на правый клирос, а певцы левого с правого клироса шли на левый. Перестановка хоров с пением «Господи, воззвах» и стихиры усиливала выразительное значение обряда. Этот обычай студийцев был закреплен в их уставе, и в одном из списков его XI – начала XII века, хранящемся в Государственном историческом музее (шифр Син. 330–380), XI – нач. XII века читаем: «В субботу цветную на вечерни по отпетии „Блажен муж» пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую, и починает левая сторона „Господи, воззвах», якоже и в ины субботы» 811 . Заамвонная молитва, читаемая на литургии Преждеосвященных Даров «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый», возникла тоже в кругах палестинского монашества. Испрашиваемая в ней у Бога помощь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершите» ассоциируется с подвигом пятинедельного поста без какого-либо вкушения пищи, а прошение «веру нераздельну соблюсти» говорит о той борьбе, которую приходилось преп. Савве и другим аввам вести против несториан, евтихиан и монофизитов, своей еретической пропагандой пытавшихся разрушить тот оплот Православия, который представляла собой пустыня Святого града. Этот подвиг был равносилен поражению «глав невидимых змиев и победе над грехом». Вершиной желаний отшельников было «неосужденно достигнута поклонится и святому Воскресению». Это желание их исполнялось в Великую Пятницу на Голгофе. Автор писал об иерусалимском богослужении: «Отличительной чертой этого богослужения была его стациональность, вызванная вековой традицией посещения в праздники тех или иных святых мест» 812 . Среди этих святынь чаще всего упоминаются Краниево место и Голгофа. Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 1043 первой половины X века уточняет расположение этих святых мест: «И тотчас лития на святое Краниево… и восходит патриарх на святую Голгофу для каждения… и ожидает протопоп со всем клиром… и тотчас спускается патриарх» 813 . Только в Великую Пятницу Голгофа предоставлялась монахам, проводившим Святую Четыредесятницу в строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Скачать epub pdf 1 . Опять воссиявает время святого праздника нашего. Посему нужда настоит нам вспомнить, что вещает Вседержитель Бог . «Слышите жерцы и засвидетельствуйте дому Иакова», – говорит Господь Бог Вседержитель ( Ос. 5, 1 ). Итак засвидетельствуем и скажем, что настало время, в которое надлежит нам благоукраситься приличными Святым добродетелями и обогатиться совершенствами Евангельской жизни. А мне кажется, наставники в добре заслуживают почтение. Ибо истинны слова Пророка: «коль красны ноги благовествующих благая» ( Ис. 52, 7 ), благовествующих блага, конечно, не временныя и гибнущия, не те, которыя служат к наслаждению перстным телам нашим; напротив такия блага, которыя уготованы благодатию Спасителя нашего, – которыя своих обладателей делают треблаженными и торжествующими как над душевными, так и над телесными страданиями. Ибо «лучше имя доброе, неже богатство много», как говорит Соломон ( Притч. 22, 1 ). Итак для благомыслящих и никогда не бывает такого времени, в которое бы они не считали для себя приличным являться таковыми: но если, сверх того, предложится им еще и обязанность – добровольно подъять подвиги добродетели, тогда они, изгнавши из сердца всякую безпечность и быстро устремляясь на все, что только есть удивительнаго, труды считают за наслаждение и в уповании будущих благ находят пищу для своего благодушия. Деятельный и трудолюбивый земледелец, когда наступит время пахать землю и сеять семена, хотя предстоят ему тогда весьма многие и продолжительные труды, ни во что однакож ставит их, но тщится только о удобрении поля – и весьма благоразумно. Ибо, хотя он только еще запрягает вола, но уже видит ниву, тучнеющую класами; хотя только еще ввергает в землю зерно, но уже веселится (помышляя) о жнецах, и очами надежды с удивлением взирает на падающую под серпом жатву, созерцает гумно, наполненное снопами. А занимающийся мореплаванием и торговлею лишь только увидит, что море тихо волнуется весенними ветрами, тотчас оставляет покой и смело пускается в море; хотя он и знает, что там подвергнется волнению и свирепому напору ветров: однакож нисколько не боится сего, имея в виду прибыль и обогащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Страстная седмица. Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба? 21 апреля, 2008. М.С. Красовицкая Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете? А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба? Утреня Великого Четверга уже в начале являет нам свои особенности. После двупсалмия, шестопсалмия и великой ектеньи поется Аллилуйя . Казалось бы, это нормально, потому что хотя Великий пост в узком смысле уже кончился, но еще поется Постная Триодь, поэтому Аллилуйя здесь для нас вещь привычная. Но после Аллилуйя поется тропарь Великого Четверга. Это уже некоторая особенность, что-то из ряда вон выходящее, потому что обычно у нас Бог Господь поется с тропарем, а Аллилуйя — с особыми Троичными песнями, а Аллилуйя с тропарем — это нечто особенное, и это важно почувствовать. Текст тропаря Великого Четверга все слышали в храме, и во время Четыредесятницы он входит (впрочем, в славянских книгах ошибка: в греческих сказано не «во святую Четыредесятницу» , а «во святой Четверток» , в правило перед Святым Причащением, поэтому, думается, он всем знаком: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе». В первой части этого тропаря говорится о канве событий, о том, что происходит: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным. Вторая часть тропаря не менее важная, в ней содержится обращение, но уже не к участнику евангельских событий. А к кому? К каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» — посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-esli-ty...

– Считается удивительным и всякой похвалы достойным, когда кто решается вытерпеть, если случится, и самую смерть, смело подвергая себя такой опасности ради детей и жены. Равномерно, когда истребляющие страны или города опустошают поля и обитателей лишают всех средств жизни; тогда подвергшимся такому бедствию не в честь будет оставаться покойными, напротив, надлежит ополчиться против зол, и лучше с мужеством пасть, нежели продолжать бедственную жизнь. – Если же все это так бывает между нами, и ни кто, я думаю, не станет порицать сказаннаго мною: то как же не необходимо нам ратоборствовать ради пользы души, когда ее готова поработить себе плоть? Ратоборствовать же мы можем посредством трудов, низлагая гордыню плоти, дабы она покорилась воле духа. Ибо таким образом мы пойдем прямым путем долга, шествуя по стезе, ведущей ко всему преславному, и стяжавая себе надежду жизни вечной: потому что все мы в этом мире странники и пришельцы, и время плотской жизни чрезвычайно кратко, напротив продолжение будущей нескончаемо. Итак надлежит нам, отторгши ум от временнаго и отвергши, как постыдное и нечистое, наслаждение плотскими удовольствиями, жаждать будущих благ и считать достойным всякаго почтения и удивления то, что от Бога приготовлено святым. Ибо «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( Ис. 64, 4 ; 1Кор. 2, 9 ). А какой это способ, коим любящие Бога угодили Ему, скажем о сем по возможности, в некоторое поощрение вашего усердия к добру. Давид, восседавший на престоле царском и имевший безчисленное множество подданных, которые привыкли побеждать на сражениях, в тех случаях, когда некоторые из соседственных народов возмущали Иудеев войною, хотя и повелевал воинам вооружиться и отражать нападения врагов; однакож, ограждая себя и других небесною защитою, усерднейшия творил молитвы и просил Господа сил, чтобы Он соединился с ним и помог ему одержать победу и восторжествовать над свирепостию неприятелей. Посему-то и надежда его никогда не была тщетна, и вот, послушай, что он говорит: «аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» ( Псал. 34, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Итак, кто решился подражать красоте добродетели святых, тот, без сомнения, равныя получит и награды. Ибо он без труда победит противников своих и легко восторжествует над жестокостию врагов. Пусть постыдныя страсти нападают на его душу, подобно огню и пламени: он и их преодолеет, укрепляемый Богом. Как Ангел, сошедший в печь к Анании и бывшим вместе с ним, укротил пламень огненный и чудным образом заставил огонь покориться человеческим телам: так и Христос, посредством Духа Святаго, вошедши в наш ум и сердце, несомненно укротит свирепый пламень порочных пожеланий и, соделавши нас победителями козней демонских, учинит гражданами неба, и расширит нам путь ко всякой добродетели. Что такую помощь от Бога мы можем получить, как награду за пост и как плод добрых подвигов, о сем свидетельствует все Священное Писание . Ибо в книге Ездры пишется так: «и обещах ту пост юношам пред Господем Богом нашим, да взыщем от него благий путь нам, и сущим с нами чадом нашим, и скотом. Усрамихбося просити от царя пеших и конников и проводников ради охранения нам от супостат. Рекохом бо царю: яко сила Господа нашего будет со ищущими Его на всякое управление. И паки помолихомся Господу Богу нашему о сих, и милостива получихом» ( 2Ездр. 8, 49–53 ). Видишь, Ездра говорит, что Иудеи постом испросили себе благополучный путь, горнюю помощь и несокрушимое ограждение Того, Кто может спасать, – постом испросили благоволение Бога, который весьма легко совершает все и щедрою рукою дарует блага просящим. Следовательно и нас, если будем поститься, избавит и освободит от всякаго зла, откроет и нам путь ко всякой добродетели; легко умягчит кажущееся жестким, неудобопроходимое сделает способным и удобным к шествию. Впрочем к посту должно присоединять и занятие молитвою. Ибо обе сии добродетели живут как бы рядом одна с другою, и весьма спасительно действуют, когда находятся в союзе между собою. По моему мнению, отсутствие одной из сих добродетелей делает другую менее полезною и благочестие – как бы храмлющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Слава и ныне Богородичен: Богородице, ты ecu лоза истинная... Господь Бог Благословен... Трисвятое... и по «Отче наш» тропари: Благословен ecu Христе Боже наш, слава: Скорое и известное дождь утешение; и ныне: Надеждо и предстательство. Господи помилуй 40. Иже на всякое время. Господи помилуй 3, слава и ныне: Честнейшую Херувим: именем Господним благослови отче. По возгласе священника – молитва: Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами. Молитва Владыко Боже отче Вседержителю. Шестый час Приидите поклонимся... и три обычные псалма. Рядовая кафизма. Тропарь часа: Иже в шестый день же и час со стихами 97 . Слава и ныне: Яко не имамы дерзновения. Тропарь пророчества... Слава, и ныне – повторяется тропарь. Прокимен – и паримия, а после нея другой прокимен. Скоро да предварять ни щедроты Трисвятое.. Пресв. Троице «Отче наш» тропари (в понед., вторн. и четв.): Спасение соделал еси… слава: Пречистому образу твоему, и ныне: Милосердия сущи источник. В среду и пяток вм. милосердия су ищ. – (Препрославлена ecu Богородице Дево). Господи помилуй 40 и прочее, как на 3-м часе. После Господи и Владыко живота с 16-ю поклонами, молитва: Боже и Господи сил. Девятый час После молитвы на 6-м часе «Боже и Господи сил, приидите поклонимся и три обычные псалма. Рядовая кафизма (но в пятницу кафизмы не полагается). Тропарь часа (гл. 8-й): Иже в девятый час. .со стихами... 98 Слава и ныне: Иже нас ради рождейся.. Не предаждь нас до конца... Трисвятое, Пресв. Троице «Отче наш» и, по возгласе, тропари: Видя разбойник.. слава: Посреде двою разбойнику... и ныне: Агнца и пастыря.. Господи помилуй 40 и прочее, как на 3 м часе; но молитва: Господи и Владыко живота бывает только с 3-мя великими поклонами. По поклонах молитва: Владыко Господи. К часам присоединяются: Последование изобразительных и Вечерн я. В последовании изобразительных первые два псалма: «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа», как торжественный песнопения, употребляемыя в праздничные дни вм. антифонов, опускаются; почему прямо после молитвы на 9-м часе «Владыко Господи» начинается пение блаженств: Во царствии твоем с припевом: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоем. После пения блаженств читаются песнопения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не та же ли история повторяется и между нами грешными?! Выходим мы из купели чистыми и непорочными, как Ангелы Божии – сыны Божии; потом сердобольные родители наши, особенно родительницы, начинают нас не столько воспитывать, сколько питать, приучать к разным лакомствам, к изнеженности, подражают детским капризам, доставляют все угодное им, не возбраняют и шалостей, даже иногда утешаются изобретательностию их, – все им в милых детках кажется хорошим, во всем потакают им, а наказать – Боже сохрани, какое бы ни учинил безобразие ребенок. Так большею частию в наше время питаются и ростут дети. И выростают из них большие самовольники, с большими задатками всех возможных пороков. Так поступают и в школу; а в школе еще с большею свободою развивают в себе задатки, полученные в домах родительских; мало того, приобретают уже и видимо дурныя наклонности, да еще научаются скрывать их со всем школьным искусством и хитростию; а там загораются у них уже и разныя страстныя и порочныя наклонности. Обуздать их некому: у родителей всеми нежностями выманивают всепрощение и поблажку; а школьное начальство и чуждые воспитатели или ничего за ними дурного не знают, или стараются не знать, чтобы не компрометировать себя и своей школы, дают им отличныя отметки. При таких условиях страсти и пороки свободно выростают, крепнут, раскрываются во всей силе и безобразии. Дети возмужали: мнение народное им нипочем; воспитателей и знать не хотят; родители теперь им вовсе не нужны, они всеми возможными мерами стараются вырваться из их рук, освободиться из-под их власти; одно им нужно – средства к веселой и разгульной жизни; богатым и это легко удается – вымануть у своих родителей, а бедные не задумываются и на чужой счет пожить в свое удовольствие. Благо ученые и с правами, – как не доверить им?! У воспитавших себя так одно на уме: почить на мнимых лаврах, безпрепятственно и беззаботно предаться всем возможным страстям и порокам; и предаются. Вот вам и блудные сынки! Они на стране далекой от дома отеческаго, от св. Церкви, которая представляет на земле Дом Отца небеснаго, гуляют себе и наслаждаются всеми благами мира прелюбодейнаго и во зле лежащаго, пока не истощают себя и всего своего в греховных удовольствиях. И сколько ныне между нами таковых!...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010