Тем, которые по взятии токмо их под стражу, и по претерпении скорбей и смрада в темнице, как бы в осаде, в последствии без сражения с мучениями соделались пленниками, быв сокрушены, по крайней скудости сил и по некоей слепоте, довлеет приложити лето к предшествовавшему времени: поскольку и они со всем предали себя страданиям за имя Христово, хотя и получали в темнице великое утешение от братий. За сие да воздадут они со многою лихвою, желая освободитися от горчайшаго плена диавольскаго, воспоминая наипаче Глаголющаго: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя: благовестити нищым посла Мя, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно и день воздаяния 95 . Правило 3 А ничего таковаго не пострадавшым, и не показавшым плода веры, но добровольно отбежавшым на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние приходящым, нужно и прилично приложити притчу о безплодной смоковнице, якоже Господь глаголет: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и прииде ищя плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ищя плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет; Он же отвещав, рече Ему: Господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю 96 . Положив сию притчу пред очи себе, и показав плод достойный покаяния, в продолжении толикаго же, то есть, четырехлетняго времени, получат тем большую пользу. Правило 4 А совершенно отчаявшымся, и нераскаянным, и стяжавшым непременяемую кожу ефиоплянина и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: да николиже от тебе плода будет во веки 97 : почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и реченное Екклисиастом: развращенное не может исправитися, и лишение не может изчислитися 98 . Ибо не возможно развращенному украситися, аще не будет оно прежде исправлено, и не возможно изчисляти лишения, аще не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случится с ними реченное Пророком Исаиею: и узрят трупы человеков преступивших Мне. Червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет: и будут в позор всяцей плоти 99 . Ибо, как и еще от него предречено: неправеднии же тако возволнуются, и почити не возмогут. Несть радоватися нечестивым, рече Бог 100 . Правило 5

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах, поругалися ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными: как то, или прошли мимо идольских жертвенников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя. Хотя некоторым из таковых, как я слышал, и явили снисхождение некие из исповедников, потому, что они с великим тщанием избегали возжжения своими руками огня и каждения нечистым демонам, и хотя они, не приметив, соделали оное по неразумию: однако да положится им шесть месяцев на обращение к Богу в покаянии. Ибо таким образом и сии более получат пользы, размышляя о изречении Пророческом: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его, велика совета Ангел 101 . Сие Отроча, как вы ведаете, в шестый месяц после зачатия другаго отрочати, проповедавшаго пред лицем входа Его, покаяние во отпущение грехов, зачато такожде, дабы проповедати покаяние. Ибо слышим обоих проповедующих, во первых не токмо о покаянии, но и о Царствии Небесном, которое как мы научены, внутрь нас есть 102 , поскольку близ есть Глагол, Емуже веруем, во устех наших и в сердцах наших: о Котором Царствии прияв напоминание, и они научатся исповедывати устами своими, яко Господь есть Иисус Христос , веруя в сердце своем, яко Бог воскреси Его от мертвых. Ибо слышим, яко сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение 103 . Правило 6 Некие рабов христиан поставили вместо себя, рабы же, яко подручные, и некоторым образом и сами в заключении у своих господ находившиеся, будучи угрожаемы от них и страшась их, доведены до идоложертвования и пали. Таковые рабы, в продолжение года, да покажут дела покаяния, поучаяся впредь, яко рабы Христовы, творити волю Божию: и боятися Его, и наипаче слыша, яко всяк, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь 104 . Правило 7

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Правило 5 Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах, поругалися ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными: как то, или прошли мимо идольских жертвенников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя. Хотя некоторым из таковых, как я слышал, и явили снисхождение некие из исповедников, потому, что они с великим тщанием избегали возжжения своими руками огня и каждения нечистым демонам, и хотя они, не приметив, соделали оное по неразумию: однако да положится им шесть месяцев на обращение к Богу в покаянии. Ибо таким образом и сии более получат пользы, размышляя о изречении Пророческом: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его, велика совета Ангел 101 . Сие Отроча, как вы ведаете, в шестый месяц после зачатия другаго отрочати, проповедавшаго пред лицем входа Его, покаяние во отпущение грехов, зачато такожде, дабы проповедати покаяние. Ибо слышим обоих проповедующих, во первых не токмо о покаянии, но и о Царствии Небесном, которое как мы научены, внутрь нас есть 102 , поелику близ есть Глагол, Емуже веруем, во устех наших и в сердцах наших: о Котором Царствии прияв напоминание, и они научатся исповедывати устами своими, яко Господь есть Иисус Христос, веруя в сердце своем, яко Бог воскреси Его от мертвых. Ибо слышим, яко сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение 103 . Правило 6 Некие рабов христиан поставили вместо себя, рабы же, яко подручные, и некоторым образом и сами в заключении у своих господ находившиеся, будучи угрожаемы от них и страшась их, доведены до идоложертвования и пали. Таковые рабы, в продолжение года, да покажут дела покаяния, поучаяся впредь, яко рабы Христовы, творити волю Божию: и боятися Его, и наипаче слыша, яко всяк, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь 104 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Перечислять наших (мучеников) поименно было бы излишне, так как их много, да они и неизвестны вам. Знайте, но крайней мере, что мужчины и женщины, юноши и старцы, девы и старицы, воины и поселяне, люди обоего пола и всякого возраста, одержав победу в борьбе, получили венцы одни посредством бичей и огня, другие посредством железа. Для иных же недостаточно было и самого долгого времени, чтобы сделаться благоприятными Господу, как недостает его доныне и для меня. Он оставил мне жизнь до другого удобного времени, какое Сам знает, ибо Сам Он сказал: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти 1 . Но вы расспрашиваете о том, что случилось с нами и желаете знать, в каком положении находимся мы теперь. Конечно, вы (уже) слышали, как в то время, когда центурион и начальники (городской стражи) 2 с бывшими при них воинами и служителями вели в узах меня, Гайя, Фавста, Петра и Павла, напали на нас некоторые из мареотов и несмотря на наше нерасположение следовать за ними, захватили и повлекли нас силою. А теперь я, Гаий и Петр, одни, в разлуке с прочими братьями, терпим заключение в пустынном и грязном месте Ливии на расстоянии трех дней пути от Паретония 3 II. А в городе 4 скрылись с целью тайно посещать братьев пресвитеры Максим, Диоскор, Дмитрий и Луций, (известнейшие в мире Фавстин и Акила блуждают в Египте), а также и оставшиеся после умерших от болезни 5 диаконы Фавст, Евсевий и Хэремон. Евсевия Бог с самого начала укрепил и уготовал для безбоязненного служения бывшим под стражею исповедникам и для небезопасного погребения тел почивших и блаженных мучеников 6 . Правитель (города) и доныне не перестает одних из приводимых к нему, как я сказал, жестоко умерщвлять, других терзать пытками, иных изнурять темницами и узами и предписывает, чтобы никто не приближался к ним, наблюдая, не попадется ли кто-нибудь. И однако Бог , благодаря ревности и неусыпности братий, облегчает страдальцев. 2 Слово στρατηγ ν Валезий в примечании на это место объясняет в смысле указания на дуумвиров (duumviri) или магистратов (magistratus) города Александрии, справедливо замечая, что не было надобности посылать вместе с центурионом еще и военачальников, которые сами никогда не сопровождали преступников на место ссылки. Дуумвиры и магистраты, хотя и занимали менее видное положение по сравнению с военачальниками, назывались у греков также военачальниками. Они обязаны были задерживать преступников, подвергать их предварительному заключению, приводить к судьям и сопровождать на место ссылки. У св. Афанасия в послании к монахам есть весьма ясные указания на то, что в Александрии, кроме римских войск, существовала городская стража, имевшая особых начальников (Творения св. Афанасия, часть 2, Москва 1852, стр. 136 и 157, где «градский военачальник» Горгоний отличается от «дуков» или римских военачальников Себастиана и Сириана).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

И прибавил еще: “И так стало”. Затем очень хорошо и правильно явил Он первым месяц, установленный у евреев. Мы узнали, что его соблюдали до пленения Иерусалима, потому что евреи точно хранят предания. А после пленения его перестали соблюдать по причине какого-то в то время ожесточения. Именно его мы и приняли, соблюдая точно и по закону. В это время, согласно с реченным, называя день Святого Праздника нашего, на который пал выбор. “А прочие ожесточились”, – как говорит Писание ( Рим 11:7 ). II. И ведь Он говорит: “Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не узнали Пославшего Меня” (см. Ин 15:21 ). А если они не узнали ни Пославшего, ни Посланного, нельзя сомневаться, что они не знали закона установления Пасхи, так что ошибались не только в выборе места, но и в месяце, от начала года первом, 14-е число которого древние тщательно соблюдали и (поэтому) справляли Пасху после равноденствия. А теперь это совершают до наступления равноденствия, очень небрежно и ошибочно, (пребывая) в незнании. Так установили они в смутное время, и в этом признается (об этом свидетельствует) Тот, о Ком написано в этих (сочинениях). III. Для нас не имеет значения, справляют ли ошибочно иудеи Пасху в месяце Фаменот, в соответствии с фазами луны, или в месяце Фармути, согласно прибавляемому раз в 3 года месяцу. Ведь перед нами (нечто) другое, чем совершать память о Его страдании, и как раз в это время. Так передали от начала очевидцы, прежде чем уверовали египтяне. Наблюдающие теперь первые фазы (луны) выводят этот (праздник) не обязательно из 16-го дня Фаменота, а просто из трехлетия Фармути. Ведь сначала, до воплощения Христа, кажется, они так откровенно и поступали. Поэтому и порицающий их Бог говорит через Пророка: “И Я сказал: всегда они заблуждаются сердцем; так Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (см. Пс 94:10–11 ). IV. Как ты видишь, он явно в этом лжесвидетельствует и в большой степени – не только против людей, но и против Бога. Во-первых, так как иудеи в этом никогда не заблуждались, раз были у них изначальные очевидцы и прислужники, а тем более от начала перед воплощением (до воплощения) Христа. Вот, как говорит Бог , они всегда заблуждались сердцем не относительно установления Пасхи, как ты написал, а по причине всякой другой распущенности, из-за их скверных и постыдных дел, так как – (Бог) это видит – они обратились к идолопоклонству и разврату. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Посему тем из клира, которые добровольно вышли на подвиг, пали и возобновили подвиг, не есть праведно быти после в священнослужении, ибо они оставили стадо Господне, и опорочили самих себя, чего никто из Апостолов не делал. Ибо многия гонения прошедший, и многия победы в подвигах показавший, блаженный Апостол Павел, хотя и ведал, яко лучше есть разрешитися и быти со Христом, однако присовокупляет и глаголет: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради 109 . Ибо взирая не на свою пользу, но на пользу многих, да спасутся, более собственнаго упокоения нужным признавал пребывати с братиею и пещися о них. Он и учащему повелевает быти во учении, и быти образом верным. Посему те, которые падши и возобновив подвиг в темнице, ищут права на священнодействие, поступают совершенно неразумно. Ибо как требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быти братии в такое время; доколе они были непреткновенны, имели прощение в своем безрассудном поступке: но когда пали, тогда не могут уже священнодействовати, яко безчинствовавшие и опорочившие самих себя. И так, отложив тщеславие, в смиренномудрии дабы пекутся о том наипаче, како скончают свое течение. Ибо довлеет им общение, со тщанием и точностию соблюдаемое, ради двух причин: и ради того, да не явятся они опечаленными, и с усилием взыщут разрешения отсюду, и ради того, дабы не возимели предлога некоторые падшие, аки бы они, по случаю угрожающия епитимии, ослабели в духе. Таковые более всех имети будут стыд и поношение, по примеру положившаго основание, и не возмогшаго совершити: ибо начнут, как речено, все мимоходящии ругатися ему, и глаголати: сей человек начат здати, и не може совершити 110 . Правило 11 Некие вначале сами себя повергли в кипящее гонение. Стоя окрест судилища, и взирая на святых мучеников, поспешающих к почести вышняго звания, будучи побуждаемы благою ревностию, они предали себя на то, со многим дерзновением, наипаче, когда видели многих увлекаемых и отпадающих от веры. За сих вопламеняясь внутренно, и будучи призываемы внутренним гласом противустати превозносящемуся сопротивнику, они спешили на сие, дабы он не являлся сам пред собою мудрым, потому, что мнился преодолевати коварством, тогда как сам не примечая, побеждаем был терпящими мужественно строгание и биение, и острие меча, и жжение огнем, и потопление в водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

священномученик Петр Александрийский (†311) Каноническое право священномученик Петр Александрийский Богослов, канонист, защитник Православия от арианской ереси. Место рождения св. Петра неизвестно. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305–311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр сам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: «Петр – начало Апостолов, Петр – конец александрийских мучеников». Это произошло в 311 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandr...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Петр Александрийский, сщмч. - житие Священномученик Петр, архиепископ Александрийский (память 25 ноября по старому стилю) Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал  должность начальника Александрийской школы. В  300 году он вступил в управление Александрийской  Церковью, став преемником своего учителя и  духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования  христиан при императорах Диоклетиане и  Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной  город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам  и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно  молился и совершал Богослужения. И Господь хранил  его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр  выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения,  крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора  Максимиана (305-311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа  вывести на казнь. Темной ночью святой Петр сам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: " Петр - начало Апостолов, Петр -  конец александрийских мучеников " . Это произошло в 311 году.

http://pravicon.com/info-3184

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Петр Александрийский Петр I (+ 311 ), архиепископ Александрийский , священномученик Память 25 ноября Родился и вырос в Александрии . Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы . В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью , став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны . Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане , святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий , отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него и отлучил еретика от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения , святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь , несмотря на гонения, крепла и умножалась. В 306 году святитель Петр председательствовал на Соборе , который осудил и низложил епископа Мелития Ликопольского , за что тот донес на Петра императору. Предвидя свой арест, святитель Петр пригласил достойнейших присвитеров Ахилла и Александра, объвил им, что близок его конец, дал последние напутствия и назначил преемников. По приказу императора Галерия , святитель был схвачен и осужден на смертную казнь.

http://drevo-info.ru/articles/14117.html

Тем не менее подчеркну, что Святыми Отцами при истолковании книги Иова конечно же применяются – вполне органично и успешно – все названные здесь методы библейской экзегезы. Многими древнецерковными писателями подробнейшим образом выясняются исторические реалии текста, выявляется его буквальный смысл; кроме того, они приводят и моральное истолкование подвига Иова; здесь же они обнаруживают и те аллегорико-нравственные параллели с аскетическим подвигом христианских праведников, а также путями духовной борьбы с искушениями и с грехом, что приходят на ум при чтении этой ветхозаветной книги – в связи с наставительными речениями Иова и его друзей; наконец, они указывают на нашедшие свое отражение в этом ветхозаветном тексте и явленные здесь прообразы новозаветной реальности, важнейший из которых определяется святителем Григорием Великим так: «блаженный Иов прообразует нашего Искупителя в страдании» 113 . Об этих святоотеческих толкованиях на книгу Иова и пойдет речь. К содержанию книги Иова в своем творчестве довольно часто обращались очень многие древние Святые Отцы. Ее глубокий нравственный урок, присутствующие здесь картины небесной реальности, образы страшных страданий и несчастий невинно притесняемого сатаной праведника, исполненные боли и страдания речи Иова, его споры с друзьями, описываемое тут грозное явление в буре Творца, Собственным словом свидетельствующего о Божием всемогуществе, наконец, заключенное здесь высокое богословие – все это во все века привлекало к себе толкователей данного священного текста. Мы находим многочисленные цитаты из книги Иова и их изъяснение в творениях таких известных церковных писателей, как священномученик Климент Римский , святой Иустин Мученик , священномученик Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген , священномученик Мефодий Олимпийский (Патарский), священномученик Киприан Карфагенский , Тертуллиан , святитель Афанасий Великий , Дидим Слепец , святитель Василий Великий , святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , преподобный Ефрем Сирин , святитель Кирилл Иерусалимский , святитель Епифаний Кипрский , святитель Зинон Веронский, святитель Амвросий Медиоланский , блаженный Августин Гиппонский, блаженный Иероним Стридонский , пресвитер Филипп, святитель Иоанн Златоуст , святитель Кирилл Александрийский , блаженный Феодорит Кирский , преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный Исихий Иерусалимский , Олимпиодор Александрийский, святитель Андрей Кесарийский , святитель Григорий Великий , и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010