Почему я был назначен Председателем комиссии по изучению богословия свящ. Георгия Кочеткова? 5 мая 2000 года, десять лет назад, было подписано распоряжение Святейшего Патриарха Алексия II о создании комиссии в составе семи человек — представителей Московской Духовной академии и Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Отмечаю, что не только из представителей Свято-Тихоновского Института, как говорится в полемике от 27 марта 2010 года, но и представителей Московской Духовной академии. До сих пор мне неизвестно — почему я стал Председателем комиссии. Со мной этот вопрос, как и вопрос о составе комиссии, не обсуждался. Какие отношения у меня были с о. Георгием Кочетковым и его последователями до начала работы комиссии? Я думаю, что вопрос об отношении к кочетковцам довольно важен, поэтому отвечу подробнее. В 1974 году осенью я стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и был таковым до августа 1978 года. Вот тогда-то на службах я начал замечать лица двух постоянных прихожан Патриаршего Богоявленского собора — будущего свящ. Георгия Кочеткова и А. М. Копировского. Они стояли, чаще всего, в северном крыле храма. Меня с ними никто не познакомил, но я знал, что это знакомые нашего старшего иподиакона — Сергия Соколова (впоследствии епископа Новосибирского). Так мне и не приходилось с ними общаться, но я всегда относился к ним доброжелательно. После окончания Академии знакомые наших знакомых устроили моё выступление при музее Древнерусского искусства им. преп. Андрея Рублева. А. М. Копировский подарил мне после выступления (об иконографии и песнопении «О Тебе радуется») медаль с силуэтом Спасского собора Андроникова монастыря. Отношения были при этом вполне доброжелательные. Я никак не общался после этого с Георгием и Александром, потому что наши пути не пересекались: я 11 лет служил диаконом в Николо-Хамовническом храме и писал работу о Великом каноне св. Андрея Критского. Не помню, в каком году была встреча представителей московского духовенства с Георгием Кочетковым, А. М. Копировским и их последователями. Позвали и меня. Я сидел вместе с московскими батюшками и слушал их выступления. Когда предложили и мне выступить, я тоже выступил и сказал о ценности сохранения традиций (не только святоотеческих, но и просто отеческих, т. е. «отцовских». Даже употребил слово «безотцовщина»). Мое выступление было не по указке сверху, а выражением того, что я думаю. Так я поступаю всегда во всех обстоятельствах, как поступали мои отцы и деды, оставаясь верны истине (это слово является синонимом древнего слова «правда») даже до смерти. Поэтому словоупотребление «правдолюбовская комиссия» для тех, кто знает Правдолюбовых, носит совершенно противоположный тому, что вкладывают в него кочетковцы, характер. Достаточно заглянуть в Православный церковный календарь и найти четверых Новомучеников и исповедников с этой фамилией: отца и трех его сыновей.

http://pravoslavie.ru/59362.html

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды — диплом лауреата и медаль митрополита Макария — лауреатам Макариевских премий в области гуманитарных наук 2023 года. Награды были вручены: в номинации «История Православной Церкви» первая премия — Федотовой Марине Анатольевне, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, за труд «Святитель Димитрий Ростовский: Житие, Служба, чудеса: Исследование и тексты»; вторая премия — Соболевой Ларисе Степановне, доктору филологических наук, профессору кафедры русской и зарубежной литературы Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, за труд «Сборник проповедей XVII века " Статир " : сакральные образы и автор» (дистанционно); третья премия — Павлову Дмитрию Владимировичу, магистру теологии, младшему научному сотруднику Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд « " До смерти я буду призывать вас к молитве " : жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)»; третья премия — Михайлову Андрею Юрьевичу, кандидату исторических наук, доценту кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, доценту кафедры отечественной истории и архивоведения Казанского федерального университета, за труд « " Канонист с горением Илииным... " : жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839-1915)»; молодежная премия — иеромонаху Ферапонту (Широкову), кандидату богословия, проректору по воспитательной работе, секретарю Ученого совета, доценту кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии Вологодской епархии, за труд «Вологодская духовная семинария во второй половине XIX — начале ХХ века»; молодежная премия — Дружинину Андрею Владимировичу, старшему преподавателю кафедры общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд «Подготовка пастыря в российской духовной школе: осмысление, дискуссия и практика (1808-1869 гг.)»;

http://radonezh.ru/2023/11/17/svyateyshi...

Мы начали читать просветительские лекции, отвечать на вопросы людей. Внутренняя логика развития требовала все новых и новых шагов. Пришлось осваивать непростую науку образовательной деятельности, убеждать недавних атеистов в том, что религиозное мировоззрение имеет не меньше прав на жизнь, чем атеистическое. Господь по молитвам наших святых указывал нам путь. Упорный труд принес свои плоды. Православный Свято-Тихоновский богословский институт превратился в университет. Создан и утвержден Министерством образования РФ образовательный стандарт по теологии. Открыто около 40 факультетов, отделений и кафедр теологии по всей России, причем больше половины — в государственных университетах. Выпущены 2725 специалистов, бакалавров и магистров, получивших богословское образование или гуманитарное на базе православного мировоззрения, имеющих дипломы государственного образца. Более трехсот — служат в священном сане. Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении закон об аккредитации духовных школ, которого мы добивались много лет. Стала развиваться богословская и церковно-историческая наука. Серьезные диссертации, большое количество новых книг, огромные базы данных, множество новых архивных документов, расписанные храмы, новые иконописцы, регенты и певчие, дипломированные пастыри — за все мы должны усердно благодарить Господа, так как без явной помощи Божией все это было бы невозможно…   Поздравительное послание ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву, профессорам, преподавателям и учащимся Ваше Высокопреподобие! Юбилейные торжества всегда являются большим праздником, но вместе с тем мы пересматриваем пройденный путь, подводим итоги и составляем план дальнейшего развития. 15 лет — сравнительно небольшой отрезок времени, и он был Вами достойно пройден. Ваш университет показал высокий академический и духовный уровень и достиг такого состояния, когда, как говорил великий грузинский подвижник святой Гавриил, епископ Имеретинский, вера становится научной, а наука — духовной. Те богословские и научные программы, которые преподаются в Вашем университете, весьма своевременны и отвечают запросам современного общества, особенно молодежи.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

Приход храма Живоначальной Троицы, что в Вишняках, известен с 1642 года. Существующее здание храма построено в 1815 году. Освящено 18 мая 1824 года святителем Филаретом (Дроздовым) Московским. Главный престол освящен в честь Пресвятой Троицы. Правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Левый придел в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и новомучеников Российских. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1922 году. В 1991 году здание храма было приписано к приходу храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецах. 08 июня 1994 года освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. http://vishnyaky.cerkov.ru/ С 1642 года храм известен как деревянный. В 1678 году на его месте выстроен каменный храм. Ныне существующее здание возводилось по частям. В 1804-1811 годах построена тёплая трапезная вместо старой. Во время пожара 1812 года храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 году, полностью - к 1824 году, тогда же храм приобрел современный вид - ротонда на четверике с двумя ионическими портиками и крупной апсидой. В 1826 году, в связи с расширением Пятницкой улицы, снесена старая колокольня и выстроена новая многоярусная колокольня со шпилем. В трапезной были приделы Иерусалимской иконы Божией Матери и Илии Пророка. Церковь закрыта не раньше 1929 года. В 1994 году храм был вновь освящен. Приписан к Николо-Кузнецкому храму Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Троицы в Вишняках, при Свято-Тихоновском богословском институте церковь (Пятницкая улица, дом 51). В XVII в. на этих землях обосновалась стрелецкая слобода, названная по имени стрелецкого головы «Матвеева приказа Вишнякова», от которого произошло наименование урочища, а ныне – переулка. Свою документальную историю храм ведет с 1642 г., когда он был деревянным. Каменный рядом со старым построили в 1678 г. В 1706 г. к храму пристроили придел Иерусалимской иконы Божией Матери, расширенный в 1735 г. Второй придел пророка Илии устроили в конце XVIII века. Первой по времени в 1804 г. перестроили ныне существующую трапезную с двумя приделами. Ее архитектура типична для московского зрелого классицизма: пластичные скругленные углы, центр фасадов выделен тройным окном, строгий декор дополнен круглыми нишами и рустом. До пожара успели, в основном, возвести и сам новый храм. Однако в 1812 г. он сгорел и отстраивался заново с 1815 по 1824 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02236

6. М. С. Иванов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 7. Н. В. Лосский, профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. 8. Б. А. Нелюбов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 9. А. И. Сидоров, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им русских православных приходов в Тунисе с 24 по 27 марта сего года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о направлении делегации Русской Православной Церкви на Европейскую экуменическую встречу, организованную Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы, которая будет проходить в Страсбурге (Франция) с 19 по 22 апреля 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в Европейской экуменической встрече в Страсбурге направить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Архиепископ Клинский Лонгин – глава делегации; 2. Е. С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 3. А. В. Елисеев, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 4. Д. С. Синяков, студент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии представителя Русской Православной Церкви в работе Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Митрополита Солнечногорского Сергия в связи со значительной рабочей нагрузкой освободить от членства в Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, выразив ему благодарность за понесенные труды. 3. Членом Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу от Русской Православной Церкви назначить епископа Сергиевского Василия. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Берлинской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

20. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 21. иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 22. священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии 23. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 24. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры 25. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии 26. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 27. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба " Катехон " » при Институте философии РАН 28. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии 29. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии Комиссия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни 1. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — председатель 2. протоиерей Кирилл Шевцов, клирик Московской (городской) епархии, — секретарь 3. митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления 4. митрополит Липецкий и Задонский Арсений 5. митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион 6. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн 7. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 8. митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии 9. митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 10. митрополит Владивостокский и Приморский Владимир 11. архиепископ Рузский Тихон

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Мой опыт, который лег в основу этой книги, конечно, не полон и односторонен. Наверное, каждый больничный священник может рассказать о своем служении по-своему. В тексте иногда звучит назидательная интонация — потому только, что эти требования я отношу к себе. То, что я написал, не нужно считать обязательной инструкцией для начинающего священника. Бывают схожие ситуации, но каждый больной, к которому ты приходишь, уникален, а условия, в которых совершается больничное служение, все время меняются. Писать книгу мне было трудно, но и нельзя было не писать: для меня очень дорого все, что связано в моей жизни с больницей. Я обращался за помощью и советом ко многим людям, и благодаря им, на мой взгляд, книга стала намного лучше. Она получилась настоящим соборным трудом. Меня очень поддержал прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Без него я бы не решился на этот труд, несоразмерный моим силам и талантам. Я очень благодарен ему и за то, что он нашел время внимательно познакомиться с рукописью, помог важными советами и замечаниями. Много ценных поправок предложил прот. Николай Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), и его помощницы Дарья Орешина и Татьяна Крихтова, сотрудники научной лаборатории социологии религии ПСТГУ. Вошло в текст книги и то, что я узнал от о. Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, от о. Феликса Стацевича и других добрых пастырей. Благодарю священников, интервью с которыми помещены в конце книги: прот. Иоанна Емельянова, старшего священника больничного храма св. блгв. царевича Димитрия, прот. Романа Бацмана, настоятеля больничных храмов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, прот. Андрея Близнюка, руководителя группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, преподавателя ПСТГУ, прот. Владимира Новицкого, в прошлом — врача-психиатра, много лет окормляющего психиатрическую больницу. Мы много работали над текстом этой книги с Инной Карповой, редактором издания. Без нее этой книги не было бы.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Прозоров В. Иоанн Кассиан//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Светлов М. Преподобный Иоанн Кассиан, его жизнь и аскетические творения//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1894. – Т. 4. Серафим (Роуз) Православное монашество в Галлии V – VI веков. – СПб., 1996. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.237–253. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.162–166, 238–243. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. – Клин: Фонд " Христианская жизнь, 1999. С.146–209. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменоости (IV – первая половина V века). Учебное пособие по патрологии. –  Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.245–302. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.242–243. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    Смирнов Ф.А. Монашество//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.II. Феодор (Поздеевский) иеромонах. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского). – Казань, 1902. Феодор (Поздеевский), архимандрит. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Его жизнь и богословско–аскетические воззрения). – Казань, 1908. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.40–44. 2568. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007. Библиография работ автора: Писания преподобного Отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина/  Пер. с лат.:  еп. Петр. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. (Репринт изд. 1892 г.). То же: М.: АСТ; Минск:  Харвест. 2000. Обозрение духовной брани//Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2861319

В 1991 г. при храме выстроен крестильный храм во имя равноапостольного князя Владимира, в котором находится баптистерий для крещения взрослых. На церковной территории расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского богословского института. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни Здание трапезной является частью комплекса храма святителя Николая в Кузнецах. Оно было построено в 1847 году – на 200 лет позже каменной версии храма. К счастью, его не постигла судьба большинства культовых сооружений. Храм оставался во владении церкви весь советский период, поэтому строения комплекса сохранили свой исторический архитектурный облик. Сегодня храмовый комплекс – не только место богослужений. Здесь работают православная воскресная школа, гимназия и богословский университет. Туристическая привлекательность комплекса в целом и трапезной в частности обусловлена возможностью хорошо осмотреть его изнутри и снаружи. Административный корпус Православного Свято-Тихоновского университета. Адрес: Москва, улица Бахрушина, дом 2 дробь 5, строение 1 Дом 2/5 по улице Бахрушева был построен в 1907 году, но на сегодня от него остался только фасад. Ранее дом предназначался для проживания причта храма святителя Николая. Другой стороной здание выходит в переулок Вишняковский, 13. Сейчас в нём расположен административный корпус православного университета, который является частью храмового комплекса. Здание построено в классическом стиле своего времени, который был полностью сохранён при его реконструкции. К счастью, дом не пошёл под снос и вносит свою лепту в застройку старой Москвы. Это можно сказать и о нескольких других старых зданиях на улице Бахрушина. Известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер приехал в Москву в 1950 г. из Болгарии. Патриарх Алексий (Симанский) назначил его настоятелем Николо-Кузнецкой церкви, но жильём в Москве, естественно, обеспечить не мог. Голь на выдумки хитра: в колокольне церкви настоятель оборудовал " четырехэтажную квартиру " . В ней семья и получила прописку ( " Вишняковский пер., 15 - служебное помещение " ). На первом этаже находилась кухня, на втором - кабинет-столовая, на третьем - спальня. Мебель, привезенная из Болгарии, осталась нераспакованной и хранилась в сарае на церковном дворе. В соседнем сарайчике-избушке поместился рояль - там проходили занятия музыкой сына о. Всеволода Ивана - будущего народного артиста РСФСР.

http://sobory.ru/article/?object=02235

В этом храме служили замечательные священнослужители — это и его настоятель блаженно почивший архиепископ Серафим (Соболев), и протопресвитер Георгий Шавельский, который некоторое время был клириком этого храма, и протоиерей Андрей Ливен. В течение некоторого времени в тридцатые, сороковые годы сюда регулярно приходил на молитву и совершал богослужения замечательный священник протоиерей Всеволод Шпиллер, которого позже прозвали «московским златоустом». Эти люди смогли сплотить русскую православную общину и создать здесь живой православный русский приход. Мы много говорим о парижской эмиграции, о парижском богословии. Действительно, прекрасные священники и богословы трудились, жили во Франции и заложили основу парижской богословской школы, но есть маленькая ниточка, которая тянется от нашего храма к современному богословию: отец Всеволод Шпиллер, который после войны возвратился в пределы России, был духовным чадом владыки Серафима (Соболева). В свое время он стал духовным отцом основателей Свято-Тихоновского богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ); таким образом, духовно-интеллектуальная традиция, которая зародилась здесь, связана с современной жизнью Русской Православной Церкви. Времена изменились, и сегодня храм — не только средоточие русской эмигрантской общины, не только посольская церковь. Можно сказать, что это одновременно дом и для многих посольских людей, которые приходят сюда молиться, и для соотечественников стран канонической территории Русской Православной Церкви. Представители организаций соотечественников во множестве представлены в нашем храме, и это не случайно, ведь Русская Православная Церковь во всех странах ее канонической ответственности является духовной силой, которая способна объединить многих людей». На память о посещении храма игумен Филипп преподнес Святейшему Владыке образ святителя Николая. В свою очередь Его Святейшество приветствовал собравшихся: «Досточтимый отец Филипп! Дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/2192694.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010