339 до кон. 30-х гг. XV в.; значительная часть дополнена на Руси в кон. XV-XVII в., ГММК). Своеобразным апофеозом осмысления видения П. в рус. культуре стало его символическое изображение на иконе, опубликованной Н. П. Лихачёвым ( Лихачёв. 1906). В основе изображения - пришедший из зап. искусства т. н. смесоипостасный образ, знаменующий единство и нераздельность Лиц Св. Троицы, с поясняющими надписями: вверху - «Виде Святитель Петр нощию в темнице видение в триех лицех в Отчее, и Сыновнее и Святем Дусе, Троицу нераздельно трех преславно славим и поклоняемся»; на полях - «Се внезапу облиста темницу свет велий и узри Господа моего Иисуса Христа в образе юноши двенадесятилетия имущаго, лице сияюще паче солнце, яко не мощи мне воззрети на неизреченную лица его славу, бе же оболчен в хитон бел: но раздран сверху даже до низа, его же обема руками на персях стисная и покрываша наготу свою и вопрошаше убо его: кто Ти Спасе ризу раздра; Господь же отвеща: Арий безумный раздра ми ю; того не приемлите в общение!» (Каталог христ. древностей. 1888). Предположительно образ П. находится на фреске зап. внутренней галереи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Также предположительно атрибутируется образ П. на иконе 3 св. епископов в крещатых фелонях (кон. XV - нач. XVI в., ЦМиАР; см.: Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000). В паре со сщмч. Климентом П. изображен, напр., на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (10-е гг. XV в., ГММК), на иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский, с житием» из придела свт. Николая Чудотворца ц. св. Климента в Москве (3-я четв. XVII в.) - описание соответствует иконописным подлинникам (П.- в шапочке), на круглой иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский» (ГЭ; нач. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Петр Александрийский – один из Отцов, засвидетельствовавших древнее церковное Предание, отождествлявшее отца святого Иоанна Предтечи с первосвященником Захарией, убитым между храмом и жертвенником в Иерусалиме ( Мф 23:35 ) 77 . К концу III столетия на Востоке распространилось лжеучение Павла Самосатского, низводившее Христа до простого человека. В ереси сказывалось влияние воззрений Филона Александрийского, а также Артемона и Феодота – еретиков, жив­ших до Павла. Против них и была направлена книга святителя Петра “О Божестве”, которую впоследствии читали на Третьем и Четвертом Вселенских Соборах 78 . В ней, раскрывая смысл Священного Писания , Святитель доказывает, что Иисус Христос есть истинный Богочеловек, о чем говорит и образ рождения Его. Следующее сочинение святого Петра, помещенное у Миня , имеет длинное название: “О том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима” 79 . Написано оно было Святителем к некоему Трицентию, вероятнее всего, в ответ на его письмо, так как Святитель упот­ребляет такие обращения к нему: “как ты написал…”, “…так что надо было прибегнуть к более безопасному и более приятному, и не писать легкомысленно и с порицанием…” 80 . Содержание этого послания в силу его отрывочности, особенно вначале, не вполне может быть осмыслено, но суть изложена в нем очень четко. Святой Петр говорит о правильности определения времени празднования Пасхи христианами, тогда как иудеи, по слову апостола Павла, ожесточились и, после разорения Иерусалима в 70-м году, изменили предание и изменили точность празднования Пасхи. Это Святитель называет “не­брежностью” со стороны иудеев и сравнивает их “с человеком, бросающим вверх камень, чтобы тот упал ему на голову”. Однако Петр Александрийский был не единственным, кто утверждал, что евреи извратили дату празднования Пасхи. Об этом говорили до него и после него. Святитель Иоанн Златоуст говорит о перенесении Пасхи при Каиафе, когда творилась расправа над Божественным Страдальцем 81 . В другом месте он уточняет: “ Церковь содержит определенное время страдания Христа, весеннее равноденствие, четырнадцатый день луны, трехдневье: пятницу, субботу и Господень день. Им мы пользуемся в данном случае и вполне законно, не новшеству какому следуя, но соблюдая по преданию от самого Моисея именно четырнадцатый день луны после равноденствия. Я имею мудрых еврейских свидетелей. Не следует внимать неразумию теперешних иудеев, потому что они извратили все, что было справедливо в законе” 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Большая часть сочинений святителя Киприана состоит из писем, остальная из трактатов. Почти все его сочинения написаны по злободневным вопросам и содержат решения церковных недоумений. Источник. Священномученик Петр Дамаскин , архиепископ Александрийский Священномученик Петр Дамаскин родился в Александрии. Получив хорошее образование, возглавил Александрийскую огласительную школу, где старался установить строго церковное направление, опровергая аллегории Оригена и его учение о предсуществовании душ. В 300 году вступил в управление Александрийской церковью, став преемником своего учителя, блаженного епископа Феоны. При правлении архиепископа Петра Александрийская церковь , несмотря на гонения, крепла и умножалась. Святитель ревностно совершал богослужения, проповедовал Слово Божие, тайно посещал заключенных в темницах христиан, укрепляя в них веру, помогал вдовам и сиротам. Он осуждал арианство и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение. В 311 году по приказу императора Максимиана архиепископ был схвачен и осужден на смертную казнь. Темной ночью его обезглавили на том же месте, где ранее был казнен апостол Марк. Священномученик Петр Дамаскин написал творения о духовной жизни, они содержат учение о душе и ее силах и указывают, как противостоять греху и побеждать его. Преподобный Антоний Великий Преподобный Антоний родился в 251 году в Александрии от богатых родителей. После их смерти, на двадцатом году жизни, он, раздав все имущество, поселился в уединенной пещере недалеко от города. В 285 году, стремясь к совершенному уединению, он переселился на восточный берег Нила, где провел около 20 лет. Слава о его необыкновенных подвигах и чудесах привлекла в пустыню многих ревнителей благочестия. Братия начали селиться около пустынного жилища великого подвижника. Образовалось много иноческих обителей и скитов. Вскоре пустыня заселилась отшельниками, и преподобный Антоний стал наставником и руководителем монахов. Нередко искали наставлений у преподобного Антония великие подвижники, приходили и образованные язычники-философы, которых преподобный удивлял своею премудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вся жизнь святителя Петра была отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память всё Священное Писание, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Историк Церкви Евсевий Памфил (340) позднее свидетельствовал, что святитель «был красою епископов, как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании ». Перед кончиной Александрийскому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в 300 году. Вскоре он вынужден был, для блага Церкви, покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана. Святитель Петр утешал свою паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвратиться в Церковь . Одновременно он умиротворил свою Церковь от раскола, возникшего в ней по вине Мелития, епископа Ликопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь , несмотря на гонения, крепла и умножалась. В 311 году по приказанию Максимина святитель Петр был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею, не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Композиция носит программный характер, поскольку ее создание пришлось на время «размежевания и открытого политического конфликта между Византией и Римом», а все святые в этой группе (кроме фигуры замыкающего ряд сщмч. Еразма; пам. зап. и греч. 2 июня) «известны как защитники Церкви от разного рода ересей» ( Графова. 2012. С. 19). П. предстает мужем с седыми короткими прямыми волосами и с короткой же округлой бородой, у него правильные черты лица: огромные карие глаза под темной линией бровей, прямой длинный нос, впалые щеки, лоб прорезают морщины; облачен в белую тунику, красно-коричневую фелонь и омофор с красными крестами; в левой руке, как и др. иерархи, он держит кодекс, к к-рому прикасается правой рукой. Уже в данном изображении П. можно увидеть его сходство с соименным первоверховным ап. Петром. Эта черта иконографии священномученика, ставшая впосл. устойчивой, была предопределена его Житием в следующем сравнении: «Петр - начало апостолов, Петр - конец Александрийских мучеников» (ВМЧ. Нояб. С. 721). В 1-й четв. XI в. появляется изображение П., предваряющее его Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 205). На миниатюре представлена композиция, в к-рой отражены 2 ключевых момента жизни священномученика: явление ему в темнице Христа Отрока и его мученическая кончина. На фоне холмистого пейзажа в центре показан П., опускающийся на одно колено, руки протянуты вперед в молении, над его головой воин заносит меч. Однако этот эпизод выглядит второстепенным, поскольку все внимание св. епископа (это читается в устремленности его позы и во взгляде) поглощено явлением ему Христа Эммануила. Фигура Христа помещена напротив П., слева, чуть выше линии позема с фигурой св. епископа, но соразмерно масштабу композиции, т. е. в соответствии с ростом «двенадцатилетнего юноши», каким, по Житию, Спаситель предстал в видении П. Христос делает шаг (ноги босые) к священномученику, благословляя его, в левой руке держит свиток; Его одежды: перевязь на бедрах, видная сквозь прозрачную ткань «белого хитона, разодранного сверху донизу», край к-рого удерживается на запястье левой руки.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Сщмч. Петр I Александрийский. Фрагмент композиции «Поклонение Жертве» в ц. св. Андрея на Треске. 1388–1389 гг. Мастер митр. Иоанн Несмотря на устоявшееся, особенно в памятниках монументальной живописи, уподобление облика П. облику ап. Петра, в греч. иконописном подлиннике, Ерминии, составленной на Афоне иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), святой характеризуется старцем «с остроконечною бородою», изображаемым в сцене видения ему Христа «яко младенца» (Ерминия ДФ. С. 160). В рус. иконописных подлинниках описание П. находится под 25 нояб. следом за описанием сщмч. Климента, папы Римского. Подобия этих святых, нередко изображаемых по минейному принципу - парно, хорошо различаются визуально: если у сщмч. Климента «брада аки Власьева», т. е. как у сщмч. Власия Севастийского, длинная и узкая, то у П.- «аки Николина», т. е., как у свт. Николая Чудотворца, короткая и округлая; также, согласно подлиннику, он «сед, на главе шапка бела, исподь кудреци на уши… риза кресчата, лазорь, исподь на бело бела, вохра съ белилы» (РНБ. Соф. 1523; опубл.: Иконописный подлинник. 1873. С. 47; появление «шапки» может быть заимствованием из иконографии св. Кирилла Александрийского). Эта характеристика образа П., данная в одном из наиболее ранних сохранившихся подлинников,- в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции, повторяется в основных чертах и позже (то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 200-201; Большаков. Подлинник иконописный. С. 51-52). В Софийском списке под 16 июля приведены также сведения о 6 Вселенских Соборах (хотя на этот день приходится память отцов IV Вселенского Собора). Видению П. придается настолько важное значение, что текст о нем предваряет описание I Вселенского Собора, поскольку «это самый яркий случай в истории разоблачения зарождавшейся ереси» ( Макарий (Веретенников). 1978. С. 68): «Первый Собор Вселенский овы на Ария. Спас явися Петру Александрийскому младенцем, в раздранней ризе, на престоле. Престол кеноварь, над ним покровец, завеса кеноварь. Петр сед, плешив, брада аки Николина, пал на колени, зрит на Него, руцы молебны» (Там же. С. 120-121). Далее, нарушая историческую достоверность, П. упоминается в числе участников Собора, к-рый состоялся спустя 14 лет после кончины священномученика: среди 3 святителей по левую руку от равноап. имп. Константина, один из к-рых - как Василий Кесарийский, другой - как Афанасий Великий, а «третий наклонился, глаголет с Арием, аки Петр Александрийский» (Иконописный подлинник. 1873. С. 121).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Скачать epub pdf О священномученике Петре Александрийском Предисловие Во святых отец наш Петр жил около 296 г. 50 . Он стал семнадцатым архиепископом Александрии, взойдя на эту кафедру после Феоны. Поскольку Мелетий, епископ Ликополя в Фиваиде, был уличен в участии во многих еретических беззакониях, святой лишил его сана 51 и отказался признавать крещение, совершаемое Мелетием и его сторонниками 52 . Он же рукоположил в диаконский сан Ария, когда тот еще показывал свою ревность о догматах веры. Но поскольку потом Петр увидел, как Арий защищает отлученного Мелетия и соглашается со скверными его взглядами, он изверг Ария и изгнал его из Церкви 53 . Хорошо и богоугодно упасши свое стадо на животворных пастбищах, он окончил жизнь мученически при Диоклетиане 54 , оставив своим преемником Ахиллу. Когда всесвященная его глава была усечена, с неба раздался голос: «Петр – начало апостолов, и Петр – конец мучеников». В самом деле, после его смерти гонение тиранов на христиан прекратилось, и воцарился равноапостольный Константин Великий 55 . В 304 г. 56 Петр написал настоящие правила касательно отрекшихся paзлuчhыv образом во время гонения. Эти правила необходимы для церковного благочиния и устройства. Косвенно они подтверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получают некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Они находятся во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», со с. 129. Во святых отца нашего Петра, архиепископа Александрийского, мученика 15 правил, на которые (за исключением одного) разделено его слово о покаянии С толкованиями Правило 1 Поскольку приблизилась уже четвертая после гонения Пасха, то этого достаточно для тех, которые по доносу подверглись заключению в тюрьму, претерпели беспощадные мучения, нестерпимые раны и многие другие страшные пытки и которым под конец плоть по немощи изменила. Хотя из-за случившегося с ними величайшего падения они не были вначале приняты в общение, однако ради того, что они много подвизались и долго противоборствовали (ведь они дошли до отречения не по своему произволению, но из-за предательства немощной плоти, поскольку и язвы Иисусовы показывают на своих телах, а некоторые уже третий год пребывают в плаче), пусть к их епитимии будут прибавлены в качестве напоминания другие 40 дней со дня их возвращения в Церковь . Проведя в посте после крещения именно такое число дней, Господь и Спаситель наш Иисус Христос был искушаем от диавола. И они, проведя такое же число дней по преимуществу в подвиге и более строгом трезвении, впредь да бодрствуют в молитвах, поучаясь в ответных словах Господа искусителю, который требовал поклонения себе: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи ( Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Однако основное значение Льва Великого заключается в его защите Православия от монофизитов. Томос Льва Великого вошел в основу халкидонского вероопределения, закрепившего главный догмат Церкви — догмата Богочеловечества, единства Божественной и человеческой природ во Христе (значит, и в Церкви) в полном и совершенном единстве без слияния и смешения.   Блаженный Августин Блаженный Августин Аврелий, величайший Отец Запада, философ, влияние которого ощущается в европейской мысли до сих пор. Сын язычника и христианки. Блаженный Августин проделал долгий и трудный путь от наивной детской веры через манихейство, скептицизм и неоплатонизм к зрелой, обогащенной опытом, выстраданной вере в Христа. До своего обращения (около 30 лет) Августин имел карьеру преподавателя. «Исповедь» описывает этот путь таким образом, что он становится философским анализом пути человека к Богу вообще (не просто так «Исповедь» — одна из самых читаемых христианских книг, ставшая парадигматичной для Средневековья). «О граде Божьем» — книга, написанная в ответ на катастрофу античного мира — взятие варварами Рима. В ней Августин развивает великую христианскую историософию: град небесный, созидаемый в истории, движущийся к эсхаталогической радости против града земного, основанного на крови убитого брата (Ромул и Рем, Каин и Авель). «О Троице» — один из главных триадологических трактатов Церкви, где Августин делает попытку вывести тринитарное богословие из образа Божьего в человеке (таким образом, это еще одно из важнейших свидетельств христианской антропологии). Разработанные Августином темы памяти, времени, свободы, личности стоят в центре всего дискурса западной культуры.   Петр Александрийский Руководитель Александрийского училища, александрийский епископ, мученик. Священномученик Петр родился и вырос в Александрии, по некоторым данным был воспитанником епископа Феоны, которого сменил на александрийской кафедре. Именно Петр Александрийский отлучил от Церкви еретика Ария. В Предание он вошел прежде всего своими Правилами, взятыми из его «Слова о покаянии». «Слово о покаянии» адресовано христианам, которые пытались избежать мученичества (иногда ценой отречения от Христа).

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010