На должности начальника школы святой Петр, будучи в то время в сане пресвитера, потрудился пять лет. Первым долгом он стремился уменьшить влияние на школу языческой философии и Оригена, на которого ссылались еретики 9 . К этому времени С. Чистосердов относит написание всех сохранившихся его трудов 10 . По-видимому, в это же время состоялся диспут святого Петра с Савелием, известным своими заблуждениями, закончившийся победой святого над еретиком 11 . В 300 г. умер святой епископ Феона, и на его место был возведен святой Петр. В это время власть Александрийского епископа простиралась на Египет, Фиваиду, Мареот, Ливию, Мареотиду и Пентаполь 12 , и в его подчинении было до ста епископов 13 . Первые три года управления Церковью святым Петром были мирными для нее. За этот период Святитель создает храм во имя Девы Марии и устраивает кладбище в западном предместье Александрии 14 . Так прошло три года. В 303 г. “Диоклетиан празднует в Риме «Двадцатилетие правления» (20 ноября)” 15 . “Здравый смысл императора долгое время удерживал его от всякого гонения, но с течением времени он изменил свой взгляд. Очень может быть, что подобно многим реформаторам, он прельстился химерой религиозного единства, роковой, но живучей химерой” 16 ]. В жертву религиозному единству и реставрации язычества и были отданы христианские храмы, книги, утварь, наконец, клирики, против которых преимущественно было направлено гонение. Профессор А. Лебедев так характеризует это гонение: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над язычеством” 17 . В 305 г. Диоклетиан отрекается от престола, но гонение с перерывами продолжается, принимая более изощренные формы. При Максимиане для опорочения христиан выдумываются, так называемые акты Пилата, которые даже изучали в школах 18 . При нем же поощрялись желания городских жителей изгонять христиан из городов 19 . В самом начале гонения святой Петр покидает Александрию, живя то в Месопотамии, то в Сирии, то в Палестине, то на островах 20 . Префектом Александрии был ненасытный гонитель Иерокл. “Назначенный управлять Нижним Египтом, он проводил свои убеждения с самой крайней суровостью” 21 . Святой Петр внимательно следил за событиями в Александрии и был озабочен появлением падших во время мучений. Кроме того, в самой Александрии самочинно стал распоряжаться епископ Ликопольский Мелитий 22 ,бросивший свою кафедру. Это привело к появлению раскола в Церкви.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

– „Ανωμαλας γον δι τατα περ την εορτν γινομνης το Πσχα, της κυρας το μηνς ημρας επ το πλεοτον διαμαρτνομεν “. (Из дальнейших слов Властаря совершенно ясно, что под этой Властарь разумел именно 23 марта. Он продолжает): «Ибо Господь потерпел (πλθ) спасительную страсть (τ σωτριον πθος), в начале 5539 года (εφλθ τους νισταμνον), в 23-й круг солнца (τρτον κα εκοστν το λον κκλον διανοντος), и 10-й круг луны (δκατον δ τς σελνης). И иудеи (в этот год) совершили свою пасху в последний день недели (субботу), как говорят евангелисты, называя этот день великим (днем) субботы (και ο μεν Ιουδαοι περ τ ουδακν εχον Πσχα τ τελευτα τς βδομδας μρ ς φασιν ο εαγγελιστα μεγλην ποκαλοντες τν μραν κενην το σαββτου), в 24-й день марта (τταρτ δε το Μαρτου κα εκοστ). А на другой день, в воскресенье (τς δε πιοσης Κυριακς), который по преимуществу посвящается солнцу (τις τ λ φρισται κατ ξαρετον: воскресенье, как известно, называлось у астрологов днем солнца dies solis, ср. нем. sonntag, англ. sunday), след. в 25-й день марта (και ες τν πμπτην και εκοατν κολοθως το Μαρτον τλει), мысленное правды солнце ( νοητς τς δικαιοσνης λιος) Христос из гроба воссиял» 4 . Читатель заметил, что по буквальному смыслу приведенных слов Матфея Властаря и не всякая пасха 25-го марта есть τ κριον πσχα. Для этого требуется, чтобы и луна в этот день была та же самая, какая была в год крестной смерти Иисуса Христа, т. е. 15-я, так чтобы пасхальная граница совпадала с великою субботою. А это возможно только в 10-й год лунного круга (=Β 19 летнего), след. не 12, а только 4 раза в 532 года. Такое совпадение придется напр. 1912 году. Властарь – писатель довольно поздний. Но термин τ κριον κριον употреблялся гораздо раньше 14 века, почти за 1000 лет до Властаря, в конце 4 века, когда праздник благовещения по всей вероятности вовсе не был известен на востоке. Перед пасхою 387 года (которая пришлась – по александрийской пасхалии – 25 апреля, а по сирийской (протопасхитской) – 21 марта) какой – то неизвестный по имени малоазийский епископ или пресвитер произносил 7 пасхальных слов, сохранившихся между творениями св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

«В крайнем случае для этого можно бы сослаться на Савина [у Созом. 1 15 11 ] в связи с местом в письме Александра [у Феодорита I 4 34 ], а также на то, что Арий в письме 1» [по счету Швартца] «называет его вместе с несомненными епископами; но это можно объяснять так, что Павлин, который был пресвитером в Антиохии, дан был в помощь престарелому Зенону, фактически правил тирскою общиною и заступал место Зенона на палестинском арианском соборе» 15 . «Возможно даже, что он еще при жизни Зенона носил титул епископа. Такие случаи, не говоря уже об известном примере Августина, находятся в списке египетских епископов, который сообщает Афанасий в 19-м пасхальном послании, и насмешливое замечание Александра οκ οδ’ πως ν Συρ χειροτονηθντες πσκοποι τρες относится вероятно сюда» 16 . «После никейского собора, когда Зенон умер, Павлин был во всяком случае единственным и полноправным епископом (Eus. с. Marc. I, 42 Philost. 3, 15) тирским» 17 . Дюшен 18 называет Павлина епископом тирским en disponibilité (причисленным, сверхштатным), и думает, что и во главе антиохийской церкви он находился некоторое время только как administrateur provisoire. О том, какую роль играл Павлин при Зиноне, Дюшен определенно не высказывается. Изложенная гипотеза Швартца не представляет чего-либо совершенно нового в научной литературе. Оно высказано было еще в XVII веке знаменитым Тилльмоном 19 и принято болландистом ван-Босхом (Boschius) 20 . Нельзя сказать, чтобы попытка Швартца вновь аргументировать это предположение отличалась особой убедительностью, как это может показаться при поверхностном чтении. Кто даст себе труд – по цитатам Швартца – навести справки в источниках, тот увидит, что с вопросом о епископстве Павлина тирского дело стоит как раз наоборот, чем выходит по Швартцу. Что в начале арианского спора и даже раньше Павлин был полноправным и влиятельным епископом тирским, это – факт, не подлежащий никакому сомнению. Напротив, не то что епископство, но и самое существование Павлина около 330 года, не имеет за себя решительно ни одного свидетельства в первоисточниках и покоится только на произвольных комбинациях ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В ходе изучения документальной истории Троицкого храма села Троицкие Озерки установлены имена тринадцати клириков в сане пресвитера и шестнадцати церковнослужителей (дьячки, псаломщики и пономари), состоявших в местном причте с конца XVIII в. по 30-е гг. XX в. Священник Гавриил Семенов, 1714 года рождения. Упоминается в клировых ведомостях 1787–1789 гг. Священник Михаил Васильев, 1753 года рождения. Упоминается в клировой ведомости 1790 г. Священник Евграф Федорович Архангельский, 1796 года рождения. Настоятель Троицкого храма в 1819–1841 гг. Сын дьячка. Окончил Перервинскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 28 мая 1819 г. посвящен митрополитом Московским и Коломенским Серафимом в сан священника и определен на настоящее место. 10 июня 1832 г. утвержден в качестве депутата епархиального съезда духовенства. Состоял в браке с Натальей Васильевной Архангельской. В браке родились дети: Пелагея, Иван, Александр, Владимир. Священник Павел Озерецковский, настоятель Троицкого храма в 1869–1895 гг. Священник Феодор Мячков, исполнял обязанности настоятеля Троицкого храма в 1896 г. Священник Александр Флерин, настоятель Троицкого храма в 1896–1904 гг. Священник Григорий Зачатейский, настоятель Троицкого храма в 1905–1911 гг. Священник Лебедев, настоятель Михаило-Архангельского храма села Коробчеево, в 1911 г. – временно исполняющий обязанности настоятеля Троицкого храма. Священник Алексий Горский, 1891 года рождения, настоятель Троицкого храма в 1912–1915 гг. Происходил из духовного сословия, сын протоиерея. В 1910 г. по состоянию здоровья выбыл из 5-го класса Московской духовной семинарии. В 1911 г. сдал экзамены за 5-й, 6-й классы и назначен на настоящее место. С 1912 г. состоял в должностях заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. Состоял в браке с Еленой Владимировной Горской, 1889 года рождения. Священник Владимир Соловьев, настоятель Троицкого храма в 1916–1917 гг. В 1918–1923 гг. настоятелем Троицкого храма служил священномученик Сергий Петрович Бажанов.

http://sobory.ru/article/?object=46660

Ни Швартц, ни Спасский 24 не заявляют ни малейшего сомнения в том, что антиохийский собор 324 года адресовал свое послание действительно к Александру епископу позднейшего «Нового Рима» – Константинополя, тогдашней Византии. Относительно Швартца это не вызывает удивления. В западной церковно-исторической науке и в настоящее время признается за бесспорную истину 25 , что сохранившееся у Феодорита (I, 4 Val) послание святителя Александра Александрийского « φλαρχος» адресовано было им действительно, как сообщает Феодорит, к Александру, епископу «константинопольскому», несмотря даже на то, что многие, в числе их и Швартц 26 , на основании Геласия Кизикского, думают, что этот Александр в то время еще не был епископом, а был только пресвитером или – самое большее – епископом-викарием престарелого Митрофана Византийского. Раз сам Александр Александрийский почему-то счел нужным обратиться с особым обширным посланием к соименному ему епископу ли – пресвитеру ли незначительного в то время городка Византии, то нет ничего невозможного и в том, что к нему же обратился с посланием и антиохийский собор 324 года, высказавшийся столь решительно в пользу Александра Александрийского и против Ария с его покровителями. Но с г. Спасским случился в данном случае довольно странный инцидент: русский ученый обнаруживает недостаточное знакомство с русской же (весьма бедной количественно) церковно-исторической литературой, если не ставит и вопроса: да действительно ли святитель Александр Александрийский и по его примеру антиохийский собор 324 года обращались с особыми обширными посланиями к Александру, епископу (или даже пресвитеру) скромного городка Византии. Не кто меньший, как В. В. Болотов еще в 1892 году в своих «Addendis Superaddenda» к рецензии на сочинение Н. Н. Глубоковского «Блаженный Феодорит» 27 доказал ясно, как 2×2=4, что истинным адресатом послания « φλαρχος» был не Александр Византийский, а Александр Фессалоникский, епископ не только одного из величайших городов Империи, но и апостольской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В исторических деталях, быть может, наименьшего доверия заслуживают те, которыя считаются общепризнанными. Нередко это последнее, почетное их отличие описывает точно только тот факт, что уже очень давно никто не доверял тех основ, на которых эти безспорные положения держатся, и не пытался их оспаривать. В. В. Болотов. Отдел I I Павлин тирский, как покровитель Ария. Палестинский собор. «Три епископа, рукоположенные в Сирии» [разбор гипотезы о них Спасского (4–7. прим.)]. Маркелл о Павлине. – Вопрос о времени кончины Павлина. В начале арианского спора довольно видную роль в числе восточных покровителей Ария играл Павлин, епископ тирский. Первое время он видимо несколько колебался принять под свою защиту Ария, быть может потому, что ему – не лукианисту, а только левому оригенисту по своему догматическому направлению – кое-что казалось подозрительным в догматической системе Ария, даже и в том смягченном виде, в каком александрийский пресвитер излагал ее в письмах к своим восточным покровителям. Поэтому «великий» Евсевий никомидийский вынужден был обратиться к нему с особым письмом, в котором убеждал его примером Евсевия кесарийского прервать молчание и написать Александру александрийскому – в защиту Ария, и выражал надежду, что, если такой муж, как Павлин, напишет Александру, то он «обратит» его 1 ). Но сам Арий в своем письме к Евсевию никомидийскому в числе восточных епископов, которые вместе с ним «говорили, что Бог [Отец] безначально предшествует Сыну», и вместе с ним подвергнуты Александром александрийским анафеме, называет на 3-м месте (в числе 6-и названных по именам) и Павлина 2 . Писал ли Павлин тирский, как того хотел Евсевий никомидийский, Александру александрийскому , об этом до нас не дошло прямых сведений. Но Маркелл анкирский упоминает письмо Павлина, в котором последний ссылался на Оригена , и Швартц считает, «по меньшей мере вероятным» zum Mindesten wahrscheinlich, что это и есть то самое письмо к Александру, которым Павлин исполнил просьбу «великого Евсевия» 3 Бесспорно, однако, что престарелый александрийский папа остался непреклонным в своих убеждениях, и старания друзей Ария помирить его с своим епископом не увенчались успехом. – Но, что и Павлин тирский принимал потом весьма деятельное участие в покровительстве Арию и его сообщникам, это не подлежит никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

К вопросу о происхождении арианства Для вопроса, о происхождении арианства имеет первостепенную важность вопрос об отношении Ария к его учителю – антиохийскому пресвитеру и мученику Лукиану, основателю столь знаменитой впоследствии антиохийской школы. Что и сам Арий, и его виднейшие покровители, как Евсевий никомидийский, Феогний никейский, Марий халкидонский, Минофант ефесский, были действительно учениками св. Лукиана, это – факт, засвидетельствованный одинаково твердо, как самими арианами, так и их противниками. Сам Арий в письме к Евсевию никомидийскому, называет его своим «солукианистом» 1 , а Филосторгий перечисляет по именам и других учеников Лукиана 2 . С другой стороны сам Александр александрийский в письме к одноименному с ним епископу фессалоникскому, представлявшем по видимому только более полный экземпляр его τμος’а, разосланного раньше ко всем епископам, состоявшим, как и сам епископ александрийский, под владычеством Ликиния, прямо называет Лукиана учителем Ария и вместе с тем учеником («преемником» видимо по управлению богословской школой) Павла самосатского, и сообщает, что Лукиан оставался (после низложения Павла) долгое время вне общения с тремя (антиохийскими) епископами (Домном, Тимеем и Кириллом) 3 .   Точно также и св. Епифаний 4 называет Лукиана учителем ариан, самих их «лукианистами», и в частности приписывает Лукиану известное арианское учение, что Сын Божий при воплощении принял одно только человеческое тело, место же души занимала сама его «божественная» природа. Но все эти исторические свидетельства, ставящие вне сомнения зависимость арианской догматической системы от учения Лукиана, не дают, однако, никакого основания судить о том, как далеко простиралась эта зависимость, какие из арианских положений принадлежат Лукиану, и какие представляют выводы из учения Лукиана, сделанные самим Арием. Тем не менее А. Гарнак находит, что и приведенных скудных данных совершенно достаточно для того, чтобы с полною уверенностью считать Лукиана «Арием до Ария» и отнести на его счет решительно все особенности арианской системы, так что на счет самого Ария не остается ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Священномученик Сергий Лебедев: От Бога люди бегут… Отец Сергий тяжело переживал смерть жены. В поисках утешения он поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию. Однажды ночью отец Алексий открыл мощи преподобного Сергия Радонежского и дал отцу Сергию приложиться: – Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам? – Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз… и радость пришла в душу. 22 марта, 2012 Отец Сергий тяжело переживал смерть жены. В поисках утешения он поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию. Однажды ночью отец Алексий открыл мощи преподобного Сергия Радонежского и дал отцу Сергию приложиться: – Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам? – Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз… и радость пришла в душу. 22 марта память сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Священномученик Сергий Лебедев Родился 3 июля 1875 года, жил в Замоскворечье. Семья близко дружила с  диаконом Феодором Соловьевым – будущим старцем Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием. По окончании Духовной академии был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. Прожил в браке 4 года, жена София умерла, отец Сергий остался с трехлетним сыном Борисом на руках. Священник Сергий Лебедев стал вдовцом после 4 лет семейной жизни. Красавица София умерла, оставив трехлетнего сына Борю. Чтобы поддержать брата, в дом рядом с Новодевичьем переехали сестры Екатерина и Прасковья, а затем и мать – воспитывать внука. Отец Сергий тяжело переживал смерть жены. В поисках утешения он поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию. Однажды ночью после длинной молитвы отец Алексий открыл мощи преподобного Сергия Радонежского и дал отцу Сергию приложиться: – Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам? – Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз… и радость пришла в душу.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-se...

В Эстонской Православной Церкви прошли торжества по случаю 15-летия обретения мощей священномученика Сергия Ракверского 3 июля 2018 г. 18:49 2 июля 2018 года, в день 15-летия обретения мощей священномученика Сергия, пресвитера Ракверского, по благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения   епископ Нарвский и Причудский Лазарь и викарий Таллинской епархии   епископ Маардуский Сергий совершили Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы эстонского города Раквере. Архиереям сослужили: протоиерей Александр Лебедев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы города Раквере; иерей Владимир Холод, настоятель храма святого праведного Иоанна Конштадтского в городе Локса; иерей Марк Нийнепуу, настоятель храма Преображения Господня в Кохтла-Ярве; иерей Аристарх Свиридецкий, клирик таллинского кафедрального Александро-Невского собора; протодиакон Димитрий Огольцов, а также диаконы Виктор Иванаев и Иоанн Тульженко. После запричастного стиха было оглашено послание митрополита Таллинского Евгения. По окончании Божественной литургии перед мощами священномученика Сергия Ракверского был совершен молебен. Епископ Нарвский Лазарь поздравил всех с праздником. Священномученник Сергий Флоринский был приговорен к расстрелу 30 декабря 1918 года за контрреволюционную деятельность согласно декрету 11 от 10 декабря 1918 года, в котором говорилось, что «попы всех вероисповеданий как распространители лжеучений объявляются контрреволюционерами, а значит врагами рабочего народа». Приказ был приведен в исполнение в лесу Палермо на окраине Везенберга (Раквере). В настоящее время на месте мученической кончины священника установлен памятный знак. 2 июля 2003 года по благословению и под руководством митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия  были произведены раскопки на месте захоронения священномученика Сергия на центральном кладбище города Раквере. В раскопках принимали участие: священник Александр Лебедев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере; священник Борис Мерлин, настоятель Свято-Троицкого храма г. Тюри; священник Николай Терентьев, благочинный Ида-Вируского уезда, настоятель храма в г. Силламяэ; священник Виталий Гаврилов, настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери в г. Нарве; священник Алексий Колосов, настоятель прихода великомученика и целителя Пантелеимона г. Палдиски; диакон Андрей Килин, клирик нарвского собора Воскресения Христова; С.А. Беляев, археолог, старший научный сотрудник Института общей истории РАН, а также комиссия от городской управы г. Раквере в составе четырех человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5231232.ht...

Λων πρεσβτερος τος κατ τπον συνλτουργος πρεσβυτροις κα διακνοις δελφος ν κυρ θε χαρ χαρειν. Ho 1) и тут не ясно, относится ли «συνλιτουργος» к πρεσβυτροις κα διακνοις или же только к πρεσβυτροις? 2) разность в церковном положении пресвитеров и диаконов, не смотря на значительные права пресвитеров в совершении таинств – и теперь и особенно в древности, когда епископов было много – представляется менее значительною, чем разность между епископом и пресвитером. А потому еще вопрос, мог ли назвать епископ пресвитера своим сослужителем, если бы даже было доказано, что пресвитеры диаконов называли так. «Auch der Bischof» – говорит далее Зееберг – " ist gegenüber dem Erzbischof nach einem allerdings aus dem 8. oder 9. Jahrhundert stammenden Zeugniss συλλειτουργς – и указывает на Abschrift eines Diakonen von einer Litanei περ τς ερνης κα μονοας καθολικς το Κυρου κκλησας κα το γου ρθοδξου μν ββ νιμ [= δενα=имя рек] ρχιεπισκπου, το συλλειτουργο ατο ββ νιμ πισκπου (в Greek Pap. ed. Grenfell-Hunt, II Nr. 113. p. 169). Но «епископ» и «архиепископ» различаются между собою не по степени священства, а только по значению своих кафедр, и епископ есть совершенно безспорный «сослужитель» всех архиепископов, митрополитов и патриархов. Все же остальные приводимые автором примеры, свидетельствуя об его трудолюбии, доказывают только то, что в сущности не нуждается в доказательстве – то, что лица, стоявшие на равных иерархических спепенях, называли одни других в письмах и братьями и сослужителями. А потому, donec probetur contrarium, адрес посланий Александра александрийского и антиохийского собора 324 года к Александру говорит за то, что этот Александр был епископ, а не пресвитер 51 . Предположение, что адресатом этих посланий был пресвитер византийский Александр, на некоторую только степень вероятия могло бы претендовать лишь в том случае, если бы 1) никакого другого Александра епископа или пресвитера в 323–325 гг., кроме этого Александра и самого Александра александрийского , история не знала; 2) если бы было доказано, что Александр византийский в 323–5 г. был действительно только пресвитером. Но раз и второе положение доказать довольно трудно, 1-е же предположение прямо ошибочно, так, как несомненно существовал в данное время Александр, митрололит фессалоникский, то в предположении, что адресатом названных посланий был пресвитер, нет даже ни малейшей надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010