В 1678 году скитоначальник старец Роман обратился к государю с челобитной, в которой писал, что анзерские иноки жалованья не получают, храмы стоят без службы, церковное имущество из Соловецкого монастыря не возвращено, монахи вконец погибают. Государь Феодор Алексеевич повелел все отобранное возвратить. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита. В 1683 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия архимандриту Илариону было велено принять Анзерский скит в ведение Соловецкого монастыря. В 1699 году царь Петр I приказал строителю анзерскому с братией (семнадцати человекам) выдавать жалованье на питание и церковные нужды – чуть более ста сорока пяти рублей ежегодно. Денег этих на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елеазара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, несмотря на все лишения, иноки не поддавались унынию. Из уст в уста передавали они рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келлии он задремал и увидел Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на облаке, простирающую руки к Богу и молящуюся: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нем». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его». Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший царский духовник. Чуть раньше, летом 1702 года, монахи Свято-Троицкого скита встречали царя Петра I, останавливавшегося с эскадрой боевых кораблей у Анзера. «В пришествие великого государя куплено в поднос два сафьяна да двадцать лестовок (четок)». В 1704 году по благословению соловецкого архимандрита Фирса священноинок Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлен строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, приобретались необходимые хозяйственные припасы, восстанавливалась библиотека пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Е. значится строителем скита с 1624 г. В Анзерской пуст. был принят устав, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Е. Богослужение совершалось по Афонскому уставу, по просьбе Е. список «скицкого устава» был прислан игум. Иринархом из Соловецкого мон-ря, привез его уставщик Дионисий. Е. неоднократно бывал в Москве по делам скита. Существует предание, что по совету келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова) царь Михаил Феодорович просил анзерского пустынника молиться о даровании ему наследника. Е. предсказал царю скорое рождение сына, и 10 марта 1629 г. царица Евдокия Лукьяновна родила буд. царя Алексея Михайловича . В Житии Е. сообщается, что, вступив на престол, Алексей Михайлович пригласил к себе анзерского подвижника. При игум. Иринархе Соловецкий мон-рь, к-рому подчинялся Свято-Троицкий скит, поддерживал анзерских подвижников. После кончины прп. Иринарха (17 июля 1628) отношение монастырских властей к скиту ухудшилось: соловецким монахам не разрешалось переселение на Анзер (в мон-ре «потерялась» царская грамота, разрешавшая переход соловецких насельников в скит, и Е. пришлось просить в Москве ее подтверждения), прекратилась регулярная доставка соловецкими судами денежных и продовольственных запасов скитянам, мон-рь отказывался принимать пустынников в свою больницу. Пользуясь особым расположением к анзерским пустынножителям царя Михаила Феодоровича, Е. сообщал ему о своих бедах и просил о независимости скита от Соловецкого мон-ря. Просьба Е. была удовлетворена 31 июля 1633 г.: царским указом скит стал самостоятельным, скитяне получили право избирать себе настоятеля. В 1636 г. Е. был дарован чин соборного старца, что давало ему право участвовать в управлении Соловецким мон-рем. Однако конфликт между обителью и пустынножителями не был исчерпан.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя – императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин), пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом». В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано VI отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержали духовенство и политзаключенных. В 1929 – 1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини из разных монастырей. Анзерское отделение Соловецкой тюрьмы существовало до 1939 года. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. Строения Свято-Троицкого скита использовались с хозяйственными целями. Колхозники беломорского села Летняя Золотица заготавливали на Анзере сено. Заброшенный скит подвергался бесконтрольной и зачастую варварской эксплуатации. С 1967 года все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В 1994 году начались реставрационные работы под руководством В.В.Сошина. После возрождения иноческой жизни в Соловецком монастыре Святейший Патриарх Алексий II благословил совершать Божественную литургию во всех сохранившихся храмах и приделах Соловецкого монастыря, его скитов и пустыней. В престольный праздник Свято-Троицкого храма в 1992 году состоялось богослужение: Всенощное бдение и Божественная литургия. В настоящее время церковь и келейный корпус требуют восстановления и благоустройства. Регулярные богослужения в храме не проводятся. Келейный корпус скита непригоден для постоянного проживания братии.

http://sedmitza.ru/text/940690.html

Скит Анзерский, на основании подтвердительных грамот Государя Царя Алексея Михайловича 1856 и 1662 годов, оставался совершенно независимым от Соловецкого монастыря, и строители избирались из числа анзерской братии, до учреждения в 1862 году вновь открывшейся епархии холмогорской и важеской. В это время первый архиепископ Афанасий подчинил Анзерский скит полному заведыванию соловецких архимандритов. В 176 году комиссией о церковных имениях Анзерский скит с Высочайшего утверждения, как безвотчинный и на своём содержании бывший, не включён в штат, а причислен навсегда к Соловецкому монастырю, с положением в нём строителя и монашествующих 12 человек. Посему скит и доныне состоит под управлением соловецких архимандритов, коими посылается туда для соблюдения порядка старший иеромонах в звании строителя. По заведённому обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдалённом уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и, в безмолвии внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневною службою по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения, всякий из них имеет и особое келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовой и рукоделие. Многое из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют и в Анзерский скит. Первоначальное устройство Анзерского скита и содержание братии зависело от особенной милости и благоволения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича к основателю и строителю пр. Елеазару, как видно из подлинных грамот. Также участвовали и другие вкладчики, а именно: Великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича) пожаловала на церковное строение 100 рублей. В 1620 году святейших патриарх Филарет Никитич пожаловал в новопостроенную анзерскую церковь разную церковную утварь, книги и иконы. В 1632 году отпущено из казны в Анзерский скит чрез двинского воеводу князя Ахамашукова для постройки новых и починки старых келий 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый, каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч людей, в том числе священников и архиереев. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника. В 1994 году иноки Соловецкого монастыря впервые за 70 лет совершили в храме Распятия Господня богослужение. В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление монашеской жизни в Анзерском скиту. РИА Новости Храм Распятия Господня на горе Голгофе на острове Анзер С. В. Михайлов, Л. А. Головкова Анзерский Голгофо-Распятский скит Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г. Анзерский Голгофо-Распятский скит Соловецкого мон-ря, расположен в сев.-зап. части Анзерского о-ва, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом м. (Архангельская обл.). Основным источником по начальному периоду А. Г.-Р. с. служит житие основателя скита прп. Иисуса Анзер-ского (в мантии Иова). Будучи в миру духовником Петра I и его семьи, преподобный был оклеветан и по царскому приказу 3 апр. 1701 г. принял постриг в Соловецком мон-ре. В 1702 г. по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) мон. Иов переселился на Анзерский о-в в Свято-Троицкий скит (см. Анзерский Елеазаров скит) и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. прп. Иисусу в тонком сне явилась Пресв. Богородица с прп. Елеазаром Анзерским, Которая благословила подвижника основать в 5 верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божия предсказала прп. Иисусу, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи г. Голгофы, тогда же получившей свое название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиеп. Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе ка-менного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божией Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архим. Фирсом была освящена деревянная ц. в честь Распятия Господня с восьмигранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали имп. Пётр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна Алексеевича), кн. А. Д. Меншиков.

http://sedmitza.ru/text/415844.html

В 1628 году царскою грамотою утверждено, чтобы из двинских таможенных доходов чрез Соловецкий монастырь отпускать в Анзерский скит денежного жалованья по 2 руб., хлебного: по три четверти муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине овса, по полуосьмине круп и по полуосьмине толокна; для церкви 1 пуд воску, 10 фун. ладану, 3 ведра вина церковного, на просфоры 1 четверть муки пшеничной; на столовые расходы и дрова по 5 руб., и в добавок к сему в 1631 году на каждую келью по 1 рублю. В 1633 г. Анзерский скит по указу Государеву отписан от заведывания настоятелей Соловецкого монастыря. В 1638 году, по прошению Елеазара, указом на имя соловецкого игумена Рафаила повелено было вместо малой трёх-саженной деревянной церкви, выстроить каменную поземную, внутри пяти сажень, с трапезою во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на что и было прислано 200 руб. на поминовение преставившегося в 1634 году святейшего патриарха Филарета Никитича; но строение сей церкви, по неудовольствию соловецкого игумена Рафаила и по докладу о том Государю святейшим патриархом Иоасафом, было остановлено по той причине, что Елеазар намерен был оную церковь выстроить в большем размере. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1648 году повелено было соловецкому игумену Илии помянутую каменную церковь непременно выстроить, и во что всё строение по смете станет, за работу мастерам и за материалы, донести в приказ Большого Дворца; но церковь всё-таки не строилась. В бытность Елеазара в Москве у царя, вручена ему грамота о ружной даче с прибавлением количества воска и мёда для церковной нужды и о постройке каменной церкви. Преподобный Елеазар, возвратившись от царя, смиренно просил вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Прискорбно было видеть Соловлянам, что Анзерский скит совершенно устранён был от их зависимости, поэтому строение не только не начато, но и сам Елеазар получил от них много оскорблений, связан был узами и заключён в темницу. Но кротость и терпение страдальца всё победило. Строение церкви начато. Двинский воевода и стольник князь Григорий Ромодановский принудил соловецкого настоятеля игумена Илию начать строить церковь, которая начата и окончена, но уже по смерти преподобн. Елеазара. В этой церкви сооружены были три престола: 1 во имя Святой Троицы, 2 препод. Михаила Малеина и 3 в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крайние точки: мыс Кеньга — западная мыс Колгуев — восточная мыс Вербокольский — северная мыс Капельский — южная На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В 1620 году на деньги матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила 31 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное а в 1638 году отдал скит под охрану сумского В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра). В 1714 году им была построена первая деревянная церковь в память о Распятии Христовом. В 1856 году при архимандрите Досифее она была заменена каменным храмом, а деревянную церковь перенесли на вершину горы и заново освятили в 1865 В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни.

http://isihazm.ru/1/?id=598

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня. В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим». К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита. После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 1920-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы. В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Уединенная молитва и затворничество Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги. Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит. Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение. Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. " Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны " , — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий. Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество. " В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому " , — говорит архимандрит Порфирий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010