69 New catholic encyclopedia. Vol. XI. – С. 209; Lexikon fur Theologie und Kirche. Bd. 8: Palermo bis Roloff. – С. 331–332. 72 Разбора Правил, что сделано С. Чистосердовым (Чистосердов С. Указ. соч. – С. 681–686), мы касаться не будем, а ограничимся несколькими замечаниями к ним. 75 Необязательность призыва к покаянию в Правилах повлекла его исключение из Правил, равно как и помещение 9-го правила в Прологе потребовало его корректирования. Для доказательства этого мы приводим в Приложении I слово из Пролога параллельно 9-му правилу. 79 См. Приложение III. С. Чистосердов, касаясь этого труда, приводит мнения западных ученых, отрицающих его принадлежность Александрийскому учителю. После чего он говорит: “Для основательного ознакомления с ними (то есть фрагментами этого послания – а. М.) необходимо обратиться к подлинному тексту их”. Далее идет ссылка на текст в XVIII томе Патрологии Миня (Чистосердов С. Указ. соч. – С. 691). На этом он заканчивает разбор Слова. Однако владыка Филарет (Гумилевский) не сомневается в подлинности Слова (Архиепископ Филарет (Гумилевский) . Указ. соч. – С. 179–180). Кстати, никто не сомневается и в подлинности 15-го правила, извлеченного из Слова.На Западе это произведение в составе Пасхальной хроники известно с Х в. (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. I. СПб., 1907. – С. 48). 80 Тот факт, что святой Петр употребляет названия месяцев египетского происхождения (Бикерман Э. Указ. соч. – С. 35), позволяет судить, что Трицентий жил, если не в Александрии, то, по крайней мере, в Египте. 82 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста . Т. VIII. Кн. 2. СПб., 1902. – С. 959. Это не единственное высказывание Златоуста, которое может подтвердить и дополнить мысли великого Александрийца, жившего столетием раньше него. Еще Златоустый, упомянув об отъятии великого Архитектона “от Иерусалима и от Иудеи”, говорит, что иудеи “оставили предания своих ученых мужей, и даже самые основы закона подверглись у них опасности искажения. И вот тогда-то они произвели перемены в Священном Писании тогда же исказили они и определение Пасхи”. – Там же. – С. 960. Иустин Философ , живший во II в., как и Петр Александрийский утверждал, что наша Пасха – Иисус Христос. “Ибо Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исаия говорит: «Он, как овца, был веден на заколение» ( Ис 53:7 ). Даже написано и о том, что вы (то есть евреи – а. М.) взяли Его в день Пасхи и распяли также во время Пасхи”. – Сочинения святого Иустина Философа и мученика. Изд. Преображенского. Ч. 1. М., 1892. – С. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В отрывке, известном под названием “Из поучения святого Петра Александрийского ” 90 , Святитель говорит о внутреннем мире человека. По тематике он близок к фрагменту, где говорится о причине хульных мыслей в человеке: “Я спрашивал святого Пафнутия, страдал ли он когда-либо от такого надоедливого помысла? И он утвердительно ответил мне, что во время самых мучений, когда тело его сжигалось на огне, злой дух внутри его произносил хулу на Бога; Пафнутий в гневе сказал ему: я принял мученичество за Христа не для того, чтобы отрицать или хулить Его; я мучаюсь за Него, – хула же твоя на Господа Бога на тебя обратится” 91 . Никто из писавших о Петре Александрийском не говорит о его “Физиологе”, который сохранился в греческой рукописи XI в. из Синодального собрания Исторического музея. Эта книга святителя Петра занимает 10 листов в рукописи и имеет 33 главы, в которых повествуется о нравоучительных инстинктах животных. Начинается она словами: “Есть так называемая солнечная ящерица, как говорит Физиолог…” 92 . Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что священномученик Петр Александрийский был крупным богословом своего времени, которого волновал широкий круг проблем. Он защищал Церковь от ересей и лжеучений, умиротворял внутрицерковные нестроения. Он предвосхитил церковное сознание о природе Христа, высказанное на Халкидонском Соборе, о том, что Христос был “Бог по природе и стал человеком по природе” 93 . I. Правила святаго Петра, архиепископа Александрийского и мученика из Слова его о покаянии Правило 1 Поскольку приближается уже четвертая Пасха после гонения: то довлеет время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокия мучения и несносныя раны, и многия иныя тяжкия угнетения, и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были прияты в Церковь , по причине последовавшаго тягчайшаго падения: но поскольку они много подвизались и долго противоборствовали, (поскольку они дошли до преступления, не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показуют на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год то к сей епитимии, да присовокупятся им еще четыредесять дней, по припамятованию, когда они приступили к Церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос , по Крещении, постившись, искушаем был от диавола: таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся, и притом да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши 94 . Правило 2

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из вышесказанного видно, что сирский месяцеслов есть вообще месяцеслов восточных церквей, но в нем очень заметно и местное антиохийское влияние. В нем во первых приведено 7 епископов антиохийских, тогда как из александрийских только два св. Петр ( 311) 24 ноября и Аристион сомнительный, нет с таким именем между александрийскими епископами. Во вторых, дни празднования некоторым святым, особенно антиохийским, согласуются с временем, показанным св. I. Златоустом в его беседах; так праздник апостола Павла в сирском 28 декабря предшествовал в Антиохии первому января и по Златоусту. После крещения Господня и у Златоуста следует празднование св. Лукиану (т. II, стр. 625 у Монфокона), празднование Просдоки, Вероники и Романия (то есть, Домнины) положенное в сирском 20 апреля согласно со словами Иоанна Златоустог о, по которым празднование им было весною, а не 4 октября („Христ. Чтение“ 1864 г. ч. II). Празднование муч. Варлааму, в сирском 14 августа, по Златоусту совершалось летом, а не 19 ноября (т. II стр. 756 изд. Монфокона). В третьих, сирский месяцеслов дошел до нас на сирском языке и это не мало говорит за антиохийское происхождение, или, по крайней мере, за антиохийское влияние на него. Но Дюшен полагает, что сирский месяцеслов никомидийского происхождения. Почему? в нем воспоминаются никомидийские епископы: Анфим священномученик 27 апреля и Евстолий 8 июня, присутствовал на Анкирском соборе в 314 году. Но Анфим есть знаменитейший на всем Востоке священномученик, он находится в других древних восточных месяцесловах. А Евстолия совсем нет в сирском месяцеслове, но есть 8 июня в Иеронимовом. Хотя Иеронимов очень сходен с сирским в памятях, но нельзя делать заключение верное от одного к другому. Напротив, антиохийских епископов в месяцеслове, как сказано выше, 7 или даже 8. Перечислим их по порядку сирского месяцеслова: 1) января 24 Вавила антиохийский священномученик (238–250), в сирском ошибочно страдание положено в Никомидии вместо Антиохии. По Иеронимову и житию он пострадал в Антиохии; 2) февраля 4 Максимин, еписноп антиохийский (189–201). В Иеронимов, и во всех других нет; 3) марта 4 Амфимил, епископ антиохийский (это или св. Феофил (176–181) или св. Асклениад (227–233); 4) марта 27 Филипп, епископ антиохийский (234–235). В Иеронимовом и во всех других нет; 5) мая 5 Ерос, епископ антиохийский (150–175). Нет в Иероним. и во всех; 6) мая 14 Серапион, епископ антиохийский (202–206). Есть в римском Барониевом мартирологе, но в Иеронимовом нет; 7) октября 17 св. Игнатий, епископ антиохийский (68–107); 8) к ним можно присоединить Зевена 13 января, хотя он не назван епископом (336–337). Замечательно, что в сирском имеются такие антиохийские епископы, которых нет между святыми ни в Иероним., ни даже во всех известных месяцесловах восточных и западных. Это не мало говорит за антиохийское происхождение или, по крайней мере, за антиохийское влияние на этот месяцеслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

I Явившись Своим ученикам после воскресения, Христос Спаситель послал их проповедовать Евангелие по всему миру. Апостолы пошли и благовествовали, выполняя завет Христов, и все, кроме Евангелиста Иоанна Богослова, пострадали на этом поприще. Апостол Марк был замучен в Александрии, где он основал Церковь . К нему восходит преемство предстоятелей Александрийской Церкви. Они с самого начала достославно исповедывали истину и мужественно свидетельствовали о ней даже пред судилищем языческим, но до святого Петра 2 (†311) Церковь Апостола Марка не возглавлял мученик 3 . Время и место рождения святого Петра, как и других святителей и предстоятелей того времени, неизвестны. Но весьма вероятно, что “святой Петр, если не по происхождению, то по воспитанию и должности был александриец” 4 . В это время Александрийскую богословскую школу возглавлял епископ Серапион, а Церковь – епископ Феона. После смерти первого святой Петр становится начальником школы 5 . Это была замечательная должность в Александрийской Церкви и, несомненно, кандидат на нее должен был обладать незаурядными качествами. Дело в том, что Александрия того времени была центром всего Востока, или вторым городом в империи после Рима. “В цветущее время число ее жителей доходило до полумиллиона человек” 6 . В духовном отношении Александрия была центром иудейской диаспоры. Здесь, как говорят святые Отцы, еще до Рождества Христова был сделан перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий 7 . В Александрии находился музей, библиотека, насчитывавшая до 400 тысяч книг. “При духовно богатой и разнообразной жизни города, который был центром языческого культа и эллинской философии, христианство должно было вступить в живое общение со всем содержанием древнего мира. При таких обстоятельствах выступила Александрийская школа” 8 . Помимо внешних причин, способствовавших становлению школы, существовали проблемы внутреннего характера, на которые также нужно было реагировать, – это ереси. На должности начальника школы святой Петр, будучи в то время в сане пресвитера, потрудился пять лет. Первым долгом он стремился уменьшить влияние на школу языческой философии и Оригена , на которого ссылались еретики 9 . К этому времени С. Чистосердов относит написание всех сохранившихся его трудов 10 . По-видимому, в это же время состоялся диспут святого Петра с Савелием, известным своими заблуждениями, закончившийся победой святого над еретиком 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Св. Петр вступил в Александрийскую кафедру в 300 г. Перед тем он пять лет управлял Александрийской школой в качестве ее начальника. Через три года после возглавления им Александрийской Церкви началось гонение на христиан по указу Диоклитиана. Многие тогда прибегали к разным ухищрениям, чтобы избежать мучений и многие потом каялись. Чтобы помочь тем, кто возвращался в Церковь Св. Петр написал в 306 г. послание, которое разделено на 14 правил. В 311 г. Св. Петр был внезапно схвачен язычниками и обезглавлен.     1. 1 Поскольку приближается уже четвертая Пасха после гонения, то достаточно время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокие мучения и несносные раны, и многие иные тяжкие угнетения, и которым напоследок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были приняты в Церковь , по причине последовавшего тягчайшего падения, но поскольку они много подвизались и долго противоборствовали (ибо они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показывают на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год), то к сей епитимии да присовокупятся им еще сорок дней, по припоминанию, когда они приступили к Церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос , по Крещении постившись, искушаем был от диавола; таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся. и притом, да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: «иди за Мною, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» ( Мф. 4:10 ) 2. 2 Тем, которые по взятии только их под стражу и по претерпении скорбей и смрада в темнице, как бы в осаде, впоследствии без сражения с мучениями сделались пленниками, быв сокрушены, по крайней скудости сил и по некоей слепоте, достаточно приложить год к предшествовавшему времени, поскольку и они совсем предали себя страданиям за имя Христово, хотя и получали в темнице великое утешение от братии. За это да воздадут они со многою лихвою, желая освободиться от горчайшего плена диавольского, вспоминая лучше глаголющего: «Дух Господень на Мне, его же ради помазал Меня; благовестить нищим послал Меня, ...проповедать пленным отпущение, и слепым прозрение, отпустить сокрушенных во отраду, проповедать лето Господне благоприятное.» ( Ис 61.1–2 ; Лк 4.18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandr...

Последнее, как считает С. Чистосердов, произошло в начале 305 года 23 . Мелитий, появившись в Александрии, присваивает себе власть Александрийского епископа, отлучает двух пресвитеров, поставленных святителем Петром, и ставит на их место своих, рукополагает также епископов. Несомненно, это вызвало протест, который был выражен ему письменно епископами Исихием, Пахомием, Феодором и Филеем, бывшими тогда в заключении 24 . О действиях Мелития, несомненно, был поставлен в известность сам святитель Петр. По этому поводу он обращается к своей пастве: “Так как я узнал, что Мелитий на письмо блаженных епископов и мучеников (Исихия, Пахомия, Феодора и Филея) не только не обратил внимания, но и вторгся также и в мой отдел, сместил мною поставленных и посвятил других, то я прошу вас воздерживаться от общения с ним, пока я со знающими мужами не опровергну его и не расследую дела” 25 . Желание Святителя вернуться к своей пастве исполнилось после отречения от престола императора Диоклетиана. Явившись в Александрию, святой Петр созывает Собор, на котором решается вопрос об искоренении раскола и о примирении с Церковью падших. Этот Собор состоялся в 306 г. Он определил падшим, в зависимости от их вины, сроки покаяния. При этом Церковь руководствовалась правилами, составленными ее Предстоятелем. Мелитий был отлучен от Церкви, и не столько за нарушения порядка, сколько за отступления от веры 26 . Этому времени мы обязаны зарождением новой ереси – арианства. Арий, который был рукоположен епископом Петром во диакона, начинает учить о неравенстве и несовечности Бога Сына Богу Отцу. Святой Петр отлучил его поэтому от Церкви. Как передает это литургический текст: “Оружием пламенным Духа Святого иерарше Ариа вредословца Божественным судом заклал еси” 27 . К этому же периоду жизни Александрийского святителя относится следующее событие. К нему обратилась женщина с просьбой окрестить двух ее сыновей. Но всякий раз, когда святой хотел погружать любого из них, вода загустевала. На вопросы епископа женщина рассказала, что она с сыновьями тайно бежала на корабле из Антиохии от мужа, отрекшегося от веры во время гонения. В пути, когда на море поднялась сильная буря, она крестила сыновей в морской воде и вместо мира помазала своею кровью. Святитель признал это Крещение 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Но море не расступалось, в полночь же оно озарилось светом, и св. мощи сами собой явились поверх воды. Их перенесли в церковь , и от них совершилось много чудес. Часть мощей перенесена была святыми Кириллом и Мефодием в Рим, глава же и большая часть мощей впоследствии взяты были св. князем Владимиром в Киев в Десятинную церковь . Священномученик Петр был епископом Александрийским, в самом начале ΙV века. Он отличался большим образованием и был начальником известного Александрийского училища. Сделавшись епископом, только три первые года мирно правил паствой, а затем царями Диоклетианом и Максимианом Галерием были воздвигнуты гонения на христиан. Особенно было сильно гонение в Египте, где святительствовал Петр. Во время гонения он удалился из Александрии и скитался в разных местах. Но и в это время не покидал паствы, – писал к ней послания, утверждая в вере во Христа и укрепляя на подвиг мученический, так что, внимая его гласу, очень многие увенчались мученическим венцон. Но были и такие, которые изменяли христианской вере. Впрочем, большая часть из таких скоро раскаивалась. Святитель Петр с любовью принимал кающихся в Церковь , налагая, по мере вины, различный епитимьи. В его время в Александрии явился Арий со своей ересью. Св. Петр отлучил его от Церкви. Тогда Арий начал показывать притворное покаяние, чтобы получить разрешение. Но святителю Петру ночью было видение, которым запрещалось принимать Ария в общение. Гонение Диоклетиана несколько ослабело, и св. Петр возвратился к своей пастве. Но мирное время продолжалось очень недолго. Максимиан снова открыл гонение. Он приказал заключить в темницу и святителя Петра и потом умертвить. Это произвело сильное волнение в народе. Узнав о волнении, святитель побоялся большего истребления народа, посему тайно от него предал себя трибуну и сам положил свой голову под секиру. Это было в 311 г. О преподобном Петре молчальнике читать поде 1-м февр. 26-е число Преподобный Алипий столпник жил в Адианополе, в Пафлагонии, в конце VI и в начале VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

25 Гидулянов П. В. Указ. соч. – С. 220. Епифаний Кипрский (†403) дает несколько иную картину мелитианского раскола. Он говорит, что Мелитий и святитель Петр были вместе в заключении, и когда возник вопрос принятия падших, то возникло между ними разногласие. Мелитий был против принятия в общение отпавших, откладывая это до лучших времен, по крайней мере. “Но святейший Петр, как человек милосердый и отец всех, просил и умолял их, говоря: будем принимать их кающихся, назначим им покаяние, чтобы они состояли при Церкви, и не будем отвращаться ни их, ни клириков (как гласит дошедший до нас слух), чтобы по недостатку мужества и по немощи однажды потрясенные и поколебленные диаволом, вследствие стыда и отсрочки времени, совершенно не отвратились от истины и не остались без уврачевания, согласно с написанным: да не хромое совратится, но паче да исцелеет ( Евр 12:13 )”. Чтобы покончить с возникшим разногласием, святой Петр повесил среди темницы свою одежду и велел диакону провозгласить: “Те, которые принимают мое мнение, пусть придут ко мне; а которые держатся мнения Мелития, пусть идут к Мелитию”. На стороне святого Петра осталось меньшинство (Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 4. – С. 91–94). Французский историк Л. Дюшен солидарен с Епифанием во мнении о причине данного раскола: “Между ним (то есть Мелитием – а. М.) и епископом Петром была лишь разница оттенков и степеней в деле приема в общение кающихся”. – Дюшен Л. Указ. соч. – С. 66. В повествовании Епифания дается позитивная оценка святителю Петру Александрийскому , но заметно и стремление обелить Мелития. В. Болотов это объясняет тем, что Епифаний вращался среди мелитиан, которые “выставляли свою историю в благоприятном свете: Мелитий – это мученик и т. д.” (Болотов В. В. Указ. соч. Т. II. – С. 425). После этого становится ясно, как, по Епифанию, святой Петр, будучи вне Египта, очутился в заключении. Вопрос о принятии падших был выдвинут уже позднее мелитианами как оправдание их отделения от Церкви. 26 Болотов В. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ч. 2. СПб., 1860. – С. 153; Никольский К. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви. СПб., 1858. – С. 433; Архиепископ Сергий. Указ. соч. – С. 418; Архиепископ Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Изд. 3. СПб., 1902. – С. 266; Ягич И. В. Указ. соч. – С. LXXIII), но никто не говорит, кому принадлежат стихиры святому Петру “на хвалитех”. В связи с этим небезынтересны переводы диакона С. Цветкова кондаков и икосов из труда кардинала Питры (†1889) “Analecta sacra…”. Среди них есть кондак и икос священномученикам Клименту с Петром, а также по кондаку каждому из них в отдельности. Причем, С. Цвет­ков утверждает, что их автором является Арсений, Патриарх Александрийский (†1010). Ниже мы предлагаем его переводы кондака, известного нынешним Минеям, и двух икосов. Кондак. Вы, непоколебимые и Божественные столпы Церкви, истинно сильные богоносные оплоты благочестия, Климент с Петром всехвальные, молитвами вашими сохраняйте всех (нас) (moЭj Икос. Свыше сия неизменным и твердым исповеданием (веры), и являясь несказанно, они радуются днесь вместе: Климент, это истинно прекрасная ветвь Христова, питающая мир своими плодами. Петр же, это чудная (raa) и несокрушимая сила догматов, оба же – божественные ученики благодати Спасителя. Они – сильные предстатели святой Христовой Церкви, помогающие почитающим их (aЩmo‹j) и с верою вопиющим: молитвами вашими сохраняйте всех (нас). Икос. Поставленный над александрийцами, мудрый пастырь, Петр, охотно пролил за всех их кровь (свою), и положил душу, показав тем, что он был поистине (их) верным пастырем, а не нечестным наемником; он любил (словесное) стадо (свое; pl»qh) даже среди гонений, мучений и (темничной) стражбы; он не оставлял непрестанно проповедывать таинство веры. Почему, ты, непоколебимо утвердившийся во Христе, как на (незыблемой) скале, соблюдай всегда верою чтущих Его, и спасай взывающих: молитвами вашими сохраняйте всех (нас) (Цветков С. Кондаки и икосы. М., 1883. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010