— Кто вам помогает — это в основном верующие люди? — Есть и верующие, и неверующие, и инославные — мусульмане, например. Один доброволец написал в своем блоге: «Я не очень хорошо отношусь к церкви вообще, и к РПЦ в частности. Но. Что я имею сказать за организацию? На мой взгляд, все хорошо. Люди спокойно работают. Все спокойно и деловито». По вечерам на поляне за зданием Отдела мы несколько раз устраивали для всех желающих вечернее богослужение, вместе молились о дожде и о пострадавших. Многие добровольцы первый раз в жизни исповедовались. В Рязани в местный епархиальный пункт по сбору помощи для погорельцев пришел омоновский грузовик с вещами, собранными Синодальным отделом. Сразу по приезде омоновцев покормили работники храма. Двое омоновцев впервые зашли в храм, один оказался некрещеным и сказал, что хочет принять Крещение. Бабушки в храме тут же обступили его и предложили ему, не откладывая, креститься и для этого позвать батюшку. Но парень решил пока отложить Крещение до более спокойной обстановки. Вообще, помощь приходит отовсюду — в том числе и от компаний и организаций. Центральный телеграф подключил нам многоканальную «горячую линию» (495) 542-00-00, московский ОМОН предоставил свои грузовики для доставки помощи (в Рязанскую область была отправлена целая колона из 7 грузовиков, 4 из них загрузил Отдел, еще 3 собрала московская милиция). Помощь предлагают компании: «Дойче Лизинг Восток» купила на 1 млн. рублей предметы быта и хозяйственные средства, французская «Наваль Дюрлеван» предлагает 24 000 респираторов. Предлагают помощь из Нидерландов и с Украины… — Как идет сбор денежных средств? — На утро 12 августа было собрано 15 млн. 679 тыс. руб., 7 тыс. долларов и 888 евро. Деньги мы принимаем на счет Отдела (реквизиты опубликованы на сайте Отдела www.diaconia.ru). Также есть возможность сделать sms-noжepmbobahuямu на короткий номер 7715 со словом «пожар» — эта программа реализуется совместно с Национальным благотворительным фондом. Одни из самых больших пожертвований сделали 10 августа Свято-Троицкая Сергиева лавра и 11 августа Покровский женский монастырь в Москве (по 1 млн. рублей). 5 тысяч долларов перевел Фонд помощи РПЦЗ, более тыс. перечислил православный приход в Таиланде. Только за прошедшие выходные в приходах и монастырях Калужской и Боровской епархии было собрано 600 тыс. рублей, которые были перечислены на счет Синодального отдела по благотворительности. Кроме того, студенты Калужской духовной семинарии своими силами собрали 105 тысяч рублей и также их перечислили на счет Синодального отдела. Митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай передал 200 тысяч рублей от Элладской Православной Церкви. Кроме крупных пожертвований, есть множество людей перечисляют по 200, 500 или 1000 рублей. Люди доверяют Церкви, и в результате именно Церковь сейчас стала одним из крупнейших координаторов помощи.

http://pravoslavie.ru/38688.html

Откликнулся на кончину Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей и Президент России В. Путин, выразивший свои соболезнования Патриарху Алексию: «Митрополит Лавр более полувека с самоотверженностью и любовью исполнял обязанности православного священнослужителя. В последние годы груз забот его неизмеримо увеличился. Он был председателем Архиерейского Собора и Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем известнейшего в зарубежье Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, ректором семинарии, главным редактором церковно-общественного журнала «Православная Русь». Вся его многосторонняя деятельность была направлена на духовное и нравственное воспитание российской эмиграции, сохранение в ее среде верности Православию и любви к Отечеству. Митрополиту Лавру принадлежит выдающаяся роль в деле подготовки воссоединения Русской Православной Церкви и подписание вместе с Вами Акта о каноническом общении. Это историческое деяние навсегда останется в памяти благодарных потомков». Менее месяца назад владыка Лавр, которому 1 января нынешнего года исполнилось 80 лет, в последний раз посетил Россию. 24 февраля служил свою последнюю и, кажется, единственную литургию, которую он возглавлял в Москве, в Сретенском монастыре. В своем Слове после литургии он говорил: «…В сегодняшний день моя душа и сердце исполнены духовной радости, духовной милости, милости Божией. Мне радостно каждый раз бывать на святой Русской земле. Для меня это Святая Земля….». В эти дни в словах владыки прозвучала и грустная нотка. Выступая на церемонии в Марфо-Мариинской обители по случаю вручения ему ордена святого апостола Андрея Первозванного, митрополит Лавр признался, что «вступив в пятое десятилетие своего епископского служения», сознает «свою немощь». «Но с верою и смирением, – продолжал он, – уповаю на помощь благодати Божией, на плодотворное заступничество Преблагословенной Марии и молитвы святого апостола Андрея Первозванного и святых земли русской». А в одном из своих последних интервью, которое дал газете «Православная Москва», подчеркнул: «Чем ближе будем мы к Богу, тем ближе будем и друг к другу. Таким мне представляется путь к духовному единству народов нашего Отечества. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в великом деле «соединения всех».

http://pravoslavie.ru/36530.html

Таким образом, представляется важным понять проблему разделения в 194060-е гг., и определить принципы, на которых стала строиться идеология Русской Зарубежной Церкви. Для ответа на поставленные выше вопросы необходимо изучение как официальных постановлений, распоряжений, посланий, делопроизводственных документов, так и свидетельств современников – воспоминаний и писем. Выявление всех этих документов и материалов потребовало изучения периодической печати Московского Патриархата, Русской Зарубежной Церкви, Североамериканской митрополии и Западноевропейского экзархата приходов русской традиции Константинопольского Патриархата. В официальных изданиях публиковались документы и одобренные церковным руководством статьи, в то время как за материалами делопроизводства, помогающими разобраться в проблеме, приходилось обращаться к архивным фондам. Здесь же отложилась переписка, предшествующая принятию тех или иных постановлений, показывающая позиции групп влияния, а также проливающая свет на обстоятельства конфликтов. Наконец, здесь можно найти доклады и донесения, из которых можно почерпнуть данные, не допускавшиеся в официальную печать. В основу настоящей работы легли материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Архива Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (Архив АС), Архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Holy Trinity seminary archive – HTSA), Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Архив ОВЦС), Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме (Архив РДМ). Архив Архиерейского Синода РПЦЗ, Архив ОВЦС и Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме разобраны лишь частично и неимеют сплошной нумерации листов. Поэтому в ссылках на Архив ОВЦС и Архив РДМ кроме названия дел, папок и номеров листов указаны и названия самих документов. В ссылках на Архив Свято-Троицкой семинарии дается название документа, название фонда, номер коробки и номер папки, где хранится документ. Цитаты из документов приводятся в соответствии с правилами издания исторических документов. Некоторые документы и материалы из указанных архивов, а также важные документы периодической печати помещены в приложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка напомнил также о принесении Курской Коренной иконы " Знамение " , главной святыни русского зарубежья. После 90-летнего перерыва икона была привезена на место обретения осенью 2009 года. " Икона " Курская Коренная " вызвала огромный интерес верующих. Святейший патриарх, в частности, говорил, что никогда не видел такого большого стечения людей " , – сказал Марк. Он добавил, что были также привезены в Россию мощи великомученицы Елизаветы из Иерусалима. Кроме того, сообщил архиепископ, православный студенческий форум " Вера и дело " , который пройдет в мае в Москве, будет направлен на сближение представителей приходов РПЦ и РПЦЗ. " Это проект ориентирован на молодежь, на то, чтобы она общалась, а также защищала приходы как в России, так и за границей " , – добавил он. По его словам, принесение икон, богослужения делаются для " нормального полноценного братского общения " , для " полноценного церковного общения " . Владыка Марк также рассказал о том, что РПЦ активно помогает кадрами РПЦЗ и посылает священников для служения на приходах зарубежной церкви. " Например, мы послали священника в Канны. У нас служат священники в Иерусалиме. Мы послали священников из московских ставропигиальных монастырей в Иерусалим для служения в монастыре Марии Магдалины " , – добавил он. Он отметил, что планируется направление монахинь в Новодивеевский женский православный монастырь в США. Кроме того, несколько студентов московской духовной академии и семинарии поехали учиться в Свято-Троицкую духовную семинарию (Джорданвиль) в Нью-Йорке. Он подчеркнул, что в ближайшем будущем необходимо углублять и развивать общение, обмениваться опытом между Церквями и " обогащать " друг друга. В разъяснении к Акту о каноническом общении, восстановившему единство Русской церкви, сказано, что с его подписанием РПЦЗ утратила свой " временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти " . Теперь РПЦЗ " пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви " . Она " самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви " . " Вышестоящей инстанцией церковной власти " для РПЦЗ стали Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви. Первоиерарх РПЦЗ избирается ее Архиерейским Собором и утверждается патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

http://religare.ru/2_75741.html

1 августа 2012 г. в Серафимовском храме в г. Си-Клиф (штат Нью-Йорк) рукоположен во священника. В 2012 г. сопровождал Курскую Коренную икону Божией Матери в Самарскую , Курскую и Пермскую епархии, в г. Сиэтл и на Гавайские острова; в 2013 году — на приходы Канадской епархии , в Японию и Приморскую митрополию . Определением Архиерейского Синода РПЦЗ избран епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии. Избрание было утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. ( журнал 10 ). 4 апреля 2014 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле настоятелем обители архимандритом Лукой (Мурьянкой) пострижен в монашество с именем Николай в честь святителя Николая Японского. 27 апреля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене архиепископом Берлинским и Германским Марком возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа состоялось 28 июня, хиротония 29 июня 2014 г. в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Богослужения возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 мая 2022 г. назначен заведующим канцелярией Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 17 мая 2022 г., в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала),  назначен и.о. управляющего Восточно-Американской епархией. 13 сентября 2022 г. на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 сентября это решение утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви ( журнал 92 ). Вечером 17 сентября по окончании всенощного бдения в Знаменском соборе г. Нью-Йорка возведен в сан митрополита. Торжества настолования состоялись в Знаменском соборе 18 сентября. Образование: 1998 г. — Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. 2000 г. — SUNY (State University of New York Technology School). Епархия: Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей) Место работы: Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (Первоиерарх)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199017...

Архиепископ Иларион (в миру Игорь Капрал) родился 6 января 1948 года в Канаде. Его родители эмигрировали из Волынской области Украины в 1929 году во время польской оккупации, сопровождавшейся " ополячиванием " Западной Украины, отмечается в официальной биографии архиепископа. Он закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле и Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. В 2006 году архиепископ Илларион был назначен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. " Мы сознательно, имея в виду перемены, первым заместителем митрополита Лавра выбрали владыку Илариона " , – сказал в ответ на вопрос РИА Новости второй заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, встречаясь около месяца назад с российскими журналистами. По его словам, многие в зарубежной пастве считают, что архиепископ Иларион может занять место первоиерарха, что это " естественная смена " , поскольку владыка Иларион вырос в том же монастыре, где и митрополит Лавр, и " по складу такой же человек, мягкий " . " Но на Соборе, конечно, бывают всякие неожиданности " , – отметил архиепископ Марк. Вместе с тем, некоторые представители РПЦЗ называют вероятным кандидатом в первоиерархи самого архиепископа Марка. Он также очень почитаем в русском зарубежье и внес огромный вклад в восстановление церковного единства. В 1993-1997 годах он развивал диалог между епархиями РПЦЗ и Московского патриархата в объединенной Германии, в 2000 году возглавил комиссию по вопросам единства Русской Церкви, а в 2003 году – комиссию РПЦЗ по переговорам с Московским патриархатом. Архиепископ Марк (в миру Михаил Арднт) родился 29 января 1941 года в Саксонии. Его биография весьма необычна для священнослужителя. Закончив немецкий абитур (13 классов) во Франкфурте на Майне в 1960 году, он поступил добровольцем в армию Западной Германии и прослужил около полутора лет, достигнув чина старшего лейтенанта. В 1962 году Михаил Арднт поступил на историко-филологический факультет во Франкфурте, перейдя потом в Гайдельбергский университет, где специализировался на славянских и английских наречиях. Докторская диссертация будущего архиепископа была посвящена биографической литературе Тверского княжества в XIV и XV веках.

http://religare.ru/2_53967.html

Согласно программе, утвержденной Архиерейским синодом РПЦЗ в 2017 году, центром общецерковных празднований должны были стать торжества в Знаменском соборе г. Нью-Йорка, начало которых было запланировано на 10 декабря. Заседание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, где было принято решение о праздновании в 2020 году В 2020 году Русская Зарубежная церковь отметит 100-летие со дня образования На проходящем в Мюнхене Архиерейском соборе РПЦЗ был образован оргкомитет предстоящих празднований. В дни праздника Святой Пятидесятницы в 2020 году в женском монастыре преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны в баварском Бухендорфе должен был пройти Юбилейный Архиерейский собор, приуроченный к празднованию 100-летия в Германской епархии. Однако из-за коронавируса собор пришлось отменить. Точно так же в епархиях Русской Зарубежной Церкви были отменены или перенесены церковно-певческие и молодежные съезды, посвященные знаменательной дате. На конец октября 2020 года были запланированы торжества, посвященные 100-летию Русской Зарубежной Церкви и 90-летию основания Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (Нью-Йорк). К этим торжествам была приурочена церковно-историческая конференция, организатором которой выступила Свято-Троицкая духовная семинария. В Джорданвилле также должна была быть совершена соборная панихида с поминовением почивших Первоиерархов РПЦЗ. Состоятся ли эти мероприятия, пока неизвестно. Коронавирус в США На сегодняшний день Соединенные Штаты занимают первое место в мире как по числу случаев заражения COVID-19, так и по количеству смертей в результате болезни. По данным центра мониторинга COVID-19 университета Джона Хопкинса (США), за все время распространения вируса в стране зарегистрировано около 4,3 млн заразившихся коронавирусом, а число жертв пандемии превысило 148 тысяч человек. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Василий Дмитриевич Быстров) родился 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. После обучения в духовном училище при Александро-Невской лавре поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1892 году был зачислен в СПбДА. В 1896 году первым магистрантом окончил академию и остался профессорским стипендиатом при ней, а в следующем году занял должность и.о. доцента по кафедре библейской истории. В 1898 году принял монашеский постриг с именем Феофан, тогда же был рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха. В 1901м возведен в сан архимандрита и назначен и.о.инспектора академии. Ему присвоили степень магистра богословия, а затем звание экстраординарного профессора. В 1905 году архимандрит Феофан стал духовником царской семьи. В феврале 1909-го назначен ректором СПбДА и в том же месяце в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры над ним совершается архиерейская хиротония. В 1910 году епископ Феофан принимает Таврическую кафедру, в 1912м перемещен на Астраханскую. Причиной переводов стало непонимание между епископом Феофаном и членами царской семьи в оценке личности Григория Распутина. В 1913 году переведен в Полтаву. В 1917м епископ Феофан участвовал в Поместном Соборе. В 1918м возведен в сан архиепископа. Поддержал избрание Петра Врангеля главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России. В ноябре 1920-го вместе с другими архиереями Юга России эмигрировал в Константинополь. С 1921-го — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, член Русского Всезаграничного церковного Ссобора, заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. Жил в русском монастыре в городе Эрцегнови, с 1925 года служил в Александро-Невском соборе Софии, в 1926м разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении. В 1931м переехал в деревню Моун близ города Амбуаза на Луаре, а в конце жизни поселился в местечке Лимре, где жил в затворе. Скончался 19 февраля 1940 года, был погребен на кладбище окраины Лимре. Канонизирован РПЦЗ. В 2016 году Архиерейский Синод РПЦЗ в ответ на письмо руководителя управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония (Севрюка) согласовал просьбу родственников и почитателей владыки о перенесении его останков в Санкт-Петербург. 21 июля начался процесс перезахоронения праха. После его извлечения на кладбище панихиду отслужил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, временно управляющий Корсунской епархией. В тот же день останки отправили в Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/news/ostanki-arhiepisko...

Во время Второй мировой войны помогал людям, преследуемым немецкими оккупационными властями, в том числе евреям. Служение в Германии и Марокко В 1944—1948 жил в Германии и Австрии, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. В 1945—1948 служил в храме лагеря для перемещённых лиц Менхегоф, являлся законоучителем действовавшей в лагере Ломоносовской гимназии, с 1946 был членом епархиального совета Германской епархии. В 1948—1959 — настоятель Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке (Марокко). Организовал Свято-Сергиевский благотворительный фонд, который занимался поддержкой больных и нуждающихся русских эмигрантов. С 1950 — благочинный Марокканского округа. С 1954 был администратором русских православных общин в Северной Африке. [править] Деятельность в США В 1959—2002 — настоятель Свято-Серафимовского храм в Си-Клиффе, штат Нью-Йорк (США), оставался им и после возведения в сан архиерея. Неоднократно вступал в конфликты с высокопоставленными деятелями РПЦЗ, в частности, с протопресвитером Георгием Граббе (будущим епископом Григорием). В некрологе владыки Митрофана сказано, что " много скорбей пришлось претерпеть батюшке за годы его служения в Америке. Людская злоба, нападки, недостойная клевета, нелепые обвинения, исходящие иногда и из церковных кругов — в экуменизме, солидаризме, сотрудничестве с КГБ, — всё это батюшка стойко претерпевал. " В 1967—1975 преподавал апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, в 1974—1975 также вёл занятия и по пастырскому богословию. Некоторое время был проректором семинарии. Его лекции по сравнительному богословию были переизданы в России в 1990-е годы и использовались в качестве пособия в духовных учебных заведениях Русской православной церкви. Епископ После кончины супруги был пострижен в монашество, сохранив имя Митрофан. С 24 ноября 1992 — епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ. До глубокой старости продолжал совершать богослужения и принимать активное участие в церковной жизни.

http://lib.cerkov.ru/authors/268

С 1944 — архимандрит. В том же году эвакуировался в Австрию, с 1945 вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподданных» в лагере для перемещённых лиц, преподавал на курсах сестёр милосердия. Читал лекции по изучению святоотеческих творений в Синодальном доме. С 1950 — председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде. Деятельность в США В 1951 архиепископ Виталий (Максименко) пригласил архимандрита Аверкия переехать в США. В том же году стал преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике. В 1952—1976 — бессменный ректор семинарии, в период его руководства это учебное заведение получило статус университета штата Нью-Йорк. С 1952, одновременно, главный редактор журнала «Православная Русь», публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди. С 1953 — епископ Сиракузский. В 1960—1976 также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. С 1961 — архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1964 — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Был председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Духовный руководитель движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни». Учёный-богослов, автор получивших значительную известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды владыки Аверкия после 1990 были переизданы в России и получили популярность среди консервативной части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Кроме того, некоторые работы архиепископа Аверкия используются в качестве учебной богословской литературы не только в Свято-Троицкой семинарии, но и в постсоветской России. Погребён в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

http://lib.cerkov.ru/authors/101

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010