На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). 3 Преподобный Иринарх Соловецкий Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, он призывал к тому же и монахов. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове. Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. 4 Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова. Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

В 1678 году скитоначальник старец Роман обратился к государю с челобитной, в которой писал, что анзерские иноки жалованья не получают, храмы стоят без службы, церковное имущество из Соловецкого монастыря не возвращено, монахи вконец погибают. Государь Феодор Алексеевич повелел все отобранное возвратить. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита. В 1683 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия архимандриту Илариону было велено принять Анзерский скит в ведение Соловецкого монастыря. В 1699 году царь Петр I приказал строителю анзерскому с братией (семнадцати человекам) выдавать жалованье на питание и церковные нужды – чуть более ста сорока пяти рублей ежегодно. Денег этих на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елеазара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, несмотря на все лишения, иноки не поддавались унынию. Из уст в уста передавали они рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келлии он задремал и увидел Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на облаке, простирающую руки к Богу и молящуюся: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нем». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его». Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший царский духовник. Чуть раньше, летом 1702 года, монахи Свято-Троицкого скита встречали царя Петра I, останавливавшегося с эскадрой боевых кораблей у Анзера. «В пришествие великого государя куплено в поднос два сафьяна да двадцать лестовок (четок)». В 1704 году по благословению соловецкого архимандрита Фирса священноинок Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлен строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, приобретались необходимые хозяйственные припасы, восстанавливалась библиотека пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Е. значится строителем скита с 1624 г. В Анзерской пуст. был принят устав, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Е. Богослужение совершалось по Афонскому уставу, по просьбе Е. список «скицкого устава» был прислан игум. Иринархом из Соловецкого мон-ря, привез его уставщик Дионисий. Е. неоднократно бывал в Москве по делам скита. Существует предание, что по совету келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова) царь Михаил Феодорович просил анзерского пустынника молиться о даровании ему наследника. Е. предсказал царю скорое рождение сына, и 10 марта 1629 г. царица Евдокия Лукьяновна родила буд. царя Алексея Михайловича . В Житии Е. сообщается, что, вступив на престол, Алексей Михайлович пригласил к себе анзерского подвижника. При игум. Иринархе Соловецкий мон-рь, к-рому подчинялся Свято-Троицкий скит, поддерживал анзерских подвижников. После кончины прп. Иринарха (17 июля 1628) отношение монастырских властей к скиту ухудшилось: соловецким монахам не разрешалось переселение на Анзер (в мон-ре «потерялась» царская грамота, разрешавшая переход соловецких насельников в скит, и Е. пришлось просить в Москве ее подтверждения), прекратилась регулярная доставка соловецкими судами денежных и продовольственных запасов скитянам, мон-рь отказывался принимать пустынников в свою больницу. Пользуясь особым расположением к анзерским пустынножителям царя Михаила Феодоровича, Е. сообщал ему о своих бедах и просил о независимости скита от Соловецкого мон-ря. Просьба Е. была удовлетворена 31 июля 1633 г.: царским указом скит стал самостоятельным, скитяне получили право избирать себе настоятеля. В 1636 г. Е. был дарован чин соборного старца, что давало ему право участвовать в управлении Соловецким мон-рем. Однако конфликт между обителью и пустынножителями не был исчерпан.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя–императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский и Задонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав, подразумевающий необходимость молитвенного уединения. В летнее время братия жертвует своим сложившимся распорядком, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. К моменту прихода паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами, следят за их благополучным прибытием в установленное время, помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу, оказать первую медицинскую помощь. Таким образом, они безвозмездно выполняют функции спасательных служб. Поэтому несогласованное посещение о. Анзер индивидуальными паломниками или туристами не благословляется, ибо может быть опасным из-за непредвиденных случайностей (травмы, переохлаждения, аварийной остановки или поломки судна), так как о происшествии и местонахождении пострадавшего из-за отсутствия мобильной связи не будет известно никому. Важно: Ввиду того, что у острова Анзер прибрежная полоса мелководна, доставка паломников с катера до берега и обратно осуществляется на лодках. При пересадке с катера на лодку и обратно следует быть предельно внимательными и осторожными. При высадке из лодки на берег нельзя торопиться, так как прибрежные камни могут быть скользкими. Экскурсия проводится при отсутствии штормового предупреждения, при внезапной смене погоды в процессе экскурсии решение о выходе в море, возвращении и т. п. принимает капитан судна. При резкой смене погоды и невозможности выхода катера в море с острова Анзер возможна задержка на несколько часов и даже суток. При посещении острова Анзер в дождливую погоду или после дождя НЕОБХОДИМЫ резиновые сапоги и плащи (лучше полиэтиленовые, так как капроновые после часа дождя обычно промокают). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин. По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара . Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. 22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря». В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков. В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.

http://sobory.ru/article/?object=03581

В 1740–1743 годах, при строителе Глебе, был обновлен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, сооружена новая колокольня, отремонтирована кровля над трапезной и приделом во имя преподобного Михаила Малеина. Над могилой преподобного Елеазара была построена новая деревянная часовня. Летом 1757 года эта часовня перестраивалась; при сооружении фундамента были обнаружены четыре гроба. В трех из них останки истлели, в четвертом же, найденном посредине часовни напротив алтарного окна, оказались «глава, руки и ноги, и все члены тверды, только одежда на мощах истлела и кости темно-желтого цвета, и от всего исходит благоухание». Так были обретены святые мощи преподобного Елеазара. Архангелогородский владыка Варсонофий благословил захоронить честные останки преподобного под каменным сводом, над могилой поставить железную раку и возвести каменную часовню. В 1764 году Анзерский Свято-Троицкий скит был окончательно приписан к Соловецкому монастырю с назначением в нем строителя и двенадцати монашествующих. В 1801–1803 годах Троицкий храм был отремонтирован, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. Строительство велось под руководством соловецкого казначея иеромонаха Аввакума на средства, собранные братией Соловецкого монастыря. В храме на деньги купца из Вереи Алексея Заонегина был сооружен новый иконостас. В 1829 году был построен двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, в 1837 году – валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В первой половине XIX века в число иноков Свято-Троицкой пустыни входили известные соловецкие подвижники старец Наум и иеросхимонах Иероним. 17 июня 1844 года Свято-Троицкий скит посетил великий князь Константин Николаевич. В начале лета 1847 года около двух тысяч богомольцев отправилось из Архангельска морем в Соловецкий монастырь. Их карбасы были остановлены льдами, с большим трудом добрались потерпевшие до Анзерского острова. Через три дня, за которые истощился весь годовой запас хлеба в скиту, паломники на монастырских судах были перевезены на Соловецкий остров. В июле 1864 года, во время Крымской войны, к Анзеру подошла английская эскадра. «С фрегатов была отправлена к острову лодка за пресной водой. Доморощенные стрелки, дав высадиться с лодки неприятелю, выстрелили в них. Англичане поспешно удалились».

http://sobory.ru/article/?object=03581

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Скит. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1620. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.158417, 35.974 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С высокого холма неожиданно открывается живописный вид на северо-восток, где напоминающая чашу долина уступами спускается к морю. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытым монахами в XVII веке. Такое расположение Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для судов беломорских купцов и промысловиков. После основания обители здесь временами проживали монастырские трудники и иноки, занимавшиеся рыбным и звериным промыслами. В Соловецком патерике упоминается, что в XV–XVI веках на Анзер удалялись из монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни с двумя црвенами – громадными сковородами для выпарки соли. Работало здесь в то время более семидесяти человек. В 1583 году для солеваров переносят из монастыря деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Однако в конце XVI века солеварни были закрыты, остров снова опустел. Предложение соловецкого игумена Иакова основать на Анзере отдельный монастырь было отклонено грамотой царя Феодора Иоанновича в 1596 году. Осенью 1615 года на острове поселился соловецкий инок Елеазар. Слава о подвигах отшельника привлекала к нему монахов из Соловецкого монастыря и мирских людей, селившихся поблизости от его келии.

http://sobory.ru/article/?object=03581

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010