Но это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, показание монаха Митрофана, бежавшего из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря, во время его осады, доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иосафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел всё отобранное возвратить и продолжать ружное жалованье на скит. В 1658 г., в бытность свою в Москве, Роман награждён многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независимым от Соловецкого монастыря, и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение соловецкого архимандрита, и ему велено иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться во всём по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Пётр I повелел, с 1700 года, вместо ружного и денежного жалования на 17 монашествующих и церковные потребности, выдавать по окончании каждого года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития Преподобного Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателя скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восставил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе. Это был Иов во схиме Иисус, в мире московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уважая анзерского строителя, царь хотел упрочить существование скита его, грамотою 31 июля 1633 года объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2 мирян для рубки дров, провинившихся не посылать в Соловецкий монастырь для исправления, но смирять их по своему усмотрению. Соловецкому игумену предписывалось не вступаться в управление скитом, не посылать туда строителей, не делать пустынникам никакого притеснения и не препятствовать желающим из соловецкой братии переходить в скит. А Двинскому воеводе особою царскою грамотою, того же 31 июля 1633 года, было повелено, под опасением опалы, высылать в Анзерский скит, своевременно и сполна, назначенное содержание на казённых подводах и судах, помимо Соловецкого монастыря. Впрочем, зависть и недоброжелательство злых людей причиняли скитянам не мало скорбей и беспокойств. 13 июля 1634 года приезжали к острову злоумышленники с явною целью грабежа, но в то время приплыли к устью губы поморские ладьи, и воры, устрашившись, бежали. По жалобе Препод. Елеазара, царь, грамотою 31 января 1638 года, повелел Сумскому воеводе охранять скит от разбойников и недоброжелателей. В это время скитское братство увеличилось несколькими замечательными лицами. В 1634 году вступил в скит Никодим, который сделался любимым учеником Препод. Елеазара и, по смерти его, занял место строителя. Сюда пришёл, по стремлению к строгому подвижничеству, московский священник Никита. Скоро он принял монашеское пострижение с именем Никона. Пламенная душа Никона созревала в Анзерской пустыне в подвигах поста и молитвы для будущих трудов церковного управления в звании новгородского митрополита и потом всероссийского патриарха. Никон каждый день прочитывал псалтирь, каноны Господу Иисусу и Божией Матери и клал 1000 поклонов. Но недолго этот новый подвижник служил назидательным примером для скитского братства: промысел Божий видимо вёл его к высшему служению – и Никон переехал в Кожеозерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

скита, основанная им обитель пришла в упадок. Имущество скитское и церковное было отобрано в Анзерский скит, 18 обитатели Голгофы разошлись, кроме двух любителей безмолвия, иноков Геннадия и Серия. Наконец, указом Св. Синода в 1723 году отобраны и остальные деньги, заготовленные о.Иисусом для строения скита, и повелено Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединить с Анзерским–Троицким. Но место, избранное самим Богом, не оставалось пустым. Иноки–пустыннолюбцы не переставали обитать на Голгофе в полуразрушенном скиту старца Иисуса по два, по три человека и более. При скудных средствах к пропитанию, они строго исполняли свое правило и жили спокойно под благодатным покровом Царицы Небесной, обещавшей посещать избранное Ею место. По утверждении духовных штатов в 1764 году, Голгофский скит поступил в полную зависимость Соловецкого монастыря. Тогда же возвращены туда отобранные церковные вещи и Соловецкие настоятели стали иметь попечение о ските. Каменный храм на вершине Голгофы во имя Распятия Господня сооружен в 1830 году, и при нем устроен теплый придел Успения Богородицы. В этом приделе на левой стороне стоит гробница местно чтимого угодника Божия, преподобного иеросхимонаха Иисуса. На гробнице положено древнее изображение лика его 19 . А деревянная построенная им церковь в то же время перенесена под гору, на место, где было первое явление Богоматери блаженному старцу. Теперь скит управляется строителем иеромонахом, избираемым из числа братии Соловецкого монастыря. Братство состоит из десяти или более иноков, любителей пустынной и воздержной жизни. Устав скитский, данный основателем обители, соблюдается во всей строгости. Сверх того, в скиту совершается неусыпное чтение Псалтири в теплом Успенском приделе, у самой гробницы старца Иисуса. Оно не прерывается ни днем ни ночью, кроме времени богослужения в этом храме. В летнее время тысячи богомольцев стремятся из Соловецкой обители к Голгофе, несмотря на опасности переезда на Анзерский остров чрез бурный морской проток. Набожные странники повергаются пред гробницею свято почившего подвижника, с усердием служат панихиды и вместе с тем поминают, при чтении Псалтири, усопших своих сродников и близких. Память иеросхимонаха Иисуса уважается в северном поморье почти наравне с памятью великих угодников Божиих, просиявших в Соловецкой обители – Зосимы и Савватия, Германа и Иринарха. Иларион, митрополит Суздальский 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Анзер - второй по величине остров архипелага - отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь, в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит. В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы. Так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно. В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Реболда – нерпичья тоня, салотопенный завод, монастырская переправа на о. Анзер в 16 км к северо-востоку от монастыря. Савватиевский скит [Савватьево], место поселения преподобных Савватия и Германа, расположен на севере Б. Соловецкого острова. Впоследствии здесь образовалась пустынь, в которой соорудили часовню во имя преподобного Савватия и несколько келий. В конце XVIII в. вокруг скита были устроены искусственные луга, на Долгом (Савватьевском) озере находился лодочный причал. В 1857–1860 гг. в скиту построили каменную церковь Смоленской Божией Матери, позднее – два деревянных келейных корпуса и один каменный, валунную баню, конюшню. В лагерный период Савватьево стало II отделением СЛОНа. В 1923–1925 гг. здесь располагался основной политизолятор. В 1926–1929 гг. Савватьево – центр лесозаготовок, в начале 1930-х гг. там действовал сельхоз, с 1937 г. функционировало подразделением Соловецкой тюрьмы. Святительский келейный корпус расположен в южном дворике Соловецкого монастыря между храмом святителя Филиппа и Благовещенским корпусом, строился в XVII–XIX вв. Святое озеро площадью 4,5 га находится у восточной стены монастырской крепости. В середине XVI в. озеро было соединено Филипповским каналом с системой озер на Большом Соловецком острове, а два канала, проложенные из озера в монастырь, подведены к поварне и мельнице. Свято-Троицкий (Анзерский) скит на острове Анзер был основан по указу царя Михаила Федоровича в 1620 г. преподобным Елеазаром, который в 1636 г. принял в этом месте монашеские обеты у будущего патриарха Никона . С 1924 г. здесь располагался политскит, впоследствии действовало предприятие Кустпрома. Святые ворота – главный, парадный вход в Соловецкий монастырь с западной стороны крепостной стены напротив Бухты благополучия. Секирная гора [Секирка] – холм высотой 74 м, стоящий в 11 км от монастыря на северо-западе Б. Соловецкого острова. Свое название возвышенность получила в память о чуде, описанном в Житии преподобного Савватия: у подножия горы два ангела высекли прутьями женщину, дерзнувшую поселиться на острове со своим мужем – карельским рыбаком. В 1860 г. на Секирной горе была возведена каменная церковь в честь Вознесения Господня и основан одноименный скит. Спустя два года на куполе храма был устроен действующий и в наше время маяк. В 1920-х гг. на территории Свято- Вознесенского скита действовал мужской штрафной изолятор, в котором в особо строгих условиях содержались узники, по преимуществу из числа уголовников, серьезно или неоднократно нарушившие правила, установленные для заключенных (отказывавшиеся работать на общих работах, пытавшиеся бежать из лагеря, уличенные в общении с женщинами). Здесь же нередко осуществлялись одиночные и групповые расстрелы. В 1930-х гг. штрафной изолятор был упразднен, но заключенные на Секирной горе содержались вплоть до ликвидации Соловецкой тюрьмы ГУГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

788 По времени же послан бысть в Сумский посад на управление монастырскаго подворья. – Сумский Посад (Сума, Сумский острог) – поморское село на реке Сума, в двух километрах от Белого моря. Основано в первой половине XV в. новгородскими переселенцами; принадлежало Марфе Борецкой. Во второй половине XV в. (по мнению В. Л. Янина, после 1471 г.) было передано ею во владение Соловецкому монастырю, который учредил здесь позднее свое подворье. Во время Ливонской войны, в 1576 г., село было разорено и сожжено, после чего монастырь построил здесь острог для защиты от возможных набегов. В 1613 г. Сумской острог выстоял, выдержав осаду шведских войск. 790 ...и от сообращения со строптивыми... – Исправлено по списку БАН, собр. Археографической комиссии, 222, л. 49 об.; в ркп. читается «и от сообращения бе строптивым». 791 По сем послан бе в город Архаггелск для закупки годовых припасов. – О новонайденных документах, отражающих хозяйственную деятельность старца Феофана, см.: Осипенко M. В. Соловецкая обитель: История и святыни. Кинга паломника. Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2014. С. 175–176. 792 Егда же наста архимандрит Герасим... – После архимандрита Иеронима (1777–1793) настоятелем Соловецкой обители стал Герасим (Ионин, † после 1816 г.), постриженик Тисыякского, что в Валахии, монастыря, назначенный из наместников Александро-Невской лавры (по другим источникам – из Клопского монастыря Новгородской епархии). Возглавлял обитель в течение трех лет (1793–1796). В 1793 г., сразу по назначении, архимандрит Герасим упразднил Сумской монастырский двор. В 1796 г. по болезни был переведен на покой сначала в Коренную, а затем в Софронневу пустынь Курской епахяи, где прожил более 20 лет и умер в глубокой старости. 793 ...определили его икономом. – Икоком (ср. греч. οικονμος) – управляющий церковным или монастырским имуществом, эконом. 794 Бывшу ми в Анзерском ските... – Имеется в виду Свято-Троицкий скит, основанный на Анзере в начале XVII в. иноком Соловецкого монастыря преподобным Елеазаром Анзерскнм. Расположен в восточной части острова, у Троицкой губы. Второй Анзерский скит – Голгофо-Распятский, расположенный на горе Голгофе, приблизительно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, – к тому времени пришел в упадок и стоял без насельников. Сюда лишь изредка удалялись на безмолвие – поодиночке или по двое – иноки Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сами анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что промысл Божий печётся о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство ещё более помогло анзерским пустынникам исполнить своё желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троицко-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый царём и всею его фамилией, знал лично Препод. Елеазара. Он вместе с игуменом Иринархом извещал патриарха Филарета об устроении Анзерского скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18 Марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с пределом Препод. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и всё, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20 Января 1621 года, повелевал анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма, анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве «строителя» скита, пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избегал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своём скиту, сказал братии: «друг мой и собеседник о Господе, игумен Иринарх, сегодня умирает, – мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь, казалось, все препятствия были устранены; тем не менее игумен Илия не приступал к постройке, пока не получил подтверждения о царской воле от Двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на Елеазара, он успел выдержать его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении. Наконец подвижник имел утешение не только видеть успешное строение храма, но и лично заправлять постройкой, участвуя во всех трудах братии. Так, когда раннею весною не было доставлено из Соловецкого монастыря достаточное количество кирпича, и рабочие оставались без дела, Препод. Елеазар, не смотря на лёд, носивший в море, сам с несколькими людьми отправился на судне в монастырь. Нагрузив ладью кирпичом и известью, пловцы на обратном пути были затёрты льдом. Опасность была великая, но Преподобный, не теряя присутствия духа и упования на Бога, взялся за руль и спас всех от явной гибели. При усердных трудах Елеазара и его сподвижников, скитский каменный храм, с трапезою и кельями для пустынников, устроился, но освящён был уже по кончине строителя. В то время, когда анзерский пустынник изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник Никон, митрополит новгородский, а впоследствии всероссийский патриарх, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором приял пострижение, Никон почти каждую свою грамоту соловецким властям заканчивал припиской: «да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, ради вам помогать». Всякую просьбу бывшего своего наставника, Елеазара, Никон старался исполнить с точностью. Так, в грамоте соловецкому архимандриту Илии, 1651 года, митрополит писал: «бил челом Живоначальной Троицы Анзерской пустыни строитель старец Елеазар с братией, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкого монастыря отпустить велеть больничного старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придёт, и ты бы в Анзерскую пустыню больничного старца Кирика отпустил». Сделавшись же патриархом, Никон ещё с большею любовью благотворил Анзерскому скиту. Грамотою 29 апреля 1655 года он извещал, что, по ходатайству его, государь повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладану, по три пуда воска, по 5 вёдер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры, строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню – Елеазару два рубля, 11 человекам братии, каждому по рублю. В другой раз патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы, весом 7 ф. 80 ½ зол., 250 рублей деньгами, 11 осетров для братии и белугу для Елеазару, прося молитв соборных и келейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицы. Богомольцы, посещающие Соловецкий монастырь в летнее время, обычно путешествуют и в Анзерский скит. Обыкновенно отправляются из Соловецкого монастыря сухим путем по живописной дороге до урочища «Реболда» в 14 верстах от монастыря, оттуда морем 4,5 версты до урочища Кеньга, а от этого урочища 2,5 версты опять сушею до Анзерского скита. Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре находится на Анзерском острове, в 4,5 верстах на восток от Анзерского Свято-Троицкого скита. Он расположен на самой вершине высокой, крутой, конусообразной горы, которая называется Голгофою. Со вершины этой горы открывается взору великолепный вид на весь Авзерский остров с его возвышенными зеленеющими холмами и синими озерами, на необъятную ширь и гладь моря, на живописные группы соседних островов: Соловецкого, Муксаломского, Жигжина и др. Отсюда в ясную погоду видны даже береговые очертания материка с Орловым мысом. Гора, именуемая Голгофою, искони славилась, как любимое место уединения пустынножителей, которые как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. Здесь первоначально жил в уединении прп. Елеазар знаменитый основатель Анзерского Троицкого скита. В 1712 году здесь жил известный доблестный подвижник благочестия иеродиакон Паисий. Основателем Голгофо-Распатского скита и первым его строителем был иеромонах Иов, в схиме Иисус (ск. 6 марта 1720 г.). Праведный Иов, в мире иерей Иоанн, был духовником императора Петра И и его семьи. Оклеветанный своими недругами, он впал в немилость и по царскому приказу был сослан в Соловецкий монастырь на послушание. Терпеливо проходя этот искус, Иов заслужил расположение настоятеля и, с благословения архангельского владыки Варнавы, назначен был строителем Анзерского Троицкого скита. Здесь Иов, управляя немногочисленною братией этого скита, нередко удалялся в глухие дебри и часто посещал пустынножителей для собеседования с ними. Однажды он посетил уважаемого им пустынножителя иеродиакона Паисия, подвизавшегося в келии при подошве высокой горы недалеко от Анзерского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Нужно обратить внимание на то, что слова эти Иисус Христос произнес " громким голосом " . Молитвенное общение, с Отцом этого не требовало (Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11, 41-42)). Слова Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? были произнесены для народа, стоявшего на Голгофе. Этим прямым обращением к Священному Писанию, пророчески предизображавшему крестные страдания Мессии, Иисус с Креста хотел в последний раз наполнить людям о своем спасительном деле, на которое послал Его Отец. Преодолевая только человеческое понимание крестных мук Иисуса важно удержаться и от другой крайности и не умалять страданий нашего Спасителя. Воплотившийся Бог испытал на Кресте все мучения человеческой плоти. Страдания вочеловечившегося Господа усугублялись еще тем, что Он, хотя принял человеческую природу, но был лишен всякого греха. Смерть же есть следствие греха. Человек был сотворен бессмертным, и смерть вошла в человеческую жизнь вместе с грехом. Для Богочеловека, свободного от греха, она была совершенно противоестественной. С этим связана и великая скорбь Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его моление о чаше. Голгофские страдания Иисуса Христа, нераздельно соединившего Свое Божество с человеческой природой, не закончились в тот вечер, когда наступила Его смерть, сопровождавшаяся великими знамениями. Согрешая и творя беззакония, люди продолжают распинать Христа. В этом убеждает двухтысячелетний опыт Церкви, Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах возник на Анзерском острове Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Там подвизался иеромонах Иов (в схиме - Иисус). В среду 18 июня 1710 года он вышел из Свято-Троицкого Анзерского скита и отправился к иеродиакону Паисию, проходившему на этом же острове подвиг пустынничества. Преподобный Иов остался у него на ночь и встал на молитву. В полночь, утрудившись, он сел и в это время увидел в келье необычный свет и в сиянии славы Божию Матерь, а вместе с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная показала на гору, у подножия которой была келья, и сказала: " Эта гора отныне называется вторая Голгофа " . Когда видение закончилось, с высоты раздался другой голос: " Освяти гору Голгофу и поставь крест " . Преподобный Иов вместе с учениками 29 июня 1710 года освятили гору и воздвигли на ней крест. Пророчество точно исполнилось через двести с лишним лет, когда возник Соловецкий лагерь особого назначения и место это было обильно полито кровью замученных там священнослужителей и простых верующих людей.

http://pravoslavie.ru/1699.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010