Сегодня мы представляем вниманию слушателей обнаруженные новые сведения о новомучениках, связанных со старым обрядом. И одновременно мы как бы иллюстрируем непростую историю бытия старообрядцев в жизни нашей Церкви, каноническое оформление коего было подчас весьма неоднозначным. Священномученик Петр Кузнецов 1 (†1919; память 7/20 июня) родился 28 июня 1869 года в заводе Благовещенском Уфимского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Потапия Кузнецова. В 1888 году окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен законоучителем и учителем пения в Сепычевское земское училище Оханского уезда Пермской губернии. В 1900 году рукоположен во диакона к Сретенской церкви в село Сепычево, 6 декабря 1906 года рукоположен во священника к Вознесенской единоверческой церкви Оханского уезда. В 1911 году он был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла завода Павловского Оханского уезда и назначен законоучителем в Павловском и Одуйском женских училищах. В начале февраля 1919 года мученик был расстрелян на станции Верещагино Пермской губернии. Поскольку день его преставления неизвестен, память ему была установлена на 7 (20) июня – день мученичества святителя Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского (†1918). Сам священномученик Андроник 2 (†1918; память 7/20 июня) активно способствовал делу воссоединения старообрядцев с Церковью . В начале XX века, в бытность свою благочинным монастырей Уфимской епархии, архимандрит Андроник устроил в епархии два единоверческих монастыря – мужской Воскресенский в г. Усть-Катаве и женский в г. Златоусте. Став правящим архиереем Пермской епархии, в которой было много старообрядцев, святитель особенно заботился как о должной подготовке священников для единоверческих приходов, так и о просветительской работе среди отделенных старообрядцев. Из-за недостаточного числа пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без постоянного священника. В Перми стараниями Владыки Андроника были учреждены пастырские курсы, созданные специально для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) июня Пермская епархия принесла многий плод мученичества – пострадавших священников, диаконов и мирян; дни кончины некоторых из них неизвестны, и потому их память Церковь празднует в день памяти первого мученика-архиерея Пермской епархии Андроника. Священномученик Петр Кузнецов Священномученик Петр родился 28 июня 1869 года в заводе Благовещенском Уфимского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Потапия Кузнецова. В 1888 году Петр окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен законоучителем и учителем пения в Сепычевское земское училище Оханского уезда Пермской губернии. В 1900 году он сдал экзамен на диакона, был принят в духовное сословие и рукоположен во диакона к Сретенской церкви в село Сепычево, в 1902 году – переведен в Христорождественскую церковь Бисертского завода Красноуфимского уезда и назначен законоучителем в Бисертскую церковно-приходскую школу. В 1906 году диакон Петр сдал экзамен на священника и 6 декабря того же года был рукоположен во священника к Вознесенской единоверческой церкви Оханского уезда и откомандирован для служения в выстроенную в 1906 году Стефано-Сергиевскую церковь в селе Рогали в том же уезде ; в 1911 году он был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла завода Павловского Оханского уезда и назначен законоучителем в Павловском и Одуйском женских училищах. В   1913 году отец Петр был назначен председателем Павловского церковно-приходского попечительства и заведующим и законоучителем Нижне-Тавицкой церковно-приходской школы, в 1914 году – членом благочиннического совета. Священник Петр Кузнецов был расстрелян безбожниками-большевиками в феврале 1919 года на станции Верещагино Пермской губернии . Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 193-194 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/485/petr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) апреля Священномученик Алексий Кротенков Священномученик Алексий родился в 1878 году в селе Неклюбка Верещагской волости Суражского уезда Черниговской губернии в семье белорусского крестьянина Петра Кротенкова. В 1902 году Алексей окончил Приснянскую учительскую школу и, выдержав экзамен, поступил работать учителем в церковноприходскую школу в селе Неклюбка. По окончании Пастырских курсов в Москве Алексей Петрович 13 марта 1911 года был рукоположен во священника к церкви в поселке Ушкевском Туринского уезда Тобольской губернии. В 1915 году он был переведен в храм в село Нижне-Романовское Тобольского уезда, а в 1929 году – в храм во имя святителя Николая в селе Ницинском Ирбитского округа Уральской области, где прослужил до дня своего ареста в 1930 году. В 1925 году церковь в селе была захвачена обновленцами, но, благодаря настойчивому неприятию их верующими села, храм снова перешел к православным. В состав прихода, кроме самого села, входило четыре деревни с общим числом верующих в 2160 человек. Хотя отцу Алексию и недолго пришлось подвизаться в этом селе, но он обнаружил себя здесь ревностным пастырем и проповедником, заслужив этим любовь прихожан. В конце 1929 года безбожные власти в селе Ницинском приняли решение закрыть храм. После того, как все обязательные платежи были приходом уплачены, а один налог даже дважды, сельсовет потребовал уплаты дополнительного страхового платежа в сумме 524 рубля. Поскольку заплатить такую сумму для прихода было непросто, отец Алексий послал старосту храма к благочинному, чтобы тот посоветовал, как поступить. Благочинный направил старосту в Ирбитский финансовый отдел, заметив, что в любом случае налог нужно будет платить, но надо справиться о порядке платежа в финансовом отделе. Староста передал благочинному и слова настоятеля храма, что даже в случае отказа прихожан платить налог, как несправедливый и непосильный, отец Алексий решил все же церковь не отдавать, остаться в храме с некоторыми прихожанами, пока не выяснится дело, а до тех пор всеми силами охранять храм от захвата его безбожниками. Благочинный на это ответил, что налог, конечно, нужно будет платить, надо делать усиленные сборы, а храм пока можно охранять.

http://fond.ru/kalendar/367/aleksiy/

Храму в здании Инспекции пожарного надзора - 160 лет октября 2020 Храму равноапостольного князя Владимира в здании Инспекции государственного пожарного надзора по Западному военному округу указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия возвращено историческое название. Изначально и теперь он посвящен священномученику Иерофею, епископу Афинскому. В 160-летие храма и его престольный праздник, 17 октября, Божественную литургию в нем отслужил настоятель иерей Василий Бойко , ему сослужил иерей Илия Верещагин. За Божественной литургией вместе с прихожанами молились казаки общины " Невская сечь " , станицы " Никольской " , члены военно-исторического клуба " Лейб-гвардии казачий полк " . Настоятель напомнил, что в день памяти святителя Иерофея, 4/17 октября 1813 года, казаки одержали победу в сражении под Лейпцигом. Этот день стал полковым праздником Конвоя Собственного Его Императорского Величества и лейб-гвардии казачьего Его Императорского Величества полка. Храму был освящен 3/17 октября 1860 года в присутствии цесаревича Александра Александровича. После закрытия в 1917 году и десятилетий запустения он был возрожден усилиями верующих. После молебна была освящена написанная к этому дню в мастерской Духовно-просветительского центра Сестрорецка икона святого князя Димитрия Донского, небесного покровителя поенной полиции России. Она подарена Управлению военной полиции по ЗВО, которое тоже находится в этом здании. У мемориальной доски с названиями служивших здесь полков была отслужена заупокойная лития о державных шефах, генералах, офицерах и казаках, " за веру, царя и Отечество живот свой положивших " . Было зачитано поздравление с юбилеем 160-летия и с историческим полковым праздником духовника Конвоя памяти святого царя Николая II, архимандрита Гавриила (Коневиченко) . " Русь Святая хранит в своей сокровищнице веру православную, воинские традиции и обычаи Русской Императорской армии, сакральность и культуру великой империи, которая была поругана богоборческой властью, - сказано в обращении. - Сегодня Вы, братья-казаки, несете служение по возрождению лучших традиций Русской Императорской армии, ее лейб-гвардии и императорского конвоя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла РПЦ, образована по решению Синода от 19 марта 2014 г. путем выделения из Пермской и Соликамской епархии . Входит в состав Пермской митрополии , объединяет приходы в адм. границах Коми-Пермяцкого окр., Большесосновского, Верещагинского, Ильинского, Карагайского, Нытвенского, Оханского, Очёрского, Сивинского, Частинского районов Пермского края. Кафедральный город - Кудымкар. Кафедральный собор - во имя свт. Николая. Правящий архиерей - митр. Пермский Мефодий (Немцов ; в. у. с 14 апр. 2021). Епархия разделена на 4 благочиния: Архангельское, Никольское, Свято-Стефановское и Успенское. На май 2018 г. в епархии действовали 56 приходов, женский монастырь; в клире состояли 45 священников, 3 диакона. При ЕУ работают отделы: по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому служению, по церковной благотворительности и социальному служению, по работе с молодежью, по увековечению памяти новомучеников и исповедников К. и В. е., по тюремному служению, по утверждению трезвости, по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и подразделениями Министерства юстиции РФ. Исторически территория совр. епархии входила в состав Пермской. В 1929 г. для борьбы с обновленчеством было образовано Кудымкарское вик-ство, к-рое возглавил еп. Илия (Бабин). После смерти еп. Илии в 1931 г. кафедра не замещалась. В К. и В. е. строятся церковные здания. 30 авг. 2014 г. совершена 1-я литургия в храме в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Верх-Иньва Кудымкарского р-на Коми-Пермяцкого окр. 3 окт. состоялось освящение и водружение креста на часовню во имя св. Стефана Пермского в с. Верх-Юсьва Кудымкарского р-на. Продолжается строительство ц. во имя свт. Стефана в с. Пешнигорт Кудымкарского р-на, начатое в 2011 г. 19 дек. 2014 г., в день памяти свт. Николая Чудотворца, в епархии отмечался престольный праздник Свято-Никольского кафедрального собора. 20 июня 2014 г. еп. Никон возглавил Божественную литургию памяти новомучеников и исповедников в Александро-Невском кафедральном соборе г. Верещагино К. и В. е. Среди них - священномученики пресв. Петр Вяткин , свящ. Алексий Наумов , диак. Аркадий Решетников , пресв. Игнатий Якимов , пресв. Иоанн Бояршинов , пресв. Михаил Денисов , пресв. Петр Кузнецов , свящ. Иаков Шестаков . Месяц спустя состоялось освящение иконы священномучеников Игнатия Якимова и Михаила Денисова, написанной по благословению преосв. Никона с.-петербургским иконописцем для храма во имя свт. Николая Чудотворца в с. Коса Косинского р-на Коми-Пермяцкого окр.

http://pravenc.ru/text/2462187.html

Вера Владимировна — см. Нечаева В.В. Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) — русский художник–баталист, автор известной картины «Апофеоз войны» (1871 г.). Вертоградов Владимир Семенович (1883–1964) — профессор Богословского института, ректор Академии в 1950–1951 гг. Веснины — братья: Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950), Александр Александрович (1883–1952) — русские архитекторы. Ветелев Александр Андреевич (1892–1976) — профессор–протоиерей, преподаватель Богословского института. Виктор Эммануил III (1869–1947) — последний король Италии. Виллебрандс Иоанн — кардинал, почетный президент Папского Совета по содействию христианскому единству. Виноградов Константин Александрович (1897–1947) — ученый–востоковед, послушник Троице–Сергиевой Лавры после возобновления. Похоронен на Немецком кладбище (уч. 2). Виссарион — « Христос» (Сергей Тороп) — глава религиозной секты. Виссерт Хуфт Вильям — голландский богослов, Генеральный Секретарь Всемирного Совета Церквей (в 40–е — 60–е гг.). Владимир — двоюродный брат митрополита Питирима. Владимир Андреевич — см. Нечаев В.А. Владимир (Богоявленский) (1848–1918) — митрополит Киевский и Галицкий, священномученик. Богослов, духовный писатель, проповедник. Убит в Киево–Печерской лавре. Владимир Креститель (ск. 1015 г.) — равноапостольный, великий князь. Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) — русский поэт. Воскресенская (урожд. Соколова) Екатерина Вениаминовна (1880–1956) — жена прот. Александра Воскресенского. Воскресенская Софья Александровна (Сонечка) (1899–1915) — старшая дочь прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Александр Георгиевич (1875–23.02. 1950), протоиерей, настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке (с 1930 г.), подвижник благочестия, духовник семьи Нечаевых. См. о нем также книгу «Духовник старцев» (М., 2000). Похоронен на Немецком кладбище (уч. 12–1). Воскресенский Вениамин Александрович (1905–1935) — сын прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Георгий — дьякон, отец. прот. Александра Воскресенского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Вера Владимировна — см. Нечаева В.В. Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) — русский художник–баталист, автор известной картины «Апофеоз войны» (1871 г.). Вертоградов Владимир Семенович (1883–1964) — профессор Богословского института, ректор Академии в 1950–1951 гг. Веснины — братья: Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950), Александр Александрович (1883–1952) — русские архитекторы. Ветелев Александр Андреевич (1892–1976) — профессор–протоиерей, преподаватель Богословского института. Виктор Эммануил III (1869–1947) — последний король Италии. Виллебрандс Иоанн — кардинал, почетный президент Папского Совета по содействию христианскому единству. Виноградов Константин Александрович (1897–1947) — ученый–востоковед, послушник Троице–Сергиевой Лавры после возобновления. Похоронен на Немецком кладбище (уч. Виссарион — « Христос» (Сергей Тороп) — глава религиозной секты. Виссерт Хуфт Вильям — голландский богослов, Генеральный Секретарь Всемирного Совета Церквей (в 40–е — 60–е гг.). Владимир — двоюродный брат митрополита Питирима. Владимир Андреевич — см. Нечаев В.А. Владимир (Богоявленский) (1848–1918) — митрополит Киевский и Галицкий, священномученик. Богослов, духовный писатель, проповедник. Убит в Киево–Печерской лавре. Владимир Креститель (ск. 1015 г.) — равноапостольный, великий князь. Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) — русский поэт. Воскресенская (урожд. Соколова) Екатерина Вениаминовна (1880–1956) — жена прот. Александра Воскресенского. Воскресенская Софья Александровна (Сонечка) (1899–1915) — старшая дочь прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Александр Георгиевич (1875–23.02. 1950), протоиерей, настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке (с 1930 г.), подвижник благочестия, духовник семьи Нечаевых. См. о нем также книгу «Духовник старцев» (М., 2000). Похоронен на Немецком кладбище (уч. 12–1). Воскресенский Вениамин Александрович (1905–1935) — сын прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Георгий — дьякон, отец. прот. Александра Воскресенского

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

В кладе было 16 079 монет, медалей, жетонов, из них 6184 золотых весом 27,45 кг и 9895 серебряных, которые весили 275, 44 кг. Не считая золотого римского медальона Констанция II (557–561), который, возможно, происходит из какой-либо находки и не сразу попал в монастырь, монеты и медали охватывают период со второй половины XVI до начала XVIII века. В 1901 году ремонт Успенского собора был завершен, фрески на стенах храма выполнены под руководством В. В. Верещагина. В 1911 году в Киеве был убит премьер-министр П. А. Столыпин. Согласно его завещанию – похоронить его там, где он будет убит, – Столыпин похоронен в Киево-Печерской Лавре. После революции 1917 года Киево-Печерская Лавра не осталась в стороне от внутрицерковных нестроений и от гонений новой власти на Церковь. 25 января 1918 года был расстрелян живший в Лавре митрополит Киевский, священномученик Владимир (Богоявленский). Незадолго до этого архиепископом Алексием (Дородницыным) и подстрекаемыми им монахами Лавры был пущен слух, что митрополит прячет несметные сокровища. Когда этот слух дошел до революционных матросов, они явились в Лавру и попытались выведать у владыки, где спрятанные им сокровища. Когда же они убедились, что слух был ложным, они забрали митрополита Владимира, вывели его из Лавры и расстреляли. В 1919 году братия Лавры, пытаясь сохранить обитель от закрытия, зарегистрировала Киево-Лаврскую сельскохозяйственную и ремесленную трудовую общину. Но уже в том же году начинается планомерное изъятие церковных ценностей. В 1923 году на территории Киево-Печерской Лавры был устроен Музей культов и быта. Впоследствии, в 1926 году, он был преобразован в Киево-Печерский историко-культурный государственный заповедник (Всеукраинский музейный городок). В 1950 году монашеская братия была окончательно выселена из Лавры, а сам монастырь закрыт. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор. До сих пор точно не установлено, кем производились взрывные работы – гитлеровцами или советским подпольем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Е. В. Афонина. Святитель Филарет (Амфитеатров) и духовное образование в Казанской епархии (160) Р. А. Благов. Театральные представления в Казанской духовной семинарии (163) А. М. Елдашев. К. П. Победоносцев государственный и религиозный деятель, философ (к 180-лети со дня рождения) (167) А. В. Мошин. Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в. (177) М. М. Зубарева. Изразцы Свияжска по материалам раскопок 2005 года (184) Г. В. Ибнеева. Киевское духовенство в церемониале встречи императрицы Екатерины II в 1787 г. (188) Е. И. Карташева. Формирование и экспонирование коллекции памятников православной истории и культу ы в Казанском музее (1890-е 1920-е годы) (193) Н. А. Комолов. Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII первой половине XVIII вв. (200) Р. В. Комолова. Церковь и общество на юге России в конце XVII–XVIII вв. (206) М. А. Костюков. Пантелеймон Крестович Жузе историк христианского Востока (215) Б. М. Куницын. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861?) (223) А. В. Маркелов. Штрихи к жизнеописанию и житию священномученика Павла Дернова (233) иерей Алексий Колясев. Преосвященный Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Аресты 20-х гг. ХХ века (Из материалов на канонизацию) (238) К. Т. Сергазина. Влияние монастырской культуры на формирование первых общин христоверов (248) Н. Е. Троепольская. Свято-Троицкий Феодоровский монастырь. Вехи истории. Графическая реконструкция (258) Н. Е. Троепольская, О. В. Троепольская. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Академической слободе (265) М. З. Хабибуллин. Миссионерские отделения Казанской духовной академии – востоковедческие центры дореволюционной России (271) П. Г. Чистяков. Крестные ходы с иконами в первые годы советской власти (284) 52. Православный собеседник 2009 год Выпуск 1 (19) Секция православной лингвистики А. И. Бовсуновская. Церковная лексика в лексиконах Епифания Славинецкого (4) Е. М.Верещагин. Philologia – ancilla theologiae: пример успешного взаимодействия наук (на материале Остромирова евангелия) (7)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76 . Васильевский В. Г Житие Георгия Амастридского//ЖМНП. – 1878. – Ч. 195. – С. 277–306; Ч. 196. – С. 128–181. 77 . Васильев А. А. Заметки о некоторых греческих рукописях житий святых на Синае//ВВ. – 1909. – Т 14. – С. 276–333. 78 . Васильевский В. Г. Записки о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте (1328–1353) в Ватиканском греческом сборнике//ЖМНП. – 1888. – Ч. 225. – Февраль. – С. 445–463. 79 . Васильевский В. Г Житие Стефана Сурожского//ЖМНП. – 1889. – Ч. 263. – Январь. – С. 97–164. 80 . Васильевский В. В. Письмо Алексея Комнина к Роберту Фландрийскому//ЖМНП. – 1880. – Ч. 207. – Январь. 81 . Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. Вып. 2: Жития св. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греч. тексты с пер. Славяно-русский текст. – СПб., 1893 (Васильевский В. Г Труды. – СПб., 1915. – Т 3. – 6, CCLXXXVIII, 122 с.). 82 . Васильевский В. Г Советы и рассказы византийского боярина XI века. По неизданной греч. рукописи XV в.//ЖМНП. – 1881. – Ч. 215. – С. 242–299; Ч. 216. – С. 102–171, 316–357. 83 . Васильевский В. Г, Никитин П. В. Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им//Записки императорской Академии наук. – СПб., 1905. – Т 8. – 2. – С. 1–305. 84 . Вачнадзе Н. З., Куция К. К. Политические аспекты эпистолы императрицы Феодоры//ВВ. – 1998. – Т 55 (80). – Ч. 2. – С. 155–158 [пер. письма Феодоры в Грузию]. 85 . Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археографической комиссией. – СПб.; М.: Археографическая комиссия, 1868–1917. – Вып. 1–14. 86 . Великий патерик, или Великое собрание изречений старцев. – Т 1. – М.: Изд. Пустыни Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова монастыря, 2005. – 136 с. 87 . Венецианский документ XV в. о торговой навигации в Восточном Средиземноморье/Публ. текста, пер и коммент. С. П. Карпова//ВВ. – 1991. – Т 52. 88 . Верещагин Е. М. Древнейшее славяно-русское богослужебное последование на память священномучеников, епископствовавших в Херсонесе Таврическом//Очерки по истории христианского Херсонеса/Отв. ред. С. А. Беляев . – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 70–89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010