– Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога, в IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении " милость и истина встретились, правда и мир облобызались " . Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений " поразившего пастырей и рассеявшего овец " Русской Православной Церкви. – Несомненно, восстановление общения отразится на всех сферах церковной жизни Русского Зарубежья. Каковыми на Ваш взгляд будут последствия единения для Свято-Троицкой Семинарии? – Я надеюсь, что это укрепит доброе сотрудничество и братские связи между нашей семинарией и духовными школами как Московского Патриархата, так и других Поместных Православных Церквей. – К сожалению, эмигранты первой волны, составившие костяк РПЦЗ, один за одним уходят в вечность. Насколько их потомкам, родившимся в чужой этноязыковой среде, удается сохранить свою национальную идентичность и какова по мнению Вашего Высокопреосвященства в этом роль Православия? – В сложных заграничных условиях русскость, т.е. наша православная вера, язык и культура нашего народа, сохраняется только при Церкви, до сих пор воспитывающей подрастающее поколение в соответствующем церковном, святорусском духе, прививающей любовь к Церкви и Отечеству. При наших храмах существуют русские церковные школы, в которых дети обучаются Закону Божьему, русскому языку, русской истории и литературе; существуют молодежные кружки, с которыми работают священники. Летом проводятся лагеря, устраиваются съезды для молодежи. Если мы будем продолжать следовать примеру воспитывавших нас старых эмигрантов, горевших любовью к Церкви, нашей истории и культуре, создававших Зарубежную Русь; если мы будем делиться этим богатством, этой красотой с детьми и молодежью; жить всем, что мы получили от наших предков, то, как я уверен, Господь поможет нам зажечь молодых людей этой любовью или, по крайней мере, заложить в их сердца доброе семя, которое принесет плод.

http://religare.ru/2_46799.html

— В своих интервью Вы отмечаете, что одной из главных проблем РПЦЗ сегодня является нехватка кадров. Что делает Церковь в этом направлении? — У нас действует Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле в штате Нью-Йорк, а также заочные пастырские курсы в разных епархиях. Например, в Чикагской епархии преподавание осуществляется на английском языке. Многие из наших будущих кандидатов в священство учатся в семинариях Американской Православной Церкви и даже в России. Таким образом, мы всячески стараемся подготавливать служителей для наших приходов. — Каковы Ваши взгляды на формирование единых Поместных Православных Церквей в Америке и Европе (не по национальному, а по территориальному признаку)? — Вероятно, это дело правильное, но я сомневаюсь, что православные люди разных национальностей в США готовы в данный момент на формирование там одной Поместной Церкви. Каждая юрисдикция (Греческая, Болгарская, Сербская) очень привязана к своим традициям и богослужебным особенностям, поэтому в течение еще нескольких поколений вряд ли будет возможно служение на одном языке, так как постоянно появляются новые волны миграции. — На территории Американского континента сейчас действуют Русская Православная Церковь Заграницей и Православная Церковь Америки. Как происходит деление приходов, монастырей, братств между этими двумя частями, по сути, одной Церкви (так как Православная Церковь Америки получила автокефалию от Русской Православной Церкви)? Не возникает ли каких-либо конфликтных ситуаций? — В прошлом, начиная с создания Русской Зарубежной Церкви, Православная Церковь в Америке была ее частью. Но при митрополите Платоне (Рождественском) так называемая Русская митрополия отделилась от Зарубежной Церкви. В 1935 году она с помощью патриарха Сербского Варнавы опять воссоединилась с Русской Зарубежной Церковью. В 1946 году, во время одного из Соборов, произошло отделение некоторых иерархов от РПЦЗ. Они образовали самостоятельную Американскую митрополию, которая не была признана ни Зарубежной Церковью, ни Московским Патриархатом. Так продолжалось до 1970 года, когда она была признана и получила от Русской Православной Церкви автокефалию.

http://e-vestnik.ru/church/itropolit_ost...

Однако вместо того, чтобы дать событиям течь своим чередом и ждать результатов собора, российские власти (оснований обвинять Московскую патриархию у нас нет никаких) предприняли ряд весьма сомнительных действий. В частности, развернули мощное пиар-сопровождение собора. Российские СМИ каждый раз говорили о том, чего там вообще не было. Сначала по всем телевизионным каналам прогнали сообщение про принятие акта о каноническом общении, потом и вовсе заявили о решении собора объединить церкви. Это не было прямым враньем, но радикально искажало ход обсуждения и позицию собора. Вся эта пропагандистская война была воспринята основной массой участников как попытка давления и " очередное подтверждение никуда не девшегося сергианства " . То есть имело прямо противоположный эффект, напугав неопределившихся, но вполне лояльных объединению делегатов. В итоге акт о каноническом общении не приняли и лишь с большим трудом удалось добиться решения о том, чтобы его отправили на доработку. Резолюцию о каноническом общении приняли, но столь значительно переработанную, что там осталось только упоминание о возможности единой службы в будущем. Ну а по поводу объединения было высказано всеобщее пожелание, но никак не конкретезированное и даже, наоборот, обставленное весьма жесткими условиями. То есть ситуация после собора оказалась даже хуже, чем перед ним. График движения к объединению был сорван (судя по данным из разных источников, предполагалось, что патриарх Алексий II и митрополит Лавр совершат в день Успения Пресвятой Богородицы торжественную службу в Успенском соборе Кремля, что должно было ознаменовать фактическое объединение церквей). Тем не менее все это, безусловно, не ставит крест на объединении. Кроме названных причин есть еще и заметная нехватка священников в РПЦЗ: единственная Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле никак не сможет удовлетворить нужды увеличивающейся паствы русского православия за рубежом. На почве объединения неизбежен и раскол в РПЦЗ: среди зарубежников есть довольно заметная группа непримиримых, которые в любом случае покинут церковь при объединении и уйдут к греческим староверам или каким другим православным маргиналам. Однако от того, как поведут себя российские светские и церковные власти, будет зависеть степень и острота раскола. Тут очень важно понимать, что церковные дела – вещь тонкая и работать здесь так же, как и в политической сфере, нельзя. Кроме того, объединители должны учитывать особенности тех, с кем объединяются. И в первую очередь демократичность и большое влияние мирян на жизнь церкви за границами России.

http://religare.ru/2_30025.html

По его благословению я и приехал в Америку, в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Это было в ноябре 1967 года. Среди живописных ферм, лесов и озер стояла заснеженная обитель с прекрасным златоглавым храмом и большим братским корпусом — частичка Святой Руси. Первое время мне пришлось очень нелегко. Я даже заунывал, написал письмо владыке Савве и просил забрать меня к себе в Канаду — послушником. Но он ответил, что если у меня есть стремление стать настоящим монахом, то я  должен остаться в семинарии и с терпением переносить все испытания. После его ответа у меня стало спокойно на душе. Когда обучение подходило к концу, мне уже никуда не хотелось уезжать, настолько я полюбил обитель, монастырскую братию, ректора нашей семинарии архиепископа Аверкия (Таушева), у которого в последние годы его жизни нес послушание келейника. Это был человек глубокой веры и необыкновенной эрудиции. Нас поражала чистота его души и добродушие. По окончании семинарии я немного преподавал, но в основном трудился в монастырской типографии: набирал статьи сначала для англоязычного журнала «Православная жизнь», а потом и для «Православной Руси» на русском языке. Так у меня развивался опыт и наборщика, и корректора, и редактора. — Вы стали одним из самых молодых епископов Зарубежной Церкви — Манхэттенским, потом была Австралия и Новая Зеландия, спустя 15 лет — снова Нью-Йорк. Но уже не тот, что был в конце XX столетия. Век минувший — целая эпоха в истории Зарубежной Церкви. 90 лет она окормляла русских, которые, в стремлении сохранить веру, куда бы ни приезжали, везде первым делом строили храм. Изменилась ли сейчас миссия РПЦЗ? Какие задачи стоят перед Церковью в наши дни? — Мы и сейчас стараемся сохранять то, что нам удалось построить за эти десятилетия: храмы, приходы, миссии и общины на четырех континентах, поддерживать и окормлять верующих. У нас большой фронт пастырской и миссионерской работы в США. Сегодня мы наблюдаем уже пятую волну эмиграции, поэтому опыт миссионерской работы, накопленный в русском зарубежье, востребован и в наши дни. Почти в каждом городе Америки есть русские православные люди, которые нуждаются в духовном окормлении, в общине и священнике. Московский Патриархат, согласно Томосу об автокефалии Православной Церкви в Америке , не имеет права создавать новые приходы на территории США. Наша Церковь не связана такими обязательствами, но нам финансово нелегко строить новые церкви. С помощью Божией, однако, постепенно собираются общины, они находят средства и строят храмы. Среди прихожан много новообращенных — бывших католиков, протестантов, иезуитов, даже сектантов, которые в поисках Истины обращаются к Православию и становятся активными и ревностными членами нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2983759...

Я думал, папа проживет еще долго Папа много лет страдал сердцем. По совету врачей он решил обратиться к специалистам и поехать в один из лучших госпиталей США, который уже начинал практиковать операции на сердце. Папа очень надеялся, что они смогут ему помочь, но в то время там могли установить только один шунт, а ему нужно было три. Врачи сказали: «Мы вам помочь не можем, так как три операции вы не перенесете». Мы вместе вернулись домой, поскольку после такого разочарования нам хотелось держаться рядом друг с другом. Но, несмотря на все, я думал, что папа проживет еще долго. Серафим и Елена Слободские после свадьбыКогда я был с папой в последний раз, то, конечно, не мог предположить, что больше не увижу его. Я уже учился в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и за три недели до его кончины приехал с владыкой Лавром (Шкурлой) к нам в Наяк на престольный праздник – Покров Пресвятой Богородицы 14 октября 1971 года. На торжественном богослужении и за трапезой отец Серафим создал радостную и легкую атмосферу празднества и своей бодростью и юмором оживлял всё собрание. Зная, что вскоре будет День ангела нашего ректора семинарии, владыки Аверкия (Таушева), семинаристы захотели особенно его поздравить, и я попросил папу художественно оформить это послание. Конечно, я знал о болезни отца, но не понимал, насколько все серьезно: мне как-то казалось, что он все же выздоровеет. В итоге он красочно оформил это послание для владыки Аверкия, которое мы вручили ему в Джорданвилле на День его ангела 4 ноября, за день до смерти папы. В семинарском зале было устроено угощение, и брат Игорь, нынешний Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, тоже учившийся тогда в семинарии, прочитал эту речь, которой владыка Аверкий был очень растроган. После праздника я лег спать, но ночью меня разбудил наш декан Евгений Евлампиевич Алферьев, который сказал, что папе стало плохо и мне нужно ехать домой. Он нашел другого семинариста – Дмитрия Киценко, брата протоиерея Бориса Киценко, который отвез меня ночью в Наяк. И только приехав домой, я узнал, что папа уже скончался.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/06/alekse...

5. Кто имеет право участвовать в работе IV Всезарубежного Собора в качестве его полноправных членов? Каков порядок избрания или назначения делегатов? На Всезарубежном Соборе будет участвовать весь епископат Русской Православной Церкви заграницей, члены Предсоборной комиссии, члены Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом, докладчики, делегаты от епархий, уполномоченные представители от монашества и Свято-Троицкой духовной семинарии, члены предыдущих Всезарубежных Соборов (являющиеся членами Русской Зарубежной Церкви и имеющие благословение своего правящего архиерея), представители синодальных учреждений (Попечительства о нуждах РПЦЗ, Церковно-Музыкальной комиссии, Комитета по устройству Свято-Германовских молодежных съездов...), лица приглашенные Первоиерархом (до 10 человек) и представители церковно-благотворительных, юношеских и общественных организаций, утвержденных Архиерейским Синодом. Следует подчеркнуть, что как и на предыдущих Всезарубежных Соборах, так и на предстоящем, заседания будут закрытыми и на них смогут участвовать только полноправные члены Собора, имеющие удостоверения от своего правящего архиерея. Что же касается числа делегатов от епархий, их столько же, сколько было на III Всезарубежном Соборе: по четыре человека от каждой епархии - два представителя от духовенства и два от мирян. В епархиях, где больше 30 приходов, на каждые дополнительные 30 приходов избираются еще четыре делегата. Общий порядок избрания делегатов следующий: каждый приход избирает одного (или больше, по числу штатных клириков в приходе) делегата из мирян (мужского или женского пола) на епархиальное собрание. На епархиальном собрании избираются делегаты от епархии на Всезарубежный Собор. 6. Будут ли женщины-делегаты участвовать в работе Всезарубежного Собора? На Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 гг. и на предыдущих Всезарубежных Соборах все делегаты были мужского пола. Предсоборная комиссия не вправе менять этот порядок, принятый в Поместной Всероссийской Церкви. Я лично думаю, что в будущем будет рассмотрен вопрос участия женщин на Всезарубежных Соборах, но необходимо спокойно этим заняться, без какого-либо давления, а сейчас осталось очень мало времени до Собора и процесс его созыва, устройства и проведения очень напряженный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Иер. Даниил: Так как теперь нет необходимости сохранения веры для возврата в Россию, Церковь может сконцентрироваться на помощи православным запросам в процветающем антихристианском мире. Поиск ответов будет заключаться в миссионерской работе и контактах с мировым Православием (как-то: Греческой, Сербской, Антиохийской Церквами). Чт. А. А.: Что бы Вы назвали " завещанием " митрополита Лавра Русской Православной Церкви Заграницей и будущим поколениям? Арх. Иларион: " Завещанием " митрополита Лавра можно считать его призывы проживающих за рубежом жить в мире, христианской любви, благочестии и чистоте. Хранить в чистоте святую православную веру; любить Россию и сохранять для будущих поколений все её добрые традиции и обычаи и могучий русский язык. Прот. Петр: " Завещание " митрополита Лавра – уметь с людьми жить, выслушивать и поступать по заповедям, что было освидетельствовано его собственной жизнью. Иер. Даниил: Митрополит Лавр ясно говорил за себя своими действиями. Он стоял за настоящий консерватизм в Церкви, основанный на сохранении веры наших отцов. Его пример – это неприятие компромиссов с миром в угоду святой традиции. Чт. А. А.: Что Вам запомнилось больше всего при личных встречах с почившим митрополитом Лавром? Арх. Иларион: Мое знакомство с митрополитом Лавром началось в 1967 года, когда он был хиротонисан в архиерейский сан, а я девятнадцатилетним юношей поступил на первый курс духовной семинарии в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. С тех пор семинария, монастырь, позднее и более широкое церковное поприще давали возможность ближе познакомиться с владыкой Лавром. Он всегда был доступным, милостивым отцом. Все его уважали и любили за его добрые человеческие качества, за его мудрость и рассудительность в решении разных вопросов церковной жизни. Прот. Петр: Встречи всегда были приятными. Владыка Лавр никогда не вел себя возвышенно, несмотря на свое положение. Когда я приезжал в монастырь, он всегда приглашал сослужить, в каком бы уголке монастырской церкви я ни спрятался.

http://religare.ru/2_53499.html

С падением богоборческого режима противостояние ему утратило актуальность. Сейчас за границей оказывается множество вчерашних советских людей, выросших и воспитанных в условиях государственного атеизма. Приезжая за границу, они часто приходят в Церковь, видя в ней единственную связь с Родиной, место, где можно встретить соотечественников, найти утешение в тяжелую минуту. Но религиозно эти люди абсолютно неграмотны. Часто не знают самых простых вещей. Этим сплошь и рядом пользуются различные сектанты, затягивающие русских людей, оторванных от Родины и близких, в свои сети. Если прежняя эмиграция была в большинстве своем церковной, то новую эмиграцию нужно воцерковлять, причем как взрослых, так и детей, и на этом поприще у нашей Церкви За Границей очень много работы. Именно Зарубежная Церковь дает эмигрантам духовную силу, объединяет, предохраняет от полного исчезновения и потери Православной веры, а вместе с ней и русской культуры, созданной Православием. Однако не только русские люди составляют нашу паству. По Промыслу Божию, будучи рассеянной по многим странам, наша Церковь распространяет Православие в народах, среди которых находится. Работа с новообращенными составляет еще один важный аспект деятельности Русской Православной Церкви. Среди нашей паствы, духовенства, семинаристов Свято-Троицкой семинарии есть представители самых разных национальностей, пришедшие в Православие из различных ересей и сект. Господь судил нашей Церкви нести свидетельство о святом Православии народам, его не знавшим, и эта миссия очень важна и ответственна. На протяжении десятилетий Русская Зарубежная Церковь отказывалась от контактов с московскими православными иерархами, после того как в 1927 г. Митрополит Сергий издал упомянутую Вами декларацию о лояльности Церкви к советской власти. Какие сегодня существуют препятствия для воссоединения двух частей Русской Церкви? Какова основная миссия РПЦЗ в России в настоящее время? До недавнего времени существовал ряд препятствий для примирения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии.

http://religare.ru/2_73688_1_21.html

Яркий пример канонической экзегетики дает студентам упомянутый выше собор, ставивший своей целью упорядочить каноническое предание Православной Церкви в конце VII века, - Трулльский, который в 16-ом правиле, рассматривая эволюцию института диаконата, исследует проблему и в историческом и сакраментальном измерении. Ниша Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке Без введения в православное каноническое право в I семестре во втором невозможно подойти к разделам предмета, связанным со спецификой Свято-Троицкой семинарии. Большинство приходов Русской Зарубежной Церкви находится на Северо-Американском континенте, поэтому неудивительно, что касающиеся  её вопросы проходятся главным образом на опыте ее североамериканских приходов, основанных в 1920-х годах представителями послереволюционной эмиграции. Существовавшая здесь до революции епархия по своей миссионерской направленности, мультикультурному и многонациональному составу резко контрастировала с опытом, принесенным духовенством и паствой Русской Зарубежной Церкви из своих велико- и малороссийских епархий. Достаточно сказать, что русскому заграничному духовенству было позволено Святейшим Синодом стричь волосы и во внебогослужебном обиходе носить сюртуки. Однако сегодня, спустя десятилетия,  такие традиции Православной Церкви царской России, как, например,  ношение духовенством ряс и длинных волос в Северной Америке представляет ценность, особенно для тех кто, приняв Православие в зрелом возрасте, ищет приобщения к аутентичной, непрерывающейся традиции благочестия. Сохранение последней является общепризнанным вкладом Русской Зарубежной Церкви в Православие на Северо-Американском континенте. Важная особенность РПЦЗ состоит в том, что она, имея гарантированную законом свободу слова в рамках американского плюралистического общества, смогла посредством трудов своих духовных писателей, например архиепископа Аверкия (Таушева) или архимандрита Константина (Зайцева), обличать перед сильными мира сего апостасию в различных её проявлениях - экуменизме, модернизме или сервилизме.

http://bogoslov.ru/article/271588

Основным источником информации, детально освещающим рассматриваемую нами тему, является изданная на греческом языке докторская диссертация митрополита Димитриадского Христодула (Параскеваидиса) (впоследствии архиепископ Афинский и всея Эллады) под названием «Историческое и каноническое рассмотрение старостильнического вопроса в его зарождении и развитии в Греции» 5 . Это фундаментальное исследование, опирающееся на архивные данные деяний и постановления Постоянного Священного Синода и Священного Синода Иерархии Элладской Православной Церкви, содержит всесторонний анализ исторического развития схизмы. Вторым по значимости информационным источником является дипломная работа выпускника Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле, США (РПЦЗ) Георгия Д. Лардаса (ныне священник РПЦЗ) «Старостильное движение в Элладской Церкви: Исторический обзор», вышедшая на английском языке 6 . Ценность этой работы заключается в освещении более нигде не упоминаемых эпизодов и событий, связанных, по преимуществу, с проблематикой взаимоотношений греческих старостильных юрисдикций и РПЦЗ. Использование Г. Лардасом ещё неопубликованных материалов из архивов РПЦЗ и личных воспоминаний непосредственных участников описываемых событий придаёт его работе особое значение среди литературы рассматриваемого вопроса. Однако, несмотря на все положительные характеристики, вышеназванные исследования митрополита Христодула и Г. Лардаса, будучи написаны в самом начале 80-х годов, достаточно устарели к нашему времени, и, естественно, не дают материала для изучения истории раскола последних двадцати пяти лет. Особую категорию исследований представляют работы авторов, принадлежащих к старостильному расколу. Каждое такое исследование имеет ряд индивидуальных положительных характеристик, однако их общим недостатком является тенденциозность, проявляющаяся в одностороннем или даже искажённом изложении исторических событий, исходящем из задач апологии схизмы. Среди старостильнических исследований весьма примечательной является монография Елевферия Гудзитиса «Разбор и опровержение докторской диссертации митрополита Димитриадского Христодула (Параскеваидиса)» 7 . Эта работа, как это следует уже из её наименования, всецело посвящена опровержению диссертации митрополита Димитриадского Христодула (Параскеваидиса). Безусловную ценность работе Е. Гудзидиса придаёт систематический характер изложения истории старостильного раскола с позиций самих раскольников. В книге приводится описание многих малоизвестных эпизодов из истории старокалендарной схизмы и предлагается последовательная апология раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010