Б. Споров рассказал о встрече маленького Ивана (мирское имя отца Иова) с безымянным монахом (по нашему мнению, это был иеромонах Амфилохий (Кеминь). По словам автора, Кундре тогда было 8 лет, а через шесть лет он принял монашество. Таким образом, из статьи следует, что уже в 14 лет отец Иов был монахом. Эта версия требует уточнения. Встреча с отцом Амфилохием действительно имела место, но позже, не в 1910-м, а в 1914 году. Тогда братья Кундри, Василий и Иван, могли дать обет стать монахами. Свое обещание они осуществили: Василий – в 1921 году принял монашество с именем Пантелеимон и Иван – в 1938 году с именем Иов. Не четко говорит Б. Споров также и о переходе границы с СССР, и о жизни в лагерях. Но об этом ниже. Можно предположить, что Б. Споров и другие российские исследователи жизни отца Иова в своих трудах опирались на собственные наблюдения и воспоминания монахинь. Последние некоторое время жили в Малой Угольке при отце Иове. В частности, на разных сайтах в интернете и в других статьях находим ссылки на монахинь Надежду (Н.А. Соболеву), Марию (О.М. Вишеславцеву) и Феофану. В информационной базе Свято-Тихоновского богословского института «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» также повторяется ошибка о принятии отцом Иовом монашества в детском возрасте. Затем на сайте читаем, что «в 1939 году, после оккупации Венгрии немцами, отец Иов был арестован и сидел год в тюрьме г. Станислава (ныне Ивано-Франковск) Львовской области. После освобождения из тюрьмы г. Станислава отец Иов перешел границу СССР и сразу же был арестован и осужден. Приговор – десять лет заключения в исправительно-трудовом лагере» . Однако эти сведения содержат ряд существенных ошибок. В марте 1939 года Закарпатье было действительно оккупировано, но Венгрией, а не Германией. Относительно Станиславщины, то тогда это была территория СССР. Согласно уголовному делу, которое было обнаружено нами в областном архиве, отец Иов перешел границу в 1939 году и был осужден на пять лет лагерей.

http://pravoslavie.ru/32318.html

Библиотека Библейско-богословского института св. апостола Андрея уникальна не только потому, что размещается в башне собора подворья Англиканской Церкви, но прежде всего потому, что в ней собраны редкие иностранные книги и журналы по богословию, найти которые в России практически невозможно. Несмотря на открытость и удобное расположение в центре Москвы, посетителей в этой библиотекене не так много, хотя она обладает многочисленными достоинствами, с которыми и знакомит читателей публикуемый материал. 7 декабря в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация новой книги председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата и главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. Сборник статей под названием «Декларация зависимости» был выпущен издательством «Никея». В ходе презентации состоялось интересное обсуждение, краткие выдержки из которого мы и предлагаем читателям. 4 ноября в рамках выставки «Православная Русь» прошел круглый стол «Просвещение через книгу и новые технологии», организаторами которого были Издательский совет Русской Православной Церкви и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Ведущим круглого стола был руководитель Секретариата информационных технологий аппарата Издательского совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов. Болонский процесс и проблемы интеграции европейских учебных заведений в Болонскую систему обсудили 22 сентября на научно-методологическом семинаре в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. На заседании с докладом «Опыт внедрения Болонского процесса в университетах Германии: за и против» выступил приглашенный профессор факультета языковых и литературных наук Университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия) ( http://markus.relix.de/index.php/Teaching ). Дон Кихот живет в душе каждого. Просто не у каждого хватает смелости показать его окружающим людям. А с теми, у кого это получается, случается чудо - стремление найти истину в сочетании с талантом неминуемо преображает мир. О многогранном таланте Дон Кихота современности читайте в интервью с Тимуром Кибировым.

http://bogoslov.ru/person/1405135

Богослужебные песнопения исполнили хор факультета церковного пения ПСТГУ (регент — Т.И. Королева) и мужской хор ПСТГУ под управлением иерея Алексия Зайцева. Среди молившихся были преподаватели, сотрудники, выпускники и студенты ПСТГУ, представители духовных школ Русской Православной Церкви. На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. В сугубую ектению были включены прошения о начальствующих, учащих и учащихся ПСТГУ. На сугубой ектении были вознесены особые прошения:  «Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил клирика храма Троицы Живоначальной при б. Странноприимном доме Н.П. Шереметева (ныне НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского), старшего наставника тьюторской службы Православного Свято-Тихоновского богословского института диакона Алексия Захарова в сан пресвитера. Также Предстоятель рукоположил в сан диакона студента 4-го курса ПСТБИ Дионисия Семенова.  Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, главный научный сотрудник и заместитель заведующего Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у ковчега с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

В 1991 году я поступил в Свято-Тихоновский Богословский институт, сейчас Университет, через год стал преподавать, через два года стал дьяконом, еще через два года – священником, и тут уже было не до горя, не до воспоминаний, связанных с утратой матери, просто уже не было времени и сил горевать и тосковать. Так что надо найти какое-то дело. Надо переключиться с горя, одиночества на что-то интересное. Сейчас компьютерная цивилизация — в отличие от конца прошлого века, не нужно бегать по букинистическим магазинам, собирая книги, включить компьютер, Интернет и все, что необходимо, найти. Так вот, стоит подумать, чтобы найти что-то интересное и этим заниматься. Меня спасло богословие, меня спасла Церковь, меня спасли Таинства Церкви. Кто далек от Церкви, кто еще не воцерковился, пусть занимается любимым делом. Нужно найти какое-то русло, какой-то путь, а путь – это самое главное для жизни человека. Самое распространенное слово в Ветхом завете и Новом завете – это «путь», по-гречески «одос». Вся жизнь человека – это путь, также как и Христос – есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Так что будем искать путь даже в условиях одиночества. Когда мне было особенно тоскливо, когда уныние, отчаяние, ропот, малодушие, даже маловерие посещали меня, я всегда вспоминал опыт наших пращуров – дедушек и бабушек, особенно тех, кого я встречал на своем жизненном пути в 70-ые, 80-ые годы прошлого века. Особенно тех бабушек, которые потеряли всех на фронтах Великой отечественной войны – всех своих сыновей, братьев, мужей. И они не отчаивались! Я всегда удивлялся – как они могли, потеряв все самое дорогое и родное, родных кровинок, оставаться оптимистами. Они даже сквозь слезы могли радоваться, могли шутить, веселиться! Я был поражен этим фактам. А затем встречал тех, кто прошел страшные испытания во время Великой отечественной войны – ленинградскую блокаду, которая продолжалась с 41 года по февраль 44 года. С огромным удивлением я узнал, что в те годы среди ленинградцев не было суицида, не было самоубийств! И более того – не только не было абортов, но даже уровень рождаемости был выше в расчете на тысячу населения, чем сейчас. Потому что линия фронта была стабильная, солдаты приходили в город и знакомились, встречались с девушками. Хотя население было на грани вымирания.

http://pravmir.ru/lekarstva-ot-odinoches...

В Великий Пяток (Слово у св. Плащаницы)//Новгородские епархиальные ведомости. 1909. Приложение к 7. Речь при наречении во епископа Угличского//Церковные ведомости. СПб., 1909. 13–14. Письмо святителя Димитрия Ростовского //Душеполезное чтение. 1911. Ч. 1. Святитель Димитрий – обличитель клеветы и защитник невинных//Душеполезное чтение. 1911. Т. 1. Апрель. Данные формального расследования поразительного явления Божией Матери и чуда от Ее иконы в Ростовской Благовещенской церкви//Душеполезное чтение. 1911. Т. 1. Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Сергиев Посад, 1911. Замечательный случай чудесного исцеления болящего ребенка по молитвам Святителя Димитрия Ростовского . Ростов, 1912. Святитель Димитрий – обличитель клеветы и защитник невинных. Со слов Корсакова. Ростов, 1912. Знамя Сапеги//Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 1913. 9. Новое чудо Святителя Димитрия, митрополита Ростовского//Душеполезное чтение. 1913. Ч. I. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II//Душеполезное чтение. 1913. Июль – август. Плащаница Ростовского Успенского собора//Светильник. 1914. 1. Новое поразительное чудо по молитвам пред иконой Божией Матери «Умиление»//Ярославские епархиальные ведомости. 1914. 23. Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова. Казань, 1914. Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря Елизаветой Федоровной//Душеполезное чтение. 1914. Ч. I. Памяти Александры Федоровны Мальгиной. Слово пред отпеванием А. Ф. Мальгиной. Ростов, 1915. Использованная литература Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943//Сост. М. И. Губонин. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года//Сост. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В годы революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьёв, дед современного священника Владимира Воробьёва, нынешнего ректора Свято-Тихоновского богословского института. Вскоре он был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил иеромонах Варлаам (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне; причислен к лику святых). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы. С 1927 года близ Николы в Плотниках жил М.Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы. Некоторое время прихожанин и даже алтарником храма был известный механик Н. Н. Бухгольц. В 1929 храм закрыт, а в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьёв погиб в 1940 году в заключении. На месте храма в 1935 году возвели жилой дом. Николая, святителя, в Плотниках церковь (уничтожена). В Плотниковом переулке, названном по находившейся здесь дворцовой слободе плотников, на углу с улицей Арбат стояла приходская церковь святителя Николая. По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. Рядом расположен другой переулок – Кривоарбатский, который идет от Арбата и круто, почти на 90 градусов, меняет свое направление. Раньше он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским, тоже по церкви Николая в Плотниках, находившейся невдалеке. Застройка в районе Арбата формировалась уже с древнейших времен. В XVI веке находившиеся здесь дворы были взяты царем Иваном IV Грозным в опричнину, и, может быть, к этому времени относится расположение здесь некоторых казенных слобод. В районе современного Большого Афанасьевского переулка – слобода иконописцев, у Сивцева Вражка – дворцовая царицына слобода, на южной стороне Арбата, в районе Кривоарбатского переулка – слобода казенных плотников. Историк Москвы М.И. Александрович выдвинул другое объяснение появление на Арбате слободы плотников. Согласно его розысканиям слобода плотников была создана царем Михаилом Федоровичем, который, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал плотников из разных мест и поселил их в районе Арбата. Выстроенная ими деревянная церковь известна с 1625 г. Она много раз горела, и впоследствии ее заменили каменной, построенной в два приема. На престол святителя Николая антиминс выдали 6 мая 1692 г. (к этому же времени относится и трапезная). 3 мая 1700 г. выдали антиминс на главную церковь Святой Троицы. Трапезную 1692 г. разобрали в 1852 г. В 1852–1856 гг. на средства Анны Александровны Небольсиной возвели новую трапезную с приделами святителя Николая и Балыкинской иконы Божией Матери – образа, пожертвованного Варварой Семеновной Ждановой и находившегося в храме с 1823 г. Первоначальную колокольню заменили новой трехъярусной в 1853 г. Церковь обновлялась в 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=34519

В последние два десятилетия ведущие учебные заведения нашей Церкви ощутили необходимость интеграции в международную систему науки и образования. Это также повлекло за собой вовлеченность студентов в научный и образовательный обмен между вузами. Так, за последнее время определенных успехов в области международного научного сотрудничества и студенческого обмена достиг Свято-Тихоновский университет . Московская, Киевская и Санкт-Петербургская духовные академии значительно расширили сферу взаимодействия в области студенческого обмена с православными богословскими факультетами Европы. Однако сегодня пришло время качественно нового подхода к студенческому обмену. За несколько последних лет, благодаря личному примеру и усилиям Святейшего Патриарха Кирилла, произошло значительное расширение присутствия Церкви в общественной жизни — в культуре, в образовании, в науке, в публичных дискуссиях, в медиа-пространстве. Такие процессы непременно стимулируют бурное развитие институтов Церкви всех уровней, а это, в свою очередь, влечет за собой объективную потребность в большем количестве высококвалифицированных кадров. Высокая образованность, широкое мировоззрение, эрудиция, знание языков, представления о глобальных социальных и культурных тенденциях — все это становится значимым критерием наряду с неизменным критерием подбора молодых людей для служения Святой Церкви — преданностью и жертвенностью. Таким образом, Святейший Патриарх задает высокую планку новому поколению священников и мирян, вовлеченных в активное церковное делание. Те задачи, которые он ставит, требуют от человека незаурядных талантов и качественной подготовки. Этот своего рода «спрос», потребность со стороны Священноначалия в молодых образованных кадрах, диктует новое отношение к их образованию. Учеба за рубежом — уже не просто предмет любознательности, интереса или увлечения. Учиться в зарубежных вузах нужно для того, чтобы быть максимально полезными у себя в Церкви. Становится ясным, что процесс студенческого обмена требует стратегического подхода. Такой процесс должен приводить к цели. При этом цель одна, как у Священноначалия, так и у студентов: Церкви нужны образованные «делатели», образованным молодым людям нужно дело.

http://patriarchia.ru/db/text/3225881.ht...

В праздновании юбилея журнала «Церковь и время» приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель председателя ОВЦС архиепископ Калужский и Боровский Климент, Архиепископ Пражский Христофор (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), епископ Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), представители других Поместных Православных Церквей, председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев, исполняющий обязанности председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными организациями протоиерей Димитрий Смирнов, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Марк (Головков), ректор православного Свято-Тихоновского института протоиерей Владимир Воробьев, директор Научно-исследовательского центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец, председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, сотрудники ОВЦС, руководители и представители других Синодальных учреждений.  Среди гостей ОВЦС были ответственные представители структур исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, Администрации Президента России, общественных организаций, инославных конфессий России, светские и церковные журналисты. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.  В приветствии говорилось: «Сердечно поздравляю всех вас с десятилетним юбилеем журнала. «Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени», – эти слова священномученика Игнатия Богоносца, являющиеся девизом журнала, наиболее точно отражают назначение и цель издания, первый номер которого увидел свет десять лет назад, в октябре 1991 года. Сейчас можно с удовлетворением сказать, что издание завоевало несомненный авторитет, его материалы удовлетворяют самым высоким научным и богословским требованиям. Журнал стал выдающимся явлением в сфере исторических исследований и богословия, без него уже невозможно представить себе современную церковную действительность.

http://zavet.ru/news/news011011.htm

Воздвигся храм В 1818 году на имя епископа Августина поступило прошение, в котором указывалось, что церковь «ныне исправлена», благоукрашена, «утварию довольна» и вполне готова к самостоятельному богослужению. Она была восстановлена на средства именитых московских купцов Лепешкиных, которые с той поры на 80 с лишним лет, до 1902 года, стали ее потомственными старостами. Родом Лепешкины были из каширских купцов. Дело свое начали сразу после Отечественной войны 1812 года, когда Москва отстраивалась после пожара: основатель династии Лонгин Кузьмич поступил в московское купечество с двумя сыновьями – Василием и Семеном в 1813 году. Старший, Василий Лонгинович, стал купцом I гильдии, мануфактур-советником и потомственным почетным гражданином, построил в Москве химический завод на Мытной улице. Семен Лонгинович стал известным текстильным королем, храмоздателем замосквореченской церкви Живоначальной Троицы в Вишняках (ныне храм Православного Свято-Тихоновского богословского института). Он переписывался со святителем Филаретом, митрополитом Московским, и старцем Зосимой (Верховским), основателем женской Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. Кстати, внук Семена Лонгиновича, Семен Васильевич, в начале ХХ века возглавлял «Варваринское общество домовладельцев», которое построило знаменитый доходный дом на Солянке и гостиницу «Националь». А чуть раньше, в 1887 году, он же устроил на свои средства первое в Москве общежитие для студентов Московского университета в Филипповском переулке. С первых же шагов в Москве Лонгин Кузьмич Лепешкин и его сын Василий укрепились на поприще благотворительности. Став прихожанами Мароновского храма, так как им принадлежали несколько домов на Якиманке, они довольно быстро вернули его к жизни. Первым его старостой из рода Лепешкиных стал сам Лонгин Кузьмич, а в 1828 году эту должность принял его сын Василий. Он купил соседний с храмом двухэтажный дом, и на первом этаже устроил женскую богадельню, а второй этаж сдавал внаем: вырученный доход шел на нужды духовенства и на содержание храма.

http://pravoslavie.ru/4042.html

Волнение у него вызвала новость, что «Литературка» ждет к себе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который пообещал приехать и ответить на вопросы журналистов и писателей. На тот момент в представлении светских журналистов это была настоящая сенсация. Патриарх действительно приехал. Он действительно ответил на все вопросы – от самых простых до самых острых. А мне тогда особенно запомнились его слова про «золотую клетку». Предстоятель Церкви доверительно рассказал аудитории, что власти цепко держали его предшественников в так называемой золотой клетке, старались не выпускать из нее. Но он, молитвенно обращаясь к Господу, приложит максимум сил, чтобы появилась возможность совершать богослужения и открыто общаться с православной паствой не только в Москве, но и в епархиях, входящих в область пастырского окормления Русской Православной Церкви. (Думается, сегодня по маршрутам Первосвятительских визитов Патриарха можно географию изучать.) Устами своего пятнадцатого Патриарха Церковь заговорила во весь голос, который был настолько отчетливым, что его услышали в разных уголках Отечества, в разных странах мира, куда Предстоятель ездил как участник крупных церковных событий. И, конечно, при нем все больше и больше набирал силу процесс прославления угодивших Богу подвижников. На местах, в епархиях были образованы комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов подвигов тех, кто испил чашу страданий до дна и ушел в вечность с живым духом, не предав Христа. Из когорты новомучеников новейшего периода в 90-е годы к лику святых были причислены митрополит Киевский и Галицкий Владимир, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, Великая княгиня Елисавета, митрополит Крутицкий Петр, митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Тверской Фаддей, протоиерей Иоанн Кочуров, протопресвитер Александр Хотовицкий. Это предварило деяние Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году, когда в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. И жизнь становится житием, а честные останки – мощами По благословению митрополита Ювеналия к Юбилейному Архиерейскому Собору группа иконописцев мастерской Православного Свято-Тихоновского богословского института написала икону Собора Новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/133316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010