Многие священномученики приняли смерть на Бутовском полигоне; в их числе — псаломщик Петр Ворона, протоиерей Петр Воскобойников, расстрелянный за помощь семьям, пострадавшим от советской власти, законоучитель земской школы Петр Голубев, протоиерей Петр Любимов, заявивший о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованный и расстрелянный в 1938 году, и многие другие, чьи биографии опубликованы в 55-м томе «Православной энциклопедии». В новом томе содержатся биографии патриархов Константинопольского и Иерусалимского  Патриархатов с именем Петр, семи патриархов Александрийских, трех патриархов Антиохийских, а также статьи об ордынском царевиче преподобном Петре, молчальнике преподобном Петре Галатийском. 55-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателя с биографиями трех российских императоров с именем Петр, автор статей — российский историк Е.В. Анисимов. В новом алфавитном томе также имеется блок статей, посвященных святым с именем Пафнутий, среди которых статьи о преподобном Пафнутии, принявшем мученическую смерть при императоре Диоклетиане, преподобном Пафнутии Александрийском, отце преподобной Евфросинии, преподобных Пафнутии Балахнинском, Пафнутии Боровском, Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиев Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Вниманию читателей предлагаются несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий. В томе содержатся материалы о карельском чудотворце преподобном Пахомии Кенском, святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух Константинопольских и двух Антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о преподобном Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте, и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о святом Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее основателе богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских, и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://patriarchia.ru/db/text/5515403.ht...

  Чего боялись святые. О малодушии и страхах праведников. Подготовил Тихон Сысоев . Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – август 2018. – С.32-36. – (раздел « Вера »). Материал составили главы: Боялся быть учеником Христа. [Апостол Петр]. – С.33-34; Боялся казни .   [Мученик Иоанн (Виленский), XIV в.]. – С.34; Боялся ослушаться . [Святой Досифей, конец VI – нач. VII вв.]. – С.35; Боялся своих преследователей. [Преподобный Павел Фивейский, III в.]. – С.35-36; Боялись обидеть человека . [Святитель Александр Милостливый, Патриарх Александрийский, VI – начало VII вв.  и святитель           Тихон Задонский, XVIII в.]. – С.36. Патриарх Кирилл. Когда исчезает страх . Из проповеди за Божественной литургией на центральной площади Кишинева, 9 октября 2011 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – август 2018. – С.37. – (раздел « Вера »).   См. также: Зураб Чавчавадзе, советник директора православной гимназии святителя Василия Великого//Фома. - – август  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Александр ( Архангельский ). 1874–2.08.1930. Фото: священномученик Александр (Архангельский), 1930//Фома. - – август 2018. – С.38-40. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Александр родился в 1874 году в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Троицкой церкви Николая Архангельского. В 1896 году он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Троицкий храм псаломщиком. Впоследствии он    обвенчался с девицей Екатериной, дочерью настоятеля храма протоирея Капитона Алексеева. В 1904 году Александр Николаевич был рукоположен во диакона ко храму Архистратига Божия Михаила в селе Сторожевские Хутора      в Усманском уезде, а через два года – во священника.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

16 мая 1877. г. Царское Село Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия Св. Мефодий принадлежит к знаменитым учителям и Отцам первых трех веков Христианской Церкви, и притом таким, которых высота учения и святость жизни приобрели им великое и всеобщее уважение не только от православных христиан, но и отступников от православной Церкви – еретиков. Церковный писатель VII века († около 624 г.) Леонтий Византийский , подвизавшийся в одном из Иерусалимских монастырей, исчисляя знаменитых учителей и Отцев Церкви, живших от Рождества Христова до царствования Императора Константина великого , ставитъ между ними и Мефодия Патарского в таком порядке: « Игнатий Богоносец , Ириней, Иустин Философ и мученик, Климент и Ипполит Епископы Римские, Дионисий Ареопагит , Мефодий Епископ Патарский (Παταων), Григорий Чудотворец , Петр Александрийский Епископ и мученик», и затем прибавляет: «всех их принимают и бывшия после них ереси» 1 . Другие древние писатели, свидетельствуя о многостороннем просвещении и мудрости св. Мефодия (Патарскаго), благотворной деятельности его в утверждении и защищении православной веры и славных подвигах мученичества, вообще отзываются о нем с высокими похвалами; а некоторые из них, как то: Андрей Епископ Кесарийский (VI века), Иоанн Епископ Фессалоникийский (VII века) и Патриарх Фотий († 886) называют его великим 2 ; и вся святая Церковь , празднуя память священномученика Мефодия 20 июня, воспевает в честь его: «учений пучину, и скрижаль наказаний, и зрения высокого сокровище тя знаем, и чувств престол, поюще благочестно Христа Царя во вся веки» (Канон. Пес. 8. троп. 4). В свидетельствах древности Св. Мефодий называется Епископом не только Патарским, но и Олимпийским и Тирским. Так, кроме Леонтия Византийского , св. Иоанн Дамаскин († около 780 г.), выписывая одно место из сочинения Св. Мефодия о воскресении мертвых, называет его Епископом Патарским 3 , Между тем другие, именно церковный историк Сократ († 440 г.) и Св. Максим Исповедник († 662), упоминая об этом самом сочинении того же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

В целом известны 27 наименований книг, напечатанных здесь. Среди работавших и преподававших в Остроге греков были, в частности, экзарх Вселенского Патриарха архидиакон Никифор Парасхес-Кантакузин, уморенный поляками голодом в Мальборкском замке в заточении после достопамятного собора в Бресте 1596-го года, где Никифор вместе с князем Острожским организовал параллельный, уже православный собор, предавший церковной анафеме отступников в епископских мантиях. В 2002 году Никифор был причислен к лику священномучеников в соборах Галицких и Белорусских святых; архиепископ Кизический Дионисий Ралли-Палеолог, будущий Патриарх Александрийский, Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, ставший также вторым ректором Острожской академии, и многие другие. Тот факт, что такие образованнейшие люди своего времени тесно сотрудничали с Острожской академией, вели здесь исследовательскую и учебную работу свидетельствует об уровне учебного заведения, о его статусе и репутации. Вероятно, вполне по праву Острожская академия считается первым университетом в Восточной Европе, или «Волынскими Афинами», как ее называли. Среди выпускников академии были люди, сыгравшие судьбоносные роли в истории Руси-Украины: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий, писатель-полемист, философ, автор знаменитого «Апокрисиса» Христофор Филалет и другие. Но славный род князей Острожских пресекся в 1620 году, а старый князь оказался последним православным в родовой цепи. С основанием в Остроге иезуитской коллегии в 1624 году Академия пришла в упадок и в 1636 году прекратила свое существование. Вот это, на мой взгляд, главный вклад княгини Гальши Острожской в историю и культуру сегодняшней Украины. Беата Косцелецкая Обратимся же к личной и непростой судьбе как Гальши Острожской, так и ее матери Беаты Костелецкой. Беата была внебрачной дочерью короля Польши Сигизмунда Старого от Катаржины Костелецкой (Тельничанки).

http://pravoslavie.ru/153912.html

Многие священномученики, как известно, приняли смерть на Бутовском полигоне. Отметим из их числа псаломщика Петра Ворону, прот. Петра Воскобойникова, расстрелянного за помощь семьям пострадавшим от советской власти, законоучителя земской школы Петра Голубева, протоиерея Петра Любимова, заявившего о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованного и расстрелянного в 1938 г. и многих других. С их биографиями читатель сможет ознакомиться в 55-м томе Православной энциклопедии. В томе содержатся также биографии Патриархов Константинопольского и Иерусалимского с именем Петр, семи Патриархов Александрийских, трех Патриархов Антиохийских. Отметим также статьи о чингисиде ордынском царевиче прп. Петре, молчальнике прп. Петре Галатийском. Наконец, читателю предстоит познакомиться с биографиями трех российских императоров Петров, написанных известным российским историком Е. В. Анисимовым. Самая обширная из них описывает противоречивую деятельность первого из российских императоров. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, посвящённых святым с именем Пафнутий, среди которых можно выделить статьи о прп. Пафнутии, принявшим мученическую смерть при императоре Диоклетиане, прп. Пафнутии Александрийском, отце прп. Евфросинии, прп. Пафнутии Балахнинском, прп. Пафнутии Боровском, прп. Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий также заинтересуют читателей. В томе содержатся материалы о прп. Пахомии Кенском, карельском чудотворце, «костромском» святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух константинопольских и двух антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о прп. Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о св. Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее «основателе» богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://pravenc.ru/shop/2495294/

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.   (I, 9. IV, 20, 22. V, 8, 22, 40). Дмитриевский В.Н. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р. Хр. – Казань, 1884. Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.   Макарий (Веретенников). Священномученик Петр, архиепископ Александрийский//Альфа и Омега. – М., 1998. – 4 (18). Порфирий (Успенский), архим. Александрийская патриархия: Сборник материалов, исследований и записок относящихся до истории Александрийской патриархии. Т. 1. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1898. – С.  101 – 116. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 560 – 561. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 484 – 485. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т. С.152–155. Чистосердов С. Св. Петр Александрийский (Его жизнь и деятельность)//Вера и разум.  – 1903. – 20, 22.  Библиография работ автора: Правила св. Петра, Архиепископа Александрийского и мученика из слова о покаянии (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  Правила... из «Сло ва его о покаянии»; Из книги «О Божестве»; О том, что евреи правильно установили 14–е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима;  О том, что душа не существует ранее тела/ Публ.:   архим.   Макарий   (Веретенников)//  Альфа и Омега. – М., 1998. – Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/3046443

2) Так это дело разумела вся древнейшая истинно православная Церковь . Св. Священномученик Климент Римский говорит, что «Епископы поставлены Апостолами, по повелению Иисуса Христа» 21 . Св. Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам, называет Епископов, так как и две низшие степени, «вчиненными волею Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа» 22 . – То же говорит он и в послании к Ефесеям, именно: «Потщитеся, возлюбленнии повиноватися Епископу и Пресвитером и Диаконом: иже бо сим повинуется, слушает Христа, учредившаго их» 23 . Св. Священномученик Киприан в послании к Падшим пишет: «Господь наш, установляя достоинство Епископа, и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключя царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесах: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах 24 . С того времени преемственно продолжается поставление Епископов» 25 . То же говорит о Епископе блаженный Мелетий, Патриарх Александрийский, именно: «Власть и сила святительского действа и благодати, яко зерно горушично от Спаса Своей Его Церкви вметнено» 26 . Что говорили о сем предмете церковные учители, жившие в Русской Церкви от времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ? Совершенно то же. Малый Катехизис в статье о четвертой тайне говорит: «Четвертая тайна есть Священство, уставленое от Христа во Апостолех, их же возложением рук на Епископах, от Епископов же на Священниках, яже освящени бывают чином церковным на строение св. таин и на преподавание спасительного учения Христова» 27 . Большой Катехизис говорит: «Оная благодать Божия, о ней же св. Апостол Павел к Тимофею пишет: не неради о благодати, сущей в тебе, данный ти пророчеством со возложением руку священническу», т.е. благодать Епископства (след. и самое Епископство) дана от Бога 28 . Что говорит о сем православная Церковь после Патриарха Никона ? Совершенно то же. Православное Исповедание говорит: «Священство есть тайна, завещася Апостолом от Христа, и чрез возложение рук их доднесь бывает хиротония, преемшим Апостолов Епископом к раздаянию Божественных таинств» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может, согласно 73 правилу Василия Великаго, быть удостоен св. причастия пред смертию, и никто не может освободить его от епитимии, равно не может сделать ему какое-либо снисхождение. Св. Григорий Нисский, перечислив по порядку все, что касается апостатов (отступников), подвергает тому же наказанию всех, добровольно переходящих от веры к заблуждению, определяя, что продолжительность наказания должна равняться продолжительности самой жизни каждаго грешника; лиц же, сделавшихся отступниками по принуждению, подвергает наказанию блудников, т.е. девятилетней епитимии. Точно также подразделяет апостатов и Анкирский Собор, равно священномученик Петр Александрийский и Василий Великий в своем 81 правиле. Однако, церковь ныне следует тому, что установил и определил святейший константинопольский патриарх Мефодий, и, согласно с этим, поступает с теми, которые так или иначе провинились в данном преступлении. Ибо он (Мефодий) говорит, что тот, кто еще в детстве уловлен был нечестивыми и страха ли ради, или по неведению, или же по неосведомленности в вере, принужден был отречься от веры отцев, впоследствии, придя в зрелый возраст, снова обратится к христианской жизни и вступит в кафолическую церковь с покаянием и исповеданием, - пусть ежедневно до седьмаго дня слушает у священника четыре предписанныя молитвы, а в восьмой день да измыется; затем пусть совлечет свою одежду и опояшется лентионом и тогда помазан будет св. миром подобно новокрещающимся, и после всего этого, наконец, да будет удостоен св. причастия; в течение же дальнейших восьми дней пусть присутствует в церквах на св. богослужениях подобно новокрещающимся. Подобнаго человеколюбия да будет удостоен и тот, кто, уловленный нечестивыми в совершеннолетнем возрасте, принужден будет мучениями отречься от веры отцев. Только таковый должен прежде всего поститься дважды по сорока дней, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц, и, кроме того, по три дня каждую седмицу и от вина и елея; за все же это время пусть молится и творит поклоны, сколько будет сил. Затем, когда исполнится этот срок, дважды по сорока дней, пусть в течение семи дней слушает ежедневно молитвы умилостивления, а в восьмый день, подобно вышеупомянутому, да измыется, да помажется миром и удостоится св. причастия; в течение же следующих восьми дней пусть посещает церковныя службы. Добровольно отрекшегося от веры, без всякаго насилия, ожидает страшное наказание; но, по неизреченному Божию человеколюбию, и таковаго нужно лечить милостиво. Поэтому, таковый да постится два года, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц и, кроме того, по три дня каждую седмицу от елея и вина, и да творит ежедневно, по мере сил, по сто или двести поклонов. Когда исполнится два года, пусть и он семь дней слушает молитвы умилостивления, а в прочем да поступлено будет с ним, как сказано выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕЛЕТИЙ свт. (сщмч.?) (пам. 21 сент.), еп. Кипрский - см. в ст. Исаакий и Мелетий, святители (священномученики?) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ прп., Киево-Печерский, иерей - см. Мелетий, Петр, Серапион, Филарет, преподобные, Киево-Печерские, иереи МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ I (Пигас) (1535/40 - 1601), св. (пам. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К-польского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_63.html

Московский храм святителя Николая в Подкопаях стал объектом культурного наследия Москва, 17 апреля 2014 г.      К Дню охраны памятников и исторических мест 18 столичных объектов получили статус памятников культурного наследия, сообщил руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский. В частности, статус памятника получили доходный дом А.Синицына в Благовещенском переулке, объекты детской больницы Святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке, воспитательный дом на Москворецкой набережной, доходный дом Плещеевых в Гусятниковом переулке, церковь Николы в Подкопае в Подкопаевском переулке, особняк В.Мельникова в Волковом переулке, сообщает Интерфакс-Религия. Храм упоминается в летописи с 1493 года. Название местности Подкопай связано с деятельностью людей, которые добывали глину, подкапывая холм. Каменный храм числится с 1629 года. Существующее здание возведено в середине XVII века. «Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад», — говорится на сайте храма . У этого храма, как и у многих непростая судьба: «После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век...» Священномученик о. Петр Петриков Пришло время скорбей, которое принесло храму четырех новомучеников. «Новомученики храма святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне». 17 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70039.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010