4 Сотник (центурион) Лонгин. Именно он руководил казнью и отрядом воинов, следивших, чтобы распятых не сняли с креста. Обычно от такой казни умирали в течение нескольких дней, но Христос уже через несколько часов «испустил дух». Чтобы удостовериться в Его смерти, сотник, по свидетельству присутствовавшего при этом евангелиста Иоанна,  копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). А другой евангелист добавляет: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). По преданию, после воскресения Спасителя Лонгин проповедовал христианство и принял за это мученическую смерть. 5 Слуга, держащий книгу со сводом законов. Пилат знал, что по римским юридическим нормам Христос невиновен, и хотел доказать это иудеям. 6 Иудеи, кричащие «Распни его!». Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:23–25). 7 Иудей, опускающий большой палец вниз — отсылка художника к гладиаторским боям, во время которых император позволял толпе решать участь проигравшего. Если люди поднимали большие пальцы, гладиатор оставался жив, если опускали — его убивали. 8 Саддукей — представитель влиятельной религиозной партии в Древней Иудеи. Саддукеи, в отличие от фарисеев, признавали только законы, данные в Пятикнижии (Торе), отвергая все иные иудейские обычаи. Они считались самыми непримиримыми врагами Христа. 9 Римские воины, пытающиеся усмирить разъяренную толпу. Возможно, Пилат предал Христа на распятие еще и потому, что боялся бунта. 10 Претория — служебная резиденция римского наместника Иудеи, в которой проходил суд Пилат над Христом. Захватив Иерусалим в 63 году до нашей эры, римляне построили в северо-западной части города крепость. В ней располагался римский гарнизон, здесь же на время иудейских праздников, чтобы лично следить за порядком, останавливался прокуратор. В обычное же время он жил в городе Кесария Палестинская, расположенном на берегу Средиземного моря.

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kar...

А. Понятие лица (πρσωπον) в православной триадологии XX века// Церковь и время. – 2008. – 2 (43) . – С. 21–44. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. – 2007. – 2 (39) . – С. 92–112. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев// Церковь и время. – 2007. – 4 (41). – С. 46–73. Чурсанов С. А. Христианский образ человека: основные линии православного вероучения// Церковь и время. – 2009. – 4 (49). – С.165–204. Шёнборн К. Бог послал Сына Своего: Христология/пер. с нем. Е. Верещагина; под ред. Е. Гейнрихса. – М.: Христианская Россия, 2003. Шмеман А. , прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 1 У самого Аристотеля богословие – это раздел его философии, «первая философия», в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн. XI, гл. 7) 19 Точное значение этого имени неизвестно. Его переводят как «князь Ваал», «высокий господин», «господин небесного жилища», «господин мух» или даже как «бог нечистот, навоза». 27 Греч. γνμη – «мысль, суждение, изречение», в переносном смысле – выбор, предпочтение. Гномическая воля по-другому – «избирающая» воля, воля суждений, колеблющегося выбора. 28 Например, в Кн. Даниила ( Дан.7:13–14 ) это выражение относится к Мессии: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 31 Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108. 41 В современной экзегетике три направления толкования тысячелетнего царства 20-й главы Апокалипсиса принято обозначать следующим образом: постмиллениализм – означает Второе пришествие после тысячелетнего царства, – такое понимание отвергнуто большинством богословов; амиллениализм – отрицает тысячелетнее царство, а точнее, считает его уже начавшимся, – это можно назвать церковным пониманием миллениума; премиллениализм – означает Второе пришествие перед тысячелетним царством, – это и есть хилиазм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вознесение Господне . С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Царственное величие Господа Спасителя Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет о Господе Спасителе нашем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус в славу Бога Отца» ( Флп. 2– 10 ). По сим словам Апостола, прославление Господа Иисуса Христа по человечеству ставится в неразрывную связь с Его уничижением, добровольно принятым Им на Себя ради нашего спасения и как бы наградою за совершенный Им подвиг. «Страдание и прославление Господа Спасителя, – говорит святитель Филарет, – составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для вовлечения на небо падшего из рая человечества» (в слове на Вознесение Господне). «Где предел славы, которую восприял Господь по Своем вознесении? «Если возможен для слова человеческого некоторый для сего ответ, – говорит тот же святитель, – то его можно найти в слове Апостола (Павла): «сшедый той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Еф. 4:10 ). «Слыша, что Христос сидит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую со Отцом Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем Мире и особенно о Церкви спасаемых... Вообще не устремляй дерзностного полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет живой неприступный» ( 1Тим. 6:16 ). Более доступно нам и необходимо нужно для назидания в вере и жизни христианской «размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: «земля еси и в землю отъидеши, ныне вознесено на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа. митрополит Иерофей (Влахос) Е.М. Верещагин Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа. Так, царь-псалмопевец  Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс.14:1-5 ):    Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?  кто может обитать на святой горе Твоей?    Тот, кто ходит непорочно и делает правду,    и говорит истину в сердце своем;    кто не клевещет языком своим,    не делает искреннему своему зла    и не принимает поношения на ближнего своего;    тот, в глазах которого призрен отверженный,    но который боящихся Господа славит;    кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;    кто серебра своего не отдает в рост    и не принимает даров против невинного.    Поступающий так не поколеблется вовек. Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;  тот будет обитать на высотах… Пророк Михей ( Мих.6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями:  О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упоминает о двух заповедях:  Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду… Наконец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы . Цитаты о заповедях Божьих «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах». свт. Иоанн Златоуст «Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Оно внушает нам: храни свет веры в душе твоей, это сокровище безмерной цены, но, если неверие и уныние омрачили твою душу, не теряй надежды, ищи истины. Лишь было бы это стремление к истине, Господь укажет тебе путь к ней и благодатным посещением любви осветит твою душу. Явление Господа апостолу Фоме. С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Вознесение Господне В сороковой день по воскресении Господь явился Своим ученикам в Иерусалиме. В последний раз прошел с ними по стогнам (улицам) этого славного и несчастного города и вышел из ворот на гору Елеонскую до Вифании. Дорогой Он заповедал им не расходиться из Иерусалима и ожидать сошествия Святого Духа. «Иоанн крестил вас водою, – сказал им Господь, – а через несколько дней после сего вы будете крещены Духом Святым. Вы приимете силу, когда снидет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». После сих слов Господь воздвиг Свои руки для благословения, но не остановил его лично ни на ком из предстоявших, и так с распростертыми для благословения руками отступил от земли и стал возноситься на небо ( Лк. 24:51 ). Благословение Господне простерлось на всех апостолов, чрез них и преемников их простирается на всех людей, на всю землю, на которую снисходил Господь для совершения Своего великого подвига, на всю вселенную, и доныне всем нам преподается «Того благодатию и человеколюбием» в основанной и управляемой Им церкви христианской. Апостолы с благоговением взирали на Него до тех пор, пока облако не скрыло Его от глаз их. В эти минуты явились среди них два Ангела в белых одеждах и сказали им: «мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда апостолы поклонились вознесшемуся Господу и с великою радостно возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога. Господь же вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, то есть и по человечеству восприял те же силу и славу, какую имел по Своему Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу В иудейской стране еще немногие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в частности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудеи, то они подумали, не родился-ли этот великий царь. Подкрепляемые в этой мысли особенным озарением свыше, они, с богатыми дарами, отправились в Иудейскую страну, пришли в Иерусалим и спрашивали: «где родившийся царь Иудейский?» В это время правил в Иудее Ирод: он приобрёл царский венец не путем законного наследства, не славными подвигами, а хитростью и лукавством. Поэтому он очень испугался, когда услышал от волхвов весть о родившемся царе Иудейском, и весь Иерусалим пришел в движение. Немедленно собирает Ирод первосвященников и книжников и спрашивает их: «где должно Христу родиться?» Те прямо отвечают: «в Вифлееме Иудейском, потому что так предсказано у пророка». Ирод, отпуская волхвов в Вифлеем, с притворством сказал: «идите и тщательно разведайте о Младенце, чтобы и мне пойти поклониться Ему», а между тем, с лукавым намерением выведал у них, с какого времени они стали замечать звезду. Когда волхвы шли к Вифлеему, вдруг явилась им знакомая звезда, пошла перед ними и остановилась над тем самым домом, где находился Господь. Войдя в дом, волхвы с глубоким благоговением поклонились Господу и принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Эти дары имеют глубокое значение: золото означает царскую власть Богомладенца, ладан указывает на Его божеское величие, а смирна означала, что Он пострадает и умрет за грехи людей. Видно, что волхвы принесли эти дары по внушению свыше. Господь вразумил их и о том, чтобы они не возвращались к Ироду, и они другим путем отправились в свою страну. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу . Картина проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909), преподавателя исторического класса Академии художеств. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Дар — 1) благодеяние Божие по отношению к творению; 2) добровольная жертва , принесенная Богу со стороны человека. Василий Верещагин. Моление Святой Анны. Матери пророка Самуила Почему все доброе, что имеется в мире, есть Божий дар? Всё сотворённое, что когда-либо существовало, существует и будет существовать, — за исключением зла, — имеет основу бытия в Боге, Подателе жизни: «Всякое даяние доброе и дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Так как Бог Сам в Себе является Источником неисчерпаемых благ и бесконечных совершенств, то Он никогда и ни в чём не нуждается. Сотворив мир, Владыка создал его исключительно для того, чтобы множество прочих существ пользовались Его благодеяниями, которые Он премудро и щедро изливает на каждое творение и на мир в целом, «по дару Своему» ( Сир.1:10 ). С Пришествием на землю Сына Божия , совершением Им Искупления и образованием Церкви человек может пользоваться особыми Божьими Дарами , освобождаясь от власти греха и приобщая свою жизнь к жизни Христа. Исходя из того, что жизнь каждого отдельного человека и жизнь окружающего его мира есть Божий Дар, следует, что ко всему — и к себе, и к своим ближним, и к миру вообще — нужно относиться именно как к Дару, не попирая его, и не прогневляя Творца: «мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). Это значит, что в отношении собственной жизни человек должен прикладывать все возможные усилия, чтобы соответствовать своему высшему предназначению. Мир же он должен беречь и совершенствовать, любя его по примеру Отца и Сына и Святого Духа: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Что такое дар Богу со стороны человека? Поскольку Бог ни в чём не имеет недостатка, постольку и угождения Богу со стороны человека «приятны» Ему в том отношении, что полезны для самого человека, которому Бог, как известно, всегда желает добра.

http://azbyka.ru/dar

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами ветхозаветный сюжет об истории святой пророчицы Анны, которая силой своей чистосердечной молитвы к Богу показала, что вера может творить настоящие чудеса. История ее такова: у отца пророка Самуила, по имени Елканы, было две жены: Анна и Феннана, – у Феннаны были дети, Анна же оставалась бесплодной. Несмотря на неплодство, Анна была более любима мужем, чем Феннана, – за то эта последняя постоянно попрекала Анну, упрекая в том, что Господь не дал ей чад. Анне пришлось убежать в Силом, где была скиния Завета Израиля с Богом, чтобы вылить свое горе Богу. Плачущую и раскачивающуюся в такт своим слезам женщину, принял за пьяную священник Илий и приказал выйти из Святого места. Но Анна отвечала ему: «Нет, господин мой, – я жена скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Первосвященник, поняв свою ошибку, сказал ей: «Иди с миром и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И, действительно, Бог даровал Анне, по ее горячей и чистосердечной молитве, сына, которому дали имя Самуил, что значит: «испрошенный у Бога». Ко­гда ре­бе­нок до­стиг от­ро­че­ско­го воз­рас­та, мать са­ма при­ве­ла его к свя­щен­ни­ку Илию, и тот оста­вил Са­му­и­ла слу­жить при ски­нии ( 1Цар.1, 2:1-21 ) Описание На картине изображена женщина, стоящая на коленях у ступеней алтаря; руки ее сложены в молитвенном жесте, голова немного откинута назад, глаза полузакрыты. Слева за занавесом изображен священник Илий, который с удивлением смотрит на женщину, погруженную в глубокую скорбь, обезумевшую от горя. Лицо Анны сосредоточено, ее взор обращен в сторону завесы, где видна часть семисвечника и фрагмент ковчега Завета с изображением Херувимов. Картина написана в академическом стиле – перед нами идеализированный образ молящейся женщины, облаченной в белую рубаху, подпоясанную пестрым кушаком и зеленую юбку. С ее плеч спадает алый плащ, оттеняющий смуглое лицо и легкий румянец на лице Анны. Не видя наблюдающего за ней священника, Анна полностью погружена  в молитву, с болью и печалью взывающую к Господу помиловать ее, дав чудесный дар чадородства.

http://azbyka.ru/art/molenie-svyatoj-ann...

Суть же моего вхождения в Церковь в том, что я не свое воспринимаю как озарение, а Божие откровение становится моим, все церковное наследие начинает восприниматься как личное, не узурпированное мною, но ставшее таковым через мое приобщение к нему. Но то-то и оно, что если мое личное не вплетется во всеобщее, я не смогу к этому всеобщему приобщиться, присоединиться, ибо здесь достоинство и синергия всех и каждого при непосредственном Божием руководстве и формируют это церковное пространство 6 . Основой нашего православного Предания, наряду со Словом Божиим, Священным Писанием, является Предание Литургическое, которое разделяет нас в значительной степени с миром католическим и тем более с миром протестантским, то есть с западной традицией (не говоря уже о мире нехристианском и атеистическом). Не зная Церкви, этот мир не может понять и принять Предания. Но Церковь ощущается, как было уже сказано, изнутри и не может быть воспринята без усилия вхождения: стучите, и отворят вам (Мф 7:7). Мы опознаем Предание через выявление, прочтение Божиего замысла об истории, о мире, который мы определяем как Промысл Божий. Это — Промысл Божий, потому что это событие спасительно, и это событие спасительно, потому что это — Промысл Божий, ибо Господь хочет спасения всякого человека, всего мира. Литургия спасительна, потому что на ней хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, а ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:54–56). Она спасительна, потому что на ней собирается вся Церковь, как частички вокруг Агнца на дискосе, своей круглой формой символизирующем собрание верующих, экклесию. Эти частички во время проскомидии вынимаются из просфор как за живых, так и за усопших, то есть за всех 7 , а не за часть Церкви, несмотря на то, что наша человеческая память ограничена, и мы не можем во время помина припомнить всех. Собираясь вокруг Агнца, камня, отвергнутого строителями (см. Пс 117:22), они, формируя конус, напоминают известную картину Верещагина, но если у художника груда черепов в пустыне — это Апофеоз войны, то частички на церковном сосуде — это Апофеоз жизни и бессмертия, ибо у Бога — все живы 8 .

http://pravmir.ru/zhiznennost-predaniya/

Верещагин 1995 – Верещагин Е.М. Один случай семантико-поведенческой парадигмы: λγχειν и обличати//Филологический сборник. К 100-летию со дня рождения акад. В. В. Виноградова . М., 1995. Верещагин 1997 – Верещагин Е.М. Метафорика богослужебного последования св. Амвросию Медиоланскому //Верещагин Е.М. История возникновения древнейшего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М., 1997. С. 188–195. Верещагин 2006 – Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга». Факсимильное воспроизведение рукописи. Билинеарно-спатическое издание источника с филолого-богословским комментарием/Подг. Е.М. Верещагин. М., 2006. Верещагин, Ротэ 1993 – Служебная минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв.: Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember nach den slawischen Handschriften der Rus’ des 12. und 13. Jahrhunderts. Facsimile der Handschriften CGADA f. 381 Nr. 96 und 97/Herausg. von Hans Rothe und E.M. Verešagin. Köln; Weimar; Wien, 1993. Греч. минея – Μηναα το λου ννιαυτο. T. 2. ν Ρμ, 1889. Димитрий Ростовский 1759 – [Димитрий Ростовский] Книга житий святых. На три месяца вторыя, еже есть декемврий, яннуарий и февруарий. М., 1759. Крысько 2005 – Ильина книга. Рукопись РГАДА, Тип. 131/Лингвистическое издание, подготовка текста, комментарии, словоуказатели В.Б. Крысько. М., 2005. Пареди 1991 – Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. Пролог 2010 – Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции). Т. 1. Текст и комментарии/Изд. подг. Л.В. Прокопенко, В. Желязкова, В.Б. Крысько, О.П. Шевчук, И.М. Ладыженский; Под ред. В.Б. Крысько. М., 2010. Ротэ 2000 – Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember. T. 5: Faksimile der Handschrift Sin. 162 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM). Mit einer paläographischen Beschreibung von E.V. Šul’gina/Herausg. von H. Rothe. Wiesbaden, 1993. C – Gottesdienstmenäum für den Monat Dezember auf Grundlage der Handschrift Sin. 162 des Staatlichen Historischen Museums Moskau (GIM). Historisch-kritische Edition. T. 1:1. bis 8. Dezember/Herausg. von H. Rothe und E.M. Verešagin. Служебная минея за декабрь в церковнославянском переводе по русским рукописям XII–XIII вв. Наборное издание. Последования дней декабря с 1-го по 8-ой/Под редакцией Е.М. Верещагина и Г. Ротэ. Paderborn etc., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010