Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Церковь Распятия Христова на горе Голгофа. Церковь. Действует.   Престолы: Распятия Христова Год постройки:1828. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.14668, 36.039486 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Соловецкий игумен Иаков предпринимал на Анзерском острове построить особенный монастырь, но неизвестно, почему грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие остановлено; однако, спустя 20 лет после сего, воздвигнут был скит Свято-Троицкий. Основателем его был схимник Елеазар, который, по благословению игумена Иринарха, переселился для уединённой жизни на остров Анзерский, где препроводил довольно время в уединённой келье в посте и молитвах, а после поселился близ деревянной церкви Николая Чудотворца и устроил себе келью. Пропитание снискивал себе трудами, делая деревянные сосудцы, которые поставлял у морской пристани. Мореплаватели, приходя, брали оное себе, а вместо их клали хлеб и другие съестные припасы. Слава о подвигах его привлекла к нему, как из Соловецкого монастыря, так и из других мест, некоторых иноков и мирских людей для безмолвного сожительства, а это побудило его установить, сообразно пустынной жизни, правило и порядок по примеру древних скитских отцов. Кельи сих безмолвников расположены были одна от другой расстоянием на одну версту. Когда таким образом совершенно устроился скитский порядок, установленный Елеазаром для безмолвных отшельников на острове Анзерском, в 1620 году святейший патриарх Филарет Никитич, известясь о том чрез соловецкого игумена Иринарха и знаменитого старца Александра Булатникова, повелел соорудить для них деревянную церковь о двух престолах: во имя живоначальной Троицы и прем. Михаила Малеина (царского Ангела). В том же году от щедрот великого Государя Михаила Феодоровича прислана в скит церковная утварь, и указом подтверждено немедленно оную церковь выстроить, а между тем предписано в Анзерском ските быть начальствующим одному чёрному свещенноиноку, в зависимости от настоятеля Соловецкого монастыря и 11 человекам пустынным старцам, коим определено ружное жалование на год по три четверти ржаной муки, по осьмине солоду ячменного и по осьмине овса, да на платье по 1 р. 50 коп. каждому, и жить быт им пустынным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Духовная столица 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Михаила Малеина , " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1880 и 1884. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.158871, 35.973915 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основным строением Свято-Троицкого скита является каменный храмово-келейный корпус, расположенный в шестидесяти пяти метрах от берега Троицкой губы. Строился он на протяжении двух с половиной столетий и состоял из церкви во имя Святой Троицы, трапезной с церковью во имя преподобного Михаила Малеина, колокольни и братского келейного корпуса. Церковь во имя Святой Троицы, высотой около тридцати метров, построена на искусственном подсыпном холме, укрепленном с севера и запада валунной подпорной стенкой. По описанию К. Коковцева, посетившего скит в 1900 году, храм представлял собой «восьмиугольную призму, каждая грань которой увенчана закомарой. Шатер кровли на половине высоты прерывается цилиндрическим поясом, окруженным восемью небольшими кокошниками, в которые вставлены полукруглые окна. Эта цилиндрическая часть покрыта пирамидальной кровлей (с высокими слуховыми окнами), заканчивающейся барабаном и маковицей». Сооружение имитирует древнерусские постройки. Войдем в храм. Некогда стены его украшали росписи, полы были выложены белокаменной плиткой, пятиярусный резной иконостас с колоннами покрывала позолота. В храме находилось более шестидесяти икон большого размера. В алтаре хранился Нерукотворный образ Спасителя письма инока Никона, будущего патриарха. Ныне о былом великолепии церкви можно только догадываться.

http://sobory.ru/article/?object=03601

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Голгофо-Распятский скит на острове Анзер 22 августа 2009 г. 12:50 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь , прибыл вертолетом на остров Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви в поездке сопровождают и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев , а также губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. У храма Воскресения Господня Голгофо-Распятского скита Его Святейшество встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин) с насельниками обители. Святейший Патриарх посетил Воскресенский храм, а затем часовню на месте обретения (в 1999 году) мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. У поклонного креста, установленного у братских могил соловецких узников, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по пострадавшим в годы гонений. Затем Предстоятель Русской Церкви пешком поднялся к вершине горы Голгофа, осматривая по пути расположенные на ее склонах могилы заключенных. Его Святейшеству показали березу в виде креста, выросшую на склоне Голгофы. В Голгофо-Распятском храме, стоящем на вершине горы, Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким. Приветствуя отца Евлогия и братию скита, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «Вы несете свое служение в особом месте — месте, отмеченном сугубыми страданиями людей и сугубыми духовными подвигами. Сам Господь избрал это пустынный остров, чтобы здесь творилось особое воспоминание о Его смерти и Воскресении; и Сам Господь избрал это место, чтобы здесь люди приняли на себя мало с чем сравнимые страдания и муки. Верим, что эти страдания и муки только укрепили силу Церкви, потому что Церковь прирастает не человеческой силой, а силой Божественной».

http://patriarchia.ru/db/text/724306.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Голгофо-Распятский скит на острове Анзер Москва, 22 августа 2009 г. 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, прибыл вертолетом на остров Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви в поездке сопровождают и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, а также губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. У храма Воскресения Господня Голгофо-Распятского скита Его Святейшество встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин) с насельниками обители, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Святейший Патриарх посетил Воскресенский храм, а затем часовню на месте обретения (в 1999 году) мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. У поклонного креста, установленного у братских могил соловецких узников, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по пострадавшим в годы гонений. Затем Предстоятель Русской Церкви пешком поднялся к вершине горы Голгофы, осматривая по пути расположенные на ее склонах могилы заключенных. Его Святейшеству показали березу в виде креста, выросшую на склоне Голгофы. В Голгофо-Распятском храме, стоящем на вершине горы, Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://pravoslavie.ru/31654.html

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыряскит Соловецкого монастыря, основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Содержание История [ править править код ] Анзер - второй по величине остров архипелага - отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря преподобный Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь и в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит. В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы; так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником Екатерина Андреева Источник: ТАСС Воскресенская церковь на острове Анзерском Соловецкого архипелага. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток. На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними. Мыс Кеньга на острове Анзерском. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Уединенная молитва и затворничество Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги. Свято-Троицкий скит и Знаменская часовня. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит. Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение. Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. " Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны " , — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

http://pravoslavie.ru/105737.html

Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря 22 серпня 2009 р. 12:00 1712   Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713   По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715   На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720   Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827   Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831   На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров. 1831-1833   Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников. 1833-1835   Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь. 1923   После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209494...

Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века, сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому образцу. В 20-е годы 20 века Свято—Троицкий скит вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих. Фото: www.solovki.info Мы отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка сена и так далее. Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире. Вот несколько из этих уроков: Урок жизненной цельности      Человек, прибывший в скит, общающийся с его братией и анализирующей те условия, в которые поставлен он сам, осознает, что здесь предметом внимания и усилия является не та или иная выделенная часть жизни, но вся жизнь целиком. Вся жизнь, включая богослужение, физический труд, беседу, прогулку является единой практикой. Любая точка жизненного пути становится точкой предстояния перед Богом и свидетельства о Боге. Это понимание жизни как единого и целостного произведения является альтернативой распространенному сегодня переживанию ее как набору малосвязанных ситуаций. Благодаря встречам с монахами – людьми, жизнь которых организована иначе, мы обретаем стремление к преодолению привычной разорванности нашего существования. Мы учимся быть собой в любом повороте наших жизненных траекторий.

http://pravoslavie.ru/55261.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010