Православные гимназии, по словам докладчика, в 1990-х годах открывались довольно хаотично, не имели поддержки со стороны епархий и многие из них сейчас влачат жалкое существование, давая уровень образования ниже, чем общеобразовательные государственные школы. Более того, те немногие высококлассные гимназии (например, классическая гимназия в Ясеневе) не только не получали поддержки Церкви, но и получали «нагоняй» за то, что слишком много выпускников поступает в светские вузы, а не в семинарии. Если говорить о высших учебных заведений, то, по словам докладчика, успешными оказались те, которые создавались по инициативе и при поддержке мирян — Библейско-Богословский институт, Свято-Филаретовская школа, Свято-Тихоновский университет. Во второй части доклада Борис Кнорре коснулся стереотипов поведения людей, работающих в церковных организациях. В этой среде очень актуальна проблема «выгорания», психологической усталости, доходящей до депрессии. Докладчик видит следующие причины этого. Причина в первую очередь в очень маленькой зарплате. Так, средняя зарплата сотрудников церковных организаций в Москве составляет 8-8,5 тыс. рублей. Так, преподаватели Московской духовной академии, по словам докладчика, получают меньше уборщицы. При этом в церковной среде, где процветает принцип «во славу Божию» не принято требовать повышения зарплаты. Положение с малой оплатой труда обычно объясняется отсутствием у Церкви денег, но это лишь отговорка. По мнению Б. Кнорре, нужно говорить не об отсутствии денег, а о неправильной системе их распределения: нет денег на хорошую зарпплату, но при этом несоразмерно большие средства находятся на «церковную парадность» — фуршеты, концерты и подобные пиар-кампании. Это признак «дефицита солидарности» — социальные центры не получают поддержки со стороны епархий и Церкви в целом под предлогом отсутствия средств. Говоря о церковном менеджменте, докладчик коснулся еще такого момента, что в церковных организациях все делается «по благословение» — по благословению принимают на работу и увольняют с работы, открывают библиотеку, совершают паломничество и т.д., а всякая работа сотрудников называется послушанием. Это приводит к тому, что во главу угла ставятся не профессиональные навыки, реальные результаты профессиональной деятельности сотрудников, а его послушание начальству, что может прикрываться заботой о духовной пользе этого сотрудника. Не редки случаи, когда глава церковной организации является одновременно и духовником своих подчиненных. Таким образом, любая церковная организация превращается в мини, а, скорее, в псевдо-монастырь. Даже церковный деловой этикет при этом выражается в псевдо-сакральных формах, когда заявления являются «прошениями», в которых подающий испрашивает благословения, себя называя «недостойным», «смиренным», «окаянным» послушником.

http://bogoslov.ru/article/573245

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.   Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты)//  Апологеты. Защитники христианства. – СПб.: Алетейя, 2002. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер. с франц. – М.: Терра, 1991. С.212–213. Рогожина А. Святой мученик Феофил Антиохийский. Сравнительный анализ некоторых фрагментов коптской и грузинской версий мученичества святого Феофила Антиохийского//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,   2003. – Вып. 12.  Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века/Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.324–338. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 425 – 436, 914 – 915. Сагарда А.И., Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители//Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М.,  1998. – Вып. 3. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. – М.: Русские огни, 1996. С.231–236. Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.123–149. Скворцов К.И. Философское учение Феофила Антиохийского//Труды Киевской Духовной Академии. – 1867. – 8. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Акдемия, 2005. С. 87–93. Феофил Антиохийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.68–72. Шабуров Н.  Апологеты раннехристианские//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. 

http://bogoslov.ru/person/3170005

РЕКТОР ПСТГУ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: " ВОСПИТЫВАЕМ КАДРЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ, РАБОТАЕМ НА ВСЮ СТРАНУ " PDF-bepcuя От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно. Прежде всего напомню: ПСТБИ в 1992 году был учрежден Патриархом Алексием II как религиозная организация. Тогда это представлялось логичным и единственно верным шагом. Ведь основным факультетом сообразно всей выстра­ивавшейся у нас учебной программе считался богословско-пастырский, куда принимались исключительно лица мужского пола, не имеющие канонических препятствий к рукоположению. Но уже тогда как священноначалию, так и всем специалистам и ответственным лицам системы духовных школ было очевидно: женщинам тоже пришло время получать богословское образование. Да и среди мужчин, желавших получить полноценный вузовский диплом по теологии, было множество таких, которые не связывали свое будущее с принятием священного сана. Поэтому тогда же мы открыли историко-филологический факультет (впоследствии он разделился на три — исторический, филологический и педагогический), миссионерско-катехизаторский факультет и факультеты церковного пения и церковных художеств.

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

Случилось чудо: наш новоявленный «институтишко», придуманный несколькими «неуемными» молодыми (по хиротонии) священниками, не имевший никаких шансов на скорое признание в Церкви, теперь не только признан, но и явным образом во всеуслышание благословлен самим Святейшим Патриархом Алексием и отцом Иоанном Мейендорфом . С тех пор отца Иоанна мы стали называть «крестным отцом» нашего института. Так явно и чудесно действует Промысел Божий. Тогда стало ясно, почему отец Всеволод считал столь важным мое знакомство с отцом Иоанном. В следующее воскресенье отец Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Святителя Николая в Кузнецах, а потом вместе с матушкой Марией Алексеевной приехал к нам домой на обед в узком кругу священников-друзей. Он говорил нам, что собирается отказаться от должности декана в Свято-Владимирской семинарии и осенью, в сентябре обязательно приедет в Россию преподавать в Московской Духовной академии и у нас в Богословском институте. Говорил, что хочет всемерно участвовать в возрождении церковной жизни и духовного образования в России, будет издавать здесь все свои труды на русском языке. Мы слушали, задавали вопросы. После кончины отца Всеволода и нашего старца иеромонаха Павла (Троицкого) мы чувствовали себя осиротевшими, а в тот момент казалось, что в лице отца Иоанна нам снова послан пастырь с богословским взглядом вселенского масштаба. Весь его облик являл духовное трезвение и удивительное благородство, в нем была та особенная простота, которая отличает настоящего аристократа: любой собеседник воспринимался им «на равных». В словах его не было ни малейшей фальши, превозношения, неискренности. Мы выросли в обстановке всеобщего страха, подозрительности, и, даже преодолев страх перед людьми, нам трудно избавиться от ощущения агрессии мирового зла, грозящей откуда-то опасности. Отсюда – труднопреодолимый пессимизм, депрессивное восприятие мира, какая-то «вселенская» тоска. На лице отца Иоанна, напротив, был виден свет внутренней духовной свободы, чуждой греховного страха, ему было присуще радостное спокойствие человека, обретшего Бога, Который есть Любовь, Истина и Жизнь. Мы прощались ненадолго, до осени, а оказалось, что в этот раз у нас, в России, отец Иоанн прочитал свои последние лекции, преподал нам свое духовное напутствие и вернулся в Канаду, чтобы совсем скоро завершить свой земной путь. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Читать далее Источник: Пасхальная тайна : Статьи по богословию/Протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т : Эксмо, 2013. - XXV, 797, с. (Религия. Сокровища православной мысли). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

" Со времени моего прошлого визита два с половиной года назад мир претерпел огромные изменения, - сказал Блаженнейший Митрополит Феодосий, обратившись к Святейшему Патриарху Алексию. – Мир претерпел огромные изменения даже за последние три месяца. Трагические события 11 сентября изменили образ жизни граждан Соединенных Штатов. Я надеюсь, что мой визит в Русскую Православную Церковь укрепит традиционные исторические и духовные связи, основанные на вере, надежде, любви. Я молюсь о том, чтобы этот визит послужил развитию отношений между народами России и Соединенных Штатов Америки, между всеми людьми доброй воли " . Сердечно приветствуя высокого гостя, Святейший Патриарх Алексий, в частности, отметил: " Трагические события в США и общее решение руководителей наших стран вместе противостоять терроризму сблизило наши народы и наши государства. Каждый ваш визит в Русскую Православную Церковь мы рассматриваем как вклад в дальнейшее укрепление сотрудничества и взаимопонимания не только между Церквами-Сестрами, но и между нашими народами и государствами " . Официальный визит Блаженнейшего Феодосия, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады, продлится с 3 по 9 декабря 2001 года. 4 декабря Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Феодосий совершат Божественную литургию в Успенском соборе Кремля и молебен у раки со всечестными мощами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Донском монастыре. В тот же день Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Феодосий посетят Храм Христа Спасителя. 5 декабря Блаженнейший Митрополит Феодосий совершит поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 6 декабря Блаженнейший Митрополит Феодосий и члены возглавляемой им делегации посетят Свято-Тихоновский богословский институт, храмы и монастыри Москвы. Вечером Блаженнейший Митрополит Феодосий совершит всенощное бдение в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, Подворье Американской Православной Церкви. 7 декабря Божественную литургию в храме святой великомученицы Екатерины совершат Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Феодосий.

http://zavet.ru/news/news011202.htm

19. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии 20. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " 21. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии Российской академии наук 22. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ 1. Председатель: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 2. Секретарь: архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии Члены комиссии: 3. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир 4. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 5. митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси 6. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 7. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 8. архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 9. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 10.епископ Нарвский и Причудский Лазарь 11. епископ Читинский и Краснокаменский Владимир 12. протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества 13. архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии 14. протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища 15. протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви 16. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА 1. Председатель: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

http://religare.ru/2_105371.html

21 февраля 2024 5 февраля 2024 9 января 2024 Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова. 12 декабря 2023 4 декабря 2023 Что такое церковное первенство и каким оно бывает? Чем отличаются восточый и западный подходы к проблеме первенства? Где источник власти в Церкви? Можно ли сегодня жить по канонам, если многие из них устарели? На вопросы портала «Богослов.Ru» ответил ведущий научный сотрудник секции Общих проблем экклезиологии Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Сектора источниковедения истории Древней Руси Института российской истории РАН Кирилл Александрович Максимович. Беседа состоялась в кулуарах Всероссийской Покровской научно-богословской конференции в Московской духовной академии. 1 декабря 2023 21 ноября 2023 16 ноября 2023 8 ноября 2023 31 октября 2023 Публикуем доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции МДА в 2023 году. Систему наказаний в древнерусском праве нельзя считать детально разработанной. Исследователи выделяют виды наказаний, которые не встречаются в памятниках права, однако, очевидно, применялись на практике. Наказания можно с некоторой долей условности разделить на судебные и внесудебные. Однако наказать может и Бог, причем как в этой жизни, так и на Страшном суде. Статья кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина посвящена проблеме «соперничества» земного и небесного суда в представлениях людей домонгольской Руси. В ней решен вопрос о применимости принципа non bis in idem в рамках поставленной проблемы, а также рассмотрены ключевые сюжеты из Повести временных лет и Киево-Печерского патерика, анализ которых позволяет выделить вопросы, решавшиеся земным судом, и те, наказание за которые современники видели в бедствиях, постигавших общество и отдельных людей.

http://bogoslov.ru/topic/20275

Другой, также важной темой прошлой недели, стал I Всеукраинский Миссионерский съезд, проходивший с 27 по 29 мая в Киеве. " Работу съезда по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира была организована Синодальным отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, возглавляемого епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом. Девизом съезда стали слова преподобного Сергия Радонежского: " Любовью и единением спасемся " , - сообщает " Седмица.Ru " . Приветственное послание делегатам Миссионерского съезда Предстоятеля Русской Православной Церви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также можно прочитать на этом сайте. На официальном сайте Украинской Православной Церкви опубликован комментарий архиепископа Сумского и Ахтырского Иова , который отметил важность прошедшего съезда, " особенно в наше время, когда Православие возрождается после жестоких гонений, которые обрушились на Церковь в годы безбожного режима " . Также там можно прочитать мнение профессора Александра Дворкина: " хорошо, что люди со всех регионов Украины, России и Белоруссии, желающие заниматься миссионерством, встретились, и, познакомившись, пообщались между собой. На съезде были выявлены сильные и слабые стороны миссионерства в Украине, а также намечены пути дальнейшей деятельности на ниве проповеди христианства... сегодня, как никогда, очень важно уметь говорить с невоцерковленными людьми на их языке. Кроме того, всегда находились и по сей день находятся недоброжелатели, старающиеся найти в миссионере какие-то изъяны для того, чтобы его так сказать " пригвоздить " или " расстрелять " . Поэтому миссионерская деятельность требует терпения и выдержки " . Близкие к вопросам миссионерским - вопросы богословского образования поднимал и заместитель председателя Синодального Учебного комитета протоиерей, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института Владимир Воробьев на своей пресс-конференции, прошедшей 29 мая в библиотеке кафедрального соборного храма Христа Спасителя.

http://pravoslavie.ru/4837.html

Евгения Неганова , культуролог. Фото Льва Честнова. – С.18-19; Александр Стриженов, ведущий телепрограммы «Доброе утро», Первый канал. Фото Ярослава Цакула. – С.20-21. Священник Николай Емельянов , заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Грех – это то, что мешает любить. Послесловие к дискуссии. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2003. – С.22-25. – (рубрика « Тема: Любовь без брака »). См. также отклики : Иерей Александр Лаврин , клирик храма Божией Матери «Живоносный Источник»: Отклик на дискуссию «Любовь без брака»//Фома. - – 2004. – С.100. – (рубрика « Отклики »). Далия Трускиновская , писатель, г. Рига. Таинство, отложенное навсегда//Фома. - – 2004. – С.102-103. – (рубрика « Отклики »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (раздел). – С.26-43. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Хронос: Громкое молчание . Христос и евангельские события в документах истории. Илл.: Ф. Кварелли: Стена плача, ок. 1875 г., фото с сайта журнала израильской культуры «Ариэль»; Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме/Автор статьи - Роман Маханьков //Фома. - – 2004. – С.28-30. – (рубрика « Хронос »). Имеется историческая справка к теме « Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.)…» (С.28). Лики и лица: Священник Александр Ельчанинов (1881 – 1934). Историк, богослов, один из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), воспитавшего в православной вере множество русских эмигрантов. Приводятся краткие выдержки из «Записей» отца Александра //Фома. - – 2004. – С.31. – (рубрика « Лики и лица »). Ортодоксия: Духовный отец – кто это? Беседа с протоиереем Владиславом Свешниковым , настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках/Беседовала Мария Свешникова . Фото Владимира Хизова//Фома. - – 2004. – С.32-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Владислав Свешников …» (С.33). Разговор начистоту: О Боге, вере и Церкви . Беседа о режиме он-лайн /Переписка (по электронной почте) Владимира Легойды с читателем, предложившим пообщаться «на философские темы». Фотостудия Сергея Мартьяхина//Фома. - – 2004. –С.38-40. – (рубрика « Разговор начистоту »). (Продолжение следует).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-18-y...

По теме «Об отношении к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Комиссией были произведены исторические и архивные исследования по участию Русской Православной Церкви в сношениях с инославными церквами в XIX и первой половине ХХ века (до 1961 года) и обсуждены богословские обоснования и действительный смысл нашего участия во Всемирном Совете Церквей и других международных христианских организациях с учетом степени влияния на это нецерковных факторов. Поручения провести соответствующие исследования получили три Духовные Академии — Московская, Санкт-Петербургская и Киевская, Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата и Свято-Тихоновский Богословский институт. Из представленных подробных докладов было видно, что уже в XIX веке наша Церковь вела серьезные переговоры и богословские диалоги с англиканами, старокатоликами и Восточными Православными Церквами (дохалкидонитами) о единстве с конечной целью восстановления общения. Все межхристианские сношения проводились всегда в духе братской любви, но на основе верности и внутренней целостности нашего свидетельства о вере, жизни и Предании Древней Церкви. Протоиерей Георгий Флоровский назвал эти переговоры «православным экуменизмом». О духе «православного экуменизма» свидетельствует и ответ Святейшего Правительствующего Синода нашей Церкви на запрос Константинопольского Патриарха Иоакима III (1902-1903 годы) об отношении к инославным Церквам и исповеданиям. Результаты переговоров с англиканами и старокатоликами были достаточно обнадеживающими (как это видно из архивов Роттердамско-Петербургской богословской комиссии). Восстановлению полного общения в то время помешала I Мировая война и революция в России. Ведущая роль Русской Православной Церкви в вопросах христианского единства была широко известна в XIX и начале ХХ века и потому, как только возникло экуменическое движение «Вера и Церковное Устройство» (в начале ХХ века), оно нашло широкую поддержку у церковного Священноначалия и богословов. Документы свидетельствуют о положительной реакции Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) и его преемников на американской кафедре митрополитов Платона (Рождественского) и Евдокима (Мещерского), а также их представителя в этом Движении протопресвитера Александра Хотовицкого (недавно прославленного нашей Церковью в лике священномучеников), Святейшего Правительствующего Синода и его обер-прокуроров — Саблера и Львова.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010