Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен. 64 Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. 65 Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного. 66 Если кто из клира в сваре кого ударит, и одним ударом убьет: да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен. 67 Если кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволять же ему брать иную: но должен удержать ту, которую избрал, если бы и убогая была. 68 Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно. 69 Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. 70 Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. 71 Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного. 72 Если кто из причта, или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и в пятеро приложит к тому что взял. 73

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Литургия Преждеосвященных Даров есть такое священно-действие, в котором не бывает ни проскомидии, ни освящения Св. Даров; но Св. Дары для причащения предлагаются уже освященные прежде – на литургии Василия Великого или Златоустого. Преждеосвященную литургию положено совершать по Уставу в среды и пятки Великего поста, в четверток 5-й недели и в три первые дня страстной седмицы; но дозволяется совершать и в другие дни, кроме субботы и воскресенья, смотря по нуждам, напр., по случаю храмового праздника. Литургия Преждеосвященных Даров предначинается вечернею и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению Св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. По составу своему она разделяется на литургию оглашенных и литургию верных. Совершается она так: Во время пения на часах: Во Царствии Твоем, иерей читает пред царскими дверями входное, на котором, впрочем, не полагается молитвы: «Господи ниспосли».., потом идет в алтарь и облачается 102 . После последнего на часах произнесения молитвы: «Господи и Владыко живота».., с 16-ю поклонами, читается трисвятое, Пресв. Троице», Отче наш, Господи помилуй 12, молитва «Всесвятая Троице», а после нея – Премудрость, достойно есть и отпуст малый. После сего иерей трижды покланяется пред престолом и начинает вечерню возгласом литургии. Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа... Лик: аминь, а чтец: Приидите поклонимся... и читает вечерний псалом: Благослови душе..; иерей читает в это время пред царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й, потому что первые три вычитываются на славах кафизмы. После псалма – ектенья великая. Стихословится 18-я кафизма (кроме 5-й недели), и после каждой славы ее или антифона, бывает ектенья малая. «Господи воззвах» поется во глас триоди первых стихир. Стихир на «Господи воззвах» 10-ть: триоди 6 и минеи 4, слава и ныне Богородичен минеи. В пяток на 1-й неделе поста: самогласен 2-жды, мученичны октоиха прилучившагося гласа 4, св. Феодору 4, слава святому, и ныне Богородичен – догматик рядового гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   Место первоначального происхождения настоящего слова определить было бы и еще легче, если бы, по странной случайности, в наименовании слушателей, пред которыми говорилось настоящее слово в неделю Фомину, не вкралась весьма любопытныя опечатка или описка. В рукописном сбор­нике 163 Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Ака­демии в русском переводе настоящего слова слушатели Никифора Феотоки называются „народом кирским», что нужно считать за описку переписчика, вместо керкирским, а в греческом печатном оригинале этого слова — „кипрским«, что несомненно — корректурный недосмотр, опять таки вместо „керкирским». Все вышеуказанные события, находящияся в связи с мощами св. Спиридона, не могли иметь место на острове Кипр.    Определив, таким образом, место первоначального составления и произнесения даннаго слова, не трудно уже догадаться, что оно было написано на греческом языке, так как слушателями его были христиане греки керкирской паствы. На этом языке слово в неделю Фомину появляется в печати в первый раз в сборнике слов Никифора Феотоки „на святую и великую четыредесятницу с присоединением некоторых слов празднич­ных и надгробных», который был напечатан в Лейпциге в 1766 году, а потом снова перепечатан, по приказанию патриарха св. града Кирилла, в Иерусалиме в 1859 году.    Как же теперь объяснить появление настоящей проповеди в нашем сборнике, среди трудов Астраханских проповедников и с вышеприве­денною полистною пометою: „сказыванная преосвященным Никифором, архиепископом Астраханским и Ставропольским»?    На этот вопрос ответ возможен не категорический, но лишь более или менее вероятный. Доверяясь полистной заметке, едва ли можно сомневаться в том, что это слово архиепископ Никифор Феотоки повторил, или, выра­жаясь языком заметки, „сказывал» вторично и уже в русском переводе, в бытность свою „архиепископом Астраханским и Ставропольским.» Этим и объясняется нахождение слова в неделю Фомину в нашем сборнике, среди слов, говоренных разными лицами к Астраханской пастве. Нам хорошо известен из жизни арх. Никифора Феотоки факт, что он повто­рял свои слова по нескольку раз пред различными слушателями, и, после произнесения, эти говоренные слова переработывал и переделывал по лич­ному усмотрению. Таким образом составились его знаменитые „Кириакодромионы.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

Священници носят белыя священныя одежды, да является в них чистота благодати и светлое. Многажды же облачаются и в червленыя одежды во Святую и Великую четыредесятницу. Знамение есть, да плачем греха нашего и за Оного, Иже заклан бысть нас ради, да подражаем Его, егда воспомянем святыя Его страсти. Нецыи священници крестоноснии и нецыи архимандрита носят ипогонатия 135 . Сие дается им от архиерея, яко же и крест. Зане никто же может носити кресты в фелони и на главе и ипогонатий, кроме архиерея. Обаче сии, внегда рукополагаются, первии 136 иным. Дадеся им благодать носити крест на главе и ипогонатий, ибо вкупе со священством имут и суда рукоположение и некую службу великую церковную. И инии паки бывают пастырие душям и строителие и носят некая знамения перваго Пастыря, понеже Онаго подражают. Глава 40. Что являет оброснение 137 главы священника Оброснение же главы священника, еже есть оброснение круглое, по круглости главы, есть вместо венца терноваго, егоже носи Христос. Еще же образует главу апостола Петра, юже постригоша непокоривии за учение его, егда послан есть от Господа научити языки – непокоривии же поругашася ему. Ту главу учитель Христос благослови и сотвори безчестие – честь и поругание – славу. Ибо положи на главу его венец не от камений честных, но с каменем веры, иже сияет паче злата и камений честных. Ибо верх украшен, и венец с двеманадесяте камени – суть апостоли. Камень же есть всесвятейший апостол 138 , архиерарх Христов. Глава 41. Что являет одежда священника Одежда священника есть, яко же бяше святая одежда Ааронова – долга, даже до ногу, и красна, по пророку, глаголавшему: творяй ангелы Своя духи и слуги Своя – огнь палящъ 139 . (Глаголет): Бог – Он, Иже сотвори посланники Своя духи. Дух бо есть Бог, дух и ангел – сиречь существо, еже ниже зрится, ниже объемлется. Дух и душа человеческая словесная, дух и ветр. И слуги Своя – огнь палящъ. «И рабы Своя – свет, иже светит и палит». И паки: кто сей. приходяй от Едома? Едом толкуется «земный», или «избранный», или «червленый». Таже глаголет: червленость риз его – от винограда Восора. Чесо ради суть ризы твоя червлены, яко от прания гроздий? Являет одежду Христову, сиречь плоть, яко омочися кровию на кресте. И паки, яко носи червлену ризу Христос, в страсти грядый на крест. Сею одеждею показуют архиерее, коего Архиереа суть слузи и поборници. Глава 42. Чесо ради не опоясуют священници фелониа

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   Войдемте же, братие, в сии благие намерения Божии о нас. Напишем картину Суда в памяти нашей и будем под нею ходить, как под какою сению. Она научит нас, как избежать осуждения на сем Суде. Святые отцы, ревновавшие о христианском совершенстве, так глубоко внедряли в ум свой память о Суде, что неотлучно пребывали с нею, что бы ни делали. И на молитву не иначе становились они, как мысленно установив себя на Страшном Суде, пред лицем Господа Судии, готового произнести окончательный о них приговор, и, сознавая себя в сем положении, немолчно вопияли: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Пробудясь от сна, они пели: «Се, Жених грядет!» (Мф. 25:6). Отходя ко сну, взывали: «Суда твоего, Господи, боюся и муки бесконечной!» И во всякий час дня, при всяком даже деле, поминутно встречаясь с картиною Суда, в уме носимою, они усугубляли свой вопль ко Господу: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Чрез это стяжали они «сердце сокрушенное и смиренное», которое не уничижится (Пс. 50:19). Непрестанные слезы умиления измыли душу их от всякой нечистоты и явили их чистыми и совершенными пред милосердым, спасения желающим Господом.    Пойдемте и мы тем же путем памятования о Страшном Суде! Оно породит сокрушение, умиление и слезы, которые угасят огнь, уготованный нам грехами нашими, если останутся неоплаканными. Аминь.     23 февраля 1864 года В неделю мясопустную (о Втором и страшном пришествии Господа нашего Иисуса Христа — сокращенно из слов святого отца нашего Ефрема Сирианина на Второе пришествие)    Христолюбивые братие мои! Послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя о том, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей Вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а заслуживших наказание подвергнуть казням. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Господь и Спаситель наш да расположит всех вас так, чтоб вы оказались достойными принять сие неизреченное сокровище! Аминь.     11 февраля 1866 года В пяток седмицы первой Великого поста (ждите Господа в благоговейном безмолвии: приготовьтесь встретить его, принять и упокоить в себе достойным образом)     «Покайтеся, приближися бо Царствие Божие» (Мф.4:17). Так говорил Господь о Своем явлении на землю, о том, что Он — Царь спасительного Царства — уже пришел и пребывает между людьми. О сем же вразумляя пытливых, в другой раз Он сказал: «Се... Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Но тогда Он внешно был среди людей, пролагая только и устрояя способы к внутреннему в них вселению. Ныне же в тех, кои живою верою чрез Святые Таинства вступают с Ним в общение, Он внутрь входит — в сердца их — и там царствует Царем желанным и спасительным. Ибо говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56). И те, кои сподобились сего блага, исповедуют: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).    Сие-то вожделенное воцарение Христа Спасителя внутрь нас приблизилось к вам, братие! Вот, полдня только уж осталось до той минуты, когда примете вы в себя Господа: приготовьтесь же сретить Его, принять и упокоить в себе достойным образом.    Невидимо внутрь вас внидет Господь. Войдите же в себя и все там упорядочьте: всякую наседшую пыль пустых и праздных помышлений сметите воздыханиями и охраняйтесь богомыслием, всякую нечистоту грешных чувств и расположений смойте слезами, хранитесь святым трезвением, все испорченное и изломанное падениями исправьте и восстановите искренним покаянием и оградитесь святою ревностию к исполнению заповедей. Света побольше впустите чрез окна искренней и непоколебимой веры в созерцании тайн Домостроительства нашего спасения. Облагоухайте храмину сердца ароматами молитв и теплого к Богу устремления чувств, паче же заготовьте дорогое и Любезное Ему покоище в нелицемерной, полно и всецело Ему преданной любви.    Так устроившись, соберитесь еще глубже внутрь себя — и ждите Господа в благоговейном безмолвии, с желанием и страхом, с горячим усердием и бодренным вниманием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   «При всем том, однако же, — говорит святой Лествичник, — надо зорко смотреть, откуда и как дует ветер, чтоб соответственно тому направить и паруса». Враг не дремлет и всякие будет употреблять хитрости, чтоб обмануть тебя. Сначала он совсем отступит и перестанет беспокоить тебя искушениями, чтобы ты подумал, что уже совсем освободился от твоей страсти, и, предавшись беспечности, ослабил свое внимание. Если просмотришь сию хитрость и ослабишь внимание, враг вовлечет тебя в помышления многие и, прежде чем опомнишься, произведет сочетание сердца твоего с страстными делами, после коего ты сам себе сделаешься наветником.    Если в этом не успеет, начнет подступать с тонкими и мгновенными помышлениями, чтоб выманить тебя из твоей крепости и на просторе обезоружить и пленить. Смотри, как это бывает. Среди какого-либо дела как стрелою пролетит помышление, что ты, чай, уже довольно успел. Пролетит такое помышление, и будто нет его. Но след его, как царапина, остается на душе, и только пропусти это без внимания, начнут тотчас расслабляться силы и возникать в душе позывы: то на послабление себе, то на развлечение, то на отложение обычной строгости в порядках. Поддайся последнему, и недалеко будешь от падения.    Если и это не удастся врагу, то он начнет разжигать тебя на излишние подвиги: или на большой пост, или на долгие молитвы, или на уединение, или на другое что, сверх меры, которую мы сами себе положили в начертании порядка новой жизни своей. Чрезмерности сии всегда расслабляют силы, расстраивают порядок и наводят смятение, в котором врагу легко уже одолеть будет тебя.    Если и тут не будет ему успеха, начнет приплетать он ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется около хороших дерев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтоб не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтоб не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу. «Так и во многом другом приплетает враг свое, — говорит святой Иоанн, — к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и прочее».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Итак, покаявшиеся и вступившие в добрый путь, бойтесь снова впасть в грех. Увидьте сквозь прелесть греха, покушающегося снова увлечь вас, решительную свою пагубу. Не смотрите на него легко, а как на пропасть зияющую, на ад отверстый и готовый поглотить вас безвозвратно. И опасением такой горькой участи отрезвляйте свою мысль и чувства сердца отвращайте от греха. Борьба, конечно, неизбежна. Но стоящему легче бороться, чем падшему. Встали? Стойте же и боритесь. Господь будет вам Помощник. День ото дня все легче будет становиться борьба. Наконец, она и совсем стихнет. Добро возьмет преобладающий верх — и потечет ваша жизнь мирно, путем богоугодного доброделания, и приведет вас к блаженному исходу отселе в вечные райские обители. А если снова падете, опять пойдет смятение мыслей и чувств, опять мрак и томление, опять страхи и мучения совести, опять туга и всякое нестроение. Начнете опять маяться в рабстве греху и, может быть, без конца, и, промучившись здесь, ввержены будете в нескончаемые муки по смерти в грехах неоплаканных и неисправленных.    Господь, давший вам возникнуть от диавольской сети, «Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует» (1Пет.5:10). И будет так, если и вы сами будете трезвиться и бодрствовать, ведая, что «супостат наш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). Аминь. Часть 9. В неделю вторую Великого поста В неделю вторую Великого поста (какие у нас части естества, какие на них нападения и какие против них орудия духовного нашего воинствования)    Вот уже для многих из вас минула неделя, как, примирившись с Господом, идете вы путем новой, богоугодной жизни. Уяснилось, полагаю, для вас, что наибольшее время в занятиях ваших делом спасения проходит в борьбе. Так и должно быть. Враг, из области которого ушли вы, не теряя надежды снова захватить вас в свои руки, строит козни и страсти, которым положили отказывать и отказываете, которые, однако ж, не замерли и даже не слишком обессилены, восстают снова в большей или меньшей силе и требуют удовлетворения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А второе выражается тем, что не только исправного кто бывает поведения, но и чувства сердца своего держит исправными, чистыми и Богу приятными. Первое легче, а второе труднее. Почему не у всякого, исправного по внешнему поведению, исправно бывает и сердце.    Это и было причиною, что Апостол не остановился на одном распятии мира, или греха, нам, но прибавил и распятие нас — миру. «Мало, — как бы так говорит, — мало, что твое поведение исправно. Ты в сердце свое войди, пересмотри там свои чувства и расположения и их все сделай святыми и Богу угодными». Исполняет сию апостольскую заповедь тот, кто, вошедши в себя, к Богу возносится умом своим и, Его в себе созерцать напрягаясь непрестанно, помышлением о Нем испытывает правоту всякого своего помышления и чувства и прогоняет все неправое как богопротивное, кто, водворивши в себе страх Божий, строго внимает себе и без жалости посекает всякое нечистое расположение, сопутствующее ли делам или предшествующее и последующее им, и, таким образом, всякое дело очищает и чистым представляет Богу, как жертву непорочную и всесожжение тучное. Что же вы изберете? Надобно избрать то и другое. Кто в страстные дела запутался — брось их и исправь поведение свое. Кто исправил поведение — не останавливайся на одном этом, а войди внутрь себя и исправь самое сердце твое, погасив в нем страсти, кои и исправное для людей поведение делают неисправным пред лицем Бога, Который видит сердце и по нем оправдывает или осуждает человека. Тогда и из вас всякий со Апостолом может сказать: «Мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6:14). Аминь.    Припомните, что было у вас на душе, когда вы принесли раскаяние во грехах и, отвратившись от страстей и страстных дел, сказали Господу чрез духовного отца своего: «Не буду»? Если это было сказано искренно, то, верно, вы чувствовали тогда полную готовность до крови стать в подвиге против врагов Господа и ваших, вступить в борьбу со страстьми и похотьми без всякого саможаления и снисхождения к себе, с принесением в жертву всего дорогого, но грешного, со всецелым самоотвержением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Эти нападки с той и другой стороны приражаются и бывают чувствуемы. Почему должны быть отражаемы и давать место брани. Таков уже закон жизни о Христе Иисусе! Всякий христианин, ищущий спасения, необходимо должен пройти три степени, именно: начать покаянием и к Богу обращением, а потом чрез борьбу со страстями вступить в область чистоты. Покаяние есть исходный пункт, чистота — последний конец, борьба со страстями наполняет все пространство между сими двумя пределами. Вы уже и теперь, по неизбежному закону, состоите в борьбе.    Мужайтеся и да крепится сердце ваше! Вы — воины. Как воинам, вам нужны оружия. Хочу указать их вам, чтоб, зная, чем сражаться, не затруднялись вы соображениями о том в час брани.    Святой апостол Павел, вооружая христиан на брань, заповедал им: «Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати» (Еф.6:11). «Облецытесь» не в одно какое оружие, а во все, чтоб ни одна часть не была открытою и невооруженною. Как воины, идущие на войну, в руки берут меч, копье или ружье, голову прикрывают шлемом, лицо сеткою, грудь бронею, прочие части щитом, словом, против всякой части имеют соответственное защитительное оружие, так и в брани духовной нам, как воинам, всякую часть естества своего должно вооружить соответственным оружием. На всякую часть естества нашего враг делает свое нападение, ко всякой из них приражается своя страсть и свой грех. Защищающемуся надобно, в противоположность нападению, всякую часть свою защитить своим оружием.    Вот, смотрите, какие у нас части, какие на них нападения и какие против них орудия. Станем перебирать состав естества нашего часть за частью и прилично вооружать.    Имеем мы тело. Жизнь тела поддерживается стройным действием разных частей его и отправлений. Удовлетворение потребностей тела есть закон естества, но подходит к ним страсть, оно теряет меру и должный образ и становится грехом.    Тело наше должно быть питаемо. Органы питания суть вкус с гортанью и желудком. Страсти, нападающие на сию частью суть: многоядение, сладкоядение — роскошь в столе и приправах его, обжорство и пьянство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010