Царь сам не отвечал Неронову, но духовник его Стефан, конечно по его поручению, два раза писал к бывшему своему другу, казанскому протопопу, и убеждал его смириться, быть в послушании патриарху, примириться с ним и извещал, что Никон патриарх оправдывает себя в своих действиях против него, ожидает от него и друзей его истинного покаяния и готов простить их. Но неукротимый Неронов с укорами отвечал (от 27 февраля 1654 г.) Вонифатьеву: зачем ты оскорбил меня?.. Я не могу принять твоего совета: мы ни в чем не согрешили пред отцом твоим Никоном патриархом... твой же отец Никон патриарх напрасно оправдывается: он смиряет нас неправильно, не по Писанию, но страсть свою исполняет и мучит нас за правду... Он ждет, чтобы мы попросили у него прощения,— пусть и сам он попросит у нас прощения и покается пред Богом, что оскорбил меня туне... и пр. От того же 27 февраля Неронов отправил обширное послание и к царю Алексею Михайловичу. Здесь прежде всего умолял о тех же «заточенных, поруганных, изгнанных без всякой правды» друзьях своих, осужденных будто бы мирским судом, а не по правилам Церкви, и напоминал царю о временах антихриста, когда Христовы рабы гонимы будут, носящие на себе знамение Небесного Царя. Потом указывал на известную «Память», или указ Никона, содержавший два его распоряжения относительно поклонов во святую Четыредесятницу и относительно троеперстия для крестного знамения. Первое распоряжение называл прямо «ересью непоклонническою», и совершенно несправедливо, потому что так называемая ересь неколенопоклонников состояла в том, чтобы на молитве никогда не класть земных поклонов и молиться всегда стоя, а Никон вовсе не запрещал употребления земных поклонов ни в церковных, ни в домашних молитвах; он предписывал только, чтобы во святую Четыредесятницу при чтении молитвы святого Ефрема Сирина не клались одни земные поклоны (числом 17), а клались лишь четыре земных, прочие же все поясные . Против второго распоряжения Никона защищал двуперстие для крестного знамения и ссылался на Мелетия Антиохийского, Феодорита, Максима Грека, каковы эти доказательства, мы уже видели прежде .

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

Преестественным, и еже о нас неисчетным твоим Благоутробием, Христе Боже, помилуй нас, аминь. По вышеестественному и безмерному Твоему милосердию к нам, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Субботу Стихи: Всуе храниши гроб, кустодие: Не удержит бо рака Самосущую Жизнь. Стихи: Тщетно ты гроб стережешь спечатанный, стража, Ибо в нем нет уж Того, Кто Сам всем дарует жизнь Во святую и Великую Субботу празднуем боготелесное погребение и во ад сошествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имиже наш род, от тления воззван быв, к вечней жизни прейде. В святую и Великую субботу празднуем погребение Божественного тела и сошествие в ад Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря чему род наш, призванный от тления, перешел к вечной жизни. Вся убо дни святая Четыредесятница превосходит: тоя же паки больши есть сия святая и великая седмица: великия же седмицы паки больши есть сия Великая и святая Суббота. Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы. но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог, и последи главнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядно вся соделав, и в шестый день паки возсоздав истлевшаго человека, и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий седмый день упокоися совершенным от дел упокоением, уснув животворным и спасительным сном. Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота. Седмица эта зовется Великой не потому, что дни или часы ее длиннее обычных, но потому, что в течение ее, и особенно сегодня, совершены были великие, естество превосходящие чудеса и небывалые деяния Спасителя нашего. Ибо как при первом миротворении Бог, всякое дело исполнив и напоследок, в день шестой, после того, как создал наиважнейшее, то есть человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, назвав «субботой» (что в переводе означает «упокоение»), так и при созидании духовного мира, превосходно все исполнив и в шестой день заново воссоздав падшего человека и обновив его Живоносным Крестом и Своею смертью, в нынешний, седьмой день упокоился Он полным упокоением от дел, уснув естественным для всего живого и спасительным сном.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас», во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов ). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю; во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю; в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю; в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю; в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю; в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона следующий. Песнь 1-я: по Следованной Псалтири или Ирмологии поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи 106 . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...» и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...» и тропарь. Стих: «Простерл еси...» и тропарь. Стих: «Утешил есл...» и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Итак, на вечерне и прежде читаема была Псалтирь, как ныне на утрени, подражая чему в обителях на вечерне читают одну кафисму Псалтири, а на утрени непременно две. Ныне же на песненной вечерне, по немощи и нерадению, антифоны Псалтири не читаются, разве только в святую Четыредесятницу и на всякой субботней вечерне в одной Святой Софии, где, из-за ропота некоторых ленивых, мы постановили читать только блажен муж  – один псалом с песнями на глас. Во святую же Четыредесятницу читаются опять, по обычаю, шесть антифонов, или одна целая кафисма. А псалом приклони, Господи, ухо Твое содержит и молитву, и славословие к Богу, и восхваляет пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа, называет Его щедрым, многомилостивым и истинным, и просит Его дать нам знамение во благо , то есть Крест, пригвожденный к которому плотию вечером, Спаситель умер, а также умоляет Его даровать нам державу и спасти нас. Потом поют слава, а другой лик – и ныне, и вместе с этим поют слава Тебе, Боже. Затем иерей опять говорит малую ектению: паки и паки, и заступи, а певец на напев вселенную поет аллилуйа. Ибо, когда первый воззвал к Богу: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию, тогда последний продолжает: Вселенную, Боже, заступи, спаси, помилуй и сохрани пришествием Твоим, что означает «аллилуйа», потому что «аллилуйа» толкуется, как пришествие Бога, хождение и явление Божие, и есть особенная хвала Его домостроительству. Посему оно у нас непрестанно поётся. Аллилуйа произносится и перед Евангелием, как слово, означающее присутствие Христово. Оно выражает, что грядёт Бог, Который и пришёл, и опять приидет с Небес. Потом иерей, сказав: Пресвятую, Пречистую, и предав всех Богу через всех святых, возглашает: яко Твоя держава, и славословит Бога Единого в Троице. А певец тотчас поёт дневной прокимен, который называется и последним антифоном, ради других антифонов, читавшихся прежде, ныне же оставленных. Итак, в субботу на вечерне говорится один стих: Воскресни, Боже, потом слава и ныне, и вместе с тем – Господи, воззвах с припевом: живоносное Твое восстание, Господи, славим, что читается в одну неделю, в другую же – спасительное Твое восстание, Господи, славим, и во время чтения дальнейших стихов иерей делает вход, или и многие с ним. И как принято, диакон с переносимыми светильниками и с фимиамом в кадиле, во изображение вышнего чина, из алтаря преподаёт благодать Божию, чтобы вознести молитву нашу горе к благоухающему и чистому Фимиаму, о чём говорят и поющийся при этом псалом, и молитва, читаемая при преклонении иереев: вечер и заутра и полудне, и имеющая, как сказано, близкое отношение к тому, что поётся. Ибо исправи, говорит, молитву нашу, яко кадило пред Тобою , и: не уклони сердца наши , и исхити нас от всех ловящих души, также: к Тебе, Господи, Господи, очи наши и: да не постыдиши нас, Боже наш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Ведомо буди, егда несть славословия великаго, отпуст утрени не бывает, но абие по возгласе и по Утверди, Боже: Приидите, поклонимся: трижды, и час первый. И начинаем первый час. Аще есть Четыредесятница: Если же пост, и пели «Аллилуия», кончаем утреню так: Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Дважды. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. (2) Пс 91:2–3 Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Мы же: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Мы же глаголем: В храме стояще славы Твоея,/на небеси стояти мним,/Богородице, дверь небесная,/отверзи нам двери милости Твоея. Стоя во храме славы Твоей,/помышляем, что стоим на небесах./Богородица, врата небесные,/отверзи нам двери милости Твоей. Таже, Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: Господи, помилуй. 40 Слава, и ныне: Честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую,/сущую Богородицу, Тя величаем. Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне, и всегда, и во веки веков. И мы глаголем: Аминь. Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей [святую обитель сию ] добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини, и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец. Чтец: Аминь. Небесный Царь, верных людей Твоих укрепи, веру утверди, народы укроти, мир умиротвори, святой храм сей (или: святую обитель сию ) невредимым сохрани, прежде почивших отцов и братьев наших в селениях праведных водвори и нас в покаянии и исповедании прими, как Благой и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

    Славянская кормчая. Дважды не поставлятися в причет. Дващи поставлении, и с поставльшим его, да извержется, аще не будет токмо еретическая рука первая (Никон. 63).     Толкование. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, второе поставление примет от кого, первого возненавидев, да извержется сам, и поставивый его, аще токмо не прилучится, яко еретик поставлен бе перве. Ибо от тех крещении, некрещени: и поставлении, не причетницы. Глава 69 Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.     Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою.     Аристен. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно.     Вальсамон. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом — и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи сне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мню я, что настоящее искушение постигло меня, грешного, за то, что преступил заповедь святого старца Серафима, который советовал мне с подчиненными своими обращаться не строго, я же постоянно был строг и не снисходителен к их немощам. Что же касается до твоего предложения о путешествии во святую землю, о сем до времени отложим, а между прочим, бывши в Ростове, посоветуйся с Богомудрыми и опытными тамошними отцами, полезно ли тебе решиться на такое дело, и после ярмарки меня уведомь, что тебе преподобные отцы скажут. 17 Февраля, 1853. 103. К П.Н.Е. Мира и радости о Дусе Святе преусердно тебе желаю! Благодарю, от всей искренности моей благодарю тебя и М.А., что вы приемлете живое участие в скорбях моих. Да утешит вас Отец небесный всяким утешением и в сем веке, и в будущем, что вы много утешаете меня, недостойного утешения. Хотя внешний мой человек и скорбит немного о постигшей меня скорби, но, по внутреннему человеку, радуюсь и благодарю Господа моего, что Он, по мнозей Своей милости, призрел и на меня, неключимого раба Своего, посетивши меня малою скорбью. Радуюсь, и паки реку, радуюсь, яко всещедрый Отец мой небесный внял и на мое непотребство! Впрочем, судя по множеству и великости зол, мною содеянных, еще невеликое зло постигло меня, ибо в сем мире, кажется, нет такого зла, которое равно бы было против содеянных мною в животе зол моих. И так, слава Богу, слава Богу, слава Богу, сице изволившему о мне треокаянном! Ежели Златоуст Божественный был послан в заточение и в великом томлении окончил жизнь свою страдальческую, велико ли, аще аз за грехи свои приемлю мзду свою? Поздравляю тебя со вступлением во святую Четыредесятницу. Да даст тебе Господь милость Свою святую – провести это благоприятное время с достодолжным вниманием! 2 Марта, 1853. Богом хранимые и любезные страннички мои! Милость Божия да будет с вами! Поздравляю вас, милые мои, с прибытием в матушку Москву. Здесь хранилище и святыни, и разных редкостей. Но, как цель вашего путешествия не та, чтоб любопытствовать, чтоб посмотреть свет, а та, чтобы сотворить куплю духовную – получить в святые местах освящение душам своим, которые от миролюбия насквозь прочернели, то поэтому прошу на все обращать строгое, чисто-христианское внимание, дабы не вотще вам трудиться. Пчела из улья не за тем вылетает, чтобы по лесам и по лугам полетать, но дабы собирать благопотребное для сота. Что из этого примера заключить следует, сами разумейте! Купец отправляется в отдаленные места не погулять и свет посмотреть, а куплю сотворить и корысть стяжать. Разумейте, любезные мои, что говорю! Везде, где только встретите или святыню, или какую редкость, не проходите без умного и сердечного внимания, но, подобно пчеле, непременно приобретайте что-либо полезное для душ ваших или, подражая купцу, ищущему многоценного бисера, из всего, представляющегося взору и вниманию вашему, покупайте, для своего спасения вечного, одно только спасительное.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

И хотя, возлюбленные, мы непрестанно заняты этим весьма полезным для нас возделыванием души, чтобы усердием своим одолевать недремлющих врагов, в этот момент необходимо с большим рвением стремиться к нему и с большим старанием в нём упражняться, поскольку и изощрённые в своём искусстве неприятели строят против нас козни с присущим им коварством и хитростью. Ведая, что наступили дни Святой Четыредесятницы, в которые бодрствованием исправляется праздность и изгоняется нерадение, они устремляют всю силу своей злобы на то, чтобы готовящиеся к празднованию Пасхи Господней оказались в чём-либо нечистыми, и поэтому они, отклоняя нас от дел благочестия, склоняют к падению. 3 . Итак, возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся. Как известно, Он победил неприятеля не силой Своего могущества, а свидетельствами из Закона, чтобы тем самым большей честью увенчать человека и больше наказать противника, ибо враг рода человеческого преодолён как будто бы не столько Богом, сколько человеком. Он вступил в противоборство в те времена, чтобы после Него противоборствовали врагу и мы. Он одержал победу, чтобы и мы победили подобным же образом. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение. Посему и мудрейший Соломон говорит: Сыне, приступая к служению Богу, приготовь душу твою к искушению 3 . Муж, исполненный Божественной премудрости, знает, что духовное делание не бывает без борьбы, поэтому, предвидя сражения, заранее увещает того, кому они предстоят, чтобы искуситель не застал врасплох беспечного и не нанёс ранений неготовому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ    Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени.    Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню.    Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектений перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников).    После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» — пение канонов.    Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи — полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель.    Трипеснцы содержат следующие песни:    В понедельник — 1, 8 и 9 песни;    во вторник — 2, 8 и 9;    в среду — 3, 8 и 9;    в четверг — 4, 8 и 9;    в пятницу — 5, 8 и 9;    в субботу — 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец).    Главные особенности пения канонов утрени следующие.    Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник — 1 песнь, во вторник — 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу — пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник — «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас — тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.    После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия — ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010