Прокимен, глас 6, пс. 122 Помилуй нас Господи, помилуй нас. [«Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Стих: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. «К Тебе, Живущему на небе, поднял я глаза мои».] На вечерни стихиры на Господи воззвах Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоей, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. [«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твоё и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: Господи, слава Тебе».] Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество шедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. [«Мученики Господни, молитесь Богу нашему, и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы».] Стихиры Лазаря Господи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его: уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный дыхание даюшаго ему, Тебе Спаса душам нашим. [«Господи, желая видеть гроб Лазаря, волею желающий Сам вселиться во гроб. Ты спрашивал: „Где вы положили его?“ Узнав то, что не было неизвестно Тебе, возглашал к тому, которого любил: „Лазарь, иди вон“, и послушал бездыханный Того, Кто даёт ему дыхание, Тебя, Спасителя душ наших».] Господи, на гроб четверодневнаго пришел еси Лазаря, и над гробом слезы пролияв, мертвеца четверодневна возставил еси, класс живота. Темже смерть связана бысть гласом, пелены разрешишася руками. Тогда радости исполнися множество ученик, и едино от всех служашеся согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас. [«Господи, к гробу четверодневного, на могилу Лазаря пришёл Ты, и пролив слёзы о друге, восставил четверодневного мертвеца Ты, колос жизни. Потому смерть связана была голосом Твоим, а погребальные пелены развязаны руками; тогда исполнилась радости толпа учеников, и одна всеми совершалась песнь: „Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас“».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[«„О предивное чудо! О страшное таинство! О ужасное предприятие!“ – говорила Дева, когда увидела висящим на кресте среди двух разбойников Тебя, Которого удивительным образом родила без болезни; рыдала Она, говоря: „Увы мне, любезнейшее Чадо! Как беззаконный и неблагодарный народ пригвоздил Тебя ко кресту!“»] Пятница На утрени стихиры на стиховне Презревши душе моя божественных помазаний, объята были еси козньми врага, своим хотением предавшися тли, и отягчившися от греха многаго, боготканную одежду осквернила еси, и неукрашену царскому браку сотворила еси. Но да не со грехом привлечешися, и покровенна одеждею страстей возлегши, вины входа воздаси, и чертога изгнана будеши, Спасу возопий: страшное око, приимый еже есмь, и еже еси не оставивый, и прежде креста хламидою поругания, мене ради облекийся, вретище мое расторгни, и в веселие облецы, и тмы внешния, и плача вечнаго избави мя, и помилуй мя. [«Пренебрёгши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягчённая многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду, и сделала её неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом, и, возлёгши на нём, покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери моё вретище, и одень меня веселием и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня».] Мученичен Страстотерпцы Христовы, приидите людие вси почтим, песньми и пенми духовными, светила мира, и проповедники веры, источники приснотекущия, из нихже истекают верным исцеления. Тех молитвами Христе Боже наш, мир даруй мирови Твоему, и душам нашим велию милость. [«Придите все люди, песнопениями и песнями духовными почтим страстотерпцев Христовых, светильников мира и проповедников веры, всегда текущий источник, из которого истекают исцеления верующим. Их молитвами, Христе Боже наш, даруй мир миру Твоему и душам нашим великую милость».] Слава, и ныне: Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. [«Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твоё, и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: Господи, слава Тебе»».] На 6 часе тропарь пророчества, глас 6 Нестерпимый есть Господи, гнев на грешники прещения Твоего, и несмы достойни воззрети, и просити от Тебе милости: да не яростию Твоею, ни гневом Твоим погубиши нас, ихже от земли рукою Твоею создал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помилуй меня Боже, помилуй меня. Пренебрегши, душа моя, божественные определения, ты удобно была уловлена ухищрениями врага. По своему желанию предавшись растлению и отягченная многим грехом, ты осквернила сотканную Богом одежду и сделала ее неприличною для царского брака. Но чтобы не увлечена была на него вместе с грехом и, возлегши на нем покрытая одеждою страстей, не потерпела наказания за вход в него и не была изгнана из брачного чертога, взывай к Спасителю: «Страшное око, принявший то, что я есмь, и не оставивший того, чем Ты был, и прежде креста носивший за меня хламиду поругания, раздери мое вретище, и одень меня веселием, и избавь меня от внешней тьмы и вечного плача, и помилуй меня». Помилуй мя Боже, помилуй мя. Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Помилуй меня Боже, помилуй меня. Совершивши полезную для души Четыредесятницу, молим, Человеколюбивый, чтобы видеть нам и неделю страдания Твоего, дабы в ней прославили мы величие Твое и неизреченное домостроительство о нас, единодушно воспевая: «Господи, слава Тебе». Святии мученицы молите Бога о нас. Мученицы Господни молите Бога нашего, и испросите душам нашим множество щедрот, и очищение многих прегрешений, молимся. Святые царственные мученики молите Бога о нас. Мученики Господни, молитесь Богу нашему и испросите душам нашим множество милости и очищение многих грехов, молим мы. Великий пост подошел к концу и наша рассылка тоже. Пора расставаться. На нашем сайте можно скачать много лекций Владимира Владимировича Сорокина. По Книге Притчей, по Псалмам, по Книге Бытия и по некоторым другим книгам. Архив лекций В.В.Сорокина будет пополняться, потому что Владимир Владимирович продолжает читать лекции. Узнавать о новинках можно из рассылки медиатеки. Кроме этого, вы можете подписаться на рассылку  воскресных евангельских чтений . До конца поста вместе с рассылкой дошли не все, кто подписались. Это нормально, я тоже как-то не смогла справиться с ежедневной сорокадневной рассылкой. Чтобы представлять, что за люди дошли до конца, что в рассылке было самым интересным и какие рассылки делать в дальнейшем, я подготовила небольшой опрос. Его заполнение займет у вас минуты две. Буду благодарна всем, кто ответит.

http://bible.predanie.ru/vypusk-tridtsat...

Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени. Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню 388 . Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектении перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» – пение канонов. Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи – полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель. Трипеснцы содержат следующие песни: В понедельник – 1, 8 и 9 песни; во вторник – 2, 8 и 9; в среду – 3, 8 и 9; в четверг – 4, 8 и 9; в пятницу – 5, 8 и 9; в субботу – 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец). Главные особенности пения канонов утрени следующие. Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу – пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник – «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас – тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания. После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия – ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Лик: Господи помилуй, трижды. Благослови. Нам же на землю приклоншимся, глаголет предстоятель молитву, яже в велицей вечерни: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш: По молитве нам восклоншимся, творит предстоятель поклон на землю, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. И братия: Бог простит ти отче святый. Иерей же глаголет: Помолимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле: и прочая, якоже предписася в полунощнице. И мы, Господи помилуй, на всякий стих. И последи предстоятель глаголет: молитвами святых отец наших: И начинают братия от деснаго и леваго лика по чину, един по единому творити поклон, и просити и прияти прощение, от предстоятеля, подобне глаголюще: благослови отче святый, и прости мя грешнаго: и прочая. Стоящу предстоятелю посреде церкве, Дóндеже исполнятся вся. И приемше прощение от предстоятеля, отходим в келлии наша, глаголюще молитву сию: яже и от всякаго человека глаголется: Ненавидящих и обидящих нас: Сей чин бывает во всю святую 40-цу в повечериях. Подобает же екклисиарху и сие смотрити прилежно, да егда повечерия отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака. [Смотри] Се убо яко предписася един день святых постов, прилежно испытавше предложихом любви вашей. Количество пения, и в нем воображенныя от святых отцев поклоны, яже несть лепо презирати, ниже великому законоположителю. Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме полунощницы. Прияхом же в Палестине, и в своих келлиях коемуждо пети псалтирь: и могущии убо совершают ю дненощно, овии же трижды в седмице, овии же дважды. Поклоны же творити, елико коемуждо по своей силе предстоятель вообразит О поклонех и молитве церковное законоположение Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех и молитве умыслиша святии отцы, и церкви устав предаша: но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Но прежде о великих поклонех глаголем, яже во святую великую четыредесятницу поста, и во иныя посты творятся, еже выше вашей любви назнаменахом, от древних харатейных святых книг списавше, и от ведущих на сие искус испытахом, что глаголются великия поклоны? и кий образ имут творения, егда с молитвою святаго Ефрема творятся? Ибо егда время приближится святым великим поклоном быти тогда кийждо воздев руце, и купно чувственныя очи и умныя возвести к Богу, якоже божественный апостол Павел учит, к Тимофею пиша: Хощу, рече, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На что же чистейший из чистейших Сам Господь-то постился? Примером Своим указать нам потерянную дорожку в рай! Господь чрез церковные заповеди о посте не испытывает ли и нас в покорности в Себе, как когда-то испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте? Коль хочешь возвратиться в потерянный Адамон рай, живи по Адамову, как он был до падения верен заповеди о посте; тогда спасение несомненно и для тебя. Больничать и умничать противу предписаний церкви в отношении поста страшно, душепагубно, – это лжемудрие, не православное мудрствование!» (Достопам. соб. жнв., назид. изреч. и кел. зап. старца Адриана, подвиж. югского, ст. 61). Вот освования, по которым некоторые из нас не соблюдают постов; вот возражения, которые делают против поста противники его. Судите теперь, тверды ли эти основания, и правы ли потому нарушатели постов? (Сост. по Душ. чт. за 1891 г. и др. источн.). 99 Худо делают те, которые постом употребляют пищу, хотя постную, но изысканную. Это сластолюбие никак несовместимо с требованиями поста, Блаженный Августин так обличает подобного рода пощение: «есть и такие хранители четыредесятницы, которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогих подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей». (Сл. пред Четыред.). Подобное злоупотребление поста нередко между нами; за столом сладкие кушанья, за чаем, вместо сахару, который считают скоромным, ставят множество разных сластей: меду, варенья, ягод и пр. 100 Правило 69-е св. апостолов о посте. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятннцу пред Пасхою, и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься, ибо пост назначен для укрощения плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На кафедре Владимирской, так же, как и здесь (в Тамбове), каждый воскресный и праздничный день Он поучал с высоты церковного амвона: и в храмах епархиального города и обходя грады и веси обширной миллионной своей паствы. И надобно было видеть всю полноту внимания к молитве и любовь благоговейную к слову проповеди у предстоящих в час священнодействия Архипастыря, чтобы понять одушевлявшие их чувства и мысли, руководившие настроением их души. Храм, могущий вместить не одну тысячу молящихся, не редко не мог вмещать всех желавших внимать умилительному священнослужению и слову поучения святителя. Живо помнится нам первое слово Преосвященнейшего Владыки в кафедральном Владимирском соборе 5 . «Я беру на совесть, – говорил Архипастырь, – опасливое слово Апостола: горе мне, аще не благовествую и постараюсь по силе моей сказывать вам всю волю Божию, а вы постарайтесь узнать сию волю, и, узнавши, исполнить во всей широте предписания и по всей силе вашего усердия, да будете овцы гласа пастырева слушающие и по нем идущие, а я на деле пастырь, своя овцы глашающий по имени и изгоняющий их неленостно на пажити слова и благодати» 6 . В заключении слова святитель благожелал точного исполнения этих задушевных его намерений. «Даруй Господи, – сказал он, – чтобы от вас никогда не была отнята похвала усердного послушания, как от меня непрерывного учения и руководства» 7 . И мы – живые свидетели того, что святые желания свои архипастырь и словом и делом, исполнил во всей их широте. Ту же святую ревность о душепопечительстве святитель желал перелить в сердца пастырей, внушая всем и каждому из подведомых ему иереев, что «главное дело для приходского священника вникать в духовные нужды своих прихожан 8 , и во всеуслышание «к руководству и немедленному приведению в исполнение» возвещал свои предначертания о неусыпном проповедании слова Божия по всем градам и весям обширной паствы своей, указуя неотложную необходимость преподавать учение веры и благочестия» 9 , словом живым в многоразличной его форме: и «чрез поучения» и в виде «бесед» и «собеседовательных разговоров» 10 . «В каждое воскресенье и в каждый церковный праздник, особенно в святую четыредесятницу предлагать народу поучение», убеждал архипастырь «есть непременный долг каждого пастыря» 11 . И призывал к этому великому труду и диаконов и учителей 12 , предлагая при невозможности, – по многосложности трудов или по старости лет, говорить свое слово, – произносить «поучения святоотеческие» 13 . Но чтобы проповедание было не опустительное 14 . И мы можем не обинуясь пред сим священным гробом за всю Владимирскую паству 15 свидетельствовать о сем почившем ее Архипастыре словом Писания: воистину «он бе светильник, горя и светя». ( Ин.5:35 ) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Новейшие научные исследования не внесли ясности в этот вопрос. С опорой на выводы прот. В. Рыбакова А. Ю. Никифоровой было отмечено существование разных гимнографических школ: Палестинской и Константинопольской, первая из которых создала практику восьмипесенного канона 6 . Что побудило Палестинскую школу изъять вторую песнь (причем не исправляя нумерации остальных песен канона) и окончательно ввести восьмипесенный канон в свою практику? Это остается неразгаданной тайной многие века. Причина неуспеха, возможно, в том, что до сих пор не обращалось должного внимания на практическую сторону исполнения канона. Первый, кто указал на это, был вышеупомянутый проф. А. И. Пападуло-Керамевс. По его мнению, удаление второй песни связано со следующими уставными предписаниям Ирмология 7 : «По возгласе священника Милостию и щедротами начинаем: Господеви поем, на глас канона Минеи дне святаго и глаголют стихи песней скоро кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до Огустеша, и от того начинают стихи держати на 14. И поем Минеи со ирмосом на 6, поем же сице. Первый лик, глаголет стих: Огустеша, и поет ирмос. Второй же лик глаголет вторый стих: Рече враг, и по нем тропарь канона. И по ряду стихи по ликом» (раздел «Во Святую и Великую Четыредесятницу стихословятся песни сице»). Из этих указаний видно, что канон поется с библейскими песнями, антифонно и постишно, т. е. поется стих библейской песни и за ним тропарь канона, причем стихи библейских песен поются на глас канона Минеи. Так же поются и песни с 3-й по 9-ю. Иначе исполняется вторая песнь: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогдаже стихословится, токмо во единой Великой Четыредесятнице, во вторник, стихословим же ю даже до конца, к тропарем же глаголем припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе: по единому коегождо». Рассмотрим причины отдельного от тропарей канона исполнения второй библейской песни. Во-первых, тропари канона затмевались многочисленными стихами библейских песен, преобладало обличительное настроение ветхозаветной песни. Известно, что каноны поются на 12, то есть двенадцать тропарей, в лучшем случае на праздники — на 14 (и то с ирмосами по дважды), а во второй библейской песни — 65 стихов. Сократить эту песнь не решились, как было сделано с другими песнями для будничных дней (во Святую Четыредесятницу все песни поются в полном составе).

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Пример преподобной Марии показывает, что каким бы страшным грешником ни был человек, Господь никогда его не отринет, если он приносит искреннее покаяние. Об этом говорят и молитвы воскресного богослужения. Они напоминают нам, что для того, чтобы соединиться со Христом, впустить Его в свою душу, необходимо переосмыслить свою жизнь, измениться. То есть принести плоды покаяния. Церковнославянский текст: Тебе убо возбраняше честных взирания, скверн прежде привлеченное сквернение: твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть, к лучшим тебе обращение содеяша. На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних, в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Русский текст: Тебе препятствовало на святыни взирать от прежних мерзостей идущее осквернение; но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного обращение к лучшему в тебе произвели. Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Богослужебные особенности В последний раз в это воскресенье мы услышим пение тропарей «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а также воскресного гимна «Воскресение Христово видевше». В пятницу шестой седмицы заканчивается Четыредесятница и начинается подготовка к Страстной седмице и непосредственно Пасхе Христовой . В одной из стихир на вечерне поется: Церковнославянский текст: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе. Русский текст: Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!» В субботу вспоминается евангельское чудо о воскрешении из мертвых праведного Лазаря. Поэтому она именуется «Лазаревой субботой» . Богослужение этого дня во многом схоже с воскресным. Например, последний раз до Пасхи поется «Воскресение Христово видевше». После 9-й песни канона поется «Свят Господь Бог наш».

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Часы 1-й и 6-й начинаются с «Приидите, поклонимся», а часы 3-й и 9-й полным началом: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое… Отче наш». Если 9-й час следует за 6-м, то он начинается с воззвания: «Приидите, поклонимся». От недели Антипасхи до отдания Пасхи последования, имеющие полное начало (часы: 3-й и 9-й), начинаются следующим образом: По — «Аминь» — «Христос воскресе»: 3-жды, далее Трисвятое… Отче наш, и прочее обычно, а на своем месте — «Приидите, поклонимся». В последованиях же обычно начинающихся с «Приидите, поклонимся», например, вечерня после 9-го часа, бдение, 1-й час после утрени, 6-й час — «Приидите, поклонимся» не бывает, но — «Христос воскресе»: 3-жды. На Светлой неделе: часы пасхальные не читаются, а целиком поются. Отпуст на них воскресный: «Воскресый из мертвых» (см. отд. 1.31). В Святую Четыредесятницу на часах добавляются кафизмы, особые тропари, прокимны, ветхозаветные чтения и великопостные стихи с поклонами. На Страстной седмице устав особый с добавлением чтений Апостольских и Евангелий. Если 9-й час переходит в Изобразительные, тогда отпуст бывает в конце Изобразительных. Если 9-й час предваряет вечерню, тогда возглас 9-го часа и первый возглас вечерни «Благословен Бог наш» произносит священник перед царскими вратами. В обоих случаях вечерня начинается с «Приидите, поклонимся». Божественная Литургия Входные молитвы перед совершением литургии В последовании входных молитв указывается следующий порядок: «Иерей и диакон, оба пред оными три поясных поклона со умилением делают, молятся в себе мытаревым гласом: «Боже! милостив буди мне, грешному. Боже! очисти мя грешного и помилуй мя». И затем диакон, отдав поклон иерею, тихо возглашает: «Благослови владыко!» Священник тихо глаголет: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь». И диакон начинает читать тихо и неспешно: «Царю Небесный», Трисвятое: по Отче наш. Священник: «Яко Твое есть царство:» Диакон: «Аминь». И глаголются тропари по порядку: «Помилуй нас Господи, помилуй нас: и т.д. Когда же диакон, став пред иконою Христа, начнет читать тропарь Спасу: «Пречистому Твоему Образу покланяемся благий:», тогда иерей, а за ним и диакон творят земной поклон пред образом Спасителя и целуют Его святое изображение. Так и по прочтении тропаря Богородичного: «Милосердия сущи источник: покланяются до земли и целуют святую икону Пресвятые Богородицы»» (Метод, стр. 910).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010