20 июня паломники посетили святыни Переславля-Залесского, Ростова Великого, а также Толгский монастырь. Паломники из Джорданвилля с наместником Сретенского монастыря о. Тихоном (Шевкуновым). 2005 г. 21 июня , в день празднования Ярославской иконы Божией Матери, паломники молились в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля за Божественной Литургией, которую совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Находясь в Ярославле, гости посетили также теологический факультет Ярославского педагогического университета. Вечером того же дня паломники прибыли в Москву и остановились в Сретенском монастыре, где были тепло приняты наместником архимандритом Тихоном. 22 и 23 июня были посвящены знакомству со святынями и достопримечательностями столицей. С 24 по 27 июня паломническая группа находилась на Соловках. Почитание новомучеников и исповедников Российских, многие из которых претерпели мученическую кончину в Соловецком лагере, в Зарубежье всегда было особенно сильным. Многие преподаватели Свято-Троицкой семинарии учились у профессора И. М. Андриевского – бывшего узника Соловецкого лагеря, который был живым свидетелем подвигов мучеников за веру. Поэтому паломничество на Соловки было одним из ключевых пунктов программы. Паломники из Джорданвилля на Соловках. 2005 г. 25 июня было совершена поездка на остров Анзер, где в Воскресенском храме Голгофо-Распятского скита преподаватель Московской Духовной Академии иеромонах Евфимий, сопровождавший группу в паломничестве, совершил молебен перед мощами преподобного Иова Анзерского при участии зарубежных паломников. 26 июня гости присутствовали за Божественной Литургией, которую возглавил наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф. По окончании Литургии гости с иконами в руках приняли участие в крестном ходе. 28 июня по возвращении в Москву паломники посетили Ново-Иерусалимский монастырь. 29 и 30 июня группа находились в Санкт-Петербурге и Павловске. 1 июля по возвращении в Москву состоялась встреча с ректором и преподавателями Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиереем Владимиром Воробьевым. В этот же день паломники встретились с членами редакции журнала «Мы», издаваемого студентами МГИМО.

http://pravoslavie.ru/1894.html

В юности Игорь был прихожанином Московской Патриархии в Эдмонтоне, а позднее стал духовным чадом епископа Эдмонтонского Саввы (Сарачевича). Серб по национальности, он возглавлял епархию РПЦЗ. Ведь хотя мы и являемся Русской Церковью, но объединяем множество этносов: у нас среди прихожан, священников и даже среди епископата были и есть русские, украинцы, белорусы, американцы, сербы, болгары, грузины, греки, киргизы, узбеки, казахи, корейцы, азербайджанцы, китайцы, афроамериканцы. Митрополит Иларион с Марией Потаповой Епископ Савва был, как говорили в старину, «собенным» другом святителя Иоанна (Максимовича) и очень повлиял на будущего владыку Илариона. Тот настолько увлекся церковной жизнью и вошел в нее, что захотел поехать в Россию учиться в духовной семинарии. Но владыка Савва предложил ему не отправляться в коммунистическую Россию и получить богословское образование в Джорданвилле. Владыка Иларион внял этому совету и поехал туда. Так мы с ним и познакомились. Тогда в общей сложности в семинарии училось не больше 40 человек. Всех первокурсников поселили в так называемую общую келью, где стояли двухъярусные кровати. Мы там жили месяцев шесть-семь, делили один туалет. У нас были военные нары: покойный Николай Николаевич Александров, который был первым деканом Свято-Троицкой семинарии, приобретал бесплатно старое американское военное оборудование, и многие из нас тогда, например, ходили зимой в шинелях ВВС США. Нам дали комнаты по два человека, и я оказался вместе с будущим владыкой Иларионом – тогда просто Игорем Потом нам дали комнаты по два человека, и я оказался вместе с будущим владыкой Иларионом – тогда просто Игорем. Он спал на верхнем ярусе, а я на нижнем. Мы жили с ним бок о бок несколько месяцев и очень сблизились друг с другом. Я полюбил его, он был очень честным, в нем не было никакого лукавства. Не было «фасада», за которым скрывалось что-то другое. Он стал близким другом не только для меня, но и для очень многих семинаристов. Я не помню, чтобы кто-то его критиковал или ругал. Он был общим любимцем.

http://pravoslavie.ru/146592.html

Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Успенской Почаевской лавры, был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографского братство. Рано лишившийся матери, будущий Митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл архимандрит Виталий, который крестил будущего владыку, в 1946 году, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архиепископ Виталий (Максименко) Об архимандрите Виталии (Максименко), в последующем – архиепископе, у нас известно довольно мало, хотя он – замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной Церкви в изгнании, сделавший Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США) духовным центром РПЦЗ. Архиепископ Виталий (Василий Иванович Максименко), как пишут его биографы, родился у берегов Азовского моря в бедной многодетной семье диакона. В семь лет оказался круглым сиротой: от плеврита умер отец, а через год – мать. Он бедствует, учится в Мариупольском духовном училище, затем заканчивает семинарию, учится в Киевской духовной академии. В трудные минуты жизни ему на помощь приходит тогда еще молодой епископ, а затем знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), который не оставлял духовного попечительства до конца своих дней. Он постриг Василия Максименко в монашество. У юноши тогда открылся туберкулез, поэтому владыка дал ему имя Виталий, что означает «жизненный», и предрек: «Жить будешь долго»! Когда архиепископ Антоний стал на Волынскую кафедру, он в 1902 году перевел архимандрита Виталия в Почаевскую лавру. Годы спустя архиепископ Антоний в своих воспоминаниях писал, что своим расцветом в то время святая обитель обязана была прежде всего трудам архимандрита Виталия. В лавре отец Виталий разворачивает бурную миссионерскую и издательскую деятельность, организовывает «Типографское братство», в которое входило 150 человек, реорганизует лаврскую типографию, которая становится одним из крупнейших православных издательств. Он редактирует «Почаевский листок», «Волынские епархиальные ведомости», затем журнал «Православный инок». Активно занимается общественной деятельностью, расширяет сеть приходских школ на Волыни, создает двуклассные народные школы.

http://pravoslavie.ru/779.html

Минувшие десятилетия  показали всё более возрастающий интерес к последним дням царской  семьи — раскопки в местах захоронения, экспертизы и разные исследования. Следствие продолжалась почти целый  век, ведь совершённое злодеяние  требовало тщательного  расследования. Сегодняшняя выставка преподносит  нам не только итоги следствия  Соколова, но также и расследования  последних десятилетий. Мы приносим благодарность Федеральному архивному  агентству, Государственному архиву Российской Федерации. Идея проведения подобной выставки в Москве для нас является особой радостью, сохранённые Зарубежной Церковью музейные собрания за пределами нашего Отечества в настоящее время становятся доступными более широкому кругу. Это стало возможно исключительно благодаря тесным связям Госархива РФ со Свято-Троицкой духовной семинарией. Этот выставочный проект является первым совместным проектом, и мы надеемся, что он не будет последним. Благодарю вас за ваши деяния!» Затем выступил Владимир Петрович Тарасов, заместитель руководителя Росархива. «Эта выставка необычная, потому что она посвящена конкретно одному следственному делу. Мы до последнего времени имели далеко не полное представление о том, что реально происходило в тот трагический момент нашей истории. Данная выставка в определённой мере восполняет этот пробел. Документальная база, которая частично представлена в экспозиции, долго формировалась. Какие-то документы у нас имелись изначально в архивах России, какие-то документы появились у нас при помощи РПЦЗ, часть мы получили во время решения вопроса о передаче документов лихтенштейнского происхождения (однажды документы были куплены лихтенштейнскими властями на аукционе), их нам помог получить следователь Генпрокураторы Соколов. Данная выставка поэтапно показывает последние годы жизни  императора и его семьи, показывает, как происходило убийство и как  велось следствие по этому делу. Уверен, выставка будет пользоваться большим спросом». Также возможность высказаться  на открытии выставки получил председатель Совета Фонда современной истории  Андрей Александрович Клишас. Он поблагодарил всех организаторов проекта и ещё раз подчеркнул, что «выставка уникальна, она посвящена не какому-то историческому деятелю, как часто бывает, а определённому историческому периоду, одному событию. Очень важно закрашивать белые пятна в нашей истории».

http://pravmir.ru/gibel-semi-imperatora-...

Храм в Ново-Дивеево, который расписывал отец Николай Папков К этому времени в Наяке под руководством отца Серафима Слободского выстроили храм, и он пригласил моего папу расписать этот храм. Мы купили домик в Наяке, и там прошли мои молодые годы. Отец Серафим Слободской Промысл Божий проявился также в том, что я с младых лет был воспитанником протоиерея Серафима Слободского, автора замечательной книги «Закон Божий», которая издавалась и переиздавалась огромными тиражами. Патриарх Алексий в свое время говорил, что это настольная книга всех православных, самая издаваемая после Библии. Отец Серафим был рукоположен в священники в день, когда я родился, и потом спрашивал меня: – Андрюша, сколько тебе лет? Я отвечал, и он комментировал: – Значит, столько лет я служу священником. Портрет протоиерея Серафима Слободского работы отца Николая Папкова Я был первым, кого отец Серафим окрестил, и фактически воспитывался в его доме, потому что мы жили в трех минутах ходьбы, его матушка была моей крестной, а его сын – моим сверстником и другом. У нас все дела футбольно-волейбольные были общие. Я у отца Серафима алтарничал и всему научился – у него алтарь был образцово-показательный Еще я у отца Серафима алтарничал и всему научился – у него алтарь был образцово-показательный. Наш приход поддерживал тесную связь с Джорданвиллем, оттуда приезжали к нам отцы. И когда к отцу Серафиму приезжали архиереи, все это происходило на моих глазах. Раз в год приезжал владыка Аверкий (Таушев), как-то раз с ним приехал игумен Лавр, который позднее стал митрополитом и Предстоятелем РПЦЗ. С отцами из Джорданвилля обычно всегда приезжали и семинаристы, и постепенно я со всеми перезнакомился и тоже решил поступить в духовную семинарию в Джорданвилль. Протоиерей Серафим Слободской Джорданвилль Промысл Божий в моей жизни проявился и в том, что духовное воспитание, полученное мной в Наяке, продолжилось под сенью Свято-Троицкого монастыря и всех отцов-подвижников: владыки Лавра (Шкурлы), владыки Аверкия (Таушева), митрополита Филарета (Вознесенского), епископа Нектария (Концевича).

http://pravoslavie.ru/118526.html

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 октября 1948 при монастыре было открыто единственное богословское учебное заведение РПЦЗСвято-Троицкая Духовная семинария. При семинарии существуют библиотека, летняя церковно-певческая школа, регулярно проводятся историко-богословские конференции, «круглые столы», выставки и др. мероприятия. В 2003 учреждено отдельное издательство семинарии. С 1983 г. существует архив семинарии (так называемый Архив русской эмиграции). 17 июня 1984 г. при семина-рии и монастыре был открыт Музей русской истории. В стенах монастыря проводятся пастырские совещания, Свято-Германовские съезды православной молодежи, а в 1974 прошел III Всезарубежный Собор. Архиерейский Синод РПЦЗ решением от 2 июня 1967 присвоил монастырю статус ставропигиального. К 2007 монастырские угодья включают 715 акров (около 280 га) земли, из которых 380 акров зани-мают луга, 335 акров – леса и озера. 23 июня 2011 г. Свято-Троицкий монастырь был включен в Национальный реестр исторических мест США. Храм-часовня во имя преподобного Иоанна Рыльского и святого праведного Иоанн Кронштадтского. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США На берегу одного из монастырских озер к западу от главного комплекса зданий Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в 1979 освятили и заложили фундамент каменного храма-часовни. Руководил строительством по своему проекту опытный инженер И. Г. Гришин, работавший и над возведением монастырской кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Его главным помощником был выходец из Болгарии, выпускник Свято-Троицкой семинарии, трудник монастыря брат Димитрий Блачев. Храм-часовню сложили из увесистых грубо отесанных булыжников в традиционном восточно-византийском стиле, кровлю сделали похожей на образцы северорусского зодчества. Постройку увенчали чешуйчатой деревянной маковкой с восьмиконечным крестом, выточенной Ю. Егоровым. Основные строительные работы были закончены в 1988 г. – к Тысячелетию Крещения Руси.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Важно отметить, что в лице Попечительства монастыри РПЦЗ во Франции, Англии, Чили, Германии, русские обители на Афоне, малочисленные приходы в Берлине, Бизерте, Париже получили постоянного жертвователя . Поддержание жизни в этих приходах легло на плечи братьев и сестер из более материально благополучных стран. На 1966 г. Попечительство насчитывало 1707 членов и жертвователей . Уже спустя семь лет после своего основания капитал попечительства составил 17 418 долларов, что с учетом инфляции на сегодняшний день соответствует приблизительно 150 тыс. долларов . Участвовало Попечительство и в деле борьбы с атеизмом. В 1960-1970-е годы оно оказывало существенную поддержку женевскому братству «Православное дело», занимавшемуся миссионерской работой в СССР. Деятельность Попечительства В 1969 г. выходит первый настенный календарь Попечительства. Эти календари до сих пор пользуются популярностью у прихожан храмов РПЦЗ . В том же году началась постоянная, продолжающаяся до сего дня поддержка единственной духовной семинарии РПЦЗСвято-Троицкой в г. Джорданвилль (СТДС). В 1972 году Правление приняло решение учредить ежегодную стипендию в размере 1000 долларов для способных студентов семинарии . С того времени помощь продолжается постоянно. Например, в 2018-2019 учебном году магистратуре СТДС было перечислено 10 000 долл. Попечительство активно поддерживает соборную работу внутри Русской Зарубежной Церкви. В 1974 году в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле прошел Третий Всезарубежный собор, на организацию которого Попечительство выделило 5000 долл. Также организация Четвертого Всезарубежного собора в Сан-Франциско в 2006 г. в значительной степени была осуществлена на средства, собранные Попечительством. Особое внимание уделялось миссиям и монастырям РПЦЗ в Израиле и Иордании. Попечительство устраивало паломничества из Северной Америки на Святую Землю, которые стали большой моральной и материальной поддержкой для Русской Духовной Миссии РПЦЗ и ее монастырей в Палестине. Только за 1969 год в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме было передано 5424 долл. 98 центов . При этом из-за непредусмотрительной административно-финансовой деятельности начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антония (Граббе, †2005) руководству Попечительства приходилось соблюдать деликатный баланс – с одной стороны, гарантировать, чтобы все лепты доставлялись на Святую Землю, а с другой – поддерживать авторитет священноначалия .

http://bogoslov.ru/article/6021339

Совет по делам РПЦ интересовался ситуацией с Русской Зарубежной Церковью, пытался держать под контролем взаимоотношения с ней. Хранящаяся в этом фонде переписка Московской Патриархии и Совета, а также доклады, отчеты, справки – все это также легло в основу некоторых разделов настоящего исследования. Использованы, в частности, такие дела, как «Материалы по подготовке совещания глав автокефальных православных церквей в г. Москве» (д. 65), «Материалы по Карловацкой Церкви» (д. 140), «Материалы по Североамериканскому экзархату» (д. 196), «Переписка с МИД СССР о заграничной деятельности РПЦ по странам Западной Европы» (д. 843), «Справочные сведения МГБ о деятельности Православной Церкви заграницей» (д. 981), «Дело наблюдательное по эмигрантским формированиям православной церкви» (д. 1006) и др. Большое значение для понимания взаимоотношений между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью имеют документы и материалы Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС). Как и в фонде Совета по делам РПЦ, здесь можно найти переписку, доклады, справки, проекты документов. Некоторые дела посвящены зарубежным церковным разделениям. При этом в дело «Русская Зарубежная Церковь » (некоторые папки подписаны «Раскол Русской Православной Церкви за границей») вошли не только материалы по проблеме РПЦЗ, но и по Североамериканской митрополии и Западноевропейскому экзархату. Помимо этого обширного дела привлечены и другие дела: «Сербская Православная Церковь » и «Болгарская Православная Церковь ». Немалую роль в работе сыграли документы Архива Архиерейского Синода РПЦЗ. Фонды этого архива содержат в основном документы послевоенных лет. Это официальная и частная переписка, циркуляры, протоколы Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода. В настоящей работе использованы дела «Митрополит Анастасий (Грибановский) », «Циркулярные указы Архиерейских Синодов и Архиерейских Соборов РПЦЗ 19321955», «Евлогияне». Интересные документы и материалы хранятся в Архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. В основном архив включает личные фонды деятелей русской эмиграции, а также эмигрантских организаций. Данные фонды, как правило, содержат немного официальных документов, однако ценны своей перепиской и личными записями. Использованы фонды «В.И. Алексеев», «В.А. Маевский», « Н.Д. Тальберг », «Архимандрит Амвросий (Коновалов)», «Протоиерей Стефан Ляшевский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А были серьёзные оппоненты? – Да, в среде старой русской эмиграции были люди, которые сомневались, возражали. Противостояние было всё время. Разошёлся с владыкой во взглядах на единение даже самый давний его друг – отец Флор. Меня он, кстати, не сразу принял: настороженно относился к приехавшим из России, особенно после того, как в Джорданвилле побывал известный в православных кругах историк Олег Платонов. Несколько лет тот жил в Свято-Троицком монастыре, ему помогали, кормили, предоставили доступ ко всем архивам. А потом прочитали где-то его высказывание, что Джорданвилль – это «цээрушное» гнездо. Кроме того, были люди, которые использовали монастырь лишь как зацепку, чтобы остаться в Америке, – обычная история. Отец Флор лучше всех понимал, что митрополит Лавр действует искренне. Но были опасения, что недостатки Московской Патриархии могут повредить Русской Церкви за границей. Это мнение не лишено оснований. РПЦЗ действительно последняя хранительница неповреждённой памяти об исторической России, о духовных традициях, которые не прерывались. Утратить это – трагедия для всего православия, поэтому так тяжело далось сближение. Чтобы решить этот вопрос лично для себя, владыка несколько раз инкогнито побывал в России, совершил паломничество в Соловецкий монастырь, потом направлял туда других. Например, проректор семинарии архимандрит Лука поначалу резко отрицательно относился к объединению, и митрополит Лавр старался, чтобы тот чаще бывал в России, и постепенно позиция отца Луки смягчилась. Встречи с коллегами из духовных школ произвели самое благоприятное впечатление. Что забавно, очень умилило отношение к духовенству московских таксистов. Вообще-то, народ они грубоватый, но священнослужителей почитают. Ну, это, конечно, деталь. Главное, что сделало воссоединение возможным, – это то живое отношение к вере, которое и владыка Лавр, и другие отцы РПЦЗ увидели в России. Они пошли навстречу, прежде всего, воцерковлявшемуся русскому народу. Владыка понимал всю ответственность перед церковным народом за передачу исторического наследия свято хранимого подвижниками русского рассеяния.

http://pravoslavie.ru/36592.html

Так, в частности, был задан вопрос относительно независимости Косова, вопрос который волнует сейчас многих людей не только в России, но и во всём мире. «Запад не понимает ни русских, ни славянство. Он чувствует своё духовное банкротство перед славянством и боится русского национализма, славянского единства» — подчеркнул епископ Пётр.      Так как большая часть из присутствующих представляла собой университетскую среду, то неподдельный интерес вызвал рассказ о духовных учебных заведениях Зарубежной Церкви, самое известное из которых – семинария при Свято-Троицком Монастыре в Джорданвилле (США). Основанная в 1948 году, она ставит своей целью подготовку будущих пастырей в богословском аспекте. Предметы преподаются на русском языке. Семинария имеет статус высшего учебного заведения. Действуют и Чикагские богословско-пастырские курсы, но их отличие состоит в том, что преподавание там ведётся на английском языке. Со слов представителей РПЦЗ главная их цель – это сохранение и преумножение того великого наследия, которое было передано нам нашими предками, а именно: Святорусские идеалы, благочестие, любовь к России.      Шла речь и о перспективах Православия на Западе. Многие люди думают, что   голос Православной Церкви там практически не слышен. Но это совсем не так. Интерес присутствует. РПЦЗ пришлось вести деятельность в окружении инославия, и она осталась верна в истинном учении. По сути, заграничная Церковь – это Россия за рубежом. В таких условиях наша культура сохраняется только при Церкви. Не стыдитесь быть русскими, – прозвучало на встрече. Впору вспомнить слова архиепископа Иоанна (Максимовича) – «Делиться своим наследием с окружающими». Инославные всегда уважали то, что мы храним нашу веру в чистоте и ничего не меняем.       Один из многочисленных вопросов касался молодёжи. Изменение нравов не в лучшую сторону, борьба с соблазнами – те же болевые точки, что и у нас. Большая роль для решения этих проблем должна отводиться приходу. Опыт устройства приходской семьи, считает владыка Гавриил, — это та лепта, которую «зарубежная Церковь может внести в процесс возрождения и воцерковления русского народа».

http://pravmir.ru/ne-stydites-byt-russki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010