Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.56–61. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.53–63. Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви: Апологеты. Блаженный Августин. – М.: Ладомир, 1995 .   Гусев Д.В. Св. Феофил Антиохийский. – Казань, 1898. Иванченко А.В. Феофил Антиохийский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.  Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.49–50. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.161–187. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.94–96. Киприан (Керн). Патрология. – Париж; М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, 1996. – Т. 1. С.142–147. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.272–374. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.   Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.20–22. Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.    Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.68–70. Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.77–78. Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III. Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 4. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Преображенский П. О св. Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику//СДХА.

http://bogoslov.ru/person/3170005

Библиография работ о персоне: Память преподобного Романа Сладкопевца//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь. Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.426–428. Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 318–327. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.346–347. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Школа " Языки русской культуры " , 1997. С.244–251. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.240–241. Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – 3. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.103. Брок С. От Ефрема к Роману//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – Вып. 8. Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М.,  –  2000. Василик В.В. Отражение жизни византийского общества 20–50–х годов VI в. в творчестве св. Романа Сладкопевца//Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2, История. – 2006. – N 2. – С. 76–83. 

http://bogoslov.ru/person/3089054

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв.//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.436, 437. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.378. Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.26, 49–50. Василий, схимонах. Предисловие, или предпутие хотящим чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита//Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – Свято–Введенская Оптина пустынь, 2001. (Репринт издания 1847 г.). Горянов Б. Григорий Синаит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв.//Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8.  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .    Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.84. Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998.  – Гл. 2, п.4. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов/Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.319–321. Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. (К истории поздне–византийской культуры)//Записки Русского научного института в Белграде. – 1931. – Вып.5. Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 316.

http://bogoslov.ru/person/2714366

Вечером в Соборной палате Московского епархиального дома прошел торжественный акт по случаю 25-летия ПСТГУ. В мероприятии участвовали заместитель министра образования и науки Российской Федерации руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря , ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), представители духовных учебных заведений и государственных учреждений. Актовую речь о деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и подвиге святого Патриарха Тихона произнес иерей Александр Мазырин. Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева было посвящено истории Свято-Тихоновского университета. Вуз зарождался во второй половине 1980-х годов как просветительский лекторий, а затем богословско-катехизаторские курсы. Уже в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  курсы были преобразованы в Свято-Тихоновский богословский институт. В 2004 году вуз получил статус университета. Сейчас главное здание ПСТГУ располагается в особом месте историческом Епархиальном доме. «Реконструкция Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира была завершена в конце июня 2015 года, отец Владимир. Именно здесь в 1917-1918 гг. проходил Поместный Собор Православной Российской Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества и митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси». После Октябрьской революции Московский епархиальный дом закрыли, а работу Поместного Собора насильственно прекратили. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство Князь-Владимирского храма уничтожено. С 1930 года в перестроенном доме располагалась студия документальных фильмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5067343.ht...

Глава Церкви подчеркнул заслуги университета перед всей Русской Церковью в том, что благодаря ПСТГУ было принято, вот уже несколько поколений государственных стандартов по теологии, в связи с чем духовные учебные заведения могут получать государственную аккредитацию, а светские вузы, впервые в истории России, могут открывать теологические факультеты. Патриарх упомянул вклад православного вуза в развитие богословской науки. В конце слова он поблагодарил преподавателей, студентов и лично прот. Владимира Воробьева, пожелав, чтобы университет «стал местом благожелательного диалога», призвал Божие благословение на всех учащих и учащихся. Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов, выступавший следом, произнес официальные слова о том, что ПСТГУ «важный миссионерский проект, на котором лежит задача диалога между церковью и обществом». Министр юстиции РФ Александр Коновалов  назвал своей «Альма-матер»,  одним из лучших вузов в мире по качеству образования: «Могу со всей ответственностью утверждать, что по организации, сбалансированности, а, главное, качеству образовательного процесса, ПСТГУ находится на уровне лучших вузов в России и мира». Александр Владимирович также поделился глубоко личными впечатлениями от времени его учебы в Свято-Тихоновском университете: «Была одна категория людей, которая выиграла от моего обучения в ПСТГУ — это студенты юридического факультета Петербургского Университета, которым я преподавал гражданское и римское право. Всякий раз, сдав сессию в ПСТГУ, и возвращаясь на свое рабочее место, я был значительно более милосердным к студентам, которые приходили ко мне сдавать экзамены. К летней сессии милосердие ослабевало, но в зимней сессии они могли моим милосердием успешно пользоваться». Чтобы решить вопрос с теологией, нам надо менять культуру.  Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал читателям Правмира свое видение истории создания ПСТГУ: «Создание Свято-Тихоновского института Московский Университет замышлял вместе с Патриархией. Если бы вуз был образован Церковью совместно с государством, то это было бы очень правильно, потому что были бы легко решены многие юридические вопросы. К сожалению, министерство Образования сказало, что это невозможно, и мы создали ПСТБИ в структурных рамках только Патриархии, но все остальное осталось таким, как мы задумали – обучение проводилось на базе МГУ, МГУ предоставляло свое общежитие, мы оказывали посильную материальную помощь, многие преподаватели из МГУ преподавали в ПСТГУ.

http://pravmir.ru/20-let-svyato-tixonovs...

Игнатия монахиня. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского//Богословские труды. – 1984. – Сб. 25. Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 116 – 167. Кедров Н. Канон великий. Творение св. Андрея Критского Иерусалимского. Славянский текст с русским переводом. – М., 1915. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78. Кириллин В.М. " Великий покаянный канон " св. Андрея Критского по древнерусской рукописи первой половины XIV в.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1998. Кротов Я. Предисловие//Великий канон святого Андрея Критского. – М.: Вера и мысль, 1993. Мирри А., Балаховская А. Андрей Критский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.55–56. Пакостский Г. Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником Гавриилом Пакостским. – СПб., 1829. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   2065. Сергей Правдолюбов, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В., Луковникова Е.А. Андрей, свт. Критский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.  Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 252 – 253, 429 – 430. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.368–372. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.195–200.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Публикации: 1. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 26 июля. 2. Васищев Ю. Место смерти - город Иваново//Новая Вязниковская Газета. 1996. 5 сент. 3. Васищев Ю. Погружение во тьму//Новая Вязниковская Газета. 1996. 16 июля. 4. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.99. 5. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.89. 6. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.59. Документы: 1. Список репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших за Православную Веру. 2. Список священнослужителей, церковнослужителей и мирян, пострадавших в результате репрессий во Владимирской обл. По материалам сайта Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса,  Борисоглебская церковь была построена в 1840 году. Купол церкви был позолочен поэтому деревня в которой находится церковь и называется Золотая Грива. Кто застал её еще неразрушенную рассказывают, что церковь была очень красива. По большим православным праздникам в Борисоглебскую церковь приезжали жители окрестных деревень. Потом постепенно церковь попросту забросили, а в середине девяностых обрушился купол церкви. В данный момент в Золотой Гриве проживают в основном дачники приезжающие на лето, сама же церковь полностью заброшена. Золотая Грива (Вязниковский район) Автор: Николай Фролов Напротив Вязников на заречной стороне сравнительно недалеко от города есть селение с почти сказочным названием Золотая Грива. Рядом со старой вязниковской базарной площадью одна из улиц прямиком выводит на шоссе. Город неожиданно кончается, еще чуть-чуть вперед — и вот она — Клязьма! Вязниковская переправа — всего лишь металлический понтонный мост, въезд на который каждого автомобиля сопровождается характерным стуком и лязгом.

http://sobory.ru/article/?object=05443

20. Диакон Андрей Кураев, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института; 21. Кравец Сергей Леонидович, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»; 22. Буевский Алексей Сергеевич, научный консультант ОВЦС МП; 23. Лосский Николай Владимирович, профессор Свято-Сергиевского богословского института (Париж); 24. Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академии; 25. Полищук Евгений Семенович, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 26. Журинская Марина Андреевна, редактор журнала «Альфа и Омега»; 27. Кырлежев Александр Иванович, научный консультант Синодальной богословской комиссии; 28. Пентковский Алексей Мстиславович, доцент Московской Духовной академии; 29. Хоружий Сергей Сергеевич, Институт Человека РАН; 30. Шичалин Юрий Анатольевич, преподаватель Московской духовной академии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Ивановской епархии: священника Владимира Введенского (1869- 3 апреля 1931); от Московской епархии: протоиерея Илии Четверухина (1886 — 18 декабря 1932), протоиерея Василия Агафоникова (1885 — 9 декабря 1937), протоиерея Николая Розова (1877 — 5 марта 1938),

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

Братья и сестры! Вы можете подключиться к работе любого направления деятельности Центра. Мы будем вам очень рады. Еще больше будут рады те, кто нуждается в нашем попечении. Радость же Господа Иисуса Христа будет безгранична, так как по молитвам страждущих в узах Он и вдохновляет нас на это служение и помогает нам.  Мы будем также признательны за любую спонсорскую помощь. Наш адрес: 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23 Б, группа духовной поддержки. ПСТБИ, Центр поддержки православных общин в заключении. 1. Доклад о деятельности группы духовной поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете катехизаторского факультета богословского Свято-Тихоновского института. Переписка с заключенными Необходимость такого служения возникла давно. В адрес Института также как в Братство во имя Всемилостивого Спаса и в Храм Святителя Николая в Кузнецах приходило большое количество писем из мест заключения. В каждом из них содержался порой прямо-таки крик о помощи и поддержке, причем чаще всего духовной. «цитата» Оставлять такие письма без ответа просто невозможно. Здесь стоит вспомнить слова о.Глеба Коледы, который первым начал служить на этой ниве. Это он сказал: «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в зоне приняли крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они этого естественного церковного общения лишены. Не во всех зонах есть храмы и даже православные молитвенные комнаты. Многие зоны священники не имеют возможности посещать или посещают редко, мало успевают сделать, порой могут только крестить желающих. Христиане остаются без поддержки Таинств Покаяния и Причастия. По сути дела, особенно те, кто осужден на заключение в камере, бывают лишены вообще связи с Церковью. . Христианская переписка с заключенными – способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. Он не требует больших временных затрат (если вы переписываетесь с одним заключенным, то пишете примерно одно письмо в полтора месяца). Зато что это значит для человека, который ищет общения в Боге!

http://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavn...

— Были ли тогда лицензии у духовных семинарий? — Поначалу у семинарий не было даже регистрации, потому что духовные школы при советской власти существовали только де-факто. Все привыкли жить по советским правилам и думали, что это продлится и дальше. Но процесс выхода Церкви из гетто был запущен, и Святейший Патриарх благословил лицензировать духовные школы в надежде, что в дальнейшем можно будет получить и государственную аккредитацию. Но министерство стало выдавать семинариям неполноценные лицензии, которые не давали права на последующую аккредитацию. — А как получал государственную аккредитацию Свято-Тихоновский богословский институт? — Для получения аккредитации нужно было преподавать по государственному образовательному стандарту. Своего стандарта у нас не было, но оказалось, что еще в 1992 году уже был утвержден государственный образовательный стандарт по теологии. Наша Церковь ничего об этом не знала, мы, когда открывали институт, тоже ничего об этом не знали. А когда поняли, что необходимо получать лицензию, узнали об имеющемся стандарте и стали выяснять, кто же это позаботился о введении теологии. Оказалось, что когда закрыли кафедры научного атеизма, которых было очень много (ведь научный атеизм преподавался в обязательном порядке во всех советских вузах), то без работы осталась целая армия преподавателей этих кафедр. Они сначала надеялись везде преподавать религиоведение и разработали атеистический стандарт по религиоведению. Но рабочих мест оказалось недостаточно, потому что учиться атеистическому религиоведению никто не стремился (все понимали, что преподавать будут те же самые " научные атеисты " ). Тогда они решили, что более успешной будет теология, поскольку верующих людей у нас в стране много и атеизм всем надоел. Решили ввести в перечень образовательных дисциплин теологию, изменив в своем религиоведческом стандарте буквально две фразы и назвав его стандартом по теологии. Атеистическая теология — это полный абсурд, но такой атеистический теологический факультет открылся в Барнаульском университете и начал готовить теологов-атеистов.

http://e-vestnik.ru/interviews/yubiley_p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010