Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Андреевский скит       Скит Святого Андрея   Скит Святого Андрея - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед и находится на территории этого монастыря. Скит возник из уединенной кельи во имя преподобного Антония Великого, устроенной в XVII веке на землях Ватопедского монастыря. Основателем ее был святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой. Сто лет спустя место скита приобрел другой вселенский патриарх Серафим, построивший для себя там келлию в три этажа и с двумя церквями: Покрова Пресвятой Богородицы и Андрея Первозванного. Келлия Серафима была настолько красива, что ее называли «Серай», т.е. «Дворец». В тридцатые годы XIX века русские иноки Виссарион и Варсанофий выкупили у Ватопедского монастыря эту землю. Торжественное открытие обновленного скита состоялось 22 октября 1849 года. С этого времени в истории Свято-Андреевского скита начинается лучшее время: он отстраивается и расширяется, сюда прибывают все новые и новые русские монахи. За внушительные размеры и красоту греки до сих пор называют скит дворцом. Главный храм в честь Апостола Андрея до последнего времени был самым большим храмовым зданием на Балканах. Его длинна 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 квадратных метра. Храм построен из гранита, имеет 150 окон. В храме резной по дереву позолоченный иконостас. Около иконостаса находится рака с мощами 70 святых, среди которых глава апостола Андрея. Колокольня монастыря высотой 37 метров, на ней находилось 25 колоколов, самый большой из них весил 5 тон. Храм выполнен в византийском и готическом стиле. Был воздвигнут в 1881-1900 гг с щедрой помощью камергера царского двора А.Н. Муравьева и великого русского князя Алексея Александровича, и является детищем петербургского архитектора М.А. Щурупова. До Революции в скиту насчитывалось до 800 монахов, находилась типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Все изменилось после 1917 года. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел.

http://isihazm.ru/1/?id=309&c_pid=1

Упраздненные: Бударинский Иоанновско-Предтеченский скит (муж., близ Бударинского форпоста (ныне пос. Бударино Западно-Казахстанской обл.), основан в 1752 старообрядцами-беглопоповцами, в 1859 стал единоверческим, в 1879 упразднен); Чаганский Свято-Сергиевский скит (муж., при умете Соболевский близ с. Чаган (ныне Шаган Западно-Казахстанской обл.), основан в 1793 старообрядцами-беглопоповцами, в 1858 преобразован в Уральскую единоверческую муж. пуст., в 1866 упразднен, братия переведена в новообразованный уральский Никольский скит); Бородинский Покровский скит (муж., в пос. Бородин Уральской обл. (ныне с. Чапаев Западно-Казахстанской обл.), основан в кон. XVIII в. старообрядцами, в 1858 стал единоверческим, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Уральский Успенский скит (муж., основан в кон. XVIII в. старообрядцами-беглопоповцами, в 1842 преобразован в единоверческий, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Садовский Ильинский скит (жен., основан не позднее 1831 старообрядцами в пос. Садовский близ Уральска, являлся крупнейшим старообрядческим жен. скитом на Юж. Урале, в 1859 преобразован в единоверческий скит, впосл. упразднен); Уральский Никольский единоверческий мон-рь (муж., на о-ве Сутягин на р. Деркул, близ совр. с. Выселки Западно-Казахстанской обл., основан в 1866 как скит вслед. перенесения на р. Деркул Чаганского Сергиевского единоверческого скита, в 1879 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); кустанайский Иверский мон-рь (жен., в г. Костанай, основан в 1894 как община, с 1908 мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); Казинский Михаило-Архангельский мон-рь (жен., на Кабаньем оз., близ ст-цы Пресногорьковская (ныне с. Пресновка Северо-Казахстанской обл.), основан в 1901 как община, в 1908 преобразованная в мон-рь, уничтожен в 1921), Кара-Обский Никольский мон-рь (муж., в с. Кара-Оба совр. Костанайской обл., основан в 1905, упразднен в 20-х гг. XX в.); петропавловский Всехсвятский монастырь (жен., в Петропавловске, основан в 1908, упразднен в 1918); Серафима Саровского, прп., скит (жен., в местности Медео у подножия г. Мохнатка, в окрестностях Алматы, существовал в 1913-1921).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

Больше никаких переписей Павловский не проводил. В том же 1917 г. в России произошли всем известные события, консульство в Салониках прекратило свое существование, и русские святогорцы оказались в совершенно иной политической ситуации. История многотысячного русского Афона закончилась. Н.И. Феннелл (Великобритания, Лондон). Русский Ильинский скит Из трех главных русских обителей на Афоне Ильинский скит занимает третье место по величине и количеству братии. В начале XX в. в Андреевском скиту подвизалось братии в два раза больше, чем в Ильинском, а в Свято-Пантелеимоновом монастыре – в три раза больше. Ильинский скит не играл центральной роли в бурной истории русского афонского монашества в период со второй половины XIX в. до 1917 г. – дело имяславцев, например, почти совсем не коснулось скита 438 . Даже в географическом смысле Ильинский скит существует как бы особняком. Андреевский скит находится близ афонской столицы Карей, в центре полуострова, величественные корпуса Русика (Свято-Пантелеимонова монастыря) расположены на оживленном северо-западном побережье, недалеко от Дафны, главного афонского порта. Сравнительно скромное местоположение Ильинского скита в пустынной Капсале менее заметно 439 . Братства Андреевского скита и Русика по традиции были в основном великорусскими, а ильинцы – почти все малороссийского происхождения 440 . Однако именно в Ильинском скиту во второй половине XVIII в. начало возрождаться русское монашество. Ко времени основания скита преподобным Паисием Величковским в 1757 г. в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре проживали только греки. Русские, переселившиеся в Пантелеимонов монастырь в первой половине ХЕХ в. и положившие основание постоянному русскому братству в нем, пришли именно из Ильинского скита. А Андреевский скит начал свое существование только в 1849 г. Начальный период существования Ильинского скита (1757–1821) был временем весьма благополучным. За короткое пребывание скитоначальником (1757–1762) преподобный Паисий Величковский успел не только выстроить скит, но и основать свою знаменитую школу перевода святоотеческих книг на славянский язык, а также переписывания книг и рукописей. Его почитал весь Афон. Священный Ки-нот (административный орган афонской монашеской общины) с извинением предложил платить за него харач (подать), который взимали турецкие власти с каждой афонской обители. В омологии (хартии) от 1798 г. господствующий монастырь Пантократор определил Ильинскому скиту «большие права и льготы» в знак признательности к «блаженнейшему общеначальнику, всепочтеннейшему Отцу и Старцу господину Паисию», от которого вместе с его преемниками монастырь получал «немалую пользу и помощь» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Звонок. Владыка подходит к двери, и в ответ на его вопрос: «Кто?» – я слышу из-за двери: «Митрополит». Преосвященный возвращается в гостиную и говорит мне, что в Донской к преосвященному Иоанникию приехал митрополит и что его, владыку, предупредили, как бы он не пришел и к нему. Вскоре вернулся келейник 86 , а через пять минут прибежали с вестью, что митрополит идет к владыке. Он вышел к себе в кабинет, и я в ужасе ждала минуты – встретиться здесь с митрополитом одна. Слышу – шаги по лестнице, затем в передней. Слышу раздевается, ставит посох – преосвященный Антоний все не идет. Наконец шаги с обеих сторон, и владыки одновременно выходят из своих дверей и встречаются целуясь. Затем митрополит обращается в мою сторону, а преосвященный Антоний, показывая на меня: «Позвольте вам представить...» Затем епископ Антоний попросил митрополита Владимира 87 садиться на диван, на что тот ответил: «Нет, даму на диван». Я, конечно, не согласилась, и митрополит прошел на диван, владыка Антоний сел в свое кресло, а я через кресло от дивана – на стул. Между владыками начался разговор. Епископ Антоний рассказал, что был в Симбирске. «Да, я знаю, вы два дня как вернулись оттуда». По чьим-то интригам под пустынь отвели другую часть земли, а старинную часть, о возвращении которой под монастырь епископ Антоний, собственно, и хлопотал, думают продать симбирским староверам. Теперь преосвященный Антоний хочет хлопотать о том, чтобы ему разрешили купить оба куска, по обеим отводным. Вот он и собирается в Петербург по делу о Соловецко-Симбирской пустыни. Говорили о нездоровье митрополита Антония Петербургского, причем митрополит Владимир высказал уверенность, что газеты это преувеличили, как они всегда делают. И тут я сказала, что, слава Богу, владыка митрополит Владимир опять выглядит хорошо, по-московски, а из Петербурга приехал с истомленным лицом. Митрополит Владимир этому обрадовался: «Да. Значит, московский климат мне полезнее! Зато и трепни тут больше». Преосвященный Антоний: «Чего больше?» – «Трепни, треплюсь больше». – «А я думал, что за «слепни»? Да как будто их у нас здесь нет». Преосвященный делает вид, что не знает русских выражений, а ведь чистокровный русак! Митрополит Владимир продолжает разговор на эту тему, что теперь, после японской войны, появилось множество слов в русской речи, например «кое-каки».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Богослужебная утварь 2003 – Служба. Богослужебная утварь и облачение духовенства. М„ 2003. Богоявленский 1946 – Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946. Богуславский 1, 2 – Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия: В 2 т./Авт.-сост. В. В. Богуславский М., 2001. Т. 1: А – М. Т. 2: Н – Я. Борисенков, Пасецкий 1988 – Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. Борисов 1988 – Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М., 1988. Брелоер 1964 – Breloer М. Zur Geschichte des russischen Privatbriefes in der ersten Halfte der 17. Jahrhunderts. Bonn. 1964. S. 10 – 19. Брике 1907 – Briquet С. M. Les Filigranes. Dictionnaire historique des Marques du Papier. Geneve, 1907. T. 4. P – Z. Бриллиантов 1899 – Бриллиантов И. Патриарх Никон в заточении на Белоозере: Исторический очерк. СПб., 1899. Брокгауз, Ефрон 13, 38, 49 – Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. Т. 13; 1896. Т. 38; 1898. Т. 49. Брюсова 1972 – Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения середины XI века//ВИ. 1972. 3. С. 52 – 62. Брюсова, Щапов 1971 – Брюсова В. Г.. Щапов Я. Н. Новгородская легенда о Мануиле, царе греческом//ВВ. М., 197 Т. 32. С. 85 – 103. Бубнов 1984– Бубнов Н. Ю. Писатели-старообрядцы Соловецкого монастыря//Книга и книготорговля в Росии XVI – XVII вв. Л., 1984. С. 39 – 46. Бубнов 1985 – Бубнов Н. Ю. Работа монастырских книжников в монастырской библиотеке: (Источники соловецко «Сказания... о новых книгах» 1667 г.)//Книга и ее распространение в России в XVI – XVIII вв.: Сб. науч. тр. Л., 191 С. 37 – 58. Бубнов 1992 – Бубнов Н. Ю. Герасим Фирсов И Словарь книжников 3/1. С. 193 – 196. Бубнов 2001 – Бубнов Н. Ю. Послание протопопа Аввакума к отцу Ионе и чадам, «во свете живущим» (1677 – 1678) ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 675 – 683. Бубнов 2002 – Бубнов Н. Ю. Старообрядческое «антижитие» патриарха Никона //Святые и святыни севернорусских земель. Каргополь, 2002. С. 221 – 230. Бубнов 2006 – Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриар. Никоне/Авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По обильной трапезе в Андреевском скиту, мы отдохнули, напились чаю и направили путь свой в Ильинский скит, находящийся отсюда на полтора часа расстояния. При прощании с братией скита нам предложили записать свои адресы в особо заведенной для того книге и оценить их прием. Нечего и говорить, как мы оценили их прием; «любовь, простота и искренность, писал между прочим я, украшают братию сего скита»... Ильинский скит находится в северо- восточном направлении от Андреевского скита. Путь сюда вообще не представляет особенных трудностей, так как нет больших гор; но теперь он был утомителен, так как солнце немилосердно палило, и по пути нет большого леса, в тени которого можно бы укрыться, а все мелкие кустарники. Часов в 7 вечера мы прибыли в Ильинский скит. Этот скит находится на северо-восточном склоне Афонской горы, и расположен на весьма красивом прибрежном холме. Местность пустынная: с трех сторон, – северной, западной и южной, скит окружен высокими горами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. На восток – вид на море, совершенно открытый и весьма живописный. У самого берега моря красуется греческий монастырь Пантократор. Далее на громадном расстоянии виднеются острова Имвро и Самофраки к югу – обширный Лемнос, к северу Тассо, а на северо-западе тянется заоблачная цепь гор Македонии. К северо-западу от скита белеется среди гор небольшой болгарский скит – называемый Ксилургу, – первое местопребывание русских еще в X веке. Ильинский скит основан в 1757 году старцем Паисием Велич- ковским, знаменитым по своей высокодуховной жизни и по своим переводам святоотеческих писаний с греческого на русский язык. Затем много способствовал устройству скита в 30-х годах настоящего столетия о. Аникита, бывший князь Шихматов-Ширинский. В настоящее время скит находится в ведении греческого монастыря – Пантократора и представляет строгую киновию. Нас встретил игумен скита о. Товия. Он малоросс по происхождению – уроженец Харьковской губернии. Личность замечательно добрая. До переселения своего на афонскую гору и поступления в Ильинский скит, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мстихино. Тихонова пустынь. Сергиевский скит. Княжеский скит /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует.   Год основания:1906. Адрес: город Калуга, поселок Мстихино, улица Хвойная, территория между домами 4 и 5. Координаты: 54.565898, 36.093457 Проезд:На личном автотранспорте из Калуги в сторону Медыни до поселка Мстихино. Сразу за поселком первый поворот налево по указателю " Строитель " . Далее едем прямо до пионерского лагеря " Спутник " , объезжаем его с правой стороны ( " Спутник " остается слева, справа - лес), метров 100-200 и по левой стороне видим остатки скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сергиев скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича Одно название скита отдает чем-то далеким и завораживающим. Представляются монахи в черных одеяниях медленно передвигающихся в глубине лесной чащи, перебирая четки. В. Даль так поясняет значение слова «скит» — «общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями». В Калужском уезде выявлено две мужские обители: Сергиевская и Сретенская. Сергиев скит в понятии людей старшего поколения и в среде калужских краеведов олицетворялось со станцией Калуга II. Казалось, все разрушили до основания и не найти следов былой обители. Но память людская помнит, архив хранит немое молчание до поры до времени. Жительница деревни Мстихино Марфа Михайловна Чебуранова, крепкая на вид старушка, помнит скитские постройки, где не раз бывала девчонкой со своей родительницей. Как смогла, рассказала, показать эти места наотрез отказалась. Господь ей судья. Лесная дорога прямой лентой асфальта ведет к пионерскому, или, как принято сейчас называть, оздоровительному лагерю «Спутник», что в двух километрах от деревни Мстихино и в трех километрах от станции Калуга II, на территории которого сто лет назад возник скит во имя Сергия Радонежского в честь великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, злодейски убиенного в результате террористического акта в феврале 1905 г. Местный старожил — сторож комплекса Зоя Ивановна Князева — помнит, как сносили последнюю скитскую постройку «Морозовский» — дом-гостиницу, где они проживали. В непосредственной близости построили им домик, а ветхую постройку в 1977 г. снесли. Ничто не напоминает о келиях, церкви, инвалидном доме. Уцелела водонапорная башня, которая «видела» взлет, процветание и разорение места Божия, места уединения иноков и увечных больных в глуши лесной, где дышалось легко и свободно. На месте Сергиевского храма ныне разбита площадка для отдыха, установлены качели, стол, две статуи, изображающие пионеров 1950-х годов. По еле заметным признакам можно определить границу церковного здания размером 20 на 14 шагов. Зоя Ивановна вспоминает, что после реквизиции имущества скитские постройки приняли отдыхающих моряков. Официально скит переименовали в санаторий имени Фрунзе.

http://sobory.ru/article/?object=18339

Варзарештский Димитриевский скит в Кишиневском уезде. Этот заштатный общежительный скит расположен на косогоре, при потоке Синешты, и находится у селения Варзарешты, в 3 в. от почт. ст. Ниспорены или в 20 в. от ст. Быковца Ю.-З. ж. д. и в 62 в. от Кишинева. Он один из древнйших скитов в Бессарабии, так как уже в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 1420 г. он упоминается под именем разоренного татарами «Кишнов Варзарева монастыря» и первоначально был мужеским монастырем. Возобновлен он был в 1770 г. проин-протопопом Константином Макаренко и отцом его свящ. Власием (в иночестве Валаамом), а переименован в женский скит в 1815 г. В нем два храма: теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1868 г.) и холодный – во имя вмч. Димитрия Селянского (с 1863 г.). В 1840 г. из Рудянского скита принесена сюда и находится здесь местночтимая Варзарештская икона Богоматери. При ските церковноприходская школа с 1872 г. Управляет им игуменья. Рудянский скит при Варзарештском ските. Находится Рудянский скит в Кишиневском уезде. Он по ветхости зданий и недостатку средств в 1846 г. приписан к Варзарештскому скиту. Кошелевский Успенский скит в Сорокском уезде. Скит этот находится при р. Черной, в 7 в. от Добрушского монастыря и в 40 в. от у. г. Сорок. Основан он жительницей с. Котюжан Марией Токаносовой (в иночестве Митродорой) в 1790 г. Каменный храм этого заштатного общежительного скита освящен в честь Успения Богоматери и построен в 1841 г. старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестрой его схимонахиней Ириной, бывшей начальницей скита. Управляет игуменья. Речульский Рождество-Богородичный скит в Оргеевском уезде. Речульский скит расположен в долине, идущей к ю.-з. от р. Икела, при селении Речуле, в 6 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 26 в. от у. г. Оргеева. Основан был для иноков в 1797 г. священниками села Пашкан Андреем и Иоанном Рошка, но въ 1811 г. сюда были переведены инокини из упраздненного Мановского скита, близ Курковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Скит Святая Анна - скит Малая Анна Скит Святая Анна - скит Малая Анна         Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Карулей, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении.   Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII века. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 году. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 году.   Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.   Предание   По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине.   В настоящее время при ските состоит 51 калива, в 35 из которых поддерживается монашеская жизнь (кроме того, 7 калив принадлежит Малой Святой Анне), подвизаются 88 монахов.     Святыни В Соборном храме находятся мощи следующих святых: часть ноги Св. Анны; частицы мощей мучеников Игнатия, Евфимия и Акакия; Св. бессребреников Косьмы и Дамиана; мученика Харлампия; великомученика Димитрия и часть главы мученика Нектария.

http://isihazm.ru/?id=519

Омелино (Цилемский скит), урочище. Неизвестная часовня. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1700 - 1800. Год утраты:приблизительно 1937 Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, урочище Омелино (Цилемский скит) Координаты: 65.517465, 49.399542 Проезд:проезд достаточно трудный и может осуществляться из ближайших к урочищу Омелино населенных пунтов: деревни Мыла, поселка Нонбург, села Койнас. Ближе всего урочище Борковская (бывшая станция Печорского тракта). Проезд либо на машинах максимальной проходимости, либо на лодке по реке Цильма от Борковской Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Цилемский скит (второе название — деревня Омелино), один из самых скрытых и труднодоступных старообрядческих скитов на Севере. Возник этот центр «древлего благочестия» предположительно в середине XVIII века, а расцвет его приходится на вторую половину XVIII — начало XIX века. Насельники скита занимались хлебопашеством и скотоводством. Здесь имелась достаточно обширная библиотека, были свои переписчики, была небольшая школа, в которой обучались дети мезенских староверов. «О грамотности жителей Цилемского скита говорит тот факт, что в библиотеке скитской часовни и во всех семьях были старинные рукописные и старопечатные книги, а также сохранившаяся переписка с именитым Выговским монастырем». Епархиальные власти обнаружили Цилемский скит только в 1831 году. Более десяти лет шла официальная переписка по поводу судьбы скита и его жителей. Наконец в 1846 году скит разделил участь других духовных центров староверия того времени — был разорён, иконы и утварь переданы в Усть-Цилемскую церковь, часовня разрушена, а сам Цилемский скит был в 1854 году переименован в выселок под тем же именем. Усть-Цильма и Великопоженский скит, http://cyberpedia.su/18xfac2.html В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит.

http://sobory.ru/article/?object=53429

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010