«Лучше творить милостыню, нежели собирать золото» ( Тов. 12, 8 ). Всякий да внемлет: если Ангел говорит это, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифь написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах. В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс. 34, 13 ); и в другом псалме: «Колени мои изнемогли от поста» ( Пс. 108, 24 ). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему. Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2, 21 ), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2–3 ). И святой апостол Павел в послании к Коринфянам, увещевая верных: да «во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 4 ), между иными богоугодными делами упоминает и пост: «в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6, 5 ); и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте ( 2Кор. 11, 27 ). Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом? Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров поста имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают об этом жития святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

30 . Много есть доказательств касательно вечной жизни. А нам, которые желаем получить вечную жизнь, Божественное Писание предлагает самые средства к получению ее. Относительно них теперь по продолжительности слова не многие предложим свидетельства, прочие предоставляя изысканию тщательных. Иногда таковым средством поставляется вера, ибо написано: верующий в Сына имеет жизнь вечную и проч. ( Ин.3:36 ). И в другом месте Сам же Спаситель говорит: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную ( Ин.5:24 ). Иногда средством поставляется проповедь евангельская; ибо Он же говорит: Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную ( Ин.4:36 ). Иногда подвиг мученический и исповедание Христа, ибо говорит Христос: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ). Также предпочтение Христа имению и сродникам: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер и проч. наследует жизнь вечную ( Мф.19:29 ). И соблюдение заповедей: не убивай, не прелюбодействуй и проч. ( Мф.19:18 ), что следует в ответе Спасителя тому юноше, который, подойдя, говорит: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ( Мф.19:16 ). Также поставляется средством оставление злых дел и служение Богу, как говорит Павел: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:22 ). 31 . И многоразличны средства к получению жизни вечной, которых я не упомянул по причине их множества. Ибо Господь, будучи человеколюбив, не одну, не две только, но многие отверз двери для входа в жизнь вечную, дабы все получили ее, поскольку с Его стороны нет препятствий. Теперь кратко сказано мной и о вечной жизни, которая в исповедании веры составляет последний предмет учения и конец. Все мы, как учащие, так и слушающие, благодатью Божией да сподобимся получить ее. 32 . Наконец, братья возлюбленные, прошу в этой научительной беседе всех вас приготовить душу к принятию небесных даров. О преданной вам для исповедания святой и апостольской вере, сколько можно было поместить в огласительных наставлениях, по благодати Господней я сказал вам в прошедшие дни четыредесятницы. Не эти только должен был я сказать, ибо многое опущено мною, что, может быть, требует большего и притом лучших учителей рассуждения. Впрочем, когда наступит день святой Пасхи и когда вы, возлюбленные, просветитесь во Христе банею пакибытия, тогда опять услышите, если Бог благоизволит, приличное учение о том, с каким благоговением и приготовлением должно вам званым вступить в Церковь ; для чего совершаются все святые таинственные обряды Крещения, с каким благоговением и приготовлением после Крещения должно приступать к святому жертвеннику Божию и у него причаститься духовных и небесных Таин, чтобы душа ваша, быв предварительно просвещена словом учения, познала в каждой вещи величие даров, ниспосылаемых вам от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ответ. Уважать духовных лиц со всем должным почтением, как служителей Бога и ходатаев, ходатайствующих за нас перед Богом; особенно тех, которые, как наши духовные отцы, принимают наши исповеди и с которыми мы должны советоваться о нашем спасении. Об этой заповеди так говорит Писание: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). И в другом месте: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес. 5:12–13 ). И в другом месте: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:13–14 ). И еще: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5:17 ). Поэтому мирянам запрещено вмешиваться в духовные дела, по слову Апостола: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6:1 ) 59 . Вопрос 90. Какая четвертая церковная заповедь? Ответ . Исповедовать свои грехи правильно и законно рукоположенному священнику четыре раза в год. А те, кто преуспевают в благочестии и благоговении, пусть исповедаются каждый месяц 60 . Простолюдины же должны хотя бы один раз в год исповедоваться в своих грехах, а именно, в Святую Четыредесятницу. И пусть больные прежде всего очистят свою совесть исповедью и приобщатся Святому Таинству [Евхаристии], приняв сначала со всяким благоговением Святое Елеосвящение. Вопрос 91. Какая пятая церковная заповедь? Ответ. Не читать книг еретиков, не слушать их учений, не вступать с ними в разговор и ни приятельствовать с ними тем, кто необучен в Священном Писании и науках. Как предупреждает нас Псалмопевец, «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» ( Пс. 1:1 ). И в другом месте Писание предписывает нам: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Вопрос 92. Какая шестая церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Почему Церковь устанавливает запрет не на излишество мясной пищи, но просто решительно не дозволяет в пост употреблять мясо? Потому, что излишество во всех снедях запрещает закон природы и Закон Божий. Закон природы возбраняет излишнее употребление пищи, ибо таковое употребление противно нашему естеству, несообразно с его природою, обременительно для нее и бывает причиною многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление снедей, о чем и говорит Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк. 21,34). Посему нет надобности устанавливать новый закон относительно излишнего употребления пищи. Святая Церковь не благоволила определить количества снедей в силу различных потребностей человеческого организма, а установила одно качество для обуздания плотских страстей, и ради других причин запретила употребление мяса в урочное для поста время. 4. О соблюдении поста в среду и пятницу На то, чтобы христианину поститься в среду и пятницу, есть 69 апостольское правило, гласящее: " Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во Святую Четыредесятницу, т.е. в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится (в определенное время), да отлучится " . Это же подтверждают и святые отцы. Так, священномученик Петр Александрийский в 15 правиле покаяния говорит: " Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас " . Святитель Феофилакт Болгарский, приводя слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк.14,1),- дает словам этим следующее толкование: " В среду составили совет, посему и мы постимся в среды " .

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

«Пейте из нее все... Этими словами Господь показал, что причащаться из чаши Божественной Крови Христовой должны не одни только апостолы, а следовательно и священнослужители, но все христиане без различия, ибо эта спасительная Кровь Господня излита была Христом не за одних только апостолов и священнослужителей, а «за многих людей во оставление их грехов». Если же Кровь Христа пролита была за всех людей без различая, то и все те, кто только правильно верует во Христа и в свое спасение, должны причащаться этой Крови во оставление грехов своих. Вот почему и сказал Спаситель: «если... не будете... пить Крови Его (Сына Человеческого), не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Как заповедал Христос, так учили и св. апостолы. Святой апостол Павел ясно учил, что каждый человек-христианин должен принимать Причащение непременно под двумя видами, т. е. не только причащаться Тела, но и Крови Спасителя. «Да испытывает человек себя,– пишет он в первом послами к Коринфянам, – и таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). И в другом месте: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?.. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» ( 1Кор.10:16–21 ). В виду столь ясного учения Спасителя и святых апостолов, заповедавших всем христианам причащаться непременно под двумя видами, верующие в Церкви всегда принимали св. Причащение под двумя видами и, вкушая Пречистую Плоть Христа приобщались так же и Его спасительной Крови. Так было и есть в Восточной церкви, так в течении многих веков было и в Западно-латинской церкви, пока она не уклонилась на путь лжеучений и не прервала общения с Православной Церковью . О том, что в древнее время в Латинской церкви миряне причащались под двумя видами свидетельствуют поучения римских пап того времени, которые строго осуждали тех, кто не причащался Спасительной Крови Христа Спасителя. Так, Папа Лев Великий в V веке в одном из слов во святую четыредесятницу говорил, что «некоторые христиане недостойными устами приемлют Тело Христово, но совершенно уклоняются Крови нашего искупления. Поэтому папа требовал, «чтобы такие люди были открыты по обличении их святотатственного притворства и были отлучены от общения со святыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Запрещая своим последователям причащаться Крови Христовой, Католическая церковь прежде всего нарушает заповедь Спасителя, Который установил таинство Евхаристии под двумя видами Тела и Крови и повелел, чтобы все христиане пили Его спасительной Крови. «Пейте из нея (чаши) все,– сказал Он апостолам на Тайной вечери, – ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Выходит, что Католическая церковь хвалится познанием Христа, а сама не исполняет Его заповедей. «Кто же,– пишет апостол Иоанн Богослов, – говорит: я познал Его, но заповедей Его по соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ). Преступив заповедь Божию Католическая церковь запрещает мирянам причащаться Крови Христовой, она нарушила и Придание св. апостолов, которые призывали христиан пить из чаши Господней. «Да испытывает человек себя, – писал св. апостол Павел, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). И в другом месте: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» ( 1Кор.10:16 ). И еще: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прейдет» ( 1Кор.11:26 ). Католическая церковь учит не тому, чему учили апостолы и тем самым подводит своих последователей под анафему. «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то,– писал св. апостол Павел христианам, – что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Запрещением причащать мирян Крови Христовой Католическая церковь нарушила и Предание древней Церкви, которая со временем св. апостолов всегда заповедывала христианам причащаться под двумя видами – Тела и Крови Христовых. В самой Западной церкви обычай не причащать мирян Кровью Господней появился только в 15-м веке; до этих же пор римские папы строго следили, чтобы христиане причащались непременно под двумя видами и обличали тех, которые уклонялись от принятия Крови Христовой. Первый Собор в Туре (461 г.) четвертым правилом постановил, чтобы «каждый пастырь имел в ковчеге, запертом на ключ, дароносицу, хранящую хлеб, омоченный в честную Кровь для больных». В 5-м веке Папа Лев Великий в одном из слов в святую четыредесятницу говорил, что «некоторые христиане недостойными устами приемлют Тело Христово, но совершенно уклоняются Крови нашего искупления». Поэтому папа требовал, «чтобы такие люди были открыты и по обличении их святотатственного притворства, были отлучены от общения со святыми». Другой Папа Геласий, живший в том же веке, писал: «Мы открыли, что некоторые, довольствуясь только святою частью святого Тела, воздерживаются от чаши Св. Крови. Не знаю, каким суеверием научаются они так ограничивать себя; но, без всякого сомнения, они должны или всецело принимать тайны, или вовсе не быть допускаемы к ним, потому что разделение одного и того же таинства не может быт без великого поругания святыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

а) накануне среды и пятницы, то есть во вторник и четверг каждой недели; во все четыре многодневных поста; накануне праздничных дней и в самые дни таких праздников, как Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Усекновение главы святого Иоанна Крестителя (29 августа), поскольку веселье и пиршество, сопутствующие брачному торжеству, не сообразуются с покаянием и воздержанием, которое налагает пост 127 . В святую Четыредесятницу при особых обстоятельствах допускается лишь помолвка, и то лишь на Благовещение (когда оно не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье; б) На Сырной седмице; в) На Светлой седмице (в дни между Пасхальным воскресеньем и Фоминым воскресеньем), в день Святой Троицы, в период между Рождеством и Крещением, равно как и накануне всех Господских праздников. Глава 23. О таинстве елеосвящения Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Священник : Елеосвящение есть богоустановленное таинство, в котором больной христианин, помазуясь освященным елеем, получает, по молитвам священников, исцеление от болезней телесных и прощение грехов. Все таинства, о которых шла речь до этого, имеют три признака: 1) богоустановленность; 2) благодатность; 3) связь с видимым веществом. Равным образом и таинство елеосвящения установлено Богом (см.: Мк.6:12–13 ; Лк.9:6 ) и сообщает благодать через видимое вещество, а именно освященное масло (елей). Основываясь на заповеди Господа Иисуса Христа, Церковь преподает это таинство больным, в особенности тем из них, кто не нашел исцеления у врачей. Хотя врачебное искусство имеет благословение Божие, ибо и врача создал Бог (см.: Сир.38:12 ), всё же доныне существуют болезни, от которых не найдено лекарств: проказа, рак, туберкулез, эпилепсия, слепота, немота, полная глухота и многие другие. Но невозможное у людей возможно у Бога (см.: Мф.19:26 ; Лк.1:37 ), и мы видим, что Господь Иисус Христос, проходя по городам и селениям, исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23–25 ; ср.: Мф.8:1–4; 9:27–35 ). Однако исцеления эти совершались лишь там, где болящие верили в Его исцеляющую силу (см.: Мк.9:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Боже мой! Думал ли я вступить в такую жестокую борьбу со своим языком, отказывающимся служить мне при богослужении, и встретить от него столько горя и слез? О! Плоть грешная! О, Боже праведный. Когда мыслишь о Боге Отце, тогда, для удостоверения об Нем чувственной твоей природы, представляй, как разверзались небеса в то время, когда Сын Божий, облекшись в нашу плоть, ходил по земле и Бог Отец гремел оттуда Своим гласом, свидетельствуя о Своем Сыне возлюбленном; когда мыслишь о Сыне Божием, тогда представляй чудеса, сделанные Им во времена Ветхого Завета, например, десять казней египетских, преложение огня в росу для отроков и пр.; Его явление и пребывание на земле в Новом Завете, Его Божественные речи, Его чудеса и пророчества, Его воскресение и вознесение. Когда же мыслишь о Духе Божием, вспомни, как Он говорил в пророках, представь, как в праздник иудейской Пятидесятницы, при многочисленных свидетелях, стекшихся в Иерусалим к иудейскому празднику из разных стран, – внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, – апостолы и другие верующие. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать [ Деян. 2,2–4 ]. Шум с неба был так силен, что, несмотря на раннюю пору дня, народ весь сбежался и пришел в смятение от непонятного зрелища ниспущения с неба огненных языков и оттого, что несведующих в познании иностранных языков апостолов и их учеников слышал говорящими на разных языках. Никогда да хулится пост. Он есть мати здравия и целомудрия. В святую Четыредесятницу я дознал это самым опытом. Погрешности, взводимые на пост, происходят собственно от нас самих, от нашей души. Что значит радость при живой, сердечной вере в Бога и что значит тяжелое томление, болезнь сердца при каждом помысле неверия? Значит то, что вера есть жизнь и радость для души, а неверие – смерть для души. Обтеките все страны земного мира – вы везде найдете, что люди имеют часто сердца свои горе, туда возводят они умные очи свои и говорят: там живет Бог наш, Создатель наш. Что это значит? Значит то, что единый Бог всем людям вложил чувство о Его бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Родители, простите детей, которые, быть может, не оказывали вам должного почтения. И вы, дети, простите родителей, если они не оказывали вам должной заботы, попечения, любви. Знайте, что они родили вас, и вы должны почитать их во исполнение пятой заповеди Закона Божия. Братие и сестры, простите друг друга, простите делом, а не словом только. Что пользы, если кто упадет в ноги, а в душе будет чувствовать ненависть к брату... Простите друг друга и меня, вашего архипастыря, который, быть может, кому-либо что-либо недоброе сделал; что-нибудь, быть может, смолчал, когда следовало бы сказать. Простите, что я, быть может, вас не научал, как должно, и так часто. Простите, если я согрешил пред вами словом, делом, помышлением, и облегчите мою душу. Слово, произнесенное в Псковском кафедральном соборе в неделю сыропустную Против увеселений накануне праздников Ночь прошла, а день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. ( Римл. 13:12–13 )   Эти слова нынешнего апостольского чтения имеют ближайшее отношение к наступлению четыредесятницы. Этими словами святая Церковь напутствует нас на путь подвига поста, покаяния и молитвы. Хотя они были сказаны ап. Павлом 19 веков назад по другой причине, к другим людям, но они имеют вечное значение и так же своевременны теперь, как и в то время. Ап. Павел писал эти слова Римским христианам, недавно обращенным из язычества, и, побуждая их быть верными христианскому званию, указывал им различие христианского и языческого учения и жизни. Язычество – тьма религиозного неведения; христианство – свет богооткровенного учения. Под покровом тьмы язычники предавались разного рода порокам, о которых стыдно и говорить, а не то, что делать. Христиане же, как чада света, должны вести жизнь святую, праведную, душу свою соделать домом Христовым, чтобы Христос облегал нас как одежда, был для нас всем и внутри и совне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010