Так говорит пресвитер Павлин о мощах Назария и Кельсия. О мощах же Гервасия и Протасия имеется такая запись святого Амвросия. «Амвросий, раб Христов, братьям, находящимся во всей Италии, — желаю вечного спасения в Господе. Божественное Писание называет должником того, кто, получив что-либо туне [ 12 ] от Господа, не дает этого другим; ибо он как бы крадет нечто у церкви, когда утаивает то, что может быть полезным для других. Посему Давид сказал: «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим». И как бы желая воздаяния за это дело, присовокупил: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня» (Пс. 39:11–12). Он как бы так сказал: как я дал возможность другим найти милость, так и Ты не удали Своей милости от меня. Но зачем нам делать это предисловие? возвещу вам, благочестиво мудрствующим о Господе и верующим, и призову вас к радости по поводу обретения святых мощей. В минувшую святую четыредесятницу, когда, по милости Божией, я был в числе постящихся и молящихся, стоял я раз ночью на молитве. И вот я впал в такое состояние, что хотя и не спал, но и не чувствовал ничего. И видел я двух юношей в белых одеждах, поднявших вверх свои руки и молящихся; одержимый дремотой, я не мог говорить с ними. Когда я пришел в себя, они стали невидимы. И молил я милосердого Господа, чтобы, если это — бесовское обольщение, Он удалил его от меня; если же здесь сокрыта какая-либо истина, то — чтобы яснее показал ее мне. Для получения просимого у Господа, я усилил пост и во вторую ночь, во время пения петухов, видел то же, что и в первый раз: тих же юношей молящихся со мною. В третью ночь, когда моя плоть, ослабев от поста, не могла уже предаться сну, юноши снова явились ко мне; в это время я не спал и лишь только всему этому изумлялся. С ними был и третий благолепный муж, похожий на святого апостола Павла, — как он изображается на иконе; он один только говорил со мной, а те молчали. Говорил же он так:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С другой стороны, мы часто задаем себе вопрос: А как узнать, что Бог простил нас? Ответ очевиден! Свт. Игнатий Брянчанинов наставляет: «Верный признак отпущения нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас». Удивительные слова! Оказывается, что, хотя своими делами мы не можем искупить бездну своих согрешений, наши дела есть как бы некий индикатор, показывающий, в каких мы находимся отношениях с Богом. Как Господь и говорил: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7:16–18 ). Итак, теперь приближается Великий пост , и главное, что мы и должны сделать в его преддверие, – нам необходимо простить от всего сердца и всего нашего помышления всем, согрешившим против нас. И мы читаем далее: «а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15 ). Строгость этого условия, я бы даже сказал «ультиматума», столь серьезная, что мне хочется оставить этот стих без всякого обширного комментария к нему. Ограничимся толкованием блаж. Феофилакта: «Благосердый Бог всего более ненавидит безжалостность и зверство, поэтому и запрещает нам быть таковыми». И мы читаем далее: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). О значимости Великого поста сказано в 69-м Правиле св. Апостол: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Как мы видим, послабление в посте возможно только для пребывающих в «немощи телесной», также освобождаются от поста беременные женщины и кормящие матери. В царской России всегда освобождались от поста военнослужащие и люди, занятые на очень тяжелых работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Молитесь о мне многогрешном и недостойном. Схимонах Илия 18 декабря 1894 года – 6 – Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Боголюбивой сестре N, о Господе радоватися! Да поможет вам Господь наш Иисус Христос проходить святую Четыредесятницу тщательно, в спасительных трудах; не ослабевайте, подвизайтесь, преспевайте паче и паче. Смотрите, если вы будете меня слушать, то я вам буду писать. Вот, сию святую Четыредесятницу так держите: понедельник, среду и пяток отнюдь масла не вкушайте всю Четыредесятницу, а рыбу – только два раза, в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербного воскресенья; кроме сих дней, отнюдь не нарушайте поста под предлогом немощей разных, которыми вы часто извиняетесь от нерадения вашего. Распинайте плоть вашу окаянную (см. Гал. 5, 24 ) и не щадите ее; заботьтесь представить души ваши украшенными нетленною чистотою, и целомудрием, и смиренномудрием. А ночи-то спи по-птичьему: прислонись на голом полу и не раздевайся, опоясавшись, – так мало давай себе покоя, а также возбуждай сестру N, да из келии-то мало выходи и не гонись за приобретением, многостяжанием, которое рождается у тебя от неверия, – будь довольна теми средствами, которые придут к тебе без излишних твоих забот; а если ты будешь слишком попечительна, то никогда не возможешь пребывать в молитве как должно, а только будешь убивать время в смущении и попечении лукавом, всегда будешь запасать на будущее, дабы себя обезопасить на черный день, как это делают безрассудные. Помнишь ли, что заповедал Господь Иисус, Бог Слово: «Не пецитеся», – слышишь, «не пецитеся» (см. Мф. 6, 25 ). Трудиться что следует – это должно, но положи благоразумную во всем меру. Молитву не оставляй, да меньше празднословьте, молчанию прилежи всегда. Да хранит вас Господь. Схимонах Илия 27 февраля 1895 года – 7– Сестра N. Любит Господь от юности работающих Ему всею душою, и ты неси ярем девственной жизни до последнего часа смертного и не ослабевай, этот тяжелый крест неси, неси с крепостию, не малодушествуй и не унывай; старайся с горящим духом на большие подвиги и не пощади плоти своей, но распинай ю каждую минуту, – слышишь, каждую; взирай всегда на небо разумным оком души и оттуда проси помощи с верою несомненною и приемлешь, любит Господь преподобные сердца. Украшай себя одеждами вечными, а материя-то будет: кротость, смиренномудрие, терпение и страх Божий (см. Кол. 3,12 ), и когда в сии облечешися ризы, тогда «наступиши и попереши аспиды и василиски, львы и змии» (см. Пс. 90, 13 ), и весь тул 321 вражий изнеможет, и воспочиет в душе твоей мир Божий и умиление, и будеши орошать ланиты твои теплыми потоки слезы, и узриши во внутренней клети твоей несказанную тишину, и жалость ко всем, и любовь святую. А там еще нечто чудное приидет в тебе, чего ты никогда и не знала. Вот, чадо мое любезное N, чего я, грешный, хочу твоей доброй душе, только слушай, что я тебе советую, – и делай.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница – это время подготовки, а Страстная – это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...», т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «... и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями – не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии. Что касается еды, то в субботу и воскресенье всегда ослабление поста на елей, и таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в каждой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а ведь мы говорим о св. Четыредесятнице. Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с древнейших времен и является апостольским установлением, однако исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело очень значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX века не было единства в определении периода св. Четыредесятницы. Понятно, почему Четыредесятница носит такое название – ведь свв. Отцы постановили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение этого поста оказалось довольно трудным. Предпасхальный период мог состоять как из 7-й, так и из 8-й седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как семь, так и восемь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей. Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Продолжительность его варьировалась потому, что постоянно стремились привести число дней поста к 40 дням. Но осуществить это в полной мере так и не удалось: несмотря на все попытки привести число постных дней к 40, это удается лишь ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наконец, в-третьих, само название святая Четыреде-сятница заставляет искать в ней еще особенной душепо-лезности. Слово святая показывает, что она есть время освящения, то есть время, посвященное Богу, а через это и освящающее человека. Всего неестественнее роду избранному, царственному священству, народу святому, людям, взятым в удел ( 1Петр.2:9 ), освященным таинством Крещения, приметаться к сквернам греха; еще более неестественно быть оскверненным в то время, когда призываешься на величайший праздник земли и неба и должен занять место между ангелами… Душеполезная Четыредесятница приносит душе и эту окончательную пользу. Она освящает человека. Она есть десятина Богу из всего года христианского, есть жертва хвалы Ему и благодарения. Принося ее Богу, мы привлекаем тем на себя Его оправдывающую милость, покрывающую все недостатки и нашего поста, и нашего говения, делаемся непорочными и святыми; мало того — мы освящаем собой всю землю, и еще более — несем освящение в преисподняя земли, в обители усопших братий наших. Святое семя будет корнем земли ( Ис.6:13 ), — сказал Господь. Чего еще более? Семя же святое, как мы видели, растет в святую пору. Освятив, святая Четыредесятница передает нас потом святой седмице страстей Христовых. Будем переходить от одной святыни к другой. Святый да освящается еще ( Откр.22:11 )! . Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбце! То, к чему вела и приготовляла нас святая Четыредесятница, уже наступает, братия! Близится конец, долженствующий увенчать дело. Всякий порыв богомудрия, всякий подвиг богоутождения теперь должны получить свое завершение. Святую Четыредесятницу сменяет доверши-тельная седмица постнического говения, называемая великой и страстной. Христос, о Котором столько сказано было уму и сердцу в истекшее время, явится пред очами всех страждущим и входящим в славу Свою так живо, ясно и поразительно, как если бы очи наши были те самые блаженные очи, которые некогда видели Господа нашего и рабом умаленным и смирившимся, и Богом неба и земли. Для чего Он явится? Конечно, для того, чтобы Его увидели.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   Например: «Исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2); и: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс.140:4), также: «к Тебе, Господи, Господи, очи наши» (Пс. 122:1-2), — если только вхождение иерея длится до сего стиха. Этот стих, думаю, показывает молитву пророков и вместе с тем пророчество о том, что Господь пришел, и вочеловечился, и через страдание и восстание спас нас от ада и истления. Посему первый из псалмопевцев называет Его Иереем, как и Давид: «Господи, преклони небеса и сниди, и посли силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 143Пс. 79:3), и как бы из ада взывает: «Яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою» (Пс. 140:8). Для того-то и иерей тогда выходит к этому стиху: он указывает на Христа, сошедшего к нам даже до ада, и на восстание Его, через которое мы исторгнуты из ада, также Его восшествие на Небеса.    Итак, на вечерне и прежде читаема была Псалтирь, как ныне на утрени, подражая чему в обителях на вечерне читают одну кафисму Псалтири, а на утрени непременно две.    Ныне же на песненной вечерне, по немощи и нерадению, антифоны Псалтири не читаются, разве только в святую Четыредесятницу и на всякой субботней вечерне в одной только Святой Софии, где, из-за ропота некоторых ленивых, мы постановили читать только «блажен муж» (Пс. 1:1) — один псалом с песнями на глас.    Во святую же Четыредесятницу читаются опять, по обычаю, шесть антифонов, или одна целая кафисма. А псалом «Приклони, Господи, ухо Твое» содержит и молитву, и славословие к Богу, и восхваляет пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, называет Его щедрым, многомилостивым и истинным, и просит Его дать нам «знамение во благо» (Пс. 85:17), то есть Крест, пригвожденный к которому плотию вечером, Спаситель умер, а также умоляет Его даровать нам державу и спасти нас.    Потом поют «слава», а другой лик — «и ныне», и вместе с этим поют «слава Тебе, Боже».    Затем иерей опять говорит малую ектению: «паки и паки», и «заступи», а певец на напев вселенную поет «аллилуйа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче! Что мне теперь делать? Куда обратиться? Кто снимет мрак и язвы с моей совести? Кто покроет наготу души моей? Напрасно обратился бы я за сим к тварям, меня окружающим: они сами воздыхают от ужасной работы тлению, коей покорило их преступление Адамово , сами ожидают, чрез мое обращение к Тебе, освободиться, вместе со мною, из плена. Вотще молил бы я о сем самих небожителей и Ангелов: у них много света и любви; но их одежда не по мне, ибо я землен и смертен. Куда ни посмотрю, ясно вижу, что не к кому прибегнуть мне, кроме Тебя же, о, Всемилосердый Владыко и Судия мой, – Тебя, Который умер за нас еще грешников сущих, Который доселе долготерпеливо ожидает обращения моего. Твой, Господи, чертог: Твоя да будет и одежда! Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды, не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! Просвети!.. Я не молю Тебя о свете Фаворском: пусть он остается уделом и наградою присных друзей Твоих. Озари меня хотя светом Синайским, да вижу ясно путь заповедей Твоих, и, проникнутый страхом Твоего всемогущества, начну ходить непреткновенно в оправданиях Твоих! Не скрой от меня света Голгофскаго, да узрю силу и необходимость для спасения людей животворящаго креста Твоего и займу от него мужество и св. решимость – умерщвлять плоть мою с ея страстями и похотями. Осени меня сиянием света Сионскаго, да облеченный силою свыше – благодатию Духа Утешителя, не устрашусь борьбы с соблазнами мира и с злыми моими навыками! Да посетит, наконец, о Всеблагий, мрачную душу мою хоть один луч света с Елеона, да не упущу из вида той блаженной стези, по которой взошел Ты ко Отцу Твоему на небо и которою должно востекать к Тебе всем, желающим обрестись на Божественной вечере в богосветлом Чертоге Твоем! Просвети, Светодавче, и спаси мя! Аминь. (Из слова Иннокентия, архиеп. Херсонскаго). Читать далее Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского : в 12 т./Том X. - М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерева и К°/1895. 356 с./Поучения в Святую Четыредесятницу. 3-195 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Чинъ бжествнны преждесвщенныхъ: как подобаетъ слжити Во Святую и Великую Четыредесятницу, егда бывает праздник и имать архиерей священнодействовати Преждеосвященную литургию, прежде начатия часов идет архиерей ко храму, и предходят ему сановнии, таже диакони, священницы и клирицы. Протодиакон же близ архиереа позади со страны. Таже последуют архиерею архимандрити, игумени, священномонаси, два два. Егда же приближится архиерей и имать внити во врата храма, сретают его два диакони с кадильницами и примикирий, нося лампаду велику возжену, и поклоняется архиерею. И начинают певцы мети: Достойно есть : до конца. Аще же есть Владычний праздник, поют ирмос 9-я пссни. Архиерей же, входя во храм, глаголет тихим гласом: Вниду в дом Твой : и прочая. Приходяй же станет пред святыми дверьми олтаря у амвона, на орлеце, архимандрити, игумени, протопресвитери и иерее станут позади архиереа по чину на обе страны. Архиерей же, сотворив три поклоны, идет ко Владычней святей иконе Господа нашего Иисуса Христа, яже на десней стране, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий : и целует святую икону. Таже идет на левую страну, пред икону Богоматере, и, сотворив поклон, глаголет тропарь: Милосердия сущи источник : и целует святую икону. Таже идет ко иконе храма и праздника, глаголя тропарь. И целует икону, творя поклоны по чину и по обычаю. Певцы же поют безпрестанно: Достойно есть : Приходит же архиерей посреди пред святыя двери олтаря, на преждереченное место и, сотворив три поклоны, обращается к народу, и осеняет обема рукама, держа пастырский жезл. Тогда певцы поют со сладкопением: Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ. Ис полла эти, дэспота . Трижды. И, отшед, станет на уготованном месте, и начинают часы, и поют по Уставу. И по отпетии часов архиерей восходит на уготованное место, идеже облачитися, последующе ему и имущии сослужити, по два, архимандрити, и прочии, сотворяюще поклон архиерею, седящу ему на месте, держащу и пастырский жезл в левой руце. И целуют святую его десницу и, отшедше, паки сотворяют поклон архиерею. Он же, седя, осеняет я рукою крестовидно, и входят во святый олтарь северными и южными дверьми по чину, и облачаются во священныя одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. " И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей» ( Псал. 50, 12 ). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы. Вопрос . Если кто исповедался: следует ли ему опять исповедаться?   Если кто исповедался духовному отцу и, получив правило, по правилу благоустроил себя делами покаяния: то ему не следует снова исповедываться у других духовников и просить правила, так как это значит гнушаться первым духовником. Разве только он впал в те же грехи и, чистосердечно исповедуясь (пред одним духовником), указывает по смирению на прежние, (уже разрешенные другим духовником) грехи, как на корни и причины последующих, или же делает это и просто по сокрушению сердца и уничижению, чтобы смирением приобресть себе более пользы. Вопрос . В святую четыредесятницу можно ли крестить, или совершать брак?   Во святую и великую четыредесятницу следует крестить всякого приходящего и стесняться здесь не должно ни чем – ни временем, ни днем, ни чем бы то ни было: потому что здесь идет дело о спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010